Не исключено, что перевод данного чинопоследования был связан с сербскими или болгарскими монастырями Афона, где шла активная переводческая работа важнейших канонических текстов 10 . Весьма вероятно, что на Афоне был подготовлен перевод более расширенной, нежели в венецианском Требнике, версии чинопоследования. Две сербские рукописи XVI в., происходящие с Афона и доставленные в Москву Арсением (Сухановым) , включают чин присоединения католиков через миропомазание: ГИМ, Синодальное собр., 307 (Требник из монастыря Пантократор, далее — Синод. 307 ) 11 и ГИМ, Синодальное собр., 324 (Устав церковный со статьями Требника, далее — Синод. 324 ) 12 . Обе рукописи содержат почти идентичный текст чина присоединения католиков, единственным различием является приведение полного текста Символа веры в Синод. 307 , в то время как в Синод. 324 помещено лишь его начало. В XVI в. перевод греческого чинопоследования получил распространение в рукописной традиции западнорусской Киевской митрополии (юрисдикция Константинопольского Патриархата). Он представлен в рукописях 1й половины XVI в.: ГИМ, Синодальное собр., 310 (канонический сборник), и РГБ, собр. Гранкова (ф. 711), 29 (богослужебный сборник со статьями Служебника, Архиерейского Чиновника и Требника, 30–40:е гг. XVI в., далее — Гранков 29 13 ). Чин был опубликован в Требнике (Стрятин, 1606) под редакцией Памвы Берынды и Симеона Будзыны. Требник, как и другие издания стрятинской типографии, вышел по благословению Львовского епископа Гедеона (Балабана). Публикация в стрятинском Требнике оказалась наиболее полной. Памва Берында, знавший греческий язык, очевидно, сверил церковнославянский текст с греческим. Требник. Венеция, 1538–1540 гг. Сербский текст по Синод. 324 Западнорусский текст по Гранков 29 Требник. Стрятин, 1606 Сице приемлем приходящих от латинские веры к нашеи правеи вери. Сице подобает приемати приходещих от латинскые веры к нашеи правеи вере. Чин бываемый, како приимати приходящих от латынскыя веры к нашеи вере хр[ис]тьянстеи.

http://azbyka.ru/grecheskij-chin-prisoed...

Служба всем святым. Творение святейшего патриарха Константина града Филофея. Канон, ему же краегранесие: Всех въспеваю ликы святых, патриарх Филофей. Лежит же «патриарх» в первых песнех, «Филофей» же в последних – богородичнох. Глас четвертый. («Желающу чины святых въспевати...») В каноне чередуются тропари Христу, богородице, апостолам, мученикам, Предтече. После первой песни – катавасия, после третьей – седален, после шестой – «кондакы всем святым и икоси, подобно акафисту»,– 12 кондаков и 12 икосов.– 1) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 20 об.–31; 2) ГБЛ, МДАфунд., 77, Минея общая, кон. XV в., лл. 449–454 об.; 3) ГИМ, Волокол., 211, Канонник, XVI в., лл. 83–92 об.; 4) ГИМ, Синод., 503 (774), Собрание канонов и молитв, XVI в., лл. 291 об.–360; 5) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 435, Канонник, XVI в., лл. 118 об.–133 (не полностью). б) Правило молебно (в) четвертую седмицю, в неделю всех святых. Канон – творение святейшаго патриарха Костянтина града кир Филофея («Отверзи устые ми, светодавче, и просвети мя...»).– 1) ГИМ, Синод., 502 (470), Правило молебное, нач. XVI в., лл. 347 об.–371; 2) ГИМ, Синод., 509 (775), Канонник, XVII в., лл. 50–63. 7. Служба Григорию Паламе , исполняемая во вторую неделю великого поста. «Ποοις εφημιν σμασιν. . .» Филарет Гумилевский (Исторический обзор..., стр. 370) указывает венский греческий кодекс 324. «Киими благохвалений песньми...» Входит в Постную Триодь. 8. Служба господу Иисусу. Две стихиры и канон. Святейшаго и вселенскаго патриарха кир Филофеа служба господу нашему Иисусу Христу (нач. стихир «Съходяй, царю, естеству человечьскому...»). Канон, емуже краегранесие: Царя и священника тя единого чту («Царя всячьскому и господа...»). – 1) ГРМ, др./гр., 15, Канонник Кирилла Белозерского, 1407 г., лл. 208–218 об.; 2) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 36 об.–42. 9. Правило молебное Иоанну Крестителю. Правило молебно к святейшему в пророцех Предтечи и крестителю Христову Иоанну, певаемо в понедельник вечер[ом] или на ут[рене] в вторник, ему же краегранесие: начаткы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 755 (л. 84—105: 70 лет и 50 лет) (число 70 позднее исправлено на 78) — 50–е годы XV в. Филигрань: Корона — типа Лихачев, 2570 (1461 г.). 2) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевы Лавры), 763 (л. 79—98: 70 лет и 50 лет — число 70 позднее исправлено на 78)— 50–е годы XV в. Описание см. в разделе Четвертой Пахомиевской редакции, Троицкого вида. 3) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 705 (л. 106—123 об.: 70 лет и 50 лет) — 60–е годы XV в. Описание см. в разделе Четвертой Пахомиевской редакции, Синодального вида. 4) РНБ, Софийское собр., 1384 (л. 250—264 об.: 70 лет и 50 лет)— 1490 г. 5) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 643 (л. 175 об. — 197 об.: 70 лет и 50 лет) — кон. XV в. Описание см. в разделе Пятой Пахомиевской редакции. 6) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Строице–Сергиевой Лавры), 466 (л. 372—386: 70 лет и 50 лет — позднее исправлено на 78 и 55) — 1505 г., Москва, монастырь Николы Старого. Основной писец — знаменитый каллиграф Михаил Медоварцев. Медоварцевым написан киноварный заголовок и несколько первых строк на л. 372, текст на л. 374—375 об. и несколько первых строк на л. 376, несколько строк на л. 376 об., текст на л. 379 об. — 380. Остальной текст писан другим писцом. 7) ГИМ, собр. Е. В. Барсова, 1396 (л. 92—104 об.: 70 лет и 50 лет) — нач. XVI в. Филигрань: Рука под звездой — Брике, 11165 (1505 г.). Последние листы утрачены, текст обрывается на словах: «зло вси скорбни быша и хождаху сту…» 8) РГБ, ф. 173/I (Фундаментальное собр. библиотеки Московской Духовной Академии), 88 (л. 398—414: 78 лет и 50 лет — причем число 50 позднее переправлено на 55) — сер. 20–х годов XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 9) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо–Волоколамского монастыря), 644 (л. 407—424: 78 лет и 50 лет) — второй половины 20–х годов XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 10) ГИМ, Епархиальное собр., 387 (л. 151—174: 78 лет и 55 лет) — второй половины 20–х годов XVI в.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

137. 464 Солженицын А.И. Сахаров и критика «Письма вождям»//Солженицын А.И. Собр. соч.: В 9 т. Т. 7. С. 171–172. 469 Роднянская И.Б. Уроки четвёртого узла//Роднянская И.Б. Движение литературы. М., 2006. Т. 1. С. 664. 472 Иоанн, архиепископ Сан-Францисский. Избранное/Сост., авт. вступ. ст. Ю. Линник. Петрозаводск, 1992. 473 Шаламов В.Т. Золотая медаль//Шаламов В.Т. Собр. соч.: В 6 т./Сост., подгот. текста, прим. И. Сиротинской. М., 2004. Т. 2. С. 206–207. 476 Солженицын А.И. Красное Колесо. Узел I. Август Четырнадцатого. Кн. 2//Солженицын А.И. Собр. соч.: В 30 т. М., 2006. Т. 8. С. 61. 478 Шаламов В.Т. – Н.И. Столяровой//Шаламов В.Т. Собр. соч.: В 6 т./Сост., подгот. текста, прим. И. Сиротинской. М., 2005. Т. 6. С. 387. 482 Солженицын А.И. Перерождение гуманизма//Солженицын А.И. Собр. соч.: В 9 т. М„ 2005. Т. 8: Публицистика: На Западе. 1990–1994; В России. 1994–2003. С. 513, 512. 484 Солженицын А.И. Слово при получении премии «Фонда свободы»//Солженицын А.И. Собр. соч.: В 9 т. Т. 7... С. 232. 487 Солженицын А.И. Доклад на IV Рождественских образовательных чтениях при Московской Патриархии//Солженицын А.И. Собр. соч.: В 9 т. Т. 8... С. 334. 489 Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛаг...//Солженицын А.И. Малое собр. соч.: В 7 т. М, 1991. Т. 6. С. 375. 499 Солженицын А.И. «Русский вопрос» к концу XX века//Солженицын А.И. Собр. соч.: В 9 т. Т. 8... С. 204. 505 Солженицын А.И. Речь в Государственной Думе//Солженицын А.И. Собр. соч.: В 9 т. Т. 8... С. 266. 506 Солженицын А.И. Интервью с Питером Холенштейном//Между двумя юбилеями (1998–2003): Писатели, критики и литературоведы о творчестве А.И. Солженицына: Альманах/Сост. И.А. Струве, В.А. Москвин. М., 2005. С. 56. 510 См.: Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России. М, 1985; Он же. Иван Грозный. М, 1989. 511 См.: Зимин А. Опричнина Ивана Грозного. М, 1964. Того же мнения придерживался и другой видный советский историк – Р.Г. Скрынников (см.: Скрынников Р.Г. Начало опричнины. Л., 1966; Он же. Опричный террор. Л., 1969; Он же. Иван Грозный. М, 1975. Он же. Царство террора. СПб, 1992). 512 См.: Зимин А.А. Россия на пороге нового времени: Очерки политической истории России первой трети XVI в. М, 1972; Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М, 1982. 513 См.: Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России: Изыскания о земской реформе Ивана Грозного. Л., 1969; см.: Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XV–XVI вв. М, 1969. 514 Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным/Подгот. текста Ю.Д. Рыкова; пер. О.В. Творогова; ком. Я.С. Лурье, Ю.Д. Рыкова//Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XIV века. М., 1986. С. 17. Читать далее Источник: Труды Саратовской Православной Духовной семинарии : Сборник/Саратовская православная духовная семинария Саратовской Епархии Русской Православной Церкви. - Саратов : Изд-во Саратовской епархии, 2007-./Вып. 4. - 2010. - 303 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

496 Летописец 1619–1691 гг.//ПСРЛ. Т. 31. М., 1968. С. 199; Богданов А. П. Россия при царевне Софье и Петре I. Записки русских люден. М., 1990. С. 85. 498 Восстание в Москве 1682 года. Сборник документов. М., 1976. С. 94–95:97:102:179:186–187:192:194. 500 ГИМ. Синодальное собр. 986/904. Л. 278 об. – 287 (с рисунком троеперстного перстосложения). О стиле сего сочинения верно судил археограф, описавший рукопись как «Указ митрополита… о троеперстии». 502 Tagebuch des Generalen Patrick Gordon, wahrend seiner Kriegsdienste unter den Schweden und Polen vom Jahre 1655 bis 1661seines Ausenthaltes in RuBIand vom Jahre 1661 bis 1699. Bd. 2. Moskau – St. Petersburg, 1851. S. 309:311. 507 см. Чин возведения на патриарший престол святейшего кир Адриана митрополита Казанского и Свияжского: ДРВ. Изд. 2–е. Ч. VIII. М., 1788. С. 329–360. Ср. NCЗ–I. Т. 3. 1381. 510 Есипов [Г. В.] Раскольничьи дела XVIII века. Т. II. М., 1863. Приложение. С. 76–96. Текст опубл. как «Адриана Патриарха грамоты» по рукописи Академии наук 84 (видимо, БАН. 34.6.66). см. также РНБ. Софийское собр. 1227. Содержащий обширную подборку грамот Адриана сборник «Икона» см. также: РНБ. Погодина 1115; Российский гос. исторический архив. Ф. 834. Оп. 2. 1734; РГБ. Ундольского 210. 511 Есипов [Г. В.] Раскольничьи дела XVIII века. Т. II. М., 1863. Приложение. С. 64–72 (возможно, по рукописи РНБ. Q.I.72). см. также РНБ. Софийское собр. 1503; собр. Толстова Q.III.85; ГИМ. Собр. Царского 441:444. 473. 513 ГИМ. Синодальное собр. И. Рукопись 24. Л. 432–436. Здесь же (рукопись 25. Л. 437–444) окружная грамота патриарха Адриана против брадобрития. 514 См.: Овчинникова Е. С. Портрет в русском искусстве XVII века. М., 1955. Ср.: Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. М., 1984; и др. 516 Прозоровский А. А. Сильвестр Медведев (его жизнь и деятельность). Опыт церковно–исторического исследования. М., 1896. С. 237–238:255. 518 Евгений [Болховитинов]. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко–российской церкви. Изд. 2–е. М., 1827. Т. I. С. 195.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Польский текст пьесы (по списку ГИМ, Синод, собр., 731, л. 294–301) и его перевод печатаются впервые. 1 Сад лучший… – Гефсиманский сад, где молящийся Христос был схвачен стражниками, приведенными Иудой Искариотским (Матф., 26:36–50). Гефсиманский сад стал символом «возвращенного рая». 2 Анна – тесть иудейского первосвященника Каиафы, член синедриона – верховного судилища (Иоанн, 18:13–24). 3 Кайафа – иудейский первосвященник, член синедриона (Матф., 26:57–75). 4 Иосиф з Никодимом… – Иосиф Аримафейский, иудейский князь, тайный последователь учения Христа. Никодим, иудейский князь, начальник всадников в охране Понтия Пилата, уверовавший в божественность Христа (Иоанн, 19:38–42). Никодиму приписывается составление одного из апокрифических («отреченных») евангелий. «Рифмологион, или стихослов» Сборник «Рифмологион» дошел до нас только в одном списке Государственного Исторического музея в Москве (Синод, собр., 287), хотя отдельные стихотворения, включенные в него встречаются в составе других рукописей (ГИМ, Синод, собр., 877; ГИМ, Синод, собр., 731, ЦГАДА, ф. 381, 1800), а также в собрании славянских рукописей Государственной библиотеки Австрии в Вене (Codex slav., 174 и др.). Составлен автором из стихотворных произведений преимущественно панегирического содержания, созданных в 1650–1670-е годы. В нем представлены разнообразные виды приветственных декламаций на разные случаи жизни. Вошли в сборник и 5 книжиц, посвященных особо важным событиям в царской семье и государстве: «Благоприветствование царю Алексею Михайловичу по случаю рождения сына Симеона» (1655), «Орел Российский» (1667), «Френы, или Плачи всех санов и чинов православного Российского царства о смерти царицы Марии Ильиничны» (1669), «Глас последний ко Господу Богу царя Алексея Михайловича» (1676), «Гусль доброгласная» (1676). Симеон Полоцкий также включил в сборник две свои пьесы «Комедию притчи о блудном сыне» и трагедию «О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженых». Как уже упоминалось, эти пьесы впервые были опубликованы в конце XVIII в. Н. И. Новиковым в «Древней Российской Вивлиофике». Фрагменты отдельных произведений из «Рифмологиона» напечатаны И. П. Ереминым (с. 108–205).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Список дефектный: между листами 22 и 23 отсутствует один лист. Характерно чтение – «вижь смиренаго варвара». 2) РНБ, Софийское собр., 1389 (л. 484–492). Сборник конца 80-х – начала 90-х годов XV в. Филиграни: Голова быка под стержнем с литерой Z – Брике, 15193 (1484–1487 гг.); Агнец под знаменем – Брике, 23, 24 (1481–1495 гг.); Голова быка под стержнем с короной, над которой цветок и трилистник – Брике, 14592 (1488–1498 гг.); Единорог – типа Брике, 10186 (1487 г.). Судя по почерку, писец – новгородской школы. По л. 1–4 запись: «Книга Кириллова монастыря». В списке первоначально читалось «вижь смиренаго варвара», но «смиренаго» переделано в «свирепаго». Текст списка публикуется в настоящем издании. 3) РНБ, Софийское собр., 1486 (л. 193 об. – 203 об.). Сборник начала XVI в. Одним почерком писаны л. 183–194 об., другим почерком – л. 195–203 об. На л. 183–197 знак Руки в рукавчике, на л. 198–203 Герб города Парижа ­­ Лихачев, 2944 (1504 г.). Список является копией с протографа Соф., 1389. Характерно чтение: «вижь свирепаго варвара» (так и во всех последующих списках). 4) ГИМ, Собр. Чудова монастыря, 333 (л. 72 об. – 77 об.). Сборник начала XVI в. Филигрань: Литера В – Лихачев, 1440, 1441 (1513 г.). Почерки писцов Московской митрополичьей кафедры. 5) РНБ, Собр. Общества любителей древней письменности, F.451 (л. 565 об. – 577). Торжественник середины XVI в. Филиграни: Рука под 6-конечной звездой – Лихачев, 1750–1753 (1551 г.); Литеры RP в картуше – Лихачев, 4064 (1554 г.). 6) РНБ, Софийское собр., 1424 (л. 260 об. – 269 об.). Четья минея 50-х годов XVI в. Филигрань: Кораблик – Брике, 11972 (1540– 1553 гг.). По нижнему полю первых листов запись XVII в.: «Книга Елизарова монастыря». 7) РНБ, Софийское собр., 1469 (л. 177–188). Сборник 50–60-х годов XVI в. Филиграни: Сфера под звездой – Брике, 14007 (1559– 1562 гг.); Рука под звездой – Брике, 11365 (1557 г.). По нижнему полю первых листов запись XVII в.: «Книга Нилова скита Сорские пустыни». 8) ГИМ, Синодальное собр., 90 (л. 241–250).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

405–406). Приведенные слова сразу определяют хронологию событий: Иван Иванович (вторым браком) и Федор Иванович женились в 1575 г. 674 Затем описывается череда чудес, открывающаяся чудом 20 июля, причем назван и день недели: пятница. Чудеса продолжались до 31 августа, после чего епископ Варлаам «известил» царя и митрополита Антония о чудесах Евфросинии. Митрополит собрал собор и повелел составить стихиры и канон преподобной и установил ей празднование 25 сентября. Поскольку митрополит Антоний правил до 1581 г., то в промежутке между 1575 и 1581 г. день 20 июля совпадает с пятницей лишь однажды – в 1576 г.; следовательно, все описанные события произошли в 1576 г., и этим годом датируется канонизация Евфросинии Суздальской. Далее Варлаамом описываются чудеса исцеления октября-декабря (1576 г.), марта-сентября (1577 г.), января-октября (1578 г.) и 21 февраля (1579 г.). Епископ Варлаам занимал Суздальскую кафедру в 1570–1586 гг., поэтому создание Жития Евфросинии Суздальской редакции Варлаама следует датировать 1579–1586 гг. Старшим списком Жития Евфросинии редакции Варлаама является: РГБ, ф. 304 I (Главное собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 665. Минея четья на сентябрь Германа Тулупова, датируется 1627 г. Житие Евфросинии Суздальской находится на л. 365–412 об., заголовок: «Месяца септеврия в 25 день. Черноризца смиреннаго инока Григория Суждаля града, монастыря святого Еуфимиа чюдотворца, исповедание вкратце житиа и жизни преподобныя и благоверныя княжны Еуфросинии Суждальския». Далее, редакцию Варлаама отражает группа лицевых списков Жития Евфросинии Суздальской XVII века, подробно изученных Ю. А. Грибовым 675 : РГБ, ф. 733 (Смоленское собр.), 16 (л. 17–117) – около 1660 г.; ГИМ, собр. П. И. Щукина, 416 (л. 1–93 об.) – 70-е годы XVII в.; РНБ, собр. Общества любителей древней письменности, F.233 (л. 1–98) – 70-е годы XVII в.; Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник, В – 29600 1482 – датируется 1676–1682 гг. 676 ; РГАДА, ф. 201 (Собр. М. А. Оболенского), 18 – конец 70-х – начало 80-х годов XVII в.; ГИМ, Музейское собр., 3437 – 70–80-е годы XVII в.; РНБ, собр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

34) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 727 (л. 85–88 об.) – 1632 г. Писец – Герман Тулупов. 35) РГАДА, ф. 201 (Собр. М. А. Оболенского), 74 (л. 83 об. – 84) – 30-е годы XVII в. Краткая запись о Сергии Радонежском под 25 сентября: «Сергии родом ростовець, от отца бояр менших. Преже пострижения вселился в пустыню и созда монастырь, в нем же и постри-жеся, иде же ныне лежит тело его святое. И успе в лето 6900, жив лет 78». Филиграни: Двуглавый орел, на щите литеры ID – Дианова и Костюхина, 1024 (1628–1629 гг.); Двуглавый орел, на щите литеры IM – Гераклитов, 126 (1638 г.); Ворота – Гераклитов, 41 (1638 г.); Дианова и Костюхина, 30 (1635–1639 гг.). 36) РНБ, Соловецкое собр., 699/807 (л. 68–71) – 30-е годы XVII в. 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 466 (л. 278–287) – 1505 г. Писец – Михаил Медоварцев; Москва, монастырь Николы Старого. 2) РНБ, Софийское собр., 1364 (л. 280–295) – около 1547 г. Проложная редакция, продолженная по Синодальному виду Четвертой Пахомиевской редакции, текст доведен до главы «О беснующемся велможи», кончается словами: «бе велможа вдале от Лавры преподобнаго отца нащего Сергея на реце Волзе глаголемеи». На л. II форзаца помещена вкладная запись 1547 г. старца Аркадия в Кирилло-Белозерский монастырь. Филигрань: Рука под короной с 5 фестонами – типа: Брике, 10907 (1534–1537 гг.). 3) ГИМ, собр. И.А. Вахромеева, 50 (л. 100–109 об.) – 20-е годы XVII в. Соединение Проложной редакции с Синодальным видом Четвертой Пахомиевской редакции. Текст кончается рассказом о пострижении Сергия. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под пирамидой из кружков – типа: Дианова и Костюхина, 766 (1623 г.); Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на тулове литеры P и GO – Гераклитов, 459 (1626 г.). 4) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 694 (л. 400–409) – 1633 г. Копия списка Троиц. 466, писец – Герман Тулупов. В ранней рукописи Стишного пролога РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 717 второй четверти XV века (филигрань: Наковальня – типа: Брике, 5956 гг.]) имеется несколько вставок XVI в., посвященных памяти Преподобного Сергия Радонежского. Так, на вклеенном листе 322а почерком второй четверти XVI в. вписана особая редакция жития Сергия Радонежского, представляющая сильное сокращение Проложной редакции, но со вставкой дополнительного фрагмента:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иван Калита назван «вседержавным и всея Руси великим князем», к характерным чтениям относятся: «мнози человеци поведают», «украде у некоего суседа овцю», великий князь посылает не «весть», а «вестника» к митрополиту, и др. 1) ГИМ, Собр. А. С. Уварова, 46 (1°) (л. 379 об. – 386). Сборник начала XVI в. Филиграни: Голова быка с перечеркнутым стержнем – Брике, 15251 (1492–1503 гг.); Тиара – Брике, 4895 (1498 г.); Литера Р под цветком – Брике, 8361 (1500–1502 гг.); Кувшин с одной ручкой под крышкой – Брике, 12493 (1510 г.). Заголовок: «Месяца августа 26. Стретение иконы чюдотворныя, нарицаемыя Пречистыя Владимерскиа, ею же списа еуангелист Лука». 2) РГБ, ф. 7 (Собр. Амфилохия), 16 (л. 252–259). Первая часть сборника (л. 1–179) писана в 1513 г., другим почерком написаны л. 181–281 об. на бумаге со сходной филигранью, следовательно – вскоре после 1513 г. 3) РНБ, собр. М. П. Погодина, 561 (л. 280 об. – 284). Минея служебная 20–30-х годов XVI в. Филиграни: Голова быка под крестом с 5-лепестковым цветком, обвитым змеей, – Лихачев, 1407 (1512 г.); Литера Р под розеткой (1-й вариант) – Лихачев, 1586 (1531 г.); Литера Р под розеткой (2-й вариант) – Лихачев, 1554 (1529 г.); начиная с л. 263 бумага без филиграней. 4) РНБ, собр. М. П. Погодина, 871 (л. 219–226). Сборник 30-х годов XVI в. Филигрань: Тиара – Брике, 4969 (1531 г.). 5) РГБ, ф. 92 (Собр. С. О. Долгова), 48 (л. 22 об. – 31). Сборник конца XVI в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с трилистником, на тулове литеры GD – Лихачев, 1955 (1594 г.). 6) РНБ, Собр. Общества любителей древней письменности, F.217 (л. 80–85). Сборник начала XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под пятью полумесяцами, на тулове литеры О IL – Дианова («Кувшин»), 387 (1606 г.). Копия списка Долгова. 7) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 281 (л. 116 об. – 123 об.). Сборник второй четверти XVII в. 8) РНБ, Собр. Общества любителей древней письменности, Q.198 (л. 1–10 об.). Сборник конца 50-х – начала 60-х годов XVII в. Филигрань: Голова шута с 7 бубенцами – Дианова и Костюхина, 424 (1656 г.). По нижнему полю первых листов запись: «Лета 7171-го году месяца ноября в 6 день сия книга соборник Бронные слободы, что за Тверскими вороты, в приход Иоанна Богослова, Василия Иванова сына Шарапова».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010