«Книга Правила Никоновы в десть, писаная» (л. 164) – возможно, есть рукопись конца XIV в. под названием «Пандекты» Никона Черногорца (ГИМ, Музейское собр. 3449) со вкладной записью патриарха Никона на л. 4–115 1181 ; ею могла стать книга «писмяная в десть, правило Никонское», в 1658 г. присланная с домовой казной патриарха Никона в Воскресенский монастырь 1182 . «Книга Патерик скитцкой в полдесть, писаный» (л. 164) – это мог быть «Патерик Синайский», на пергамене, конца XI в. (ГИМ, Синодальное собр., 551), со вкладной записью патриарха Никона на л. 5, 7, 9, 10, 12–19, 21–38 1183 ; или Патерик скитский (ГИМ, Воскресенское собр., 120-бум.), на л. 5–29 которого имеется скрепа патриарха Никона 1184 . Рукописи под названием «Книга писменая в полдесть, скитцкихъ иною, и святыхъ отецъ», «Патерикъ разныхъ святыхъ въ полъдесть, харатейная» и «Патерикъ, различныхъ святыхъ повсти, въ полъдесть» были присланы с домовой казной патриарха Никона в Воскресенский монастырь 1185 . «Книга Пролог с марта на сентябрь» и «Книга Пролог с сентября по мартъ» (л. 165) – две части Пролога; возможно, один из этих томов (первая часть – с сентября по февраль включительно) был отдан патриархом Никоном в библиотеку Ново-Иерусалимского монастыря; ГИМ, Синодальное собр., 247, вторая половина XIV в.: вкладная запись патриарха Никона на л. 1–17. Кроме этого тома, патриарх Никон дал вкладом в монастырскую библиотеку две книги, состоящие из проложных житий и повестей о святых на три месяца: с сентября по ноябрь – ГИМ, Синодальное собр., 244, вторая половина XIV в., вкладная запись патриарха Никона на л. 2–10; и с марта по май – ГИМ, Синодальное собр., 245, вторая половина XIV в., вкладная запись патриарха Никона на л. 1–9 1186 . С домовой казной патриарха Никона в Воскресенский монастырь были присланы «Книга прологъ писмяной в десть, съ марта мсяца», «Книга прологъ писмяной в десть, с сентября месяца по мартъ», «Прологъ писменой по телятин, съ месяца марта» и «Книга Прологъ въ десть» 1187 . Поскольку в «росписи» не указан вид книг – печатная или рукописная, можно предположить, что в личном распоряжении патриарха Никона могли находиться отдельные издания Прологов, осуществлённые на московском Печатном дворе до 1666 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

«Книга Апостол в десть, харатейной» (л. 164). В 1661 г. в библиотеку Воскресенского монастыря патриарх Никон дал вкладом две книги «Апостол с толкованием»: первая писана в Ростове, в 1220 г. (ГИМ, Синодальное собр., вкладная запись патриарха Никона на л. 2 – 18) 1155 ; вторая книга попала в Воскресенский монастырь из библиотеки Иверского монастыря, куда она также была дана вкладом патриарха Никона 27 февраля 1655 г. (ГИМ, Синодальное собр., 8, XVI в.; вкладные записи патриарха Никона с л. 1 и далее) 1156 . «Книга Беседы еуангельские в десть, письменые» (л. 164) – возможно, копия с одной из изданных на московском Печатном дворе в 1664 и 1665 гг. книг с толкованиями Иоанна Златоуста текстов Евангелий от Матфея и Иоанна 1157 ; однако среди подаренных Никоном библиотеке Воскресенского монастыря книг есть три тома «Бесед» византийского святителя на Евангелие от Матфея (ГИМ, Воскресенское собр., 79-бум., 80-бум., 81-бум.) и один том «Бесед» на Евангелие от Иоанна (ГИМ, Воскресенское собр., 82-бум.); в каждой книге на первых листах имеются скрепы от имени патриарха Никона 1158 . «Книга Григория Синаита в полдесть, писана уставом» (л. 164) – возможно, в «росписи» отмечена рукопись с сочинениями византийского автора второй половины XIII – 40-е гг. XIV в., которая в составе книжного собрания Воскресенского монастыря вошла в Синодальное собрание (ГИМ, Синодальное собр., 385) 1159 . Это могла быть одна из двух книг – «Книга Григория Синаита писменая в полдесть» и «Книга житие Григория Синаицкаго, в полъдесть», которые хранились в домовой казне патриарха Никона и в 1658 г., после оставления им патриаршей кафедры, были отправлены в Воскресенский монастырь 1160 . «Книга Дионисия Ареопагита в десть, писаная» (л. 164) – это, по-видимому, сборник сочинений, надписываемых в рукописной традиции именем Дионисия Ареопагита (четыре трактата, разделенные на главы, и десять посланий; корпус произведений мог дополняться и другими сочинениями того же автора) с толкованиями Максима Исповедника и Иоанна Скифопольского 1161 . Рукопись XIV в. с творениями Дионисия Ареопагита и толкованиями их Максима Исповедника патриарх Никон дал вкладом в библиотеку Воскресенского монастыря в 1661 г. (ГИМ, Воскресенское собр., 75-бум.; скрепа на л. 1 – 28); эта книга, согласно имеющейся в ней другой записи (на л. 9 – 26), 25 июня 1655 г. была прислана архимандритом Ананием с братией из афонского Павловского монастыря великомученика Георгия 1162 ; доставил книгу в русскую столицу архимандрит Иоасаф 1163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ГИМ – Государственный Исторический музей (Москва), Отдел рукописей РГБ – Российская государственная библиотека (Москва), Научно-исследовательский отдел рукописей РГАДА – Российский государственный архив древних актов (Москва) РГИА – Российский государственный исторический архив (С.-Петербург) РМЗ – Ростовский музей-заповедник “Ростовский кремль”, Библиотека музея РНБ – Российская Национальная библиотека (Санкт-Петербург), Отдел рукописей ЯМЗ – Ярославский музей-заповедник, Фонд редких книг Библиография Источники Рукописи Вол175 РГБ, ф. 354 (Вологодское собр.), 175, Сборник проповедей, 40, 356 л., скрп., 20–30-е гг. 18 в. Долг130 РГБ, ф. 92 (собр. С. О. Долгова), 130, “Поучение на празднество пресвятыя Богородицы Донския”, 40, 12 л., скрп., нач. XVIII в. (до 1709 г.). Заб619 ГИМ, собр. И. Е. Забелина, 619, Сборник проповедей, 40, 470 л., скрп., нач. 18 в. (до 1709 г.). Канц. Син222 РГИА, ф. 796 (Канцелярия Синода), оп. 33 (дела за 1752 г.), 222, 540 л., писарская скрп.; описание: [Глаголев 1915:583–592]. Канц. Син264 РГИА, ф. 796 (Канцелярия Синода), оп. 63 (дела за 1782 г.), 264, 77 л., писарская скрп. ОИДР242 РГБ, ф. 205 (собр. Общества истории и древностей российских), 242, “Поучение на память верховных апостолов Петра и Павла”, 40, 27 л., скрп., нач. 18 в. (до 1709 г.);описание: [Строев 1845:114]. ОСРК181 РНБ, ОСРК, F.I.181, Рассуждение о пресуществлении Святейшей евхаристии. 20, 27 л.,п/у,18 в. РМЗ828 РМЗ, 828, Сборник, 20, 235 л., п/у и скрп., кон. XVIII в.; описание: [Круминг 1993]. Син146 ГИМ, Синодальное собр., 146, Сборник, 20, 337 л., п/у и скрп., нач. 18 в. (до 1709г.); описание: [Протасьева 1970, 1:35–37, 618]. Син147 ГИМ, Синодальное собр., 147, Сборник, 20, 234 л., п/у и скрп, нач. 18 в. (до 1705 г.); описание: [Протасьева 1970, 1:37–38, 619]. Син811 ГИМ, Синодальное собр., 811, Сборник-конволют, 40, 364 л., п/у и скрп., 1704 г.;описание: [Протасьева 1970, 1:39–40, 621]. Син. тип10018 РГАДА, ф. 1184 (Контора Московской Синодальной типографии), оп. 1 (1722–1799), 10018, писарская копия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Гнев (с. ...) Цикл состоит из 6 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 121–121 об.) печатается впервые. Год века образ (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 122) печатается впервые. 1 ...яко лебедь слатко с Симеоном пети – образ поющего лебедя (символ христианского служения Богу) сопоставлялся с образом Симеона Богоприимца, молитва которого «Ныне отпущаеши...» (Лука, 2:29) цитируется в стихотворении. Гонение (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 123) печатается впервые. Гордость (с. ..) Текст (по списку ГИМ, л. 125) печатается впервые. Гордым Бог противится (с. ...) Сам Симеон Полоцкий сообщает на полях рукописи об источнике данного сюжета: «Плиний, в кн. 8, гл. 16». Автор имеет в виду книгу Плиния Старшего «Естественная история». Текст (по списку ГИМ, л. 125) печатается впервые. Горе воздыхати (с. ...) Цикл состоит из 4 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 125 об.) печатается впервые. Грех (с. ...) Цикл состоит из 15 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 128) печатается впервые. 1 Многовременным хладом лед ся утверждает… – поэт излагает распространенную в то время в научном мире теорию происхождения хрусталя из льда, приписываемую Аристотелю. Симеон, очевидно, познакомился с ней по «Естественной истории» Плиния Старшего. 2 ...даже во тверды кристаль преложен бывает… – под термином «кристалл» в научной и художественной литературе вплоть до конца XVIII в. подразумевались кварц и горный хрусталь. Грехи ума (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 132 об.– 133) печатается впервые. 1 Павел заключает: «не мудритеся паче, неже подобает!» – здесь вольное истолкование слов апостола Павла о тщете «плотской» мудрости, потому что «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Коринфянам, 1:27). Дар (с. ...) Цикл состоит из 4 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 138) печатается впервые. Двоедушие (с. ...) Цикл состоит из 3 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 140) печатается впервые. Диоген (с. ...) Впервые стихотворение опубликовано А. М. Панченко (с. 123).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

1675 г. датируется 1-й самостоятельный перевод Е.- Творения Дионисия Ареопагита , переведенные с греч. языка (Там же. Син. 55). Далее последовали переводы с греческого: «Тайноводственных поучений» свт. Кирилла Иерусалимского (Там же. 133; РНБ. СПбДА 1. Л. 1-352); Бесед и Слов свт. Василия Великого (ГИМ. Син. III. Л. 157-180 об.; Син. 346. Л. 528-739 об.; 716. Л. 131-175); Толкований митр. Никиты Ираклийского на 16 Слов свт. Григория Богослова (Там же. 48, 49); Бесед свт. Григория Нисского (Там же. 716. Л. 88-120; 346. Л. 740-747 об., 763-815); Бесед свт. Григория Паламы (Там же. 49. Л. 556-623 об.; РГБ. Ф. 310. Унд. 475); Бесед свт. Иоанна Златоуста (ГИМ. Син. 346. Л. 828-855); «Божественного Катехизиса, или Толкования Божественной литургии» Н. Булгар(ис)а, изданного в Венеции в 1681 г. (Там же. 124; БАН Украины. КДА 325 (о.4.10); БАН. Арханг. 94 (461)); «Об исхождении Святого Духа» митр. Нила Кавасилы (ГИМ. Син. 198); «Православного исповедания веры» свт. Петра (Могилы) (Там же. 571, 473; Чуд. 287(85); 1-я публ.: М., 1696; это единственный перевод Е., изданный при его жизни); «Спасения грешных» мон. Агапия (Ланд(ос)а) (БАН. 31.6.38; ГИМ. Син. III); «Проскинитария» Арсения Каллудиса (ГИМ. Син. 543, 529. Л. 277-296 об.; РНБ. СПбДА. 1. Л. 355-455); «ΘΗΣΑΥΡΟΣ» (Сокровище) митр. Дамаскина Студита (ГИМ. Хлуд. 69); Толкования на Божественную литургию К-польского патриарха Германа (Там же. Син. 378; РНБ. Солов. 248(237); БАН. Арханг. 78-79(459-460)); Опровержения Флорентийско-Феррарского Собора Иоанна Евгеника (Там же. 57, 594. Л. 1-19); 19 стихотворений визант. поэта 1-й пол. XIV в. Мануила Филы на Беседы свт. Григория Богослова (БАН. 16.14.24. Л. 247-254 об.); Хроники (ΝΕΑ ΣΥΝΟΨΙΣ) Матфея Кигалы, изданной в Венеции в 1650 г. (РГАДА. Ф. 181. РО МГАМИД. Оп. 6. 579/1081; РГБ. Ф. 354. Волог. 172; БАН. 45.13.12; 33.10.12); Писем К-польского патриарха Фотия к Амфилохию (ГИМ. Син. 346. Л. 855 об.- 859 об.); Чина поставления на царство (РНБ. СПбДА. 27; БАН. 32.5.12. Л. 19-28; 32.4.19. Л. 66-71); Творений свт. Симеона Солунского (ГИМ. Син. 654, 283, 273, 282, 284; Хлуд. 68; РНБ. СПбДА. 24; Соф. 1193; Солов. 291(799); БАН. Арханг. 89; ЯМЗ. 919 (по кат. В. В. Лукьянова 1689 г.); БАН Украины. 163(40); КДА. 400); Житий свт. Епифания Кипрского и прп. Евфимия Великого (ГИМ. Син. 393. Л. 194-217 об.); Жития и Завещания прп. Ефрема Сирина (Там же. 346. Л. 815-827 об., 397). С латыни Е. перевел сочинения Ж. Гоара - Наблюдения над чином Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста и над последованием литургии Преждеосвященных Даров (ГИМ. Син. 190, 526).

http://pravenc.ru/text/187698.html

Редакция известна по печатному изданию 1646 г.: Службы и Жития и о чудесах списания преподобных отец наших Сергия Радонежского чудотворца и ученика его преподобного отца и чудотворца Никона. М, 1646. Рукописными копиями с этого издания являются: 1) РНБ, Q.I.1466—cep. XVII в. 2) БАН, Соловецкое собр., 224/224 — 1659 г. 3) Тверской областной архив, 1194 (л. 86—160 об.) — 60—70–е годы XVII в. Выписки из печатного издания 1646 г. Филиграни: Столбы — Гераклитов, 1144 (1674 г.); Кувшин с одной ручкой под лилией — Лауцявичюс, 538 (1664 г.), Дианова и Костюхина, 730 (1668 г.). 4) ГИМ, Епархиальное собр., 715 (л. 119—221) — 1672 г. Текст доведен до главы «О бснующемся юноши». 5) РГБ, ф. 218 (Собр. Отдела рукописей), 1128 — 1676 г. 6) РНБ, собр. А. А. Титова, 2804 — 70–е годы XVII в. Состав: л. 6—293 об.: Житие Сергия Радонежского; л. 293 об. — 321: Похвальное слово Сергию (78 лет и 55 лет); л. 326 об. — 354 об.: Пространная редакция жития Никона. Филиграни: Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка ICO в картуше — Дианова и Костюхина 368 (1678 г.); Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка литеры PL — Дианова и Костюхина, 346 (1675 г.). 7) Государственная публичная научно–техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии Наук, собр. М. Н. Тихомирова, 352 (л. 78—108 об.) — последняя четверть XVII в. Содержит отдельные выписки из печатного издания 1646 г. Филигрань: Герб Амстердама, под ним литеры AI — Дианова и Костюхина, 178( 1678 г.). 8) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 40 — вторая половина XVII b. 9) ГИМ, Музейское собр., 806 — вторая половина XVII в. 10) ГИМ, Музейское собр., 2083 — вторая половина XVII в. 11) РНБ, Соловецкое собр., 223/223 — вторая половина XVII в. 12) БАН, собр. Ф. А. Каликина, 188 (л. 392—483 об.) — кон. XVII в. 13) БАН, 17.5.1 — кон. XVII в. 14) ГИМ, собр. А. И. Барятинского, 5 — кон. XVII в. 15) Тверской областной архив, 148 (л. 1—52) — 1698 г. Выписки из печатного издания 1646 г. 16) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 10746 — кон. XVII — нач. XVIII в.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Бумага без филиграней с частыми понтюзо, характерная для первых двух десятилетий XVI в. На л. 184 об. запись XVI в.: «Сия книга Соборничек Варлама князя Оболенского» (князь-инок Варлаам Оболенский умер в 1528 г.). 10) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 895 (л. 231–295) – 20-е годы XVI в. Филиграни: Щит с тремя лилиями под короной, под щитом буква Р – Брике, 1828 (1523–1529 гг.); Щит с тремя полосами под короной – Брике, 1482 (1522–1527 гг.). 11) РНБ, Софийское собр., 1317 (л. 373 об. – 388 об.) – 30-е годы XVI в. (Софийский список Великих Миней-Четьих). 12) ГИМ, Синодальное собр., 986 (л. 649–675 об.) – кон. 30-х- нач. 40-х годов XVI в. (Успенский список Великих Миней-Четьих). 13) ГИМ, Епархиальное собр., 403 (л. 112–182 об.) – 40-е годы XVI в. Филигрань: Рука под короной – Брике, 10911 (1540–1546 гг.). 14) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 247 (л. 134–214 об.) – сер. XVI в. Без первых листов, начинается: «…ным естества томлени-ем, съпротив побеждашеся долготерпениемь». Филиграни: Перчатка под короной-Брике, 10967 (1540–1545 гг.); Перчатка под короной с 7 фестонами – Брике, 10958 (1548–1554 гг.). 15) Научная библиотека Московского университета, 1303 (л. 48–92) – третья четверть XVI в. Филигрань: Щит с двойной линией. 16) ГИМ, собр. П. И. Щукина, 114 (л. 45 об. – 117 об.) – кон. XVI в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под трилистником, на тулове литеры IH – Брике, 12751 (1594 г.). 17) РНБ, Соловецкое собр., 59/59 (л. 347–416) – 30-е – начало 40-х годов XVII в. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры P и DR – Дианова и Костюхина, 694 (1621 г.); Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры P и MB – Дианова и Костюхина, 698 (1639 г.); Гербовый щит под короной, под щитом лигатура HP – Дианова и Костюхина, 216–218 (1633–1643 гг.). 18) РНБ, собр. М. П. Погодина, 650 (л. 9–70) – 40-е годы XVII в. Филигрань: Столбы – Дианова и Костюхина, 1206 (1643 г.). Текст переработан и дополнен из летописи, Пространной редакции Жития Сергия и других источников. Так, при упоминании митрополита Феогноста добавлено: «Сеи убо Феогност митрополит бысть на Руси митрополит по святителе Петре митрополите, поставлен в Цареграде патриархом кир Исакием Цареградским, и содержаи престол Руския митрополии 25 лет. И преставися к Господу в вечную жизнь в лето 6861 году, марта в 14 день, и погребен в царствующем граде Москве в соборнои церкве Пречистыя Успения, ю же созда святыи Петр митрополит. И по нем поставлен в митрополиты в Цареграде патриархом кир Филофием святыи Алексеи митрополит чюдотворець» (л. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Многие концертные композиции «Н. о.» являются анонимными: на 3 голоса (ГИМ. Син. певч. 1045 - для баса и 2 дискантов; ГЦММК. Ф. 283. 752, 931 - партии 1-го и 2-го дисканта), на 4 голоса (ГИМ. Син. певч. 854, 860 - из ярославского Успенского собора; ГИМ. Син. певч. 1051 - из ярославской Златоусто-Кремлевской ц.; ГИМ. Епарх. певч. 9 - 2 песнопения: 5, 84; ГЦММК. Ф. 283. 141 - из Ниловой пуст.), на 5 голосов (ГИМ. Син. певч. 663 - из Николо-Вяжищского мон-ря; ГЦММК. Ф. 283. 494. Л. 8 об.- 10 - партия баса в составе Вечерни, из «Ярославской Предтечевской церкви»; РНБ. Тит. 860), на 6 голосов (ГИМ. Син. певч. 527), на 8 голосов (ГИМ. Син. певч. 110, 709, 851; ГЦММК. Ф. 283. 401-402, 1731 г.- Москва; 1013 - партия баса; РГБ. Ф. 272. 333; БАН. Лукьян. 167), на 12 голосов (ГИМ. Син. певч. 1317; ГИМ. Епарх. певч. 1; ГЦММК. Ф. 283. 174-175, 437-440, 455 - «препорцыалного напеву» (в размере 3/4), из Костромы; 719. Л. 2 - партия 2-го дисканта, из Спасо-Преображенского Пыскорского монастыря; РНБ. ОЛДрП. 656 - партия 1-го баса, в составе Вечерни). Рус. композиторы эпохи классицизма редко избирали текст «Н. о.» для своих муз. произведений. Известны пять 4-голосных сочинений А. Л. Веделя (a-moll в составе Всенощной, «малое» F-dur, g-moll 2), A-dur, «малое» B-dur), А. В. Новикова (a-moll в составе Всенощной «из простого распева и украинского»), а также анонимное сочинение (ГЦММК. Ф. 283. 768-770 - 2 тенора и бас) ( Лебедева-Емелина. 2004. С. 228, 297-299, 479, 613). В XIX-XX вв. композиторы нередко обращались к многоголосной обработке киевского распева «Н. о.», среди них - А. И. Рожнов , Г. Ф. Львовский (1-е из 2 сочинений), А. Д. Кастальский 3, «по киевскому роспеву», 1904), С. В. Панченко («Пение на Всенощной», ор. 45, 4), Н. Н. Кедров-младший (см. в ст. Кедровы ), С. В. Рахманинов («Всенощное бдение», 5, 1915), П. Г. Чесноков («Всенощное бдение» ор. 50, 4, 1917), Б. М. Ледковский , прот. А. С. Правдолюбов 2), С. З. Трубачёв . Н. А. Потёмкина показала, что некоторые особенности киевского распева (минорный лад, распределение акцентов и кульминаций) делают его «архетипом», «моделью» как для монастырских (киево-печерский, симоновский напевы), так и для авторских (А.

http://pravenc.ru/text/ Ныне отпущаеши ...

7) ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1414 (л. 48 об. – 57) – первая четверть XVI в. Филигрань: Литера Р под цветком с перечеркнутой ножкой – типа Брике, 8666 (1466–1483 гг.). 8) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 895 (л. 295 об. – 304) – 20-е годы XVI в. Филиграни: Щит с тремя лилиями под короной, под щитом литера Р – Брике, 1828 (1523–1529 гг.); Щит с тремя полосами под короной – Брике, 1482 (1522–1527 гг.). 9) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 659 (л. 100–110 об.) – 20–30-е годы XVI в. Почерк игумена Иосифо-Во-локоламского монастыря Нифонта Кормилицына (1522–1543 гг.). 10) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 654 (л. 20–44 об.) – вторая четверть XVI в. 11) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 670 (л. 469 об. – 477 об.) – вторая четверть XVI в. 12) ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1448 (л. 130–136 об.) – 30–40-е годы XVI в. Филиграни: Единорог – Брике, 10348 (1537 г.); Гербовый щит под короной с тремя лилиями – Брике, 1050 (1530–1545 гг.). 13) Центральная научная библиотека Академии наук Украины, Собр. Историко-филологического института кн. Безбородко в Нежине, 29 (л. 172 об. – 183) – 40-е годы XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 14) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 788 (л. 102 об. – 116 об.) – сер. XVI в. Сборник в целом виде собран во второй половине XVI в. в Троице-Сергиевом монастыре: Оглавление сборника писано тем же почерком, что и Оглавление сборника Троиц. 630. По нижнему полю первых листов запись: «Дал сию книгу Арефа Тръмосовъ старець Троицкои съборнои к великому Богоявлению в манастырь, на Москве, Троицкого манастыря». Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на тулове лилия – Брике, 12759 (1546 г.). 15) РГБ, ф. 173/I (Фундаментальное собр. библиотеки Московской Духовной Академии), 50 (л. 183–188 об.) – сер. XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 16) Санкт-Петербургское отделение Института Российской истории Российской Академии наук, ф. 115 (Колл. рукописных книг), 155 (л. 252–263 об.) – сер. XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Книга Патерик скитцкой в полдесть, писаной» (л. 164) – это мог быть «Патерик Синайский», на пергамене, конца XI в. (ГИМ, Синодальное собр., 551), со вкладной записью патриарха Никона на л. 5, 7, 9, 10, 12 – 19, 21 – 38 1182 ; или Патерик скитский (ГИМ, Воскресенское собр., 120-бум.), на л. 5 – 29 которого имеется скрепа патриарха Никона 1183 . Рукописи под названием «Книга писменая в полдесть, скитцких инок и святых отец», «Патерик разных святых в полъдесть, харатейная» и «Патерик, различных святых повести, в полъдесть» были присланы с домовой казной патриарха Никона в Воскресенский монастырь 1184 . «Книга Пролог с марта по сентябрь» и «Книга Пролог с сентября по март» (л. 165) – две части Пролога; возможно, один из этих томов (первая часть – с сентября по февраль включительно) был отдан патриархом Никоном в библиотеку Ново-Иерусалимского монастыря: ГИМ, Синодальное собр., 247, вторая половина XIV в.; вкладная запись патриарха Никона на л. 1 – 17. Кроме этого тома, патриарх Никон дал вкладом в монастырскую библиотеку две книги, состоящие из проложных житий и повестей о святых на три месяца: с сентября по ноябрь – ГИМ, Синодальное собр., вторая половина XIV в., вкладная запись патриарха Никона на л. 2 – 10; и с марта по май – ГИМ, Синодальное собр., вторая половина XIV в., вкладная запись патриарха Никона на л. 1 – 9 1185 . С домовой казной патриарха Никона в Воскресенский монастырь были присланы «Книга пролог писмяной в десть, с марта месяца», «Книга пролог писмяной в десть, с сентября месяца по март», «Пролог писменой по телятине, с месяца марта» и «Книга Пролог в десть» 1186 . Поскольку в «росписи» не указан вид книг – печатная или рукописная, можно предположить, что в личном распоряжении патриарха Никона могли находиться отдельные издания Прологов, осуществленные на московском Печатном дворе до 1666 г. – до осуждения и ссылки Никона в Ферапонтов монастырь: 29 августа 1641 г. (первая половина Пролога), 16 декабря 1642 г. (вторая половина Пролога), I июня 1659 г., 17 августа 1661 г. (первая част Пролога); 1 марта 1660 г., 17 марта 1662 г. (вторая часть Пролога) 1187 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010