1, д. 1406, л. 2. Опубликована фотокопия этого столбца с автографом патриарха (Ермолаев, Юхименко 2002а, 129). Послание Никона к Дионисию на русском языке опубликовано дважды: первый раз в России по одному списку (Ламанский 1861, 510–530); второй раз, как уже говорилось, в Амстердаме по двум спискам. Изучение и сверка между собой текстов отечественного издания и известных мне списков посланий Никона к восточным патриархам показало, что в России издан текст одного из переводов с греческого языка на русский грамоты Никона к Дионисию с окончанием-припиской из грамоты Никона к патриархам александрийскому Паисию и антиохийскому Макарию. В Амстердаме же издан текст двух случайных списков грамоты до её перевода на греческий язык. Но для изучения истории текста послания Никона на Восток оба издания грамоты к Дионисию чрезвычайно важны, поскольку они зафиксировали начало и конец литературной жизни текста. Ниже издаётся текст послания патриарха Никона к константинопольскому патриарху Дионисию по списку конца XVII в. из библиотеки Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря с разночтениями по 22 известным мне спискам послания. Все списки принадлежат одной редакции и имеют незначительные отличия между собой, которые касаются в основном порядка слов, пропусков отдельных слов и фраз. Переписчики бережно относились к тексту грамоты, были чрезвычайно внимательными при составлении копий. Текст издаётся по правилам ТОДРЛ (Т. 52). Звёздочкой отмечены начало и конец фрагментов, которые комментируются в Примечании. Источник Основной текст: РГБ, ф. 178, 9427, л. 105–118 Разночтения: РГБ, ф. 173.III, 218, л. 508–517 РГБ, ф. 173.IV, 69, л.237–253об. РГБ, ф. 579, 9, л. 93об.–103 РГБ, ф. 579, 10, л. 1–11 (втор. сч.) РГБ, ф. 310, 415, л. 282–319 РГБ, ф. 310, 712, л. 236–253об. РГБ, ф. 178, 3445, л. 698об.–706об., 683–693об. РГБ, ф. 214, 58, л. 211об.–231об. ГИМ, собр. А.С. Уварова, 160–1°, л. 17об.–36об. ГИМ, собр. Е.В. Барсова, 897, л. 196–222. ГИМ, собр. Е.В. Барсова, 898, л. 161–182. ГИМ, собр. А.И. Хлудова, Д-86, л. 276–314. ГИМ, собр. Воскресенского мон., 129-бум, л. 107–119об.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

В настоящее время интерес ученых к «Хождению» Иоанна Лукьянова сосредоточен прежде всего на текстологической работе по выявлению и анализу списков и редакций произведения, без чего невозможны научная публикация памятника и его изучение специалистами разных областей знаний: историками и этнографами, литературоведами и лингвистами, философами и теологами, географами и культурологами. Возросло внимание исследователей и к собственно художественной стороне произведения, к его самобытному стилю. Об этом свидетельствует этапная в истории изучения памятника работа Н.В. Понырко, где «Хождение» Лукьянова рассматривается на фоне старообрядческой литературы, развивающей традиции школы протопопа Аввакума. В статье исследователя указаны 13 списков произведения и приведены краткие палеографические данные о них 140 : 1. ГПБ (РНБ). F. IV. 319. XVIII в. (последняя четверть), 1°, 76 л., полуустав (список из собрания С.А. Соболевского); 2. ГПБ (РНБ). Q. IV. 410, XVIII в. (третья четверть), 4°, 272 л., полуустав; 3. ГПБ (РНБ), собр. Погодина, No 1543. XVIII в. (третья четверть), 4°, 255 л., скоропись; 4. ГПБ (РНБ), собр. Погодина, No1542. XVIII в. (вторая половина), 4°, 220 л., скоропись; 5. ИРЛИ, Древлехранилище, колл. Перетца, No 532. 1806 г., 4°, 93 л., скоропись; 6. ИРЛИ, Древлехранилище, колл. Смирнова, No 6. 1801–1806 гг., 4°, л. 121–130 об., полуустав; 7. ГИМ, собр. Уварова, No 1757. 1734 г., 4°, 150 л., скоропись; 8. ГИМ, собр. Уварова, No 1758. XIX в. (начало), 4°, 175 л., скоропись; 9. ГИМ, собр. Уварова, No 1759. XIX в., 4°, 165 л., скоропись; 10. Рукопись Черниговской духовной семинарии No 150. XVIII в. (конец), 4°, л. 226–342 141 ; 11. ГАКО (ГАТО), No 216 (1468). XVIII в. (вторая половина), 4°, 277 л., полуустав 142 ; 12. ГАКО (ГАТО), No 217 (448). 1762 г., 4°, 121 л., скоропись; 13. ГИМ, собр. Щукина, No 245. XVIII в. (конец), 4°, 166 л., скоропись. По мнению Н.В. Понырко, все списки «Хождения» условно можно разделить на три варианта, отличающихся только началом при наличии мелких разночтений в основной части произведения. Первый вариант, согласно классификации исследователя, представлен списком из рукописного собрания С.А. Соболевского. В нем произведение не имеет заглавия, начинается с проезжей грамоты, выданной московскому священнику Иоанну Лукьянову; за традиционным авторским вступлением следует повествование о паломничестве, начиная с Калуги. Второй вариант, самый распространенный (11 списков), имеет заглавие, где автором «Хождения» назван старец Леонтий, в нем нет вступления и проезжей грамоты, начальный пункт паломничества – Москва. Третий вариант известен по одному списку – рукопись ГПБ (РНБ). Q. IV. 410. В отличие от второго варианта, перед заглавием содержится авторское вступление с заменой имени Иоанн на Леонтий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Псалтирь озаглавлена: «Псалтырь толковая святаго прока и богоотца Давида царя. Собрание толкованиих, собранных от различных святых отец и мужей и многоученых, на псалмы иже толковаша Васили Велики, Григорий Богослов , Иоанн Златоустый , Афанасий и Кирилл Александрийский и инии мнози». Толковая псалтырь в переводе Максима Грека издана в 1896 г. в Москве. Печаталась она в типографии единоверцев при Свято-Троицкой Введенской церкви. В послесловии говорится, что Толковая псалтырь напечатана первым тиснением (т. е. изданием) с рукописной книги XVI в., хранящейся в Москве в Хлудовской библиотеке Никольского единоверческого монастыря 48 и 4). Здесь же приводятся слова архиепископа вологодского Ионы о том, что эта книга написана им в 7100 (1592) г. и «не с единого списка», но с различных «добрых переводов». Псалтыри предшествует предисловие в виде послания вел. князю Василию III. Книга имеет огромные размеры – всего 1042 листа. Псалтирь дошла до нас во многих рукописных списках. А. И. Соболевский указывает рукописи из собр. Хлудова (1520 г.), Академии наук (1549 г,), Егорова (1550–1551 г), Троице-Сергиевой лавры (1555–1556 г.) С. Белокуров перечисляет свыше 20 списков Толковой псалтыри находившихся в разных книгохранилищах, причем больше половины из этих списков относятся к XVI в. П. М. Строев упоминает рукописи из собр. гр. Толстого, 444 (кон. XVI в.), Синодальной библиотеки, 234 и 304, и Сийского Антониева монастыря, 53 (кон. XVI–haч. XVII в.) Иванов видел следующие списки: ГИМ, Барс. 109; .ГПБ, Р.1.71. ГЛ.447 (XVII в.), Г.1.415 (1802 г,) (самый полный, в 3-х частях); ГБЛ, Рог, 468 (содержит Послание к вел. князю Василию Ивановичу и толкование на 36 первых псалмов) и, наконец, очень интересный список, находящийся в частном собрании А. П, Гранкова (Москва)- Последняя рукопись содержит полный список Псалтыри в 4-х частях в переводе Максима Грека . Она не датирована, но можно с несомненностью считать, что написана она вскоре после окончания перевода, т. е. в 1519–1520 гг 514 . А. Горский и К, Невоструев отмечают рукописные списки из Синодальной библиотеки, 156 ГИМ, в лист, полууставом, переходящим в скоропись, конца XVI в., 760 листов 515 , 304 ГИМ, полуустав, XVII в., 509 листов 516 , 73 234 ГИМ, в лист, скоропись, XVIIb., 328 листов 517 , ГИМ, в лист, полуустав, 1645 г., 604 листа 518 , 846 ГИМ, в лист, скоропись, XVII в., 530 листов 519 , и 233 ГИМ, в большой александрийский лист (дл. 10 вер., шир. 7 ½ в.), полуустав, 1692 г., 508 листов. 520 .

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

Толковая Библия. Т.10. Пб., 1912. С. 502. Там же. Т.11. С. 473. Ильин И . A . Т.5. М., 1995. С. 99. Там же. С. 98. Что есть духовная жизнь… Письма епископа Феофана. С. 33. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 335. Ильин И.А. Т.5. С. 93. Там же. С. 95–96. Там же. С.121–122. Зеньковский В. В ., прот . Цит. соч. Т.1. С. 393. Мережковский Д. С. Цит. соч. Т.1. СПб., 1903. С. 39. Полн. собр. соч. Л.Н.Толстого. Т. XV. М., 1913. С. 292. Лакшин В . Цит. соч. С. 73. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого . Т.7. Троице-Сергиева Лавра, 1902. С. 141. О религии Льва Толстого. (Сборник второй) М., 1912. С. 218. Флоровский Георгий , прот . Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 405. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова . Т.2. СПб., 1905. С. 364. Бунин И.А. Собр. соч. Т.9. М., 1967. С. 85. Мережковский Д.С . Цит. соч. Т.2. С. 206. Ильин И. A . Т.5. С. 86–87. Полн. собр. соч. Л.Н. Толстого. T.XV. C. 293. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. Т.2. М., 1955. С. 399. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 тт. М.-Л., 1928–1958. Т.68. С. 161. Полн. собр. соч. Л.Н. Толстого. T.XI. С. 65. Ильин И.А. Т.6, кн.3. С. 463. Полн. собр. соч. Л.Н. Толстого. T.XV. С. 45. Там же. С. 66. Там же. С. 67. Там же. С. 71. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. Т.2. С. 407. Полн. собр. соч. Л.Н. Толстого. T.XV. С. 69. Там же. С. 72. Полн. собр. соч. Л.Н. Толстого. T.XV. M., 1913. С. 61. Там же. T.XI. С. 77. Там же. С. 104. Там же. С. 91. Там же. С. 80. Там же. С. 113. Там же. С. 111. Там же. С. 129. Там же. С. 110. Мережковский Д.С. Цит. соч. Т.2. С. 192. Полн. собр. соч. Л.Н. Толстого. T.XL. С. 435. Там же. T.LXXVII. С. 36. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 39. Там же. С. 217. Полн. собр. соч. Л.Толстого. T.XI. С. 135. Там же. С. 141. О религии Льва Толстого. С. 129–130. Полн. собр. соч. Л.Н. Толстого. T.XI. С. 158. Там же. С. 283. Там же. С. 282. Точное изложение Православной веры. Творение Св. Иоанна Дамаскина . СПб., 1894. С. 111–113.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

1-ая канона (Собр., 20: «Величие твое... Свят. Свят. Свят»; Буйэ II): =Хвала ангельская. II (АР2:стр.1б4) 2-ая кушапа (Собр., 21: Священник тайно: «Свят. »): =Повторение темы ангельской хвалы одним священником. 2-ая геханта (Собр., 21: «С сими небесными силами.»; Буйэ III): древняя молитва Е=Божия икономия во Христе, но без слов установления. 2-ая канона (Собр., 22: «и за все пособия.»; Буйэ: конец III): Конец молитвы Е=Прославление Бога. См. византийское «Тебе поем, Тебе благословим». III (АР2: стр.166) 3-я кушапа (Собр., 22: «Господи, Боже, Саваоф»; Буйэ IV): молитва С=поминание Церкви, святых, нуждающихся, приносящих и т. д. 3-я геханта (Собр., 23: «Ты, Господи, по многим.»; Буйэ, V): Христианский зиккарон=Воспоминание-приношение Святых (Собр., 23: «Господи Боже наш»; Буйэ, VI):=Результат приношения: мир, познание Бога на земле и признание Христа-учителя. (Собр., 23: «Помяни пророков.»; Буйэ, VII): Продолжение зиккарона. (Собр., 24: «мы, смиренные...»; Буйэ, VIII): Древняя часть молитв F и Z=Мы получили образец (типос=вместообразная) и теперь мы возносим таинство (розо=мистирион) Смерти, Воскресения». (Собр., 24: «И да приидет, Господи.»; Буйэ, IX):=Эпиклезис как у Ипполита; результат эпиклезиса: единство. Приношение (курбан). 3-я канона (Собр. 24: «И за общее дивное домостроительство» – икономия=мдабрануфа).=Повторение благодарения и прославления Имени. Заключения: По мнению Буйэ (но он ссылается на Ратклиф’а и на Ботт’а), самые древние части этой анафоры – молитвы 1 (D), III (Е), VIII-IX-X (F. Z.). Но начало IX («да приидет») у них снимается. Эта гипотеза обоснована. Она, однако, не оправдывается, когда в эту короткую анафору вводят слова установления, взятые из анафоры Нестория. Собор Селевкии-Цесифонта в 410 г. признает антиохийскую традицию за свою собственную. Следовательно, и Антиохия в доэллинистический период имела анафору, схожую с анафорой Аддай-Мари. В Халдейской церкви есть еще анафоры Нестория и Феодора Мопсуэтского. Они, безусловно, поздние. У них схема кушапа-геханта-канона строго соблюдается, хотя комментарий Гавриила Катрайя в VII веке еще молчит о кушапах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сок81 ГИМ, собр. М. И. Соколова , 81, Сборник проповедей, 40, 321 л., скрп., нач. 18 в. (до1709 г.). Соф1283 РНБ, Софийское собр., 1283, Сборник проповедей, 20, 504 л., п/у и скрп., сер.18 в. Тит3557 РНБ, собр. А. А. Титова , 3557, Сборник, 40, 625 л.. п/у и скрп., 1717 г.; описание: [Титов 1901, 126–134, 1285; Федотова 2016a]. Тих517 РНБ, собр. П. Н. Тиханова, 517, “Речь при вступлении на кафедру в Ростове”, 40, 6 л, скрп., нач. 18 в. Увар183 ГИМ, собр. А. С. Уварова, 183, Сборник проповедей, 10, 493 л., скрп., 1791 г.; описание: [Леонид 1893:239–247, 254]. Усп88 ГИМ, Успенское собр., 88, Сборник, 40 , 430 л., скрп., 18 в.; описание: [Истомин 1895:117, 88/1157]. Хлуд25 РГБ, ф. 394 (собр. А. И. Хлудова), 25, Сборник, 20, 678 л., скрп., втор. пол. 18 в. ЯМЗ1153 ЯМЗ, Р-1153, “Поучение в неделю 13 по Святом духе”, 40, 6 л., скрп., нач. 18 в.; описание: [Титов 1892:5, 54] Издания Алфавит 1977 Димитрий Ростовский , свтт., “Из духовного наследия («Алфавит духовный»)”, in: Журнал Московской Патриархии, 9, 1977, 64–67. Апология 1696 Апология во утолении печали человека, сущаго в беде, гонении и озлоблении, Чернигов, 1696 . ––– 1700 Апология во утолении печали человека, сущаго в беде, гонении и озлоблении, Чернигов, 1700 Архив 1872 Архив Юго-Западной Руси, 5, 1, Киев, 1872 [текст: 277–280]. Вечеря 1682 Симеон Полоцкий , Вечеря душевная, Москва, 1682. Дневные записки 1774 Древняя Российская Вивлиофика, или Собрание древностей российских, до российския истории, географии и генеалогии касающихся, издаваемая помесячно Николаем Новиковым, 6, С.-Петербург, 1774 [текст: 315–408]. ––– 1791 Древняя Российская Вивлиофика, содержащая в себе собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российския касающихся, изданная Николаем Новиковым. Издание второе, вновь исправленное, умноженное и в порядок хронологической по возможности приведенное, 17, Москва, 1791 [текст: 1–44]. Летопись 1784 Летопись иже во святых отца нашего Димитрия, митрополита Ростовскаго, новоявленнаго чудотворца, сказующая вкратце деяния от начала миробытия до Рождества Христова с присовокуплением Келейной летописи сего же святого чудотворца, Москва, 1784.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Бытование Первоначальной редакции Сказания об обретении мощей преподобного Макария под названием «Жития» в период после канонизации святого на Соборе 1547 г. указывает на отсутствие собственно Жития подвижника до середины XVI в. Косвенно об этом свидетельствует датированная 1548 г. рукопись Волоколамского монастыря (ГИМ, Епарх. 407), содержащая указанную статью под названием «Жития» нового чудотворца – Макария Калязинского, а также археографический обзор списков собственно Жития преподобного Макария 302 . Вместе с тем, укажем на один из ранних списков (середины XVI в.) Первоначальной редакции Жития Макария – РНБ, Q. I.173, в котором вслед за Службой на день памяти святого и Житием следуют статьи 20-х, 30-х гг. того же столетия об обретении мощей и о чудесах от его мощей. Такой подбор свидетельствует о постепенном формировании агиографического круга статей о калязинском подвижнике. Ниже публикуется текст Первоначальной редакции Сказания об обретении мощей Макария Калязинского 20-х гг. XVI в. по списку СПбИИ РАН, колл. 115, 155 Q, л. 455 об. 478 об. Разночтения приводятся по спискам: ГИМ, Епархиальное собр., 407, л. 118−154 (список Е); СПбИИ РАН, собр. Лихачёва, 275, л. 143 об. 151 об. (список Л) РГБ, ф. 209 (собр. Овчинникова), 277, л. 368−374 (список О) РНБ, собр. Погодина, 836, л. 1−20 об. (список П) РНБ, собр. ОЛДП, Q. 258, л. 580−595 об. (список Р) РНБ, собр. Погодина, 641 (Строев, 150), л. 30−40 об. (список С) РНБ, Q. 1.173 (собр. Толстого), л. 30 об. 45 (список Т) РГБ, ф. 310 (собр. Ундольского), 337, л. 1−14 (список У). При публикации текста Сказания титла раскрываются, буквы вносятся в строку, транскрипция современная, за исключением , a также букв ъ и ь в середине слов, буквенная цифирь передаётся арабскими цифрами, киноварные буквы выделены полужирным шрифтом. Пунктуация современная. Приложение л. 455 об. 303 (1) Лта 7029 (2) мсяца маия (3) в (4) 26 день (5). (6) Обртение мощем (7) преподобнаго (8) и богоноснаго (9) отца нашего (10) (11) Макария (12) Колязинскаго (13) (14) чюдотворца

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

22. Стихи покаянные. Стихи патриарха Филофея Константинопольского («Странен трезвения явихся и чистоты бесмертия окааный...»). – ГИМ, Синод., 502 (470), Правило молебное, нач. XVI в., лл.40–42. 23. Полиелейные припевы. ГПБ, F. I. 738, Псалтирь с восследованием, XV в., лл. 102 об.–122; «припелы» патриарха Филофея приписаны на полях другою, чем у писца, рукою. Изданы: Труды Киевской духовной академии, Киев, 1863, т. I, стр. 40–42. «Припелы» см. также в Правиле молебном Иоанну Крестителю (ГБЛ, МДАфунд., 77, Минея общая, кон. XV в., лл. 427–433) и в Согласии внегда исходити противу ратным (ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 627, Богослужебный сборник, 2-я пол. XVIII в., лл. 170 об.–171). II. Молитвы 1. В смертоносную язву. а) «μρτομεν, νομησαμην, διχσαμην νωπιν σου...». – Goar. Εχολγιον, sive rituale Graecorum. . ., Paris, 1647, pp. 797–799 67 ; П. С ы р к у. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в., т. I. СПб., 1890, стр. 172–173 68 . В славянских рукописях часто встречается отдельно как «Молитва святейшаго патриарха Константинаграда кир Филофеа молебна, съставлена при всякой печали» («Оьгрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред тобою...»). – 1) ГБЛ, ТСЛ, 253 (1229), Канонник, кон. XIV в., лл. 241–242 об.; 2) ГИМ, Синод., 374 (307), Требник сербский, 1-я пол. XV в., л. 280 (под названием: «Вь общенуждие о покаании»); 3) ГБЛ, МДАфунд., 77, Минея общая, поел. четв. XV в., л. 291; 4) ГИМ, Синод., 377 (310), Требник, нач. XVI в., л. 70; 5) ГБЛ, ОИДР, 347, Сборник, XVI в., л. 211 (под названием: «Молитва в нашествие иноплеменных»); 6) ГПБ, Соловецк., 43 (61 – Анзерск. скита), Псалтирь, Апокалипсис и Канонник, XVIII в., лл. 141–143 (под названием: «Молитва ко господу нашему Иисусу Христу Филофеа архиепископа Константинаграда, исправленная к молению от единаго наедине, кроме собора»); Требник Петра Могилы , Киев, 1646, ч. III, стр. 229–231; б) «Δσποτα κριε, о θες μν, τν οικτριμν. . .». – Goar, pp. 796–797; Сырку Ι, стр. 174–175. Молитва, кир Филофеово творение, глаголемая в страшную и напрасную смерть («Владыко господи Боже наш, иже щедрот неисчерпаемый источниче...»). – 1) ГИМ, Синод., 374 (307), Требник сербский, 1-я полов. XV в., л. 243 об.; 2) ГИМ, Синод., 377 (310), Требник, нач. XVI в., л. 70; 3) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., л. 100.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

От сына к отцу (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 33) печатается впервые. Стиси на Рождество Христово ко государю царю от раб (с. ...) Текст, состоящий из 5 разделов, печатается (по списку ГИМ, л. 33–34) впервые. 1 ...во плоть облечеся… – речь идет о чуде боговоплощения – рождении в Вифлееме иудейском от Святого Духа и «вечной девы Марии» Иисуса Христа, обладающего полнотой божественной сущности («Царь небесный») и человеческой природы. Сей стих глаголася к государю царю Алексею Михайловичю от государя царевича Алексея Алексеевича (с. ...) Текст, состоящий из 5 разделов, печатается (по списку ГИМ, л. 44–47 об.) впервые. 1 Божие Слово духом воплощенно… – рождение Иисуса Христа (см.: примечание 1 к «Стихам на Рождество Христово ко государю царю от раб») толковалось евангелистом Иоанном как воплощение божественного Слова – «истинного Света», или абсолютного смысла бытия (Иоанн, 1:1–14). От государя царевича ко государю царю (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 47 об.) печатается впервые. Стихи на Рождество Христово ко государыни царице от государя царевича (с. ...) Текст воспроизводится по списку ГИМ, л. 55. Впервые опубликован Ф. И. Буслаевым в «Исторической хрестоматии церковнославянского и древнерусского языков». – М.: 1861, – Стлб. 1197. От служящаго (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 55–56) печатается впервые. От царевича (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 58) печатается впервые. Стихи на Рождество Христово ко государю царевичю (с. ...) Текст, состоящий из 6 частей, печатается (по списку ГИМ, л. 63–76) впервые. 1 Сия с Гавриилом… – имеется в виду акт благовещения, когда деве Марии явился посланный Богом архангел Гавриил, чтобы возвестить ей о непорочном зачатии ею Бога-Сына. 2 ...небесный Зодий в земных изменяет... – высказана мысль об исключительной власти бога над роком, предугадать пути которого пытались астрологи по звездам. 3 ...як Константином… – Константин Великий , византийский император (306–337), объявивший христианство официальной религией империи. 4 Неплодный древле камень даде воды шедшим евреом во страну породы – подразумевается библейский сюжет об исходе евреев из Египта в Израиль под предводительством Моисея, сотворившего чудо в Синайской пустыне. Он ударил жезлом о камень, из которого потекла вода, напоившая народ (Исход, 24:12).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

537 Вопрос о неоднородности списков Патерика редакции А был поставлен уже А.А. Шахматовым (Киево-Печерский патерик... С. 46–47). Исследователь выделял четыре группы списков данной редакции: 1. РНБ. Общее собр. ркп. книг Q. n.I.31; РГБ. Собр, Троице-Сергиевой лавры 712; РНБ. Общее собр. ркп. книг Q. I.319; 2. РНБ. Софийское собр. 1394; 3. РНБ. Собр. М.П. Погодина 897; РНБ. Собр. М.П. Погодина 899; ГИМ. Собр. А.С. Уварова 968; 4. РНБ. Софийское собр. 1375. 538 Редакцию А Шахматов рассматривал как независимую от основного вида памятника текстологическую линию, далеко отстоящую от магистрального пути развития и совершенствования патерикового свода. См.: Шахматов А.А. Киево-Печерский патерик... С. 42–43. 539 Включение в Патерик текстов «второго состава» как основных, а не сопровождающих сочинения Симона и Поликарпа, среди которых первым оказалось Житие Феодосия Печерского , привело к корректировке заглавия сборника в редакции А. См., например, РГБ. Собр. Г.М. Прянишникова 92. Л. 68: «Книга, глаголемая патерик Киевский. И о житии преподобнаго и богоноснаго Антониа Печерскаго и преподобнаго Феодосия и иных многих и о чюдесех их. И како составлен бысть монастырь Печерский». 540 По справедливому замечанию Д.С. Лихачева, «при всей гипотетичности таких реконструкций они по крайней мере пытаются представить если не реально дошедший до нас текст, то тот текст, который реально мог существовать». См.: Лихачев Д.С. Основные принципы текстологических исследований... С. 232. 542 Ср.: Шляпкин И.А. Описание рукописей Суздальского Спасо-Евфимьевского монастыря. СПб., 1881. С. 38 (датирует памятник вв.); Леонид, арх. Два памятника древнерусской киевской письменности XI и XIII вв. М., 1890. С. 5–6 (относит время создания произведения к середине XIII в., после 1240 г., и называет имя его автора – Серапион Владимирский ); Абрамович Д.И. Исследование... С. 59 (считает временем создания памятника XI в., так как Феодосий не назван в нем архимандритом, что было бы непонятным, если бы Похвала составлялась в XIII в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010