из Киевской Эсманский , Павел Фёдорович из Черниговской Никольский , Евграф Максимович из Курской Лучицкий , Василий Иванович из Волынской Синицын , Алексей Яковлевич из Калужской Коробцев , Прокопий Афанасьевич из Харьковского Коллегиума Нестеров , Павел Васильевич из Харьковского Коллегиума Тимофеев , Василий Поликарпович из Полтавской Рубанистый , Григорий Васильевич из Екатеринославской Зябловский , Сергий Николаевич из Орловской Антонович , Семён Григорьевич из Харьковского Коллегиума Дмитревский , Василии Акимович из Тамбовской Крыловский , Павел Александрович из Черниговской Хижняков , Михаил Михайлович из Курской Макиевский , Василий Павлович из Полтавской Саввин , Николай Ефимович из Воронежской Дмитриев , Адриан Дмитриевич из Орловской Казанский , Егор Павлович из Владимирской Чепурин , Алексей Никифорович из Курской Полянский , Виссарион Иванович из Ярославской Левицкий , Григорий Григорьевич из Киевской Прозорский , Фёдор Андреевич из Воронежской Виницкий , Павел Максимович из Черниговской Романовский , Августин (иеромонах) из Киевской Студенты Артюховский , Алексей Емельянович из Харьковского Коллегиума Архангельский , Иван Владимирович из Тамбовской Печенев , Тимофей Иванович из Курской Выбыли Жуковский Иван Волынской Дамаскин Григорий Курской Демиденко Фёдор Полтавской Раевский Владимир Полтавской Ильинский Михаил Харьковского Коллегиума Виноградов Яков Рязанской Бодрухин Стефан Воронежской Михайловский Иов Киевской Умерли Волков Павел Киевской Троицкий Василий Калужской Курс восьмой. 1835–1837 г. К приёмным экзаменам в 1833 году вытребовано следующее число студентов, из коих составился восьмой академический курс: Из Киевской семинарии Екатеринославской Черниговской Курской Воронежской Орловской Полтавской Харьковского Коллегиума Пензенской Псковской Тульской Смоленской Могилевской Кишинёвской Подольской С окончанием предшествовавшего курса в звании бакалавров утверждены Комиссией магистры: Муретов Димитрий, по классу богословских наук, Кульчицкий Василий, по классу Чтения Свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На заседании было сказано о том, что по благословению митрополита Курского и Рыльского Германа в храмах в памятные дни совершаются полиелейные службы и произносятся проповеди, посвященные жертвенному подвигу новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших. Так, 1 июня 2013 года во многих храмах Курской митрополии были совершены полиелейные службы и произнесены проповеди, посвященные жертвенному подвигу священномученика Онуфрия (Гагалюка), и 3 ноября, в день памяти священномученика Дамиана (Воскресенского), прошли полиелейные богослужения, и говорилось проповедническое слово о святом. В ходе заседания было решено совместно с курской телекомпанией «Сейм» подготавливать новостные выпуски, посвященные новомученикам и их подвигу, и рассказывать о памятных местах, связанных с именами Курских святых, при участии радиоканала «Радио России» ФГУП ВГТРК «Гостелерадиокомпания «Курск» готовить передачи, посвященные памятным датам, публиковать данные материалы на сайте Курской митрополии. Надо отметить оперативную работу Курских СМИ. Телекомпания «Сейм» регулярно в новостных выпусках дает информацию о проведенных в митрополии мероприятиях, связанных с увековечением памяти новомучеников Церкви Русской. В программах того же телеканала «Этим вечером» и «Православный альманах» были подготовлены и прошли в эфире серии передач о священномучениках Дамиане и Онуфрие. Этот видеоматериал размещен на сайте Курской митрополии. В течение 2013 года на радиоканале «Радио России» в Курске регулярно выходили передачи с участием игумена Дамаскина (Орловского), секретаря Синодальной комиссии по канонизации. На заседании от 17 мая 2013 года было решено совместно с Государственным архивом Курской области провести стационарную выставку в архиве и передвижную для вузов, школ, семинарии, гимназии. Сейчас идет подготовительная работа. На заседании было запланировано подготовить к публикации историю рода священномученика Дамиана (Воскресенского), составленную на основе архивных источников Карпуком Евгением Семеновичем, председателем Курского регионального историко-родословного общества, а также книгу священника Владимира Русина «Виноградник владыки Онуфрия. Судьбы священников, которых призвал к пастырскому служению священномученик Онуфрий». Сейчас книги готовится к печати.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

церквей в 74 находились склады, в 22 - различные учреждения, 92 церкви были в разрушенном или полуразрушенном состоянии. Несмотря на политику властей по ограничению числа храмов, в 1950 г. Курская обл. занимала 1-е место по количеству действующих молитвенных зданий среди краев и областей РСФСР, находившихся под оккупацией: здесь официально было открыто 315 церквей и молитвенных домов. На 1 июля 1945 г. в Курской обл. служили 319 священников, 23 диакона, 116 псаломщиков. Из 319 священников высшее духовное образование имели 2 чел., высшее светское - 4 чел., духовные семинарии окончили 113 чел., пастырские курсы и духовные уч-ща - 60 чел., полное или неоконченное среднее светское образование получили 27 священников, 101 чел. учился лишь в начальных классах, 12 клириков не имели образования. Во время войны подоходный и военный налоги, которыми облагались священнослужители, достигали очень больших размеров. Такая же ситуация сохранилась и после 1945 г. Священники облагались налогом на уровне частных предпринимателей, размер налогов за 1943-1944 гг. доходил до 75% годового дохода клирика. Правовое и хозяйственное положение мон-рей и монашествующих после войны регламентировалось постановлением Совета министров от 29 мая 1946 г. «О православных монастырях». В Курске на тот момент действовал один монастырь - Свято-Троицкий женский. В 1945 г. в нем несли служение 25 монахинь и 130 рясофорных послушниц, из них жили на территории обители 9 монахинь и 40 послушниц. Мон-рь пребывал в бедственном состоянии, основная часть зданий принадлежала советским орг-циям: обкому ВКП(б), обл. архиву. Обители передали часть Новодворско-Богородичного храма. Уполномоченный Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР по Курской обл. В. Ефремов безрезультатно обращался к властям с просьбой освободить помещения мон-ря, обитель вновь была закрыта в 1949 г., Свято-Троицкий храм - в следующем году. После окончания войны посещаемость храмов в Курской обл. оставалась высокой. На Пасху в мае 1948 г. «церкви г. Курска были полны... значительное количество было на улице около церкви, так, например: в кафедральном Сергиевском соборе было минимум до 4000 человек, из них человек 400 было на улице, в Троицкой церкви до 3000-3500 человек, в Михайловской церкви до 2500» (ГА Курской обл. Ф. Р-5027. Оп. 1. Д. 20. Л. 53). Особой многолюдностью отличались архиерейские службы. Верующие Курской обл. почитали и любили своего архипастыря. Во время выездов архиеп. Питирима в районы в 1946 г. его встречала многолюдная толпа - до 3 тыс. чел. Значительное увеличение притока верующих в храмы привело к росту церковных доходов, что позволило настоятелям заняться ремонтом церковных зданий сразу после окончания войны. Так, доход всех храмов в Курской обл. в 1945 г. составил 40 млн р., что позволило направить значительные суммы на ремонт храмов.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

из Воронежской Младшие кандидаты Климович , Иван Антонович из Киевской Ладенков , Иван Гаврилович из Харьковского Коллегиума Лисицкий , Михаил Иванович из Минской Раевский , Семён Михайлович из Курской из Орловской Лавров Василий Семёнович из Орловской Дудукалов , Иван Николаевич из Воронежской Иваницкий , Сергий Васильевич из Полтавской Ракшевский , Василий Емельянович из Харьковского Коллегиума Садовский , Яков Иванович из Волынской Софронович , Герасим Лаврентьевич из Волынской Липенский , Семён Иларионович из Курской Выбыли Булгаков Николай Курской Иванцов Михаил Курской Паславский Фёдор Кишинёвской Петрусевич Иван Подольской Левицкий Андрей Подольской Чернявский Иван Черниговской Умерли Переверзев Григорий Орловской Чемерисов Пантелеимон Екатеринославской Быковский Афиноген Воронежской Успенский Александр Курской Курс шестой. 1831–1833 г. Состав шестого академического курса, соответственно распоряжению Конференции, утверждённому Комиссией духовных училищ, долженствовал быть следующий: из Киевской семинарии 6 человек Екатеринославской Черниговской Минской Подольской Курской Воронежской Орловской Полтавской Волынской Харьковского коллегиума Кишинёвской В составе начальствующих лиц академии в этом курсе одни прибыли, другие повышены в достоинствах, а иные убыли. Таким образом, по предмету греческого языка, в низшее отделение назначен, 23 октября 1831 года, окончивший курс магистр Григорий Миткевич, незадолго перед тем (10 октября) принявший монашество; бакалавр французского языка Карпов переведён на класс философии, а на его место определен профессор черниговской семинарии Алексей Минервин, а бакалавру польского языка, сверх сего предмета, поручено преподавание физико-математических наук, в пособие Чеховичу. Того же года, апреля 9, возведены в звание экстраординарных профессоров бакалавры: инспектор архимандрит Иеремия, Граников Андрей и Шокотов Алексей. В следующем году профессор Крышинский и Граников удостоились за отлично-усердную службу свою получить, по определению Комиссии, в награждение из остатков академических сумм – первый 500, а второй 750 р. В то же время, согласно ходатайству ректора Иннокентия, награждены инспектор архимандрит Иеремия 500 p. а бакалавр богословских наук иеромонах Мелитон 300 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Экономические примечания на 351 дачу и описание г. Путивля. 1785//РГАДА, ф. 1355, оп. 1, д. 634. Генеральный уездный план-атлас Путивльского уезда Курской губернии в 2-х частях. Часть 2. 1785 г.//РГАДА, ф. 1356, оп. 2, д. 175. Геометрический генеральный план г. Путивля и его уезда, состоящего в Курском наместничестве, сочинен в Курской межевой конторе в 1785 г.//РГАДА, ф. 1356, оп. 1, ч. 1, д. 1962. Атлас Путивльского уезда Курской губернии в 2-х частях. Часть 2. 1785 г.//РГАДА, ф. 1356, оп. 1, ч. 1, д. 1964. Об угодьях монастырей в Курской губернии за 1798 г.//РГИА, ф. 1341, оп. 1, д. 197. По рапорту белгородского епископа Феоктиста о восстановлении в Печерском Молченском Богородицком монастыре в г. Путивле Курской губернии архимандрии и о произведении в сан архимандрита игумена монастыря Паисия. 1799 г.//РГИА, ф. 796, оп. 80, д. 483. Прошение казначеи Белгородского Рождество-Богородицкого женского монастыря о высылке шнуровой книги для описи имущества монастыря и описания Глинской Богородицкой пустыни. Январь-декабрь 1802 г.//ГАКО, ф. 20, оп. 2, д. 39. Ведомости о монастырях по епархиям за 1807 г.//РГИА, ф. 796, оп. 89, д. 956. О смерти архимандрита Балаклавского Георгиевского монастыря Дионисия. Определен туда Строитель Глинской пустыни иеромонах Белоградского архиерейского дома Курской епархии Евтихий. 1809 г.//РГИА, ф. 796, оп. 89, д. 576. Именные списки настоятелей и настоятельниц монастырей за 1810 год//РГИА, ф. 796, оп. 91, д. 1016. Сборник проповедей XIX в. Слова разных пастырей церкви на разные случаи: (Слово Евгения, епископа Курского и Белоградского на освящение храма в Глинской пустыни в 1820 г.)//РГБ, ф. 213, ОПТ-154. Об отводе земель Глинской пустыни. Об отводе лесного участка при деревне Шутовке Путивльского уезда Глинскому Богородицкому монастырю. Ноябрь 1820–1823 гг.//РГИА, ф. 379, оп. 4, д. 1058. Об отводе земли Глинской пустыни. 1820–1823 гг.//РГИА, ф. 1263, оп. 1, д. 330. По донесению Евгения, архиепископа Курского и Белгородского об испрошении Высочайшего повеления на совершение крепостного акта на жертвованные Глинской Богородицкой пустыни майором Дмитрием Бровцыным земли с постоялым двором. Декабрь 1820–1821 гг.//РГИА, ф. 796, оп. 101, д. 1220.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Губернатор Курской области Александр Михайлов сказал, что работники образования Курской области при изучении курса «Основы православной культуры» проводят в настоящее время тематические уроки, посвященные жизни преподобного Серафима Саровского, организуют встречи учащихся со священнослужителями Курской епархии, экскурсии по местам, связанным с жизнью преподобного Серафима, совершают паломнические поездки в Коренную пустынь. В области проводятся конкурсы методических разработок по внеклассным мероприятиям «Святая Курская земля», школьники пишут сочинения на тему «Духовный пастырь России». Александр Михайлов отметил, что у администрации Курской области сложились очень тесные и добрые отношения с Курской епархией «За последние три года в Курской области Русской Православной Церкви передано в безвозмездное пользование комплекс зданий бывшего Орнатского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря, более 30 муниципальных помещений, оказывается помощь в уборке и восстановлении храмов, открыто 26 православных приходов. Переданы здания комплекса «Знаменская  роща», где действует Духовная семинария. В ряде районов области установлены поклонные кресты, а в местечке Свобода Золотухинского района – памятник обретения иконы «Знамение» Курской-Коренной, а также памятник преподобному Серафиму Саровскому», - сказал Губернатор. В Курске торжества начнутся 20 июля. В это день в Сергиево-Казанском соборе пройдет всенощное бдение. Потом крестный ход пройдет по центральным улицам Курска до Знаменского собора. 21 июля в Знаменском кафедральном соборе будет совершена Божественная литургия. Богослужение продолжится молебном перед храмом, куда соберется много верующих. В областном драматическом театре в этот день состоится праздничный концерт. Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий сказал, что «250-летний юбилей со дня рождения преподобного Серафима не будет повторением торжеств 2003 года. Празднования пройдут в совершенно других рамках и, прежде всего, расширится их география». «Мы начинаем торжества в Курске, - сказал епископ, - и заканчиваем их в Дивеево. Уникальность празднования в том, что сразу в двух регионах России будет отмечено такое событие».

http://pravoslavie.ru/9311.html

11 июня 1959 г. епископом Курским и Белгородским стал Леонид (Поляков) . Благодаря ему приходская жизнь в Курске получила ощутимый импульс к развитию, он сумел укрепить кадры духовенства. Еп. Леонид служил в кафедральном соборе каждый воскресный и праздничный день, по будням присутствовал на всех службах. Заметно увеличилась посещаемость архиерейских служб. Число церквей в епархии продолжало сокращаться. Если в 1955 г. в Курской обл. числилось 154 прихода, в Белгородской обл.- 132, то в 1964 г. насчитывалось 117 приходов в Курской обл. и 98 - в Белгородской обл., из них с янв. 1960 по июль 1963 г. было закрыто в Курской обл. 35 общин, в Белгородской обл.- 33 храма. 14 мая 1960 г. Володин получил рекомендацию Совета по делам РПЦ об изучении «вопроса о возможностях постепенного, но значительного сокращения количества действующих церквей». В итоге в 1960 г. было упразднено 17 церквей, в защиту каждого из приходов в адрес уполномоченного поступали ходатайства. В 1961 г. в Курске были закрыты 3 церкви из 9: Михайловская, Нижне-Троицкая и Успенская. Этому предшествовало проведение в янв.-февр. 1961 г. собраний на предприятиях и в учреждениях города, посвященных закрытию указанных храмов. В 1962 г. в Белгороде был закрыт кафедральный Преображенский собор, после чего по благословению патриарха статус 2-го кафедрального храма Курской епархии получила Николаевская кладбищенская ц. в Белгороде (Иоасафовский собор). В 1959 г. сельсоветы Курской обл. запретили священникам обходить дома верующих. Упразднение церквей вызвало многочисленные протесты со стороны правосл. курян. Сократилось число духовенства: 1 янв. 1955 г. в Курской обл. числилось 177 священнослужителей (из них 163 священника), 1 янв. 1964 г.- 113 священнослужителей (103 священника). Несмотря на стремительные темпы ликвидации приходов, Курская обл. оставалась в числе регионов с устойчивыми высокими церковными доходами: если в 1955 г. доходы общин составили 5890 тыс. р., то в 1959 г.- 8513 тыс. р., притом что налог на свечное производство был увеличен с 4,5 млн р. в 1957 г. почти до 100 млн р. в 1959 г.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Богородицы. М., 19048. С. 287-289; Евсеев И. Е. Описание рукописей, хранящихся в орловских древлехранилищах//Сб. Орловского церк. ист.-археол. комитета. Орел, 1905. Т. 1. С. I-VII (3-я паг.); С. 1-172 (4-я паг.); Ист. описание церквей, приходов и мон-рей Орловской епархии. Орел, 1905. Т. 1; Поселянин Е. Богоматерь. С. 573-579; Сенаторский Н. П. Ист. сведения о Курской чудотв. иконе Знамения Пресв. Богородицы и о явленных ею благодатных действиях милости Божией. Курск, 1913; Платонов С. Ф. Древнерус. сказания и повести о Смутном времени XVII в. как ист. источник. СПб., 19132. Т. 2. С. 341-342; Беляев Н. М. Отчет об осмотре чудотв. иконы Знамения Божией Матери Курской Коренной//SK. 1929. Т. 3. С. 297-299. Табл. 4; Рябушинский В. П. Рус. икона в иностранной лит-ре//СЗ. 1934. 54. С. 426-433; Серафим (Иванов), архиеп. Одигитрия Рус. Зарубежья: Повествование о курской Чудотв. Иконе Знамения Божией Матери и о дивных чудесах Ея. Н.-Й., 1955. [Новокоренная пуст.], 19632; Будовниц И. У. Словарь рус., укр., белорус. письменности и лит-ры до XVIII в. М., 1962. С. 300; Пантелеимон (Нижник), архим. Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы. Джорд., 1974. С. 286-298; Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. Wiesbaden, 1990; Киселев А. Чудотворные иконы Божией Матери в рус. истории. М., 1992. С. 44-47; Нечаева Т. Н. Сказания об иконе Богоматери Курской-Коренной//Филевские чт.: Тез. конф. М., 1997. С. 38-39; Раздорский А. И. Повесть о граде Курске - Сказание о Курской иконе Знамения Божией Матери, Курский летописец//Курск: Краевед. слов.-справ. Курск, 1997. С. 299; он же. «Повесть о граде Курске» («Курский летописец») XVII в.//ОФР. 2003. Вып. 7. С. 141-154; Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Курской//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 572-576; Вениамин (Федченков), митр. Всемирный светильник прп. Серафим Саровский. М., 2006. С. 9; Зорин А. В. и др. Очерки истории Курского края с древнейших времен до XVII в. Курск, 2008; Смирнова Э. С. Богоматерь Знамение. Богоотцы Иоаким и Анна(?)//Иконы Вел.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

В 60-70-х гг. XX в. в Курской обл. продолжала сохраняться высокая степень религиозности населения. По докладу уполномоченного Володина, «традиция исповедоваться и причащаться в Великий пост настолько сильна, что обычно священники прибегают к общей исповеди даже большими группами - по 50-100 человек» (ГА Курской обл. Ф. Р-5027. Оп. 5. Д. 68. Л. 87). В Курске на пасхальное богослужение приходило более 20 тыс. чел. Число крещений и отпеваний в Курской обл. было вдвое больше, чем в среднем по России. В 1965 г. в городах области было крещено 85,2% новорожденных, в сельской местности - 36, в поселках городского типа - 116,5%. Заочные отпевания в среднем составляли ок. 40% от числа умерших. В 60-80-х гг. XX в. значительной статьей расходов Курско-Белгородской епархии стали отчисления в Советский фонд мира. В нач. 60-х гг. на это уходило не менее четверти общецерковных средств, позже отчисления несколько уменьшились. Трагедия, случившаяся на Чернобыльской атомной электростанции 26 апр. 1986 г., вызвала живейший отклик верующих Курской обл. 20 мая Курский архиеп. Ювеналий (Тарасов) обратился с воззванием к настоятелям, клирикам и прихожанам храмов епархии с просьбой оказать денежную помощь. В 1986 г. в фонд помощи Чернобылю епархия перечислила более 40 тыс. р. В 1987 г. в Курской обл. были зарегистрированы 84 общины, из-за отсутствия священников в 1984-1986 гг. фактически не действовали от 6 до 10 церквей. В 1987 г. из 113 священнослужителей 53 чел. были моложе 40 лет, 10 чел.- старше 60 лет. Снизились показатели участия жителей Курской обл. в церковных таинствах и богослужениях. Если на пасхальных службах в 1980 г. присутствовали 51 563 чел., то в 1985 г.- 40 018, в 1987 г.- 30 831 чел. В 1975 г. в области было обвенчано 0,64% зарегистрированных пар, крещено 44% от числа рожденных детей и совершено отпевание 45% умерших. В 1985 г. эти цифры составили соответственно 0,37, 34 и 32%. С 1987 г. налаживались отношения епархии с местными властями. В рамках подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси епархии были предоставлены возможности для проведения ремонтных работ в церквах Курска и области, Сергиево-Казанскому собору было возвращено хозяйственное помещение. Незадолго до торжеств состоялась 1-я встреча архиеп. Ювеналия с председателем Курского облисполкома Г. А. Березниковым. Было решено обеспечить участие курских учреждений культуры в подготовке празднования. В Курском областном краеведческом музее открылась выставка, посвященная введению христианства на Руси. В Курске празднование прошло 22 и 23 июня 1988 г., в город было приглашено ок. 300 чел., в т. ч. свыше 100 священнослужителей, архиереи соседних епархий.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 196-204; Головашенко А. М. Кр. ист. обзор Курской губ. Курск, 1854; Истомин И., свящ. Ист. описание курского Знаменского 1-кл. мон-ря. Курск, 1857; Лебедев А. С. Эпизод из истории борьбы духовной власти в России с народно-религиозными обычаями//ЧОИДР. 1884. Т. 2. Смесь. С. 21-28; он же. Ист. разыскания в южнорус. архивах. М., 1885. Вып. 2. С. 21-28, 40-48; Троицкий Н. И. Памятники Знаменского мон-ря в Курске. Курск, 1884; Памятная кн. Курской губ. за 1892 г. Курск, 1892; Танков А. А. Курский Знаменский собор//Курские ЕВ. 1894. 8. С. 142-143; он же. Ист. летопись Курского дворянства. М., 1913. Т. 1; Зверинский. Т. 1. 201; Денисов. С. 346-347; Четыркин Ф. В. Курская святыня: Курско-Коренная икона Богоматери и места пребывания св. иконы - Знаменский мон-рь и Коренная пуст. СПб., 1899; Златоверховников Н. И. Памятники старины и нового времени и др. достопримечательности Курской губ. Курск, 1902. С. 2-7; Танков А. А., Златоверховников Н. И. Путеводитель по г. Курску. Курск, 1902; Булгаков Г. И. Внешний вид Курского Знаменского мон-ря в прошлом по архивным док-там. Курск, 1913. С. 3-4; Сенаторский Н. Курский Знаменский мон-рь//Курские ЕВ. 1913. Ч. неофиц. 45. С. 888; Сперанский А. Очерки по истории приказа каменных дел Московского гос-ва. М., 1930; Габель В. Ф., Гулин И. Н. Курск. М., 1951; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский патерик. М., 1997. С. 551; Арцыбашева Т. Н. Курский край и монастырская культура. Курск, 1998; она же. Курский Знаменский муж. мон-рь//Русские мон-ри: Юг России. М., 2006. С. 206-221; Раздорский А. И. Курский Знаменский мон-рь по плану 1785 г.//Наследие монастырской культуры. СПб., 1998. Вып. 3. С. 39-46; он же. Церковно-ист. и стат. описание Курской епархии 1850-х гг.//События и люди в док-тах курских архивов. Курск, 2003. Вып. 2. С. 61-74; он же. Архиереи Курского края XVII-XX вв. Курск, 2004; Шпилев А. Г. Знаменский мон-рь. Курск, 2000; он же. Курский Знаменский муж. мон-рь в 1918-1932 гг.: (К вопросу о взаимодействии РПЦ и гос. органов в первые десятилетия Советской власти)//Русский сб.

http://pravenc.ru/text/2462323.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010