5. Епархиальному архиерею Мелекесской епархии иметь титул " Мелекесский и Чердаклинский " . 6. Епархиальному архиерею Симбирской епархии иметь титул " Симбирский и Новоспасский " . 7. Временное управление Мелекесской епархией поручить Преосвященному Симбирскому и Новоспасскому Проклу. 8. Образовать в пределах Симбирской области Симбирскую митрополию, включающую в себя Симбирскую, Барышскую и Мелекесскую епархии. 9. Главой Симбирской митрополии назначить Преосвященного Симбирского и Новоспасского Прокла. ЖУРНАЛ 62 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Курского и Рыльского Германа с предложением образовать новые епархии в Курской области. Справка: Архиепископ Герман обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с рапортом, в котором, в частности, сказано: " Ради пользы церковной и активизации духовно-просветительской деятельности Церкви почтительно представляю на усмотрение Вашего Святейшества мои предложения по образованию на территории Курской области двух новых епархий. Численность населения Курской области по состоянию на 1 января 2011 года составляет 1 млн 145 тыс. человек. По конфессиональному составу 90% жителей области являются православными " . ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Дмитриевского, Железногорского, Конышевского, Льговского, Фатежского и Хомутовского районов Курской области, – Железногорскую епархию, выделив ее из состава Курской епархии. 2. Епархиальному архиерею Железногорской епархии иметь титул " Железногорский и Льговский " . 3. Епископом Железногорским и Льговским избрать игумена Вениамина (Королева), клирика Курской епархии. Место наречения и хиротонии игумена Вениамина (Королева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. – О чем и послать соответствующий указ. 4. Образовать в административных границах Горшеченского, Касторненского, Мантуровского, Пристенского, Советского, Солнцевского, Тимского, Черемисиновского и Щигровского районов Курской области, – Щигровскую епархию, выделив ее из состава Курской епархии.

http://religare.ru/2_96071_1_21.html

5. Епархиальному архиерею Мелекесской епархии иметь титул «Мелекесский и Чердаклинский». 6. Епархиальному архиерею Симбирской епархии иметь титул «Симбирский и Новоспасский». 7. Временное управление Мелекесской епархией поручить Преосвященному Симбирскому и Новоспасскому Проклу. 8. Образовать в пределах Ульяновской области Симбирскую митрополию, включающую в себя Симбирскую, Барышскую и Мелекесскую епархии. 9. Главой Симбирской митрополии назначить Преосвященного Симбирского и Новоспасского Прокла.   ЖУРНАЛ 62 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Курского и Рыльского Германа с предложением образовать новые епархии в Курской области. Справка: Архиепископ Герман обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с рапортом, в котором, в частности, сказано: «Ради пользы церковной и активизации духовно-просветительской деятельности Церкви почтительно представляю на усмотрение Вашего Святейшества мои предложения по образованию на территории Курской области двух новых епархий. Численность населения Курской области по состоянию на 1 января 2011 года составляет 1 млн 145 тыс. человек. По конфессиональному составу 90% жителей области являются православными». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Дмитриевского, Железногорского, Конышевского, Льговского, Фатежского и Хомутовского районов Курской области, — Железногорскую епархию, выделив ее из состава Курской епархии. 2. Епархиальному архиерею Железногорской епархии иметь титул «Железногорский и Льговский». 3. Епископом Железногорским и Льговским избрать игумена Вениамина (Королева), клирика Курской епархии. Место наречения и хиротонии игумена Вениамина (Королева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 4. Образовать в административных границах Горшеченского, Касторненского, Мантуровского, Пристенского, Советского, Солнцевского, Тимского, Черемисиновского и Щигровского районов Курской области, — Щигровскую епархию, выделив ее из состава Курской епархии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2367551...

“Полн. собр. лет.”, I, 185; X, 67, 69; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, III, 34 (предполагает, что м-рь св. Петра был в Ярославле), 55 (о Пахомие); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 375 (игум. Пахомий 1214 г.). 1867 . Петровский – Городенский, мужской, стоял в самом селе Городне, Тверской губ. и уезда, в 29 вер. от Твери к юго-вост., на прав. берегу Волги. Несомненно существовал в XVI ст., когда имел во владении несколько деревень в волости Захожье, Твер. уез. По писцовым книгам 1629 г. владел 9 пустошами; упразднен до издания штатов в 1764 г. Покровский, “Ист.-статист. опис. Твер. губ.”, I, 116; “Твер. губ. в.”, 1852 г., 10 (опись пустошам); 1859 г., 22 (остатки м-рей); Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 158 (перечень деревень). 1868 . Петропавловская, муж­ская пустынь, совсем уничтоженная, Курской губ., Путивльского у., но в ка­ком месте была неизвестно, а равно неиз­вестна и ее история. “Курск. губ. в.”, 1856 г., 34 (м-ри Курск. губ.); Ратшин, 171. 1869 . Петропавловская, муж­ская пустынь, совсем уничтоженная, близ села Старой Толковки, Пензенской губ., Нижнеломовского у., в 16 вер. к юго-зап. от Нижнего Ломова и в 4 вер. от Верхнего Ломова, при впадении рч. Толковки в р. Ломов. О ней известно только, что она упразднена еще до из­дания штатов 1764 г. и в 1721 г. ею управлял строит. Иов, а в 1732 г. Алексий. “Ист. Росс. Иер.”, V, 536; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 962. 1870 . Петропавловский или Рождество – Предтечевский, мужской, давно несуществующий, в гор. Ко­ломне, Московской губ., стоял за горо­дом, за р. Коломенкою. По писцов. кни­гам 1577 г. значится: «Храм верховн. апост. Петра и Павла да другой храм Рождество Ивана Предотечи, древены, клетцки, стоят без пенья, а преж сего был монастырь». Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 1, 312. 1871 . Петропавловский или Верховных Апостол Петра и Павла, мужской, давно несуществую­щий, в гор. Можайске, Московской губ., на посаде. Сведения о нем ограничи­ваются известием, что в 1595 г. в нем церковь ап. Петра и Павла, «древяна, клетцки», снабженная образами и разною церков. утварью. Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 1, 653 (подроб. опись); “Можайский-Лужецкий 2-го кл. м-рь”, 1888 г., 81. 1872 . Петропавловский, жен­ский, ныне приходская церковь Петра и Павла (построена 1770 г.) в гор. Бело­зерске, Новгородской губ., недалеко от обводного канала и торговой площади. В сохранившемся рукописном синоднике написано: «род Петровского мона­стыря старицы Анисии», где прописаны имена 7 схимонахинь. Полагают, что он существовал здесь в XVII ст. “Новгор. сборн.”, I, Отд. I, 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

15) Монахина Филарета (Коркина) Козьмодемьянского монастыря Казанской епархии, прибывшая по паспорту, выданному в Одессе 25-го сентября 1892 г. 5099. 16) Василиса Осиповна Балдырева, крестьянка Рязанской губ. Сапожковского уезда деревни Муравлевой, прибывшая по паспорту, выданному в Одессе 4-го декабря 1892 г. 7048. 17) Наталья Ильинишна Савинкова, крестьянка Орловской губ. Елецкого уезда, села Визовитина, прибывшая по паспорту, выданному в Одессе 3-го февраля 1893 г. 755. 18) Севастьяна Конгурова, крестьянка Воронежской губ. и уезда, Березовской волости, села Лопаток (паспорта не оказалось). 19) Василиса Бокова, крестьянка Орловской губ. того же уезда, Лавровской волости, деревни Путалевой (паспорта не оказалось) 20) Агриппина Григорьевна Александрова, крестьянка Воронежской губ., прибывшая по паспорту, выданному в Одессе 25-го ноября 1892 г. 6700. 21) Прасковья Романова, крестьянка Пензенской губ. (паспорта не оказалось). 22) Марина Багренцова, крестьянка Тульской губ., прибывшая по паспорту, выданному в Одессе 4-го февраля 1893 г. 812. 23) Евфросинья Брусенкова, крестьянка Курской губ. Обоянского уезда, волости Кочеровской, деревни Покровской (паспорта не оказалось). 24) Сергей Ермолаев Сорокин, крестьянин Тамбовской губ. Елатомского уезда, прибывший по паспорту, выданному в Одессе 2-го февраля 1893 г. за 1069. 25) Дмитрий Федорович Пахомов, крестьянин Ставропольской губ.., прибывший по паспорту, выданному в Одессе 2-го декабря 1892 г. 6955. (Все вышеупомянутые паспорты отосланы в Азиатский департамент при отношении от 7 мая с. г. за 333). Всего, согласно означенному списку, не возвратилось в Иерусалим из числа лиц, ушедших 4-го марта с караваном в Назарет, двадцать пять человек, в том числе 23 женщины и двое мужчин. То же число, т. е. двадцать три женщины и двое мужчин, погибшие на пути между Назаретом и Рамаллой, были похоронены в Рамалле 19-го марта с. г. Из числа означенных 25 покойников отпевание тринадцати было совершено в церкви Рамалльского православного монастыря иеромонахом Никандровой пустыни Псковской епархии Геннадием 19-го марта в 9 ч. утра, и вслед за тем совершено было погребение их на православном кладбище в Рамалле местным православным духовенством в присутствии игумена Макария. Отпевание же остальных 12 покойников из числа этих 25 было совершено в тот же день в 5 час. пополудни в церкви Рамалльского монастыря иеромонахом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Парфением и им же в тот же день совершено погребение их на православном кладбище в Рамалле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 1795 г. литов. земли, отошедшие Российской империи, были объединены в Виленскую губ., а с 1796/97 г. входили в состав Литовской губ. (вместе с территорией бывш. Слонимской губ.), которая в 1801 г. была разделена на Литовско-Виленскую (с 1840 Виленская) и Гродненскую губернии. В 1842 г. из зап. части Виленской губ. была образована Ковенская губ. Юго-зап. часть Л. (Занеманье и Белосточчина) в 1795 г. отошла Пруссии, в 1807 г. включена в Варшавское герц-ство, а в 1815 г.- в Августовское воеводство Царства Польского, к-рое в 1837 г. было преобразовано в Августовскую губ. Очередные административные изменения произошли после подавления восстания 1863-1864 гг.: в 1866 г. Августовская губ. была упразднена; все ее литовские уезды вошли в состав новообразованной Сувалкской губ. При этом часть территории совр. Л. входила в Гродненскую губ. (Друскеники, ныне Друскининкай), Курляндскую губ. (Поланген, ныне Паланга) и Пруссию (М. Литва). В кон. XVIII - нач. XIX в. на Л. была частично распространена сословная и адм. система Российской империи: на местную шляхту распространено действие Жалованной грамоты дворянству 1785 г., городская власть подчинена губ. властям (1808), часть вопросов из компетенции магистратов перешла в ведение городских дум, организована полиция. При этом были сохранены сословные суды (городские и земские), действовал Третий Литовский статут 1588 г. Одной из составных частей политики Екатерины II по интеграции земель бывш. ВКЛ в состав Российской империи было ослабление влияния католич. Церкви в стране. С этой целью в ее правление проводился курс на изоляцию католич. Церкви от Римского престола и ее подчинение светской власти в духе идей иозефинизма , осуществлению к-рого содействовал Могилёвский католический еп. Станислав Богуш-Сестренцевич (с 1781/83 архиепископ; с 1798 митрополит). Его власть в 1795 г. была распространена на земли Л., отошедшие России; автономия мон-рей была ликвидирована, а их земли конфискованы. В 1798 г. указом имп. Павла I Петровича было учреждено католич. Могилёвское архиепископство-митрополия с 5 католич. епископствами-суффраганами: Виленским, Жямайтским, Луцким, Каменецким, Минским. Т. о., Виленское и Жямайтское еп-ства были выведены из подчинения Гнезненскому архиепископу. На землях Л., ранее входивших в Виленское и Жямайтское еп-ства и отошедших к Пруссии, в 1797 г. было учреждено Вигрское еп-ство, напрямую подчиненное папе Римскому (просуществовало до 1818, когда вместо него было учреждено Августовское, или Сейнское, еп-ство).

http://pravenc.ru/text/2110567.html

797 В Олонецкой епархии в 1785 г. была – 361 церковь , а именно: Олонецкой губернии в 6 городах с уездами, кроме архиерейского собора – 204 церкви, Архангельской губ. в Онеге с уездом – 29 ц., в Шенкурском у. – 3, в Холмогорском – 2, всего – 34; в Новгородской губ., в Устюжне Железнопольской с уездом – 43 ц., в Тихвинском уезде – 5, а всего – 48 ц., С.-Петербургской губ., в Новоладожском Уезде – 21 ц., Тверской губ. в Весьегоньске с уездом – 48 цер. и в Красно-Холмском уезде – 6. В Архангельской епархии за 1786 г., Архангельской губ. в городах с уездами, кроме архангельского собора – 188 цер., Олонецкой губ. в г. Кеме с частью Кемского уезда – 2 ц., в части Повенецкой округи – 5 ц.: Вологодской губ. в г. Вельске с уездом – 58 ц., Великоустюжской области в Красногорском уезде – 17 цер., всего – 75 цер., а во всей епархии – 270 церквей. В других епархиях церкви Олонецкой и Архангельской губерний состояли: в Вологодской епархии Олонецкой губ. часть Вытегрского уезда – 10 цер., в Устюжской епархии Архангельской губ. Мезенского уезда – 1 цер. 801 Петровского уезда: церковь в Вепревой пустыни, в селах: Горках, Дубнове, Ильинском, Красном, Раменье, Любимках, Лучинском, Никольском, что на Волынине, Первитине, Рохманове, Рославлеве, в погостах Благовещенская, в Дмитровском, что на Кисьме, Кадановском, Углецкого уезда в сс. Заозерье, Поймаше, Сигори, в погосте Борисоглебском, что на Воронежке. 802 Монастыри мужские: II кл. переяславский Данилов, волоколамский Иосифов, III кл. переяславский Никитский, дмитровский Борисоглебский; женские: I кл. александровский Успенский, II кл. переяславский Феодоровский, на своем содержании – Переяславский Николаевский, дмитровский Николаевский Песношский; пустыни: Лукоянова, Сольбинская, Введенская Островская. Церкви: в переяславском кафедр. доме – 1 соборная; Владимирской губ. – в Переяславле соборная – 1, приходских – 2, в уезде – 93 цер. в г. Александрове с уездом – приходских 84, ружных – 1, домовых – 1, в г. Киржаче – приходских – 2, в уезде – 26, в г. Покрове – приход. 1, в уезде – 5; всего во Владимирской губ. – 237 цер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

1625 . Ильинский (?), ныне село Отроковичи, Тверской губ. и уезда, в 30 вер. к юго-вост. от Твери, на прав. бер. Волги. Существовал в 1517 г., надобно полагать, был женским и осно­ван или женою или отроковицею Княжеского отрока. Покровский, “Ист.-стат. опис. Твер. губ.”, I, 116; “Твер. губ. в.”, 1859 г., 22 (остатки м-рей). 1626 . Ильинский, мужской, ныне погост Илья Пророк, Ярославской губ., Романово-Борисоглебского у., в 8 вер. к юго-зап. от Романова. Существовал в XVIII ст. и упразднен неизвестно когда. Нынешняя церковь св. прор. Илии сооружена в 1731 г. Журавлев, “Путев. по Ярослав. губ.”, 344; Крылов, “Ист. стат. обозр. Ярослав. епар.”, 641. 1627 . Ильинский – Алмозерский, мужской, ныне погост Старцев, Оло­нецкой губ., Вытегорского у., в 31 вер. к юго-вост. от Вытегры, при оз. Алмозере. Существовал при царе Феодоре Ивановиче, в XVI стол. “Памят. кн. Олон. губ.”, 1867 г., III, 14. 1628 . Ильинский на Воре, муж­ской, совсем уничтоженный, Московской губ., Дмитровского у., недалеко от Тр. Сергиевой лавры, где протекает р. Ворь. Существовал в XV ст. (1465 г.) и при­надлежал непосредственно митрополиту. “Акты Арх. Эксп.”, I, 75 (Ж. гр. 1465 г. Дмитр. кн. Юрвя Вас. митроп. Филиппу об освобожд. земель м-ря от пошлин); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 15. 1629 . Ильинский на Котыше, женский, ныне погост Ильинский, Мо­сковской губ., Клинского у., в 14 вер. к юго-зап. от Клина, при рч. Катыше. Когда в 1711 г. вотчины Пятницкого-Берендеевского м-ря были отписаны в дворцовое ведомство и доходы с них определены на содержание двора вдов­ствующей царицы Параскевы Федоровны, супруги Иоанна Алексеевич а, то Берендеевский м-рь был закрыт, а на место его открыт здесь женский, существовав­ший, как надо полагать, недолго. “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1878 г., т. VII, вып. 2, исслед., 144. 1630 . Ильинский – Ладвинский, мужской, ныне погост Ладвинский, Оло­нецкой губ., Петрозаводского у., в 54 вер. к югу от Петрозаводска, при р. Ивине. В описи 1582 г. сказано: «Рождественского же погоста Остречинского Ладвинские выставки монастырь. А на мона­стыре церковь Илья Пророк, да 9 келей, а в них живут 15 братов». В писцовых книгах 1628 г. о м-ре уже не упоминается, а говорится: «Того же Остречского погоста выставка волостка Ладва. А в ней церковь во имя Ус­пения Пресв. Богород.; другая церковь вел. чудотв. Николая – древяны. А постав­лены те церкви на тяглой земле». Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Об.”, VIII, прилож. VI, 159; “Олон. губ. в.”, 1849 г., 5, 6 (древн. ист. памятн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

710. Верхосицкая, мужская пустынь, ныне погост Преображенский, Вологодской губ., Вельского у., в 100 вер. к юго-зап. от Вельска, в верховье р. Ситы, прав. притока р. Кубины (см. «Воен. топогр. карта 10 вер.», лист 55, и карта Шуберта, лист XV). Упразднена в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 530. 711. Верхошеремская – Вознесенская, мужская пустынь, ныне погост Верхне Шеренгский-Вознесенский, Архангельской губ., Шенкурского у., в 111 вер. к югу от Шенкурска и в верст. в 7 от границы Вологодской губ., в незаселенном лесистом месте, в верховье рч. Шеренги. В «Ист. Росс. Иер.» сказано, что она основана в 1680 г. старцем Иовом, постриженцем Антониева Сийского мон., а у Строева основание показано в 1650 г. Но это несправедливо, по крайней мере относительно времени основания, так как в писцовыхъ «Дворцовых книгах» 1677 г. упоминается, что старцы пустыни владеют пашенным лесом, сенными покосами и озерком по Государевой грамоте 1613 г.; затем далее видно, что в 1650 г. была при пустыне построена церковь . Пустынь упразднена в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 430, 534; Ратшин, 14; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Арханг. губ.», I, 34; Молчанов, “Опис. Архан. губ.», 188; “Архан. губ. вед.», 1858 г., 7 (о монастыр. владениях); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 830, 12. 712. Верх – Язвинский – Богородицкий – Успенский, мужской, ныне село Обвинский монастырь или Верх-Язвинское, Пермской губ., Соликамского у., в 210 вер. к юго-вост. от Соликамска, при р. Язве. Основан в 1686 г. по случаю явления здесь иконы Божией Матери и упразднен в 1764 г. От него остались 2 церкви: Успения, построенная в 1686 г. и Введения в 1706 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 535; Ратшин, 438; Берг, “Путеш. в гор. Черд. и Соликам.», 11; “Спис. насел. м. Перм. губ.», стр. CCLXIX; “Оренб. губ. в.», 1850 г., 21 (Пыскор. м-рь); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 951 (строит. Протасий 1705 г.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. I, 144 (в 1744 г. имел 563 души крест.). 713. Виноградский – Успенский – Ирдынский, мужской, заштатный (с 1786 г.), Киевской губ., Черкасского у., в 25 вер. к юго-зап. от Черкас и в 3 вер. к сев.-вост. от села Староселечка, над Ирдынским болотом. Основан в половине XVIII ст. на том месте, где были виноградные сады разоренного Ирдынского Преображенского мон. и в 1767 г. под именем Виноградского Ирдынского состоял в ведении еписк. Переяславского и Бориспольского Гервасия. В 1753 г. в м-ре был начальником Гавриил Искра. “Ист. Росс. Иер., III, 542; Ратшин, 131; “Опис. монаст.», 1817 г., 123; Похилевич, “Сказ. о насел. мест. Киев. губ.», 648; “Архив юго-зап. России», ч. I, т. III, 48, (судная комиссия униатов в 1767 г.), 387, LV (показания 1753 г. священн. Мих. Гученко).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

9 4 го колл. асс. Мих. Макаров в Рязанскую и Тамбовскую губ. на 28 дней (20 ноября 1812 г. писал Н. Н. Бантышу-Каменскому, что только на днях узнал о пребывании архива в Нижнем и спрашивал: должен ли он явиться на службу) и колл. асс. Сергей Федор. Соковнин в Тульскую, Орловскую, Курскую и Киевскую губ. на 28 дней. 17-го Дм. Глебов-Стрешнев в Тверскую губ. на 28 дней 23-го переводчик Николай Хитров Орловской губ. Болховской округи в с. Муратово на 28 дней. 10 Кроме того переводчик князь Павел Горчаков 27-го июля уволен был для определения к другим делам. 11 А. Я. Булгаков был хорошо знаком с гр. Ф. В. Растопчиным, который еще 3 июня пригласил его на службу к себе: «вы будете состоять при мне для дипломатической переписки и по секретной части. Мне нужен человек благонадежный, верный помощник». См. отрывки из дневника А. Я. Булгакова в «Русском Архиве» 1867 г., ноябрь, стр. 1373–1374. 12 Именно: 3-го августа канцелярист Вл. Аладьин в Ярославскую и Костромскую губернии. 13-го актуариусы Ив. и Григ. Повалишины в Костромскую и Вологодскую губ. (вследствие просьбы матери от 9/16 декабря были уволены 25 декабря в отпуск на 28 дней в Спб.). 14-го переводчик Петр Марк. Мещанинов Московской губ. в гор. Коломну, кн. Ив. Волконский в Нижегородскую губ, Ал. Глебов с братом Дмитрием в Вологодскую губ. 16-го А Нестеров в Тамбовскую губ. (20 ноября 1812 г., узнав о пребывании архива в Нижнем, спрашивал Н Н. Бантыша-Каменского: «куда должен я явиться к должности моей»; велено было немедленно явиться ему в Нижний). 19-го барон П. Фитингоф в Казанскую губ 21-го Г. Калустов в Астраханскую губ. (11 ноября ему по болезни разрешено остаться в Астрахани) и 23-го Пр Соковнин в разные губернии – В отпуску находился также Н. Хрущов: 27 августа было произведено освидетельствование ого, в бытность его в Рязанской губернии. 14 Сын его Николай был канцеляристом архива и оставался в Москве во время пребывания в ней французов. 15 Это письмо гр. Ростопчина, равно как и некоторые другие документы, приводимые здесь, уже были нрапечатаны в Русском Архиве за 1875 г., кн. III, стр.289–296, в статье барона Ф. А. Бюлера. Ср. Жизнь Н. Н. Бантыша-Каменского. М. 1818 г., стр. 41–43.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В XVII-XX вв. В. и. находились в большинстве храмов России, многие почитались как чудотворные, о них составляли сказания, записывали показания свидетелей о совершавшихся чудесах. В XIX - нач. XX в. сведения о наиболее известных тогда чтимых В. и. были собраны в печатных сборниках, главным из к-рых является кн. Е. Поселянина «Богоматерь: полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон» (СПб., 1909. М., Древние чтимые иконы, обветшавшие или погибшие, нередко заменяли новыми списками. После революции 1917 г. почти все местночтимые иконы исчезли: «не имеющие музейной ценности» были ликвидированы, высокохудожественные изображения, переданные в музеи, в большинстве случаев стали «беспаспортными». История икон, оставшихся в действующих храмах или сохранившихся у частных лиц, также во многом была забыта. Спасенные от уничтожения письменные источники со сказаниями о чудотворных иконах в наст. время хранятся в архивах России. Нек-рые из сказаний изучены и опубликованы. Однако о большинстве чтимых В. и., внесенных в книгу Поселянина, в наст. время новых сведений не обнаружено; местонахождение их неизвестно, поэтому о следующих иконах см. в книге Поселянина: из Троекурова мон-ря Лебедянского у. Тамбовской губ.; «Заоникийская» из мон-ря близ г. Вологды (явилась в 1588); «Чугуевская» из Волчанского у. Харьковской губ.; из слободы Мартовой того же уезда (избавление от бедствий в 1822, 1830 и 1849); из дер. Андреевки в 68 верстах от г. Изюма Харьковской губ.; из Хорошева девичьего мон-ря Харьковской губ.; из соборной церкви (1829) г. Двинска Витебской губ. (ныне Даугавпилс, Латвия); из собора г. Валуйки Воронежской губ., ныне Белгородской обл. (по преданию, прислана имп. Петром I, чудо избавления от холеры в 1848); из кафедрального собора Астрахани (по преданию, поднесена царем Иоанном IV игум. Кириллу при его отъезде в 1568 в покоренную Астрахань); из собора г. Верея Московской губ. (по преданию, обретена малыми детьми на р. Протве); из г. Задонска Воронежской губ., ныне Липецкой обл.; из Владимирского собора г. Казани; из Корнилиева Комельского мон-ря Грязовецкого у. Вологодской губ.; «Владимирская-Селигерская» (называемая «Келейная-Владимирская») из Нилово-Столобенской пуст. Осташковского у. Тверской губ. (празд. 7 дек., по преданию, принесена прп. Нилом в 1528 и находилась в его келье); из собора Св. Троицы Горицкого жен. мон-ря Вологодской губ. (м. б. отождествлена с В. и. сер. XVI в. из этого мон-ря, ныне в ЧерМО; воспр.: Рыбаков А. Вологодская икона. М., 1995. Кат. 41) и др. ( Поселянин. Богоматерь. С. 290-323). В. и. из г . Нерехты Костромской обл.

http://pravenc.ru/text/154962.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010