Результатом раздумий М. о способах реформирования духовных школ стало его соч. «Мысли об улучшении общественного воспитания в духовном звании», к-рое по сути являлось проектом нового образовательного учреждения монастырского типа. Свт. Филарет, высоко оценивший это сочинение, 9 апр. 1828 г. подписал проект общежительного духовно-воспитательного заведения, реализовать который не удалось. В 1829 г. М. составил «Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни» (опубл. в 1835 под именем Н. С. Самойлова), в котором значительное место отвел деятельности игум. Филарета. В Глинской обители М. также написал неск. духовных стихотворений, впосл. вошедших в сб. «Лепта». В нач. 1829 г. М. А. Атлас, друг архимандрита, убеждал его: «Иди, проповедуй Евангелие сибирским язычникам, вот Святейший Синод ищет такого человека» (Мат-лы для биографии. 1892. С. 32-33). 17 февр. 1829 г. по благословению старца Филарета Глинского М. подал Курскому и Белгородскому еп. Владимиру (Ужинскому) прошение о переводе в Иркутскую епархию для служения братии общежительных мон-рей, отправлявшейся проповедовать Евангелие сибир. язычникам. Среди них были и неск. человек из Костромы, с к-рыми М. поддерживал переписку. На основании указа Синода о поступлении М. в распоряжение архиеп. Тобольского и Сибирского Евгения (Казанцева) в июне 1829 г. он выехал в Москву. Здесь М. получил благословение свт. Филарета на новое служение. 30 сент. М. прибыл в Тобольск, на протяжении 10 месяцев занимался оформлением необходимых документов, подготовкой помощников, к-рыми избрал 2 местных семинаристов: В. Попова, сына дьячка, и А. Волкова, сына священника. Перед М. встал вопрос выбора конкретного места служения. Первоначально Тобольский еп. Евгений (Казанцев), к-рому было поручено обратить М. «на дело проповедания, где сие представится нужнее», предложил ему отправиться на север от Тобольска, в район Обдорска (ныне Салехард), к остякам (хантам) и самоедам (ненцам). Но суровый сев. климат не подходил для слабых здоровьем М. и Попова. Тогда М. высказался за южное направление, Кокчетавский военный окр. (совр. Казахстан), аргументировав выбор знакомством именно с языками тюркской группы. Однако генерал-губернатор Зап. Сибири И. А. Вельяминов воспротивился учреждению православной миссии среди киргизов, опасаясь возмущений местного населения. Тогда архиеп. Евгений обратил внимание М. на язычников-калмыков (в XIX в. так именовались юж. племена Горного Алтая; сев. племена назывались черневыми татарами), проживавших в Бийском округе Томской губ.

http://pravenc.ru/text/2561310.html

или Никольский 2 класса м-рь в г. Верхотуре, пермской губ., основ. в 1604 г.; в соборном храме мощи св. Симеона (пам. 12 сент.), 13) Н. единоверческий – в г. Уральске основан в 1879 г., 14) Н.-Белогорский миссионерский общежительный мон.; основ. в 1897 г. недалеко от Бымовского и Югокнауфского зав., Осинского у., Пермской губ. 15) И.-Ва-лаамский скит, относится к Валаамско-Преображенскому мон. в Выборгской губ. 16) Н.-Беседный – Старая пустынь, заштатный мон., основ. в 1515 г. в Новгородской губи Тихвинского уезда, 17) Н. или Никольский на Болоте мон., заштатный, основ. в XIV в. св. Дмитрием Прилуцким в г. Переяславле, Владимирской губ.; в начал XVII в. разорен поляками, позже восстановлен, 18) Н.-Белгородский-Мирополский заштатный мон., основ. в 1671 г. иноками Дивногорского мон., которые убежали от преследования татар; нах. в Курской губ. Суджанского уезда,19) Н.-Белый мон., один из древнейших монастырей, игравший с XII в. огромную роль в истории Новгорода, при котором еще в 1865 г. была больница; упраздненный в 1764 г., он представляет ныне приписную церковь к Зверину мон. в Новгороде, 20) Н.-Волынская пустынь, мон. 3 класса, основ. в начале XVII в. в Курской губ. близ гор. Рыльска, 21) Н.-Вяжицкий или Вяжицкий мон. 2 класса, основ. в 1411 г.; св. Евфимий, новгородский архиепископ, принял здесь пострижение; в монастырском же соборе находятся его мощи; сам монастырь нах. в Новгородской губ. и уезде, 22) Н.Клобуков мон. 23) Н.-Корельский мон. 3 класса, общежительный, основ. в XV в. преп. Евфимием, нах. в Архангельской губ. и уезде. В 1419 г. разорен шведами, восстановлен пожертвованиеми новгородской посадницы Марфой Борецкой, в 1774 г. мон. владел 6214 душами крестьян, 24) Н.-Коряжинский мон. 25) Н. Краснохолмский Антониев мужской мон. 3 класса, основ. в 1480 г., находится в Тверской губ., Весьегонском у. на лев, берегу р. Могочи, в 3,1/2 в от Красного-Холма; архив монастырский богат рукописями XVI и XVIII вв. 26) Н.-Липенский мон., один из древнейших мон. XII в., упразднен во второй половине XVIII в.; ныне церковь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

П. Булгакову (будущий митрополит Московский Макарий ). Архиерей оказывал ему материальную поддержку, приглашал погостить в свой дом на время каникул, а в 1837 г., по окончании учения, направил его в КДА. В 1836 г. И. поддержал инициативу курского губернатора М. Н. Муравьёва по сбору сведений о церковных древностях епархии. В результате были обнаружены царские грамоты, записи по истории курских монастырей и святынь, найдены реликвии XVII-XVIII вв. (кресты, панагии и проч.). По поручению И. преподавателем Курской ДС прот. М. В. Архангельским в 1853-1856 гг. было составлено «Церковно-историческое и статистическое описание Курской епархии» (не опубл., рукопись утрачена), собирались и публиковались материалы по истории Глинской и Софрониевой пустыней. Распоряжением И. чудотворный Кошарский крест, по преданию вывезенный с Афона и к 1832 г. хранившийся в каменной часовне с. Архангельского Белгородского у., был перенесен в белгородский Николаевский мон-рь (см. подробнее: Амфитеатров П., свящ. Явленный и чудотворный Крест Крестовоздвиженской ц. с. Архангельскаго, Кашары тож, Белгородскаго у. Курской губ. Белгород, 1901). Ныне крест хранится в Крестовоздвиженском храме Белгорода. С особым уважением И. относился к подвижникам Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни Сохранилось донесение И. в Синод о том, что в Глинскую пуст. «принимаются люди только твердые в обете и нравственности; посему и избрание на служение в другие монастыри, не требуя предварительного согласия настоятеля, всегда падает на иноков Глинской пустыни» (РГИА. Ф. 796. Оп. 122. Д. 825). С особенным доверием относился к прп. Феодоту (Левченко) , при посещении пустыни подолгу беседовал с ним. Согласно Житию Феодота, старец-простец «платил сему святителю взаимною любовию, лавливал для него рыбу и приносил ему в подарок». Др. глинский подвижник - иером. Арсений (Митрофанов) по благословению И. возобновил Святогорскую пуст. в Харьковской губ. (см. Святогорский Зимненский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь ).

http://pravenc.ru/text/Илиодор ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Г. Я. Ломакин. Гравюра. XIX в. Гавриил Якимович (26.03.1811, слобода Борисовка Хотмыжского у. Курской губ., ныне в Белгородской обл.- 9.05.1885, г. Гатчина С.-Петербургской губ.), рус. хоровой дирижер, педагог и композитор. Род. в семье крепостного крестьянина, приказчика гр. Д. Н. Шереметева. В детстве пел в капелле графа в Борисовке и в местной Николаевской ц. В 10-летнем возрасте в числе др. мальчиков был отобран в хоровую капеллу гр. Шереметева в С.-Петербурге, где вскоре стал солистом, начал брать частные уроки игры на скрипке и фортепиано. Руководившие капеллой итальянские музыканты Антонио Сапиенца и его сын и полный тезка поощряли юного Л. и иногда доверяли ему управление хором. В 1830 г. граф назначил Л. капельмейстером, и тот стал обучать певчих нотной грамоте, работал над развитием их музыкального слуха и вокальной техники. Л. учился у педагогов К. Коссова (ученика Дж. Филда) и А. Адана, занимался самообразованием (в частности, изучал работы чеш. теоретика А. Рейхи), составлял методические пособия по пению; преподавал и курировал церковное пение в различных военных, гражданских и частных учебных заведениях С.-Петербурга. Выполненные им 4-голосные гармонизации обиходных песнопений всенощной и литургии литографировались в Военном мин-ве и рассылались по провинциальным военным корпусам. К 25 годам Л. стал одним из самых популярных учителей пения в С.-Петербурге. Среди его учеников и хористов были известные впосл. музыканты: дирижеры братья А. Н. и К. Н. Лядовы, вокалисты А. Я. Петрова-Воробьёва, Л. И. Кармалина, И. А. Мельников, пианист Н. С. Мартынов, дирижер и композитор Ю. Н. Голицын, П. И. Чайковский . Л. выступал как пианист и считался виртуозом. В 1838 г. Шереметев «за старание при исполнении своей обязанности и успехи, оказываемые певческим хором» освободил Л. от крепостной зависимости с сохранением должности и содержания. С кон. 40-х гг. XIX в. Л. давал певчим капеллы подготовку, достаточную для деятельности в качестве регентов.

http://pravenc.ru/text/2110679.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанникий (Ефремов), еп. Белгородский. Фотография. 1905 г. (РГИА) (Ефремов Иоанн Александрович; 17.07.1863, Киевская губ.- 10.01.1914, Путивль Курской губ., ныне Сумской обл., Украина), еп. Белгородский, вик. Курской епархии. Род. в семье священника Киевской епархии. В 1885 г. окончил КДС и определен законоучителем и воспитателем приемного воспитанника вел. кнг. Александры Петровны (см. ст. Анастасия Киевская ). В 1886 г. поступил в КДА, к-рую окончил в 1891 г. со степенью кандидата богословия. 22 июня того же года в Киеве был пострижен в монашество, 30 июня рукоположен во иерея. С 12 сент. 1891 г. преподавал Свящ. Писание в Киевской семинарии. С 1892 г. смотритель Киево-Подольского ДУ, с 1893 г. инспектор Тифлисской ДС, затем ректор Киевской ДС в сане архимандрита, с 1899 г. ректор Тверской ДС. 17 нояб. 1900 г. определен настоятелем ц. во имя Св. Троицы при Русской дипломатической миссии в Афинах. 25 февр. 1905 г. имп. Николай II утвердил решение Святейшего Синода об учреждении Белгородского вик-ства Курской епархии. 2 июля того же года в курском соборе в честь иконы Божией Матери «Знамение» состоялся чин наречения И. во епископа Белгородского, в к-ром участвовали еп. Курский Питирим (Окнов) , еп. Полтавский Иоанн (Смирнов) , еп. Чигиринский Платон (Рождественский) и еп. Новгород-Северский Нестор (Фомин). 3 июля в том же соборе И. был хиротонисан во епископа. Участвовавший в хиротонии Чигиринский еп. Платон, обратившись к пастве, сказал о новопоставленном епископе: «Зная его, я радуюсь за Белгород, зная Белгород, я радуюсь за него». Указом Синода от 31 марта 1905 г. И. было назначено пребывание в белгородском Свято-Троицком мон-ре и управление им «на правах настоятеля». 12 июля 1905 г. И. прибыл в Белгород, в тот же день совершил 1-е богослужение в Троицком соборе. В первые годы служения И. регулярно проповедовал, его послания имели социально-политическую направленность. Так, летом 1905 г., во время поражений рус. армии в ходе русско-япон. войны (янв. 1904 - авг. 1905), И. обращался к пастве и духовенству с призывом оставить «леность, осуждение ближних - насмешки над ними, сплетни и кривотолки», «сплотиться в одну духовную, единомыслящую семью» (Речь. 1905. С. 632). 15 авг. того же года в белгородском Троицком соборе после прочтения манифеста об учреждении Государственной думы И. отметил «величайшее значение» для России этого события, состоявшегося в дни празднования Преображения Господня.

http://pravenc.ru/text/577968.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕВФЕРИЙ (Богоявленский Дмитрий Яковлевич; 14.10.1870, г. Нов. Оскол Курской губ.- 31.12. 1940, Вильнюс), митр. Виленский и Литовский. Из семьи сельского псаломщика. Окончил Старооскольское ДУ и Курскую ДС (1899), был назначен учителем церковноприходской школы в Ямской слободе (пригород Курска). В 1890 г. рукоположен во иерея к церкви с. Тростенец Новооскольского у. Курской губ. (ныне Новооскольский р-н Белгородской обл.). Овдовев, в 1900 г. поступил в СПбДА. В 1904 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Главнейшие черты нравственного мировоззрения русских подвижников XIX столетия». Вскоре пострижен в монашество ректором СПбДА Финляндским архиеп. Сергием (Страгородским ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) с именем Елевферий. С 1904 г. преподаватель гомилетики Подольской ДС в г. Каменец-Подольск, с 1906 г. инспектор Холмской ДС. В 1909 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской ДС. 21 авг. 1911 г. хиротонисан во епископа Ковенского, стал викарием Литовской и Виленской епархии. Хиротонию, состоявшуюся в Троицком соборе Александро-Невской лавры, возглавил Финляндский архиеп. Сергий. В авг. 1915 г. в связи с наступлением нем. войск Е. организовал эвакуацию Пожайского в честь Успения Пресв. Богородицы и Сурдегского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мужских мон-рей. Вскоре выехал в Москву, проживал в Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре . 28 июня 1917 г. в связи с избранием 21 июня на Московскую кафедру Литовского архиеп. свт. Тихона (Беллавина ; с нояб. 1917 Патриарх Московский и всея России) Е. был назначен управляющим Литовской епархией. Принимал участие в начале работы Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В кон. 1917 г. Е. прибыл в Дисну (ныне на территории Белоруссии), единственную часть Литовской епархии, не занятую нем. войсками. На оккупированной территории епархии в то время оставалось не более 10 правосл. священнослужителей.

http://pravenc.ru/text/189717.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 19.09.1816, с. Сурково Новооскольского у. Курской губ. (ныне Шебекинский р-н Белгородской обл.) - 9.06.1882, Москва), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов. Род. в бедной семье сельского свящ. Петра Булгакова. В детстве часто болел. В возрасте 7 лет лишился отца. Мать Стефанида Григорьевна, дочь священника, осталась вдовой с 6 малолетними детьми. Первоначально обучался в домашней школе своего крестного отца свящ. Павла Никитского (в 7 верстах от дома), в возрасте 9 лет был определен в приходское Корочанское ДУ. В 1827 г. переведен в уездное Белгородское ДУ, которое окончил в 1831 г. В 1837 г. окончил Курскую ДС, в 1841 г.- КДА. В первые годы обучения в приходском и в уездном уч-щах Булгаков не отличался особыми дарованиями, был очень болезненным. Поворотным пунктом стал случай, происшедший в уч-ще ( Титов. 1895. Т. 1. С. 19). Когда его сверстники играли на дворе, Михаил уходил с учебником за поленницу. Однажды нечаянно брошенный камень рассек ему голову. В процессе лечения неожиданно исчезли физические боли и произошло «прояснение ума». Вскоре после этого случая Булгаков стал одним из лучших воспитанников училища. За 6 лет учебы в семинарии Булгаков проявил себя даровитым учеником и в течение последних 2 лет обучения сам читал лекции студентам низшего отд-ния семинарии. Ректор Курской ДС архим. Елпидифор (Бенедиктов) особенно благоволил к нему. Благодаря преподавателю рус. языка Д. С. Любицкому буд. митрополит выработал ясный лит. стиль, на к-рый обращали внимание все рецензенты и критики его богословских и исторических трудов. В КДА особое влияние на Булгакова оказали ректор архим. св. Иннокентий (Борисов) , проф. Я. К. Амфитеатров , а также проф. архим. Димитрий (Муретов) , читавший курс догматического богословия. Впосл. М. многократно обвиняли в заимствованиях из лекций архим. Димитрия, киевские профессора М. Н. Скабалланович и М. Ф. Ястребов активно защищали М. ( Ястребов. 1887; Скабалланович. 1911).

http://pravenc.ru/text/2561378.html

Коллегиум харьковский . Основание харьковского Коллегиума (ныне харьковская Духовная Семинария) стоит в связи с постановлением Духовного Регламента о заведении школ в домах или при домах епископов «для детей священнических или и прочих, в надежду священства определенных». Во исполнение этого постановления, одна из таких школ (впоследствии Семинария) была открыта в 1721 г. в Белеграде (ныне Белгород, Курской губ.) епископом Белоградским и Обоянским Епифанием (Тихорским). В 1726 г. эта школа тем же епископом была переведена в г. Харьков в новооткрытый Покровский монастырь, по просьбе Главноуправляющего Слободской Украйной, резидировавшего в центре ее Харькове, князя М. М. Голицина, который хотел дать возможность образования вместе с детьми духовенства и детям дворян, обещая этому заведению покровительство и льготы. Учреждение этого училища, которое получило вначале наименование «славяно-греко-латинской школы, было утверждено в 1731 г. жалованной грамотой императрицы Анны Иоанновны, которая была исходатайствована у нее преосвящ. Епифанием и которою училище ограждалось от всяких «обид и утеснений». В грамоте говорится, что назначение школы «учить всякого народа и звания детей православных». В школе воспитывались и обучались не только дети духовенства, но и дети иносословных: дворян, чиновников, купцов, мещан, казаков, крестьян; преобладающий элемент составляли дети духовенства, для которых обучение в этой школе считалось обязательным. Ввиду совместного обучения в этой школе детей духовного и светского званий, ее наименовали Коллегиумом , и это название она носила более ста лет. Характер всесословного учебного заведения она стала постепенно терять после открытия в Харькове в 1805 г. Университета, обучение в котором сделалось обязательным для детей дворян. Светское юношество начало поступать в новооткрытый Университет, в коллегиуме обучались только дети духовенства, и он обратился в чисто духовную школу. В 1817 г., после преобразования Киевской Академии с подведомственными ей Духовными Семинариями, Коллегиум был включен в число Духовных Семинарий (3-го разряда), хотя за ним было оставлено прежнее наименование (из уважения к памяти князей М. М., Д. М. и А. М. Голициных, один из которых был виновником основания его и которые все щедро благотворили ему); а в 1840 г. было предписано ему, для однообразия с другими Семинариями, именоваться Духовной Семинарией.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИАКОВ (ВЕЧЕРКОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иаков (Вечерков), еп. Нижегородский. Литография К. Эргота. 1840-е годы (ЦАК МДА) Иаков (Вечерков) ( 1792 - 1850 ), архиепископ Нижегородский и Арзамасский В миру Вечерков Иосиф Иванович, родился 4 апреля 1792 года в слободе Серебрянка Новооскольского уезда Курской губернии, в семье диакона, служившего во Владимирской церкви слободы Серебрянки. В 1804 году Иосиф Вечерков поступил в Белгородскую духовную семинарию , которую окончил в 1814 году, преподавал в семинарии математику, немецкий язык, литературу и риторику. Намеревался вступить в брак, но накануне свадьбы невеста погибла от удара молнии. В 1816 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , окончил ее в 1819 году со степенью старшего кандидата с правом получения степени магистра «без повторения экзамена». 22 августа 1819 года был пострижен в монашество в Александро-Невской лавре , 23 августа рукоположен во диакона , 24 августа - во иерея . Служил инспектором и преподавателем древнееврейского языка в Орловской духовной семинарии , с 10 сентября 1819 года - ректором Севского духовного училища , с 1822 года - ректором Орловской духовной семинарии , с 20 августа 1823 года - ректором Екатеринославской духовной семинарии . С октября 1827 года - настоятель Бизюкова Пропасного Григорьевского монастыря , с 1 ноября 1827 года - в сане архимандрита . 19 марта 1832 года был избран, а 27 марта - хиротонисан во епископа Саратовского и Царицынского . Хиротонию в столичном Казанском соборе совершили Санкт-Петербургский митр. Серафим (Глаголевский) , Московский митр. Филарет (Дроздов) и др. архиереи. Епископ Саратовский Благодаря деятельности еп. Иакова активизировалось обращение в единоверие старообрядцев, крещение калмыков и евреев . В декабре 1832 года исполняющий дела обер-прокурора Синода С. Д. Нечаев предложил учредить " особую миссию из монашествующего или белого духовенства " , а для подготовки " на будущее время миссионеров " открыть в Астраханской и Саратовской духовных семинариях особые классы с изучением калмыцкого языка. В 1833 году наряду с архиеп. Астраханским и Енотаевским Виталием (Борисовым-Жегачёвым) и астраханским гражданским губ. В. Г. Пяткиным предложения об обращении калмыков в Православие представил в Синод и еп. Иаков. Приняв во внимание позицию духовенства и местной администрации, Синод решил учредить миссию только в Саратовской епархии с центром в Царицыне (ныне Волгоград ). Крещение калмыков на территории Астраханской епархии Синод отложил " до более благоприятных обстоятельств " и предписал ограничиться частными случаями крещения.

http://drevo-info.ru/articles/13678492.h...

(Зиоров Михаил Захарович; 21.05.1851, г. Новомиргород Елисаветградского у. Херсонской губ.- 20.12.1915, г. Петроград), архиеп. Варшавский и Привислинский, член Гос. совета Российской империи. Род. в семье полкового священника, прославившегося в Севастопольскую кампанию, прот. Захарии Михайловича Зиорова (1816-1884). Начальное образование получил в Дворянском уч-ще в г. Златополь (ныне в черте Новомиргорода). В 1865 г. поступил в Одесскую ДС, к-рую окончил 2-м по разрядному списку. По результатам приемных экзаменов в МДА был 4-м, учился на историческом отд-нии, в 1875 г. окончил академию 1-м по разрядному списку. Среди его товарищей по курсу был В. А. Соколов (позже профессор МДА). К 100-летию академии Н. опубликовал воспоминания о годах обучения в ней, рекомендованные в 1915 г. Синодом для б-к духовно-учебных заведений (Мои воспоминания о МДА. Варшава, 1914). Из профессоров он выделял Е. В. Амфитеатрова , В. Д. Кудрявцева-Платонова , П. С. Казанского , архим. Михаила (Лузина ; впосл. епископ Курский и Белгородский), А. Ф. Лаврова (см. ст. Алексий (Лавров-Платонов) , архиепископ Виленский), Н. И. Субботина , Е. Е. Голубинского , В. Н. Потапова , а из начинающих преподавателей - В. О. Ключевского и А. П. Лебедева . В продолжение первых 3 курсов М. Зиоров прислуживал в алтаре ректору А. В. Горскому . В 1875 г., во время ревизии МДА архиеп. Макарием (Булгаковым) , он прочитал пробную лекцию «О Башкине и Косом». В стенах МДА слушал выступления митр. Иннокентия (Вениаминова) , С. М. Соловьёва и Вл. С. Соловьёва , Н. П. Аксакова , Ю. Ф. Самарина , М. П. Погодина , Н. П. Гилярова-Платонова и др. «Нас интересовали особенно славянофилы. В то время среди студентов Московской Дух. Академии было развито славянофильское направление» (Мои воспоминания о МДА. 1914. С. 20). Студентам разрешалось ездить в Москву: М. Зиоров бывал в опере, в Румянцевском музее, в Кремле, в соборах и дворцах. В праздничные дни посещал дом инспектора МДА С. К. Смирнова . Академическую традицию пения в Прощеное воскресенье стихир «Да воскреснет Бог» по пасхальному чину, восходящую, по преданию, к прп. Сергию Радонежскому, он впосл. вводил везде, где служил. Всю жизнь хранил книгу И. Канта «Критика чистого разума», к-рой его наградили на академическом акте в честь выпуска курса.

http://pravenc.ru/text/2565980.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010