1479 Нигде больше о сватовстве князя к дочери Корсунского князя ничего не сказано. Об этом сюжете см. подробно в Гл. 5. 3. 1480 Поздний автор правил непонятный ему текст: речь шла о «черных» болгарах, известных по сочинению Константина Багрянородного «Об управлении Империей» и договору князя Игоря с греками 944 г. (см.: Гл. 5.3). 1482 В «Повести временных лет» и в Начальном своде (Новгородская 1 летопись младшего извода) сообщение пересылает грек Анастас, и сообщает он не о земляном пути (дамбе), а о водопроводе. О том, что осада продолжалась еще три месяца, говорится только в Особом житии и в зависимом от него рассказе в летописце РНБ. Имя Ингибьёрн действительно скандинавского происхождения, скорее всего Ingibjorn. 1485 В летописи говорится только о слепоте князя. Об исцелении от язвы сказано в 4-й редакции Распространенного вида жития. Описание болезни и исцеления св. Владимира заимствовано из рассказа о св. царе Константине, который впервые встречается в «Хронике» Георгия Амартола. Во всех других рассказах бояре крестятся в церкви, а не в речке. Эта подробность выдает полное незнание составителем жития топографии Херсона. Храм с баптистерием там существовал, но никаких рек поблизости нет. 1486 Иларион был митрополитом с 1051 по 1054 г. Он написал «Слово о Законе... и Благодати... и похвалу кагану нашему Владимиру». 1487 Такое сообщение появляется впервые в Общерусском митрополичьем своде, составленном после 1418 г. (Софийская 1 летопись). 1488 О том, что свв. Борис и Глеб были детьми царевны Анны, сообщает еще Ростовский свод 1534 г., сохранившийся в составе Тверского сборника (см.: Гл. 6. 2). 1490 В Минее втор. пол. XIV в. Соф. 382 , как и в «Минее новым чудотворцам» 1494 г. (Сол. 518/537), помещена только служба св. Владимиру. В Трефолое Соф 386 . читается полная служба на 15 июля, куда входят все положенные стихиры и канон свв. Кирику и Улите, которые всегда идут первыми. Тропарей в этих двух рукописях XIV в. вообще нет, а в «Минее новым чудотворцам» тропарь новый.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1217 Иером. Давид. Почему интеллигенция враждебна духовенству. Полоц. Еп. Вед. Ср. Арханг. Еп. Вед. 9, стр. 119. 1225 Свящ. П. Горицкий. Надежды на будущий Всероссийский духовный собор. Яросл. Еп. Вед. 19, стр. 278. 1226 Диак. Иоанн Зайцев. Современное пастырство и его задачи. (К вопросу об обновлении жизни). Тамб. Еп. Вед. 1227 Свящ. Н. Богацкий. К вопросу об улучшении приходской жизни. Полт. Еп. Вед. 14 стр. 506. Ср. Енисейские Еп. Вед. Церковные реформы. 8–9 стр. 227 и многие другие издания. 1236 Это затруднение испытывали видимо и русские переводчики Библии, когда им приходилось решать вопрос, писать слово раб с большой буквы или с маленькой. 1237 В Синодском издании Библии даётся неточный перевод подлинника: „вот Отрок мой“. В евр. подлиннике стоит слово ebed. значащее „раб“. 1238 Вот что было причиной того, что LXX переводчиков всегда чуткие к мессианскому смыслу пророчеств, разобранное нами место отнесли не к Мессии, а к народу израильскому, читая начало его так: „Иаков раб Мой. Израиль возлюбленный Мой“. 1249 Памят. дипломат. снош., т. I, стр. 8, 10, 159, 161, и др. Посл. к лаодик. в Сбора. Петерб. дух. акад. 21 / 1098 . 1251 Подробная речь о Курицыне оставляется до другого времени и места, отчасти же можно читать её в нашей статье – Рус. Арх., 1895, 1. 1254 Академик E. Е. Голубинский почему-то говорит, что „Курицын возвратился из неё (Венгрии) неизвестно когда до 1488 года“. (История рус. церкви, т. II, 1-ая половина, стр. 566, примеч. 4). Напротив: решительно известно, что в начале указанного года; Курицын, посланный в Венгрию в 1482 году, на обратном пути был задержан турецким султаном Баязетом II в Белгороде (нынешнем Аккермане), и освобождён был из этого плена при содействии венгерского короля Матвея Корвина и крымского хана Менгли-Гирея. Великий князь Иван Васильевич отправил тогда своего посла князя Семёна Борисовича в марте 1486 года в Крым с тем между прочим, чтобы он отблагодарил Менгли-Гирея за содействие его в освобождении Курицына и вручил ему золото. (Записки Одес. Общ. Истор. и Древн., т. V. стр. 195–197).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Венгрии Царствовал Матфей Корвин, сын славного Гуниада, знаменитый остроумием и мужеством: будучи неприятелем Казимира, он искал дружбы Государя Московского и в 1482 году прислал к нему чиновника, именем Яна; а Великий Князь, приняв его благосклонно, вместе с ним отправил к Королю Дьяка Федора Курицына, чтобы утвердить договор, заключенный в Москве между сими двумя Государствами и разменяться грамотами. Обе Державы условились вместе воевать Королевство Польское в удобное для того время. – Венгрия, быв некогда в частых сношениях с южною Россиею, уже около двухсот лет как бы не существовала для нашей Истории: Иоанн возобновил сию древнюю связь, которая могла распространить славу его имени в Европе и способствовать нашему гражданскому образованию. Великий Князь требовал от Матфея, чтобы он доставил ему: 1) художников, умеющих лить пушки и стрелять из оных; 2) Размыслов, или Инженеров; 3) серебреников для делания больших и малых сосудов; 4) зодчих для строения церквей, палат и городов; 5) горных мастеров, искусных в добывании руды золотой и серебряной, также в отделении металла от земли. «У нас есть серебро и золото, – велел он сказать Королю: – но мы не умеем чистить руду. Услужи нам, и тебе услужим всем, что находится в моем Государстве». – Дьяк Курицын, возвращаясь в Москву, был задержан Турками в Белегороде, но освобожден старанием Короля и Менгли-Гирея. Новые взаимные Посольства, ласковые письма и дары утверждали сию приязнь. Иоанн (в 1488 году) подарил Матфею черного соболя с коваными золотыми ноготками, обсаженными крупным Новогородским жемчугом; в знак особенного уважения допускал к себе Послов Венгерских, изустно говорил с ними, дозволял им садиться и сам подавал кубок вина. Зная, что дружество Государей бывает основано на Политике, он внимательно наблюдал Матфееву и предписывал своим Послам разведывать о всех его сношениях с Турциею, Римским Императором, с Богемиею и с Казимиром. В сие время явилась новая знаменитая Держава в соседстве с Литвою и сделалась предметом Иоанновой политики.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Причина всех ложно возводимых на Афанасия обвинений заключается в ненависти к нему со стороны ариан, которые справедливо видят в нем главнейшего творца и опору никейской веры 1482 . Оставляя в стороне характеристику собственно догматической части этого фрагмента Илария, представляющей сопоставление Никейского символа с вероопределением отмеченного Сирмийского Собора (в его послании «Profitemur»), которое «коварные люди» хотели ввести в Церковь , добиваясь осуждения Афанасия 1483 , мы уже из изложенного содержания цитованного фрагмента можем сделать вывод об его соответствии задачам и плану исторического труда Илария, и, следовательно, об его весьма вероятной принадлежности к этому именно произведению галльского богослова. Гораздо больше сомнений в принадлежности Иларию возбуждает следующий из дошедших до нас с комментариями автора т. н. 4-й фрагмент, содержащий в себе послание папы Либерия к восточным епископам (Studens paci..), в котором папа объявляет Афанасия отлученным от общения с римскою Церковию за то, что этот последний не явился на суд к папскому трибуналу для разбирательства своей распри с восточными епископами, – документ, известный нам только из фрагментов Илария 1484 . Что Иларий, имея в виду в своем историческом труде разоблачить коварную тактику ариан на христианском западе, мог затронуть и вопрос о папе Либерии, – лице, по отношению к которому арианские козни увенчались наибольшим успехом, наложившим печальную тень на нравственный облик этого предстоятеля римской кафедры, – это является вполне естественным предположением. Основания, по которым представляется затруднительным признать принадлежность Иларию цитованного документа, состоят исключительно в самом его содержании, по-видимому расходящемся со всем, что мы из достоверных источников знаем об отношениях между Афанасием и Либерием. С одной стороны, ни Афанасий и никто другой из древних писателей не упоминают об этом «падении» Либерия, видимо относящемся к доссыльному периоду его папствования (cfr. ad nomen Iuli etc.) и говорят лишь об его падении после ссылки, когда он, «убоясь смерти», подписал какое «еретическое» определение 1485 , а с другой стороны, положительно известно, что Либерий, по свидетельству самого Афанасия, в Риме до ссылки ревностно стоял за александрийского епископа, несмотря на угрозы и обольщения со стороны евнуха Евсевия, 1486 – затем защищал его на Миланском Соборе, и наконец отправился ради него в ссылку, предпочитая, как говорит Афанасий, «лучше все претерпеть, нежели изменить истине и определению, сделанному в мою пользу» 1487 . Впечатление необычайности, производимое самым содержанием цитованного документа, еще более усиливается комментарием к нему Илария, – комментарием вообще очень туманным по своему смыслу, и в особенности загадочным по своим начальным словам, в которых Иларий высказывает мысль, что в приведенном послании Либерия нет ничего «несвятого», набрасывающего тень на его автора 1488 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Иконопочитание. Догматическое содержание иконы См. также: Теоретические проблемы и богословское содержание иконописи 2486–2504); Иконографические типы: ...Господа Иисуса Христа и других Лиц Св. Троицы 2509–2520); Иконопочитание. Икона в жизни и культуре 2564–2573); Русская литература: XI-XVII вв. 2969–2970). 1481. Анатолий (Кузнецов), архиеп. Керченский. Православная икона как одно из выражений догматического учения Церкви: [Речь, произнесенная на годичном акте МДА 14 окт. 1970 г.]/Архим. Анатолий//ВРЗЕПЭ. 1970. 70/71. С. 167–181. 1482. Григорий (Круг), иером. Мысли об иконах и иконопочитании/Г.//ВРЗЕПЭ. 1957. 28. С. 257–259. 1483. Мелиоранский Б. М. Философская сторона иконоборчества//ЦиВр. 1991. 2. С. 37–52. Перепеч. из: Вопросы философии и психологии. 1907. Мартапрель. 1484. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Православное иконопочитание//ППр. 1993. 2. С. 22–38. 1485. Озолин Н., прот. К вопросу об истоках византийского иконоборчества/Диак. Н. Озолин//ВРЗЕПЭ. 1966. 56. С. 239–252. 1486. Озолин Н., прот. К вопросу об истоках византийского иконоборчества//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 17–26. 1487. Салтыков А., прот. Библейские основы иконопочитания//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 56–62. 1488. Успенский Л. А. О православной иконе//ВРЗЕПЭ. 1950. 2/3. С. 36–43. Гл. из кн.: Смысл икон (1952). Рус. текст авторский. Ср. 2495 (рец.), 2512, 2515–2517. 1489. Успенский Л. А. Икона в современном мире//ВРЗЕПЭ. 1976. 93/96. С. 91–137. 1490. Флоренский П. А., свящ. Икона//ВРЗЕПЭ. 1969. 65. С. 39–64. Конспект труда о. Павла Флоренского «Иконостас» (см. 2228), сделанный архим. (впоследствии архиеп.) Сергием (Голубцовым). 1491. Чернышев Н., свящ., Жолондзь А. Г. Вопросы современного иконопочитания и иконописания//АиО. 1997. 2(13). С. 259–279. См. также 1665. Учение о последних судьбах мира и загробной жизни человека (эсхатология) 1492. Василий (Осборн), еп. Сергиевский. Жизнь в будущем/Пер. с англ., примеч.: диак. Г. Завершинский; Ред.: М. А. Журинская//АиО. 1999. 4(22). С. 166–176.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По Соф. Врем. 7, 9, 110, 115. видно, что Григорий Булгар ещё жив был в 1471 г., а по Псковской Лет. он умер зимой 1473 г. (Собр. Лет. 4, 216). В 1476 г. патриарх, по воле султана, посвятил было Спиридона Тверятинина в литовского митрополита: но его, как не избранного на юге, не приняли в Литве. Показывают, будто Иона Глезна посвящен в 1482 г.: но Супрасльская Летопись, в последних годах своих писанная современником, говорит, что в 1487 г. м. Симеон посвятил Вассиана в епископа владимирского и скончался в 1488 г.; след. Иона не был митрополитом прежде 1488 г. Показывают, будто бы Макарий поставлен в 1490 г.: но и это неправда (прим. 11.). После Макария Иосиф Солтан наречен митрополитом в 1498 г., а посвящен в 1500 г. В 1518 г. он был ещё жив. Иона 2. 1519–1523 гг. Иосиф I Русин, полоцкий боярин и архиер., имевший детей, 1524–1534 гг. Макарий 2 Русин, известный по актам с 9 апр. 1535 г. и в последний раз упоминаемый в грам. 11 октябр. 1555 г. (Супрасл. Лет. 140, 147. Акт. Зап. Рос. Т. 2. 78, 125, 133, 141, 182, 234. Т. 3. 7, 14, 15.). Палацкий (Litterarische Reise) видел привилегию короля Сигизмунда Августа Сильвестру Белькевичу, литовскому скарбнику, на киевскую митрополию, данную 10 июня 1551 года. Это значит, что ещё при жизни м. Макария назначен был преемник ему, как назначали преемников епископам при жизни предшественников. См. напр. Акт. Зап. Рос. Т. 2. 146. Сильвестр посвящен был, по сношении с Патриархом, в 1550 г. и управлял Церковью до 1568 г. (Коссов Акт. Зап. Рос. Т. 3. 18, 31.). Иона 4 Протасович, до 1568 г. туровский епископ, управлял южной Церковью до 1577 г. и ещё при жизни своей назначил преемником себе дворянина Илию Кучу, который в февр. 1579 г. ещё управлял Церковью. Онисифор Девочка в июне 1570 г. «нареченный митрополит» (Акт. Зап. Рос. Т. 3. 43, 71, 110. прим. 66.). 10 Казимир даже заключил Спиридона в келью: вмешательство султана никому не могло нравиться (см. пр. 17.). В 1483 г. Спиридон жаловался московскому князю на свою участь, выставляя особенно то, что у него отняли собственность его: но Иоанн не хотел ссориться с Казимиром за Спиридона, и дело кончилось тем, что тверитянин Спиридон скончался в Соловецком монастыре (Львов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

собр. лет.», III, 183 (в 1840 г. архиеп. Новгор. Феофил сюда сослан, здесь погребен); IV, 148 (1462 г. чудо у гроба митр. Алексея), 150 (архим. Феодосий, с 1472 г. еписк. Рязан.), 152 (архиеп. Феофил Новгор. преставился в 1480 г.), 155 (архим. Геннадий в 1483 г.), 162 (пожар 1493 г.); V, 235 (погреб. в 1377 г. митроп. Алексея), 272 (чудо при гробе св. Алексея 1462 г.); VI, 19, 35 (в 1480 г. заключен в м-ре владыка Новгор. Филофей), 36 (в 1483 г. залож. церк. св. Алексея архим. Геннадием Гонозовым), 49 (в 1504 г. в м-ре поселился и погребен архиеп. Новгор. Геннадий), 123 (в 1393 г. погребен Данило Фованович близ дяди своего Алексея митроп.), 129 (в 1397 г. престав. еписк. Смолен. Даниил и положен у Чуда), 169 (в 1440 г. сюда посажен Сидор митроп. из Рима за латинство, но бежал в Тверь), 184 (чудо у гроба св. Алексия 1462 г.), 186 (в 1465 г. ушел сюда на покой митр. Феодосий), 194 (архим. Феодосий, с 1472 г. владыка Рязан.), 233 (архим. Геннадий 1482 г.), 234 (архим. Геннадий в 1482 г. разрешил братии после еды пить Богоявл. воду), 235 (в 1483 г. заложена камем. трапеза, а старая разрушена), 236 (архим. Геннадий, с 1485 г. архиеп. Новгор.), 238 (в 1488 г. архимандрита м-ря били в торгу кнутьем за подделку грамоты), 244 (в 1504 г. сюда сослан и здесь скончался архиеп. Новгород. Геннадий), 257 (архим. Иосиф, с 1515 г. еписк. Смолен.), 261 (в 1518 г. здесь поселены митр. Григорий Грек со старцы Св. Горы), 275 (в 1534 г. архим. Иона), 325 (чудо у гроба св. митр. Алексея); VIII, 13 (в 1365 г. св. Алексей митр. заложи церк. кам. на Москве бывшу чуду в Хонех Арх. Михаилом, того же лета и кончана бысть), 26 (в 1377 г. погреб. св. Алексей), 62 (в 1392 г. погреб. Матвей Гречин Андреянопол. и еписк. Твер. Евфимий Вислень), 63 (в 1392 г. погреб. боярин Данило Феофанович, в мниш. чину Давыд), 70 (в 1397 г. погреб. еписк. Смолен. Даниил), 144 (архим. Феодосий, с 1454 г. архиеп. Ростов.), 149 (чудо у гроба св. Алексея 1462 г.), 151 (в 1465 г. Феодосий Митроп., оставив митрополию, сниде в м-рь к Мих.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1455. Там же. С. 865. 1456. Там же. 1457. Там же. С. 864–865. 1458. Там же. С. 866. 1459. Там же. С. 867. 1460. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 89. 1461. Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 855–856. 1462. Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 319. 1463. Там же. 1464. Ср. наши замечания в Главе VI по поводу слов схимонаха Илариона»Господь есть мысленное высочайшее существо, таковое же и имя Его». 1465. Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 859. 1466. Песн. 1:2. 1467. Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 860. 1468. Там же. С. 857. 1469. Там же. С. 858. 1470. Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 326. 1471. Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 855. 1472. Мф. 7:21. 1473. Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 860–861. 1474. Там же. С. 862–863. 1475. Там же. С. 867. 1476. Там же. С. 862. 1477. Там же. С. 861- 862. 1478. Там же. С. 869. 1479. Там же. С. 868–869. 1480. См.: Ириней (Середний), архимандрит. Жизнь и труды профессора С. В. Троицкого. — Богословские труды 12. М., 1974. С. 217–219. 1481. Антоний (Бупатович), иеросхимонах. Прошение в Правительствующий Синод. СПб., 1913. С. 54. 1482. Троицкий С. Афонская смута. Цит. по: Начала 1–4, 1995. С. 138. 1483. Там же. С. 138–139. 1484. Там же. С. 139–140. 1485. Там же. С. 140–141. 1486. Там же. С. 141. 1487. Там же. С. 143–144. 1488. Там же. 1489. Там же. 1490. Там же. С. 155. 1491. Там же. 1492. Там же. С. 156. 1493. Там же. 1494. Там же. С. 142. 1495. Там же. С. 170. 1496. Там же. С. 146. 1497. См. Главу VII нашей работы. 1498. Cu.: Lampe G. W. Н. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1987. P. 637–639. 1499. См.: Григорий Палама. Письмо к Иоанну Гавре (Γρηγορ " ιου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Β " . Σελ. 340). 1500. См.: Григорий Палама. Против Акиндина 5, 26 (Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Γ. Σελ. 365–373). Ср.: Григорий Нисский. Против Евномия 1, 8; 2, 29; 12, 67 и др.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

1459 Hermas, Visiones II 1, 3 sq. 1460 Ср. с высказыванием Валентина выше (Strom. VI 52, 3). 1461 Cf. Josephus, Antiquitates Judaicae IV 8, 48 (A. Resch, Agrapha, p. 302 f., n.13). 1462 Cf. Mt. 16:17. 1463 Как отмечает O. Stahlin, эта аналогия может восходить к Филону Александрийскому (Quis rerum div. heres, 167). 1464 Эта терминология восходит к Платону. toU h(gemoniko n, платоновский «кормчий души», переводится в дальнейшем как разум. 1465 kata lhyij понимание, схватывание. 1466 Cf. Exod. 20: 3—6. 1467 Так сказано в тексте. Однако речь идет о четвертой заповеди: Exod. 20: 8. 1468 Как показывает сравнение с Eusebius, Prep. Evang. XIII 12, 9—12 этот пассаж является выдержкой из какого-то сочинения Аристобула. 1469 Cf. Prov. 8: 22. 1470 Pseudohippocr., I, p. 444 Lipsius. 1471 Aristoteles, fr. 282 Rose; cf. Aetius, Placita V 185 Diels (Dox. Gr. , p. 429). 1472 Cf. Philolaus, fr. 20 DK. 1473 8 ­­ 2 x 2 x 2. 1474 Qeo j e)n sarki w? thUn du namin e)ndeiknu menoj, cf. Irenaeus, Adv. Haer., I 14, 6. 1475 Имеется в виду дигамма (?), обозначающая звук [w], не сохранившийся в классическом греческом, однако присутствующий в древнем языке. Дигамма является буквенным обозначением числа шесть, а также используется в манускриптах как лигатура для записи сочетания [st]. 1476 Cf. Mt. 27: 45. 1477 Rev. 21: 6; Io. 1: 3. 1478 Terpander, fr. 5,2 Diehl (Anth. Lyr. Gr. II p. 5). 1479 MS: spe rmata, исправлено на основании текста Филона: sh mata. 1480 Solon, fr. 19 Diehl (27 West). 1481 Gen. 2: 4: a( uth h(bi bloj gene sewj kaiU tw­n e)n au)toi­j, o( te e)ge netö h(­? h(me ra? e)poi hsen o(qeoUj toUn ou)ranoUn kaiU thUn gh n. 1482 Cf. Gal. 5: 19; Col. 3: 5. 1483 Ier. 3: 9; 2: 27. 1484 Empedocles, fr. 39, 2—3 DK. 1485 Добавлено O. Stahlin, как необходимое для связности текста дополнение. 1486 Cf. Mt. 11: 12. 1487 Добавлено O. Stahlin. 1488 Il. I, 544. 1489 1Кор. 3: 12; cf. Strom. V 26, 3. Это рассуждение о вере как основании знания повторяет аргумент первых глав пятой книги Стромат. 1490 Cf. Jud. 16: 17.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

1479 . Papadopulos-Kerameus A. (ed). νλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας. St. Petersburg 1897.4. 175–184. Bruxelles 1963 [=BHG 693]. Исследования 1480 . Devos P. Cyrille de Scythopolis. Influences littéraires. Vêtement de l’évêque de Jérusalem. Passarion et Pierre l’lbère//AB 1980. 98:1–2. 25–38. 1481 . Flusin B. Miracle et hiérarchie//Hagiographie, cultures et sociétés, IV е -XII е siècles. Actes du Colloque organisé à Nanterre et à Paris (2–5 mai 1979). P. 1981. 299–317. 1482 . Flusin B. Miracle et histoire dans l’oeuvre de Cyrille de Scythopolis. Inst. des études augustiniennes. 1983. 263. 1483 . Krueger D. Writing as devotion: hagiographical composition and the cult of saints in Theodoret of Cyrrhus and Cyril of Scythopolis//ChHist 1997. 66:4. 707–719. Иоанн Мосх . «Луг духовный» CPGS 7376; BHG 1440z-1442tb; BHL 6536 Сб-к историй о егип. монашестве, составленный преп. Иоанном Мосхом († 619 г.) в начале VII в. Дошедший греч. текст составляет ок. двух третей первонач. собрания; нек-рые из утерянных глав продолжают обнаруживаться в рукописных собраниях. Учет вост. версий, особенно арабской (сделанной в Палестине с греч. текста) и грузинской (сделанной также в Палестине с араб. текста, однако другой редакции), весьма важен. Сведения о лат. и арм. версиях см. в CPG. Издания Греч. текст: PG 87/3. 2851–3116; доп. главы: 1484 . Niessen Th. Unbekannte Erzählungen aus dem Pratum Spirituale//BZ 1938. 38. 351–376. Арабская версия 1485 . Ал-Бустан. По синайской рукописи X века/Арабский текст с груз. пер. и исследованием издала Гварамия Р. В. Тбилиси 1965. Грузинская версия: см. 14 .319. Славянская версия 1486 . Синайский патерик/Изд. подг. Голышенко В. С., Дубровина В. Ф. М. 1967. [Осн. часть патерика (300 глав из 336) занимает «Луг духовный " ]. Критич. изд. до сих пор нет. Ср.: 1487 . Johannet J. Deux sources grecques inédites du Sinajskij Paterik//Revue des Études Slaves. 1982. 54:1–2. 105–122. Подр. библ.: 1488 . Николаев H. И. Патерик Синайский//СККДР 9 .27). 1. 316–321.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010