В соборе, «в застенке в Спасе милостивом», был погребен скончавшийся в Москве свт. Стефан , еп. Пермский († 1396) (ПСРЛ. Т. 25. С. 226; возможно, имеется в виду придел храма, посвященный Происхождению Честных Древ ( Баталов, Беляев. 2010. С. 244)). Перенос М. П. м. из Кремля в кон. XV в. Мазуринский летописец датирует перенос М. П. м. на новое место, на Крутицу, 1462 г. (ПСРЛ. Т. 31. С. 109). Однако ранние источники, заслуживающие большего доверия, относят это событие к более позднему времени. После пожара 1488 г. («да Спаськы манастырь згорел, от тех мест и разорен оттуду» (Там же. Т. 23. С. 162)) в связи с расширением территории дворца мон-рь по распоряжению вел. кн. Иоанна III Васильевича был переведен на др. место - на Васильцов стан, на берег Москвы-реки, за Яузу, на «Новое». И. М. Снегирёв упоминал грамоту «на тряпичной бумаге» в Московском гос. архиве старых дел (ныне РГАДА) 238 от 1482 г., согласно к-рой «дом Всемилостивого Спаса», управляемый архим. Елисеем, располагался еще на прежнем месте: «на Москве, в городе, за двором великого князя», а также жалованную грамоту 1488 г. ( Снегирёв. 1863. С. 11). Согласно записи Хронографа от 1489 г., «того же лета архимандриту Арону повеле вынести Спасъской монастырь из города близ Крутицы» (ПСРЛ. Т. 22. С. 462); дата события приводится с точностью до сезона (лето-осень) ( Назаров В. Д. Введение//АРГ: АММС. С. 227). Весной 1491 г. спасский архим. Афанасий (Щедрый) по повелению вел. князя «заложил церковь камену на Новом Преображение Господа нашего Иисус Христа» (ПСРЛ. Т. 8. С. 221). К 1492 г. относятся сообщения летописи о «выходе» вел. князя с семьей «в новой двор», о разборке деревянного дворца и начале строительства каменного («Тоя же весны, Апреля в 5… вышол князь великий из своего двора из стараго в княже Иванов двор Юрьевича в новой, и с великою княгинею Софиею, и з детми, и со снохою с великою княгинею Еленою, и со князем Дмитрием со внуком; а старой свой двор древяной велел разобрати и нача ставити каменой двор» (Там же. Т. 12. C. 233)). Т. о., сведения об устроении места для Спасского мон-ря на «Новом» и о событиях на княжеском дворе носят синхронный характер.

http://pravenc.ru/text/2564210.html

Св. Трифон 928–931. Феофилакт 933–956. Полиевкт 956–970. Василий I Скамандрин 970–974. Антоний III Студит 974–979. Николай II Хрисоверг 983–996. Сисиний II 996–999. Сергий II Мануилит 999–1019. Евстафий 1019–1025. Алексий 1025–1043. Михаил Керулларий 1043–1058. Константин III Лихуд 1059–1063. Иоанн VIII Ксифилин 1064–1075. Косма I 1075–1081. Евстратий 1081–1084. Николай III Грамматик 1084–1111. Иоанн IX 1111–1134. Лев Стипиот 1134–1143. Михаил II Куркуас 1143–1146. Косма II Аттик 1146–1147. Николай IV Музалон 1147–1151. Феодот 1151–1153. Неофит I несколько месяцев. Константин IV Лихуд 1154–1156. Лука Хрисоверг 1156–1169. Михаил III 1169–1177. Харитон 1177–1178. Феодосий I 1178–1183. Василий II Баматирх 1183–1186. Никита II Мунтан 1186–1189. Досифей 9 дней. Леонтий 1190 (месяцев 7). Досифей (вторично) 1190–1191. Георгий II Ксифилин 1191–1198. Иоанн X Каматир 1198–1206. Михаил IV Ставрион 1206–1112. Феодор II Ириник 1213–1215. Максим I 1215–1216 (6 мес.). Мануил I 1217–1222. Герман II 1222–1240. Мефодий II 1240 (3 мес.). Мануил II 1243–1255. Арсений 1255–1260. Никифор II 1260–1261. Арсений (вторично) 1261–1266. Герман III 1266–1267. Иосиф I 1267–1274. Иоанн XI Векк 1275–1282. Иосиф I (втор.) 1282–1283. Григорий II Кипрский 1283–1289. Афанасий I 1289–1293. Иоанн XII 1294–1303. Афанасий (вторично) 1303–1311. Нифонт I 1313–1315. Иоанн XIII Гликис 1816–1319. Герасим I 1320–1321. Исаия 1323–1333. Иоанн XIV 1833–1347. Исидор I 1347–1349. Каллист I Святогорец 1350–1354. Филофей 1354–1355. Каллист I опять 1355–1362. Филофей опять 1362–1876. Макарий 1376–1378. Нил 1378–1388. Антоний IV 1388–1395. Каллист II 1396. Матфей I 1397–1410. Евфимий II 1410–1416. Иосиф II 1416–1439. Митрофан II 1440–1443. Григорий III Мелиссин 1445–1450. Афанасий II 1450–1453. Геннадий II Схоларий 1453–1460. Исидорх II 1460–1465. Софроний I 1465–1466. Иоасаф I 1466–1469. Mapk II 1469–1470. Симеон 1 1470–1473. Дионисий I 1473–1478. Симеон (втор.) 1478–1481. Рафаил I один год. Максим II 1482–1488. Нифонт II 1488–1490.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   Каллист II 1396.    Матфей I 1397—1410.    Евфимий II 1410—1416.    Иосиф II 1416—1439.    Митрофан II 1440—1443.    Григорий III Мелиссин 1445—1450.    Афанасий II 1450—1453.    Геннадий II Схоларий 1453—1460.    Исидор II 1460—1465.    Софроний 1 1465 1466.    Иоасаф I 1466—1469.    Марк II 1469-1470.    Симеон I 1470—1473    Дионисий I 1473—1478.    Симеон вторично 1478—1481.    Рафаил I один год.    Максим II 6 лет, 1482—1488.    Нифонт II 1488—1490.    Дионисий I вторично 1490—1493.    Максим 1493—1499.    Нифонт II вторично 1499—1500.    Иоаким I 1500—1504.    Пахомий I 1504—1505.    Иоаким I втор. 1505—1506.    Пахомий I втор. 1506—1511.    Феолепт I 1511—1520.    Иеремия I 1520—1523.    Иоанникий 1, незаконно избранный и скоро низложенный.    Иеремия I втор. 1523—1543.    Дионисий II 1543—1551.    Иоасаф II 1551—1565.    Митрофан III 1565—1572.    Иеремия II 1572—1579.    Митрофан III втор. 1579—1580.    Иеремия II втор. 1580—1584.    Пахомий II 1584—1585.    Феолепт II 1585—1586.    Иеремия II третично 1586—1594.    Матфей II 17—19 дней.    Гавриил I, 5—6 месяцев, † 1595.    Феофан 6—7 месяцев.    Мелетий Александрийский около года.    Матфей II вторично 1596—1600.    Неофит II 1600—1601.    Матфей II третично 15 дней.    Рафаил II 5 12 лет, изгнан 1608 г.    Неофит II вторично 1608—1613.    Кирилл I Лукарис, как правитель, 1613—1614.    Тимофей II 1614—1621.    Кирилл I Луварис 1621—1623.    Григорий IV 73 дня.    Анфим II 60—70 дней.    Кирилл I втор. 1624—1632.    Кирилл II Контарь 6—7 дней.    Кирилл I третично 1632—1633.    Афанасий III Пателярий 30—40 дней.    Кирилл I в 4 раз 1633—1634.    Афанасий III вторично 1634—1635.    Кирилл II вторично 1635—1636.    Неофит III 1636—1637.    Кирилл I в 5 раз 1637—1638.    Кирилл II в 3 раз 1638—1639.    Парфений I 1639—1644.    Парфений II 1644—1646.    Иоанникий II 1646—1647.    Парфений II вторично 1647—1650.    Иоанникий II втор. 1650—1651.    Кирилл III 20 дней.    Афанасий III в 3 раз 15 дней, († 1654 г. в России, мощи в Лубнах).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1173 2 Софийская летопись под 1488 годом, – в Собрании летописей VI, 238: «тое же зимы биша попов Новугородских по торгу кнутьем, присла бо их из Новагорода к великому князю владыка Генадей, что пьяни поругалися святым иконам, и посла их (великий князь) опять ко владыце». 1174 Грамота великого князя к Геннадию, вместе с повторяющей её грамотой к нему митрополита, в Актах Истории т. I, и в Памятниках Павлова 1175 В послании к Иоасафу ростовскому он пишет: «и молитвами Пречистыя Богородицы и его (великого князя) государской грозой с его бояры (наместниками) того есмя обыскали накрепко»... 1176 Геннадий в послании к Зосиме от Октября 1490 года, – Акты Экспедиции т. I, стр. 479, и Памятники Павлова col. 768. 1179 «Та беда стала, по словам Геннадия, с тех мест, как Курицын из Угорския земли приехал» – в указанном послании к Зосиме стр. 480 col. 2 fin. (Посланный в Венгрию в 1482 году, – Никоновская летопись VI, 117, Курицын возвратился из неё неизвестно когда до 1488 года, – Карамзин к т. VI примечание 273. Ср. Сборник Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел, в. V, М. 1893г., стр. 291 и 296). 1180 Зосима был по прозванию Брадатый. В 1471 году великий князь Иван Васильевич, отправляясь на Новгород, взял с собой дьяка своей матери Стефана Бородатого, умевшего говорить по русским летописям, чтобы он мог вычислить Новгородцам их измены прежним великим князьям. Учёный дьяк, может быть, был брат или вообще родственник Зосимы. 1183 Послание Геннадия к Зосиме в Актах Экспедиции т. I, и у Павлова в Памятниках I, послание к собору епископов у Павлова II. Они писаны после поставления Зосимы в митрополиты, что было 26 Сентября 1490 года, и до собора на еретиков, который имел место 17 Октября того же года. Митрополит предлагал Геннадию прислать повольную грамоту не на одно только поставление епископа коломенского, но вообще с изъявлением своего согласия на все дела, имеющие быть совершаемыми митрополитом соборно, так чтобы эта общая повольная грамота, быв дана однажды, устраняла нужду в частных повольных грамотах на каждый отдельный случай. Такая грамота дана была Геннадием митрополиту Геронтию, и Зосима предлагал архиепископу только возобновить её на его – митрополита собственное лицо. В послании к епископам Геннадий уверяет, что при Геронтии он не сам дал эту общую грамоту, а что она была взята с него; может быть, он говорит и правду, но мы знаем, что и другие тогдашние епископы давали такие грамоты (не зная, впрочем, – по собственному желанию или по требованию), – у Павлова и (архиепископ новгородский, после митрополит, Макарий дал такую грамоту митрополиту Иоасафу в 1539 году, – Акты Экспедиции т. 1, IV, стр. 162).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Основанием для этих споров служит факт отсутствия имени Схария в других древнерусских источниках, рассказывающих о ереси. Имеются лишь косвенные данные. Так, в 1488 г. инок Савва (насельник Троицкого Сенновского монастыря, находившегося на Карельском перешейке, в Вотской пятине Новгородской области) составил компиляцию выписок из различных противуиудейских сочинений – «Послание на жидов и на еретики». В предисловии к «Посланию» Савва, обращаясь к Дмитрию Васильевичу Шеину, ходившему в 1487–1488 гт. послом Ивана III к крымскому хану Менгли-Гирею, писал: «И ты, господине Дмитрей, коли был еси послом и говорил еси с тем жидовином с Захариею с Скарою. И я, господине Дмитрей, молюся тебе: что еси от него слышил словеса добры или худы, то пожалуй господине, отложи их от сердца своего и от уст своих, якоже некоторое скаредие» Кроме того, по документам Крымского приказа известию, что примерно с конца 1482 – начала 1483 г. по апрель 1500 г. московский князь Иоанн III вел переговоры о переходе к нему на службу с неким – проживавшим то в Крыму, то в Черкассах – Захарией Скарой или Захарией Гуил-Гурсисом, причем называя его в разные годы по-разному: «жидовином», «евреянином», «таманским князем», «черкасином», «фрязином» 71–73, 77, 114, 309]. Наконец, последнее косвенное свидетельство о Схарии предоставлено святителем Геннадием, архиепископом Новгородским, который самолично обнаружил ересь, произвел розыск и стал первым обличителем этого учения перед великим князем и духовенством. В Послании митрополиту Зосиме, написанном в октябре 1490 г., он так писал о начале ереси: «А что которые литовские ока нные дела прозябли в Русской земли... коли был в Новеграде князь Михайло Оленкович (Александрович. – В. К.), а с ним был жидовин еретик, да от того жидовина распростерлась ересь в Ноугородской земли, а держали ее тайно... и аз послышив то, да о том грамоту послал» Рассматривая приведенные данные, историки единодушно полагают, что у инока Саввы и в делах Крымского приказа речь идет об одном и том же лице – о Захарии Скаре Гуил-Гурсисе.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

финансам: кардинал и примас Испании Педро Гонсалес де Мендоса, исповедник королевы Эрнандо де Талавера, воспитатель наследного принца и буд. великий инквизитор Диего де Деса, Луис де ла Серда и де ла Вега, герц. Мединасели, финансист Луис де Сантанхель и др. В это же время у К. от связи с незнатной девушкой Беатрис Энрикес де Арана род. сын Фернандо (Эрнандо), впосл. знаменитый космограф и историк, автор биографии К. Не будучи уверен в благоприятном решении своего дела в Испании, в февр. 1488 г. К. через брата Бартоломео (Бартоломе) предложил проект англ. кор. Генриху VII, но получил отказ; в 1489 г. переговоры велись при франц. дворе. В кон. 1488 г. К. побывал в Португалии и познакомился там с результатами плавания Бартоломеу Диаша, достигшего мыса Доброй Надежды на юге Африки. Фердинанд и Изабелла воздерживались от окончательного ответа, сомневаясь в осуществимости проекта и опасаясь спровоцировать конфликт с Португалией в условиях тяжелой войны с Гранадским эмиратом (1482-1492). Однако осенью 1491 г. К. нашел поддержку у Хуана Переса, настоятеля монастыря Ла-Рабида и исповедника кор. Изабеллы I. Считается, что именно Перес убедил королеву принять план К. 17 апр. 1492 г. был подписан договор (т. н. Капитуляция в Санта-Фе), по к-рому К. были пожалованы титулы и звания адмирала моря-океана, вице-короля и правителя всех земель, к-рые будут им открыты, 1/10 часть доходов, полученных с новых земель, и 1/8 часть прибылей от торговли, если К. такую же часть будет вносить в ее финансирование. 30 апр. К. были дарованы наследственное дворянство и право передачи по наследству званий вице-короля и правителя. В тот же день испан. монархи подписали верительную грамоту, адресованную великому хану. Корабли экспедиции снаряжались в г. Палос (ныне Палос-де-ла-Фронтера). Ок. половины стоимости плавания оплатили из королевской казны, часть - городские власти Палоса, более 1/4 - сам К., к-рому ссудили деньги заинтересованные в проекте банкиры Сантанхель и Пинело (Пинелли). 3 авг. 1492 г.

http://pravenc.ru/text/1841804.html

14. Иоаким, в 1482–1483 годах. 15. Макарий, с 1483 по 1488 16. Афанасий 1-й, Сук, с 1488 по 1490 17. Симон Чиж, с 1490 по 1495 год, потом митрополит всероссийский. 18. Серапион 1-й, преподобный, переведенный из игуменов Дубенского Шавыкинского монастыря, с 1495 по 1506 год, потом архиепископ Новгородский; из-за ссоры с Иосифом Волоколамским, причем оскорблен был им великий князь Василий Иванович, в 1509 году низведенный с кафедры и подвергнутый отлучению, скончавшийся у Троицы 16 марта 1516 года (местный святой Троицкой лавры). 19. Досифей 2-й, в 1506–1507 20. Памва 1-й, Мошнин, с 1508 по 1515 21. Иаков Кашин, из монахов Троицких, ученик Серапионов, с 1515 по 1520 год. 22. Порфирий 1-й, из пустынников Белозерских, устроивший близ Кириллова Белозерского монастыря собственную пустыню, которая носила название Порфириевой пустыни, поставленный если не в 1520 году, то в самом начале 1521 года (Типограф. лет., с. 373 fin.), за смелое обличение великого князя Василия Ивановича в одном непохвальном деянии удаленный с места в 1524 23. Арсений Сахарусов (Сухарусов), преподобный, из постриженников Троицких и подвижников Вологодских, с 1525 по 1527 год, удалившийся с игуменства для безмолвия опять в пустыни Вологодские, основавший там два монастыря и скончавшийся 24 августа 1550 года (в святцах – Арсений Комельский, по месту кончины его в основанном им Ризположенском монастыре, который, находясь в Комельском лесу, называется по его имени и по лесу Арсениевым 24. Александр, в 1528–1529 25. Иоасаф 1-й, Скрипицын, с 1529 по 1539 год, потом митрополит всероссийский, сведенный с кафедры митрополичьей в 1542 году и скончавшийся у Троицы (после заточения в Кирилло-Белозерском монастыре) неизвестно когда, до 1561 года (принимают, что 27 июля 1555 года). 26. Порфирий 2-й, с 1539 по 1541 год. 27. Алексей, с 1541 по 1543 год, потом архиепископ Ростовский, скончавшийся на покое в Троицком монастыре. 28. Порфирий 3-й, в 1543 году, правивший всего пять недель. 29. Никандр, с 1543 по 1545 год, потом (после удаления с игуменства на покой?) архиепископ Ростовский.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

Тем не менее, в православной практике отношение к нетлености тела всегда было достаточно осторожным и взвешенным. В случаях, если обреталось безымянное неразложившееся тело, не источавшее благоухания, и при нем не происходило никаких чудесных явлений, то мнение священноначалия склонялось видеть в этом скорее признак греховности. Если тело не было принято землей, следовательно, на то были особые причины, например – отлучение от святой Церкви. «Превращение тела в землю, – пишет автор «Новой Скрижали», – почитается знаком того, что умерший возымел соединение с Церковью; для чего Церковь и повелевает земле принять его, быв в то же время уверена и убеждена в спасении его души.   Равным образом и нетление, оказывающееся в смерти в телах праведников, есть доказательство прощения и разрешения от наказания за грехи, – а в телах людей, отлученных за грехи от Церкви, есть знамение великого гнева Божия. Посему Восточная Церковь, если находит в земле тела, не превращенные в землю, почитает их за святые мощи или за тела отлученных и проклятых. Святыми мощами почитаются тела в том случае, если они издают приятный запах и благоухание…, а неистленные тела отлученных грешников бывают надуты наподобие колокола или пузыря, необыкновенно черны и представляются в безобразном виде» 88 . «Что тела некоторых умерших людей, находившихся под отлучением церковным, не предаются обыкновенному тлению и разрушению, об этом, по словам греческих писателей, свидетельствует, между прочим, следующее событие XV-ro века. Однажды (около 1482 г) султан, разговаривая с придворными греками о христианской вере, услышал от них о силе отлучения следующее: если кого христианские архиереи или иереи по благословной вине отлучают от Церкви, то тело отлученного не разрушается в земле и пребывает целым, только вздувается и чернеет; а когда дадут ему прощение и отпущение грехов молитвою и призыванием имени Божия, то оно разрушается и превращается в прах. Султан потребовал от патриарха Константинопольского Максима (1482–1488) удостоверения в слышанном, а патриарх обещал исполнить его требование, если найдется человек, умерший под тяжким запрещением.

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

162 Св. икона Каменская Знамение , прославившаяся 16 сентх. 1426 г., первоначально находилась в доме одного благочестивого жителя погоста Каменки (или Камено), близ Каменного озера, Олочецкого y., Псковской губ.; ныне она хранится в приходском храме этого погоста. С нею не следует смешивать икону Богоматери, получившую тоже от своего местопребывания наименование Каменской, которая в 1841 г. была перенесена в Каменскую Преображенскую церковь Минской епархии из прежней Николаевской церкви (сожженной в 1812 г. французами) и день празднования которой неизвестен. 163 Зографская Акафисхная св. икона, называемая также и «Предвозвестительницею», прославилась на Афоне в XIII в. Один подвизавшийся там близ Зографского монастыря старец, имевший обыкновение ежедневно несколько раз перед этой св. иконой Богоматери прочитывать акафист, однажды во время этого своего моления услышали от св. иконы чудесный голос, извещавший о приближении к обители латинян и предстоящей от них опасности братии. Старец немедленно известил об этом настоятеля обители. Слабые из числа братии скрылись в горы и пропасти, а остальные, взяв с собой св. икону, заперлись в пирге (башне). Вскоре явившиеся враги потребовали ох иноков признания главенства папы и за непреклонную их твердость в православии обложили пирг дровами и хворостом и зажгли. Все, бывшие в пирге, вознося молитвы ко Пресвятой Богородице, пред Ее иконою, мужественно приняли мученические венцы, скончавшись от огня. Это было 10 окт. 1274 г., при имп. Михаиле Палеологе и патр. Иоанне Веке. Св. икона, впоследствии обретенная на месте пожарища неповрежденною, ныне хранится в Зографском монастыре, где пред нею на литургии вместо причастна поется акафист. 164 По изданной Московской Синодальной Типографией книге „Слава Богоматери“ , в течение года празднуется: 12 февр.– Иверская в Москве, в часовне у Воскресенских ворота (см. 1488 стр.), 31 мар. – Иверская Афонская и списки с нее в России, 13 окт. – принесение Иверской иконы с Афона в Москву. О св. Иверской иконе и списках с нее см. 90, 134–136, 1469, 1475, 1482, 1486, 1488, 1500, 1503, 1504, 1507, 1514, 1515, 1518, 1521, 152S, 1533, 1534, 1543 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

«Нетленных телес,— говорит собор,— обретающихся в нынешнем времени, да не дерзаете кроме достоверного свидетельства и соборного повеления во святых почитати, зане обретаются телеса цела и нетленна не от святости, но яко отлученна и под клятвою архиерейскою и иерейскою суще умроша, или за преступле­ние божественных и священных правил и закона цели и неразрешимы бывают. А кого во святых хощете почитати, о таковых обретающихся телесах достоит всячески испыта­ти и свидетельствовати достоверными свидетельствы пред великим и совершенным собором архиерейским» 23 . Что тела некоторых умерших людей, находившихся под отлуче­нием церковным, не предаются обыкновенному тлению и разрушению, об этом, по словам греческих писателей, свидетельствует, между прочим, следующее событие XV века. Однажды (около 1482 г.) султан, разговаривая с придворными греками о христианской вере, услышал от них о силе отлучения следующее: если кого христианские архиереи или иереи по благословной вине отлучат от Церкви, то тело отлученного не разрушается в земле и пребывает целым, только вздувается и чернеет; а когда дадут ему прощение и отпущение грехов молитвою и призыванием имени Божия, то оно разрушается и превра­щается в прах. Султан потребовал от патриарха Константи­нопольского Максима (1482–1488) удостоверения в слышанном, и патриарх обещал исполнить его требование, если найдется человек, умерший под тяжким запрещением. Патриарх приступил к исследованию. Тут некто вспомнил о непотребной женщине, которая жила еще во дни патриарха Геннадия (1453–1460) и была до того бесстыд­на, что распустила молву о незаконных связях с нею этого святого мужа и была за то, поелику не раскаялась, отлучена от Церкви. Патриарх велел открыть гроб ее, и действитель­но найдено тело не разрушенное, только надутое и черное. Извещенный об этом, султан послал своих приближенных для удостоверения. Турецкие послы, запечатав гроб с не­ истлевшим телом султанской печатью, назначили день, когда придут и вновь осмотрят тело. В назначенный день тело послами было осмотрено и найдено в прежнем виде — не истлевшим.

http://azbyka.ru/o-netlenii-svjatyh-mosh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010