Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 103. О продолжительности обрядовых предписаний Далее мы рассмотрим продолжительность обрядовых предписаний, под каковым заглавием наличествует четыре пункта: 1) существовали ли обрядовые предписания прежде Закона; 2) были ли полномочны обряды Старого Закона каким-либо образом оправдывать [человека] во времена Закона; 3) прекратились ли их [полномочия] по пришествии Христа; 4) является ли их соблюдение по пришествии Христа смертным грехом. Раздел 1. СУЩЕСТВОВАЛИ ЛИ ОБРЯДОВЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ ПРЕЖДЕ ЗАКОНА? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что обряды Закона существовали ещё до [самого] Закона. В самом деле, как уже было сказано (101, 4), жертвоприношения и всесожжения были обрядами Старого Закона. Но жертвоприношения и всесожжения предшествовали Закону; так, [в Писании] сказано, что «Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» ( Быт. 4, 3, 4 ). И Ной приносил «во всесожжение» Господу ( Быт. 8, 20 ), и точно так же поступал Авраам ( Быт. 22, 13 ). Следовательно, обряды Старого Закона предшествовали Закону. Возражение 2. Далее, сооружение и освящение жертвенника являлось частью относящегося к святыням обряда. Но все это предшествовало Закону. В самом деле, [в Писании] сказано, что «Авраам... создал... жертвенник Господу» ( Быт. 13, 18 ); и еще, что «Иаков... взял камень... и поставил его памятником, и возлил елей на верх его» ( Быт. 28, 18 ). Следовательно, законные обряды предшествовали Закону. Возражение 3. Далее, похоже, что первым из законных священнодействий является обрезание. Но обрезание предшествовало Закону, поскольку оно предписано ещё в семнадцатой [главе книги] «Бытие». И точно так же предшествовало Закону священничество, поскольку сказано, что «Мелхиседек... был священник Бога Всевышнего» ( Быт. 14, 18 ). Следовательно, священные обряды предшествовали Закону Возражение 4. Кроме того, как уже было сказано (100, 2), различение чистых и нечистых животных относится к обрядам соблюдения. Но это различение предшествовало Закону, поскольку читаем [в Писании]: «Всякого скота чистого возьми по семи, ...а из скота нечистого – по два» ( Быт. 7, 2, 3 ). Следовательно, законные обряды предшествовали Закону

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Часть 6. Последнее учение Великий понедельник. Мк.11:12–19 «На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв». Говорят, смоковница – такое дерево, у которого сначала появляются плоды, а потом листья. И поскольку эта смоковница уже украсилась листьями, Господь вправе был ожидать и плодов. А их не было. Поэтому «сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его. Пришли в Иерусалим». По Марку, именно в этот день, в понедельник, Иисус выгнал из храма «продающих и покупающих». Конечно, и животные продавались, чтобы быть принесенными в жертву, и меновщики предлагали в обмен старинные еврейские монеты, которыми только и разрешалось платить подать на храм. Тем не менее, увидев эту картину, Иисус поступил так, как Он больше никогда и не по какому поводу не поступал. Он, «сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул; и сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли» ( Ин.2:15,16 ), в том числе и предметами, необходимыми для Богослужениями даже – «не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь» . Храм – дом Отца Небесного, дом молитвы. Это совершенно особое место, где Бог договорился встречаться с людьми. И если входящего встретит мычание волов, звон денег, и пусть даже воркование голубей, то как он сможет сделать следующий шаг? Тех, кто и сам не входит, и другим мешает, кто делает храм обычным «вертепом разбойников», Господь выгоняет бичом, как бессловесных животных. При этом присутствовали ученики Христовы. Они были начитаны в Писании, и кто-то вспомнил строку 68-го псалма: «Ревность по доме Твоем снедает Меня» ( Пс.68:10 ). А начальствующие не видели нечистоты в том, что делалось в храме, а значит, не увидели и благородной ревности. Они увидели только претензию на высшую власть. А поскольку и они тоже, как и все иудеи, ожидали обещанного Пророками Мессию, то решили, на всякий случай, лишний раз испытать Иисуса:

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего неполезного или нечистого не сотворило Божие Слово. Христово бо благоухание есть мы в спасаемых, по Апостолу (2Кор 2.15). Поскольку же различны и многообразны суть стрелы диавола и непорочно мыслящих доводит он до возмущения, отвлекает братий от обыкновенного упражнения, всевая в них помышления нечистоты и осквернения, то, по благодати Спасителя нашего, краткими словами, и лукавого обольщение да отженем, и мысль простейших да утвердим. Вся убо чиста чистым, нечистых же и совесть осквернися и все (Тит 1.15). Удивляюсь же ухищрению диавола, что он, будучи развращение и пагуба, влагает, по видимому, помышления чистоты. Но действуемое им есть более навет или искушение. Ибо, как я сказал, дабы отвлечь подвижников от обычного и спасительного попечения, и всем, как мнится ему, победить их, для сего возбуждает он такую молву, которая не приносит никакой пользы для жизни, а только пустые вопрошения и суесловие, которых уклоняться должно. Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как например, если бы кто восхотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей и плюновение из уст. Можем сказать и о большем сего, о извержениях чревом, которые необходимы для жизни животного. Еще же, если по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное; и «если мы род Божий», по Божественному Писанию Апостольских Деяний (Деян 17.28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное невольное извержение, тогда и этому с прочими подвергаемся мы, как выше речено, по необходимости естественной. Но поскольку хотящие только прекословить справедливым словам, более же сотворенному от Бога, неправо приводят и слово Евангельское, что не входящее сквернит человека, но исходящее, то нужно и эту нелепость их (ибо не нареку сего вопрошением) обличить. Во-первых, они и Писания, по невежеству своему, как неутвержденные, превратно употребляют.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Мертвечина I. БУКВАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ 1) под словом «М.» подразумевается труп животного, не умерщвленного для жертвоприношения или в пищу посредством заклания, а павшего естеств. или насильств. смертью, но без пролития крови; в Деян. 15:20 это понятие передано как «удавленина»; 2) израил. обрядовый закон содержал в отношении М. следующие установления: труп даже признаваемого чистым павшего животного был нечист, и прикосновение к нему, а тем более употребление его в пищу, исключало израильтянина из общения с Богом и со своим народом до вечера текущего дня. Нечистый осквернял все, к чему прикасался в течение дня. Только вымывшись и омыв свои одежды, он вновь становился чистым ( Исх. 22:31 ; Лев 11 и след.; Лев. 17:15 ; Лев. 22:8 ). Нельзя было употреблять в пищу или как-то иначе использовать и тук М. ( Лев. 7:24 ). Труп павшего нечистого животного, независимо от причины падежа, осквернял израильтянина в любом случае ( Лев. 5:2 ; Лев. 11:8.24.36 ). Даже если кто-то по незнанию прикасался к трупу нечистого животного, то становился нечистым и обязан был принести жертву за грех ( Лев 5 и след.); 3) нечистым до вечера становился не только израильтянин и всё, к чему он прикасался, но и всякий предмет, бывший в контакте с М. Бьющиеся сосуды, оказавшиеся в соприкосновении с М., надлежало разбивать, деревянные емкости, одежду и т.д. – класть в воду. Всякая еда и питье из такого сосуда становились нечистыми. Источники, колодцы, в которые попадала М., оставались чистыми; то же относилось и к семени, соприкосавшемуся с М. Предназнач. для посева семена М. оскверняла только в том случае, если они уже были замочены в воде ( Лев. 11:32–38 ). Иноземцам, напротив, разрешалось есть М., а израильтянам – продавать им ее ( Втор. 14:21 ). В остальных случаях ее надлежало бросать псам ( Исх. 22:31 ). Христиане из язычников в древнехристианских церквах должны были, осознавая братскую общность с христианами из иудеев, отказаться от удавленины, т.е. от М. ( Деян 15 и след.);

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 4 1Тим.4:1 . Дух же Святый ясно говорит чрез пророков, на коих, нисходя, Он почивает, – что в последния времена, то есть в последние дни, отступят некоторые от веры, внимая духом обмана и учениям диавольским. Заметь, пожалуйста, что они уклоняются от истинной веры, следуют заблуждениям других и делаются добровольными проповедниками учения демонов, им являющихся. Кои уже отвергли свои намерения и отложили их, то есть осквернена совесть их ( 1Тим.4:2 ). 1Тим.4:3 . И запрещают вступать в брак, не ради высшей степени девства, но поскольку брак в глазах их представляется делом нечистым. Это, по удостоверению некоторых, делают Маркионисты, а по другим – и Манихеи, и разные другие секты. Апостол, предупреждая, дал здесь пророчество об имеющих быть после него ересях. Маркионисты считают нечистым брак, а Манихеи – некоторые яства, кои Бог создал на утешение с благодарением... верующих, то есть на утешение вкушающих и для благодарения не вкушающим. Ибо верующие отвращаются от них не из того, чтобы не оскверниться, но воздерживаются от наслаждения ими, чтобы не жить ради них. 1Тим.4:4 . Потому что всякое создание Божие хорошо [есть], – как и сказано о сем: «и увидел Бог все, что... создал, и вот было [это] хорошо весьма» ( Быт.1:31 ), – и ничего отверженнаго (что должно отвергать) между ними , то есть ничего нет между ними скверного. Ведь верующие вкушают не с богохулением их (язычников), так чтобы осквернялись от этого. Равно и продаваемое мясо тех животных, кои убиваются самими язычниками, нимало не оскверняет их, 1Тим.4:5 . ибо оно освящается чрез слово Божие и молитву, которую произносят над ним. 1Тим.4:7 . Негодных же слов Иудейских и чуждых сект избегай, а упражняй себя в благочестии, то есть в делах праведных. 1Тим.4:8 . Ибо телесное упражнение тех, кои занимаются им, на мало [есть] полезно, пока то есть живет тело их, оно оказывает им помощь, – дела же праведности, в коих упражняются души, всегда оказываются полезными: здесь – тем, что снискивают доброе имя, а в будущем веке – тем, что дают нам блаженство вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Исх. Лев. Чис. Втор. Первая заповедь против идолослужения Вторая заповедь против кумиров и истуканов Третья — против злоупотребления именем Господа Четвертая заповедь о субботе Пятая заповедь о почтении к родителям Шестая — против убийства Седьмая — против блуда Восьмая — против воровства Девятая — против ложного свидетельства Десятая — против пожеланий (похотей) Объединение Указаны только главы. Развернуть таблицу 2. Обрядовый закон Исх. Лев. Чис. Втор. О святилище Устройство скинии Медный умывальник для омовения Жертвенник всесожжения Жертвенник для приношения курений Светильник Стол для хлебов предложения Ковчег. Священнические одежды Посвящение и служение левитов Их обязаность учить других Посвящение и служение священников Содержание священников Запрещение им пить вино Их обязанность — учить Их обязанность — благословлять Жертвенные животные Неугасимый огонь Жертва всесожжения Хлебная жертва Мирная жертва Жертва за грех Жертва за долг Хлебы предложения Лампады Курение Левитские города Елей для помазания Ежедневная жертва Субботняя жертва Новомесячная жертва Праздник седмиц Праздник кущей Праздник труб День очищения Начатки Десятина Запрещение есть первые плоды Первородное Юбилейный год Субботний год Обет назорейства О нечистоте вообще О падали Нечистые животные Нечистоплотность О трупах О проказе Очистительная вода Печаль по мертвым О смешении Повязки (хранилища) Птичьи гнезда Мужское и женское платье   Развернуть таблицу 3. Гражданский закон Исх. Лев. Чис. Втор. Законы, относящиеся к первой и второй заповедям О идолопоклонстве и отпадших О истреблении идолослужения О чародеях, колдовстве и лжепророках к третьей заповеди Исх. Лев. Чис. Втор. О хуле к четвертой заповеди Исх. Лев. Чис. Втор. О нарушении субботы к пятой заповеди Исх. Лев. Чис. Втор. О властях Об отцовской власти к шестой заповеди Исх. Лев. Чис. Втор. О смертной казни Об убийстве Об убийстве и убежищах Об оскорблениях Военные правила к седьмой заповеди Исх. Лев. Чис. Втор.

http://azbyka.ru/shemy/sravnitelnaja-tab...

4. Две притчи о необходимости для христианина заботиться о своей загробной жизни I. Собственный дом и квартира временная. Житель некоего большого города имел собственный свой дом, но до известного времени по обстоятельствам не мог в него перейти, а потому проживал он на квартире, и хотя очень хорошо знал, что должен оставить ее, но не смотря на это, ничего не жалел на устройство квартиры своей, о том только и думал, как бы и чем ее украсить и обогатить, а о своем собственном доме вовсе забыл, а если иногда и приходила ему о нем мысль, то, по необъяснимому ослеплению, он отгонял от себя это напоминание. Что ж из этого вышло? Когда настало время (а настало оно вдруг неожиданно) оставить квартиру и перебраться в свой дом, то он оказался не приютом, а вертепом, ибо брошен был без всякого внимания; завелись в нем отвратительные нечистоты, змеи и жабы и всякого рода гады, и принужден был несчастный домовладелец войти в такой оскверненный дом; но что всего неприятнее, это то, что ему даже не дозволено было ни очистить дом, ни изгнать из него поселившихся в нем пресмыкающихся животных! Итак, из великолепной квартиры беспечный домовладелец перешел на бесконечное житье в свой смрадный дом. Без сомнения, и жалел и тужил он о своем безумии, и упрекал и даже проклинал себя, но все это было напрасно; время упущено безвозвратно и сделать ничего уже было невозможно. Смысл притчи ясен: домовладелец – каждый из нас, квартира – греховный этот мир, собственный дом – вечность. ( " В. Чт.»). II. Притча об изгнанном царе. Некогда был великий город, в котором граждане, по установившемуся обычаю, брали какого-либо иноземца, совершенно незнатного и незнакомого с законами и обычаями этого государства, и делали его своим царем, так что в течение одного года он имел власть над всем и свободно, без всякого препятствия, мог делать, что только хотел. После того, как он прожил в совершенной свободе от всякого рода забот и проводил свои дни в роскоши и наслаждении, без всякой мысли о страхе, и думая, что царство сделалось его собственным навсегда, они вдруг восставали против него, снимали с него царственное одеяние, и проволочив его нагим по городу, изгоняли его на один большой и отдаленный остров. Здесь, не снабженный ни пищею, ни одеянием, он подвергался ужасному голоду и наготе и находил, что удовольствия и веселие сердца, которыми он наслаждался, теперь, сверх всякого чаяния, изменились лишь для того, чтобы причинить ему скорбь свыше всякого чаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

58. Поучение о рабстве греховном Случалось ли вам, христиане, когда-либо быть в темнице и смотреть на преступника, которого и руки, и ноги, и шея обременены тяжкими цепями, да еще прикован к стене? Таков человек, которого душа скована грехами. Там, по крайней мере, не сам себя человек приковал, не сам обременил себя цепями, а люди и закон, а грешник сам себя приковывает ко греху. Сам надевает на себя и носит тяжкие вериги, цепи, ношу невыносимую. Что тяжелее пьянства, когда и ноги, и руки не служат, голова клонит долу, свет вокруг крутится, день кажется ночью? Не так ли тяжело распутство? Не так ли обременительно любостяжание и всякий грех ? Но преступник ожидает временной казни, а грешник – вечной. И там и здесь всему причиной злая воля. А посмотри на человека добродетельного: его ничто не беспокоит, ничто не обременяет, ничто не отягощает. Его утроба не обременена сластолюбием и роскошью, ибо он положил меру воздержания в пище и питии постом. Его голова не болит от похмелья, ибо он бережется пьянства. Он не боится завистников, ибо не собирает излишнего богатства, не боится воров, ибо не имеет сундуков, наполненных златом и сребром. Его не мучит честолюбие, ибо он в смирении находит утешение. Его не устрашают мечты воображения, потому что он не допускает в голову свою мыслей нечестивых. Его сердце не трепещет, потому что он ничего не украл, никого не обидел. Его сердце переполнено любовью к Богу и ближним, ибо он в этом находит великое утешение. Совесть его не мучит, ибо он не чувствует на себе тяжкого греха. Да, кто живет с Богом, тот никого не боится, ничего не устрашается, все дни проводит в духовной радости. Слез достойны одни грешники, которые, обременяя совесть грехами, влачат жизнь самую горестную. Преступник ненавидит свои узы, свою темницу, а грешник любит свои цепи, гордится ими, даже нередко хвалится! О, как сластолюбец хвалит любимое блюдо! а о том, что утроба его часто мучится болями, умалчивает, как пьяница хвалит водку или вино! а о том, что он падал от пьянства, как камень, валялся в грязи, как нечистое животное, что его, пьяного, прибили, что он, пьяный, много наделал беды себе и своему ближнему, о том молчит. Хвалится любостяжатель своими постройками и сокровищами, а о мучениях совести молчит, а о плутовствах своих ничего никому не говорит. Хвалит распутный свою Иродиаду, а о мучении совести и бесстыдстве, о тревоге души, о своем падении умалчивает. Любит грешник свои цепи, свое рабство, и когда приходишь к нему, больному уже или на краю могилы лежащему, он и тут, вместо того, чтобы оплакивать свое рабство, свое безумие, чтобы принести плоды покаяния, спрашивает о том, скоро ли он выздоровеет?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Братие! Вы знаете, что мы все имеем душу: также знаете, что душа наша важнее тела, она-то и есть человек. Как она хороша, как прекрасна была до своего грехопадения! Никакой Ангел, никакой чистейший дух не может с ней сравниться. Созданная по образу Божию, она имеет Богоподобную красоту. Когда она вышла из рук Божиих, как бы из купели крещения, она не стыдилась ничего, будучи невинна и непорочна. Когда Дух Святый озарил ее светом Боговедения; то чистый ум сиял во взорах, радость на лице, святость в поступках. Она была Боголюбезна как праведный Ной, верна как Авраам, невинна как Исаак; с Ангелами имела общение во сне и наяву, как Иаков; прекрасна как Иосиф, боголепна как Моисей, кротка как Давид, набожна как Самуил. А когда предалась грехам и беззакониям, тогда – о! тогда, едва ли какой злой дух может сравниться с ней. Это уже братоубийца Каин; это Хам, проклинаемый отцом; это Исав, который продал первенство за одну чечевичную пищу; это гордый Саул, мучимый злым духом; это Христопродавец Иуда. Чему уподобим несчастную душу грешника? Эго Содомская, это Вавилонская блудница, которая оскверняет все пути жизни своей и всех ближних. Кто очистит сей гроб, наполненный костями мертвых и всякой нечистоты?! Кто пробудит сего мертвеца, сего не четверодневного, но многолетнего Лазаря?! Разум его омрачен грехами, сердце заражено ядом беззаконий, совесть темнее ночи, руки исполнены крови брата, пути его – о! Боже, кто разгадает его мрачные пути, кроме Бога? Но если бы эта порочная душа только себя губила, тогда беда была бы только ей одной. Нет, она губит окружающих ее: она соблазняет ближних, оскверняет землю, заражает воздух, заключает небеса, низводит гнев Божий на землю, на поля, на животных, порождает болезни, засуху, смертоносные язвы, опустошает города и веси и бывает причиной страданий всего окружающего ее. Душа моя бедная, душа грешная! Что ты спишь во мраке беззаконий твоих? Восстань, уразумей глубину своих грехов, свою погибель. О! Если бы ты грешила и на веки погибла; но нет, ты должна жить, ты должна явиться на суд Божий и гореть от стыда перед лицом самого Бога, Искупителя твоего, Который тебя пересоздал в купели крещения, Который тебе послал благодать и помощь, Который просветил тебя светом Боговедения, Который, будучи безгрешен, Сын Божий, снисшел ради тебя на землю, пострадал за тебя и умер на кресте. Не стыдно ли будет тебе перед целым миром стоять на Суде Божием и слышать проклятие? Не страшно ли будет попасть в руки злых демонов, которые, бичуя тебя и посмеиваясь над тобой, поведут тебя туда, где темно, где бездна пламени, где червь не умирающий и огнь не угасающий, где скрежет зубов, где все братоубийцы, матереубийцы, отцеубийцы, сквернители, хулители, нечестивцы всякого рода? Бедная душа! Подумай о всех ужасах ада, о всех муках бесконечных и вечных, и покайся. Время еще не ушло для тебя, двери милосердия открыты: день и ночь взывай с Давидом: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» 83 . Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

ГАРМОНИЯ Человек, для кого этот дивный неизменный чин, порядок природы, чин неба и земли? Это стройное течение солнца, луны и звезд, эти перемены весны, лета, осени и зимы? Для кого это бесконечное разнообразие и изобилие плодов земных с бесчисленными приятными вкусами? Для кого этот свет солнечный, живительно радостный и плодотворный? Для кого этот живительный, часто полный дивных ароматов растительных воздух? Для кого эта стихия водная, утоляющая твою жажду, очищающая твои нечистоты и дивно претворяемая Творцом в бесчисленные соки плодов земных, капающая обильно на землю для произращения всяких плодов, которым по множеству и разнообразию нет числа, и прекрасных благоухающих цветов, украшающих землю и твои сады? Для кого домашние животные, для кого обилие рыб всяких – великих и малых, птиц пернатых, услаждающих твой слух приятным пением и прославляющих Творца тварей или приготовляемых для утоления твоего голода или алчности в пищу? Для кого металлы, минералы, камни драгоценные? Не для тебя ли, человек, царь тварей земных? Не ты ли пользуешься всем этим богатством природы для пользы, удовольствия, богатства, роскоши? Не для тебя ли весь этот чудный строй природы, этот дивный порядок, эта гармония всего творения? А если для тебя все богатство творения, этот чудный порядок, эта гармония и ты этим пользуешься для своего блага и довольства, то для чего нарушаешь заповеди Творца, данные тебе для твоего блага и блаженства, для чего нарушаешь чин природы и допускаешь бесчисленные бесчинства в своей жизни и водворяешь на земле стоны и горе без конца? Для того ли ты сотворен? Ведь тебе дан разум, совесть, заповеди Творца, чтобы ты их добровольно исполнял и блаженствовал! Каких казней ты достоин за твои беззакония, за твою неблагодарность, за твое бездумье, нерадение, леность, злобу! Видишь ты эту чудную гармонию, согласие, порядок тварей великих и малых во всей вселенной, чудный строй всего творения, установленный законами Творца? И ты будь в гармонии, в согласии с ними, премудрыми и праведными законами всеблагого Творца, предначертанными для тебя прежде твоего сотворения и рода человеческого; будь в гармонии со своей совестью, с людьми в том, что касается вечных законов Божиих. И ты будешь блажен и здесь, и в вечности (10).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010