О белых одеждах, джинсах и «православной» моде С.М.Прокудин-Горский. Крестьянские девушки. Российская империя. 1909 г. До своего грехопадения Адам и Ева были окружены, как бы окутаны Божией благодатью. Это была их «одежда», а в иной они не нуждались. И сквозь всю свою историю, сквозь все скитания, вплоть до нынешнего крайнего духовного одичания, люди пронесли в глубине сознания память об этой сияющей благодати, что освещала и согревала их тела и души во времена райской, безгрешной жизни. Память эта, поборов языческую любовь к пестроте, проявляет себя в устойчивом, не выветривающемся веками трепетном отношении к белым простым длинным одеяниям – этому слабому, грубо-чувственному ее подобию. Белоснежные древнеегипетские калазирисы, греческие хитоны и длинные белые рубахи наших предков не что иное, как выражения этой памяти. Интересно, что древние египтяне, начало культуры которых теряется в глубине тысячелетий, чрезвычайно ценили льняное полотно ослепительной белизны и настолько тонкое, что сквозь несколько слоев сшитой из него одежды просвечивали родинки на теле. Еще более тонкие, совершенно прозрачные ткани умели делать из хлопка древние индусы. Нетрудно понять, что могло быть прообразом таких одеяний. Белый цвет всегда был символом чистоты. Чистота одежды или тела изначально понималась как чистота духовная, как свобода от нечистой силы: именно в этом смысле говорилось о «нечистом» месте и вообще о любой нечистоте. Гигиеническое понимание чистоты пришло уже в наше время. В традиционной православной культуре очищение тела и надевание чистых белых рубах было частью необходимой подготовки к церковной службе, написанию иконы, строительству храма и прочим богоугодным делам. Даже в современном испорченном мире сохраняется особое отношение к белым одеяниям. Белое платье невесты по-прежнему символ ее невинности, нравственной чистоты. Вкусив запретного плода, Адам и Ева «узнали… что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясание» (Быт. 3, 7). Их тела, привыкшие к теплу от пронизывающей их благодати (вспомним, как растаял снег вокруг Серафима Саровского, так что согрет был и его собеседник Мотовилов) ощутили не только духовную, но и физическую уязвимость. Вместо духовной одежды человек получил, подобно животному, грубую плотскую. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3, 21).

http://pravoslavie.ru/5760.html

О гибельном состоянии человека, удалившегося от Отца небесного 349 Востав иду ко отцу моему, и реку ему: отче, согреших на небо и пред тобою; и уже несм достоин нарещися сын твой; сотвори мя яко единаго от наемник твоих ( Лк. 15:18,19 ) Кто этот несчастный, решившийся возвратиться к оставленному им и столь жестоко оскорбленному отцу? Это блудный сын, который получил от отца, быть может, под разными благовидными предлогами, предназначенную ему часть имения, чтобы распоряжаться ею по своему произволу. Вскоре, убегая надзора добродетельного родителя, оставил он отцовский дом, отошел на страну далече, и там, предавшись влеченею своего развращенного сердца, расточил все свое имение на дела богопротивные и нечестивые. С распространением в той стране сильного голода, бежавший из родительского дома дошел до того, что сделался рабом, принужден был пасти нечистых животных и, наконец, питаться кормом их; но и того никто не давал ему! В этих-то горестных обстоятельствах, он опомнился, пришел в себя, увидел свое унижение, почувствовал, что гибнет с голоду, между тем как у его отца самые наемники довольствуются всем с избытком. Тогда, уже считая за особенное для себя благо быть хотя в числе сих наемников родительского дома, решился возвратиться к отцу, чтоб испросить у него, по крайней мере, эту милость, тронув его искренним сознанием всей тяжести своих проступков. Любовь кроткого и незлобивого отца к заблудшему, но возвратившемуся с раскаянием, сыну, превзошла все его ожидания. Чадолюбивый отец, еще издалека увидев его, сжалился над ним, побежал к нему навстречу, кинулся ему на шею, целовал его; и, едва тот успел сознаться в своей греховности и в своем недостоинстве, как он, не желая более и вспоминать о его проступках, немедленно возвратил ему все знаки его сыновнего звания, – лучшую одежду, перстень на руку и сапоги на ноги, и наконец, учредил торжественный пир, с пением и ликами, радуясь, что сын его: мертв бе, и оживе; и изгибл бе, и обретеся! Возлюбленные братья! нельзя и сомневаться, что эту трогательную евангельскую притчу предложил Господь с тем, чтобы показать нам, до какого гибельного состояния доводит самовольное удаление от Отца Небесного в страну греховную и расточение всех благодатных даров Его: какой стыд и срам покрывает тогда человека, какой глад томит его душу; а чрез это самое – возбудить в нас искреннее желание обратиться всецело к нашему Небесному Отцу, всегда готовому и заблудших нас принять в Свою первую любовь, с распростертыми объятьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

О действии злых духов в роде человеческом, и победоносном противодействии им благодати Божией 337 Повеле (Иисус Христос) духови нечистому изыти от человека ( Лк. 8:29 ) Страшную и утешительную истину напоминает нам читанное ныне Евангелие. Страшно то, что у всех нас есть жесточайший враг, который непрестанно силится погубить человека, уязвляя паче всего душу его, а нередко, попущением Божиим, подвергая и самое тело ужасным мукам, – как это представляет и сегодняшнее евангельское чтение. Утешительно то, что как ни сильны действия врага рода человеческого, они всегда были ограничены; и тем более всякий христианин может одержать над ним совершенную победу, ограждаясь силой благодати самого Иисуса Христа, без повеления Которого злые духи не могли войти даже в стадо нечистых животных. Размыслим ныне, в свою душевную пользу, об этой важной истине. Нельзя и предполагать, чтобы кто-нибудь из христиан православных, несомненно верующих божественному Откровению, мог сомневаться в бытии и действии злых духов. Ибо кто ж из нас не знает, братья христиане, что в мире, созданном от Бога совершеннейшим в своем роде, не другой кто-либо посеял зло и все бедствия, как дьявол, – бывший в начале мироздания одним из самых светлых духов, но за самолюбие и гордость, за дерзкое восстание против Бога и Творца своего, с некоторыми подчиненными ему духами, низвергнутый с неба в преисподнюю? Вы знаете, братья, что, лишась дарованного ему в начале от Бога света и блаженства, лукавый, в ожесточенном озлоблении против Создателя, решился погубить любимейшее из Его творений, украшенное образом Его неизреченной славы, умаленного малым чем от Ангелов – человека! И он успел в коварном злоумышлении своем: ложью и обманом дух злобы, поселившись в змея, склонил невинных наших прародителей употребить во зло дарованную им свободу, – преступить заповедь Божию, за что преступники, со всем своим потомством, обречены на изнурительные труды, тяжкие болезни и, наконец, на неминуемую смерть. Однако же, среди самого этого злобного торжества своего, дьявол с ужасом слышит, что бесконечно милосердый в самом гневе Своем, Господь не до конца губит виновных, но все еще любезных Ему чад Своих, – слышит, что человекам дается надежда избавления, и вместе с тем предвозвещается конечная гибель соблазнителя их, – в обетовании, что Спаситель рода человеческого, благословенное Семя жены, сотрет вражескую главу змия-искусителя ( Быт.3 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

О женщинах и женском вопросе вообще 1) Зверская жестокость, варварская жестокость, неженская жестокость... Какой вздор! Люди жесточе зверей, культурные жесточе варваров, а женщины – мужчин. 2) Будь нахален с женщиной; иначе – она назовет тебя нахалом. 3) Любовь , говорят, истинная сфера женщины. Это положение в наше время как будто стало колебаться. Есть теперь девушки, – не знаю – много ли их, – которые любви не понимают. Они понимают две вещи: животную страсть и платоническое прокисание. Страсть легко порабощает их, прокисанье – занимает; но цельной, ровной, нормальной любви мужчины к женщине и обратно, любви нераздельно духовно-телесной, как духовно-телесен сам человек, они не допускают вовсе. Переход от дружбы к любви, сотни раз описанный и в жизни почти ежедневный – для них вечно неожидан (даже несмотря на личный неоднократный опыт), и, что забавнее всего, – возмущает их. Им, очевидно, совершенно чуждо убеждение, что в одухотворенной плотской любви нет греха. (К. прямо сказала, что «главное, что было ей дорого в наших отношениях, – чистота их» – то есть, по ее мнению, я думал или предлагал заменить их чем-то нечистым!). Такие манихейские взгляды скорее всего – следствие задержанного развития. Умом и телом давно взрослая, девушка остается ребенком в своих инстинктах, и перелом к простому реально-нравственному взгляду на половую деятельность у нее совершается не с нормальной постепенностью, а путем болезненной моральной борьбы (которую вызывать в ней достается полюбившему ее мужчине), параллельно которой, также ненормально-ускоренным ходом и потому болезненно, просыпаются в ней инстинкты женщины (роман В. Б.). В этом явлении, понятное дело, ничего хорошего нет... Во-первых, не будь его, одним болезненным кризисом в жизни женщины было бы меньше; а, право, их и так достаточно. Во-вторых, ложная оценка половой любви ведет женщину к ложной оценке людей и к горьким ошибкам в выборе мужа. Она ведет к тому, что сердцем такой женщины завладевает скорее всего тот, кто всего животнее ее любит. Это может казаться парадоксом, но это так. С ее точки зрения материя – зло, плотская любовь – грех , а страсть – пожалуй тоже грех, но – в обстановке, которая вызывает уже не отвращение, а сожаление и интерес; то есть: «греха» она не простит, отвернется, а «больным» или «одержимым» заинтересуется и не рассердится, а скорее примет участие в нем; а там сама заразится, загипнотизированная его пылающими глазами и сумасшедшей речью. А между тем за страстью очень часто (хотя и не всегда) нет ничего кроме чувственности; потому-то и так часты среди нас позднышевские, развратные и потому внутренно несчастные браки.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Федор Бородин Раньше матом ругались, теперь на нем разговаривают. Как сделать правильный выбор В Избранное О том, почему важно следить за своим языком Сегодня мат стал будничным языковым явлением. На нем не просто ругаются, а разговаривают. Протоиерей Федор Бородин – о том, почему решение не ругаться – сознательный выбор человека, и как не допускать в свое сердце гнилых слов. Любая культура включает в себя некоторые табу. Мат – это табуированная часть нашего русского языка. Я убежден, что и до сих пор любой человек, который начинает материться в публичном пространстве, выпадает из пространства русской культуры. Несмотря на то, что Сергей Шнуров введен в Совет по культуре, он не стал частью русской культуры и, пока матерится публично, никогда не станет, как и любой человек, который употребляет эти слова. Почему? Потому, что русская культура выношена и рождена в православии.  Мат выжигает молитву А для христианина ругаться недопустимо: в христианском понимании человек – это творение, которое наделено даром слова. Это дар Божий, в котором человек похож на Бога, удивительная грань присутствия образа Божия в человеке. Бог Своим словом творит мир, человечество, и человек – словесная тварь, он наделен творческим даром – словом. А бессловесное – это любое другое животное.  Этот дар дан человеку не просто для того, чтобы быть похожим на Бога, а чтобы приближаться к Нему и с Ним общаться. Общение с Богом – это молитва. Христианин по определению – человек молящийся, человек, который разговаривает с любимым Господом. Человек, который начинает разговаривать с Господом, понимает, что молитва – это движение к Богу, а мат – движение в противоположную сторону, употребление словесного дара на разрушение. Если ты любишь молитву, то никогда не будешь материться. Мат буквально убивает, выжигает из уст человека молитву. Если человек матерится, у него просто не будут складываться слова молитвы, он потеряет этот дар и само желание молиться. А молящийся человек вслед за пророком Давидом может сказать: «Коль сладки гортани моему словеса Твоя паче меда устом моим» ( Пс.118:103 ). Он чувствует эту сладость, она для него настолько дорога, что он будет бороться за нее, боясь потерять. А когда ты ругаешься, когда с твоих уст слетает нечистое, гнилое (вспомните слова апостола Павла: «всяко слово гнило да не исходит из уст ваших», Еф.4:29 ), ты теряешь этот дар молитвы. Он умирает в твоих устах, и ты отдаляешься от Бога. 

http://azbyka.ru/ranshe-matom-rugalis-te...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 8  голосов:  5.0 из  5) В начале XX в. А. В. Балов писал: «Ношение амулетов и талисманов весьма распространено. Всего чаще носят на шее ладанки… Ношение… ладанки считается крестьянами средством, предохраняющим человека от всякого зла вообще, а в частности, от различных болезней» . Ладанки носили, как правило, на шейном гайтане, рядом с нательным крестом . Ладанка и ладан Под ладанкой (ладонкой) понимался обычно небольшой тканевый мешочек. В него во многих случаях действительно зашивали кусочек ладана, взятый, например, от какой-нибудь особенно чтимой местной иконы. Очень часто ладанка содержала не только ладан. Так, после совершения Таинства крещения на ребенка надевали «для здоровья» ладанку, в которую бабка зашивала пуповину, житное зернышко и три кусочка росного ладана . Такое использование ладана основывалось на повсеместно распространенном в народе убеждении, что ладан наводит панический страх на нечистую силу и колдунов (ср. «боится, как черт ладана», «ладан — на чертей, тюрьма — на воров» и т. д.). Способностью отпугивать бесов в народных верованиях наделялись также обладающие сильным запахом растения, например, чеснок . Ладан применялся во многих народных ритуалах. Согласно наблюдениям корреспондентов Тенишевского бюро, кадильница была в XIX в. почти в каждой крестьянской избе . Ладаном не только окуривали дом и скот в целях изгнания либо предотвращения болезней. В Архангельской губернии больного поили водой, в которую клали ладан . Была распространена вера в целительную силу «херувимского» ладана (недогоревшего при каждении во время Херувимской песни). В 1877 г. журнал «Руководство для сельских пастырей» должен был специально отметить, что священнику не следует давать «херувимский ладон» прихожанам, стремящимся получить его из суеверных соображений . Убеждение в особых свойствах, якобы присущих «херувимскому» ладану, бытует, однако, и в наши дни . Возвращаясь к ладанкам, отметим, что они, впрочем, могли вообще не содержать ладана. В ладанку нередко зашивали другие предметы (кору почитавшихся священными деревьев, сброшенную кожу змеи и т. д.), обладавшие, по народным представлениям, свойством лечить болезни или предупреждать их появление . Использовались ладанки и в любовной магии: «Парни ст. Слепцовской (Терской обл.), чтобы приворожить любимую девушку, носят высушенные части лягушек, змей и других животных. Иногда в ладанки зашивают кусочки “змеиного корня”. Простолюдины верят, что такие амулеты помогают от чар и болезней, стяжают носителю их любовь» . Те же охранительные функции, что и ладанка, мог выполнять мешочек с трехгодичным маком, прикалываемый к нижней рубахе . Тексты-обереги

http://sueverie.net/ladanka.html

Скачать epub pdf 41. Неделя двадцать четвертая по Пятидесятнице Eф. II, 14–22 14. Братия, Христос есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, 15. упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, 16. и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. 17. И, придя благовествовал мир вам, дальним и близким, 18. потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. 19. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20. быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, 21. на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22. на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. Сегодня апостольское чтение о мире, и наше слово о том же. Где источник мира? Какое значение имеет мир духа в одиночной, семейной и общественной – гражданской ли то или церковной, жизни? При каких условиях может быть прочным мир? Где источник мира? А отчего бывает тишина и ровное положение воды в море, в реке? Не оттого ли, что сверху воды не колеблет ветер и изнутри не тревожат плавающие в водах животные, подземные огненные извержения и др.? Так и в душе человека. Мир нарушается тогда, когда душу волнуют какие-либо страсти. И если много страстей, то каждая из них обнаруживает притязание на всю нашу душу, тянет ее к себе, а от того бывает борьба, тревога, теряется равновесие и спокойное положение нашего духа. Следовательно, грех – виновник тревог духовных и внешних нестроений. Он-то и произвел разлад и в древнем мире между евреями и язычниками. Еврей, возвышенный Богом над всеми народами, скоро возмечтал о себе, что он так высоко стоит над другими за свои достоинства и заслуги. И под влиянием этого чувства он презирал инородца и иноверца, считал его мерзостью, нечистым, старался не вступать ни в какие сношения с язычником. И язычники в свою очередь платили тем же еврею. Они смотрели на еврея как на суеверную, излишне мнительную, мелочную душу. И оттого они друг про друга и в устной речи, и в письменности распускали дурную молву. Да и между самими язычниками была страшная рознь, разлад. Даже ученые люди, по-видимому стоявшие выше предрассудков суеверной или грубой толпы народной, и те не хотели сказать доброго слова о достоинствах соседнего народа или правителя. Грек, описывая свою прошлую жизнь, обходил молчанием подвиги перса или римлянина. Римский историк тоже называл все остальные народы варварами и знал только себя, свои подвиги и победы. Из этого видно, что в основании жизни древнего человека или общества лежало раздраженное самолюбие. Каждый, как в зеркало, смотрел только на самого себя и услаждался своим лицом, хотя оно у иного было и невзрачно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Скачать epub pdf Глава 10. «Не давайте святыни псам» Мы подошли к тексту, точный смысл которого на протяжении многих веков оставался загадкой: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас ( Мф. 7:6 ). Текст этот, как кажется, стоит в Нагорной проповеди изолированно от того, что ему предшествует и что за ним следует. Изречение имеет форму пословицы, значение которой в наше время понять нелегко, поскольку мы можем лишь гипотетически восстановить контекст, в котором она была изначально произнесена 429 . Чтобы понять смысл изречения и тот ассоциативный ряд, который оно могло вызывать у слушателей Иисуса, нужно обратиться к Ветхому Завету и посмотреть, в каком смысле там говорилось о свиньях, псах, святыне и жемчуге. Свинья в иудейской традиции считается нечистым животным: закон Моисеев запрещает есть свинину и прикасаться к трупу свиньи ( Лев. 11:7 ; Втор. 14:8 ). В книге пророка Исаии народ непокорный – это народ, который приносит жертвы в рощах, и сожигает фимиам на черепках, сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него ( Ис. 65:2–4 ). Когда Господь придет с огнем и мечом, чтобы произвести суд над всякой плотью, тогда те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, – все погибнут ( Ис. 66:16–17 ). Собаки тоже считались нечистыми и презренными животными. В Ветхом Завете о псах упоминается, как правило, не в связи с домашними животными или овчарками, присматривающими за стадом. Обычно имеются в виду бродячие собаки, готовые наброситься на человека и растерзать его. В 21-м псалме, воспринимающемся в христианской традиции как пророчество о страждущем Мессии, говорится: Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои ( Пс. 21:17 ). О беззаконниках Псалмопевец говорит, что они воют, как псы, и ходят вокруг города ( Пс. 58:7, 15 ). Псы питаются человеческой кровью ( 3Цар. 22:38 ; Пс. 67:24 ), едят трупы людей ( 3Цар. 14:11; 16:4; 21:23 ; 4Цар. 9:10, 36 ). Сравнение человека с собакой воспринималось как сильное оскорбление ( 1Цар. 17:43 ; Ис. 56:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Слово 3 Глава 7. Открытое Ангелу Сардийской Церкви Откр.3:1 . «И Ангелу Сардийския церкве напиши: тако глаголет имеяй седмь духов Божиих, и седмь звезд: вем твоя дела, яко имаши яко жив, а мертв еси». Семь звезд, сказали мы прежде, суть семь Ангелов и семь духов суть или они же самые, или действия Животворящего Духа, так как то и другое в руке Христовой. Одних держит Он в руке Своей, как Владыка, а Духа Он есть податель, как единосущный с Ним. Угрожает же церкви, как имеющей только одно живое имя веры, мертвой же по делам благим. Откр.3:2–3 . «Буди бдя и утверждая прочая, имже умрети: не обретох бо дел твоих скончаных пред Богом твоим. Поминай убо, како приял еси, и слышал еси, и соблюдай и покайся». Буди бдя – отряси, говорит, сон лености и утверждай членов твоих, кои за неверие имеют совершенно умереть. Ибо не начало добрых дел увенчивает делателя, но совершение. Поминай убо, яко приял еси и слышал еси, и соблюдай предание, которое принял от Апостолов, и покайся в лености твоей. Откр.3:3 . «Аще убо не бдиши, прииду на тя яко тать, и не имаши почути, в кий час прииду на тя». Прииду яко тать. Подлинно; ибо смерть каждого и общее скончание мира никому неизвестны. Для приготовленных –это успокоение от трудов, а для неприготовленных – это вор, наводящий душевную смерть. Откр.3:4 . «Но имаши мало имен и в Сардии, иже не оскверниша риз своих: и ходити имут со Мною в белых, яко достойни суть». Но имаши мало, иже не оскверниша риз своих. То хорошее приобрела ты, что имеешь некоторых, кои одежду души своей не осквернили нечистыми делами, кои со Мною будут в пакибытие светоносны, как соблюдшие неоскверненною одежду нетления. Откр.3:5–6 . «Побеждаяй, той облечется в ризы белыя: и не имам отмыти имене его от книг животных и исповем имя Его пред Отцем моим и пред Ангелы его. Имеяй ухо, да слышит, что Дух глаголет Церквам». Приобретший прежде указанную победу одеждами своих добродетелей просветится как солнце, и имя его не будет изглажено из книги живых. Будет же исповедан он Мною перед Отцем Моим и силами Ангельскими, как добропобедные мученики, как и сказано во Евангелии: возсияют праведницы яко солнце. Глава 8. Откровение Ангелу Филадельфийской Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Ф. Вигуру (католик) Глава IV. – Потоп Деление главы Мы изложим в трех отделах: 1) историю потопа; 2) опровержение возражений против потопа и 3) историю Ноя после потопа. 1120 Отдел I – История потопа Потоп истребил весь род человеческий, за исключением Ноя и его семейства. – Ковчег. – Существование потопа, подтверждаемое всеобщим преданием, – Доказано ли оно также и геологией? – О всеобщности потопа. Что разумеют под потопом? – Потоп уничтожил весь род человеческий, за исключением Ноя и его семейства 1 . Слово потоп в его обыкновенном понимании обозначает всеобщее наводнение, уничтожившее весь род человеческий, за исключением Ноя и его семейства. Геологи дают название дилювия (diluvium) песочным и иловым образованиям, которые приписывают широким наводнениям, предварившим или открывшим современный период. 2 . Причиною Ноева потопа было развращение людей; он был наказанием Божиим. Ной, за святость своей жизни, вместе со своими детьми Симом, Хамом и Иафетом, был избавлен от потопа при посредстве ковчега, который Господь приказал ему построить. Ковчег плавал на водах и, по окончании великого переворота, остановился, вероятно, не далеко от того места, где был построенъ, 1121 на горах Армении, которые стали, таким образом, второю колыбелью человечества. Ной, по повелению Божию, взял с собою семь пар животных чистых и две пары нечистых, 1122 чтобы они могли, потом, вновь заселить землю. Ковчег Ноя Мы не знаем, какова была в действительности форма ковчега. Он назван по-еврейски thebäh, словом, встречаемым потом лишь в Исходе ( Исх.2:3:5 ), для обозначения маленькой тростниковой корзинки, в которую был положен Моисей, когда был подкинут на берег Нила. В Исходе thebäh представляет еврейскую транскрипцию коптского египетского слова (ϑβι). Мы можем сказать о ковчеге Ноя лишь, то, что это был род ящика. Оп был из дерева gopher, т. е. из кипарисового дерева, легкость и прочность которого делают его очень удобным для корабельных строений. Стенки ковчега были обмазаны внутри и снаружи корнег’ом или смолою, чтобы не пропускать воды. Он был разделен на известное число qinnim или жилищ, т. е. небольших отделений, наложенных друг на друга, на подобие трех этажей. Tsohar, отверстие давало вход свету, но мы не знаем, как оно было устроено.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010