Глава VI Попытка старого Афинянина искоренить иудейство в Иерусалиме ( 2Мак.6:1–7 ). Преследование иудеев в соседних эллинистических городах ( 2Мак.6:8–11 ). Размышление о Божественных целях столь тяжкого испытания ( 2Мак.6:12–17 ). Мученическая смерть старца Елеазара ( 2Мак.6:18–31 ). 2Мак.6:1 Спустя немного времени царь послал одного старца, Афинянина, принуждать Иудеев отступить от законов отеческих и не жить по законам Божиим, «Спустя немного времени…», т. е. после отправки Аполлония с его войском (V: 24 и д.). 2Мак.6:2 а также осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмом Юпитера Олимпийского, а храм в Гаризине, так как обитатели того места пришельцы, – храмом Юпитера Странноприимного. «Осквернить храм…», это было достигнуто – переименованием его в храм Юпитера Олимпийского, что исключало возможность в нем истинного Богослужения и внесло в него весь гнус языческого безбожия и нечестия (ст. 4 и 5). В качестве исполнителя ( επσκοπος) намерений царя обезбожить Иудею посылается Афинянин, очевидно, по происхождению, состоявший на службе у царя. – «Наименовать его храмом Юпитера Олимпийского…», т. е. посвятить этому божеству. Гаризинский храм переименовывался в храм Юпитера Странноприимного. Юпитер Олимпийский – Ζευς Ολμπιος – считается повелителем небес и других божеств. Юпитер странноприимный – Ζευς Ξνιος – покровитель гостеприимства и странников. Замечание Флавия, что Самарийский храм был посвящен Зевсу Греческому ( Ζευς λλνιος) – должно быть названо ошибочным (Арх XII, 5, 5). 2Мак.6:3–5 Тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие. Храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников, которые, обращаясь с блудницами, смешивались с женщинами в самых священных притворах и вносили внутрь вещи недозволенные. И жертвенник наполнился непотребными, запрещенными законом вещами. Здесь разумеется принесение на жертвенник нечистых по закону животных, о коих упоминает яснее 1Mak I: 47 . 2Мак.6:6–7 Нельзя было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называться Иудеем. С тяжким принуждением водили их каждый месяц в день рождения царя на идольские жертвы, а на празднике Диониса принуждали Иудеев в плющевых венках идти в торжественном ходе в честь Диониса.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Господу закона и пророков надлежало совершить все по собственному Своему закону, и быть не нарушителем, а исполнителем закона, вместе же с тем, с окончанием закона соединить начало благодати Своей. Посему и высшая закона, Матерь подчиняется закону, и Пречистая соблюдает, определенный для нечистых, сороковой день; свободная от закона повинуется закону, и приношения делаются за Того, Кто освятил нас, – пара чистых птиц, в знак невинности приходящих. Таким образом, воздвигшись со стогнов Вифлеемских, кивот Божий (который воздавал долг закону о сороковом дне не по долгу, а по благодати) остановился на горах Сионских; и восприявшая в чистейшие недра, как на высокий престол, превосходящего человеческое естество, Царя всех, сопрестольного Богу-Отцу и неотлучного от Него Сына, представила там (Его) с чистейшею, воспринятою от Нее, плотью. Входит во храм священная Матерь, чтобы явить чуждое закону чудо, вожделенного Сына, отверзшего ложесна девства и не повредившего ключей девства, стоящего выше закона и исполняющего закон, бывшего прежде рождения и явившегося по рождении, воплотившегося от Ней превыше закона природы. Входит во храм превысшая храма, облеченная двойною славою, т. е. славою пречистого девства и неизреченного деторождения, благословением закона и святостью благодати. Посему и говорит тайнозритель: и исполнился дом славы Его, и Серафимы стояли вокруг Его, и взывали друг ко другу, и говорили: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его ( Ис. 6:3 ). Тоже самое прекрасно воспел и блаженный пророк Аввакум, говоря: посреде двою животну познан будеши: внегда приближитися летом познаешися: внегда приити времени явитися ( Аввак. 3:2 ). Смотри, с какою ясною точностью говорит Дух! Слова: посреди двух животных ты будешь узнан – обозначают осенение Божественною славою Его, бывшее при законе в недоступном (Святом святых) над очистилищем кивота, между изображениями Херувимов, как говорит Бог к Моисею: там Я буду открываться тебе ( Исх. 25:22 ). А слова: когда приближатся лета, ты будешь познан, – обозначают преславное познание невидимого Спасителя нашего Бога, как в одном месте говорит священнотаинник Павел: когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего. Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление ( Галат. 4:4–5 ). Нужно ли объяснять следующие затем слова: когда придет время, ты будешь показан? Ты будешь показан, говорится, в храме, как на царском седалище, родившею Тебя пречистою Матерью, в благолепии воплощения Твоего. Выражая то с большею ясностью, Пророк взывал так: Господь во храме святом Своем: да подвижится от лица Его вся земля ( Псал. 10:3; 95:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Д.А. Добросмыслов Отдел 5. Законы о чистом и нечистом и о противоестественном Мы рассмотрели с точки зрения отцов законы о еврейском богослужении в узком смысле. Теперь рассмотрим в том же направлении остальные обрядовые постановления Моисея, относившиеся также к внешнему религиозному еврейскому культу, которые почти все могут быть объединены под общим названием законов о чистом и нечистом и о противоестественном. Как и весь обрядовый закон, все эти постановления, по мнению отцов, имели чисто религиозно-нравственное воспитательное значение, именно: они постоянно напоминали евреям о Боге, давшем их, отделяли их из всех народов в особый святой народ, и под видом действий и явлений естественных говорили о действиях и явлениях нравственных. Полагая разделение на чистых и нечистых между людьми, животными и предметами в их естественном виде и некоторыми действиями, с чисто нравственной точки зрения, а нередко безразличными, законы о чистом и нечистом развивали в евреях стремление к изолированности их от других народов как нечистых. Развивали в них духовно-физическую чистоплотность, чувство отвращения к нечистому, гадкому и противоестественному вообще в явлениях физических. Это чувство отвращения к физической нечистоте и противоестественности могло затем развиться в чувство отвращения к безнравственному. Таким образом в законах о чистом и нечистом евреи научались посредством естественного нравственному 401 . О том, что законы о чистом и нечистом имели цель нравственно-воспитательную: подвинуть народ к святости, указывал Сам Бог, говоривший евреям через Моисея: «Я Господь Бог ваш, Который отделил вас от всех народов. Отличайте скот чистый от нечистого и птицу чистую от нечистой, и не оскверняйте душ ваших скотом и птицей и всем, пресмыкающимся по земле, что отличил Я, как нечистое. Будьте предо Мной святы, ибо Я свят Господь (Бог ваш), и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои“ ( Лев. ХХ, 24–26 ). Законы о чистом и нечистом К законам о чистом и нечистом можно отнести: закон об обрезании, полагавшем разделение между евреями как народом святым, и нечистыми язычниками, закон о пище, разделявший животных на чистые и нечистые, законы о нечистых состояниях человеческого тела и об очищениях от осквернения его. Об обрезании

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

Дьякон Николай Попович Судя по тому, какая жестокость процветает в среде подростков и даже детей, мы идём к финалу. В одной телепередаче старый профессор говорил о том, что именно мы смотрим по телевизору, какую вакханалию. Кто наши герои? Убийцы, киллеры, насильники, проститутки, нечистые на руку банкиры, маньяки, теневики, нравственные уроды всех мастей, сутенёры, гомосексуалисты, трансвеститы и бандиты. В мультфильмах – генитальная тематика, пошлый казарменный юмор. Так ТВ «воспитывает» молодое поколение. Между тем у педагога не осталось практически никаких прав на воспитание детей, ибо с некоторых пор школа «не воспитывает», а просто даёт знания. Хотят лишить воспитательской функции и родителей через введение ювенальной юстиции. Будут растить Павликов Морозовых. Ради чего? Каким идеалам будут служить эти дети? Понятно каким. Идеологии наживы и разврата. Так что колёсики крутятся, и люди в очередной раз подвергаются страшной дезориентации, но уже не доктринальной, а животной. СМИ как четвертая власть заменили сегодня собой крайкомы и горкомы. Лидирует телевидение. Президент России утверждает, что у нас – самое лучшее в мире телевидение. Церковные люди это оптимистическое мнение не разделяют. Вместе с тем Дмитрий Медведев призывает сажать коррупционеров. Но он же юрист – и было бы неплохо, если бы он привёл в качестве примера классическую формулу Аристотеля: одни чтут закон из любви и уважения, а другие – из страха наказания. На этой формуле основано всё римское право. Чем выше сознание, тем меньше преступности. Сознание же формируется через школу, через семью, через СМИ, не так ли? И чем выше это сознание, тем меньше преступлений. А где оно, воспитание?! Недавно я был совершенно поражён одной телебеседой. В ней участвовали три женщины и один уважаемый богослов. Тема была актуальной – можно ли делать аборты. Дело в том, что Россия занимает первое место в мире по производству абортов. Одна из собеседниц – эмансипе, две других – поскромнее, полояльнее к традиции, хотя и они не называли аборт убийством.

http://pravoslavie.ru/38149.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Дело даже не в Хабаде «Центр “Э”» вновь хотел привлечь Романа Юшкова по «русской статье» 31.07.2023 3219 Время на чтение 3 минуты Фото: РНЛ О неустанном и принципиальном борце с содомией и за права русских в своей стране Романе Юшкове неоднократно писал. По вопросу борьбы с извращенцами, толерастией и остальной трансгуманистической нечистью в материалах «Мы пропели вам куплеты…» и «Глобальный модератор запрещает…» . Роман является продюсером, автором и одним из исполнителей пермской творческой музыкально-поэтическо-драматической группы «Гомофобия», отстаивающей традиционные ценности. Вот какие видеоклипы, разработанные группой «Гомофобия», показывать бы по телевидению! Но, нет, лучше в очередной раз продемонстрируют по ЦТ «творчество» какого-нибудь Киркорова или Билана. О возбуждении на Романа множества «дел» по «русским статьям» отмечал в материалах: «Виновен в возбуждении ненависти и вражды… к фашистским идеям» , «Юшков вновь под следствием…» , а до этого – «Ой-вей, или К чему ведёт Хабад?» . В последнем материале, кстати, речь идёт не только о борьбе с созданием в Перми синагоги хасидской организации «ХаБаД Любавич», но и о деятельности главного раввина Днепропетровской области и главы правления объединённой еврейской общины Украины Шмуэля Каминецкого, представляющего любавичский хасидизм. Заодно и о его кураторе – преступном олигархе Коломойском. Тема более чем актуальна для сегодняшнего дня в свете освободительного похода Русской армии. В чем разница целей и задач Хабада на т.н. Украине и в России, Шмуэля Каминицкого и Берла Лазара? Пусть бы нам кто объяснил. Но никто ничего не поясняет. Хотя, как верно говорит Юшков, дело не только в Хабаде. Сегодня Роман Юшков пишет : «Извещаю друзей и недругов! Пару недель назад я писал здесь о том, что Следственный Комитет начал проверку в связи с моим майским (этого года) видео “В защиту Хабада”. Центр “Э” нашёл в нём признаки преступления по ст. 282 УК РФ, а именно унижение достоинства группы лиц по национальному признаку (евреев). Напомню, в этом видео я цитирую еврейские религиозные книги – Талмуд, Танию, Кицур Шулхан Арух, – которые учат евреев правильно, то есть как к животному, относиться к гою… И вот итог проверки: Следственный Комитет постановил отказать в возбуждении уголовного дела в отношении меня. Логика такова. Некий эксперт-лингвист установил, что я даю евреям как группе негативную оценку…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/31/de...

Закрыть itemscope itemtype="" > Запрещают употреблять насекомых и искусственное мясо И Библия, и кашрут, и учёные тоже 25.05.2023 1720 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников В последнее время глобалисты агрессивно продвигают насекомых и искусственное мясо в качестве альтернативы мясу животных. Официальная причина — необходимость снижения выбросов диоксида углерода в атмосферу. Это несмотря на то, что количество СО2 в атмосфере находится в пределах нормы: 0,03-0,04%. Приемлемым считается содержание до 0,1%, т.е. в три раза выше. Разумеется, должна иметь место разумная обеспокоенность загрязнением атмосферы, но именно разумная. Есть немало обоснованных подходов к проблеме, но выбирается абсурдный и совершенно неэффективный — сокращение поголовья скота. Конечно же, если не преследуются другие цели. Кто за этим стоит? Экологическую повестку навязывают глобалисты разных конфессий, но нужно понимать, что душой современного глобализма является каббала. При всей разности мировоззрений глобалистов, они объединены неоиудейским вектором. Вот тут-то и зарыто лицемерие: это — еда для гоев. Дело в том, что кашрут КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещает иудеям вкушать насекомых и искусственное мясо. Разумеется, употреблять их пищу они и не планируют. К примеру, крупный производитель искусственного мяса, известный каббалист и «доктор всея планеты» Билл Гейтс, прикупил 111 000 га сельскохозяйственных угодий только в США. Разводит он, в том числе, и коров, ведь ему самому вкушать поддельное мясо не позволяет кашрут. Информацию о кашруте можно найти в интернете. Кашрут – термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения галахи. Насекомые. «Кашрут категорически запрещает употреблять в пищу насекомых (кроме вида саранчи), земноводных и пресмыкающихся. Запрет на употребление в пищу насекомых и продуктов их жизнедеятельности установлен Торой: «Все крылатые пресмыкающиеся нечисты для вас, не ешьте их» (Втор. 14:19). Это ограничение обязывает хозяйку хорошо представлять внешний вид, процесс развития и места обитания насекомых, чтобы удалять их из пищи.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/25/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Часть III 05.04.2007 447 Время на чтение 7 минут Часть 1 Часть 2 Послушаем, что говорит Владыка: Аз есмь свет миру (Ин.8:12). Аз есмь путь (Ин.14:6). Ходяй по Мне, не имать ходити во тме, но имать свет животный (Ин.8:12). Итак, пойдем этим блаженным путем, которым шествовали все возлюбившие Христа: скорбно шествование по этому пути, но блаженно упокоение; жестоко шествование, но место вдохновения пространно. Шествование по нему - покаяние, пост, молитва, бдение, смиренномудрие, духовная нищета, небрежение о плоти, рачение о душе, возлежание на голой земле, воспрещение себе омовений, голод, жажда, нагота, милостыня, слезы, плач, воздыхание, коленопреклонения, бесчестие, гонения, разграбление, заушения, рукоделия, беды, наветы. Шествование по этому пути - быть укоряемому и терпеть, быть ненавидимому и не питать ненависти, злострадать и воздавать за это добром, прощать долги должникам, полагать душу за друзей и, наконец, пролить кровь за Христа, когда потребуют того обстоятельства. Если кто пройдет этими узкими вратами и тем тесным путем, то примет он блаженное воздаяние, воздаяние небесное, которому не будет никогда конца. А широкие врата и пространный путь вводят в пагубу. Шествование по оному в настоящем радостотворно, а там - скорбно; здесь сладко, а там - горче желчи; здесь легко, а там - тяжело и болезненно; здесь представляется не имеющим никаких последствий и ничего не значащим, а там, подобно диким зверям, окружит совершивших путь жизни и непокаявшихся, по слову пророка, ибо говорит он: Беззаконие пяты моея обыдет мя (Пс.48:6), то есть обыдет порочность этой жизни или хождение по пространному пути, которые отчасти исчислил апостол, говоря: яже суть прелюбодеяние, блуд, нечистота... идолослужение... рвения, завиды, ярости, и...распри...зависти, убийства (Гал.5:19-20), - и тому подобное. Это - хождение по пути пространному. Равны ему смехотворства, кличи, забавы, гусли, свирели, пляски, омовения, пышные одежды, многоценные вечери, рукоплескания и молва, беззаботные пения, мягкие постели, различные ложа, объедение, братоненавидение и, что всего хуже, нераскаянность и непамятование об исшествии из этой жизни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Итак, послушаем, что же имеет он сказать верующим, обратившимся из иудейства? «Они, – говорит он, – прельщенные Иисусом и обманутые Им совершенно шутовским способом (πνυ γελοως), оставили отечественный закон и приняли другое имя и начали жить иною жизнью.» Но он при этом не заметил, что иудеи, обратившись к вере в Иисуса, не оставили закона своих отцов. Они продолжают жить по его предписаниям и даже свое имя получили от бедности закона относительно (Новозаветных) ожиданий 183 . Евион именно и значит у иудеев бедный, и евионитами стали называться те из иудеев, которые признают Иисуса Христом 184 . Сам Петр долгое время, по-видимому, соблюдал иудейские обычаи, предписываемые законом Моисея, пока не был научен Иисусом возвышаться от буквального к духовному пониманию закона. Это мы видим из «Деяний Апостольских.» «На другой день» после того, как Ангел явился Корнилию и убедил его отправить послание в Иоппию к Симону, называемому Петром, «Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был голос к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян. 10:9–15 ). Обрати внимание на то, в каком виде представляется здесь Петр как человек, который еще ревностно блюдет иудейские обычаи относительно чистых и нечистых животных. Из дальнейших слов видно, что нужно было особое видение, чтобы Петр мог сделать причастниками учения веры Корнилия, неизраильтянина по плоти, равно как и тех, которые были с Корнилием. Петр был еще иудеем и жил по иудейским преданиям и поэтому презирал тех, которые стояли вне иудейства. И Павел в «Послании к Галатам» свидетельствует, что Петр из боязни перед иудеями, в то время, когда к нему 185 пришел Иаков, перестал есть вместе с язычниками и отделился от них, «опасаясь обрезанных» ( Галат. 2:12 ). То же самое сделали и прочие иудеи и Варнава.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

Л.Карфикова «О девстве» Хотя хронология творчества Григория не вполне установлена, практически все исследователи сходятся в одном – в первенстве (или, по крайней мере, ранней дате создания 184 ) объемистого аскетического трактата О девстве. Это произведение, которое Григорий написал, вероятно, уже после женитьбы 185 , было выражением его преданности старшему брату Василию, основателю каппадокийского монашества. Однако даже в этой аскетической теме проявилось своеобразие мышления Григория, для которого именно идея девства является ключевой в космическом видении человеческого падения и возможного возвращения к исходному естеству, к исходному подобию человека Богу. Космическое значение девства Человек, созданный Богом как «разумное и мыслящее животное» (τ λογικν κα διανοητικν ζον 186 ), лишенный страданий и смерти, согласно толкованию Григория, своей красотой являл подобие Первообразу, произведением и подобием Которого он был. Как образ и подобие (εκν κα μοωμα 187 ) царской силы, которая властвует над всем, он обладал и властью над самим собой, а тем самым – и над всем материальным миром, и свободой принимать решения 188 без всякого принуждения извне. Однако, как повествует Книга Бытия, человек употребил свои способности на «изобретение зла» 189 , проистекающего из свободы, но не из естества, и сделался, таким образом, причиной «несчастья (συμφορ), которое терпит ныне человечество» 190 . «Из малого начала (κ μικρς φορμς) проистекло необъятное (ις πειρον) зло в человеке» 191 , скрыв его изначальное естество, – Григорий сравнивает это «несчастье» со ржавчиной, поедающий железо. Так человек перестал быть образом «бессмертного Бога» и облекся «образом тленным и перстным» 192 , т.е. поврежденным телом. Впрочем, согласно Григорию, речь идет только о некоем трагическом «переоблачении», не разрушающем вовсе изначальный Божий образ в человеке, но скрывающем его «грязью (...) плотской нечистоты» 193 . Чтобы совлечь эту неуместную одежду, эти «мертвые кожи» (см. Быт. 3:21 ) 194 , необходимо пережить все «несчастья» в обратном порядке 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЗДЕРЖАНИЕ [воздержность; греч. γκρτεια, ποχ], добродетель тех, кто управляют своими страстными влечениями, пожеланиями, умеряют и ограничивают чувства. Это понятие встречается у древних писателей, напр. у Платона ( Plat. Gorg. 491 d: «воздержность - умение владеть собою, быть хозяином своих наслаждений и желаний»; Leg. 645e; 710a; 840c; 966e), у Ксенофонта ( Xen. Symp. 4. 15; 8. 27). Ветхий Завет о В. У ветхозаветных евреев прослеживаются 3 мотива В.: гигиенический, духовный и покаянный ( Mugnier. Col. 120-121). Закон Моисеев запрещал употреблять в пищу определенных животных (Втор 14. 4-21), запрещалось употреблять тук и кровь животных (Лев 7. 22-27; Втор 12. 16). Большинство животных, мясо к-рых нельзя было есть, действительно были непригодны для этого, повсюду на Востоке мясо их считалось нездоровым; в отношении др. сказывался естественный инстинкт или суеверие ( Суг. Alex. Contr. Jul. IX//PG. 76. Col. 984; Hieron. Adv. Jovin. II 7). Поскольку в основном это были хищные или «нечистые» животные, отстранение от них Израиля должно было, по замыслу Божию, привести к духовному очищению народа. Духовный мотив В. проявлялся уже в том, что священникам под страхом смерти запрещалось употреблять хмельные напитки во время служения (Лев 10. 9; Иез 44. 21), чтобы они всегда могли отличить чистое от нечистого. Назореи , дававшие обет всецело посвятить себя служению Богу и в силу этого удалившиеся от общества, должны были воздерживаться от вина, крепких напитков и от всего, что имело к.-л. отношение к винограду, напр., им запрещено было употреблять виноградную кожицу (Числ 6. 3-4). Кроме того, от назорея требовалось не стричь волос, не прикасаться к мертвому телу, даже отца и матери (Числ 6. 5-7). Обет назорейства давался на неопределенное время, пожизненное назорейство не было предписано законом, его принимали по доброй воле лишь нек-рые (напр., Самсон). Нарушивший обет назорейства в 7-й день должен был остричь волосы, в 8-й принести священнику 2 горлиц или 2 голубей, и священник одну птицу приносил в жертву за грех, а др. во всесожжение, очищая его от осквернения. Счет времени выполнения обета для него начинался снова, потому что назорейство его было осквернено, он приносил также однолетнего агнца в жертву повинности. По окончании обета приносилась дорогая жертва - беспорочный агнец во всесожжение, беспорочная агница в жертву за грех и беспорочный овн в жертву мирную (Числ 6. 9-14). Рехавиты никогда не пили вина, не имели ни виноградников, ни полей, ни посевов, не строили домов, а жили в шатрах, проявляя послушание завещанию отца своего Ионадава, сына Рехава (Иер 35. 6-10).

http://pravenc.ru/text/155090.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010