Разделы портала «Азбука веры» Кратко об особенностях причащения в Светлую Седмицу протоиерей Димитрий Смирнов 66е правило VI Вселенского Собора предписывает всем христианам всю Светлую Седмицу ежедневно причащаться Святых Христовых Тайн. Это правило Вселенского Собора. У многих людей до сих пор существует еретическое представление (это ересь – настоящая, осужденная Вселенским Собором), что мясо и причастие несовместимы. Туда привносят какие-то индуистские соображения: что это убитое животное и прочая ерунда. Как будто картошка – это не убитое растение. Это совершенно не христианское представление, потому что сказано: «Кто гнушается мяса по причине нечистоты, анафема да будет». Но у многих людей к мясу какое-то специфическое отношение. Был пост – человек постился, сейчас нет поста – человек не постится. Я не запрещаю причащаться. А я сам? Я сам вчера ел мясо, а сегодня я служу. Если я, священник, это делаю, значит, получается, что мне можно, а ему нельзя? По какому такому праву? Непонятно. Священник должен жить строже, чем мирянин. Получается, что священник сам-то себе все позволяет, а другим нельзя. Это же лицемерие. О Причащении на Пасху и Светлую седмицу протоиерей Валентин Уляхин Обратимся к практике древней Церкви. «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:42 ), то есть они постоянно причащались. И вся книга Деяний говорит о том, что первые христиане апостольского века причащались постоянно. Причастие Тела и Крови Христа было для них символом жизни во Христе и существенным моментом спасения, самым главным в этой быстротекущей жизни. Причастие было для них всё. Так говорит апостол Павел: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Флп.1:21 ). Постоянно причащаясь Честного Тела и Крови, христиане ранних веков были готовы и на жизнь во Христе, и на смерть ради Христа, о чём свидетельствуют акты мученичества. Естественно, все христиане собирались вокруг общей Евхаристической Чаши на Пасху. Но нужно отметить, что первое время поста пред Причастием вообще не было, сначала шла общая трапеза, молитва, проповедь. Об этом мы читаем в посланиях апостола Павла и в Деяниях.

http://azbyka.ru/o-prichashhenii-na-pasx...

Разделы портала «Азбука веры» Похожие вопросы 3 Ответа Ветхозаветные законы, в том числе законы о чистоте направлены были против языческих пристрастий евреев. Иерусалимский апостольский собор (51 год по Р.Х.) отменил все подобные законы, оставив для христиан запрет только на вкушение идоложертвенного и крови. Мощи святых почитаются после Боговоплощения, когда сам Бог воспринял на Себя всё человечекое, и даже тело. Теперь мы прославляем Бога, в том числе в наших телах, которые есть храм Бога Живого 1Кор. 6:19–20 Мы покланяемся храму, в котором обитает в вечности Святой Дух. Прикосновение к мощам усопших исцеляет, оживляет, что подтверждалось многократно, а всякое доброе дело исходит от Бога Иак.1:16–17 . В Ветхом Завете указан случай, когда кости пророка Елисея воскресили человека 4Цар. 13:21 , и совершались чудеса под воздействием верхней одежды пророка Илии. 4Цар.2:8 В Новом Завете пояс апостола Павла изгонял бесов и исцелял. Деян.19:12 В Ветхом Завете прикосновение к мертвому телу человека было причиной ритуального осквернения (причем от контакта с телом человека состояние ритуальной скверны длилось 7 дней, от контакта с трупом животного – 1 день). Относительно причин «нечистоты смерти» высказываются различные мнения: 1) очень популярна идея, что этот закон был дан для того, чтобы исключить в Израиле культ предков. В некоторых древних обществах (особенно в Египте)  культ предков занимал значимое место в религиозной традиции; даже ритуальные действия (жертвоприношения) совершали в гробницах. Но Пятикнижие говорит обратное: прикосновение к мертвому телу, даже присутствие в одном шатре (помещении) с трупом оскверняет человека, то есть исключает участие в богослужении. Этот подход можно назвать «принципом Маймонида» по имени средневекового иудейского философа, который многие неясные предписания Пятикнижия объяснял противостоянием язычеству. Впрочем, против такого понимания ссылаются на то, что у хеттов также были обряды, связанные с ритуальным очищением, которые включали в себя омовение, жертвоприношение и изоляцию. Так что идея осквернения смертью была частью мировоззрения не только у древних израильтян, но и разделялась другими народами.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-v-vethom...

Разделы портала «Азбука веры» прот. Николай Емельянов , клирик храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе, проректор Богословского института при ПСТГУ Вопрос священнику: В Церкви собаку считают животным «нечистым». А если это собака-поводырь? Сделает ли Церковь исключение? Ответ: — Так устроено современное общество – общество модерна, что любое ограничение, особенно если оно связано с традицией, воспринимается, как нечто бессмысленное, вредное, устарелое и ограничивающее свободу человека. Эта позиция неизбежно оказывает на нас влияние, часто совершенно неосознаваемое. Причем зачастую само ограничение не имеет существенного влияния на нашу реальную жизнь и на практике легко разрешается. Но нас раздражает сам факт этого ограничения, нам хочется поступить вопреки, нам начинает казаться, что именно это ограничение и мешает добиться цели, а не что-то другое. Поэтому попытка обсуждать каноны и правила о том, что собакам нельзя заходить в храм, заведомо обречена на неудачу. Да, я мог бы сказать, что почему-то собака в Священном Писании — образ отрицательный, что Господь говорит: «не давайте святыни псам» ( Мф.7:6 ), что слово «пес» считалось у израильтян оскорбительным ( 1Цар.24:15 и др.) и что Сам Господь сравнивает язычников с псами в разговоре с хананеянкой ( Мф.15:26 ). Все это при том, что вообще-то богоизбранный народ занимался скотоводством и собаки ему были нужны, о чем также сказано в Священном Писании ( Ис.56:10 ). В том же разговоре с хананеянкой имелась ввиду домашняя собака, раз она находилась под столом у своих хозяев. Иногда пытаются трактовать образ собак из притчи о богаче и Лазаре в каком-то сентиментальном духе, как собачек, пожалевших бедного Лазаря, которого не пожалели люди. На самом-то деле собаки в этой притче упоминаются по совершенно иной причине. Они считались пожирателями мертвечины ( 3Цар.14:11 ), поэтому, когда они лижут струпья Лазаря, имеется ввиду только одно – что он был почти мертв. Есть и канонические правила, касающиеся животных. 88 канон Шестого Вселенского Собора (VII) прямо говорит, что никакое животное нельзя вводить в храм, кроме ситуаций, связанных с прямой угрозой жизни для человека. Очевидно, что обсуждаемая ситуация с собакой-поводырем никакой угрозы жизни не предполагает.

http://azbyka.ru/pustyat-li-v-pravoslavn...

Распятие и смерть Христова Тело Твое и Кровь распинаемый о всех положил еси, Слове (предложил): Тело убо, да мя обновиши (чтоб воссоздать меня); Кровь, да омыеши мя; дух же предал еси, да мя приведеши, Христе, Твоему Родителю. Телесная смерть Христа послужила к нашему обновлению тем, что побеждена была Его воскресением из мертвых, а воскресение Христово – это залог общего всех воскресения, имеющего наступить в последний день мира. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор.15:22,20 ). Христос воскрес в теле нетленном и духообразном. Подобными телами облекутся и все имеющие воскреснуть. Но одни воскреснут для вечной блаженной жизни, другие – для вечных мучений, или для второй смерти, для вечной смертной агонии. Бойся, грешник, вечного осуждения и не только душу, но и тело береги от греховных скверн, ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или злое ( 2Кор.5:10 ). Вместе с телом Христос принес в жертву Свою Пречистую кровь, омывающую нас от грехов ( Апок.1:5 ), очищающую совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному ( Евр. 9:14 ). Это омовение и очищение сообщается нам в Таинствах, и благо тем, которые соблюдают чистоту души и тела, даруемую в Таинствах! В одеждах, убеленных кровию Агнца, они будут вечно предстоять Престолу Божию и вместе с Ангелами славословить Его, чуждые всякой скорби ( Апок.7:13–16 ). Но горе тем, которые небрегут о сохранении благодатной чистоты, уподобляясь нечистоплотным животным, омывающимся в воде и потом валяющимся в грязи ( 2Пет.2:22 ), и в этой нечистоте пребывают до самой смерти! Кровь Христова, которой они пренебрегают, будет вопиять против них и послужит только к их осуждению. Принесши в жертву Богу Отцу тело и кровь Свою, Христос возгласил громким голосом: Отче! в руки Твои предаю дух Мой ( Лк. 23:46 ). И, преклонив главу, предал дух ( Ин.19:30 ). Души праведных обретаются в руке Божией, и мучение не коснется их ( Прем.3:1 ). Гонители и мучители могут отнять у них только телесную жизнь, но души бессмертной убить не могут ( Мф.10:28 ). Душа праведника, освободившись от уз тела, воспаряет, как вырвавшаяся из сетей птица, в ту область бытия, где в руках Отца Небесного, то есть под покровом Его, она безопасна от нападений вражеских, куда стрелы вражий не долетят до нее, – она превыше всего земного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Скачать epub pdf Доклад православного (Алан Бедоев) Православный: Темы Предания мы уже отчасти касались в нашей первой встрече. Откровение у нас одно и то же, поэтому частично будем повторяться, но попробуем сегодня углубиться в эту тему. Говоря о Священном Предании, я хотел бы сразу дать определение данного термина, и от этого уже далее строить диалог. Согласно учению православной Церкви Священное Предание – это, несомненно, часть Божественного Откровения, одна из Его форм, Которое передается верующими людьми из поколения в поколение, безошибочно, под руководством Духа Святого. В чем мы, собственно, можем видеть выражение Священного Предания? В первую очередь, это, конечно же, в толковании Священного Писания , так же авторитетнейшими выразителями являются Постановления семи Вселенских Соборов и десяти Поместных Соборов, писания святых отцов и древние литургические тексты. Тезис 1. Предание первично, Писание вторично. Как бы это, возможно, ни резало слух нашим дорогим гостям, это действительно так и есть. Мы знаем, что от Адама до Моисея не было никаких священных текстов, но можем ли мы из этого заключить, что так как не было Священного Писания , не было в целом и Божественного Откровения в мире? Конечно же, нет. Бог не оставил Своего творения, Он дал знание о Себе, Он дал ему некие нравственные нормы, более того, даже некоторые обрядовые постановления. Мы знаем, что уже Ной четко отличал чистых животных от нечистых, хотя критерий различия появился гораздо-гораздо позже, уже во время Моисея. Божественное Откровение, несомненно, было. Мы помним, что Сам Господь Иисус Христос не написал ни одной книги, а Он учил своих учеников, словом, которое принял от Отца, и, собственно, Своей Жизнью. Говоря о первичности Предания над Писанием, важно отметить, что первая книга Нового Завета появилась через долгих восемь лет после Вознесения Иисуса Христа на Небо. И здесь вопрос – как же эти восемь лет Церковь жила? Да что там жила, неимоверно распространялась и росла, не имея у себя текста Нового Завета, свободно и легко, так как опиралась на Священное Предание.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Скачать epub pdf Февраль Никифор, архиеп. Константинопольский, свт. Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М.Д. Муретова//Богословский вестник 1903. Т. 1. 2. С. 289–304 (1-я пагин.). (Продолжение.) —289— словам истины свою ложь и заблуждение. В самом деле, как могло случиться, что принявшие этот новый завет, много лучший прежнего, возвратились к почитанию идолов?) Итак, говорит, все познают Меня, ибо как это чувственное солнце освещает всю видимую землю, так Солнце правды Христос Бог наш для всех воссиял лучи боговедения чрез Евангелие, просветил мысль всех нас и исполнил божественного ведения и благодати. А кто такие эти, пусть сами скажут. Если они присоединятся к нам, то станут мыслить согласно с истиной и нами, как запечатленными печатью Христа Бога нашего и именующимися Его именем. Если же они пойдут к противному, то это есть явно действие нечистого духа. Пусть же научат этих невежд и неучей дети в храме, когда они сами собою совершали это, взывая: Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне! ( Мф.21:9 ). Пусть устыдят их дети язычников, которые выказывали великое и удивления достойное усердие, любили беседы Иисуса и просили учеников Его привести их к Нему ( Ин.12:20 сл.). Ведь народ Иудейский Бог всяческих обвинял голосом пророков в тягчайших преступлениях, говоря: позна вол стяжавшего и осел ясли господина своего: Израиль же мене не позна, и людие мои не разумеша ( Ис.1:3 ), как бы видя, что невежество и неразумие их превышает грубость неразумных животных. О нас же, на которых снизошел свыше дар ведения, и которым пророк усвояет блаженство и благословения, как отгнавшим неразумие их и невежество, он ясно предвозвестил, что мы познаем Его. И достоверность этого пророческого слова подтверждается неоспоримым явлением истины в самых делах (фактах). —290— Да устыдятся же, наконец, опирающиеся на ложь и нечестиво и невежественно вопиющие против правого учения христиан, яко наполнися вся земля ведения Господня ( Ис.11:9 ). И: полны суть небеса и земля славы Его ( Ис.6:3 , – Авв.3:3 ср. Сир.42:16 ). Везде по всей вселенной прославляется святая вера наша.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово в день Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца 55 Бдите и молитеся ( Мк. 14:38 ). Не одним Своим ученикам Иисус Христос заповедал бодрствовать и молиться. Он заповедал это в лице их и всем христианам всех времен. Христианин знает, кто суть враги его спасения. Но знает ли все их замыслы и козни, все сети и ковы, расставляемые везде и во всякое время, для погубления его? Христианин знает, что рано или поздно умереть надобно; но знает ли час во дни или в ночи, в который Господу Богу угодно будет позвать его в духовный мир? Ах! мы ничего не знаем насчет будущего, не знаем, когда и где постигнет нас искушение, скорбь и болезнь, не знаем, когда и где наступит для нас час воли Божией. Что ж остается делать в сей неизвестности? – Бодрствовать и молиться. Между средствами к предостережению от опасностей самое действительное средство есть бодрствование. Воин, поставленный на страже, спасает себя и других от внезапного нападения врагов – бодрствованием. Кормчий, управляя кораблем в грозную бурю, спасается от потопления – бодрствованием. Путник, проходя чрез дремучие и длинные леса, избегает зверей – бодрствованием. Даже многие из животных убегают от руки ловчего – посредством бодрствования. Но что внушает человеку естественный разум, тому учит Иисус Христос совершеннейшим образом. Он заповедал бодрствовать не столько внешними, сколько внутренними чувствами, – бодрствовать умом и совестию, бодрствовать во всяком месте, где бы мы ни находились, в обществе или хижине, в храме или на торжище, бодрствовать на всяко время ( Лк. 21:36 ), во время трудов и занятий, во время принятия пищи и отдохновения, во время дружеских бесед и разговоров, во время чтения и размышлекия и даже самой молитвы. Нет места, в котором бы мы были свободны от искушения и нет времени, в которое бы враг спасения не злоумышлял на нашу погибель: супостат наш диавол, говорит Апостол Петр, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити ( 1Пет. 5:8 ). Что ж наблюдать должен ум бодрствующий? – Он должен смотреть за сердцем: от сердца бо исходят помышления злая ( Мф. 15:19 ). Не скрываются ли в нем нечистые помыслы и нечистые желания? Не усиливаются ли злые наклонности и не влекут ли к порочным действиям? Должен вникать в дух мира: не отвлекают ли его правила и обычаи мира от исполнения христианских обязанностей, и не препятствуют ли возрастать в истинном благочестии? Должен наблюдать за действиями духа злобы и коварства: не рассевает ли семян неверия и вольнодумства? Не учит ли заблуждениям под видом истины и не обольщает ли соблазнами к греховным удовольствиям? Горе, если ум помрачен и совесть дремлет! Тогда благодатная жизнь христианина в совершенной опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Содержание Введение Список рукописей и старопечатных книг, использованных для сочинения Глава первая. Чинопоследования, относящиеся к закладке и освящению храмов I. Чин, бываемый основанию церкви и потчение креста. II. Закладка нового храма на месте старого, без нарушения св. престола последнего. III. Устав о ставропигии IV. Чинопоследование освящения храмов А. «Чин, бываемый на освящение церкви и на водружение еже в ней святыя трапезы» Б. Чин священия церкви малого священия, понеже антиминс освящен великим священием, и свершен от святителя В. Чинопоследования освящения храмов в западнорусской богослужебной практике перв. пол. XVII в V. Чин освящения антиминсов VI. Чинопоследования малого освящения храма а) Устав, бываемый о поколебавшейся св. трапезе б) Чин в отверзение церкви, от еретик осквернившейся в) Молитва во отверзение церкви, от язык оскверншейся г) Молитва в отверзение храма, в нем же случится: а) некоему животну безсловесну, по древнему закону, нечисту и нежрему, умрети; б) животному некоему родити; в) умрети человеку нуждною смертию д) Молитва или чин на очищение церкви, егда пес вскочит VII. Устав, бываемый на обновление храма VIII. Чин омовения св. трапезы в великий четверг IX. Чины и молитвы на освящение различных церковно-богослужебных принадлежностей а) Чин благословения и освящения сосудов служебных, сиесть Дискоса, Чаши, Звезды, и Лжицы с трема их Покровцы коегождо особне. б) Чин благословения нового кивота, или сосуда в нем же хранимы быти имут Божественныя Христовы Тайны в) Чин благословения илитона г) Чин благословения или освящения новых священнических одежд, сиесть стихаря, епитрахиля, пояса, нараквиц и фелона, от Иерея бываемого д) Чин благословения индитий и саванов, сиесть: Товален, или Покрывал Божественныя Трапезы и Жертовника е) Чин благословения и освящения новосооруженного креста от злата или сребра, или иного крушца, или древа, или Распятия на кресте древяном, или на досце иконной писанный Чины благословения и освящения икон ж) Христовой, или праздников Господних, единой или многих; з) – Пресвятыя Богородицы; и) – Пресвятыя Живоначальные Троицы, в образе трех Ангелов, или Крещения, или Преображения, или Сошествия св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

составитель О.А. Платонов Г Гавриил благовест (Гавриил) Народное название дня Собора архистратига Гавриила, возвестившего благую весть о рождении Спасителя, 26 марта/8 апр. По русским поверьям, в этот день сам архангел Гавриил заходит в крестьянские дома и выполняет их заветные желания, докладывая о них самому Богу. В это время полагалось заниматься ремонтом и уборкой зимней конской сбруи. Гаврилов день (Гавриил, Гаврил) Народное название дня архангела Гавриила, 13/26 июля. В этот день в средней полосе Руси поспевала рожь. Начинались зажинки. Первый сноп, сжатый старшей в семье женщиной, украшали лентами, с песнями уносили домой и ставили в красный угол под иконы. В этот день наблюдали, не появится ли золотое сияние, сходящее на землю. По убеждению крестьян, такое сияние – знак архангела Гавриила, его крылья. Земледельцы на уборке ржи твердили, что их просьба, обращенная к Пресвятой Богородице, дошла, и она посылает им в подмогу архангела Гавриила. «Он крыльями машет, зарей полыхает, силу крестьянину прибавляет, с жатвой управиться помогает». Гадание Древний языческий ритуал, направленный на установление связи с потусторонними силами в целях предсказания будущего. Византийский историк Прокопий Кесарийский (VI в.) свидетельствовал, что склавины и анты совершали гадание во время жертвоприношения богам. Остатки этого языческого ритуала просуществовали в России вплоть до н. XX в. Так, на Святках вынимали из-под блюда вещи, имеющие символическое значение, пели подблюдные песни, прятали кольца, затем кликали прохожих, спрашивая их имена, приносили петуха или курицу и смотрели, какую из кучек разложенных предметов (золотые и серебряные монеты, хлеб, серьги, др. вещи) они начнут клевать. Многие из гаданий были основаны на древних суевериях: таково ожидание суженого перед зеркалом, связанное с учением черной магии о призывании души умершего, или гадание у сарая, при котором прислушивались к тому, что хрюкнет или прошепчет свинья, гадание, связанное с верой в мистические, нечистые свойства этого животного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так и слышу крики гордых иноплеменников, поднявшиеся в ответ на эти слова: " Имперское мышление! " , " Мессианство! " , " Самообольщение! " Успокойтесь, господа, ни первого, ни второго, ни третьего здесь нет. Мы лишь констатируем факт, отрицать который можно только вместе с отрицанием всей христианской эсхатологии. Ее центральным положением является то, что в последние времена не все люди пойдут за лжепророками и примут на себя начертание зверя, и это будет иметь громадное значение и изменит весь ход происходящего. " И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни " (Мф. 24, 22). Надо вспомнить и другое речение: " На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее " (Мф. 16, 18). В какой же стране может в исторической перспективе остаться такое количество верующих, чтобы они смогли до последнего дня сохранить Христову Церковь и изменить весь сценарий Страшного Суда? Если учесть нынешнее состояние человеческого рода и направленность происходящих в мире процессов, в этом качестве можно вообразить себе только Россию. Все другие страны, где существуют поместные Православные Церкви, все больше и больше поглощаются " Новым мировым порядком " , открывшимся Тайнозрителю еще 2000 лет назад. " И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостью и нечистотою блудодейства ее " (Откр. 17, 4). Разве возможно не узнать в этом образе современную Америку, купающуюся в богатстве и роскоши и предающуюся безудержному разврату и самоугождению, превращая себя в " потребляющее животное " ? И вот эта великая блудница соблазнила уже и Грецию, и Болгарию, и Румынию, и Грузию, а сопротивлявшуюся ей Сербию раздавила силой, и только с Россией вышла у нее осечка. Это тем более досадно для нее, что, когда у нас началась " перестройка " и пошли " реформы " , она истолковала их как капитуляцию России, впала в эйфорию и на радостях даже утратила бдительность, что было нам очень на руку. И только теперь выясняется, что подлинный смысл последнего десятилетия двадцатого века заключался для нас не в " демократизации " , то бишь в принятии американских ценностей, а в разрушении неповоротливых, убивающих всякую деловую инициативу " госплановских " экономических механизмов и создании принципиально новых стимулов хозяйственной деятельности, которые, получив широкое развитие, сделают Россию такой богатой и сильной, какой она никогда еще не была. А " ценностей " заокеанских православные люди так и не приняли, и вся агитация продажного телевидения только обозлила нас против них.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200110/15.h...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010