Как бы примером подобных духовных мертвецов святая Церковь в ныне же читанном Евангелии представляет жителей страны Гадаринской. Она, если посмотреть на нее совне, кипела жизнью, шумевшею на улицах ее городов и селений, но в душе было царство смерти: погрузившись всецело в суетные заботы и страсти греховные жизни земной, столь ярким образом которых являются погибшие свиньи, по закону Моисееву животные нечистые, жители гадаринские как бы позабыли о душе, она как бы умерла в них. Они, видя исцеление гадаринского бесноватого, отсылают от себя Исцелителя Христа, потому что дороже были для них свиньи, чем пребывание с ними небесного Целителя, Который мог отворять и затворять самую бездну ада и смерти. Свиньи, потопленные в море, как они, по-видимому, должны были бы напоминать гадарянам, что такую участь готовят себе и сами люди, погружающиеся в бездну погибельных страстей житейских! Ведь это потопление свиней в море так напоминало бывший некогда всемирный потоп, от которого погибло все живущее на земле, и только тление и смерть всюду видны были, когда воды потопа сошли с лица земли. Некогда Дух Божий носился над первозданною бездною, вливал жизнь в это мертвое вещество, тем более в человека, которому не только сообщил Бог «душу живую» ( Быт. 1, 30 ) подобно прочим земным тварям, но особо вдунул «дыхание жизни» Своей ( Быт. 2, 7 ) от Духа Своего, даровал способность жить иною, высшею жизнью, какая в Самом Боге, Источнике жизни. Но вот люди забыли о Боге, они душу смешали с плотью, дали замереть в себе жизни духа, и не мог уже Дух Божий пребывать в этих людях, потому что они стали «плотью» ( Быт. 6, 3 ). Это тление, бывшее всюду на земле после потопа, какой образ смерти духовной, погубившей допотопных людей, какой образ того, как мертвы были души этих людей для Бога, для добра! И чем далее шли века, тем более «царствовала смерть» ( Рим. 5:14, 17 ) над родом человеческим. Недаром святой пророк Иезекииль, взирая пророческим взором на духовную жизнь всего мира, уподоблял ее полю, полному костей сухих, мертвых, в которых нет дыхания жизни ( Иез.37:1–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Май 1. Преподобный Пафнутий игумен Дар прозрения Преподобный Пафнутий имел дар по виду и взору человеческому узнавать страсти в душе человека. Так, однажды, в сонном видении он узнал падение инока. Зло, другому сделанное, обращается на сделавшего Князь Ярослав Васильевич повелел одному агарянину сжечь монастырь Пафнутиев, но варвары, приближаясь к нему с этим намерением, ослепли, а князь сам впал в плен к агарянам. Вражда навлекает беду, а примирение избавляет от нее В плену князь покаялся и дал себе слово примириться с Пафнутием, чрез что самое скоро и освободился из плена. Нарушение заповеди отцов наказывается Преподобный Пафнутий запретил работающим во храме мастерам вносить что либо из запрещенной уставом пищи; но они, забыв заповедь его, принесли в монастырь яйца и часть баранины; пища эта вскоре вскипела червями, а евшие ее подверглись тяжкой болезни; – только молебен, отслуженный с водоосвящением, уврачевал их. Без крайней нужды опасно отнимать жизнь у животного Один ворон был убит стрелою княжеского сына близ монастыря, тогда как Пафнутий запретил их убивать, – и голова князя поворотилась на затылок. Препод. Пафнутий при этом сказал: «отмстил Бог за кровь ворона», и уврачевал больного. Диавол влечет человека из церкви Преподобный Пафнутий, однажды, будучи в церкви, увидел, как диавол в остром шлеме и косматый в железным крюком влек двух иноков из храма. Когда они противились помыслу, тогда диавол отступал от них, а когда удерживали в себе греховный помысл, тогда диавол свободно тянул их. По окончании службы препод. Пафнутий посоветовал инокам исповедью исторгать мысленные плевелы. Когда диавол выходит из храма Препод. Пафнутий видел, что диавол во время чтении св. Евангелия и пения херувимской песни скрывался; а во время освящения св. даров, как дым, исчез. Помысл нечистый виден и во взорах Один инок из мирян, несовершенно очистившийся от помыслов, бывши однажды по делу в деревне, уязвился плотскою страстью и пленился помыслом, встречая женские лица. Когда он пришел в монастырь, то, взглянувши на него, препод. Пафнутий сказал: «вот человек, но не тот уже». Не всякое раскаяние истинно

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАИТЫ [Греч. Νικολαται], еретическое движение в истории древней Церкви, упомянутое в Откровении св. Иоанна Богослова в посланиях к 7 церквам (Откр 2. 6, 15). Воскресший Господь одобряет Церковь Эфеса за ненависть к деяниям Н. и угрожает карами церковной общине Пергама за следование их учению. Текст Откровения подчеркивает серьезность опасности со стороны этого движения: Пергамская Церковь призывается к покаянию за существование Н. в ее среде. Н. представляют значительную угрозу для Церкви, Сам Господь предвещает сражение с ними «мечом уст Моих», а Его явление в истории связывается с необходимостью искоренения лжеучения Н. (Откр 2. 16 сл.). В Откр 2. 14 описание преступлений Н. представлено через образ Месопотамского пророка Валаама , последователи к-рого обличаются за то, что они «ели идоложертвенное и любодействовали». Очевидно, что учение Н. в Откр 2. 15 тождественно «учению Валаама» в Откр 2. 14 ( R ä is ä nen. 1995. S. 1606; Aune. 1997. P. 148). Вероятно, евангелист Иоанн обращался к своим слушателям, способным понять ассоциации, связанные с образом Валаама в евр. традиции. Описание поведения Валаама восходит к рассказу Числ 25. 1-2; 31. 16; кроме того, отрицательные коннотации с его образом представлены и в НЗ (Иуд 11; примечательно, что рассуждения ап. Петра о лжепророках, ложной свободе и безнравственности тоже содержат отсылку к образу Валаама - 2 Петр 2. 15-16). Согласно талмудической традиции, Валаам способствовал распространению идолопоклонства в среде израильтян, заставляя их есть мясо нечистых животных и склоняя их к браку с моавитянками (Санхедрин. 106а; Сота. 11a). Он служит также образом порочности и предстает одним из врагов иудаизма (Пиркей Авот. 5. 2; Гиттин. 56b, 57a). Как опасный для израильского общества лжепророк он представлен и в лит-ре эллинистического иудаизма ( Philo. De vita Mos. I 48, 54; Ios. Flav. Antiq. IV 6. 6 sq.). Валаам в этом контексте становится, т. о., прообразом поведения Н., к-рые склоняют верных христиан к безнравственности и недопустимому идолослужению.

http://pravenc.ru/text/2565632.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУДЕЙСТВУЮЩИЕ возникшее в христианстве и принятое в научной традиции обозначение ряда религ. течений и сект, сформировавшихся под влиянием иудаизма и/или только через букв. восприятие ВЗ; их члены не были евреями по происхождению, но следовали иудейским обычаям, часто сохраняя при этом неиудейские верования, представления и практики. В эллинистическую эпоху в языческой среде появились группы т. н. боящихся Бога. Категория «боящихся Бога» была обширной: в нее входили те, кто вносили иудейского Бога в свой пантеон богов, те, кто придерживались монотеизма, и те, кто следовали моральным предписаниям евреев, а также соблюдали субботу, не употребляли в пищу мяса «нечистых» животных, участвовали в жизни иудейской общины и т. д. И. из числа язычников неоднократно упоминаются в Деяниях св. апостолов как благосклонно относившиеся к христианам или сами принимавшие христианство (Деян 10. 2; 13. 16, 26, 43, 50; 16. 14; 17. 4, 17; 18. 6-7). Множество общин «боящихся Бога» располагалось в Сев. Причерноморье. Одним из их центров в I-IV вв. был г. Танаис, в котором существовали религ. ассоциации, воспроизводящие структуру языческих,- т. н. фиасы почитателей «Бога Высочайшего» (см.: Левинская. 2000). В IV в. мн. боспорские И. стали христианами. С появлением христианства наименование «иудействующие» стало устойчивым выражением с негативной окраской, использовавшимся в полемических целях. К И. иногда относят секты назареев, эвионитов и елкесаитов , появившиеся в эпоху ранней Церкви, но в совр. религиеведении их принято называть иудеохристианами, т. к. в отличие от «классических» И. представители этих течений вышли из иудейской среды (см. ст. Иудеохристианство ). Нек-рые исследователи считают И. мандеев, но другие полагают, что религия мандеев связана с гностицизмом или т. н. крестильными сектами периода Второго храма (см. ст. Мандеизм ). К И. причисляют также ипсистариев (от греч. θες ψιστος). Представители этого течения (IV в., Каппадокия) соблюдали субботу и нек-рые иудейские пищевые запреты, но отвергали обрезание. По утверждению свт. Григория Богослова (отец к-рого принадлежал к этой секте до обращения в христианство), ипсистарии «поклоняются огню и светильникам», их учение состоит из противоположностей - «языческого заблуждения и подзаконного мудрования» ( Greg. Nazianz. Or. 18). С иудеями сопоставляет «ипсистиан» свт. Григорий Нисский: они, по его словам, почитают Бога Всевышнего или Вседержителя, но при этом «исповедуют какого-то Бога, Которого именуют Высочайшим, или Вседержителем, но не признают Его Отцом» ( Greg. Nyss. Ref. conf. Eun. 38).

http://pravenc.ru/text/1237771.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонская икона Мати Молебница из коллекции Петра Севастианова Икона Мати Молебница     Афонская икона Мати Молебница из коллекции Петра Севастианова (Публикуется впервые)   Икона Мати Молебница относится к иконографическому типу «умиление».   Глубокая внутренняя связь между Матерью и Младенцем выявлена через нежную устремленность их ликов, устремленных навстречу друг другу. Эта внутренняя близость и уловлена названием иконы. Но не это главное! На изображении сын Христос доверчиво влагает руку в руку Матери. Это бесконечно умиляет.    В России не поняли в чем состоит умиление и пишут икону Мати Молебница  приблизительно, просто похожий образ с обращенными друг ко  другу ликами, а руки младенца – пустыми или со свитком. Это неправильно.   Вероятно, эта икона относится к 14 веку...   Икона Божьей Матери " Мати Молебница " выражает любовь Богоматери к Сыну, поэтому перед ней молятся  о здравии детей и сохранении беременности.        Радуйся, скиние, в нейже вселися Божество телесне; радуйся, Святая святых, в нюже единою вниде вечный Архиерей. Радуйся, кивоте позлащенный Духом, Законодателя носивший; радуйся, светильниче, огнем Божественным возженный. Радуйся, стамно, носившая манну жизни Христа; радуйся, трапезо, хлеб животный вместившая. Радуйся, кадильнице, угль Божества имущая, мир весь облагоухавшая; радуйся, жезле цвет прозябший Христа. Радуйся, столпе, к вечному наследию руководяй; радуйся, облаче, от враг видимых и невидимых покрываяй. Радуйся, земле обетования; радуйся, руно, на негоже Христос, яко дождь сниде с небесе. Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом Заступнице.   Комментарии Всего комментариев: 12 2019/02/10, 14:07:01 Матушка Заступница! Молебница за нас грешных! Услыши молитву мою за детей- Александра, ВАлерия, внуков- Андрея, Александра, невесточек- Марину, Надежду! Мати Божья, помоги им обрести веру, направи на стези праведные! Защити от всякой нечисти! Буди им Помошница на путях праведных! Ты не оставляешь просящих без помощи! Я знаю! Благодарю за помощь Твою! На молитвы Твои уповаю пред Господом за нас грешных!

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=5&iid=85...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Пояс Богородицы - документальный фильм " Между драгоценными и, можно сказать, бесценными святынями афонского Ватопеда замечательнее пояс Божией Матери. Кто бы из вас, друзья, не пожелал видеть этот залог нашего общения с Царицею Небесною и наших самых близких и постоянных к Ней отношений? У нас, на Святой Горе, - пояс Богоматери!.. Бесценная святыня! Заветное наследство наше от Матери Божией! В чувстве благоговения и умилительной радости я пал пред этою святынею и приложился к ней моими нечистыми устами, в полной уверенности - занять от нее освящения и вдохнуть райский аромат в огорченное мое сердце. При виде и лобзании подобных святынь я счастлив неизъяснимо! Пояс Богоматери черновиден, тканый. Надобно полагать, согласно здешнему мнению, что он власяный: от древности и темности трудно угадать действительность вещества - шелковый ли или власяный этот пояс. Часть его отрезана и посылается с афонскми таксидчиками, или сборщиками милостыни, в мир. " (Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.)     Пояс Пресвятой Богородицы Молитвы   Честной пояс Богородицы Иеромонах Сергий Веснин 1847 год Пояс Пресвятой Богородицы за месяц пересечет Россию Пояс Богородицы - документальный фильм. Комментарии Всего комментариев: 65 2020/01/21, 21:46:45 Поясок Пресвятой пречистой Богородицы держи мою маму со мной ради Иисуса Христа ради Бога ради нас 2018/02/20, 08:44:09 Господи прости меня грешную! Пресвятая Богородице моли бога о нас! Дай Бог здоровья и сил моим родителям рабу Божьему Юрию и рабе Божьей Нине! Светлана 2018/01/15, 12:41:24 Спасибо Матушка! 2018/01/14, 16:15:19 Пожалуйста служители Бога Иисуса Христа святой горы Афон помолитесь о здравии младенца Даниила 2017/10/17, 20:51:16 Господи, люди столько всего просят, а я уже и не знаю стоит ли, есть ли для меня радость в этом мире? 2017/09/28, 16:48:54 Слава Богу сегодня удалось многое из всего, а главное получили много помощи коты и собаки - они так добры к людям когда им помогают и кормят во время - тогда нет кусающих и обездоленных собак - это тоже радость для Создателя. Иисус Христос помоги всем нуждающимся животным и людям которые ухаживают достойно, лечат, кормят хорошей едой, играют с ними - когда у других нет времени или немного еды подарить животненьким и спасают их хотя бы от холода - так помочь могут все, а потом люди удивляются как приходит радость и удача в их людских нуждах Во Имя Иисуса Христа

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=8&iid=82...

О просветителе нашего русского народа св. православною христианскою верою, князе Владимире повествуется следующее. Был сначала ревностным язычником, Владимир почувствовал пустоту языческой религии и решился найти и принять истинную и спасительную веру. Когда узнали об этом намерении славного князя соседние народы христианских и нехристианских вероисповеданий, то каждый предложить ему свою религию. Приходили к нему с этой целью проповедники веры еврейской, магометанской, и христианской-римско-католической и греко-восточной. Своим светлым умом и чутким сердцем Владимир прямо понял неистинность еврейской и ложность магометанской религии. Из христианских же религий более понравилась ему православная, греко-католическая. История повествует, что сначала греческий проповедник изложил ему учение своей веры, по всей вероятности, указал при этом и отличие его от других вероучений, не только еврейского и магометанского, но и христианского, неправославного – римско-католического вероисповедания и затем развернул перед ним картину Страшного Суда , которою произвел большое впечатление на князя. Наконец, когда возвратились посланные св. Владимиром для испытания религии на месте, 10 вельмож и сказали, что им более всех понравилось богослужение греческой церкви, это окончательно склонило св. князя к принятию греческой религии. И вот, благодаря св. Владимиру, мы, россияне, сделались именно сынами православной греко-восточной церкви. 13 лет тому назад мы торжественно, воссылая благодарение Господу ц прославляя своего просветителя, праздновали 900 лет со времени крещения Руси. Нет сомнения, что когда еврейский, магометанский и римско-католический проповедники предлагали свою религию св. князю Владимиру, то каждый хвалил свою веру, называя лишь ее истинною и спасительною, и охуждал другие, в том числе и православную, которую предпочел другим и избрал св. наш просветитель. И в наше время евреи не перестают считать свою веру истинною, ожидая обещанного их древним предкам от Бога Мессию. Магометане тоже считают свою веру такою же, называя нас христиан «гяурами» – нечистыми животными, а самих себя правоверными; католики же учат, что их религия единственно спасительная на земле, и называют нас православных «схизматиками», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Отдел третий. Дела и учение Иисуса Христа от первой до второй Пасхи VI. В Иудее. Изгнание торгующих из храма. Беседа Иисуса Христа с Никодимом. Последнее свидетельство Иоанна Предтечи об Иисусе Христе С приближением праздника Пасхи из Галилеи по обычаю потянулся в Иерусалим огромный караван пасхальных паломников, и между ними был и Иисус Христос с своими учениками. Это посещение Иерусалима ознаменовалось весьма важным событием, которое сразу обратило на Иисуса Христа внимание не только простого народа, но и ученых книжников, фарисеев и священников. К празднику Пасхи в Иерусалим обыкновенно стекалось отовсюду множество народа, и эти бесчисленные толпы паломников, прибывавшие обыкновенно с некоторым запасом денег, естественно привлекали множество продавцов и промышленников, старавшихся поживиться на счет простодушных пришельцев. Для пожертвовании в храмовую сокровищницу и раздачи мило­стыни требовались мелкие деньги, а для жертвоприношений различные животные, и вот для удовлетворения этих потребностей все пространство по обеим сторонам восточных врат города до самого притвора Соломонова превращалось в необозримое тор­жище, с бесчисленными рядами лавок различных торговцев и столов денежных менял. Если бы это торжище ограничи­валось улицами, прилегающими к священному зданию, то оно было бы извинительно, хотя и не совсем благопристойно. Такие торжища, по свидетельству языческих писателей, происходили около некоторых знаменитых храмов языческих (как напр. около храма Венеры на горе Эриксе, в Сицилии, и сирийской богини в Иераполе). Но зло не ограничивалось этим. Примыкавшие ко двору язычников обширные помещения и длинные арки представляли слишком сильное искушение для алчности иудеев. Из талмуда известно, что некто Бава Бен-Бута первый ввел три тысячи овец во двор язычников, и значит в священные пределы храма. Этому кощунственному примеру быстро последовали все. Лавки торговцев, меняльные лари ростовщиков постепенно про­никли в священную ограду. И вот на самом дворе язычников, испуская пар от жары знойного апрельского дня и наполняя зловонием и нечистотой храм, теснились целые стада овец и волов, около которых шумно совершали свои сделки скотопро­мышленники и паломники.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Разделы портала «Азбука веры» Вопрос закрыт для новых ответов. 5 Ответов Ветхозаветные запрещения были временными и служили инструментом отделения израильтян от язычников. В Новом Завете для христиан пищевые ограничения были отменены: сначала это явлено в видении апостолу Петру перед обращением Корнилия сотника ( Деян. 10 ), затем на Апостольском соборе было введено ограничение только на употребление крови ( Деян. 15 ). Язычники во время апостола Павла ели свинину и сам апостол своим новообращенным чадам это не запрещал. Данный запрет был дан иудеям, т. к. Господь таким образом отвращал их от зла идолопоклонства. “Ибо пока израильтяне жили в Египте, они научились от египтян приносить жертвы идолам и бесам, веселиться, танцевать и услаждать себя музыкальными инструментами. Когда же Бог захотел освободить их из египетского рабства, они уже привыкли приносить жертвы идолам. И когда они, желая приносить жертвы, сотворили тельца в пустыне и принесли жертвы бесам, тогда Бог попустил им, из-за их слабости, совершать жертвоприношения. Но не всякое животное Он разрешил приносить в жертву: лишь вола, овцу, козу, голубя, горлицу и некоторых других; ведь Бог повелел приносить жертвы не идолам, но Единому истинному Богу, – а египтяне считали богами вола, овцу, козу, голубя, горлицу и многих других съедобных животных. Бог повелел приносить в жертву животных, обожествляемых египтянами, чтобы, закалая их, иудеи отвыкли бы называть их богами; а есть свиное мясо Бог запретил израильтянам потому, что египтяне только его употребляли в пищу, – поэтому Бог и узаконил его как нечистое, повелев есть обожествляемых в Египте животных, чтобы они не почитались как священные”. (Св. Иосиф Волоцкий . Просветитель. Слово 3). Поскольку, с пришествие Христа люди были готовы принять закон Нового Завета, то смысла в старых запретах не был, поскольку закон вел нас ко Христу, а приведши он потерял над нами власть: “Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;по пришествии же веры, мы уже не под  руководством детоводителя”.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-hristian...

Разделы портала «Азбука веры» Достаточно ли одной Библии? Вопрос о соотношении Священного Писания и Предания — камень преткновения в многовековых спорах православных христиан с протестантами. Последние уже в XVI веке провозгласили знаменитый тезис: Sola scriptura ( лат. только Писание), утверждая, что для полноценной христианской жизни достаточно одного текста Библии. В нем, говорят они, содержится ровно столько, сколько нужно для спасения человека, а Предание — это какое-то позднее, выдуманное и совершенно лишнее нагромождение, от которого необходимо избавиться. Православные же богословы с таким подходом категорически не согласны. Церковь учит, что Священное Предание — это древнейшая форма передачи Божественного Откровения. Так, из той же книги Бытия мы узнаем, что Бог непосредственно общался с Адамом, Авраамом, Исааком, Иаковом, Моисеем. Мы видим, что Авель знает, как приносить жертву Богу от первородных стада своего и от тука их ( Быт.4:4 ). Ной знает какие животные «чистые», а какие «нечистые» ( Быт.7:8 ). Авраам знает, что такое десятина, когда дает ее Мелхиседеку, царю Салима ( Быт.14:20 ). И, заметим, никто из них не читал Писание, которое тогда, очевидно, еще и записано не было. На протяжении многих веков ветхозаветные праведники жили без сакрального текста Писания, так же как, впрочем, и ранние христиане долго обходились без текста Нового Завета, сообразуя свою духовную и повседневную жизнь с устным Преданием Церкви. Таким образом, можно сказать, что Писание — это записанная часть Предания, и именно поэтому они не существуют друг без друга. Сами апостолы неоднократно призывали верующих держаться Предания: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор.11:2 ); Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2Фес.2:15 ); Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас ( 2Фес.3:6 ).

http://azbyka.ru/zachem-pravoslavnym-svy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010