Но отец Александр, мне кажется, очень точно обозначил основную проблему и определил базовый диагноз, который воспроизводится в том или ином виде в разных поколениях. Но поставить такой диагноз еще не значит ответить на любимые русские вопросы «что делать?» и, тем паче, «кто виноват?» Да и сам диагноз нуждается в уточнении и детализации по множеству позиций. Школьник и карта звездного неба У Достоевского есть фраза, которую постоянно цитируют (в том числе и отец Александр в той своей беседе): «Покажите вы русскому школьнику карту звездного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленною». Но мало кто обращает внимание на следующий факт: это не мнение самого писателя, а уничижительная характеристика, данная русским школьникам неким иностранцем, притом в пересказе Алеши Карамазова. И вот какой вывод у Достоевского тут же делает из этих слов настоящий русский школьник Коля: «Ах, да ведь это совершенно верно! – захохотал вдруг Коля, – верниссимо, точь-в-точь! Браво, немец! Однако ж чухна не рассмотрел и хорошей стороны, а, как вы думаете? Самомнение – это пусть, это от молодости, это исправится, если только надо, чтоб это исправилось, но зато и независимый дух, с самого чуть не детства, зато смелость мысли и убеждения, а не дух ихнего колбаснического раболепства пред авторитетами». Это очень русский диалог: Россия смотрится в Запад как в зеркало, пусть и несколько кривое, выставляющее ее в карикатурном свете. Глядясь в него, она одновременно видит себя глазами Запада – и понимает свои отличия от Запада. Немыслимо представить себе, чтобы вместо «немца» тут был бы «китаец» или «индус», их мнение о России – всего лишь некая забавная и, может быть, в чем-то поучительная экзотика, но никакое не «верниссимо». Россия ощущает себя как некую очень важную часть Запада и одновременно как не-Запад, но она не согласна быть «недо-Западом», «почти Западом». Проще говоря: да, мы живем в той же системе координат, что и «немец» (о китайце такого не скажешь), но живем всё-таки по-своему. И если ученый «немец» смотрит на русского школьника со снисходительной улыбкой, то и у школьника найдется повод ощутить себя важнее и отважнее.

http://pravmir.ru/zadachnik-na-xxi-vek-d...

Я говорю: “Пожалуйста”. И она сказала: «Вот я думаю-думаю: почему на всех службах Израиль поминают? Я со своими говорила, а они мне говорят: “Да дура ты”, а я все думаю. Можно, я Вам скажу?». — “Конечно, говорите, пожалуйста”. — “Так вот, думала я, думала — и поняла: Израиль — это все, кто в Бога верует”. Я подтвердила ее правоту с легким сердцем, потому что это действительно безупречное богословское суждение. А ведь эта женщина не только книжек не читала, но и среди “своих” слыла неполноценной, потому что она “думает”; впрочем, такое отношение вообще характерно в быту; что-то в этом роде встречается и в научных кругах (не путать с осуждением шарлатанов!). Но я говорю не об этой вашей совершенно святой бабуле и не об этой православной мыслительнице, а о тех, кто говорит: мы науку не знаем, потому что наука — вещь безбожная. М. С. А это именно и есть недо-разумение и заблуждение, и по этому поводу даже и рассуждать-то не следует… М. Ж. А почему? Люди науки очень любят поддерживать это заблуждение. Помню, когда только началось общественное обсуждение допустимости или недопустимости клонирования, кто-то из медицински ответственных товарищей заявил, что-де клонирование будут разрабатывать, а у Церкви совета не спросят, не ее, мол, это дело. В центральной газете было написано буквально так. Кстати сказать, с клонированием что-то там застопорилось… М. С. Мне кажется, тут не следует особенно обольщаться — технические проблемы клонирования (по крайней мере, на уровне человеческих тканей и целых организмов многих животных) скорее всего будут решены, и довольно скоро. Но это не снимает с повестки дня ни одного связанного с ним мировоззренческого и нравственного вопроса, наоборот. Но выходит, мы, таким образом, перешли к третьей референтной группе. М. Ж. И впрямь. Забегая вперед, можно сказать, что третья референтная группа не без греха в том заблуждении, которое питает вторая группа. М. С. Как справедливо и обратное. Мы же уже говорили, что позиции этих групп в значительной степени основаны на недоразумении.

http://pravmir.ru/vera-i-nauka-tak-li-on...

Параллельно же с этим – и столь же естественно – уступали они и соблазнам западного либерализма, не менее ядовитого (по степени таящегося и в нем потенциального обесчеловечивания), чем марксизм, ибо в глубине своей и тот, и другой суть родные – по их богоборческому, «прометеевскому духу» – братья. И потому результатом их «прогрессизма» является постоянное навязывание России совершенно чуждых ей экономических моделей (ибо ее они не знают и не любят, да, к тому же, об иных моделях и вовсе не ведают); и здесь же – жесточайшее, совершенно равнодушное обращение с ее населением, как равно и наплевательское отношение к подлинной, небольшевицкой Русской земле. А отсюда, в свою очередь, – жажда (вполне по Достоевскому) «заголиться и слиться» с Западом и, – как естественное следствие их марксистски-либертарианского кавалерийского наскока (одновременно и пост-коммунистического, и недо-капиталистического), – полный развал и разграбление страны. Разграбление – поскольку в любых обстоятельствах себя-то они не забывают никогда и нигде… И здесь хочется обратить особое внимание на замечательный в своем (чисто духовном!) роде феномен: именно западническая подоснова сознания, слепая и абсолютно ложная, внутренне очень недалекая, вера в «свет с Запада», в ценности безбожного «Просвещения» (опять же внутренне ограниченные атеизмом и потому тупиковые) – характерны не только для современных губителей России, но порой и для их, казалось бы, непримиримых критиков… Ибо духовная мертвенность их на поверку оказывается абсолютно одинакова. Перефразируя Гоголя – все они вышли из-под одной долгополой шинели: что – тов. Дзержинского, что – тов. Сталина… Как говорится – «хрен редьки не слаще». Ведь чисто западническая по своим сущностным интенциям идеология атеистического псевдогуманизма равным образом типична не только для «гайдаровщины-чубайсовщины», но и для ее, казалось бы, «обличителей» (коммунистов, по существу зачастую русофобствующих «советизанов» – всех этих псевдопатриотов, «не помнящих родства» с настоящей Россией-Русью, и тому подобной же публики), чей мировоззренческий – прежде всего, пан-антропоидный, антропософный, абсолютно безбожный замес и багаж сознания так же примитивен, плоск и убог, как и у чистых либертариев-западников.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/09/zametk...

Понедельник вечера на Господи, воззвах 154) Поревнуй хананеянке, душа, и, теча вслед Христа, взывай немолчно: помилуй мя, Владыко, беснуется у меня детище, плоть моя бесчинная. Отжени от нее разжжение, молюся, и, укротив бесчинные ее взыграния, мертвою ее со делай действием страха Твоего. 155) К ниневитянам согрешившим послал Ты некогда Иону, Христе, проповедать покаяние. И они, покаявшись, гнев Твой в благосердие преложили и избегли губительнаго наказания. Поели, Человеколюбче, и мне, недо-стойному, державную Твою помощь, да обращуся от бесчисленных моих согрешений. Настави мя на стезю покаяния, да плачуся, стеня горце о прощении многих моих прегрешений милостию Твоею. 156) В мир пришел Ты, Спасе, чтоб спасать согрешающих, призывая их к покаянию. Ущедри и меня, Щедре, паче всех Тебя прогневавшего, и спаси по милости Твоей, яко благоутробен. Настави мя на путь покаяния и даруй мне помысл умиления, сердце утвердив во мне смиренно, просто, кротко и нековарно благостию Твоею, Спасе мой. Вторник утра по стихословии 157) Ум окаянной моей души, омрачаемый мглою страстей и житейскими сластьми, не приходит в помысл умиления. Но ущедри, Спасе, меня, окаянного, и даруй мне сей помысл умиления, да и я прежде конца вопию благоутробию Твоему, Господи: Христе, Спасе мой, спаси мя, отчаянного и недостойного. Из канона умилительного на утрене вторника 158) Господи! Не обличи явно и не посрами пред всеми меня, ныне скрытно делающего дела тьмы, но светом искреннего покаяния просвети мя, Спасе, и спаси. 159) Просветивший очи слепцов, Христе, просвети и мои умные очи, омраченные житейскими сластьми и печалями и никогда не воззревающия к судьбам Твоим. 160) Ныне время. Возникни, душа моя, от зол, тобою содеваемых, и Владыке Избавителю со страхом возопий: отверзи ми двери покаяния, Христе! 161) Обнажившись от добродетелей, облекся я во всякое зло,– и се, студа преисполнен есмь. Человеколюбче Христе, облеки меня в светлы божественные одеяния Твои. 162) Переплывая воду моря мирского, по лености своей подвергся я опасности утонуть в сластях телесных. Спасе мой, направи мя к пристанищу покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Уже третий год личный офицерский состав, достигший 45 лет и дослужившийся до подполковника, увольняется. Прямо в день рождения люди получают уведомления об увольнении. Полковникам выдают такую бумагу в 50 лет. Потому что они слишком дорого обходятся, а надо экономить на зарплате. И тогда штатное расписание сдвигается на одну позицию вверх. Оперативный дежурный становится начальником ГПС (государственная противопожарная служба – прим.ред.) и так далее. Все сокращается как шагреневая кожа. Сократили Воронежский институт ГПС МЧС. Рухнула система подготовки, учить некому. Уровень выпускников такой, что приходится им объяснять базовые физические принципы теории горения. Они не могут рассчитать, сколько нужно воды на площадь, охваченную огнем. Появились даже частные команды из бывших пожарных, которые ездят по гарнизонам и учат сотрудников. Система в кризисе, об этом знают все. Из-за неправильных управленческих решений увеличилась гибель личного состава. По моим данным, примерно на 50%. Официальной статистики нет. Прибыв на пожар, мы должны… сфотографировать его Противопожарные нормы у нас несовершенны. Придираются к тому, какой толщины должна быть линия на схеме эвакуации, а надпись «выход» делают под потолком. Когда задымление, его просто не видно. Или, например, мы должны по прибытии на пожар, непременно сфотографировать его и отправить ммс в Центр кризисных ситуаций. В этом нет никакого смысла, мы просто теряем время вместо того, чтобы оперативно работать. Есть нормы, которые пере-, а есть те, что недо-. Правила должны быть логичными. В связи с надзорными каникулами для малого бизнеса, нам не дают проводить пожарно-тактические занятия. Поэтому, как устроены объекты на его территории, пожарный не знает. В идеале группы должны приезжать в боевках и проходить все помещение, везде заглядывать, чтобы в критической ситуации ориентироваться даже вслепую. Лучший инспектор – это бывший матерый пожарный, которому не дашь взятку и которого потом сами же ребята отделают по полной программе, если он что-то пропустит. Потому что они платят за это своими жизнями.

http://pravmir.ru/kazhdyiy-garnizon-vyiz...

Чьи-то дети учат китайский, растут на Скрябине и чисто пишут в тетрадях, а мои… Почему современные мамы почти всегда чувствуют себя виноватыми 12 октября, 2018 Почему современные мамы почти всегда чувствуют себя виноватыми Психолог Людмила Петрановская — о том, как чувство вины разрушает родительство Наверное, самый большой камень, просто мощный замшелый валун, который лежит на пути к родительству без надрыва, – это чувство вины. Некоторые мамы признаются, что чувствуют себя виноватыми практически постоянно. Все идет не так, как хочется, не так, как должно быть, не хватает сил, времени и терпения. Многие жалуются на то, что виноватыми их заставляют чувствовать себя окружающие: родственники, знакомые, другие мамы. Все дают понять, что с детьми надо как-то иначе: строже, добрее, больше, меньше, но точно не так, как есть. Нередко чувство вины накрывает родителей от чтения книг и статей про воспитание детей или общения со специалистами – оказывается, что они сами все испортили, тут и там недо- или пере-, и теперь уже не факт, что можно исправить. Из чего состоит этот валун, из каких слоев спрессован? Попробуем-ка некоторые из них рассмотреть внимательно. Ненормальная норма В середине XX века добрый человек и хороший английский психотерапевт Дональд Винникотт обращался к молодым мамам, призывая их не стремиться быть идеальными. Он предложил использовать выражение «достаточно хорошая мать» и, наверное, выдохнул с облегчением, когда оно прижилось. За попытку спасибо, док, но помогло это ненадолго. Сегодня молодые мамы страдают не от того, что они не идеальны – таких сумасшедших уже не сыскать. Их мучает вопрос – достаточно ли они хороши? Обычно у других родителей все намного лучше. Читали их посты, видели фотографии, слышали рассказы? Чьи-то дети растут на здоровых и полезных фермерских и органических продуктах, проводят лето в заповедных местах, играют в игрушки из льна и дерева или хотя бы ни разу не были в «Макдональдсе». А мои… У кого-то дети учат китайский с трех лет, играют на скрипке с пяти, танцуют румбу, крутят сальто, пишут программные коды или хотя бы читают «Трех мушкетеров».

http://pravmir.ru/chi-to-deti-uchat-kita...

Нюта Федермессер: Я волонтером тоже бы не смогла. Людмила Улицкая: Эта фраза у меня вызывает сочувствие. Нет, мы к тайне не приблизимся, даже если немножко приблизимся, то она будет всё равно закрыта. Алексей Юдин: Хотелось бы добавить о Екатерине Юрьевне. Я ей когда-то сделал замечание в последние месяцы: может, не надо так мотаться, может, исключить, может, убрать, это явно лишнее. Она сказала фразу, которую я начал только сейчас понимать во всей глубине: мне так легче. Я понимаю, что это «легче» – не только в такой горизонтальной проекции, а вообще легче, потому что она именно не изменяла себе. Людмила Улицкая: Как великий человек. Алексей Юдин: Только сейчас пафос вынесем за скобки! Людмила Улицкая: Нет, а я не об этом! Алексей Юдин: Это история реальная. Только сейчас понимаешь глубину измерения человека. Нюта Федермессер: Чем дальше я отдаляюсь от времени ухода моей мамы, тем больше понимаю, какой это был невероятно мудрый человек. Она в последнем интервью сказала простую и правильную вещь, что как человек живет – так он и умирает. В хосписе, конечно же, как и вне стен хосписа, как в магазине, в библиотеке, в домах многоквартирных люди очень разные, много простых, не очень образованных, ну, разных. И уходят все по-разному, мы очень видим того, что  не хочется видеть этой семейной грязи, дрязг квартирных, отношений между сестрами или братьями, которые остаются, когда умирают их мама или папа, и они приходят в хоспис так, чтобы не пересекаться, это ужасно тяжело. Я очень четко знаю, что хоспис – это для остающихся, это лекарство для тех, кто остается жить дальше, и в том, что как человек живет, так он и умирает, в этом величайший подарок для остающихся. Потому что чувство вины, о котором тоже сегодня говорили, это естественно, что оно есть у человека. Недодал, недолюбил, недо!.. Очень часто родственники говорят: вот, мы не пришли, мы не были в последний момент рядом, или что надо было еще лечиться. Или, наоборот, говорят, что мы лечили ее до конца, мы ее измучили. И ты начинаешь аппелировать к тому, какой человек был. Вы же общались с человеком, видели его?.. Но, наверное, если она лечилась, то она этого хотела, значит, вы делали так, как ей было нужно, значит, вы делали правильно. В этом смысле хоспис больше нужен для тех, кто остается, в том числе и как урок.

http://pravmir.ru/zachem-zhit-esli-est-s...

Убийство того, кто был средоточием русского государственного суверенитета, целостности и независимости единой и неделимой России, служило как бы гарантией того раздела России, который был подписан в Брест-Литовске и на самом деле не отменён и до сих пор, коль скоро, несмотря ни на что, живёт и здравствует такое уродливое детище брестского мира как «незалежная Украина». Цареубийство окончательно перевело Россию в состояние «не-России» или, по крайней мере, «не-совсем-России», «недо-России» и мы убеждаемся в этом буквально на каждом шагу. Наконец, убийство в екатеринбургском подвале имело и мистический смысл. Убийцы отлично понимали, что уничтожают не только светского, но и сакрального главу России, и не только России, но всего православного мира, наследника харизмы христианских императоров от равноапостольного Константина, наследника исторической миссии римских кесарей от самого Августа. Октавиан Август. Фото: www.globallookpress.com      Была предпринята попытка уничтожить не только отдельно взятого человека вместе с его семьёй, не только насильственно отстранённого главу государства, была предпринята попытка уничтожить православное царство как духовную и метаисторическую категорию. Попытка, провал которой показал, что история рода людского творится не человеческим хотением, но Божьим строением. Несмотря на чудовищное надругательство над памятью о русской монархии, несмотря на жесточайшее насилие над народом и церковью, когда сотни тысяч и миллионы русских людей прошли тем же мученическим царским путём, а десятки миллионов скорчены были страхом и голодом, несмотря на все это православное царство в России не прекратилось даже в отсутствие царя. Из-под спуда марксистской утопии, русофобского шабаша неокоммунистов и либералов, из пустыни духовного и культурного оскудения, наше представление о подлинном должном устроении нашей страны, об исторической миссии России в мире, восстаёт из пепла, а над нами встаёт сотканная из света фигура Государя, как крепкого молитвенника за народ и страну нашу.

http://pravoslavie.ru/122486.html

В большой мере, они связаны с тем, что виртуальный мир не создает своих форм и вынужденно ограничивается манипулированием с готовыми формами, их всевозможным дроблением и комбинированием; и эта вторичная, зависимая позиция по отношению к миру наличного имеет психологические последствия: влечет фрустрацию, протест и тягу к освобождению, которая может выразиться лишь в разрушении форм и норм - разумеется, виртуальном разрушении, бесконечное разыгрывание которого составляет главное занятие масскультуры. Другой виртуалистский стереотип - " виртуальное творчество " , широкий разлив которого мы наблюдаем: творчество без принятия ответственности и без притязаний на истинность, творчество полу-понарошку, творчество для пробы, для понта, для стеба, для прикола... - творчество, постулирующее, что все существующее, будь то в сфере материальной или духовной, есть только виртуальность. Однако все существующее не есть виртуальность. В бытии-действии виртуальная реальность - только недород бытия, низший горизонт минимальных недо-обналиченных событий; тогда как человек - Нексус, действующая связь между всеми горизонтами. Горизонты имеют порядок, и, наряду с низшим горизонтом, между ними есть высший. И эти простые вещи достаточно ясно говорят, какими же должны быть отношения человека и виртуальной реальности. 1996 " Духовная практика " и " отверзание чувств " как феномены энергийной антропологии. Компаративный анализ Было бы можно подумать, что мы уже достигли поставленных целей, сформулировав философское определение виртуального события и развив интерпретацию виртуальной реальности как определенного горизонта в онтологическом измерении бытия-действия. Но быстро становится понятно, что наши выводы дают лишь начальное и крайне неполное знание и об онтологической ситуации в целом, и, в частности, о статусе и свойствах виртуальной реальности. Наш онтологический анализ носил покуда характер своего рода инвентаризации: мы констатировали, что в рамках дискурса энергии возникают такие-то и такие-то классы событий, которые следует интерпретировать как онтологические горизонты, располагающиеся в измерении бытия-действия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1478...

—559— зался грубым. С искусственным языком дело обстояло иначе. Даже в самые тёмные времена он не переставал быть языком литературы и обладал огромным запасом слов, который всегда мог быть пополняем из неисчерпаемых источников древней письменности. Он не был, конечно, общепонятным языком. Но люди, которые несли домой просвещение и науку, были людьми научно образованными, воспитавшимися на древней литературе. Для них этот язык не представлял затруднений, и они воспользовались им. Национальное освободительное движение 1821–28 г. не изменило этого направления, а укрепило его. Если в западной Европе греческая древность производила очарование, то ещё в большей степени она это делала дома. Искусственный язык с основанием греческого королевства сразу получил множество могучих средств для укрепления господства за собой. Так возникло греческое двуязычие, а с ним τ γλωσσικν ζτημα, который волнует не только всех греков, но горячо обсуждается и вне пределов Греции. Ненормальность такого положения не могла не вызывать противодействия: народный язык должен был рваться в литературу в течение всего 19-го века. Любопытно, что движение в пользу его зародилось в местностях, не испытавших турецкого ига, – на Ионических островах. Во главе этого движения по всей справедливости должен быть поставлен Дионисий Соломос из Занте с целой плеядой других талантливых писателей и теоретиков народного языка. Не мало было израсходовано чернил в полемике двух враждовавших партий. Дело не ограничилось чернилами. Как известно, в последнее время была пролита даже кровь. Разумеем скорбные события, разыгравшиеся по поводу переложения Нового Завета на понятный народу язык 1489 . —560— Тот факт, что καϑαρεουσα так упорно отстаивает своё существование, заставляет предполагать наличность серьёз- —561— ных оснований в его пользу у его защитников. Проф. Крумбахер делает обзор этих аргументов. Одно из таких главных оснований указывается в крупных недо- —562— статках народного языка, в его неспособности заменить αϑαεουσα. Язык этот груб, неправилен, беден, изобилует иностранными словами и страдает отсутствием однообразия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010