Известность иерусалимского подвижника Андрея Критского была столь велика, что Константинопольский патриарх святитель Феодор (683 — 686) вызвал его к себе и посвятил во диакона к Великому Софийскому храму с возложением также в должности сиропитателя (т.е. раздатчика милостыни). По прошествии некоторого времени, в 685 году Константинопольская Церковь единодушно избрала иеродиакона Андрея на архиепископскую кафедру издревле христианского острова Крит на Средиземном море, что было по обычаю утверждено и императором Юстинианом II. Из творений святителя Андрея Критского того времени известны многочисленные слова и поучения на различные праздничные дни. Вместе со своею паствой Критский предстоятель пережил нашествие сарацинов, которые бесславно отступили по молитвам архиепископа Андрея. Но святительское служение на Крите было последним его земным поприщем. Во время путешествия по церковным делам в Константинополь, на возвратном пути близь острова Митилены (Лесбос) в Эгейском море святитель Андрей Критский скончался в некоем местечке Иерес в 712 году. Святые мощи святителя Андрея Критского были перенесены в Константинополь и сохранялись в монастыре его имени, где их видели паломники еще в 1350 году. Память святителя Андрея Критского, совершается 4 17 июля, а главнейшее произведение его — Великий Покаянный Канон — по Уставу читается в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого Поста на великом повечерии (частями) и в четверг пятой седмицы Великого Поста на утрени (полностью). Среда первой седмицы Великого поста По средам и пятницам (и некоторым праздникам) в течение всего Великого поста совершается литургия Преждеосвященных Даров. На первой седмице Великого поста по традиции большая часть православных христиан приступает к Святым Христовым Тайнам после особой сосредоточенной подготовки к исповеди и причастию, обычно в субботу или воскресение. За литургией Преждеосвященных Даров на первой седмице причащаются те, кто не может по болезни или по какой-либо другой основательной причине строго поститься пять дней этой особой недели Великого поста. В остальные седмицы Великого поста за литургией Преждеосвященных Даров могут приобщаться все желающие, кроме младенцев, которых причащают только за полной литургией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4162...

Дни памяти: Обретение Честного Креста Господня и гвоздей святой царицей Еленой в Иерусалиме . Около трехсот лет на том месте, где был распят Господь, собирались для исполнения своих обрядов язычники. Только при императоре-христианине Константине гонения на верующих прекратились, и мать императора отправилась в Иерусалим, чтобы отыскать Крест Господень. Пост: По сравнению с понедельником воздержание немного ослабляется, но на первой седмице пост принято держать все же особенно строго. Монастырским уставом разрешена вареная пища, но по-прежнему исключено масло. 20 марта, среда Особенности богослужения: Литургия Преждеосвященных Даров. Во время Великого поста полная литургия в будние дни не совершается. А эта особенная служба по средам и пятницам дает возможность верующим причаститься Святых Даров, освященных в предыдущий воскресный день. На вечерне читается третья часть Великого покаянного канона Андрея Критского. Дни памяти: Иконы Божьей Матери « Споручница грешных » (то есть Заступница, Поручительница за грешников перед Господом). Пост: В течение практически всего года среда — постный день, и в великопостный период воздержание в среду также становится строже. Монастырский устав предписывает сухоядение. Причастники с 00 часов до подхода к Чаше держат евхаристический пост, то есть отказываются от еды и питья. 21 марта, четверг Особенности богослужения: Литургии нет. На вечерне читается четвертая, последняя часть Великого канона Андрея Критского. Этот уникальный покаянный гимн в дни Великого поста будет прочитан еще раз — целиком — на пятой седмице. Дни памяти : Преподобного Феофилакта Исповедника, епископа Никомидийского, ученика патриарха Тарасия и, как и он, защитника иконопочитания. Курской иконы Божией Матери « Знамение » — одной из древнейших икон Русской Церкви. Пост: В четверг возможно небольшое послабление поста, строгий устав разрешает мирянам вареную пищу. 22 марта, пятница, Сорока Севастийских мучеников День памяти Сорока Севастийских мучеников — непереходящий (кроме исключительных случаев) праздник, особенно любимый в Русской Церкви. Существует народная традиция, связанная с этим днем: издавна принято печь булочки в виде жаворонков. Полет этих птиц как будто символизирует движение души христианина: быстрый взлет — ее стремление к Господу, резкое снижение — смирение перед Его величием.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta-2...

Иоанна_ 27 апреля 2016, 14:20 Неужели Страстная седмица для того, чтобы мыть окна и бегать по магазинам?? Или это сайт для домохозяек? Нужно быть в храме столько, сколько нам позволяет время, желательно каждый день утром и вечером. Каждая служба на этой неделе особенная, неповторимая. И надо быть рядом с Господом, стоять при Кресте. Вот это самое важное. А что касается готовки - надо брать только простые рецепты и готовить быстро. (Но из хороших свежих продуктов.) Это мой вывод после 25 лет стояния у плиты. На кулич есть время в Четверг между литургией и 12 Евангелиями, а пасху придётся делать ночью. Яйца покрасят дети, а... розы вырастут сами.:) Всё остальное - потом, после праздника. (И всё-таки один совет: берите для кулича хорошую итальянскую муку из пшеницы твёрдых сортов, получится намного вкуснее.) Лариса 27 апреля 2016, 06:40 По моему ничего, кроме суеты на Страстной седмице не происходит, если женщина работающая. Все эти приготовления праздничного стола уводят далеко от молитвенного состояния. Я думаю, не грех обойтись скромой трапезой с куличами, пасхой и крашеными яйцами, конечно. А на Светлой седмице уже " разговляться " по полной. Тем более, что сразу после строгого многодневого поста разнообразная пища может оказаться " не в прок " . ))) Я к такому выводу пришла, не в еде дело. n n 27 апреля 2016, 05:54 У меня много лет правило: никогда не уставать на праздники, тем более Рождество и Пасху. Стол планирую заранее. Куличи пеку вечером в четверг, в субботу едем с детьми их освящать. Все продукты покупаю по списку заранее. Овощи отвариваю заранее. Также за один-два дня до события нарезаю все салаты, но не солю и не заправляю. В холодильнике все прекрасно сохраняется. Мясо размораживаю тоже примерно за 48 часов. Если нужно, мариную. В духовку ставлю его часов в пять утра, чтобы оно было готово к столу (Пасхальный стол у нас в час дня). И главное в Храм остаётся время сходить! Христос Воскресе! Надежда 27 апреля 2016, 03:03 А в нашем приходе каждый год собирается группа добровольцев и печёт куличи в течение 2-х дней по предварительно собранным заказам себе и другим желающим прихожанам. Рецепт и процедура проверены годами: в след году нашему приходу исполнится 100 лет!

http://pravoslavie.ru/52696.html

Раздел 2. Реликвии страстей в соборном богослужении великой пятницы: Иерусалим, Константинополь, Москва Если чины с использованием реликвий, вошедшие в состав Евхология, являются универсальными и могут совершаться по мере надобности где угодно, то, помимо них, в каждом значительном центре православного мира – больше того, почти что в каждом крупном храме, – существовали и существуют свои особые обычаи, связанные с почитанием местных святынь – чудотворных икон, святых мощей и реликвий. Описать все их здесь невозможно, поэтому мы ограничиваемся наиболее ярким из них – обычаем поклонения реликвиям Страстей Христовых, главным реликвиям христианства, в Великую пятницу 91 на примере соборного богослужения Иерусалима IV-VIII вв., Константинополя VII-XI вв. и Москвы XVII в. О том, что поклонение Истинному Древу Креста Господня уже в конце IV в. сделалось неотъемлемой частью иерусалимского богослужения Великой пятницы, свидетельствует Эгерия в своем знаменитом «Паломничестве». Первоначально это поклонение представляло собой проходивший в молчании обряд, когда каждый желающий мог подойти и поклониться Истинному Древу (об этом свидетельствуют как «Паломничество», так и армянский перевод иерусалимского Лекционария, отражающий практику Vb.), но со временем была написана соответствующая гимнография, сохранившаяся в грузинском переводе иерусалимского Лекционария (отражающем практику VII–VIII вв.). Из иерусалимской богослужебной практики чин поклонения Кресту в Великую пятницу попал и в традиции других центров христианского мира – в частности, Рима 92 и Константинополя. Так, согласно записанному аббатом Адамнаном рассказу епископа Аркульфа о его путешествии по православному Востоку (шестидесятые годы VII в.) 93 , в Константинополе в Великие четверг, пятницу и субботу совершалось поклонение частицам Истинного Древа Креста Господня. Однако в послеиконоборческую эпоху вместо поклонения Древу Креста в Великие четверг и пятницу в Константинополе происходит поклонение святому копию 94 – по преданию, тому самому, которым было прободено ребро Спасителя 95 . При этом поклонение Кресту, как по Типикону Великой церкви IX–XI вв., так и по последующим богослужебным памятникам византийской традиции помимо праздника Воздвижения бывает Великим постом на крестопоклонной седмице. Мы предлагаем два варианта решения проблемы несоответствия между рассказом Аркульфа и послеиконоборческой константинопольской практикой – или поклонение Кресту было некогда перенесено на крестопоклонную седмицу (подарив ей тем самым ее современное название) с Великой пятницы 96 , или в рассказе Аркульфа константинопольский обычай поклонения на Воздвижение был ошибочно отождествлен Аркульфом или Адамнаном с римским обычаем поклонения на Страстной седмице (см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В пятницу первой недели полагалась каша (Типик прп. Саввы Сербского) или кутья (с миндалем, изюмом, орехами и другими плодами), и вливали в капусту масло и пили вино (Типик Патрарха Алексия и Пантократорский). Императрица Ирина в 1118 г. разрешила монахиням константинопольского монастыря Богородицы Благодатной вкушать в этот день два вареных блюда с маслом. В большинстве других монастырей хотя и ели два вареных блюда, но без масла. Вино пили во всех монастырях ради памяти великомученика Федора Тирона. В субботу ели два блюда, вареные с маслом, и пили вино. Императрица Ирина и Уставы св. Маманта и Илии Вомон разрешают на черепокожих или на октаподов [осьминогов], как в Типике прп. Саввы Сербского, данном афонскому монастырю Хиландар в 1192 г. В Пантократорском Типиконе к числу черепокожих относятся устрицы, мидии и визига. Мирянам разрешалось на рыбу (Устав 1553 г.), которую монахи ели только в том случае, если приносил ее в качестве утешения христолюбец. Режим постный в первое воскресенье поста или в неделю Православия, а равно и во все субботы и воскресные дни поста ничем не отличался от режима субботы первой недели. В понедельники, среды и пятницы прочих недель поста пища была такая же, какая указывалась Типиками для первой недели. По Уставам Патриарха Алексия, св. Маманта и Илии Вомон, понедельник исключался из дней постных. В Пантократорском Типике на эти дни полагается два вареных блюда, из коих одно притом же с маслом, и вино по малой красовуле. По вторникам и четвергам всего поста дозволялось есть маслины, два вареных кушанья, из коих одно с маслом, а другое без масла, и пить вино по малой красовуле. По некоторым Уставам (св Маманта, Илии Вомон и Пантократора), оба блюда варились с маслом. По Уставу Патриарха Алексия – два блюда с толчеными орехами, вместо масла, и пили, вместо вина, теплую воду – «кроп». Во вторник третьей недели монахам полагалось, по Уставу Патриарха Алексия, разрешение на рыбу. Всю седмицу Крестопоклонную и четвертую поста, по Уставу Пантократорскаго монастыря, режим в обители был тот же, что и на первой седмице. В большинстве же Типиконов в среду Крестопоклонную, равно как и в четверг Великого канона на пятой седмице указан режим вторников и четвергов Великого поста. В Типиконах Пантократорском, св. Маманта и Илии Вомон пища иноков была та же, что и по субботам, и воскресеньям Великого поста. По Уставу иеромонаха Нила, данному Богородичному монастырю Махера на острове Кипр (1210 г.), в четверг Великого канона не полагалось ужина, а равно и в среду, но певцы получали утешение в пятницу ввиду предстоящего им труда в субботу Акафиста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2639...

Во время обряда прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и другие покаянные песнопения. В некоторых храмах поют также при этом и стихиры Пасхи, до слов «и тако возопиим» включительно (в последней стихире). Сообразно с словами Евангелия, читаемыми в это воскресенье, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские собирались в последний день сырной седмицы для общей молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, при пении пасхальных стихир, как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой, уходили по окончании вечерни в пустыни для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы и собирались снова только уже к Неделе ваий. Поэтому-то и теперь, следуя этому древнему благочестивому обычаю, сыны Православной Церкви в знак примирения и прощения молятся о умерших и посещают друг друга в сырную седмицу. Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в следующие дни. С понедельника по четверг на великих повечериях читается покаянный канон святого Андрея Критского († 712). Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской († 522), пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию. Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского . В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник в епитрахили читает прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», положенные в Требнике. В субботу первой седмицы Церковь творит воспоминание о чудесной помощи, явленной великомучеником Федором Тироном († ок. 306) константинопольским христианам в 362 году, при императоре Юлиане Отступнике († 363), когда в первую седмицу Великого поста святой, явившись архиепископу Константинопольскому, повелел употреблять коливо (отварное зерно) вместо оскверненной тайным окроплением кровью идольских жертв на торжищах пищи. Освящение колива (иначе кутии) совершается в пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении великомученику Феодору.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чтец: По окончании кафизмы: седальны, «Слава, и ныне», богородичен из Октоиха, а в среду и пяток: крестобогородичен оттуда же. За седальнами стихословие третьей кафизмы, если она положена, седальны и богородичен. Чтец: «Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне». Пс. 50 : «Помилуй мя, Боже…» Канон После 50 пс. Стихословятся песни: «Господеви поем…» и поются каноны. Обыкновенно же на практике стихословие ограничивается пением песни Богородицы: «Величит душа моя Господа…» Пред тропарями же канона обычно читаются припевы, соответствующие празднуемому событию или святому, например: «Слава Господи святому Воскресению Твоему», «Пресвятая Богородице, спаси нас» и др. Но в некоторые дни и по уставу назначено петь пред тропарями не стихи песней Св. Писания, а особые припевы, например: в Пасху припев: «Христос воскресе из мертвых». В четверг 5-й седмицы Вел. Поста: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Канон поется на 14: В понедельник: поются из Октоиха покаянный (умилительный) канон с ирмосом на 6 и бесплотным на 4, и минеи святого на 4. Во вторник: из Октоиха покаянный с ирмосом на 6, Предтечи на 4, минеи святого на 4. В среду: из Октоиха канон Креста с ирмосом на 6, и Богородицы на 4, и минеи святого на 4. В четверг: из Октоиха канон Апостолов с ирмосом на 6, и Св. Николая Чудотворца на 4, и минеи святого на 4. В пятницу: так же как в среду. Если случится предпразднество или попразднество Господского или Богородичного праздника: поется канон предпразднества или попразднества на 8, (ирмос по 2), и святого на 4. При 6-ричном святом: 2 Октоиха и 1 из Минеи. В понедельник, вторник, среду, пяток – из первого канона Октоиха опускаются 2 тропаря имеющих надпись: «мученичен» и т.о. 1-й канон Октоиха поется с ирмосом на 4 (ирмос 1), 2-й канон Октоиха на 4 и канон святого из Минеи на 6. В четверг: 1-й канон Октоиха поется с ирмосом и богородичном на 5 (ирмос 1), 2-й канон с богородичном на 3 и канон Минеи на 6. (Примечание: В четверг в Октоихе мученичнов нет в первом каноне. Из второго канона Октоиха в четверг поются 2 тропаря и один богородичен).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Храм блаженной Матроны Московской в Дмитровском (ул. Софьи Ковалевской, д.14 а) 17 марта, вторник — 17-00 22 марта, воскресенье — 16-00 Храм святого великомученика Георгия Победоносца в Коптево (ул. Б. Академическая, домовладение 33 )- 22 марта, воскресенье, 17-00 Храм Живоначальной Троицы в Хохлах (Хохловский пер., дом 12) — 19 марта, четверг, 18-00 Храм Феодора Стратилата (Архангельский пер., дом 15а) 19 марта, четверг, 10-30 Храм свт. Николая в Кленниках (ул. Маросейка, дом 5 ) — 19 марта, четверг, 18-00 Храм свв. Косьмы и Дамиана на Маросейке (ул. Маросейка, дом 14/2, строение 3) — 19 марта, четверг, 18-00 Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском (Просп. Андропова, 39, стр. 9 ) — 17 марта, вторник, 18-00 Храм Девяти мучеников Кизических (Большой Девятинский переулок, д.15) — 16 марта, понедельник, 18-00 Храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех в Братеево (улица Борисовские Пруды, напротив д. 33 ) 21 марта, суббота, 14-00 Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском (улица Крылатские Холмы, территория парка-заказника ) — 17 марта, вторник, 18-00 Храм Иоанна Воина на Якиманке ( ул.Б.Якиманка, д.46 ) 17 марта, вторник, 14-00 Храм мч. Татианы (Большая Никитская ул., д.1) — 21 марта, суббота, 14-00 Храм свт. Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2) — 21 марта, суббота, 11-00 Храм Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово (9-я Парковая, дом 4а) — 18 марта, среда, 18-00 Храм преподобного Сергия Радонежского в Бусинове (ул. Ижорская, дом 1 ) — 17 марта, вторник, 11-00 Храм свт. Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове (Дмитровское шоссе, вл. 66 ) — 21 марта, суббота, 13-00 Храм свт. Николая в Бирюлеве (Булатниковский проезд, д. 8а. ) — 21 марта, суббота, 12-30 Храм прп. Андрея Рублева в Раменках ( ул. Раменки, д.2 ) — 22 марта, воскресенье, 14-00 Храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине (ул. Новогорская, д. 37) — 19 марта, четверг, 18-00 Храм Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле (ул. Еланского, 2а ) 17 марта, вторник, 17-00

http://pravmir.ru/soborovanie-v-moskovsk...

Великий Четверг у нехалкидонитов. В армянском обряде на утрене Великого Четверга читается Ин 12. 27-43; на 3-м часе совершается чин покаяния, который встречается уже в 2 древнейших (IX-X вв.) рукописях Маштоца (армянского Требника) (Venez. Mechit. 320 и Матен. 1001) и состоит из большого числа псалмов, песнопений и длинных молитв, а также поучения свт. Амвросия Медиоланского (Conybeare. Rituale Armenorum. P. 204-214; Raes. P. 648-655). Днем бывает воспоминание Тайной вечери (чтения вечерни: Быт 22. 1-18; Ис 61. 1-17; Деян 1. 15-26; Мк 13. 1-26; чтения Литургии: 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 17-30). Вечером совершается обряд умовения ног (который известен уже по древнейшим ркп. Маштоца, но с XII в. его составление часто приписывается прп. Ефрему Сирину, а перевод - Григору Вкаясеру (?1105)) (Conybeare. Rituale Armenorum. P. 213-220; Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 61-62). В западно-сирийском обряде Великий Четверг называется " Четвергом Таинств " . Центральными являются 3 службы: Евхаристия, освящение мира и умовение ног. Чин освящения мира " Хроника Иешуа Стилита " приписывает Петру, еп. Эдесскому (?498) (Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография: Исследования и переводы. СПб., 2000. С. 583), а установление его сир. традиция, начиная с Иакова Эдесского (ок. 663-708) возводит к Самому Христу (Varghese B. Les onctions baptismales dans la tradition syrienne. Louvain, 1989. (CSCO; 512; Subs.; 82) P. 186-199). В совр. практике чин освящения мира переносится на один из дней Великого поста. Чин умовения ног, в древности соединенный, как и освящение мира, с Евхаристией, ныне происходит вечером (Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 177-179). В восточно-сирийском обряде Великий Четверг называют " Четвергом Пасхи " в воспоминание последней пасхальной вечери Христа. Литургия Преждеосвященных Даров вечером в Великую среду и ночная служба четверга считаются заключением Великого поста. Вечером в Великий Четверг в воспоминание Тайной вечери служится вечерня и Литургия с анафорой, приписываемой Несторию (чтения Литургии: Исх 12. 1-20; Зах 9. 9-12 + 11. 12-13 + 12. 9-14 + 13. 7-9; 1 Кор 5. 7-8 + 10. 15-17 + 11. 23-25; Мф 26. 1-6, 17-25 + Ин 13. 22-28, 3-16 + Мф 26. 26-31) (Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 144, 152-155).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

И действительно, из древних «уставов», «обиходов» и «чиновников» мы знаем о бытовании на Руси еще с XVI века уставной, т.е. официальной, богослужебной практики Общего Соборования в Великий Четверг и Великую Субботу. В Греческой Церкви и в Иерусалиме, эта практика зафиксирована как повсеместно распространённая письменными источниками XVII века. Причём, исследователи утверждают, что на Руси общее елеосвящение было позаимствовано именно у греков, а у последних оно развилось из древнехристианских представлений о маслопомазании, как средстве для отпущения грехов (Красносельцев Н.Ф. К истории православного богослужения по поводу некоторых церковных служб и обрядов ныне не употребляющихся ). В этом контексте цитаты вероучительных документов Православной Церкви и святых отцов, приведённых иереем Георгием Максимовым, просто неуместны, так как никто и не отрицает, что само про себе Таинство Елеосвящение предназначено, прежде всего, для исцеления больных, но при этом оно издревле, в качестве исключения, Великим Постом совершалось и над телесно здоровыми ради уврачевания душевных недугов. О том, что в последнем факте Святые Отцы не видели нарушения канонов, убедительно засвидетельствовал в своём Катехизисе святитель Димитрий Ростовский: « Вопрос : В каких случаях преподается сие Таинство (Елеосвящения)? Ответ : Я сказал, что подается и только немощным, больше никому, кроме них; только в Великий Четверг или Великую Субботу могут приступать к нему и здоровые согласно церковному обычаю, а не на основании записанного предания. Вопрос : Ради чего сие таинство преподается в Великий Четверг здоровым? Ответ : Так как в Великий Четверг на вечере Христос утвердил Новый Завет Своего Тела и Крови, то не неприлично в этот день приступить к этому таинству и здоровому человеку, не ведающему определенного ему дня и часа» (Святитель Димитрий Ростовский. Краткие вопросы и ответы о вере и других важнейших для христианина предметах знания ). Также и преподобный Амвросий Оптинский однозначно положительно относился к Общему Соборованию, настоятельно советуя своему духовному чаду в нём участвовать: « Не знаю, как ты поступишь, не дождавшись моего письма, решишься ли собороваться в Великий Четверг. На будущее же время можно это делать. Это древний православный обычай, который у нас, в России, сохранился в Москве и Киеве; а на востоке это доныне в общем употреблении» (Преподобный Амвросий Оптинский. Переписка с мирскими лицами ).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/15/v_...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010