На сырной седмице в среду и пяток не воздерживаемся от сыра и яиц, но всю седмицу делаем сыроястною. И это установлено не для наступающего поста, но по другой причине, которая изображена в Триоди в среду на сырной, в следующих словах: «по повечерии же в среду и пяток сырныя недели ядим сыр и яйца, соблюдающе и правило во святых отца нашего Никифора, патриарха константинопольского, исповедника, и отвращая предание иаковитское и тетрадитскую ересь. Иаковиты, возникшие в шестом столетии, постились три дня на сырной седмице – вторник, среду и четверток», в воспоминание поста и покаяния ниневитян и учили тому же и других вопреки общему обычаю всей церкви; тетрадиты, то есть четыренадесятники (11 Всел. 7), в среду ядят мясо, а на сырной седмице во все дни постятся. Посему святый Никифор (в правиле 32), разрешая в те же среды и пятки на сыр и яйца, говорит: «монахи, в каком бы месте ни были, не должны поститься в среду и пяток сыропустной седмицы, и после преждеосвященной есть сыр и яйца, в противность ереси Иакова и тетрадитов». А потому епископ Иоанн (в правиле 21), объясняя ересь тетрадитов, говорит: «тетрадиты всю сырную неделю содержат Великий пост. В опровержение их, мы разрешаем и в постные дни на то же, на что и в скоромные». §15. Разрешается пост на Светлой седмице А особенно разрешаем на вся яства в среду и пяток на Светлой седмице, подобно как и в прочие ее дни. Хотя всякий может догадаться о причине этого и искать ее в настоящем празднике, в честь которого веселимся, разрешая на все; но обстоятельнее объясняет ее тот же епископ Иоанн, в правиле 18, так: «разрешаем же в среду и пяток новой, то есть Светлой седмицы – считая как бы всю эту седмицу за один день, и ни чем не меньше Воскресного дня; так как она вся есть седмица Светлая». Посему и служба на Светлой седмице во всякий день на вечернях и утренях совершается такая же, как и в первый день Светлого Воскресения. §16. Разрешается пост в неделю по Пятидесятнице На неделе по Пятидесятнице разрешается в среду и пяток на мясо, не для наступающего Петрова поста, чтобы нам вступить в него, насытившись мяса, но в честь Святого Духа, пришествие Которого праздновали в два дня пред тем, то есть в воскресный день и понедельник, и в честь Его седми даров, как тот же епископ Иоанн (в правиле 26) пишет: «разрешаем во всю седмицу по Пятидесятнице в честь Святого Духа, как разрешаем и новую неделю в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святой единочестен Отцу и Сыну и чрез благословение Их устроилось таинство воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания». §17. Разрешается в среды и пятки праздничные

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Если Благовещение случится в Великий Пяток или на Пасхальной седмице, то часы совершаются те, которые положены в эти дни (т.е. соответственно великие часы и пасхальные). В самый день Благовещения совершается вечерня. Она начинается литургийным возгласом и совершается перед литургией (непосредственно соединяясь с ней) в те дни, когда на Благовещение совершаются великопостные часы (понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу), а также в Четверг, Пятницу и Субботу Страстной седмицы. Вечерня совершается после литургии, в свое время – вечером, когда праздник бывает в субботу и воскресенье 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста и на Пасхальной седмице. Литургия в праздник Благовещения всегда совершается по чинопоследованию св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого . Литургия Преждеосвященных Даров в этот день не совершается. Литургия св. Василия Великого совершается в том случае, когда праздник случится в Недели (воскресенья) Четыредесятницы (кроме Недели ваий), в Великий Четверг и Великую Пятницу. Литургия св. Иоанна Златоуста бывает в остальные дни, в том числе и в Великий Пяток (вслед за вечерней). На литургии в праздник Благовещения вместо «Достойно» поется Задостойник праздника. Но если Благовещение случится в Великий Четверг или Великую Субботу, то на литургии св. Василия Великого поется Задостойник не праздника, а дня (в Великий Четверг – «Странствия Владычня», в Великую Субботу – «Не рыдай Мене, Мати...»). Если же храм Благовещению, то поется Задостойник праздника. Задостойник – припев: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу!» и ирмос: «Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных. Устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Прокимен: «Благовестите день от дне...», Апостол (Евр., зач. 306), Евангелие (Лк., зач. 3). Практическое отправление службы праздника Следует отметить, что служба вечерни, которая находится в Типиконе, под 25 марта, совершается не в самый день праздника, а 24 числа с литургией Преждеосвященных Даров (в среду и пятницу) или же без нее (в понедельник, вторник и четверг). И это потому, что вечерня в дни Великого поста отправляется накануне, но принадлежит она следующему дню.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Во дни памяти малых святых (одного или двух), не обозначенных каким-либо знаком в Типиконе, всегда поются вседневные антифоны 341 (см. «Особенности чиноследования Божественной литургии, совершаемой в седмичный день»). Тропари и кондаки по входе: В  Господском храме: – в понедельник, вторник и четверг – тропарь храма, тропарь дня (в четверг – 2), тропари рядовых святых (одного или двух), кондак дня (в четверг – 2), кон-даки рядовых святых (одного или двух). «Слава» – «Со святыми упокой...»; «И ныне» – кондак храма. – в среду и пятницу – тропарь дня («Спаси, Господи...»), тропари рядовых святых (одного или двух); «Слава» – «Со святыми упокой...»; «И ныне» -кондак дневной ( «Вознесыйся на Крест...» ). В Богородичном храме: – в понедельник, вторник и четверг – тропарь храма, тропарь дня (четверг – 2), тропари рядовых святых (одного или двух), кондак дня (в четверг – 2), кондаки рядовых святых (одного или двух); «Слава» – «Со святыми упокой...» ; «И ныне» – кондак храма. – в среду и пятницу – тропарь дня («Спаси, Господи...»), тропарь храма, тропари рядовых святых (одного или двух), кондак дня ( «Вознесыйся на Крест... " ), кондаки рядовых святых (одного или двух); «Слава» – «Со святыми упокой...»; «И ныне» – кондак храма. В храме святого: во все дни седмицы: тропарь дня (в четверг – 2), тропарь храма, тропари рядовых святых (одного или двух), кондак дня (в четверг – 2), кондак храма, кондаки рядовых святых (одного или двух); «Слава» – «Со святыми упокой...»; " И ныне» – «Предстательство христиан...» В Архангельском храме в понедельник, в храме Предтечи во вторник, в апостольском храме или в храме в честь свт. Николая в четверг тропарь и кондак храма не поются. Прокимен, аллилуия, причастен – дня; если есть апостольское и евангельское чтение святому, тогда добавляется еще прокимен, аллилуарий и причастен святому Апостол и Евангелие – рядовые; если есть Апостол и Евангелие святому, то они читаются после рядовых евангельского и апостольского чтений. О непразднуемых святых, если случатся в субботу

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Данный устав пения тропарей и кондаков составлен на основании 8-й уставной главы Общей Минеи. В Типиконе на этот счет конкретного указания не имеется, однако в 52 главе сказано: если в седмичный день «не поется Октоих, тогда тропаря и кондака дне на повечерии и на литургии по входе не глаголем». Но так как на утрени славословному святому поется Октоих (кроме субботы), то возможен другой вариант пения тропарей и кондаков по входе (с присоединением дневных тропаря и кондака): 1) В храме Господском: а) в понедельник, вторник и четверг: тропари храма, дня (в четверг – 2), святого, кондак дня (в четверг – 2); «Слава» – кондак святого; «И ныне» – кондак храма. б) в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь святого; «Слава» – кондак святого; «И ныне» – кондак дня. 2) В храме Богородицы: а) в понедельник, вторник и четверг: тропари храма, дня (в четверг – 2), святого, кондак дня (в четверг – 2); «Слава» – кондак святого; «И ныне» – кондак храма. б) в среду и пятницу: тропари дня, храма, святого; «Слава» – кондак святого; «И ныне» – кондак храма. 3) В храме святого: тропари дня (в четверг – 2), храма, святого; кондаки: дня (в четверг – 2), храма; «Слава» – кондак святого; «И ныне» – «Предстательство христиан...». Заметим, что в Архангельском храме в понедельник, в храме Предтечи во вторник; в храме апостольском или свт. Николая в четверг тропарь и кондак храма не поются. Прокимны, аллилуия, причастны – дня и святого. Апостол и Евангелия – рядовое и святого. Особенности службы славословному святому в субботу При совершении службы славословному святому в субботу необходимо учитывать следующие особенности, которые изложены в 11-й и 52-й главах Типикона: На «Господи воззвах...» на «И ныне» поется воскресный догматик уходящего гласа; По «Ныне отпущаеши...», «Бог Господь» и славословии на «И ныне» поется воскресный богородичен уходящего гласа. Отправление канона на утрени: каноны Октоиха опускаются (11-я глава Типикона); канон же поется следующим образом: В храме Господском или Богородичном: канон храма на 6 и канон святого на 8;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

—Но вот наступило третье воскресенье Великого поста: на аналое в центре храма крест… —Крестопоклонная неделя — единственная, память которой не ограничивается воскресным днем, но простирается на следующую, четвертую седмицу Великого поста. С воскресенья по пятницу в центре храма на аналое находится крест, и только в пятницу совершается последнее поклонение кресту, и его уносят в алтарь. Эта традиция тоже имеет древние корни: в Византии существовал праздник перенесения частицы Святого Древа — Креста Господня — из Апамеи в Константинополь. Сейчас этот праздник забыт, но неделя осталась Крестопоклонной, и ей был придан новый смысл: четвертая седмица — это середина поста, среда — его преполовение, мы устаем на этом нелегком пути, и служба Кресту, воспоминание о Крестном подвиге необходимы, чтобы укрепить наши духовные силы и воодушевить нас. —Мы приблизились к пятой седмице поста: нас ждет встреча с великой подвижницей покаяния… —…И затем с Пресвятой Богородицей. На пятой седмице у нас есть еще два особых дня с совершенно уникальным богослужением. Четверг пятой седмицы — служба Великого канона, и суббота — служба акафиста. В четверг в храме вновь полностью прочитывается канон Андрея Критского, который читали по частям на первой седмице Великого поста, и к нему прибавляется чтение жития Марии Египетской — по трад иции, на современном русском языке — как пример всецелого, полного покаяния человека. Почему именно в четверг пятой седмицы читается Великий канон? Примерно до VIII века в этот день было принято вспоминать об одном из страшных землетрясений, случившемся некогда в Византии. А в конце VIII века также случилось землетрясение, но монахини прочитали Великий канон, и трус прекратился. После этого канон стали читать именно тогда, когда вспоминали Божий гнев, землетрясение — в четверг пятой седмицы Великого поста. И день этот стал днем сугубого покаяния. Суббота акафиста, или память Похвалы Пресвятой Богородицы,— день, когда читается акафист Богородице, возникший примерно в VI веке; предположительно, преподобный Роман Сладкопевец написал его основу, а затем были добавлены воззвания «радуйся». Акафист изначально был посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы, и его пели именно в этот праздник, затем (X–XII века) он закрепился за пятой субботой Великого поста. Таким образом, событие Благовещения мы вспоминаем дважды за этот пост.

http://pravoslavie.ru/77630.html

Порядок чтения кафисм в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 6-ю седмицы Великого поста утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня суббота воскресенье понедельник вторник 10, 11, 12 19, 20, 1 четверг пятница 13, 14, 15 суббота Из приведенного графика возможно только одно исключение: накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и в сам день праздника кафисма на вечерне отменяется. На 5-й седмице Великого поста действует расписание, отличное от остальных седмиц. Причина этого в том, что в четверг 5-й седмицы на утрене читается канон преподобного Андрея Критского , вследствие чего в этот день на утрене полагается только одна кафисма (8-я), а на 1-м часе вовсе нет кафисмы. Компенсация пропущенных в четверг кафисм осуществляется за счет чтения на вечерне каждого дня рядовой кафисмы (а не 18-й, как на остальных седмицах). В остальном же чтение кафисм происходит так же, как и в другие седмицы Святой Четыредесятницы: Псалтирь прочитывается два раза в течение седмицы, на утрене читаются три кафисмы и по одной кафисме на часах. Список чтения кафисм также идет в строгом порядке в соответствии с их номерами, разве что во вторник на часах пропускается 17-я кафисма и меняется порядок чтения кафисм в пятницу и субботу: на утрене в субботу читаются кафисмы 16-я и 17-я, тогда как на часах в пятницу – 19-я и 20-я. Как и в другие периоды, отменяется кафисма в воскресенье вечером накануне понедельника, однако если в понедельник случится великий, бденный или полиелейный праздник, то поется 1-й антифон 1-й кафисмы «Блажен муж…». Весь порядок чтения кафисм в течение 5-й седмицы Великого поста можно представить в следующей таблице. Порядок чтения кафисм в 5-ю седмицу Великого поста утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня суббота воскресенье понедельник вторник 11, 12, 13 20, 1, 2 четверг пятница 13, 14, 15 суббота Если на 5-й седмице случится праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, то накануне и в сам день праздника кафисма на вечерне отменяется. Если же этот праздник случится в среду или четверг 5-й седмицы, тогда Великий канон переносится на вторник и назначается особое расписание кафисм для всей седмицы, которое приводится в отдельном параграфе 17-й главы Типикона.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Содержание Трипеснцев: Изображение спасительных подвигов поста (Трипеснецы понедельника), призыв к покаянию и добродетельной жизни (Трипеснецы вторника), прославление Креста Господня (Трипеснецы среды и всей 4-ой седмицы) и крестных страданий Спасителя (Трипеснецы пятницы), прославление святых Апостолов (Трипеснецы четверга) и святых мучеников (Четверопеснецы субботы). 3) КАНОН В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ, имеющий в троичных и богородичных тропарях краестрочие: «НЕДОСТОЙНАГО ФЕОДОРА». Содержание канона – горячая молитва к Богу о прощении грехов и упокоении в Царствии Небесном всех с верой и надеждой от века усопших христиан 147 . 4)КАНОН В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ. Содержание канона – глубокое чувство сокрушения о своих грехах и молитва ко Господу о милосердии на Страшном суде 148 . 5) КАНОН В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ. В нем прославляется Крест Христов и изображается радость поклонения ему. Самое торжество изнесения Креста представляется, как предварение воспоминания Страстей Христовых и св. Пасхи 149 . 6) 24 CTUXIPЫ на ГОСПОДИ ВОЗВАХ, – по одной в неделю Сырную 150 , в понедельник 151 , в среду 152 , четверг 153 1-ой седмицы Великого поста, в неделю Православия 154 , в понедельник 155 , вторник 156 , среду 157 , четверг 158 2-ой седмицы Великого поста, в неделю вторую Великого поста 159 , в понедельник 160 , вторник 161 , среду, 162 четверг 163 3-ей седмицы Великого поста, в неделю Крестопоклонную 164 , четверг 4-ой седмицы Великого поста 165 , в неделю 4-ую Великого поста 166 , в понедельник 167 , вторник 168 , среду 169 5-ой седмицы Великого поста, в понедельник 170 , вторник 171 , среду 172 и четверг 173 6-ой седмицы Великого поста. Общее их содержание: призыв верующих к подвигам поста и утешение их мыслью о приближении св. Страстей Христовых и дня св. Пасхи. 7) 15 СЕДАЛЬНОВ на утрени – по одному по третьем стихословии: в понедельник 1-ой седмицы Великого поста 174 , в понедельник 175 , вторник 176 , среду 177 , четверг 178 , пятницу 179 3-ей седмицы Великого поста, в среду 180 и четверг 181 4-ой седмицы Великого поста, в понедельник 182 , вторник, 183 среду 184 5-ой седмицы Великого поста, во вторник 185 , среду 186 , четверг 187 и пятницу 188 6-ой седмицы Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

ОТВЕТ : Постное масло, называемое в Богослужебных книгах «елеем», разрешается Великим Постом, по Уставу Православной Церкви, только по субботам и воскресениям. а также в праздничные дни 24-го февраля (1-ое и 2-ое обретение главы Св. Иоанна Крестителя) и 9 марта (40 мучеников Севастийских), в день чтения Великого Канона (Четверг на 5-той седмице) и в Великий Четверток на Страстной Седмице. В эти дни с елеем разрешается и вино. «Рыбы же во всю св. Четыредесятницу, – говорит Устав: – Никако же дерзнем ясти кроме праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы (если только он не придётся на Страстной седмице) и Недели Цветоносия», то есть праздника Входа Господня во Иерусалим (Вербное Воскресение). В Лазареву субботу дозволяется вкушать икру, но не рыбу. А если Благовещение случится на Страстной седмице, то разрешается вкушать только елей и вино, но не рыбу. 5. ВОПРОС: Откуда взято хождение с крестным ходом из церкви после пасхальной службы на освящение пасок и куличей и приемлемо ли это на практике в данный момент? ОТВЕТ : Никакого «крестного хода», в собственном смысле этого слова, для освящения пасок и куличей церковным уставом не установлено. Но так как, по каноническим правилам, строго воспрещается вносить внутрь храма пасхальные яства, то они должны поставляться «вне церкви или в притворе», а потому священнику неизбежно, ради освящения их совершать исхождение из храма в притвор или наружу. В Триоди Цветной, как и в Требнике, помещаются две молитвы на освящение пасхальных яств: «Молитва во еже благословити брашна мяс, во святую и великую неделю Пасхи» и «Молитва во еже благословити сыр и яйца». Характерно указание, сделанное в Триоди перед этими молитвами: «Ведомо же буди и се, яко мяс православнии христиане к церкви не приносят, но в дом ко иерею». Вообще Церковь наша не придаёт никакого священного значения «пасхам» и «куличам». Они освящаются в день Пасхи не потому, чтобы за ними признавалось какое-либо таинственное или символическое значение, а просто в знак благословенья, которое даёт Церковь верующим на вкушение скоромной пищи после поста. Об этом ясно говорит примечание, сделанное в Триоди к вышеуказанным молитвам: «Вестно же буди: яко сицевый мяс и набелу, принос, несть пасха, ниже агнец, якоже нецыи глаголют, и приемлют, и ему со всяким говением якоже святыни причащаются, но простое приношение, не аки бо сие в жертву Богу приноситися имать, но токмо да начинающим по посте мясо и сыр ясти, от иерея предложенными молитвами в снедь благословено будет: Пасха бо сам Христос есть и Агнец вземляй грехи мир, на олтари в Безкровной Жертве, в Пречистых Тайнах Честнаго Тела и Животворящая Крове Своея, от иерея Богу и Отцу Приносимый, и Тому достойно причащающийся истинную ядят Пасху».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

тайнам на этой седмице. Правда, они обязаны также исполнить этот христианский долг на Страстной неделе, но, приехав домой из отпуска в Вербное воскресенье, они, при той распутице, какая бывает нередко в это время, еле-еле побывают на службах, в первые три дня этой недели с тем, чтобы после службы в Великую среду исповедаться и в четверг приобщиться... Если даже предположим, что они все первые три дня будут ходить в церковь , и в таком случае эти службы не произведут в них того умиленно-покаянного чувства, какое само собою дается службами остальных седмиц Великого поста, и особенно первой; как то ни странно, но то правда, что этому мешает совершаемое на этих службах рядовое чтение всех четырех, евангелистов. После 1,5 или 2-часового слушания этого чтения едва ли можно рассчитывать на внимательное выслушание литургии преждеосвященных даров. А канон святого Андрея так и остается для них одним лишь именем пустым. Неужели же после всего сказанного можно серьезно говорить, что прекращение или уменьшение классных занятий на первой седмице Великого поста такой большой ущерб принесет научным занятиям, что можно искренно приходить от этого в ужас? Не так давно один из оо. законоучителей г. Москвы на страницах «Моск. Церк. Ведомостей» рассказал, как в одном из институтов удалось и говенье воспитанниц устроить на 1-й седмице с слушанием литургий преждеосвященных даров и великого канона и сохранить две трети обычных подельных уроков. Опыт очень удачный, но ведь он далеко не новый в той же самой Москве. В лицее Цесаревича Николая вот уже двадцатый год, на первой седмице Великого поста в первые четыре дня вместо 3-го урока от 11 до 12 ч. и вместо 6-го от 3 до 4 ч. ученики бывают за службами, выслушивая весь канон св. Андрея, часы с вечернею и преждеосвященной обедней, а в пятницу и субботу совсем освобождаются от учебных занятий и, присутствуя за всеми службами, приступают к таинствам покаяния и причащения. Таким образом, всего на это св. дело тратится только три с половиной полных, учебных дня; а сколько духовной радости, духовного опыта, духовной силы и крепости, сколько подъема духовных сил, и какой тесной глубокой духовной связью объединяются через это дети и между собой и со своим духовным отцом-законоучителем!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Стихиры на «Хвалите...»: стихиры святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы» 394 . По славословии: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря. Отпуст вседневный. На часах Тропарь и кондак святого (на каждом часе). Литургия «Блаженны»: 3-я песнь канона святого на 4 и 6-я песнь канона на 4. По входе: – в храме Господском: а) в понедельник, вторник и четверг: тропарь храма, тропарь дня (в четверг – два тропаря), тропарь святого; кондак дня (в четверг – два кондака), «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма; б) в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак дня; – в храме Богородичном: тропарь храма (в среду и пятницу прежде поется тропарь дня, а затем – храма), тропарь дня (в четверг – два тропаря), тропарь святого; кондак дня (в четверг – два кондака), «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма; – в храме святого: тропарь дня (в четверг – два тропаря), тропарь храма, тропарь святого, кондак дня (в четверг – два кондака), кондак храма; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…». Прокимен, Аллилуиа и причастен – дня и святого. Апостол и Евангелие – рядовые и святого. Отпуст вседневный. §4.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае святого с великим славословием в субботу Если святой со славословием случится в субботу, то каноны Октоиха не поются (в связи с этим не поются и дневные тропарь и кондак; см. Типикон, главу 52-ю). Также пение тропарей на вечерне и утрене всегда завершается пением воскресного Богородична уходящего гласа. Эти особенности субботней службы указаны в 11-й и 52-й главах Типикона. В остальном же богослужение имеет те же особенности, что и славословная служба в другие дни седмицы. Вечерня Кафисма рядовая по Уставу. Стихиры на «Господи, воззвах ...»: стихиры святого на 6 (если в Минее всего 3 стихиры, то каждую необходимо спеть дважды); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010