Страстная седмица: как совместить работу, службы и подготовку к Пасхе… Маленьких детей мы обычно водим в Великий Четверг на Литургию и на Пасху утром – на детскую Литургию. Можно сходить еще к выносу Плащаницы, если храм недалеко, но с детьми нужно каждый раз решать индивидуально. Это и маме тяжело. 2 апреля, 2007 Маленьких детей мы обычно водим в Великий Четверг на Литургию и на Пасху утром – на детскую Литургию. Можно сходить еще к выносу Плащаницы, если храм недалеко, но с детьми нужно каждый раз решать индивидуально. Это и маме тяжело. Наступила Страстная Седмица – самые важные, пронзительные и скорбные дни всего года . Службы этой недели неповторимы, кажется, что пропустишь одну из них – и потеряешь что–то очень важное, что эту службу уже не восполнить. Но совместить работу, посещение служб, заботу о семье и подготовку к Празднику – задача непростая. Мы попросили иерея Александра Ильяшенко, отца 12 детей и деда 14 внуков рассказать о том, как проходит Страстная Седмица в их семье. – Отец Александр, читатели часто спрашивают, как успеть приготовиться к Пасхе, если ходить на службы на Страстной Седмице? Как готовятся к Пасхе в Вашей семье? –   Матушка старается все приготовить к праздничному столу в первые дни Страстной Седмицы, чтобы в последние дни уже не заниматься готовкой, или заниматься делами уже по минимуму. То, что можно приготовить заранее, например куличи, готовится в начале недели, и основные продукты мы тоже стараемся купить заранее, чтобы в последние дни Страстной уже не нужно было бы на это тратить времени. Готовить, конечно, помогают дети, например, они чистят картошку. Матушка любит еще готовить куличи, чтобы их дарить. Раньше я принимал участие в подготовке, тесто месил, но с принятием сана уже не получается, поскольку все время занимают службы. Матушка старается ходить на службы, сколько позволяют силы: с вечера среды, Великий Четверг, Великую Пятницу. А с детьми нужно быть осторожными, чтобы не сорвать их. Маленьких детей мы обычно водим в Великий Четверг на Литургию и на Пасху утром – на детскую Литургию. Можно сходить еще к выносу Плащаницы, если храм недалеко, но с детьми нужно каждый раз решать индивидуально. Это и маме тяжело. Выдержит ребенок – хорошо, но лучше сохранить силы для Великой субботы, Пасхи, чтобы не переутомиться.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmica-kak...

Митрополит Иларион: Сейчас существует такое правило, что до Причастия нужно не вкушать пищу хотя бы шесть часов, то есть, если вы в час дня пообедали, то в семь часов вечера или полвосьмого вы можете причащаться. Эта практика нигде не записана, но она исходит из некоего здравого смысла, потому что для тех людей, которые работают днем, практически невозможно весь день ничего не есть и не пить, под конец дня причащаться и лишь потом вкушать какую-то пищу. Устав нашего поста отличается от устава рамадана. К тому же, надо напомнить, что в Древней Церкви было принято считать, что вечер наступает раньше, чем это принято считать сегодня. Тогда вечерню служили в три часа пополудни, а мы служим ее в шесть вечера. Но главное в Страстной седмице — это ее последние три дня, начиная с четверга. Великий Четверг — это воспоминание Тайной вечери. Все православные христиане, даже те, кто редко причащаются, стараются в этот день прийти на Литургию, чтобы стать участниками Тайной вечери, которая особым образом вспоминается именно в этот день — хотя каждая Литургия, совершаемая в течение года, также является воспоминанием Тайной вечери. Затем, в четверг вечером, совершается богослужение, которое принято называть службой Двенадцати Евангелий. Это утреня с чтением двенадцати евангельских отрывков о страданиях и смерти Спасителя, на ней происходит литургическое переживание и осмысление страданий Спасителя на Кресте и Его крестной смерти. И. Семенов: Но эти события происходили в пятницу. Почему же они вспоминаются в четверг? Митрополит Иларион: По уставу эта служба должна совершаться в ночь с четверга на пятницу и является по своей форме утреней. Но на практике она совершается в четверг вечером, а в пятницу утром, как правило, совершаются так называемые Царские часы, а затем, в два или три часа пополудни, совершается вечерня Великой Пятницы с выносом Плащаницы. Многие люди приходят на эту службу. Она короткая, но пронзительная: мы вспоминаем снятие Спасителя со Креста. И уже вечером этого дня, в пять или шесть часов, совершается чин погребения Спасителя с крестным ходом вокруг храма, символизирующим траурную процессию ко Гробу Господню.

http://pravoslavie.ru/69985.html

Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, хвально и славно имя Твоё во веки! Аминь. Благословен Ты, Господи, научи меня уставам Твоим! Благословен Ты, Господи, научи меня уставам Твоим! Благословен Ты, Господи, научи меня уставам Твоим! Господи, Ты был нам прибежищем из рода в род! Сказал я: «Господи, помилуй меня; исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобой!» Господи, к Тебе прибегаю; научи меня исполнять волю Твою, ибо Ты – Бог мой. Ибо у Тебя источник жизни, от Твоего сияния мы увидим свет; простри милость Твою к знающим Тебя! Порядок чтения кафисм Недельный круг чтения Псалтири начинается с вечерни, которая служится в субботу и относится к воскресенью (богослужебные сутки начинаются с вечера, как это было в Ветхом Завете). В течение недели Псалтирь прочитывается целиком, при этом порядок чтения кафисм нарушается субботой, на которую переносятся 16-я, 17-я и 18-я кафисмы. Это связано с древним иудеохристианским отношением к субботе как к дню покоя, в который совершается память всех почивших христиан, пребывающих в покое до своего воскресения в день Пришествия Господня. А так как в псалмах этих трех кафисм много говорится о праведности, благоденствии и даровании жизни, то они и были перенесены на субботу. В Великий пост Псалтирь прочитывается дважды за неделю. Из-за пения великого покаянного канона св. Андрея Критского в четверг 5-й седмицы расписание чтений меняется, чтобы разгрузить утреню четверга (а если на этот четверг попадает праздник Благовещения, то великий канон переносится на вторник, заодно меняется и расписание чтений). На Страстной Седмице Псалтирь читается только в первые три дня, а на Светлой не читается вовсе. Обычный порядок утреня вечерня С тремя кафисмами на утрене (от Недели по Воздвижении до 20 декабря ст. ст. и от 15 января ст. ст. до Недели о блудном сыне) утреня вечерня 10, 11, 12 13, 14 , 15 утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня 10, 11, 12 19, 20, 1 13, 14, 15 На 5-й седмице Великого поста утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

Скачать epub pdf Содержание 1921 год 14/27 июля. Среда 15/28 августа 24 августа/6сентября 27 ноября/10 декабря 1/14 декабря. Среда. 9 часов вечера 11/24 декабря. Суббота 1922 год 7/20 января. Пятница 5/18 февраля. Суббота. 3 часа дня 10/23 февраля. Четверг 14/27 февраля. Чистый понедельник 22 февраля/7 марта. Вторник 27 февраля/12 марта. Воскресенье. 9 вечера 17–4 марта. 1922 г. Пятница, 8 ч. вечера 6/19 марта. Воскресенье. 4 часа дня 7/20 марта. Понедельник. 9 утра 8/21 марта. Вторник. 10 вечера 14/27 марта. Понедельник. 9 утра 15/28 марта. Вторник. 12 часов дня 16/29 марта. Среда. 6 часов вечера 19 марта/1 апреля. Суббота. Утро 23 марта/5 апреля. Среда. 10 часов утра 29 марта/11 апреля 1922 г. Великий вторник 14/27 апреля. Четверг 17/30 апреля. Воскресенье. 9 часов вечера 19 апреля/2 мая. Вторник. 9 часов утра 21 апреля/4 мая. Четверг. 9 часов утра 22 апреля/5 мая. Суббота. 11.30 вечера 23 апреля/6 мая. Суббота. 4 часа дня 24 апреля/7 мая. Воскресенье. 7 часов вечера 26 апреля/9 мая. Вторник. 12 часов дня 28 апреля/11 мая. Четверг. 10 часов утра 29 апреля/12 мая. Пятница. 6 часов вечера 2/15 мая 1922 г. Понедельник 3/16 мая 1922 г. Вторник. 12 часов ночи 5/18 мая 1922 г. Четверг. 11 часов утра 6/19 мая 1922 г. Пятница. 1 час дня 8/21 мая 1922 г. Воскресенье. 6 часов вечера 9/22 мая. Понедельник. 12 часов ночи 10/23 мая 1922 г. Вторник. 12 часов ночи 11/24 мая, среда, 10 часов вечера 14/27 мая. Суббота. 10 часов вечера 16/29 мая 1922 г. Понедельник     Публикуемые фрагменты дневников настоятеля Казанского собора Петрограда протоиерея Николая Чукова расскажут о сборе пожертвований для голодающих в 1921–1922 гг., о последующем насильственном изъятии властями церковных ценностей в одном из главных соборов России, о публичных выступлениях обновленцев и их дальнейшей преступной деятельности, а также о том, как Академия Наук, Академия Художеств, Эрмитаж, Русский музей, Отдел охраны памятников искусства и старины и Главмузей участвовали в спасении иконостаса кафедрального собора. Текст дневников приводится в авторской редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Скачать epub pdf ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ СЕДМИЦ И НЕДЕЛЬ (ВОСКРЕСЕНИЙ) ВЕЛИКОГО ПОСТА Кроме общего руководства к посту и покаянию, Церковь в богослужении Святой Четыредесятницы дает также особое руководство в священных воспоминаниях, соединенных с некоторыми днями Четыредесятницы. В первой ее половине Церковь побуждает к подвигу поста и покаяния, главным образом, тем, что показывает высокое достоинство подвига, а с недели четвертой – Крестопоклонной – она укрепляет верующих в подвиге высокими примерами подвижничества и терпения. ПЕРВАЯ СЕДМИЦА И ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА Первая седмица отличается особой строгостью поста, ибо приличнее всего иметь наибольшую ревность к подвигам благочестия при начале подвигов. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужение продолжительнее, чем в следующие дни. В первые два дня Четыредесятницы для тех, кто может, совсем не поставляется трапеза 399 . С понедельника по четверг на великих повечериях читается Великий канон святого Андрея Критского . В каноне собраны и представлены многочисленные образы поста и покаяния, приводится множество примеров из Ветхого и Нового Завета применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи. Канон назван великим, как по множеству мыслей и воспоминаний, заключенных в нем, так и по числу содержащихся в нем тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Повечерие первых четырех дней первой седмицы называется «Малым стоянием» в отличие от «Андреева или Мариина стояния» на 5 седмице и великого стояния в Великий Пяток. Эти повечерия также называются «мефимонами» (греч. – «с нами»), потому что на этих повечериях поется песнь «С нами Бог». Внешнее отличие Великого канона святого Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все 9 песней (включая также 2 песнь), и к каждому тропарю прилагается припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В среду и четверг к покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, восшедшей от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были присоединены тропари в честь его творца святого Андрея Критского .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

В неделю к Вечерне - благовест в праздничный колокол (ради великого прокимна). 4-я седмица На 4-й седмице поста особых звонов нет, так же, как и на 2-й седмице, поскольку и здесь не совершается служб с полиелеем. (Тем не менее - 24 февраля, когда празднуется 1-е и 2-е обретение главы Иоанна Предтечи и 9-го марта - дня 40 мучеников, полиелей должен совершаться обязательно, даже в период поста.) В неделю к Вечерне - благовест в праздничный колокол (ради великого прокимна). 5-я седмица В четверг празднуется память Марии Египетской. Накануне вечером читается Покаянный Канон. Эта служба именуется - Марьино стояние. К Вечерне, Утрене и Литургии - благовест в полиелейный колокол, трезвон, соответственно, без большого. В пяток - вечер акафиста. К Вечерне - звон в полиелейный колокол. В субботу к Утрене - звон в полиелейный колокол. Воскресные звоны - как обычно. К Вечерне - благовест в праздничный колокол (ради великого прокимна). Звоны Страстной седмицы По прошествии Великой Четыредесятницы период поста заканчивается, и начинается особенная седмица, именуемая Страстной. Каждый день этой седмицы празднуется особенно, поскольку этот период посвящен воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя. Звоны в этот период совершаются так: в первые три дня, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров, звонят по-постному благовестят в постный колокол, и далее - звоны в двои, а с четверга, когда совершают Литургию Василия Великого, в звонах начинают использовать уже большие колокола. В Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду - благовест к началам богослужений в постный колокол, трезвон в двои. Великий Четверг Начиная с Утрени Великого Четверга благовест совершают уже не в постный колокол, но в красныя. По уставу К. Никольского - благовест в полиелейный колокол, трезвон во вся без большого. Перед Литургией - трезвон, поскольку Литургия здесь уже Василия Великого, которая совершается в соединении с Вечерней, где читается Евангелие. На Утрени читаются 12 Евангелий, поэтому звонят благовест в праздничный колокол. Далее, во время службы, перед чтениями Евангелий совершают удары в праздничный колокол по числу читаемого Евангелия, перед 1-м чтением - 1 удар, перед 2-м - 2 удара и т. д. По прочтении всех 12 Евангелий - краткий трезвон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

После 3-й песни канона – кондак и седален Минеи, по 6-й песни – седален и Богородичен Октоиха. В пятницу вечером на великом повечерии поется канон заупокойный текущего гласа Октоиха. Накануне субботы 1-й седмицы к нему присоединяется канон святого, случившегося в эту субботу. 102 На великом повечерии в пятницу вечером вместо «Господи сил, с нами буди» будет читаться: 1) на 1-й седмице – кондак св. великомучениц Феодору Тирону; 2) на 2-й, 3-й и 4-й седмицах – кондак «Со святыми упокой...»; 3) на 6-й седмице в пятницу вечером – кондак св. Лазаря; 4) накануне праздников: 24 февраля – Обретение главы св. Иоанна Предтечи; 9 марта – 40 мучеников и т.д., если они случатся в постные дни (вторник, среду, четверг и пятницу – до субботы св. Лазаря), на повечерии также вместо «Господи сил, с нами буди...» поется кондак праздника (см. Типикон, 24 февраля, с. 250; В. Розанов . Цит. соч., с. 543) и в конце повечерия бывает только три земных поклона с молитвой св. Ефрема Сирина (в пятницу на великом повечерии их совсем не бывает); 5) в понедельник и вторник вечера Страстной седмицы на великом повечерии сначала поется кондак Триоди, а затем «Господи сил, с нами буди...» (см. Типикон, последование Великого Понедельника и Великого Вторника). 103 Во вторник и четверг вечером сырной седмицы и во все пятницы Великого поста, а также во дни святых с полиелеем, как то: 24 февраля, 9 марта и т.д. – вместо молитвы «Владыко Многомилостиве...» бывает малый отпуст: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере, преподобных н богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец». Но чин прощения не отменяется во все дни (см. Типикон, л. 250; В. Розанов . Богослужебный Устав, с.543). 105 См. Типикон, 24 февраля, если случится Обретение главы Ио¬анна Предтечи в седмичные дни, л. 216. 106 Ирмос Минеи поется после библейских песен, а перед три- песнцами ирмос не поется, но только на катавасию поется ирмос 2-го трипеснца. 107 В этом заключается отличие от обычного исполнения канона: ирмос поется не в начале песни, а в конце ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Скачать epub pdf Слово в Великий Четверг на Страстной Седмице Причащение Св. Тайн есть источник исцеления наших недугов телесных и душевных Ныне св. Церковь вспоминает установление на Тайной вечери таинства Евхаристии. Здесь впервые ученики Христа сделались причастниками Его Тела и Крови, восприняли такое таинство, без которого нет спасения, без которого не может быть у нас святой и блаженной жизни. «Аще не снесте плоти Сына Человеческого, –сказал Господь, – не пиите Крове Его, живота не имате в себе» ( Ин. 6:53 ). Это божественное учение о всей необходимости и спасительности для нас евхаристического таинства содержится и в словах Христа: «Аз есмь лоза, вы же рождие: и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет: и собирают ю и в огнь влагают, и сгорает» ( Ин. 15,5.6 ). Так тесно соединиться со Христом, как соединяется ветвь со своим стволом мы можем только в Евхаристическом таинстве. Ясно, что, как отломленная от дерева ветвь засыхает и погибает, так и мы погибнем и не только для сей, но и для будущей вечной жизни, если не пребудем в единении со Христом через Таинство Божественной Евхаристии. Несмотря на такое учение Христа о сем таинстве, можно встретить среди православных много людей, которые не причащаются в течение многих лет. Куда же пойдут души таких православных людей после их смерти? Конечно, только в место вечных адских мучений. Впрочем, останутся вне небесного чертога с его вечным райским блаженством и те из нас, которые принимают евхаристическое таинство не так, как должно его принимать. Суть дела здесь заключается не в причащении Святых Христовых Тайн, а в том, как мы должны причащаться. На этот вопрос св. Церковь отвечает нам евангельским повествованием о Тайной вечери словами тропаря в Великий четверток и словами своих богослужений на этот день. Она побуждает нас не причащаться Тела и Крови Христа, как причастился Иуда – предатель. Он причастился в суд и осуждение, будучи одержим страстью сребролюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   Святые мощи святителя Андрея Критского были перенесены в Константинополь и сохранялись в монастыре его имени, где их видели паломники еще в 1350 году.    Память святителя Андрея Критского, совершается 417 июля, а главнейшее произведение его — Великий Покаянный Канон — по Уставу читается в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого Поста на великом повечерии (частями) и в четверг пятой седмицы Великого Поста на утрени (полностью). Среда первой седмицы Великого поста     По средам и пятницам (и некоторым праздникам) в течение всего Великого поста совершается литургия Преждеосвященных Даров.    На первой седмице Великого поста по традиции большая часть православных христиан приступает к Святым Христовым Тайнам после особой сосредоточенной подготовки к исповеди и причастию, обычно в субботу или воскресение. За литургией Преждеосвященных Даров на первой седмице причащаются те, кто не может по болезни или по какой-либо другой основательной причине строго поститься пять дней этой особой недели Великого поста. В остальные седмицы Великого поста за литургией Преждеосвященных Даров могут приобщаться все желающие, кроме младенцев, которых причащают только за полной литургией. ПЕСНОПЕНИЯ ИЗ СЛУЖБЫ СРЕДЫ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА     Повержена мя Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща, но прежде конца, яко Человеколюбец, даждь ми прегрешений оставление.    «Поверженного пред вратами Твоими, Спаситель, хоть в старости не отвергни во ад меня, пустого, но перед кончиной как Человеколюбец прости мои согрешения».     Безначальная, несозданная Троице, нераздельная Единице, кающася мя приими, согрешивша спаси, Твое есмь создание, не презри: но пощади и избави огненнаго мя осуждения.     Тропари из Великого Канона святого Андрея Критского из службы среды первой седмицы Великого поста     Веси создание наше, веси немощь нашу Человеколюбче: согрешихом, но не отступихом от Тебе Боже, ниже воздехом руки наша к богу чуждему, пощади нас Твоею благостию, Благоутробне.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Один раз в две недели – это не значит, что не может нарушаться ритм, считал отец Иоанн. Такой ритм, когда идет Вход Господень в Иерусалим, потом Великий Четверг, потом Великая Суббота и Пасха. Здесь этот ритм нарушается из-за того, что это – чрезвычайное время Страстной Седмицы, и потом можно причаститься и на Пасху, и в Великий Четверг, и в Великую Субботу, и на Вход Господень в Иерусалим. Если Благовещение совпадает, допустим, с Великим Вторником, как будет в этом году, то, безусловно, и на Вход Господень в Иерусалим, и на Благовещение можно причаститься. По поводу Пасхальной Седмицы и святок он ничего не говорил. Этот момент стал уже чем-то новым по отношению к нашим традиционным представлениям, хотя имеет большую древность. Но у меня есть возражения по этому поводу. Ни в коем случае нельзя делать обязательной практику такого причащения. У каждого человека имеется возраст, который нужно непременно учитывать, когда хочешь приступить к Святой Чаше. Я имею в виду молодых людей, которые недавно поженились. Представьте себе, прошел Великий Пост, Пасха наступила. Мы знаем, что на Пасхальной Седмице нельзя венчаться. То есть это Святая Седмица, в которой даже и общение друг с другом не предписано и не рекомендуется. Но нет такого правила, что умри, а нельзя, чтобы ты имел общение со своей молодой женой, будучи сам молодым человеком. Нет такого, не предписано. По какой причине? По причине разного темперамента, разного устройства психологического и психофизического. Одним это легко, а другим это невозможно. Они 40 дней Поста и всю Страстную Седмицу имели воздержание, целых 50 дней. Кстати, в весеннее время это очень сложно для молодых людей. И им еще надо всю Пасхальную Седмицу причащаться, не подходя друг к другу? Это выше сил человеческих молодого человека и молодой его жены. А причащаться после супружеского общения нельзя, и это строго предписано древними правилами. Если будет всеобщее причащение на Пасхальной Седмице, то все прихожане будут говорить: «Ой, а они не причащаются. Что это такое с ними? Они что, неверующие?» Поэтому – зачем декларировать и демонстрировать всеобщее причащение?

http://pravmir.ru/1eto-ne-reglament-ne-i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010