В Евангелии Пилат «умыл руки пред народом и сказал: “Невиновен я в крови Праведника Сего”». В романе Мастера он только делает движение руками, будто бы умывает их… Прокуратор убоялся цезаря и не взял на себя смелости отпустить невиновного. На пасхальном богослужении с участием патриарха выносят кувшин с водой и белое полотенце, и патриарх пред алтарем умывает руки. «Несть крови Сего на руках моих» – свидетельствует этот чин омовения рук. Следовательно, необходимо постоянно помнить о двух временных координатах: библейской и литургической. Историческое событие отражается в храмовой службе. Литургия соединяет две полы времени: прошлое и настоящее. Казнь Христа вспоминается в Великую пятницу. Это день всеобщей скорби. В три часа дня совершается чин погребения – вынос плащаницы с изображением Спасителя. Смерть Христа наступила еще до захода солнца. Но перенесемся вновь на Патриаршие пруды. Пасха в 1929 году приходилась на 5 мая, тогда среда – на 1 мая! Вот почему на Патриарших прудах нет народа: с утра советские трудящиеся были на демонстрации, потом пошли «отдыхать» – отмечать праздник. Видимо, и двенадцать членов МАССОЛИТа собирались совершить то же в 10 часов вечера под председательством Берлиоза. Возникает аллюзия заседания с тайной вечерей, а Берлиоза с Христом! То есть происходит профанация новозаветной истории: все события в Москве происходят на Страстной седмице и разворачиваются параллельно событиям в Иерусалиме. А позже, в полночь (то есть уже в Чистый четверг по церковному календарю – в день, когда Церковь вспоминает тайную вечерю и первое причастие), двенадцать членов МАССОЛИТа, не дождавшись обезглавленного Берлиоза, сытно ужинают в ресторане, а когда «тоненький мужской голос отчаянно закричал под музыку: “Аллилуйя!!”» и «ударил знаменитый грибоедовский джаз», все, «как бы сорвавшись с цепи, заплясали», в том числе и «писатель Иоганн из Кронштадта» (аллюзия с глубоко почитаемым святым ХХ века Иоанном Кронштадтским). Иностранный профессор задает литераторам весьма важный богословский вопрос: кто же управляет миром, если Бога нет? Всеми своими дальнейшими поступками он будет утверждать, что является «князем мира сего» и что ему все подвластно, даже человеческая жизнь.

http://pravoslavie.ru/30256.html

Небезынтересно, что, согласно «Оку церковному», 17 кафизма на воскресной утрени никогда не отменяется, даже если есть полиелей. Единоверцы читают 2 и 3 кафизмы, затем поют 17, а затем, если есть полиелей, то полиелей, а потом — Ангельский собор. Согласно нашему Иерусалимскому Типикону, что–нибудь одно: либо полиелей, либо «Непорочны». Перейдем к другой схеме. Какие периоды года y нас остались? От отдания Воздвижения или от недели по Воздвижении (там есть разночтения) до предпразднства Рождества Христова. Условно говоря, от 22 сентября до 19 декабря. И еще один период года: от отдания Богоявления до субботы пред Неделей о блудном сыне (или, как говорят инославные, о расточительном сыне). То есть отдание бывает 14 января (новый образ чтения Псалтири — с 15 января), а суббота перед Неделей о блудном сыне не связана с конкретной датой. Таким образом, эти пять периодов охватывают весь церковный год, кроме Великого Поста, Страстной и Светлой седмиц. Забегая вперед, скажу, что на Светлой седмице Псалтирь не читается вовсе, а Великим Постом и на Светлой читается совершенно особенным образом, о чем мы скажем позже. Основная особенность заключается вот в чем: в указанные два периода года (от отдания Воздвижения до предпразднства Рождества Христова и от отдания Богоявления до субботы пред Неделей о блудном сыне) на каждой воскресной утрени полагается полиелеос, а значит, нет 17 кафизмы. То есть 2, 3 кафизмы и полиелей. У нас почему–то этот образ совершения воскресной утрени экстраполировался на весь год по неясным причинам. В субботу вечером 1 кафизма по–прежнему, в воскресенье кафизмы нет, а вот в седмичные дни на утрени читается уже не две кафизмы, а три. В понедельник утром — 4,5,6; во вторник утром — 7,8,9; в среду утром — 10,11,12; в четверг утром — 13,14,15. В пятницу утром по–прежнему 19 и 20. В субботу утром по–прежнему 17, 18. А что же бывает на будничных вечернях? В воскресенье вечером кафизмы нет, а в остальные дни — всегда 18. То есть в данный период года нужно читать Псалтирь согласно пятнице. Полунощница без изменений. Вообще, надо сказать, полунощница почти никогда не меняется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Его иждивением устроены серебряные ризы на местные иконы: 1) Успения Божией Матери в Преображенском соборе (пуд с лишком в этой ризе), 2) Спасителя (в 14 ф. 58 зол.), 3) Владимирской Божией Матери (в 15 ф.) – в Покровской церкви; 4) Успения Божией Матери (в 10 ф. 14 з.) и 5) Святителя Николая (9 ф. 61 з.) в больничной церкви. На этих ризах, по смерти его, вырезана внизу надпись: «о упокоении схииеромонаха Феодора». Трудолюбие старца было примерное. Кроме молитвы, преимущественно келейной, он любил ранним утром и поздним вечером упражняться в чтении книг отеческих, которое сделалось для него еще более потребным с той поры, как стал он ревновать о спасении ближних. Начитанность о. Филарета была замечательная. Памятником его великого усердия к творениям св. отцов-подвижников служит то, что его рукой переписаны некоторые из творений преп. Максима исповедника , преп. Симеона Нового Богослова (Стишная книга) и другие, не бывшие тогда у нас в печати. Кроме того, старец занимался выпиской из отеческих книг кратких наставлений или изречений, который ему особенно нравились (тетрадь в осьмую долю листа). Иногда проводил он целые ночи в бдении и богомыслии. Раз это было кем -то замечено и простосердечно высказано ему. Он отвечал: «я не спал, ты за меня соснул». Воздержание его в пище было постоянное: он вкушал только один раз в сутки, обыкновенно кашицу на простом бульоне, или, вместо обеда, пил чашку чая с коркой белого хлеба. В иные дни (преимущественно в четверг) питался одною просфорой, принесенной из храма. В понедельник (в честь бесплотных Сил), в среду и пяток каждой недели он непременно говел, исключая праздников, которые случались в эти дни; особенно строго проводил великий пост. На первой неделе поста и на страстной седмице слабый, худощавый старец вовсе не принимал никакой пищи, разве только иногда повечеру испивал немного теплой воды. Но мы не в состоянии во всей точности и подробности изобразить его келейную жизнь, сокровенную в Боге. Подвижник высокой жизни, он, по имени своему, возлюбил всякую добродетель и показал деяния, согласные с именем, 93 – деяния, являвшие его и на земле неземным человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

У Достоевского покаяние всегда на пользу, оно всегда к добру и исцелению. Салтыков-Щедрин описывает покаяние, которое добивает... Сестра Порфирия Головлева соучаствовала во многих его мерзостях. И вдруг она прозревает и понимает, что именно она (вместе с братом) виновата в гибели всех людей, которые встречались им на жизненном пути. Казалось бы, так естественно было предложить здесь линию, скажем, " Преступления и наказания " : покаяние - обновление - воскресение. Но - нет. Салтыков-Щедрин показывает страшное покаяние - покаяние без Христа, покаяние совершаемое перед зеркалом, а не перед ликом Спасителя. В христианском покаянии человек кается перед Христом. Он говорит: " Господи, вот во мне это было, убери это от меня. Господи, не запомни меня таким, каким я был в ту минуту. Сделай меня другим. Сотвори меня другим " . А если Христа нет, то человек, как в зеркало, насмотревшись в глубины своих дел, окаменевает от ужаса, точно заглянув в глаза Медузе-Горгоне. И вот точно так же сестра Порфирия Головлева, осознав глубину своего беззакония, лишается последней надежды. Она все делала ради себя, а познав себя, видит бессмыслицу своих дел... И кончает жизнь самоубийством. Неправедность ее покаяния видна из второго покаяния, описанного в " Господах Головлевых " . На страстной седмице в Великий Четверг, после того, как в доме у Головлева священник читает службу " Двенадцати Евангелий " . " Иудушка " всю ночь ходит по дому, он не может уснуть: он слышал о страданиях Христа, о том, что Христос прощает людей, и в нем начинает шевелиться надежда - неужели же и меня он может простить, неужели же и для меня открыта возможность Спасения? И на следующий день поутру он бежит на кладбище и умирает там на могиле своей матери, прося у нее прощения... Только Бог может сделать бывшее небывшим. И потому только через обращение к Тому, Кто выше времени, можно избавиться от кошмаров, наползающих из мира уже свершившегося. Но, чтобы Вечность могла принять в себя меня, не принимая мои дурные дела, я сам должен разделить в себе вечное от преходящего, то есть - образ Божий, мою личность, дарованные мне от Вечности, отделить от того, что я сам натворил во времени. Если я не смогу совершить это разделение в ту пору, пока еще есть время (Еф. 5,16), то мое прошлое гирей потянет меня ко дну, ибо не даст мне соединиться с Богом.

http://zavet.ru/a/rss_1298557210.html

Я только 5 дней тому назад возвратился из путешествия по Европе ради потреб церковных и водворился в Карловцах 18/31 Июня. Идет мор на патриархов – Иерусалимского и Румынского разбил паралич, наш Сербский доживает свой век с разрезанным докторами животом, Антиохийский скончался 8 месяцев тому назад и только 1/14 Авг. будут выборы нового. Прошу Ваших св. молитв за св. Церковь и за Вашего доброжелателя М. Антония. 20 Июля 1929 г. Письмо 63. К Графу Ю. П. Граббе Дорогой Граф Юрий Павлович! Пересылаю Вам письмо, подписанное Tenussof. Там же было вложено его письмо ко мне, почти дерзкое письмо с тою-же подписью; это не князь ли Тенишев? Он и раньше был кадет, а теперь видимо просто сукин сын. Возможно, что он просто большевицкий провокатор. Письмо его я передал кому-то, а прилагаемую карточку пересылаю Вам. Если сразу ответите мне, то по городскому адресу. Пред. сердечно М. Антоний. 8/21 дек. 1929 г. Письмо 64. Архиепископу Гавриилу Челябинскому Друже и Владыко! Сейчас получил Вашу телеграмму, но, видит Бог, и ранее собирался писать Вам (и пока только Вам) приветственное пасхальное письмо. Я себя чувствовал так неважно на 6-ой седмице, что почти решил на Пасху из Карловцев не выезжать, однако потом надумал поехать на Вербное и Благовещение, а в Страстную среду возвратиться в Карловцы. Однако вот уже Великий четверг наступил (с вел. пятницей). Теперь полдень, а я сижу еще в Белграде и дерзаю остаться здесь и на Св. Пасху. Правда служу я довольно безобразно, т. е. кадить по церкви не решаюсь, а только алтарь и иконостас; затем меня поворачивают когда я должен изобразить своим телом 180 градусов. Я ведь уже совсем собрался умирать, но видимо уступил эту честь Влад. Мефодию 101 , который недавно скончался и временно замещен А.(рхиеп.) Мелетием 102 . Паралич постиг Архим. Мисаила 103 , афонца, и у него отнялся язык. Он прислал мне письмецо, краткое, но вполне разумное. Вл. Неклюдов уже протоиерей. Впрочем конечно Вы читаете Царский Вестник и все это для Вас не новость. По настоянию Кусти 104 я послал отповедь П.(атриарху) Фотию 105 , конечно скромную, а другую отповедь против Евлогия за его деяния. Патриарх Варнава ко мне добр по прежнему и балует меня подарками. Государь К. Вл. 106 выезжал в Палестину и Дубровник, но неизвестно видался ли он с Государыней В. Феодоровной. Вл.(адыка) Анастасий продолжает называть его Великим Князем по своей уклончивости. Однако я опасаюсь, что он перехитрил самого себя, как лисица, которая мудрила, мудрила и откусила себе хвост.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Больной паломник хотел быстрого лечения, но отец Кодрат не торопился. Он сел рядом с кающимся грешником и создалась атмосфера близости, дружбы и доверия. «Грешен я, Отче». «Так Но я вижу тебя агнцем Божиим. Скажи мне, есть ли у тебя дети? Когда ты пришел на Святую Гору? Чем занимаешься?» Какое-то время они беседовали, затем Старец надел епитрахиль. «Подойди, чадо мое, – сказал он ему. – Видишь, вот икона Христа. Ничего не скрывай. Бог все знает, все видит, все слышит. А я такой же человек, как и ты, с такими же страстями. Поэтому наберись мужества» Ненасильственно, легко вся горечь и боль ушли из сердца человека, ушли через покаяние, в полной уверенности в милосердие Божие, олицетворением которого были для него фигура и епитрахиль Старца, Он рассказал все, искренне каясь. Он плакал. Речь его, его душа, его плачь – все было о покаянном пятидесятом псалме Давида: «Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» (5). Чего еще может человеколюбивый Господь требовать от человека? Покаяние. Возвращение. Вот единственный путь в Рай, путь, которым прошли и мытарь, и блудница, и разбойник И этой израненной душе Господь открыл тот же путь Своим отеческим попечением через таинство исповеди. Это происходило на Страстной седмице. Когда отец Кодрат принял исповедь, соболезнуя и плача вместе с ним по своему обыкновению, то, склонясь с любовью к кающемуся, сказал: «Чадо мое, Господь видит покаяние твое и слезы твои. Поэтому слушай. Сегодня Великий Четверг, и все отцы постятся, дабы принять Святое Причастие. Останься здесь на эти дни. В чистых святых окрестностях монастыря тебе будет лучше. Помолишься вместе с нами, попостишься и примешь Причастие Я сам буду совершать Литургию и причащу тебя. Грехи твои прощены. Больше не греши». . Радость человека по окончании исповеди мы не в состоянии описать. Все вокруг него было пронизано светом мира и прощения, и милости Господа. Он был направлен ко спасению. И радость отца Кодрата, направившего ко спасению еще одну жизнь человеческую, уже было потерпевшую крушение, была подобна радости Христа, когда Он находит заблудшего, подобна радости небесной о кающихся грешниках. Духовное наследство

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

« Разинули на меня пасть свою; ругаясь, бьют меня по щекам; все сговорились против меня. Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня», — говорит Иов (Иов. 16: 10–11). Это место может быть понято как пророчество, поскольку буквально таких обстоятельств в книге не описано [см. 28, с. 6]. « Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами » (Иов. 12: 5), – говорит о себе праведный Иов. Эти слова могли бы стать эпиграфом всей книги, поскольку его история является ключом к уразумению тайны страдания. « Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5: 11). Святой Андрей Кесарийский говорит: « Они победили его Кровию Агнца и словом свидетельства своего…» (Откр. 12: 11). «Обвиняемые, говорит, святые и им [диаволом] оклеветаемые, подобно Иову, пред всеми людьми, в Него верующими и ему покоряющимися, победили его страданиями за Христа» с. 97]. 20.6. Богослужебное употребление книги В день памяти святого Иова Многострадального читаются паремии из 1–й и 2–й главы. Читается Книга Иова также и на Страстной Седмице, с понедельника по пятницу. В понедельник, вторник, среду на вечерне читаются 1–2–я главы (те же самые паремии, которые читаются в день его памяти). В Великий Четверг читается 38–я глава – начало ответа Бога Иову, а в Великий Пяток – самый конец, о благословении последних дней Иова (Иов. 42: 12–17). Несомненно, здесь также выстраивается связь со страданиями Христовыми.   Глава 21. Псалтирь Псалтирь, с одной стороны, изучать проще других книг, потому что она у нас все время на слуху и это наиболее читаемая книга из всего Ветхого Завета, неслучайно она даже нередко издается вместе с Новым Заветом. Впрочем, наше знание Псалтири часто оставляет желать лучшего. Например, святитель Геннадий Константинопольский не рукополагал никого в пресвитеры, если тот не знал всю Псалтирь наизусть, считая, что человек еще не готов к служению. И в Лествице тоже мы видим, что когда игумен не стал поднимать эконома после земного поклона, тот простоял несколько часов и за это время по памяти вычитал про себя всю Псалтирь. С другой стороны, по многообразию своего содержания и по известной своей неупорядоченности, она, конечно, представляет трудность именно для систематического изучения в рамках краткого курса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Владыка Вениамин повелел совершить торжественные великопостные богослужения 1 мая н. ст. во всех церквях, с тем, чтобы литургия Преждеосвященных даров заканчивалась во втором часу дня 728 . Сам митрополит служил в тот день в Александро-Невской лавре, епископ Геннадий – в Исаакиевском соборе, а епископ Артемий – в Казанском. В лаврском Троицком соборе владыка совершал также последование Страстей Христовых вечером Великого Четверга, вечерню с выносом Плащаницы в Великую Пятницу и богослужения Великой Субботы. В Великий Четверг митрополичья служба – литургия св. Василия Великого с чином Омовения ног – совершалась в Исаакиевском соборе 729 . По давней петербургской традиции викарии сослужили митрополиту на Страстной седмице лишь за утреней Великой Субботы, которая начиналась в 3 часа ночи. Такое следование привычному церковному укладу имело особое значение в обстановке, когда все остальные устои жизни поколебались. Оно позволяло еще раз напомнить о том, что никакие преходящие земные события не властны над Церковью Божией: «и врата ада не одолеют ее». Твердо веря в неизменность этого обетования, митрополит Вениамин наставлял свою паству перед лицом непрекращающихся гонений на веру словами, которым он всегда следовал сам: «Ограждая себя крестом Христовым, мужественно противляйтесь соблазнам врагов Христовых, не боясь их козней и лаяния» 730 . 651 Занятия в духовно-учебных заведениях//Петроградский листок [ПгрЛ]. 1915, 281 (13 октября). С.З. 664 Коллонтай AM. Из моей жизни и работы. Воспоминания и дневники. М, «Советская Россия», 1974. С.334. 668 Бронзов А., проф. Крестный ход в Петрограде 21 января. (Впечатления)//ЦВ. 1918, 3–4 (Прибавления). С.151–153. 670 Правда о смерти протоиерея П.И. Скипетрова//Петроградский церковно-епархиальный вестник [ПЦЕВ]. 1918, 1 (27/14 февраля). С.5. 679 Последние известия//Наш век. 1918, 45 (10 марта). С.2; перепечатано: В Петроградской епархии//ЦВ. 1918, 7–8 (Прибавления). С.328–329. 682 Центральный государственный исторический архив С.-Петербурга [ЦГИА СПб]. Ф.678. Оп.2. Д. 47. Л.14.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кроме того, переписчик рукописи (или, скорее, компилятор) не потрудился проверить, согласуются ли по содержанию те правила, которые он приводит, с теми, на которые ссылается. Тому есть много примеров. Например, в гл. 168 «О Благовещении, если оно случится на Страстной седмице» приводится 5-е правило (по изданию Раллиса и Потлиса 32 ) Никифора I Константинопольского (806–815), тогда как в данной рукописи это правило приписывается Лаодикийскому собору и читается так: «Если Благовещение выпадет на Великий четверг или Великую пятницу, следует разрешить пост на вино и елей, но не на рыбу (sic) ради Страстей Господа нашего Иисуса Христа. То же самое относится и ко всей Страстной седмице» 33 . Здесь нужно заметить, что данное правило в рукописи искажено: предписание св. Никифора относительно поста не так строго, как пишет составитель сборника, руководствовавшийся, очевидно, тем духом, что он сам воспринял и навязал своему сборнику. Правило Никифора 34 на самом деле давало предписание прямо противоположное: оно дозволяло разрешать пост даже и на рыбу в Великий четверг и Великую пятницу, если на них выпадал праздник Благовещения. Толкование на это правило было и у Никодима в «Пидалионе», но потом его удалил Феодорит Эсфигменский, которому поручили заботу о первом издании «Пидалиона». Еще больше неправильно надписанных и подложных правил обнаруживалось в канонических сборниках Православной Церкви на арабском языке 35 . Подобные искажения замечались и в сборниках на славянском языке 36 . Все эти показательные примеры свидетельствуют о том, что каноническое Предание Востока было во многом повреждено как по небрежности, так и по невежеству. Для образованного монаха, чувствовавшего свою ответственность перед Церковью , это служило немалым побуждением к работе над восстановлением канонического наследия. Итак, первостепенную задачу составляла публикация неискаженного текста правил, чтобы в дальнейшем по нему судить о подлинности тех или иных текстов. Второй задачей был перевод правил на общедоступный язык, чтобы все могли их понимать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В числе сонаследников чина тритекти, кроме литургии, оказались также и часы. На их долю досталось чтение пророчеств с тропарями и прокимнами, а также временное пользование титулом «тритекти» (в применении к 3-му и 6-му часу) и вообще более видное положение в великопостном богослужении. 7. Устав службы тритекти «Чин тритекти в посты», как показывает и самое название, предназначался исключительно для постового и, главным образом, для великопостного богослужения. В частности, по уставу, великой к-польской церкви, тритекти совершалось в среду и пяток сырной седмицы, в течение всего великого поста ежедневно, кроме суббот и воскресений, и на страстной седмице, до великой пятницы включительно 136 . Служба, по уставу, должна была начинаться после утрени или первого часа 137 ; но в виду предварявших ее огласительных чтений, начало ее обычно отодвигалось до 5–6-го часа, т. е. до полудня 138 . Славянские рукописи о времени совершения тритекти обычно выражаются так: «на заутрени пение в тритекти» 139 , – как будто тритекти соединялось с утреней: или же: «чес ã пение в тритекти» 140 , как будто первый час и тритекти совершались вместе. Встречается еще и такое выражение: «на заут(рени) на литургии в среду сропустьную пение в тритекти глас Г » 141 . Подобное выражение может означать как то, что тритекти совершалось утром, пред литургией, так и то, что положенное на тритекти «пение» (тропарь пророчества) с прокимнами и пророчеством одинаково исполнялось и на утрене, и пред литургией на 6-м часе. Напр., тропарь «Кресту Твоему» в крестопоклонную среду полагалось петь и на тритекти, и на утренней службе 50-го псалма 142 ; а теперь он поется на 6-м часе пред литургией. Тропари на тритекти каждый раз меняются. Чтения тоже бывают разные; так, в среду сырную читается пророчество Иоиля, в пятницу – Захарии, в течение всего поста – Исаии, в понедельник, вторник и среду страстной седмицы – Иезекииля, в великий четверг – Иеремии, наконец, в в. пятницу – Захарии. Чтения предваряются и заключаются особыми прокимнами 143 . Все эти тропари, прокимны и чтения положены теперь на 6-м часе, а в великий четверг и пятницу – на 1-м. В страстную седмицу на тритекти полагалось иногда и чтение Евангелия. По крайней мере такое чтение положено по чину, открытому проф. А. А. Дмитриевским в одном Евангелии X в. и представляющему собою не что иное, как сокращенный чин тритекти. – Чин этот излагается так.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010