«(Господи)! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?» Данный стих представляет собой общее введение к речи 53-й главы, в котором определяется лицо говорящее, предмет речи и адресаты ее. Ввиду того, что установка всего этого крайне важна для правильного понимания настоящей главы, а между тем среди комментаторов существует по этому поводу разногласие, остановимся на выяснении этого с некоторой подробностью. Большинство средневековых раввинских и новейших рационалистических экзегетов, не желая признавать мессианского смысла данной главы, держится того мнения, что лицом говорящим здесь выступает пророк Исаия; но предметом его речи является не Мессия, а народ еврейский вообще или, точнее, период его тяжелого, политического существования («скорбь дней Мессии»), а слушателем, укоряемым от пророка, оказывается весь неверный языческий мир, притесняющий избранный народ Божий. Но если подобная попытка придавать речам пророка Исаии «О Мессии» коллективный смысл не имела успеха раньше ( Ис.49:3, 5–7 ), то здесь повторение ее еще меньше имеет оправдания для себя, так как из всего анализа 53 гл. ясно, что в ней идет речь об единичной личности, а не об олицетворении общины (см. в особенности, «муж скорбей» (3) «все мы блуждали... Господь возложил на Него грехи всех» (6) «Он... страдал добровольно» (7) «за преступления народа Моего претерпел казнь» (8) «не сделал греха и не было лжи в устах Его» (9) и др.). Недаром даже такой свободно мыслящий экзегет, как Duhm и тот относительно затронутого вопроса говорит следующее: «Мессия здесь трактуется, насколько только возможно, еще гораздо индивидуальнее, чем в остальных песнях, и толкование Его личности в смысле действительного или «истинного» народа израильского здесь всецело невозможно (vollends unmögich – «Das Buch Jesaia» – 365 s. Gothingen 1892). А вместе с этой гипотезой падает и другая, как связанная с ней, о том, что исключительными слушателями, к которым была обращена эта обличительная речь пророка, были представители языческого мира, теснившие народ израильский. От критики ложного мнения перейдем к выяснению и обоснованию правильного, выраженного хотя и весьма аподиктически, но, к сожалению, без достаточных доказательств.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сказка-притча о Русском Царе, Добром Мужике и страшном Чуде-Июде... Рассказана для доверчивых детей, коих есть Царство Небесное 12.07.2018 1205 Время на чтение 22 минут «И в оньже аще град входите, и приемлют вы, ядите предлагаемая вам: И исцелите недужныя, иже суть в нем, и глаголите им: приближися на вы Царствие Божие. И в оньже аще град входите, и не приемлют вас, изшедше на распутия его, рцыте: И прах, прилепший нам от града вашего, отрясаем вам. Обаче сие ведите, яко приближися на вы Царствие Божие. Глаголю вам, яко Содомляном в день той отраднее будет, неже граду тому». (Евангелие от Луки, Гл.10, Зач.8) В некотором Царстве, Русском Государстве, жил-был Царь - Православный Государь. Хороший был Царь, добрый, христианский. Была у него Царица-Матушка - красавица писаная, ни в сказке сказать, ни пером описать, такая умница, а уж рукодельница-то! Но главное, крепко верили они своему Богу, Святой Троице, и очень Его почитали. А и Бог их, сердешных, очень любил. И народ Их тоже очень любил. Народ-то был хороший - Русский. А и народ-то Русский какой был молодец, по душе своей - простец, пуще всего на свете любил Божью Церковь. Куда ни посмотришь, кругом на Руси храмы Божии стоят, маковки золотом горят, звон колоколов, да фимиам молитв, чтобы Бога порадовать. Тем и утешались, как дети. Так и жили в мире, и любви, и согласии, как говорится, друг в друге души не чаяли. Были у Царя с Царицей деточки, пятеро. Но - все по порядку. Сильно Бог полюбил Землю Русскую, все ей дал, всем украсил: живи по Божьей Правде, радуйся, да Бога Троицу прославляй. Благословил Господь Землю Русскую миром и отдал ее в удел Матери Божией Приснодеве Марии. А под Её покровом всем хорошо: сироты пригреты, вдовицы утешены, стар покоен, млад не обездолен, девицы-красавицы целомудренны, а мужи сильны и добродетельны. Жить бы поживать, да добра наживать. Но не всем по нраву была такая лепота. Одному существу на свете чужое добро око застило. То был прегордый завистник Змей Тугарин - лютый, заклятый враг Бога. Вот и позарился он на Божий удел - Святую Русь. Много бед чинил он русским людям: то полчища вражеские пошлёт для разорения Русской Земли, то воровство и измену заведёт, а то и сам, где хвостом ударит, тут неурожай, там болезнь какая - язва моровая. А где мир и любовь - то он терпеть не может, посылает туда своих слуг, чтобы посеять промеж русских людей ссоры да раздоры, да обиды и всякие нестроения. А ему поганому только того и надобно, чтобы души погубить и к себе в преисподню уволочь. Наведёт беду и порчу на людей, а сам знай себе от гордости раздувается, от злости и зависти пухнет. Такое вот омерзительное и противное существо этот Змей Тугарин, сущий сатана, дьявол и подлец.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/13/...

Закрыть Крестные ходы как училище соборности В свете учения свт. Николая Сербского Александр Сороковиков   10:25 09.08.2022 536 Время на чтение 7 минут Фото: из личного архива Если говорить о крестоходном, иначе – Богомольческом движении, получившем новое дыхание в России 90-х годов, то, главная его парадигма – крестный ход как монастырь в движении, исчерпала себя еще десять-двенадцать лет назад. Отсюда не приходится удивляться, что численность участников многодневных крестных ходов стала стремительно падать, так как крестоходцы всё менее видят на таких шествиях братскую взаимоподдержку и христианское к себе отношение. Напротив, они всё более встречают требования, как по-армейски жесткой дисциплины, так и по-монастырски безпрекословного послушания. Разумеется, на крестных ходах нужны, и послушание и дисциплина, но, доведённые до абсолюта и поставленные во главу угла, они приводят к обратному результату. «Народ Божий» перестаёт принимать участие в таких крестных ходах. Совершенно иную задачу поставил для Богомольческого (крестоходного) движения свт. Николай Сербский. Главная парадигма возглавляемого им Богомольческого движения состояла не в формальном руководстве народной инициативы, но в возрождении национального духа, и возвращения «народа Божьего» в лоно Православной Церкви. Свт. Николай Сербский поставил перед собой задачу, ни много ни мало – возродить и духовно укрепить, очень серьезно пострадавший во время Первой мировой войны сербский народ. Средством для такого возрождения было избрано всё более набиравшее силу (начиная с 1920 года) Богомольческое движение в Сербии. Святитель Николай с самого начала обозначил задачу крестных ходов – стать школой для возрождения души народа, стать училищем для возрождения соборности. Масштабные крестные ходы в Сербии, в период после Первой мировой войны, были изначально народной инициативой. Православные люди, потерявшие в военные годы своих родных и близких (а по статистике, начиная с 1912 года, когда началась Балканская война, каждый второй взрослый мужчина был убит), эти православные люди собирались группами и совершали крестные ходы по монастырям, которых в Сербии, и до сей поры великое множество. Должно отметить, что сербский народ как-то по особому монахолюбив, и монахолюбие это проявилось в нём с древних времён, когда сербские крали и деспоты строили монастыри, в которых устраивали фамильные усыпальницы. Вспомним, что главный сербский святой свт. Савва Сербский принадлежал к царскому роду. А также о том, что именно ему было суждено утвердить Сербскую Православную Церковь как Церковь Поместную. А потому, не случайно, что в Сербии, монастырей на душу населения больше, чем в других странах. Также, не случайно, что на Престольные праздники в некоторые обители до сей поры приезжают по 300 тыс. богомольцев, а к свт. Василию Острожскому в Черногорию приезжают на день его памяти по 600 тыс. человек.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/09/kr...

Закрыть Премьера видеоклипа «#ОстановимМатильду» 08.08.2017 939 Премьера ВИДЕО « #ОстановимМатильду » с большой народной волны прокатившейся от Камчатки до Вены, от Архангелтска до Севастополя, по городам Русского мира и зарубежья 1 августа 2017 года! Не было более важного за последнее время выступления православных христиан, чем общероссийское и международное Стояние «За Веру! За Отечество! За Народ и Царя!» 1 августа 2017 года. Участие в нём приняло более 10.000 человек более чем в 40 городах России и зарубежом. Люди в разной форме заявили о своей гражданской позиции. Люди устали от того, что с экранов и в информационном пространстве им говорят о защите традиционных духовно-нравственных ценнострей, а на деле готовится к выходу на экраны страны кощунственный, глумливый и лживый кинопродукт под названием «мАтильДа», в котором Святой Русской Православной церкви Царь-страстотерпец Николай II показан в роли блудника, а Святая Русской Православной церкви Царица-страстотерпица Александра Федоровна в роли колдуньи. Тем самым происходит десакрализация Православия, и закладывается мина замедленного действия под фундамент нашей государственности. У нашего Отечества всегда, помимо армии и флота, был самый главный союзник, построивший наше Государство - Русский Православный народ. Он всегда лоялен к государству и не потерпит никаких революций, но не надо его лояльность воспринимать, как слабость. Мы принимаем Власть, как промысел Божий и молимся на каждой Литургии за неё. Но мы не можем принять глумление над Святыми и Святынями Русской Православной церкви и плевок в душу Русского народа, даже если это глумление санкционируют чиновники во власти. И мы оставляем за собой право, в рамках законодательства, бороться за свои права. Кинопродукт «мАтильДа» не должен появится на экранах нашей страны. 12 августа, в День рождение Царевича-страстотерпца Алексея, в 11.00 Стояние «За Веру! За Отечество! За Народ и Царя» продолжится. По городам Русского мира и зарубежом, от Камчатки до Европы пройдут молебны Царственным страстотерпцам.

http://ruskline.ru/video/2017/avgust/08/...

Когда предвечное Слово, соделавшись человеком, восприяло нашу природу и нашу нищету, Оно восхотело дать людям образец, как право веровать и хорошо жить, чтобы открыть для них два пути к достижению вечной жизни – путь истины, познания истинного Бога, и путь святости, обнаружения всех добродетелей. О первом Он Сам говорит в Евангелии Иоанна в беседе со Своим Небесным Отцем: се есть живот вечный, да знают Тебе, единого истинного Бога, и егоже послал еси Иисуса Христа (17:3); то есть, вечная жизнь для людей заключается в том, чтобы они познали на небе Бога в Его собственном первообразе, существе и образе бытия (как Единого в Троице), чтобы во едином Боге Творце покланяться Его всемогуществу и совершенствам; а на земле взирали бы на Его живой образ, на воплотившееся Слово, чтобы познать во едином Боге-Избавителе благость и благодеяния Его. Относительно же второго пути Апостол Павел уверяет, что Сын Божий облекся в нашу плоть, чтобы образовать из нас новую Церковь , новый народ. Церковь – нескверную и непогрешимую, в которой нельзя было бы найти ни малейшего порока. Да представит ю Себе славну Церковь , не имущу скверны или порока ( Еф.5:27 ). Народ – свободный от всякого недостатка, делающий все доброе, достойный Его вечной любви. Да очистит Себе люди избранны, ревнители добрым делом ( Тит. 2, 14 ). Эта новая Церковь – наша, и этот новый народ – мы. Это новое правило нашего исповедания и жизни есть вера, которая поэтому, как говорят богословы, одновременно созерцательная и деятельная, ибо она есть как бы око нашего разума, чтобы видеть истину нашего вероучения, и как бы рука нашего сердца, чтобы исполнить святость нашего нравоучения. Мы должны иметь я то и другое, чтобы обладать совершенной верой. Первое без второго мертво. Второе без первого слепо. И христианин, которому недостает того или другого, есть как бы больной, который от истощения сил не может ходить, или слепой, который, лишенный зрения, не видит, куда двинуться. Одному недостает крепости, другому – руководства; и первый и второй подвержены падению. Один – по слабости, другой– по слепоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

[Лаики; греч. λακς - из народа], лица, принадлежащие к Церкви и не входящие при этом в состав духовенства , или клира . В совокупности М. составляют церковную паству. Все члены Церкви разделены на 2 основных разряда. К 1-му разряду принадлежат клирики, призванные Св. Духом через посвящение ( хиротонию или хиротесию ) исполнять церковное служение: проповедовать, совершать таинства, требы и иные богослужебные чинопоследования ( епископы и пресвитеры ) либо помогать при их совершении ( диаконы , церковнослужители ), занимать руководящее положение в делах церковного управления. Второй разряд составляют М., которые тоже являются полноценными участниками церковной жизни в разных ее проявлениях. Члены Церкви, клирики и М., равны в надежде на спасение, на вхождение в Царство Небесное. Но, как и во всяком живом организме, в церковном Теле каждый член имеет свое назначение: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же»,- учит ап. Павел (1 Кор 12. 4-5). В Послании к Ефесянам сказано: «И Он поставил одних Апостолами, других - пророками, иных - Евангелистами, иных - пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф 4. 11-16). Широкое участие М. в церковной жизни имеет своим догматическим основанием учение ап. Петра о всеобщем священстве: «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Петр 2. 9-10).

http://pravenc.ru/text/2563360.html

о.Амвросий: - Эта тема очень интересная. Приносит ли пользу любая революция? – Нет, не приносит. Первая революция была на небе, когда Господь создал ангельский мир, царство бесплотных духов. Самым близким к Богу был Денница, который принимал все тайны от Бога и потом давал указания ангелам. И Денница возгордился и захотел быть равным Богу, и на свою сторону увлек третью часть ангелов, т.е. совершил революцию. Он перестал служить Богу, и тогда Архангел Михаил сразился с ним, и третья часть ангелов пали и стали вместо добрых черными, как их называют, бесами. Денница – сатана, в нем нет правды. И поскольку Денница и третья часть ангелов пали с неба, потеряли райское состояние -  они решили на земле сделать рай, чтобы народ служил не Богу, а дьяволу. И что же получилось? Вот, допустим, у нас 75 лет строили коммунизм, а пришли не к коммунизму, а к капитализму. В израильском народе люди знали истинного Бога, служили Ему, и сам Бог управлял этим народом. А потом этот народ тоже возгордился и захотел, чтобы Бог не управлял ими, избрали себе царя Саула, а потом Давида, а потом Соломона, и много лет на земле правили люди, а не Бог. А потом пришло время, сатана опять вошел в злых людей и революции совершали сатанисты. Люди добрые знают, что всякая захватническая власть долго не  стоит, она стоит 70-75 лет. Если бы этот народ не восстал против Бога, против Церкви, они бы сейчас процветали, но они по- другому жить не могут, они должны делать только зло. Есть такие люди, которые живут и совершают только добро, они этим живут. Есть люди, которые делают только зло, они этим живут, и в этих людях уже не Дух Святой живет, а злой дух живет. Поэтому  эти злые дела мы и видим – управляли, управляли и что получилось? Император Николай II был помазанник Божий, это был глава российского народа.  В России было 150 миллионов верующих людей, было 78000 церквей, 1200 монастырей, 75 семинарий, 4 духовные академии - и всё это было уничтожено. Уничтожили 90 миллионов людей. Вот к чему привела революция. Советская власть залила кровью всю страну и закончилась. Вот плоды ее работы. Но дьявол на этом не остановился. Святые люди перед революцией предсказали, что придет такое время, когда Россия как корабль в море будет разбита, и от нее останутся только щепки, но Бог совершит чудо – из щепок создаст опять корабль, и Россия не погибнет. Россия не будет материально богата, она будет духовно богата, это самое главное, потому что просто богатство не дает силы. Как свт.Василий Великий говорит: «Если человеку отдать все богатства мира и поставить его царем, душа ни в чем не насытится, она насытиться только в одном Боге». И как народная пословица говорит: «Потерял богатство – ничего не потерял, потерял здоровье – половину потерял, потерял веру в Бога – всё потерял».

http://radonezh.ru/text/oktyabrsky-perev...

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение» Источник: «Православная газета», Екатеринбург Фото: orthodox.etel.ru – Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в нашем эфире вновь программа «Архипастырь», и на ваши вопросы отвечает архиепископ Екатеринбургский Верхотурский Викентий. Владыка, благословите наших телезрителей, радиослушателей и начало нашей беседы. – Бог благословит. Помоги всем нам Господь. – Владыка, спасибо. А начнем мы нашу сегодняшнюю передачу с событий исторических – с 9 мая, со дня победы. Расскажите, пожалуйста, каково значение этого дня в судьбе России и судьбе Православия? – День Победы – это великий день для нашей страны. Когда на нашу землю напали фашистские войска, чтобы уничтожить Россию как страну православную, весь народ православный восстал против врага, и церковь с первых же дней этой кровопролитной войны благословила народ на победу, на борьбу, милостью Божией и слезами и молитвами наших отцов. Хотя в то время еще бушевал атеизм и была очень сложная ситуация с церковью, враг мог нанести еще больший удар по Церкви, поэтому трудами наших солдат и офицеров была одержана Великая победа. Конечно, для нас это и урок в какой-то степени, потому что на войне многие обратились к Богу, к Церкви. Мы знаем, что после окончания войны тысячи и тысячи людей стояли в очереди и крестились в храмах Божиих, потому что они обещали перед Богом: если Господь даст жизнь, избавит от смерти, они обязательно крестятся и станут ходить в Церковь Божию. Это был новый подъем духовной, церковной жизни в нашей стране. Можно сказать, это было и покаянием за соделанные грехи – убийства и кровопролития, уничтожение храмов. Страданиями в годы войны Господь омыл, очистил народ от скверны греховной и возвратил многих к Церкви, к церковной жизни. Поэтому для нас имеет большое значение эта победа, и дай Бог, чтобы мы всегда помнили об этой войне и понимали, что мы должны жить так, чтобы гнев Божий не допускал бедствий, подобных Великой Отечественной войне.

http://pravoslavie.ru/36836.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Глава I. Икона церкви 1. Церковное собрание было самым значительным и необходимым выражением церковной жизни древнего христианства. Значение церковного собрания уже выступает с особой силой в апостольских писаниях. Церковное собрание было самым существенным элементом древней христианской общины. Мы не можем представить себе древнюю христианскую общину без церковного собрания в первую очередь, конечно, молитвенного. «Они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении (τη κοινωνα) и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:42 ). Это значение и роль церковного собрания в древней христианской церкви нельзя объяснить исключительно заимствованием практики ветхозаветных еврейских общин. Для иудео-христианских общин такое воспроизведение было бы понятно и законно, но простое заимствование этой практики христианами из язычников, во всяком случае, спорно. Наличие церковного собрания и в одних, и в других общинах объясняется только тем, что оно лежало в самой природе общин I . По слову ап. Петра, христиане – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» ( 1Петр.2:9 ). Сам Бог совершенно исключительным образом – искупительной жертвой Своего Сына – приобрел для Себя новый избранный народ, который принадлежит Ему совершенно особым образом. Подобно тому, как собрание старого Израиля с Богом есть ветхозаветная церковь , так и собрание нового избранного народа Божия со Христом и во Христе есть новозаветная Церковь – κκλησα. В своей совокупности в своем собрании со Христом – новозаветный избранный народ Божий составляет Тело Христово, Глава которого Сам Христос. Как Глава Церкви, Он всегда – по Его слову – «и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ) – пребывает в Церкви. Новозаветная Церковь есть Тело Христово, а христиане – члены Церкви – члены Тела Христова. Как Тело Христово, Церковь дана раньше ее членов. Не из отдельных членов впервые составляется Церковь , а в Церкви, как в Теле Христовом, во вторичном порядке могут быть различаемы отдельные ее члены. «Вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор.12:27 ). «Ибо как тело одно, но имеет многие члены, так все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос» ( 1Кор.12:12 ). Поэтому быть членами Церкви можно только через приобщение к Телу Христову. Только члены Тела Христова – члены Церкви II .

http://azbyka.ru/cerkovnye-sobory-i-ix-p...

Русская Православная Церковь ХХ век 1 июля 1923 год — Опубликовано новое послание Святейшего Патриарха Тихона к верующим. В послании осуждалась антисоветская деятельность митрополита Антония (Храповицкого) и других иерархов Русской Зарубежной Церкви, в отношении которых было сделано следующее предупреждение: «...А иначе придется звать преосвященных владык в Москву для ответа пред церковным судом и просить власть о разрешении им прибыть сюда». Власти надеялись, что своими посланиями Святейший Патриарх будет скомпрометирован в глазах верующих. Но, как писал протоиерей Василий Виноградов: «Советская власть просчиталась в своих расчетах, ибо не учитывала, как безбожная, одного, и решающего, фактора в церковной жизни, именно того, что Дух Божий правит Церковью. Случилось вовсе не то, что советские властители ожидали по чисто человеческим расчетам. “Покаянное заявление” патриарха, напечатанное в советских газетах, не произвело на верующий народ ни малейшего впечатления. Без малейшей пропаганды весь верующий народ каким-то чудом Божиим так формулировал свое отношение к этому “покаянному заявлению”: “Это патриарх написал не для нас, а для большевиков”». Митрополит Петр (Полянский) в сентябре 1924 г. в частной беседе с одним из священников сказал по поводу послания Патриарха о переходе на новый стиль: «Что касается перехода нашего на новый стиль, то ваша тревога совершенно напрасна, передайте умненько всем своим товарищам и прихожанам, что на новый стиль мы никогда ни за что не перейдем, потому что этого не желает народ. Но нас могут заставить перейти гражданская власть, и мы тогда подчинимся и выпустим соответствующее послание. Но вы не обращайте на это внимания и считайте такие вынужденные (выделено нами. — Ред.) наши послания необязательными. Секретно на ушко через надежных лиц вы разъясните верующим, что Святейший в настоящее время находится в ужасных условиях, именно между молотом и наковальней. С одной стороны, нужно подчиниться гражданской власти, а с другой — в церковных делах ей никак нельзя подчиняться, ибо она безбожна и ведет к разрушению Церкви, да и с массами мы в конфликт вступать не будем, иначе они уйдут к обновленцам. А ведь вы сами знаете, что эти красные те же безбожники-большевики. Итак, не смущайтесь, положение наше прочное, обновленцы с каждым днем всё слабеют и слабеют». Характеристика, данная митрополитом Петром патриаршему посланию о новом стиле как «вынужденном», применима и к посланиям, о которых идет речь.

http://pravoslavie.ru/5499.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010