Публика и народ Божий      Когда в начале декабря мне с моими друзьями – потомками старого русского рода, – случилось оказаться в Псково-Печерском монастыре , еще не было до конца понятно, насколько глубоким окажется раскол российского общества, уже наметившийся в наших общих френд-лентах в фейсбуке в те дни, когда по России везли Пояс Богородицы . Тогда московская публика по-светски негодовала сначала из-за «темноты» народа, выстраивавшегося по всей стране в какие-то непонятные многотысячные очереди, а потом из-за пробок, мешавших куда-нибудь проехать. Немотивированная агрессия удивляла, но все же казалась чем-то несерьезным – по крайней мере, мне. Однако теперь понятно, что это была, так сказать, только увертюра. И вот с обеспокоенными друзьями, оставившими в Москве своих младших сестер и взрослеющих детей, мы прибыли в Печоры на Введение во храм Пресвятой Богородицы. В миру, как известно, в этот день было другое событие, – выборы в ГосДуму. В Печорах народ Божий стекался к праздничной всенощной, а в оставшейся далеко Москве тем временем сгущался воздух. Мои друзья тревожились за своих близких, собиравшихся пойти протестовать потому, что выборы в Думу, по их мнению, проводились нечестно. Прекрасные русские интеллигенты, последние сто лет существования Российской империи не находившиеся себе другого занятия, как в поисках справедливости гоняться за царем, снова почувствовали в крови революционный призыв. Что было потом, не нужно напоминать, – волна пошла вверх, и не то, чтобы договориться, – услышать друг друга становилось все трудней и труднее. Есть вещи, которые атеисту не объяснишь. Например, нельзя объяснить атеисту, почему гомосексуализм – это плохо, в то время, как верующий человек сразу понимает, о чем речь. Это мерзость пред Богом, – и точка. Атеист же сразу начинает возмущаться: как это? А куда Он дел права человека, когда сжигал Содом и Гоморру? Может быть, поэтому в наше время Бог не действует так явно, как в ветхозаветные времена – потому, что все равно Его никто не поймет? Люди нашего времени дудят в свою дуду, хоть ты убейся.

http://pravoslavie.ru/54404.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Архимандрит Роберт Фрэнсис Тафт, О. И. (1932–2018), профессор Папского Восточного института (Рим) Вопрос о роли мирян в Церкви закономерно требует пояснений, поскольку миряне суть народ Божий, и они не только «в Церкви», но они и есть сама Церковь . Все различения между мирянами и клириками являются продуктом мысли более позднего времени, о чем свидетельствует данное исследование. В текстах Нового завета и свидетельствах раннехристианской эпохи отсутствует отдельная категория «мирян» как не-клириков или таких членов церковного собрания, которые не имеют призвания и служения, но все члены церковного собрания есть народ Божий ( λας το Θεο) — как имеющие поставление на особые церковные служения, так и не имеющие его. Решение вопроса осложняется тем, что определение «миряне» не имеет терминологически ясного перевода: термин «лаики» раскрывает значение данного определения лишь отчасти, а именование членов народа Божьего, не имеющих особого церковного поставления, «мирянами» указывает на их стремление жить интересами и установлениями «мира сего». Автору важно показать, что свидетельством о полноте членства в народе Божьем каждого верного является его церковное служение в меру его духовного дара и связанного с ним поставления. Особое значение, наряду с контекстным анализом раннехристианских свидетельств и современных церковных документов, приобретает жанр «повествовательного богословия». Нарратив «повествовательного богословия» позволяет раскрыть путь веры и стремление к освящению жизни пред Богом простых людей, сохраняющих верность своему христианскому призванию. Их жизненное свидетельство о глубоком и преображающем действии Божьем раскрывает, по мнению автора, подлинное место верных членов народа Божьего, называемых «мирянами», в истории церковной святости и их роль в свидетельстве о Христе миру. Ключевые слова : литургика, экклезиология, миряне, народ Божий, лаики, клирики, церковное собрание, молитва, евхаристия, повествовательное богословие. Посвящение

http://azbyka.ru/kakova-rol-mirjan-v-cer...

Слово по освящении трапезного храма при Сумском городском соборе 15 мая 1885 г. О добродетели храмоздания. И рече царь Давид к Нафану пророку: се ныне аз живу в дому кедровом, кивот же Божий стоит посреде скинии. ( 2Цар. 7, 2 ). Вот первое и самое древнее свидетельство Библии о благочестивом чувстве и намерении истинно верующей души создать храм Богу истинному, достойный Его святого имени и превосходящий благолепием жилища человеческие. Давид, как пророк, понимавший действия Промысла Божия относительно судьбы народа Израильского, видел, что давно уже странническая жизнь Израиля кончена, что народ, получив обетованную землю, прочно в ней основался, что он сам, как царь, водворился в Иерусалиме с царским великолепием и потому скорбел, что на глазах его остается в положении странника, под шатром, только кивот Божий, место „ обитания “ Бога Израилева. В чувстве смирения он поверяет другому пророку свое желание создать храм Богу, и как кротко, как прекрасно выражает его: „вот я живу в доме кедровом, а кивот Божий находится под шатром!“ Получив извещение, что его намерение угодно Богу, что Господь сопровождает Свое соизволение высокими обетованиями потомству его, и только предоставляет сооружение храма не ему самому, а сыну его Соломону, Давид с радостью и пламенным усердием начинает заготовлять драгоценные материалы для будущего храма, совершенно счастливый этим скромным участием в великом деле созидания первого храма Богу истинному. Мы знаем, как дорожил народ Израильский первым храмом Соломоновым и вторым, созданным после пленения вавилонского. Знаем, что и в Церкви новозаветной, с первых веков христианства и доселе, постоянно живет сознание необходимости пребывания среди жилищ человеческих храма Божия, и, как ключ чистой воды, течет из века в век чувство любви к храмам и усердие к их созиданию и украшению. Нельзя не заметить в истории, что чем вера народов чище, чем любовь к Богу глубже и стремление к духовному общению с Ним живее, тем храмов больше и тем они, если позволяют средства народов, величественнее и благолепнее. Этой добродетелью с древних времен отличался и был духовно счастлив и наш православный русский народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею В «Вере святых» Николай Сербский толкует десять заповедей — первый Божий Закон.»Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто может думать, и кто хочет спасти душу свою.Но тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, то не решится выплыть на глубину, боясь утонуть. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет считать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не освоит плавную речь и письмо. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу». Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею Первая заповедь. Первый Божий Завет " Внимай, народ мой, закону Моему " , - повелел Господь Бог Саваоф через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе: 1. Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.  2. Не дела себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.  4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему.  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.  6. Не убивай.  7. Не прелюбодействуй.  8. Не кради.  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто может думать, и кто хочет спасти душу свою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть itemscope itemtype="" > Воспряни, Русь Православная! Новый фильм митрополита Вениамина (Пушкаря) – мощное духовное обращение к нашему народу Митрополит Вениамин (Пушкарь)   14:43 05.11.2023 4327 Новый слайдовый фильм митрополита Вениамина (Пушкаря), это продолжени фильма «Крещение Руси» , представленного более года назад, накануне военных событий на Украине. Новый фильм Владыки – это мощное духовное обращение ко всем нам, православным. Ко всей сегодняшней Руси. Своим духовным произведением, наполненным величественными православными образами и песнопениями, Владыка открывает перед нами саму суть Русской истории и духовную тайну России. В фильме мы видим глубинную и непрерывную историческую связь Руси и ее Церкви. Видим, как во все времена Русская Церковь и ее святые подвижники объединяли народ на борьбу с мировым злом, с захватчиками нашего Отечества. Ярко и грозно показано в фильме, как народ русский, принявший святое крещение в купели Днепра, испытывал тяжелые страдания, когда отступал от Бога, погружался в греховные страсти и междоусобицы. В фильме особо подчеркивается, как междоусобицы губили Русскую Землю. Так было, когда татары полонили Русь. Так было, и когда Смута охватила нашу страну, а поляки уже захватили Кремль, и Россия стояла на краю гибели. Так было, когда наш народ забывал, для чего он существует и каково наше Божественное призвание. Но во все века Русь спасалась крепкой верой в Бога и покаянием перед Ним. И всегда, даже в самую трудную годину, над Русью простирала свой незримый Покров Пресвятая Богородица. В дни тяжких испытаний Господь обращался к русскому народу через своих святых угодников. Таких, как преподобный Сергий, Игумен Земли Русской, святитель Гермоген, Патриарх-мученик, преподобный Серафим, Светильник Саровский. И народ шел за своими святыми, слушал глас Божий, звучавший через уста угодников Божиих.

http://ruskline.ru/rnl_tv/2023/03/29/vos...

I. Святой Аверкий, ныне воспоминаемый церковью, жил во II веке и был епископом города Иераполя во Фригии. В то время христианская вера еще только начинала распространяться по Римской империи, и было много городов, население которых составляли почти исключительно язычники. К числу таких городов принадлежал и Иераполь. Однажды святой Аверкий был свидетелем языческого празднества в городе и с прискорбием смотрел, как народ поклонялся идолам. Аверкий исполнился ревностью о славе Божией, взял в руки жезл и отправился к языческому храму, где только что окончились жертвоприношения. Войдя в храм, Аверкий начал сокрушать стоявших там идолов. Когда это заметили жрецы, то немедленно донесли начальникам города о случившемся; узнал об этом и народ и все поспешили в храм. Идолопоклонники пришли в сильную ярость и хотели уже зажечь дом Аверкия. Друзья и соседи епископа, при виде приближающейся толпы, желали спасти его от опасности и советовали ему скрыться где-нибудь на время, пока утихнет волнение, но святитель не испугался толпы, вышел к собравшемуся народу и стал говорить о суетности идолов, стараясь отвратить народ от идолопоклонства и привлечь к истинному Богу. Язычники уже готовы были броситься на святителя и умертвить его, как вдруг произошло событие, давшее другой оборот делу. Внезапно в толпе народа произошло смятение: трое бесноватых юношей подняли страшный крик, разодрали на себе одежду и с пеной у рта упали на землю. «Аверкий», кричали они, «заклинаем тебя единым истинным Богом, Которого ты проповедуешь, не мучь нас!» Народ смолк при этих криках: все ожидали, как поступит Аверкий. Святитель сжалился над бесноватыми и начал молить Бога об исцелении юношей, после чего они почувствовали себя совершенно здоровыми и со слезами начали благодарить святителя. Это чудесное исцеление смягчило ярость народа, который увидел в Аверкии не врага, а целителя и благодетеля. Вместо криков гнева и ненависти в толпе начали раздаваться возгласы: «един есть Бог истинный, Которого Аверкий проповедует». Многие стали обращаться к Аверкию с словами: «скажи нам, человек Божий, примет ли нас Бог твой, если мы обратимся к Нему? На другой день собралось еще более народа, желавшего получить наставление в вере и креститься, и Аверкий крестил в тот день 500 человек. Так началась апостольская деятельность святого Аверкия. Вскоре весь Иераполь обратился в христианство .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Беседы на Книгу святого пророка Божия Даниила Часть 1 Я хочу побеседовать с вами о Книге пророка Даниила, которая содержит в себе удивительные предсказания о древних и грядущих царствах и повествование о жизни некоторых Божьих пророков. Также эта Книга говорит о Царствии Христовом и о последних днях чело­ве­чес­кой истории, а именно: о битве верных Богу со всемирным духовным «Ва­ви­лоном» греха. Пусть благословение Божие не покидает нас на про­тяжении всей этой беседы. Святый пророче Божий Данииле, моли Бога о нас! Книга пророка Даниила начинается словами: «В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего» ( Дан.1:1–2 ). Здесь мы видим, какую трагедию переживал Израиль в 605 году до Рождества Христова, когда во дни Иоакима, в третий год царствования сего царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил, как сказано в Библии, этот город. Множество израильтян были пленены, многие из них были превращены в рабов и отправлены в Вавилон, чтобы, находясь там, выполнять волю языческих правителей, языческого царя. Почему такая трагедия произошла в жизни иудейского народа? Почему в жизни верующих людей случается иногда так, что господствовать, управлять ими начинают язычники, еретики, а хуже того – безбожники-атеисты? Почему Господь попускает это? Ведь здесь прямо сказано, что «предал Господь в руку его», то есть в руку царя Вавилонского… Зачем Господь порой как бы отдает свой народ в руки тех управителей, которые не имеют никакого отношения к нашей святой вере? Это происходит оттого, что своими грехами верующие люди огорчают Бога, и Он, столь милостивый и столь долго терпевший их дурные дела, насылает, наконец, на них начальников злых и бестолковых, языческих правителей, еретичных и безбожных, чтобы они порабощали народ Его. Господь попускает такие бедствия для того, чтобы люди, оказавшиеся в этом рабстве, вспомнили, быть может, о своем Создателе и каялись и молились, обращаясь к Единому Господу Богу, со всей сердечной прямотой и искренностью. И это Вавилонское пленение, которое переживал Израильский народ более 70 лет, очень похоже на то «вавилонское пленение», которое мы с вами до сих пор переживаем: ведь с февраля 1917-го года по сие время над нами стоят безбожные правители, и нет православных монархов, царей, которые бы защищали нас и оберегали святую Веру православную, спасали бы русский народ от всяких опасностей. Этот текст из Даниила особенно понятен нам, потому что мы живем в очень сходный с описываемым в сей Книге временной период. Правда, положение древних израильтян было еще хуже, чем наше современное: их всех согнали с родной земли и увели в землю Вавилонскую, где сделали рабами.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Богошественная гора Синай Скачать epub pdf С Египтом связаны исторически начало Ветхого Завета и начало Нового. В дни египетского рабства появляется среди избранного народа Моисей, таинственная, до сих пор для многих историков неясная фигура. После убийства египтянина, ему пришлось уйти из владений фараона и придти на Синай – где он нашел приют у священника Мадиамского и его дочерей. На одной из дочерей, Сепфоре, Моисей женился, жил спокойно и потаенно, пас стада тестя своего Иофора. И однажды, как сказано в книге «Исход», «провел он стадо далеко в пустыни, и пришел к горе Божией Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх. 3, 1–5 ). Как часто бывает в истории, вождь, пророк и духовный создатель еврейского народа сам скорее всего был чужаком, египтянином. Но здесь, на Синае, впервые заговорил с ним Бог из горящего, но не сгорающего куста. «Это место свято», – сказал ему Бог . Ибо здесь, как бы в огненном горниле, совершалась тайна двойного Богоизбранничества: Бог избрал Себе пророком, Своим историческим орудием Моисея – Моисей избрал (или Бог через него избрал) никому еще не ведомые, подвластные фараонам еврейские племена, для того чтобы создать, выплавить из них Народ Божий. На месте, где Бог впервые открылся пророку, и ныне зеленеет терновый куст. В долине, где стоял когда-то станом выведенный из Египта народ израильский, находится православный Синайский монастырь. Соборный храм его посвящен празднику Преображения Господня, но первоначально, во времена равноапостольных Константина и Елены, здесь был построен храм Неопалимой Купины. …Но начинают паломничество на Синай с восхождения на пик Моисея. Еще из Горящей Купины Бог возвестил Моисею свою волю: «Когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служению Богу на этой горе». И когда, приведя народ и расположив его в долине, Моисей поднялся во исполнение обетования на вершину, «гора Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом» (Исх 19, 18–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Павел: " Я полюбил Беларусь и ее народ " 17.07.2014 443 Время на чтение 10 минут Не так давно свое служение в нашей стране в качестве Предстоятеля Белорусской Православной Церкви начал митрополит Павел. Учитывая, что большинство верующих в Беларуси - православные, каждое слово Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси приобретает особую значимость и оказывает существенное влияние на наше общество. Редакция журнала " Беларуская думка " обратилась к Владыке с рядом вопросов. - Ваше Высокопреосвященство, ожидаемым для Вас было назначение в Беларусь или, напротив, эта миссия стала совершенно внезапным поворотом судьбы? Каково Ваше главное впечатление от нынешнего служения? - До декабря 2013 года я предполагал, что завершу свою жизнь в Рязани. Даже присмотрел себе место захоронения. Назначение Патриаршим Экзархом всея Беларуси было для меня абсолютно неожиданным. Но не " поворотом судьбы " . Как и любой православный христианин, я верю, что нет безликой судьбы, нет случайностей, а есть воля Божия, есть промысл Божий о каждом из нас. И этот промысл - всеблагой и всесовершенный. " Бог не играет в кости " - воспользуюсь образным выражением Альберта Эйнштейна. Господь ведет каждого из нас по уникальному и неповторимому пути в Царство Небесное. А наша задача - сотрудничать с Богом в деле спасения нашей души. Я действительно воспринял решение Священного Синода о моем назначении в Беларусь как волю Божию. Святейший Патриарх Кирилл, напутствуя меня перед новой миссией, сказал: " Я очень люблю Беларусь и белорусский народ. Уверен, что и вы полюбите эту страну и людей, живущих там " . Сегодня я говорю совершенно искренне: да, я полюбил Беларусь и ее народ. Конечно, я рад, что не чувствуется особого языкового, культурного барьера. Любуюсь чистотой белорусских городов, порядком на улицах. Насколько я могу судить, белорусы - трудолюбивая, дисциплинированная, законопослушная нация. И при этом очень радушная и сердечная.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мы – не «Иван Голунов», мы – Русский народ! Завтра, 18 июня, очередное судебное заседание в заказном деле Николая Каклюгина. Помолимся, братья и сестры! 17.06.2019 1869 Завтра очередное судебное заседание в заказном деле Николая Каклюгина. В 14.30 по московскому времени в Ростове-на-Дону 18 июня 2019 года. В День памяти святого благоверного князя Игоря Черниговского. Помолимся, братья и сестры! Все вместе помолимся, кто как может, каждый на своем месте. В 7.00 по местному времени встанем перед образами и воздохнем ко Господу. Молитва много может. Кто-то призывает брать пример с баламутов, которые участвуют в массовках на съемках масштабного киноспектакля под названием «Мы Иван Голунов». Мы же будем брать пример со Христа. И будем стараться выполнять то, что Господь заповедовал нам. Молитва - дело трудное, требующее всю жизнь свою менять. Это не на улицы выходить с перекошенными физиономиями и ультиматумы звездам, облакам и деревьям ставить. К чему ведут массовые протесты? К большому хаосу, к кровопролитию и войне внутри России. Тем, кто Россию ненавидит, этого и надо. Будем молиться, чтобы Господь сохранил Россию и наш народ. Будем молиться о Николае Каклюгине, чтобы восторжествовала воля Божия, а не злая воля тех, кто творит беззаконие. Будем молиться, чтобы разверзлась земля под восстающими на Христа и Россию. Недавно стало известно, что под зданием Госдумы на Охотном ряду образуются пустоты. И разве не ясно, что если не будет у нас покаяния, то все мы улетим в эти пустоты, возникающие под нашими зданиями и в наших душах. Будем молиться, чтобы Господь разрушил злые планы архитекторов нового мирового порядка и не допустил Антихриста на землю Русскую. Мы - не медузы и не Познеры. Не Марксы, не Кудрины. Не Грефы, не Энгельсы. Не Трампы, не Гитлеры. Не Гейтсы, не Соросы. Мы - не Иван Голунов. И не Иуда Искариотский. Мы - Пересвет и Ослябя. Александр Невский и Игорь Черниговский. Преподобный Сергий и святитель Иннокентий Московский. Мы - архимандрит Кирилл Павлов и воин Женя Родионов. Мы - Иоанн Русский и святой Царь Мученик Николай. Мы - Русский народ. Русский, значит, Православный. Русский, значит, Христов, значит, Божий. Мы - русские, с нами Бог!

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/17/my...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010