Глава 6 1–8. Одобрение Моисея Богом – освобождение неизбежно. 14–30. Родословие Моисея и Аарона. Исх.6:1 .  И сказал Господь Моисею: теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей. Под действием «руки крепкой», т.е. казней (см. выше объяснение 19–23 ст. 3 гл.), фараон не только отпустит, но даже «выгонит» евреев из своей земли ( Исх. 12:33 ). Исх.6:2 .  И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. Исх.6:3 .  Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим [«Господь»] не открылся им; 6 Исх.6:4 .  и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали. Исх.6:5 .  И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой. Исх.6:6 .  Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; Исх.6:7 .  и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига Египетского; Исх.6:8 .  и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь. Неизбежность освобождения основывается на непреложности обетований. Явившийся Моисею Господь есть тот самый Бог Всемогущий (El-Schaddai), Который открывался патриархам ( Быт. 17:1, 35:11 ) и если Иегова всегда Себе равен и неизменен, то Он исполнит данные El-Schaddá " ем обещания. Последний «поставил с патриархами завет, чтобы отдать им землю Ханаанскую» ( Исх.6:4 , Быт. 17:8, 26:3, 35:11–12 ), а, тождественный с ним Иегова приведет его в исполнение. Тождество Иеговы с El-Schaddá " ем ручается за выполнение трех обетований: избавления от рабства египетского ( Исх.6:6 , Быт. 15:14 ), избрания евреев в народ Божий ( Исх.6:7 , Быт. 17:7–8 , Втор. 4:20, 7:6 ) и дарования им земли обетованной ( Исх.6:8 , Быт. 17:8, 26:3, 28:13, 35:12 ). Ввиду всего этого Моисей и народ не должны падать духом. Если в результате избавления они опытом узнают, что Господь – их Бог , то и теперь при предсказании предстоящего освобождения должны сохранять веру в Него. «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь», не открывался им» (ст. 3). В Своих обетованиях патриархам Бог указывал по преимуществу на Свое всемогущество (El-Schaddai), служившее для них ручательством за исполнение Его обещаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава двенадцатая. Образ восьмой: день Ягве Как удар молнии врывается в мир библейских мессианских пророчеств образ дня Ягве (йом Ягве). Раскатами грома отзываются слова пророков об этом дне, великом и славном, славном и страшном. Язычество не знало истории. Не знали ее эллины и ромеи. Вечный кругооборот событий. Дни и века замыкались, никогда и никуда не продвигаясь. Рождались и умирали миры, боги, народы, люди. Всюду безысходный Соломонов круг: Идет ветер к югу, и переходит к северу, Кружится, кружится на ходу своем, И возвращается ветер на круги свои... Что было, то и будет, И что делалось, то и будет делаться, И нет ничего нового под солнцем ( Еккл. 1, 6. 9 ). А потому и результат: Суета сует, – всё суета! ( Еккл. 1:2 ). Так закрутило мудрость Соломонову в унылый круг бессмыслицы языческой круговерти времен. Вектор времени, его направленность от начала к концу, альфа и омега (А и Ω), причина и цель, а значит смысл истории, были ведомы только Израилю. Генезис и эсхатология, происхождение и последние дни, и даже первый и последний день, присутствуют в сознании только богоизбранного народа. А присутствуют по причине библейского откровения о начале и конце мира, о промысле Божием в истории, об осмысленности всего происходящего. Дни и века вырываются из бессмысленного кругообращения в устремленности к будущему. Каждый день получает свое значение в соотнесенности к грядущему дню Ягве. Есть Альфа, есть и Омега, есть осмысленный бег времени, есть история. Язычество знало небо и землю. Пророки Израиля знали Бога неба и земли. Бог, создавший небо и землю, – Он же и Судья неба и земли. День Ягве, йом Ягве, некий таинственный грядущий день, к которому устремились дни и лета, сердца и помыслы Израиля, возник пред взором народа Божия сразу же, как только этот народ появился, даже раньше. Этот день увидел пророчески уже праотец народа Божия Авраам. 12.1. Видение праотца Авраама В Аврааме в чреслах его, в вере его, зачинается народ Божий. Эль Шаддай, Бог Всемогущий, избирает пастуха Авраама, чтобы сотворить Себе народ. В Аврааме, отце веры, положено начало, Божественная Альфа народа Божия, но ему же сразу дано увидеть и Омегу, день Ягве, день, для которого и будет дано ему потомство.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ [декалог, десятословие, десятисловие; евр.    ,    ; греч. δεκαλϒος], религиозно-нравственные предписания, данные Богом народу Израилеву через прор. Моисея на горе Синай . В евр. текстах Исх 34. 28; Втор 4. 13; 10. 4 они названы     (букв.- десять слов), позднейшая раввинистическая традиция использует выражение    ,     с тем же значением (Шевуот 86б). Наименование «декалог» восходит к букв. передаче евр. выражения    («десять слов» - Исх 34. 28; Втор 10. 4) в греч. LXX как ο δκα λϒοι; др. варианту греч. перевода евр. названия Д. з. во Втор 4. 13 - τ δκα ματα - соответствует название «десятословие». В кн. Исход рассказывается о том, что в 3-й месяц после исхода из Египта Моисей привел народ Израилев в Синайскую пустыню (Исх 19. 1). Пророк взошел на Синай (во Втор 5. 2 эта гора названа Хорив), и Господь повелел ему передать сынам Израилевым слова, выражающие суть Его завета с Израилем: «...итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх 19. 5-6). 2 дня народ готовился к Откровению Божию (Исх 19. 11), не переступая проведенной пророком особой «черты» вокруг Синая (Исх 19. 12-13). На 3-й день Моисей взошел на гору, там «были громы и молнии, и густое облако», гора содрогалась и «дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне» (Исх 19. 16-18). Здесь с вершины горы Господь произнес пророку Д. з. (Исх 20. 1-17), причем голос Божий слышал не только Моисей, но и весь народ Израилев (Исх 20. 22; Лопухин. Толковая Библия. Т. 1. С. 336). К основным Д. з. впосл. были добавлены др. заповеди и предписания, составившие закон Моисеев . Слова Божии, произнесенные на Синае, были также изложены Моисеем для народа Израилева на равнинах Моавских (Втор 5. 6-21) накануне вхождения народа в землю обетованную (см. Второзаконие ).

http://pravenc.ru/text/Десять ...

О колоколах и русском православном звоне Колокола являются одною из необходимых принадлежностей православного храма. В «чине благословения колокола» сказано: «яко да вси слышащие звенение его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию имени Святого Твоего». Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы: 1 . созывать верующих к Богослужению, 2 . выражать торжество Церкви и ее Богослужений, 3 . возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужений. Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном оповещалась какая-либо опасность или несчастье, напр., пожар. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны) и проч. Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа. Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольнею или звонницею , которая строится над входом в храм или же рядом с храмом. Но колокола, как известно, стали употребляться христианами не сразу с появлением христианства. В Ветхозаветной церкви, – в Иерусалимском храме, – верующие созывались на Богослужения не колоколами, а звуками труб. В первые века гонений на христианство от язычников, христиане не имели возможности открыто созывать верующих к Богослужению. В то время верующие созывались на Богослужения тайно. Обычно это делалось через диаконов или особых вестников, а иногда сам епископ после Богослужения объявлял о времени и месте очередного Богослужения. После прекращения гонений (в IV веке) стали созывать верующих различными способами. Более общий способ созыва верующих к Богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала. Била или кандии – это деревянные доски, а клепала – железные или медные полосы, согнутые в полукруг. Наконец, определился самый усовершенствованный способ созыва верующих к Богослужению – это колокольный звон.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Остановимся лишь на некоторых примерах из удивительной жизни великого служителя Божественного Промысла. Уже само наименование святого Боговидцем говорит нам о многом. В Священном Писании Ветхого Завета Бог предстает перед нами как грозный и всемогущий Правитель мира. Его слава устрашала людей, они боялись приблизиться к месту Его явления. Вот как говорится об этом в Писании : «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее» (Исх. 19: 16–19). Эти картины явлений Божественной славы могут показаться действительно устрашающими и весьма далекими от реалий Нового Завета. Однако внимательный взор видит в них явление Того же Бога, Который намного позже придет в мир, чтобы явить глубину Своего милосердия падшему человечеству. Ведь на самом деле удивительно, но в центре этих величественных картин, когда «молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет; горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли» (Пс. 96: 4–5), на переднем плане – встреча человека с Богом. Казалось бы, кто может услышать слабый голос косноязычного человека на фоне подобных величественных явлений природы. Но Священное Писание заключает рассказ недвусмысленно: «Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом» (Исх. 19: 19). Перед нами действительно поражающая величием и глубиной смысла картина любви Творца к Своему созданию. Господь является в грозном блеске Своей славы, но является для того, чтобы услышать голос человека, чтобы ответить ему. И это воистину достойное Бога свидетельство глубины Его сострадания и милосердия к нам. Ведь «Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами. В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же; Его – море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его» (Пс. 94: 3–5). Но когда люди пренебрегли Своим Создателем и достойны были самого страшного наказания, то одно покаянное слово верного раба приклоняет гнев Божий на милосердие: «Народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32: 31–32), – обратился Моисей к Богу и… был услышан!

http://pravoslavie.ru/73657.html

По народным сказаниям сегодня ночью на речные и озерные воды сойдет с неба Дух Божий и освятит воду и она всплеснется подо льдом. Наши старики пойдут с ведрами за полунощной водой, креститься будут на нее, а завтра, после обедни, зелено вино в ратоборство со святою водою вступит… Много греха всякого будет… Господи! Избави землю Твою от глубокия нощи!.. При пении «Глас Господень на водах» мы пошли крестным ходом на Иордань. Было сумеречно от тяжелых метельных туч. Под ногами скрипел мороз. Любо глядеть, когда русский народ идет в крестном ходе и поет! Лицо у него ясное, зарями Господними уясненное. Троекратным погружением креста в прорубь мы освятили наше озеро. С какой светоносной верою русский человек пил освященную воду, мылся ею, сосуды наполнял, дабы в смертный час испить ее как причастие! Когда возвращались обратно, то началась метель. Что–то древнее, особенно русское было в нашем заметеленном крестном ходе. Ветер трепал старые хоругви. На иконы падал снег. Все мы были убеленными. Метель и наше церковное древнее пение!.. Так хорошо… и особенно трогал желтый огонек несомого впереди фонаря… До самого позднего вечера я ходил по избам «со славою» и освящал паству свою богоявленской во–дою. Деревня была пьяной. Неужто опять драки и смертоубийство? Ночью разболелась у меня голова. Я вышел на крыльцо. Метель вошла в полную свою силу. Тревожно было слушать завывы ее. — Не попусти, Господи, очутиться кому–либо в поле или на лесных дорогах!.. Звонари наши загуляли. Пришлось самому подняться на колокольню, чтобы позвонить в пути находящимся… Звонил долго и окоченел весь. Перед тем как сойти с колокольни, долго смотрел на метель… Не прообраз ли она того грозного, что идет на русскую землю? Доктор качал головою: да разве мыслимо, отец Афанасий, с вашими–то легкими на мороз да на вьюгу выходить? Все тревожились за меня. Сказывали, что смерть у изголовья стояла, но улыбнулся мне Христос и озарил чашу мою смертную… Когда здоров священник и горя он не ведает, то не особенно ублажает его деревенский народ: насмехается, грубые слова ему вслед бросает, песни нехорошие про него поет, но заболей священник — народ душу свою отдаст, чтобы вернуть его, помочь ему… Одинокий он, русский человек, и только священник еще «отцом» ему является… Хоть и недостойным зачастую, но все же родным и нерасстанным… Вот и со мною тоже: когда здоров был, то всякие грубости и насмешки слышал, а заболел тяжко — плакали навзрыд, молились, руки мои целовали.

http://azbyka.ru/fiction/dorozhnyj-posox...

Пророк обращает свой взор к отдаленному народу, живущему на берегах рек Эфиопских. Этот народ – Хуситы, перешедшие из западной Аравии в верхний Египет, расположенный на верховьях Нила или на двух притоках, сливающихся в одну реку Нил. Эта страна в древности известна была под именем Эфиопии. Хуситы, расселившиеся преимущественно по берегам рек своей страны, под влиянием местных условий, скоро делались предприимчивы, богаты и даже могущественны. Их реки, на которых сосредоточена была общественная жизнь, промышленная и торговая деятельность, покрыты были множеством, парусных судов, сделанных из папируса (тростника особой породы, который в обилии рос по берегам рек, в особенности Нила, и был весьма пригодным материалом для приготовления многих предметов быта). Эти суда, с быстротой птицы, спускались вниз по быстрому течению верхнего Нила. Эта страна осеняла бесчисленными «корабельными крыльями» – парусами свое людное и шумное население от палящих лучей солнца. Предприимчивость и отважность жителей Эфиопии достигали такой степени, что они осмеливались пускаться даже в открытое море на своих легких судах. Находясь на отдаленном юге, в стране мало доступной и сильнейшим завоевателям Востока, отрезанные от ближайших соседей на севере, Египтян верховьями Нила (в отношении к Иерусалиму эфиопы жили «по ту сторону» верховьев Нила), жители Эфиопии приобрели государственную независимость и могущество, а потом и влияние на дела других народов, населявших страны Передней Азии. Цари Эфиопии отправляли своих послов в другие страны для устройства торговых сношений, военных союзов, а может быть и для сбора дани; ибо это был «народ сильный и страшный». Но пророк Исаия, от имени Всемогущего, возвещает и этой земле «горе» – именно то, что народ, населяющий эту землю, будет побежден и попран ногами врагов, а потому и не может быть надежным союзником иудеев и защитником их при нашествии царя Ассирийского. Богатство и могущество Эфиопии были известны и привлекательны для народов Востока. А потому, и Евреи, представляя себе Эфиопов народом крепким, бодрым, страшным, богатым и победоносным, склонны были войти с ними в близкие отношения; а когда Евреям угрожало нападение могущественных царей Ассирийских и предстояло искушение обратиться за помощью к соседям, то они готовы были даже заключить союз с Эфиопией и с этой целью послать туда скорых вестников воли иудейского царя. Пророк знает об этом, понимает, что преступно возлагать надежды на царя какого-то отдаленного, хотя и сильного, народа; это значит унижать могущество Бога, разрушать с Ним праотеческий союз, забывать о Нем и неизбежно клониться к погибели. Обличая эту преступную связь, пророк признает государственное могущество эфиопов, но в тоже время спокойно, с полной уверенностью возвещает и суд Божий над этими врагами народа Божия и покорность самих эфиопов Богу истинному.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Зло (Evil) В Библии показана история зла – его происхождение, борьба с добром и конечное поражение от рук неизменно благого Бога. Будучи неотъемлемой частью истории от начала до конца, зло последовательно проявляется в широком наборе библейских образов. В основном природа и дела зла выражаются в Писании через следующие образы: 1) света и тьмы, 2) направления, 3) преследования, 4) сельского хозяйства, 5) тела и 6) повседневной домашней жизни. При всех своих различиях эти образы изображают зло как недопустимое искажение добра. Зло и добро: тьма и свет. В Писании зло неизменно соседствует с добром и противостоит ему. Коренное различие между ними раскрывается уже в Быт.2:9 при первом упоминании о дереве познания добра и зла. С одной стороны, есть источник всякого добра – вечно благой Бог, сотворивший все сущее «хорошим весьма» ( Быт.1:31 ); с другой стороны, есть все то, что противоборствует совершенной природе Бога и Его делам. Адам и Ева стали выразителями этого водораздела в роде человеческом, когда воспротивились воле Бога и затем познали добро и зло ( Быт.3:22 ). Вся история взаимоотношений человеческих существ с Богом развивается в контексте этого противостояния добра и зла, например, когда люди любят больше зло, нежели добро ( Пс.51:5 ) или зло называют добром, а добро злом ( Ис.5:20 ). Пророки призывают Божий народ возненавидеть зло и возлюбить добро ( Ам.5:15 ), а в Евр.5:14 «совершенными» названы те, кто «приучены к различению добра и зла». Поэтому в Библии зло чаще всего показывается не изолированно, а в связи с добром, то есть с Богом. Бог обращает лицо против зла и делающих зло ( Пс.33:17 ; Иер.23:30 ). Благость Бога первична; зло противостоит Его благости, и в этом противостоянии природа зла выражается лучше всего. Противостояние зла добру в Библии изображается с помощью образов тьмы и света. С добром и Самим Богом свет связывается с самого начала, когда Бог Своим словом произвел свет, увидел, что свет хорош, и отделил его от тьмы. Тьма, напротив, противодействует свету и добру и часто изображается отчужденным от Бога миром зла. В Иов.34:22 говорится о беззаконниках, тщетно пытающихся укрыться от Бога во тьме и в тени смертной. Во тьму этого мира пришел свет Иисуса Христа, но «люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин.1:4–5; 3:19–20 ). «Народ, ходящий во тьме», – греховный народ, который «увидит свет великий» обещанного Христа ( Ис.9:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Скачать epub pdf 12. 9 неделя по Пятидесятнице. Хождение по водам. Спасающая вера (Мф. 14:22–33; Мф. 8:23–27) «Истинно Ты Сын Божий» ( Мф. 14:33 ). Много разных чудес, благочестивые слушатели, совершил Господь наш Иисус Христос, живя на земле. Среди этих чудес особо сильное воздействие на апостолов и на народ оказали два чуда – чудо укрощения бури на море ( Мф. 8:23–27 ) и чудо хождения по водам ( Мф. 14:22–33 ). Первое чудо совершилось при следующих обстоятельствах. Однажды Иисус Христос с учениками вошёл в лодку, чтобы переплыть на другой берег моря (озера). Поднялась сильная буря, и лодке стала угрожать опасность потопления. Между тем Иисус Христос спал. Опасаясь гибели, апостолы разбудили Его и сказали: Господи! Спаси нас: погибаем. Христос сказал им: что вы боязливы, маловерные? Потом встал и запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Апостолы, изумляясь, говорили: Кто Этот, что и ветры и море повинуются Ему? ( Мф. 8:23–27 ). Христос упрекнул апостолов в маловерии, как причине их боязливости и страха. У них не хватило веры, что Христос-Чудотворец спасёт их, когда настанет самый критический момент или когда Он Сам захочет. И потому они и возопили: спаси нас: погибаем. А когда это опасение прошло, они, обрадованные и восхищённые, – поставили пред собой вопрос: Кто же Он, что и стихии повинуются? На этот вопрос, братия и сестры, они сами ответили после совершения второго чуда – чуда хождения по водам. Об этом чуде рассказывалось, как мы слышали, в сегодняшнем евангельском чтении. Остановим на нём своё благочестивое внимание. После насыщения пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами Христос, опасаясь, как бы народ, потрясённый чудом насыщения, не объявил его царём, поторопил учеников сесть в лодку и переплыть море (озеро). Сам же, отпустив народ, удалился на гору помолиться. Между тем темнело. В горах стала завывать буря. Ветер рвался из ущелий на простор моря. Оно разбушевалось. Апостолы медленно и тревожно плыли. Ветер был встречный, и волны сильно били лодку ( Мф. 14:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Содержание Предисловие Состояние евреев перед избранием царя и избрание Саула Саул Давид Соломон Предисловие История еврейского народа, имеющая своим источником исключительно библейские повествования, в общем чрезвычайно отрывочна. В некоторых своих частях она очень полна, так полна, как ни одна из историй древнейших народов. В других же частях нить ее или совсем, или почти прерывается на расстоянии целых веков. Замечательно, что обилие ее источников совпадает, главным образом, с важнейшими эпохами и, в то же время, с наиболее счастливыми моментами в жизни народной. Так, мы имеем довольно сведений о самом зарождении еврейского народа, в обильных подробностями сказаниях о жизни предков его – трех великих патриархов: Авраама, Исаака и Иакова; мы знаем довольно подробно, как род, размножившийся в целый народ, начал самостоятельную жизнь, после продолжительного рабства и получил подробные законы – религиозные и гражданские; знаем обстоятельно, как возникла и процветала монархия, и как иудеи после плена и бедственного существования под иноземным владычеством геройски завоевали себе независимость при Маккавеях. Напротив, мы ничего положительного не знаем о жизни евреев в Египте: от смерти Иосифа – до рождения Моисея, очень мало знаем о смутном периоде судей, о далеко не блестящем времени – по разделении монархии, и еще меньше о времени плена вавилонского. Другую особенность еврейской истории, находящуюся во внутренней связи с вышеуказанной, составляет то, что она есть не столько история самостоятельного развития народной жизни, сколько история попечения Промысла Божия об Избранном народе. Светлые периоды народной жизни, исторические данные о которых наиболее обильны – это те периоды, в которые водительство Промысла Божия ощутительно, так сказать, на каждом шагу ( Втор.23 и Втор.24 ); напротив, темные периоды – те, в которые Бог гневался на народ за грехи, и спасающая рука Промысла, временно, как бы удалялась ( Псал. 79 ; Ис. 5:5 ). Так как Промысл Божий, большей частью, воздействовал не непосредственно на весь народ, а через посредство воздвигаемых им руководителей народа, то история евреев и сосредоточивается, главным образом, около этих лиц, имеет, как бы биографический характер. Такими центрами ее, в особенности, служат: патриархи, Моисей, некоторые судьи, особенно Самуил, цари, некоторые пророки, священник Ездра и братья Маккавеи. Из всех эпох библейско-еврейской истории наибольшим обилием данных, сгруппированных около лиц, руководивших судьбами народа особенно отличается важная эпоха возникновения монархии и первых трех царей. Это, конечно, не даром. Здесь – высшая точка материального благоденствия и, в частности, политического величия потомков Авраама. Но эта эпоха важна и со стороны религиозно-нравственного состояния народа, в церковно-историческом, так сказать, отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010