Теперь приступим к подробному чтению и анализу этой важной 12-й главы Откровения. а) От ветхого к новому и истинному народу Божьему ( Откр.12:1–6 ) 1 И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. 2 Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. 3 И другое знамение явилось на небе: вот большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. 4 Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. 5 И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. 6 А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. В начале главы на небе являются два знамения. В апокалиптической традиции небесные знамения символизируют некие конечные, эсхатологические события. Эти два знамения противопоставлены друг другу. Первое называется «великое знамение». Оно открывает образ «жены». Второе называется «другое знамение», то есть противоположное первому. Оно являет образ «дракона». На небе является некая жена, которая имеет решающее значение для событий Конца. Как «великое знамение» она указывает на то последнее время, которое начинается с появлением Иисуса Христа (ст. 5). Следует заметить, что как небесный образ жена изображается только в стихах 1–2. Далее она действует на земле. То же касается и дракона. Сначала он на небе, а после внезапно на земле. Дело в том, что традиционно небесные образы указывают на предопределенные Богом феномены и события, на плац Божий, осуществляющийся на земле. Жена представляет собою сияющую фигуру, снабженную небесными атрибутами: она облечена в солнце, луна под ее ногами, а на голове у нее венец из двенадцати звезд. Все это напоминает астрально-мифологические античные представления о небесной царице (особенно о богине деве Исиде). Но для Иоанна все эти мифические атрибуты – всего лишь материал, использованный для символики. Небесные светила обозначают жену как предопределенную Богом Церковь , истинный народ Божий. Это не удивительно, потому что женщина в античности часто символизировала народ. Так в Библии «дщерь Сиона» означает город Иерусалим, а также жителей Иерусалима ( Ис.1:8 ; Иер.4:31 ). На народ Божий указывает и число 12. Это двенадцать колен Израиля (ср. Быт.37:9 , где Иосиф во сне видит солнце и луну, и одиннадцать поклоняющихся ему звезд, то есть одиннадцать сынов Иакова-Израиля, которые поклоняются ему, двенадцатому сыну). Двенадцать колен Израиля – ветхий народ Божий. Венец – символ успеха и триумфа. Он означает непобедимость.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Скачать epub pdf Беседа 8 8. Исцеляющее присутствие Иисуса (Мк.3,7–12) (Мф 12,15–21; Лк 6,17–19) 7 Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, 8 Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И [живущие] в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве. 9 И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его. 10 Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. 11 И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. 12 Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным. Новая весть Иисуса о Боге и Его Царствии одни иудеи переживали как истинное Благовестие. Это больные, одержимые, грешники. Но в то же время другие иудеи усматривали во всем этом опасность для праведной веры. Это фарисеи, книжники, иродиане. Уже сейчас, в начале публичной деятельности Иисуса, после всех споров о субботе, они не без оснований опасались, что Его действия могли привести к серьезному и опасному конфликту в народе. Но Сам Иисус не желал никакого конфликта, который явно назревал, и поэтому Он со Своими учениками удалился к морю. Однако люди потянулись за Ним, ибо они чувствовали, что из Него исходит спасение. В это время Иисус столкнулся с особой проблемой – с людьми, одержимыми демонами. И эти люди называли Иисуса Сыном Божиим . Что они подразумевали под этим? Вне всякого сомнения, они не знали позднего, богословского смысла этого наименования. В древнем мире словосочетание Сын Божий не было необычным. В Ветхом Завете это звание употребляется в четырех значениях: 1. Сынами Божиими называются Ангелы. 2. Народ Израиля – это тоже сын Божий. 3. Сын Божий также – царь народа Израиля. 4. В более поздних книгах, написанных в эпоху между Ветхим и Новым Заветом, сын Божий – иногда просто хороший человек. 5. Наконец, Сын Божий – наименование Мессии из рода Давидова. Во всех этих случаях словом «сын» характеризуется тот, кто особенно близок Богу или избранник Божий. В Новом Завете мы встречаем аналогичное употребление этого выражения. В простом тексте повествования евангелиста Марка это выражение не следует понимать в специфическом богословском значении, как оно понимается в Троичном догмате. Сын Божий, в лучшем случае, мог пониматься как Мессия, царь из рода Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

1 . Когда апостол пожелал это разъяснить и открыть всем, то сказал следующим образом: Иисус 48 , избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил ( Иуд.5 ) 49 . [Col. 121] Но и в другом месте: Не станем искушать, говорит, Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей ( 1Кор. 10:9 ). Также и Петр, верховный из апостолов: Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они ( Деян.15:10–11 ). 2 . Народ Божий, освобожденный из Египта и выведенный пешком посуху через огромные воды [Col. 122] и сохраненный в безлюдных пустынях, не знал никого, как только одного Бога, согласно словам: Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога ( Втор.32:12 ). Итак, апостол провозглашает столь многими очевидными свидетельствами, что народ иудейский был освобожден из Египта Иисусом и что Христа тогда искушали иудеи в пустыне, когда говорит: Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей ( 1Кор.10:9 ). [Col. 123] Также обо всех святых, которые жили под законом Ветхого Завета, блаженный апостол Петр сообщает, что они спасены через благодать Господа нашего Иисуса Христа. 3 . Итак, уходи, убегай отсюда, если можешь, кто бы ты ни был, – ты, который, безум ствуя неистовыми устами и богохульной душой, считает, что нет вовсе никакой разницы между Адамом и Христом, и который также отрицает в Нем Бога после рождения от Девы. Покажи, что можешь также доказать, будто Он не был Богом прежде телесного рождения. Ведь апостол восклицает, что народ был спасен Иисусом из земли Египетской и что Христос был искушаем неверными в пустыне, также и отцы наши, то есть патриархи (316) и пророки, были спасены через благодать Господа нашего Иисуса Христа, – отрицай это, если можешь. Я не буду удивлен, если ты сделаешь так, чтобы отрицать то, что мы все читаем, и опровергать то, во что мы все верим. 4 . Итак, знай, наконец, что уже тогда Христос в Боге вывел народ из Египта, и Христос в Боге был искушаем от народа-искусителя, и Христос в Боге всех праведников спас благодатью Своего милосердия, потому что через таинственное единство [Боговоплощения] и Бог во Христе, и Христос в Боге перешли [Друг в Друга], так что то, что делает Бог, и Христос совершает, и что потом Христос совершил, то и Бог совершил. И поэтому пророк сказал: Не будет тебе бог нов, ниже поклонишися богу чуждему ( Пс.80:10 ), и в этом же смысле в том же духе апостол провозгласил, что Христос был Тем, Кто вывел израильский народ из Египта, [Col. 124] и, безусловно, считал, что Он был рожден как человек через Деву и в силу таинственного единства всегда пребывал в Боге. Иначе если ты не так веришь, то или полагаешь с еретиками, что Христос – не Бог, или, по крайней мере, говоришь против пророка, что Он – новый Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

24–25. Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет. Еще немного, очень немного, и пройдет Мое негодование, и ярость Моя обратится на истребление их. (Сего ради сия глаголет Господь Саваоф: не бойтеся, людие мои, от Ассириан, живущии в Сионе, яко жезлом поразит тя: язву бо наводит на тя, еже видети путь Египта. Еще бо мало, и престанет гнев, ярость же моя на совет их). По требованию «изобилующей правды» Господа (ст.22), народ Израильский подвергнется ударам Его гнева – нападению, поражению и пленению со стороны царя Ассирийского, так что народ вспомнит снова о рабстве Египетском, о возвращении из Египта и раскается: тогда Господь и помилует свой народ, как Отец – детей. И если для отеческой сердечной любви невыносимо видеть орудие наказания своего сына, носящее следы кровавых побоев, и неприятно воспоминание о дне такого гнева, то тем более для любви Божией не благоугодно оставлять орудие казни над непокорными из Своего народа, особенно если это орудие отвратительно и, по всем зловещим признакам, способно внушать страх и через то умалять чувство любви народа к Богу. Поэтому Господь сокрушит позорное, отвратительное и оскорбительное орудие Своего гнева и народной гибели, – истребит Ассирийцев. Бог Израиля может совершить это, ибо Он Господь Саваоф – Царь воинств небесных, и как совершит! 26. И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как простер на море жезл, и поднимет его, как на Египет. (И воздвигнет Бог сил на ня язву, яко язву Мадиамлю на месте скорби, и ярость его на путь иже к морю, на путь иже во Египет). Ассирия – избрана «жезлом гнева» и «бичом негодования» Божия на Израиля (ст.5); а когда совершится дело наказания народа, то Господь поразит Ассирийцев, как, во время правления судей в народе Еврейском, поразил Он Мадианитян и как некогда казнями губил Египтян. «Тяжела была рука Мадианитян над Израилем, и сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах, и пещеры и укрепления... и весьма обнищал Израиль... и возопил ко Господу». И сказал Господь Гедеону: «ты поразишь Мадианитян, как одного человека... тремястами Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши; а весь народ пусть идет, каждый в свое место». И триста мужей, не поднимая меча, не бросая копья, одним только звуком труб обратили в бегство все ополчение врагов ( Суд.6,2–6,16; 7:7,20–22 ). Еще более чудно Господь истреблял казнями народ и истреблял войско Фараона, потопив его в Красном море ( Исх.14:25–28 ; ср. Суд.6:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

7–8). Произнося затем грозный суд Божий на ложных пророков, Иеремия так характеризует их: «в пророках Самарии Я видел безумие: они пророчествовали именем Ваала и ввели в заблуждение народ Мой, говорит Господь. И в пророках иерусалимских Я вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, потворствуют нечестно народа; от них нечестие распространилось на всю землю, и за это Я напитаю их полынью и напою водой с желчью», т. е. погублю их (9–15). Пророк увещевает народ не слушать этих пророков, ибо «они обманывают, видение от сердца своего глаголют, а не от уст Господних. Они говорят нечестивым: мир будет у вас, не придет на вас беда; но если бы они были в совете Моем, то удерживали бы народ от злого пути и злых дел; ибо вот идет буря Господня с яростью и падет на главу нечестивых. И сами пророки за то, что они мечты своего сердца выдают за откровение Божье и тем вводят народ в заблуждение, отданы будут вместе с их последователями на вечное поношение и бесславие» (ст. 16–40). Главы 30–33-я. Утешительные Мессианские пророчества В 30-й главе пророк говорит, что Господь пошлет сначала такое бедствие, которого не было никогда, но которое послужит средством к нравственному исправлению народа, т. е. проводит взгляд на плен, как на педагогическую меру, между тем как Евреи думали, что вместе с пленом окончится их самостоятельность навсегда, и что обетования, данные им, не исполнятся; пророк, зная их мнение, и говорит, что Господь после страшного бедствия возвратит народ из плена. По возвращении из плена, начальником над иудеями будет поставлен потомок Давида, т. е. обетованный Мессия. Под Его управлением все будут наслаждаться спокойствием и полным благоденствием. Этот потомок Давида избавит Евреев от политического и нравственного недугов. Далее, с 12 ст. и до 24 речь идет об избавлении Евреев через Мессию. Основанием для мессианского толкования служат следующие черты: народ будет иметь полное благоденствие, будет свят; этого не было у Евреев. Глава 31-я. Пророчество об избиении младенцев Вифлеемских и о Новом Завете В 31-й гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

81 . И еще Корей, Дафан и Авирон и с ними двести пятьдесят мужей восстали на Моисея и закон Божий, и земля поглотила их, и огнь попалил их ( Чис.16:135 ). 82 . Из двенадцати жезлов один только жезл Ааронов расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали, и видели все, что священнодействовать может только тот, кого избрал Господь ( Чис.17:18 ). 83 . Еще был ропот народа у Меривы, когда не было воды. Моисей жезлом ударил в скалу, и потекла вода ( Чис.20:113 ). 84 . Народ возроптал на Бога, и ядовитые змеи жалили народ, и многие умирали. Тогда Моисей сделал медного змея (прообраз Креста Животворящего), и, глядя на него, народ оставался жив ( Чис.21:49 ). 85 . Валаам по велению Божию пророчествовал о Христе Мессии: Возсияет звезда от Иакова, и восстанет Человек от Израиля, и Царство Свое Церковь утвердит по земле ( Чис.24:17 ). 86 . Когда народ стал блудодействовать с дочерями Моава и оставил веру в Истинного Бога, то Господь поразил за это 24000 человек, и только священник Финеес отвратил ярость гнева ( Чис.25:19 ). 87 . За сорок лет странствования в пустыни сложили свои кости все, роптавшие на Бога, и выросли их сыны, и им дано войти в землю обетованную ( Чис.26 ). 88 . Возлюби Господа, Бога Твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими ( Втор.6:5 ). Храни заповеди Господа и делай справедливое и доброе. 89 . Благословение Господне будет, если послушаешь заповеди Бога; и проклятие, если уклонишься с пути праведного ( Втор.11:27, 28 ). 90 . Если любишь Бога от всего сердца своего, не слушай иное учение, и не ходи вслед идолов ложных, и не твори мерзости на земле ( Втор.6:14; 8:19; 18:9 ). 91 . Будьте святы и любите Бога Всемогущего, ибо сорок лет Бог водил народ по пустыни, и одежда и обувь не обветшали, и хлеба не ели, и вина и сикера не пили, и хранил их Господь ( Втор.29:56 ). 92 . Собирайте народ, мужей, и жен, и детей, и пришельцев, чтобы они слушали и учились правде и боялись Господа Бога и исполняли закон Его. 93 . Имя Господа прославляйте и воздавайте славу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

XX, 5. 6. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода и творящий милость до тысячи родов – любящим Меня 37 . Наиболее важно отношение пророка Иеремии к книгам Левит и Числа, той центральной части Пятокнижия, которая по мнению рационалистической критики 38 внесена в Тору позднее. Уже в самой характеристике народа у Иеремии замечается влияние книги Левит. Иудейский народ – нечист, он – нравственно прокаженный, пред которым сторонятся язычники 39 ; или – народ нечист, подобно женщине в известные периоды 40 ; хотя говорят они: «жив Господь», но клянутся ложно 41 . Такими чертами, между прочим, характеризуется народ с нравственной стороны, и в этой характеристике нельзя не узнать соответственных мест книги Левит. Но эти места – не исключительное явление; целая серия других говорит о влиянии книги Левит на Иеремию. Пред нами – то распоряжение о нестрижении волос 42 ; то совет почтения к старцу 43 ; то порядки выкупа наследства 44 ; то заповедь о начатках 45 ; то буквальная или косвенная цитация соответственных мест из Левит: в уста Господа влагаются слова из Лebum XXVI, 12 о тесном общении Бога со Своим народом 46 ; из Лeb. XXVI, 13 о сокрушении уз ярма, тяготевшего над народом 47 . Пример косвенной, но несомненной ссылки на кн. Левит представляет Uep. XIV, 19. 21 . Разве Ты совсем отверг Иуду? Разве душе Твоей опротивел Сион? ... Вспомни, не разрушай завета Твоего с нами. Так молится пророк, очевидно, имея в виду Лeb. XXVI, 11 : И поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами, и далее 44 ст.: И тогда как они будут в земле врагов их, Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы разрушить Мой завет с ними 48 . Наконец, должно отметить влияние на пр. Иеремию V-й главы книги Числа, где речь о жене прелюбодейной, ее испытания посредством «горькой воды» и следствиях этого испытания. Во II главе пр. Иеремия, обвиняя народ в грехе прелюбодеяния, призывает от лица Божия к суду (ст. 9 и 35), причем суд Божий представляется в образе, тожественном с обрядовым действием V главы книги Числа: и блудница-жена и блудодейный нарушитель завета – народ наказываются посредством воды; преступный народ имеет испить воды Нила и Евфрата ( Uep. II, 18 ); тогда он увидит, яко зло и горько еже оставити Господа (ст. 19); и как страдает утроба преступной жены, выпившей горькой воды, так страдает утроба Иуды: От твоего нечестия тебе так горько, что доходит до сердца твоего. Утроба моя! утроба моя! скорблю в глубине сердца моего ( Uep. IV, 18 ). Филологический след влияния V главы книги Числа на Иеремию должно видеть в употреблении родственных выражений:

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Весь народ, как царственное священство, сподобился служить святому жертвеннику, и на весь народ, как и в литургии Иоанна Златоуста , призывается Дух Святой. «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, т. е. плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божьим, да поступаем с искренним сердцем...» ( Евр. 10,19–22 ). И это дерзновение осуществляется всякий раз, когда народ Божий в литургии дерзающе, приближается святому жертвеннику. В молитве после благословения даров весь народ молится устами предстоятеля: «Нас же всех, от единого хлеба и чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие: и ни единаго нас в суд или во осуждение сотвори причаститися святаго Тела и Крове Христа Твоего». Это «нас» не может относиться к одним священнослужителям, ибо от единого Тела и Чаши причащаются не только они, но и весь народ. «Чаша благословения, которую (мы) благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который (мы) преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Так как один хлеб, но мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10,16–17 ). «Боже наш, Боже спасати, Ты нас научи благодарити Тя достойно о благодеяниях Твоих, ихже сотворил еси и твориши с нами. Ты, Боже наш, приемый дары сия, очисти нас от всякия скверны плоти и духа, и научи совершати святыню во страсе Твоем, яко да чистыми свидетельством совести нашея приемлюще часть святынь Твоих, соединимся святому Телу и Крови Христа Твоего: и приемше их достойне, имамы Христа живуща в сердцах наших, и будем храм Святаго Твоего Духа» 86 . Величайшая награда иметь Христа живущего в сердцах не можеть быть даром одних священнослужителей, а всего народа Божия. И здесь «мы», «нас», «нам» относится не к епископу и сослужащим с ним священникам, т. к. древняя церковь не знала сослужении в современном смысле 87 . Сослужителями епископа был весь народ, а не одни только пресвитеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Виноградник сторожит Суламита, но и сама она уподобляется саду-винограднику. ( Песн.1:5, 8:12, 4:12–16, 5:1 ). Под виноградником же разумеется народ Божий Израиль ( Ис.5:1–7, 27:2–6 ; Иер.2:21, 12:10 ; Мф.21:35–41 ). Суламита – «нарцисс Саронский, лилия долин» ( Песн.2:1 ), а царь, как пастырь народа всего ( Иез.34:23, 37:24 ), «пасет между лилиями». Соломон и Суламита – царь и народ, и от лица народа Суламита говорит: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему». ( Песн.2:16, 6:3 ). Соломон царь созерцает и любит в Суламите Израиль. Описывая Суламиту, он описывает и олицетворяет в ней народ свой и страну. Суламита прекрасна, как Израиль, и Израиль прекрасен, как Суламита. В красоте Суламиты видна красота Израиля, и в её красоте физической и внешней видна красота духовно-нравственная и благодатная Церкви, народа Божия. Царь любит Израиль – народ свой, – как любит эту девицу. Он видит и соединяет в ней самое идеальное и лучшее, что есть в Израиле. Она – истинная представительница Израиля. Именем «дщери Сиона» ( Ис.62:11–12 ; Зах.2:10 ), «девы Израилевой» ( Иер.31:1–4 ) обозначается целый народ избранный. Под Суламитой и надо разуметь последний. «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» ( Песн.2:2 ) – говорит царь о народе своем, сравнивая его с другими народами. Таково слово Писания. Бог «поставил тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии» ( Втор.26:19 ). «Ты народ святой у Господа Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным народом из всех народов, которые на земле» ( Втор.7:6 ), ибо «благословятся в нем все народы земли» ( Быт.12:3, 18:18, 22:18 ), когда через него «придет желаемый всеми народами» ( Агг.2:7 ) Мессия – Христос. – «Оглянись, оглянись, Суламита: оглянись, оглянись, – и мы посмотрим на тебя. Что нам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский?» ( Песн.7:1 ). Странный образ, Манаим или Маханаим – место, где патриарха Иакова «встретили ангелы Божии, и Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие». ( Быт.32:1–2 ). Вот какой небесный «хоровод» надо вспоминать, глядя на красоту Суламиты, или на страну народа Божия. 6. Вторая идея аллегории – Христос и Церковь

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Во-вторых, неужели, Господи, Ты вывел их из земли Египетской силою великою и рукою крепкою только для того, чтобы египтяне-идолопоклонники, десять раз сердце свое против Тебя ожесточившие, посмеялись, что Ты вывел Свой народ на погибель в горах, чтобы истребить их с лица земли. Это было бы досадное, нелепое посмешище идолов над Богом Живым, египтян – над народом Божиим! Это будет хохот утопленных в Чермном море над по­гибшими в Синайских горах. И, в-третьих, о Адонай, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, вспом­ни, как Самим Собою, не имея никого иного, Ты клялся праотцам нашим, что умножишь, как звезды небесные семя их и отдашь потомкам их землю Ханаана. Моисей при этом, возможно, и взглянул в глубину ночного неба над вершиной Синайской горы. И что же? Где Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Израиля? – Его нет! Он теперь только Бог Моисея. Семя Авраама, Исаа­ка, Израиля исчезло – его нет. Останутся только потомки Лота, Исмаила-Презорливого, Исава-Пренебрегшего всем. Останутся только те, кому Он, Ягве Бог вовсе и не нужен. Не исполнятся обетования, данные отцам. Нару­шится клятва Бога, да и где будешь Ты Сам, Господи Боже, ведь клялся Ты Собою?!... Страшный борец стоит перед Богом. И отменил Ягве зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой. 1136 Победа! Народ Израильский не сгинет в Синайских горах. Народ Израильский будет жить. Это была великого Моисея брань первая. Со скрижалями в руках он спускается к народу. Он знает – народ будет жить. А то, что Моисей увидит, вызовет теперь уже не гнев Божий, а гнев его. Он увидит пляски вокруг золотого тельца. Молниеносная вспышка гне­ва пророка – и скрижали Завета разбиты вдребезги под горой. Их уже не соберет никто никогда. Однако этим дело не обошлось. Понадобилась и брань вторая. Золотой телец сожжен, стерт в прах, прах рассеян по воде. Левиты посвя­тили руки свои Ягве Богу, поразив острием меча около трех тысяч человек. Пролилась кровь за грех . Бог отменил зло, которое хотел навести на народ Свой, истребив его в горах полностью. Но простил ли Он грех народу? Что ожидает израильтян впредь? Разбредутся ли Богом забытые племена по го­рам и пустыням, растворившись в водовороте племен и языков, скоро уподо­бившись прочим племенам идолопоклонников, – или все-таки, прощенные Богом, они войдут в Обетованную Землю, унаследовав обетования и благо­словения отцов? И понял Моисей, что борьба еще не кончена.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010