Но более определенно выражается иудейское верование в пророческое призвание Мессии в Евангелиях и, особенно, в рассказе Иоанна Богослова о чудесном насыщении пяти тысяч народа; после этого чуда иудеи говорили: «это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир», а затем хотели нечаянно взять Его и объявить царем ( Ин. 6:14–15 ). Здесь конечно идет речь не о Предтече, а о самом Мессии, так как желание объявить Иисуса Христа царем равносильно признанию Его мессианского достоинства. Точно также понятия «Мессия» и «пророк» очевидно сливаются и в представлении того фарисея, который по поводу целования ног Спасителя грешницей сказал: «если бы он был пророк (т. е. если бы Он действительно был Мессией, за которого выдает Себя, а следовательно и пророком), то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему» ( Лк. 7:39 ). Макк 771 указывает далее на признание Иисуса Христа при входе Его в Иерусалим со стороны народа не только Мессией, но и пророком ( Мф. 21:11 ), на усвоение Ему эммаусскими путниками наименования «пророка, сильного в деле и слове», одновременно с выражением чаяния, что «Он есть тот, Который должен избавить Израиля» ( Лк. 24:19–21 ), на слова народа при воскрешении сына наинской вдовы: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой ( Лк. 7:16 ) и т. д. ( Ин. 7:40 ); во всех этих случаях он видит проявление народной веры в пророческое призвание Мессии. Свидетельства Евангелия подтверждаются и таргумом Ионафана, где говорится (на Ис. 11:1 ), что на Мессию сходит дух пророчества 772 . В позднейшей талмудической письменности хотя и говорится о Мессии, как учителе мудрости, совершителе чудес и органе божественного откровения, но нигде прямо не усвояется ему наименования пророка 773 . В чем же должно обнаружиться по представлению иудеев пророческое служение Мессии? Он будет руководителем своего народа в мудрости и святости. В апокрифах он часто изображается носителем высшей мудрости и нравственной правды: мудрость излилась на него как вода, и все тайны правды открыты пред ним, поэтому неправда преходит пред ним как тень (Ен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Во 2-й Маккавейской книге (неканонической, но передающей важное свидетельство о верованиях, существовавших в ветхозаветной Церкви) приводится следующий пример ходатайства пред Богом праведника за народ (уже после кончины праведника): военачальник войска иудейского Иуда Маккавей пред вступлением в битву с военачальником эллинскосирийского войска Никанором видел в сновидении бывшего первосвященника Онию и пророка Иеремию (уже умерших), молившихся за народ иудейский. Иеремия, подавая Иуде золотой меч, сказал: «возьми этот святой меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов» . Об Иеремии же Ония сказал: «Это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2 Макк. 15, 12–16). В Новом Завете о молитвенном предстательстве за Церковь земную святых, пребывающих на небе, наиболее прямо засвидетельствовано тайнозрителем св. апостолом Иоанном Богословом. Он удостоился видеть, как «двадцать четыре старца (символ «праведников, достигших совершенства» – Евр. 12, 23 ) пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр. 5, 8 ). В другой раз он же виде, как «пришел … Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр. 8, 3–4 ). С древнейших времен Православная Церковь верует, что ходатайство Божией Матери имеет особенную силу и действенность по великой и исключительной близости Ее к Сыну. В литургии апостола Иакова имеется такое возглашение: «пресвятую, пречистую, преславную, благословенную Владычицу нашу, Богородицу и Приснодеву Марию, и всех святых и праведных воспоминаем, чтобы молитвами и ходатайством их все мы были помилованы» . История Церкви исполнена бесчисленными опытами покровительства Божией Матери роду человеческому. «Исповедуем, – говорится в Послании восточных патриархов, – что святые ходатайствуют о нас в молитвах и прошениях к Богу, а более всех пренепорочная Матерь Божественного Слова» 15 . Молитвенное призывание святых в Церкви Земной

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Во 2 ст. слав. и противу глаголющым=α ντιλγοντα не им. соотв. в евр.-м. т.; вместо =р.-с. своим помышлениям, 70 читали, , почему: τν μαρτιν ατν, ср. слав. Первое слово ст. 4-го по евр.-м. т. =в р..с сидит, 70 читали: , почему: τος δαιμνοις, οκ στιν, ср. слав. (ср. Втор. 32:17 ), и отнесли к концу ст. 3-го. Под вертоградами, в которых иудеи приносили жертвы идолам, разумеются те священные сады, о которых говорит пророк в 1:29, в которых стояли их идолы; под чрепами, на которых они воскуряют в честь бесов, разумеются кирпичи или камни, с таинственными знаками (ср. 57:6), почитание которых было распространено среди ханаанских народов ( Лев. 26:1 ; Числ. 33:52 ), остатки каковых до последнего времени находят в заиорданской области Палестины и каменистой Аравии; в науке они известны под именем менгиров, долменов, кромлехов и моавитских кирпичей. Словами: и в гробех и в пещерах лежат соний ради, иудеи обличаются в некромантии и инкубации, которым они предавались (ср. 8:19; 29:4), по примеру языческих народов (см. Троицкого И. Г., Религ. общ. и госуд. сост. евр. во время Судей, стр. 144–145); иже ядят мяса свиная, хотя употребление свиного мяса было строго воспрещено у евреев (ср. Лев. 11:7 ; Втор. 14:8 ), притом же в данном случае такое ядение, вероятно, соединялось с каким-либо суеверным обрядом, как при Антиохе Епифане (2 Макк. 6:18, 21; 7:1). 5. Иже глаголют, отиде от мене, не прикоснися мне, яко чист есмь: сей дым ярости моея, огнь горит в нем вся дни. 6. Се написася предо мною, не умолчу, дóндеже отдам в недра их грехи их, и грехи отец их, глаголет Господь: 7. иже кадяху на горах, и на холмех укориша мя, отдам дела их в недра им. 5. Который говорит: «остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя». Они дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день. 6. Вот, что написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их. 7. Беззакония ваши, говорит Господь, и вместе беззакония отцов ваших, которые воскуряли фимиам на горах, и на холмах поносили Меня; и отмерю в недра их прежние деяния их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Третье событие: разрушение неприятельских усилий, клонящихся к истреблению Церкви Божий на земле Ст. 9. Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленныя земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Ст. 10. Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится, ибо с нами Бог! Бог, внемля молению Своего верного служителя, открывает ему советы о Церкви Своей. Пророк в восхищении духа видит ряд неприятельских ополчений на Иудею и зрит сокрушение их. Видит, что цари и народы собираются на брань, препоясуются, т. е. приготовляются, составляют, советы, изрекают слово, т. е. дают повеление касательно исполнения своих определений. Но видит и разрушение враждебных Иудеям царств Сирского и Израильского и погибель царей их. Видит нечаянное поражение войск Сеннахирима, о котором пронесся слух во все концы земли. Видит разрушение враждебных замыслов Антиоха Епифана от мужественных Маккавеев (2 Макк. 9:4). Этим объясняется причина троекратного повторения слова: трепещите, будете поражены. Пророк здесь выражает свою радость о погибели врагов и о спасении от них народа Божия. Это всемогущее покровительство и защищение Церкви Божией Пророк относит к Божественному лицу Еммануила: с нами Бог, – след. с нами больше силы, нежели сколько у врагов. На силе Еммануила – Сына Божия утверждается Церковь и основывается спасение ее. И все освобождения, оказанные Церкви во все времена Ветхого завета, основываются на том великом освобождении и искуплении, которое Сын Божий совершил на земле; все они были только прообразовательные и в духовном искуплении получают свое исполнение. Б) Наставление обличительное и вместе пророческое содержит: а) Обличение превратного образа мыслей о Боге и Его промысле плотских, нечестивых Иудеев, (ст. 11.12;) б) учение о искреннем расположении к Богу, о здравом суждении о путях Божиих, о уповании на Бога в злоключениях и сомнительных случаях (ст. 13); в) пророчество о страшном суде Божием, который откроется во время пришествия Мессии к утешению и спасению малого числа благочестивых и к погибели нечестивых (от ст. 14 до 9, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

«Худородная, говорит, – и уничиженная избра Бог... не сущая: да сущая упразднит (и) яко да не похвалится всяка плоть пред Богом. Из него же вы бысте во Христе Иисусе, иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление: да якоже пишется: хваляйся о Господе да хвалится» ( 1Кор. 1, 28–31 ). И еще: «Благодатию есте спасени через веру, и сие не от вас: Божий дар: не от дел, да никто же похвалится: того бо емы творение, создани о Христе» ( Ефес. 2, 8–10 ). Так, во-первых, никакая плоть никогда не может оправдаться от закона, т. е. от дел, дабы всякий праведник имел славу от Бога. Во-вторых, никто да не хвалится пред Богом, ибо Бог так поступает по отношению к своим, чтобы было что и простить им: «чист (бо) от скверны никтоже, аще и един день житие его на земли» ( Иов. 14, 4–5 ). И Давид говорит: «не вниди в суд с рабом твоим; яко не оправдится пред тобою всяк живый» ( Псал. 142, 2 ). И Соломон, при освящении храма: «нест человек, иже не согрешит» ( 3Цар. 8, 46 ). И еще: «тебе единому согреших» ( Псал. 50, 6 ). Ибо кто похвалится, что он имеет чистое сердце? Или кто похвалится, что он свободен от греха? Но мало остается от чистаго сердца, то есть от чистых помышлений, если и от греха никто не может счесть себя свободным. Ни одна победа не дается делами, но всякая даруется милосердием Божиим, по написанному: «Венчающаго тя милостию и щедротами» ( Псал. 102, 4 ). И мать мучеников так говорит своему сыну: «да в милости с братиею твоею восприиму тя» (2 Макк. 7, 29). Но праведник исполняет волю Божию по расположению и склонности, стараясь и желая служить Богу, только не посредством закона. Ибо если бы закон оправдывал, то заслуга всех праведников была бы одна и та же, потому что он от всех требует одинаковой внимательности, а если нет, то действовало бы проклятие. Если же закон допускал различие заслуг, то кто получил столько милующей благодати, сколько, сообразно с своею верою, надеялся получить, преобразившись «от славы в славу» как от Духа Божия ( 2Кор. 3, 18 ), то есть из того же в тоже? Ибо сказать, что вера дана после Христа, значит сказать, что тогда же дан и Дух Святый, между тем как всегда все пророки и праведники жили тем же Духом и не могли жить иначе, как только духом веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihonij_Afrika...

Летописцу важно было указать не просто на братоубийцу, а на уже имеющийся в ветхозаветной истории прецедент рождения братоубийцы от " греховного плода " : " Ламехъ уби два брата Енохова, и поя собе жене ею " (С.64), от одной из них и родился Авимелех; Владимир убил своего брата Ярополка, силою взял в жены его жену - мать Святополка, уже беременную им. Ветхозаветный Авимелех выступил прообразом новозаветного Святополка. Изменилось время и исторический быт, но не исчез грех братоубийства. И кончина, т.е. наказание за преступление, Святополка находит библейскую аналогию. Разбитый Ярославом Владимировичем (Мудрым), вступившемся за своих менших братьев, Святополк бежал с поля битвы: " И бежащю ему, нападе на нь бесъ, и раслабеша кости его, не можаше седети на кони, и несяхуть и на носилехъ ... Онъ же глаголаше: " Побегнете со мною, женуть по насъ " . Отроци же его всылаху противу: " Еда кто женеть по насъ? " И не бе никого же вследъ гонящаго , и бежаху с нимь. Он же в немощи лежа, и въсхопивъся глаголаше: " Осе женуть, о женуть, побегнете " . Не можаше терпети на единомь месте, и пробежа Лядьскую землю, гонимъ Божьимъ гневомъ, прибежа в пустыню межю Ляхы и Чехы, испроверже зле животъ свой в томъ месте ... Суду нашедшю на нь, по отшествии сего света прияша мукы, оканьнаго (т.е. Окаянного - А.У.) ... и по смерти вечно мучимъ есть связанъ. Есть же могыла его в пустыни и до сего дне. Исходить же от нея смрадъ золъ " (С.63-64). " При ближайшем рассмотрении оказывается, что почти все эти детали имеются в 28-й и 29-й главах Притчей Соломоновых и чуть ли не дословно повторяют описание бегства Антиоха IV Епифана из Персии. Тот " приказал правящему колесницею погонять и ускорять путешествие, тогда как небесный суд уже следовал за ним Бог поразил его неисцельным и невидимым ударом Тогда случилось, что он упал с колесницы, которая неслась быстро, и тяжким падением повредил все члены тела и несен был на носилках, показуя всем явную силу Божию смрад же зловония от него невыносим был в целом войске " . Описание бегства Антиоха завершается выводом: " Так этот человекоубийца и богохульник, претерпев тяжкие страдания, какие причинял другим, кончил жизнь на чужой стороне в горах самою жалкою смертью " (2 Макк.9;4,5,8-9,28). Как видим, аналогия почти полная " .

http://pravoslavie.ru/5194.html

Это утверждение фактически неверно. Арабы (евр. arabim – «жители пустыни») существовали в библейские времена и упоминаются в ветхозаветных книгах: «Тогда Ионафан обратился на Арабов, называемых Заведеями, поразил их и взял добычу их» ( 1Мак. 12:31 ; «Когда же они отошли оттуда на девять стадий, направляясь против Тимофея, то напали на них Арабы, не менее пяти тысяч и пятисот всадников. Сражение было жестокое, и когда бывшие с Иудою при помощи Божией одержали победу, то потерпевшие поражение номады Арабы просили Иуду о мире, обещая доставлять им скот и в другом быть полезными им» (2 Макк.12:10–11). Они упоминаются и в ранних библейских книгах. В еврейском языке «арав» (отсюда – аравитяне) и «араб» (мн. число – арабы) – одно и то же слово (еврейскими литерами: айин, реш и бет). Произношение зависит от того, стоит или нет внутри согласной буквы «вейт» точка (дагеш). Система огласовок (некудот) была введена мазоретами только около VI века по Р.Х. В древних библейских текстах огласовок не было, но название народности, о которой мы говорим, произносили «араб». Это продтверждается тем, что еврейские переводчики в Александрии в III веке до Р.Х. в греческом тексте поставили arabes. Не только в Септуагинте, но и в Вульгате (перевод блаж. Иеронима; нач. V в.) стоит arabes. Все это – не частное мнение, а общепринятая точка зрения современной библейской и исторической науки. Возьмем самое новейшее справочное издание – Православную энциклопедию (М., « Аравия … К началу I тыс. до Р.Х. одно из племен южно-цетральной ветви носило наименование «арабы» (aribi в ассир. источниках). В I-й пол. I тыс. до Р.Х. название было уже распространено на всю родственную этому племени южно-центральносемит. этноязыковую общность, а также на ассимилированные ей группы иного происхождения. В этом обобщающем смысле термин «арабы» употребляется вплоть до настоящего времени, обозначая не отдельное племя, а целый народ» (т. III, с. 155–56). И еще из этой же энциклопедии: «В ВЗ арабами называются все представители арабоязычной общности в том виде, как она существовала к сер. I тыс. до Р.Х.» (с.157). В Библейской энциклопедии Брокгауза (М., 1999): «Библия знает арабов как кочующее племя семитского происхождения, а также как потомков Измаила» (с. 47).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Не так поступали достойные похвалы, славные вожди Маккавеи. Они не предпринимали ни одной войны, не испросив прежде на то воли Божьей — в своем смиренном сердце они, перед началом войны, прибегали с горячей молитвой к Богу, и не только сами молились, но возбуждали к этому своих ратников и вместе с ними молились, а также, и начав войну, совершали общественное моление о ее успехе. Так, Иуда Маккавей, видя и понимая сильные приготовления врага, воздев руки к небу, призывал Господа, чудодействующего и видящего все, что на земле творится справедливое и лукавое, и молил Его о помощи, зная хорошо, что победа не зависит от силы воителя и его оружия, но Бог дает ее по своему благоволению ищущим Его милости и покрова. И не только сам военачальник Маккавей призывал Бога на помощь пред началом войны, молитвенно испрашивая извещения от Бога о том, начинать или не начинать войну — но своим примером и речью воодушевил и свое воинство к молитвенному расположению их духа и к возбуждению в себе мужества, приводя примеры прежней помощи и милости Божьей к народу, обращающемуся к Богу с покаянным сердцем. И таким образом, призывая Бога себе на помощь, Иуда и бывшие с ним вступили в бой с войсками их противника, гордого Никанора, наступавшего на них в день субботний — и положили на месте более тридцати тысяч неприятельских воинов и были они очень обрадованы таким явлением над собою Божией милости и помощи (2 Макк. гл. 15). Вот пример, доказывающий, как спасительно прибегать в скорби и беде с сокрушенным сердцем и молитвой к Богу с прошением о помощи и защите! Святой Кассиан дает совет иметь пред началом всякого дела в уме и во устах эти боговдохновенные, псаломные слова: " Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне " (Пс. 39:14), и еще эту молитву: " молим Тебя, Господи, предупреди каждое наше дело, до его начала, Духом Твоим Святым и, споспешествуя нам, управляй в его совершении, чтобы каждая наша молитва и каждое деяние получали бы всегда свое начало от Тебя и начатые совершенствовались бы Тобой и достигали успешно своего окончания или назначения. "

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

4; Исх 32. 13). Столь на первый взгляд странная для богооткровенной религии недосказанность в представлениях о В. ж. объясняется в первую очередь тем, что, согласно Божественному замыслу, вера Др. Израиля должна была сконцентрироваться на ожидании грядущего Мессии. Если роль ВЗ сводилась гл. обр. к тому, чтобы быть подготовительной ступенью к пришествию Спасителя мира (ср.: Гал 3. 24), то естественно, что мессианская эсхатология и связанные с ней упования должны были оказаться в центре религ. сознания ветхозаветных людей, вытесняя из него все личные надежды на к.-л. частное воздаяние за гробом. Др. Израиль должен был твердо верить только в то, что обещанный Богом Мессия рано или поздно придет и Его приход радикально изменит участь человечества - наступит чаемое благоденствие. О характере этого благоденствия говорится весьма неопределенно, что позволяло большинству иудеев перетолковывать пророчества о пришествии Мессии и представлять Его Царство как национально-политическое торжество Израиля. Однако в книгах Пророков уже встречаются выражения, к-рые позволяют заключить, что умершие не просто спят вечным сном, но нек-рым образом осознают свое существование и испытывают определенные состояния (Иез 32. 18-32; Ис 14. 9-11; 66. 24). В ряде текстов ветхозаветные пророки связывают пришествие Мессии со всеобщим воскресением мертвых и судом: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!» (Ис 26. 19); «и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12. 2). Но буквальное толкование этих пророчеств стало общепринятым лишь в новозаветной Церкви. В ветхозаветные же времена их рассматривали гл. обр. в контексте национальной истории. Напр., пророчество из книги Иезекииля о собирающихся воедино костях (37. 11-14) понималось как предсказание о грядущем соединении рассеянного Израиля (см.: Успенский Н. Д. Анафора//БТ. 1975. Сб. 13. С. 57). Лишь в позднейших книгах ВЗ идея посмертного существования человека, вера в воскресение мертвых и В. ж. выражается достаточно отчетливо. В Книге премудрости Соломона прямо говорится: «Неправо умствующие говорили сами в себе: коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада. ...Так они умствовали, и ошиблись; ибо... они не познали тайн Божиих, не ожидали воздаяния за святость и не считали достойными награды душ непорочных. Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем 2. 1-5, 21-24; см. также: Прем 3. 1-4; 2 Макк 7. 9, 14; 12. 43; 3 Езд 2. 23).

http://pravenc.ru/text/вечная жизнь.html

Вооруженный ими разум господствует над «страстями». Это положение автор иллюстрирует вольными переложениями историй о Моисее (4 Макк 2. 16-20), об Иосифе (4 Макк 2. 1-4) и о Давиде (4 Макк 3. 6-18), перемежая их примерами благодетельного влияния умеряющих страсти предписаний закона (4 Макк 1. 30b - 3. 18): пищевыми запретами побеждают чревоугодие, законами о бедных - жадность и т. д. Тезис в терминах античной этики иллюстрируется примерами исключительно из Свящ. Писания. Переход ко 2-й и главной части сочинения - к доказательству исходного тезиса с помощью рассказа о мученичестве, т. е. к «нарративному доказательству», мотивирован тем, что настало время прославления мучеников (4 Макк 3. 19; Книги Маккавеев. 2014. С. 442-443). После краткого исторического экскурса в предысторию Антиоховых гонений (ср.: 2 Макк 3-6 и 4 Макк 3. 21 - 5. 3) в 4 Макк 5. 1 - 7. 23 рассказывается о мученичестве Елеазара, затем автор возвращается к своему тезису и завершает рассказ энкомием священнику и мученику. То же 3-частное построение отличает описание мученичеств и смерти братьев (4 Макк 8. 1 - 14. 17) и матери (4 Макк 17. 7 - 18. 24). Автор 4 Макк не только расширяет и умножает (по сравнению с 2 Макк) речи поборников благочестия, но и существенно драматизирует свой рассказ, давая слово противной стороне и развивая прения с «советником и наставником беззакония» (4 Макк 9. 3), царем Антиохом (4 Макк 8. 1 - 9. 9): Антиох обращается с увещеванием к Елеазару (4 Макк 5. 5-13), ко всем братьям (4 Макк 8. 5-11) и отдельно к самому юному (4 Макк 12. 3-5). В уста царя автор вложил расхожие мотивы и соображения и сделал их тем самым отталкивающими (4 Макк 8. 5-7). Он использует также прием «двойных речей»: приводятся те речи матери и сыновей, к-рые они могли бы произнести, если бы не присущий им «разум благочестия». Эти речи не только вымышленные, как все остальные, но и «ложные», которые оппонируют тоже вымышленным, но «истинным» речам героев. Мученичество семи отроков. Инициал «F» в рукописи (Городская б-ка.

http://pravenc.ru/text/2561524.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010