Смертными грехами оскорбляется вечное существо – Бог; поэтому и возмездие за оскорбление вечного Бога должно быть также вечное. Вот почему Свящ. Писание так часто напоминает нам о необходимости бороться с этими грехами, как с «врагами нашей жизни» ( Тов. 12: 10 ). «Подвизайся за истину до смерти, и Господь Бог поборет за тебя» ( Сир. 4: 32 ). «Беги от греха, как от лица змия» ( Сир. 21: 2 ). Следуя этому наставлению, праведники Ветхого и Нового Завета во всех искушениях жизни говорили: лучше умереть, нежели согрешить. Искусительнице к прелюбодеянию отвечал прекрасный Иосиф: «Как же сделаю я сие великое зло, и согрешу пред Богом» ( Быт. 39: 9 ). Поставленная в необходимость или согрешить, или попасть в руки своих преследователей и умереть, целомудренная Сусанна отвечала: «Лучше для меня не сделать этого, и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом» ( Дан. 13: 23 ). Подобным образом отвечали преследователям праведный старец Елеазар и мать Маккавеев со своими сыновьями (2 Макк. 6: 24 и дал.; 7: 2 и дал.). За ними следовали христианские мученики и святые всех веков. Они терпели тягчайшие страдания и преследования, подвергались даже ужаснейшей смерти, чтобы только сохранить свою совесть чистой от грехов. Каждый христианин, желающий спасти свою душу, должен последовать их примеру 720 . Что касается грехов несмертных, иначе простительных (peccata venialia), то по противоположности со смертными они суть те, которые не погашают жизни духовной, не отдаляют человека от Бога, так что можно ему без смущения обращаться к Богу и беседовать с Ним. Таких грехов бесчисленное множество, и от них никто не свободен. Поэтому и трудно определить, какие именно эти грехи, тем более, что несмертность греха зависит не от одной только маловажности предмета его, но и от внутреннего расположения духа. Положительно только можно сказать, что все грехи невинного неведения ( 1Тим.1: 13 ), неосмотрительности ненамеренной, иногда неприличия и неблагоразумия легкого, суть грехи несмертные, извинительные, потому особенно, что в них не участвовало намерение и желание сделать что недоброе 721 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Далее пророк Даниил предсказывает о неизбежном разделении царства Александра на четыре части ( Дан. 8:8 ) и чрезвычайном расширении и умножении одного из них, расположенного «к югу и к востоку и к прекрасной стране» ( Дан. 8:9 ). Так Даниил указывает на победу царя Антиоха Епифана. Не довольствуясь истреблением евреев, Антиох Епифан вознесся на вождя воинства небесного, что проявил в отнятии у Него ежедневной жертвы и поругании места святыни Его. Выражая желание, чтобы все его подданные были одним народом и оставили прежний закон (религиозный), он, как говорится в первой книге Маккавейской (1, 41–53), предъявил подобные требования и к евреям, запретив им приносить всесожжения и жертвы, совершать возлияния Иегове и праздновать субботу. Иудеи исполнили его требования. «В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники» ( 1 Макк. 1, 54). Это нечестие, согласно пророчеству Даниила, должно было простираться на «две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» ( Дан. 8:14 ) или, как сказано в Библии на славянском языке, что ближе к греческому оригиналу, «даже до вечера и утра дней две тысячи и триста» ( Дан. 8:14 ). «Вечер, – пишет блаженный Феодорит, – у пророка назван началом бедствий, а утром – конец их, потому что скорбное уподобляется ночи и тьме. Вот сколько времени, – говорит святой, – от настоящего начала зла и до конца. Дни же сии, вычисленные по еврейскому календарю, составляют шесть лет и шесть месяцев, ибо столько времени продолжалось бедствие иудеев» 202 . Царь Антиох умер в 164 г. В книгах Маккавейских говорится, что со 169[п] по 164 г. (до Р.Х.) 203  Израиль претерпел великие бедствия, причиненные царем Антиохом, продолжались они 2300 дней, или шесть с лишним лет. Если от начала этих бедствий – нападение Антиоха в 169 г. (до Р.Х.) на иудеев – прибавить к этому году шесть лет, то получится дата смерти Антиоха – 164 г. (до Р.Х.). А теперь попробуем понять, что есть общего между историей развития свидетелей Иеговы в Соединенных Штатах и пророчеством восьмой главы книги Даниила. Даниил пишет: «отнята была у Него ежедневная жертва и поругано место святыни Его» ( Дан. 8:11 ). В 1918 г. руководителей свидетелей Иеговы, подозревая в шпионаже, посадили в тюрьму (есть и другие версии). Книга пророка Даниила, по мнению свидетелей Иеговы, ясно пророчествует об этом. Ну не абсурд ли данная аналогия?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

6 . Что касается приведенного вами свидетельства из Маккавейских книг и из божественного Евангелия от Матфея, то об этом, как было сказано нами выше, мы не будем пространно говорить. Ибо и всякому ясно и очевидно, что эти свидетельства говорят о том, что после смерти некоторым даруется отпущение некоторых грехов; но каким образом даруется это отпущение, и чрез наказание ли, и то – огнем, они совершенно не дают почвы для такого предположения. То что они (эти свидетельства из Макк. 12, 46 и Мф. 12, 32 ) отнюдь не вводят понятие очистительного огня, это – яснее солнца: ибо что общего между отпущением и очищением чрез огонь и наказание? Ибо необходимо признать, что есть одно из двух: или отпущение, или наказание, но нет нужды и в том, и в другом одновременно. Христос сказал: “Хулящему на Духа Святого не отпустится ни в нынешнем веке, ни в будущемъ” 132 , и ничего больше не прибавил. Ничего также в том смысле не сказало и то изречение из Маккавейских книг: “Добро есть и спасительно молиться за мертвых, дабы они были разрешены от греховъ” 133 ; здесь отнюдь не упоминается о каком бы то ни было наказании и не названо оно, но мы находим только увещание молиться Богу за умерших в надежде на то, что они получат отпущение грехов. 7 . Итак, дело обстоит таким образом. Перейдем теперь к широко-использованному изречению блаженного Павла и изучим, что оно обозначает, в особенности следуя толкованиям и размышлениям наших Учителей, а и сами также, не менее уразумевшие, насколько это возможно, значение всего того, что сказал Апостол, точно последуем словам его до тех пор, пока не сможем проникнуть в истинный смысл его возвещения. “Основания”, говорит он, “никто не может положить другого, кроме положеннаго, которое есть Иисус Христос . Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится, ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня” (“οντος δ ς δι πυρς” “чрез огонь”, “огнемъ”) 134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

После спасения, иудеи обратились к царю Птоломею с просьбой своими силами наказать тех отступников из еврейской общины Египта, кто «ради права гражданского презрел отечественное благочестие». Царь дает им такую санкцию покарать отступников, которых и было убито «более трехсот». И тут, естественно, не обошлось без «пятой колонны», но очень интересными представляются слова приговора над ренегатами, они заслуживают смерти за то, что «ради права гражданского презрели отечественное благочестие». Ничего не находите? Тотальная попытка в наше время повсеместно навязать всему миру некие, якобы универсальные и подходящие для всех «права человека», вкладывая в них западноевропейскую антихристианскую модель. И это уже было. Итоги В качестве краткого итога. Неоднократно показана связь как книг Ветхого Завета между собой, так и книг Ветхого и Нового Завета. А также в этих книгах мы находим ряд важных положений, значимых и тогда и в наши дни. Например, во «второй книге Маккавейской» неоднократно обращается внимание читающих на то, что «чем кто согрешает, тем и наказывается» («Книга Премудрости Соломона» 11:17). То есть мы видим указание на Правосудие Божие. В тяжелый и ответственный момент Иуда велел народу «день и ночь призывать Господа» - речь идет о непрестанной молитве. И три дня, соблюдая пост и стоя на коленях, иудеи усердно молились. Необходимость регулярной и постоянной молитвы. Иуда Маккавей просил Господа простить его воинов, совершивших прегрешение и павших за веру. Важность молитвы за умерших. Еще раз повторим перечень приоритетов, за что своих соплеменников призывал сражаться Иуда Маккавей: за законы Божии, за Храм, город, отечество и лишь в заключение - за права гражданские. Он знал, « что не оружием одерживается победа, но Сам Он, как Ему угодно, дарует победу достойным» (2 Макк 15:21). И потому условным знаком для своих бойцов он сделал слова: «Божия победа». Нам все время пытаются навязать, и это происходит с разных сторон, и со стороны еретиков и сектантов и со стороны модернистов и экуменистов, что Христианин не должен сопротивляться, если даже создана угроза его вере, Церкви, Христианам, Отечеству, причем угроза, как физической гибели, так и духовной. Но события Маккавейских книг прямо говорят нам о том, что личные обиды это одно, но нельзя оказываться в стороне от борьбы за веру, за возможность правильно славить Господа Бога, мириться с тем, когда гибнут твои единоверные и единокровные братья и сестры. Неучастие, а участвовать можно в разных формах, в зависимости от талантов и способностей, при таких событиях, это не Богоугодное дело и «отойдя в сторону» от борьбы, это не спасение души, а начало ее смерти.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/12/...

3. Третья книга Маккавейская События «Третей книги Маккавейской» прямо не связаны с двумя предыдущими и переносят нас из Иудеи в Египет, во времена правления Птоломея Филопатора. В один из дней, он, будучи в Иерусалиме, попытался войти в Святилище Храма, куда могли входить только иудейские священники и только один раз в году. Это вызвало очень сильные протесты, чуть не переросшие в уличные беспорядки, а за такую дерзость сам Птоломей чуть не погиб, испытав Божие наказание. Но вместо раскаяния правитель Египта затаив на иудеев злобу и вернувшись домой решил отомстить еврейской общине своей страны: «Наконец он решился публично предать позору народ Иудейский, и поставил на башне своего дворца столб, сделав на нем надпись: «Кто не приносит жертв, тому не входить в свои священные места; Иудеев же всех внести в перепись простого народа и зачислить в рабское состояние, а кто будет противиться, тех брать силою и лишать жизни; внесенных же в перепись отмечать, выжигая им на теле знак Диониса - лист плюща, после чего отпускать их в назначенное им состояние с ограниченными правами» (3 Макк 2:20-21). И тут мы видим борьбу символов, победители планируют по- своему метить покоренных. В наши дни нет такой нужды - выжигать что-либо на телах потенциальных жертв, во-первых, жертвы сами могут «расписать» свое тело и далеко не только «листом плюща», но и другими знаками - у тех, имя кому «легион» и знаков соответствующих масса, а во-вторых, и расписывать не обязательно, каждое время имеет свои капканы для души. Птоломей знал, что один «кнут» далеко не всегда эффективен и потому приготовил для иудеев и такой «пряник», он распорядился объявить, что «если кто из них пожелает жить по обрядам языческим, тем давать равные права с Александрийскими гражданами». Против иудеев начались репрессии по всей территории Египта. Заслуживает внимания молитва Елеазара - священника, призывающего Бога спасти Своих людей, от запланированной страшной казни. В этой молитве он упоминает о спасении пророка Даниила от львов. И вновь мы видим упоминание «Книги пророка Даниила». Господь услышал покаянные молитвы Своих людей и «два славных и страшных Ангела» посылаются Им для спасения Иудеев. Обратите внимание на изображение Ангелов Хранителей. Это не розовощекие пухлые дети, а «славные и страшные» мужи.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/12/...

Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему " и «...жаль смотреть, как у наших богословов всё немчура да немчура. - Вот пошлет за это на нас Господь немчуру, чтоб она пушками и штыками выбила из головы всякое немецкое (неправославное) мудрование». Обращаю ваше внимание еще на один интересный эпизод - Иуда Маккавей, удалившись в горы со своими приверженцами и будучи окруженным со всех сторон врагами, питался травой, чтобы не оскверниться. Во «Второй книге Маккавейской» есть дополнительные штрихи, характеризующие «новый мировой порядок» Антиоха Епифана: «Спустя немного времени царь послал одного старца, Афинянина, принуждать Иудеев отступить от законов отеческих и не жить по законам Божиим, а также осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмом Юпитера Олимпийского, а храм в Гаризине, так как обитатели того места пришельцы, - храмом Юпитера Странноприимного» (2 Макк 6:1-2). «Реформаторы» проявили и «заботу» о Самарянах предлагая и им войти в орбиту эллинизма, тем самым, увеличивая фронт против фундаменталистов. Жителям Самарии как бы говорили, « - среди Вас много пришельцев, Вашему Храму как раз подойдет наименование в честь «Юпитера странноприимного». В череде тех бедствий, обрушившихся на народ, особенно на ту его часть, которая старалась хранить древнее благочестие, но под страхом смерти и унижений была вынуждена его скрывать, было запрещено даже называться Иудеем. Ничего не напоминает? Репрессии обрушились на тех, кого подозревали в сохранении верности благочестивым традициям.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/12/...

1. Симон–архиерей и вождь 1Макк. 13:33–42 Симон возобновил укрепленные места Иудеи и сложил в них большие запасы продовольствия; потом отправил к законному государю Сирии, Димитрию Никатору, послов с дарами и с просьбою освободить Иудею от даней. Димитрий соизволил на эту просьбу, чтобы иметь в Иудеях союзников противу Трифона. Итак, спустя 446 лет после упразднения престола Иудейского и после разрушения Иерусалима и храма Соломонова, в шестом году сорок пятой седьмины Данииловой, иго языческое снято было с Израиля, и этот год положил начало новому летосчислению Иудейскому от Симона Архиерея, военачальника и вождя Иудеев. 1 Макк. 13:43–53; 14:4–14, 25– 49 В это время Симон завоевал Газу, изгнал из нея язычников, очистил ее от памятников и остатков идолослужения и, поселивши в ней Иудеев, верных закону, обратил ее в крепость. На следующий год Сирийские воины и вероотступники, принужденные голодом к сдаче, очистили крепость Иерусалимскую. Симон вошел в нее с пением хвалебных песней Богу, при звуке музыкальных орудий, с пальмовыми ветвями. Укрепивши для своего местопребывания гору храма, которая рядом с крепостью, он поселил сына своего, Иоанна, на пределах Азота в укрепленном городе Газарах, и поставил его начальником всех войск. Чтобы иметь удобную пристань на Средиземном море, овладел Иоппиею (нынешнею Яффою) и открыл ее для торговли со всеми островами морскими. Всеми мерами заботясь о безопасности своего отечества, Симон ободрил свой народ и доставил ему такое благоденствие, какого не знавала Иудея с древних времен. Все спокойно обрабатывали землю свою, которая щедро вознаграждала труды земледельца. Старцы садились на улицах побеседовать о благополучном своем состоянии, и юноши появились в богатых одеждах, добытых от неприятелей. Каждый свободно располагался под виноградом своим или под тению смоковниц своих, и никто не тревожил их. Симон истребил беззаконников и злодеев, был верным чтителем закона; украсил святилище и обогатил его утварью и сосудами. Иудейский народ, не зная, чем выразить свою благодарность Симону и всему дому его за все его благодеяния и подвиги, общим советом определил начертать на медных досках все его заслуги. Эти доски были выставлены на горе Сионе на столбе. На них, между прочим, вырезано было, что Иудеи и священники судили благоприличным Симону быть у них вождем и архиереем на век, пока не восстанет верный пророк. Эти слова народного определения показывали, что пророков, доказавших свое Божественное посольство сверхъестественными знамениями, уже давно не являлось ,– и что тем сильнее была уверенность в пришествии Мессии, и тем живее ожидание видеть Его, или, по крайней мере, слышать провозвестника Его 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Выслушавши свою мать, юноша спросил: «чего еще ждете? не думайте, что я покорюсь нечестивому велению, я слушаюсь закона, данного отцам нашим чрез Моисея. А ты», сказал он, обратившись к Епифану, «изобретатель всех зол на Иудеев, не избежишь рук Божиих». После этого и он испустил дух в пытках. Наконец, сожжена была и мать. 3. Восстание Маттафия против гонителей 1 Макк. 2:4–41 В это время один священник, по имени Маттафия, отец пяти сыновей, чтобы не быть свидетелем осквернения храма и не слышать хулы на закон и на Бога Израилева, удалился из Иерусалима в город Модин. Но чиновник, посланный от Антиоха принуждать Иудеев к богоотступничеству, прибыл и в Модин. Собраны были жители города к жертве языческой. Царский посланник обратился к Маттафии и предложил ему исполнить волю царя в пример своим согражданам, за что обещал ему и сыновьям его богатые дары. В ответ на это предложение Маттафия, возвысивши голос, сказал: «пусть все народы царства, из угождения царю, отступят от служения отцев своих, но я и сыновья мои, и братья мои останемся верными завету отцев наших. Сохрани нас Бог покинуть закон Его и уставы!» Только он успел это выговорить, как один Иудей, в виду всех, подошел к жертвеннику, чтобы возложить фимиам языческому божеству. Маттафия закипел ревностию, бросился иа богоотступника и, как требовал закон 208 , убил его над жертвенником; в то же время умертвил и стоявшего тут царского чиновника, который принуждал приносить языческую жертву, и самый жертвенник разрушил. После этого на весь город провозгласил: «если есть кто ревнитель закона и стоит за завет,– пускай выйдет за мной». И действительно, многие, по любви к отечественному закону, вслед за ним удалились в пустыню вместе с женами, детьми и со всем имуществом своим. Весть об этом дошла до вождей Антиоховых. Взявши отряд войска из крепости Иерусалимской, они погнались за Иудеями в пустыню. В одном месте нашли по пещерам человек до тысячи и с женами и детьми, это было в день субботный. Не смея нарушить покоя субботы, окруженные неприятелями Иудеи не защищались, даже не заградили входов, и были истреблены все до единого.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Братья его, Ионафан и Симон, взяли тело его и отнесли в Модин, где и похоронили его вместе с Маттафиею. Весь Израиль оплакивал своего вождя. Пронменование Маккавея сделалось общим в племени Маттафии, заменивши собою родовое название Асмонеев, и даже служило отличительным именем подвижников за веру и пламенных ревнителей отечественной свободы. 5. Заслуги Ионафана церкви и народу иудейскому 1 Макк. 9:23–32, 43–73 Вакхнд и Алким остались полновластными распорядителями в Иудеи и, при содействии злонамеренных людей, делали большие притеснения всем, державшим сторону Иуды. Тогда благочестивые Иудеи обратились к Ионафану и выбрали его себе начальником и вождем на место брата. Вакхид искал его убить, но едва и сам не погиб от его руки в сражении у Иордана, потерявши до тысячи воинов. Впрочем, Ионафан не хотел вступать в решительную битву с Сирийским военачальником и переправился со своими воинами за Иордан. Вакхид не осмелился преследовать его, но он укрепил разные города в Иудеи, снабдил их продовольствием и войсками; взял в заложники сыновей лучших семейств во всей Иудеи и отправил их в крепость Иерусалимскую. В это время Алким, в видах постепенного сближения Иудеев с Греками, приказал сломать в храме построенную, по указанию пророков, каменную перегородку, которою отделен был внутренний притвор от двора языков. Но это предприятие тотчас же остановилось. С Алкимом сделался удар: он до того был разбит, что уже не мог проговорить ни слова и умер среди тяжких страданий. Вакхид, видя, что тот, кого он подкреплял, умер, возвратился к царю. Через два года вероотступники и другие неблагонамеренные люди опять вызвали его, обещаясь доставить ему верный случай захватить Ионафана со всем его отрядом. Но этот замысел не удался; напротив, Вакхид в неоднократных ошибках терпел значительные потери, и обоими братьями, Ионафаном и Симоном, поставлен был со всем войском в стеснительное положение. Ионафаи предложил ему мир, и Вакхид принял: возвратил пленных и удалился в свою землю. Ионафан поселился в Махмасе, городе Вениаминова колена, и стал судить народ и истребил вероотступников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Правда, Симеон II праведный 208 и его Сын Ония III являются личностями весьма замечательными (особенно первый), истинными эллинистами, свободными от крайностей строго националистической партии или ассидейства, а тем более далекими от преступных эллинистов 209 . За благочестивый образ жизни и деятельность в качестве представителя народа Симеона II прославляет Иисус сын Сирахов (глава 50), а Онию III автор 2 Маккавейской книги (III, I-IV, 6, 33). – Но очевидно партия последнего замечательного первосвященника была так слаба, что его легко мог свергнуть его недостойный брат Иисус, или Иасон, купив первосвященническое достоинство у сирийского царя ( 2Мак. 4:7–10 ). В наступившие с этого времени особенно печальные дни для Израиля „вышли сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие... Они установили у себя необрезание, и отступили от святого завета и соединились с язычниками и предались, чтобы делать зло“ (1 Макк. 1:11–15). Иасон, „этот безбожник, а не первосвященник“ испросил у царя разрешение учредить в Иерусалиме греческую гимназию и внести жителей в списки антиохийских граждан ( 2Мак. 4:9–13 ). Следствием этого было распространение в Иерусалиме греческих обычаев и образа жизни. Даже священники стали относиться с небрежением к своим обязанностям при храме и „спешили принимать участие в противных закону играх палестры по призыву бросаемого диска“ ( 2Мак. 4:14 ). Сам Иасон дошел до того, что отправил в Тир триста драхм серебра на жертву Геркулесу ( 2Мак. 4:19 ). Но скоро он потерял свою должность. Один из его приближенных, по имени, Менелай, „надбавив триста талантов серебра против Иасона“, получил от царя первосвященническое место ( 2Мак. 4:24 ). Этот человек был еще более беззастенчивым и низким, чем Иасон. Его дееписатель называет „жестоким тираном“ и приписываете ему „ярость дикого зверя“. Между тем Иасон не хотел уступать добровольно первосвященнического престола Менелаю, и между ними возгорелась борьба ( 2Мак. 5:5 ...).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010