Эти награды являются лишь знаками, то есть внешними, земными средствами оценки пастырского служения. Истинную награду пастырь обретает лишь в Царстве Небесном. Пастырь, придающий слишком большое значение обычаю награждать духовенство разными церковными знаками отличия (камилавка, набедренник, крест с украшением, митра, служение с открытыми царскими вратами, грамоты, ордена и медали), легко поддается честолюбивому вожделению. Он начинает рассчитывать: через сколько лет получит камилавку, когда будет возведен в протоиереи, настоятели, благочинные, награжден митрой или каким-либо иным знаком церковного достоинства. Если в ожидаемый срок награды не последует, у тщеславного священнослужителя возникает разочарование, обида, озлобление на церковных иерархов, он испытывает зависть по отношению к награжденным собратьям, желание принизить их заслуги и тем самым возвысить свои; на приходе возникает разделение, соперничество, интриги. Все эти явления наносят непоправимый вред приходской жизни и душепопечению, превращают пастыря в холодного требоисполнителя. Однако это внешнее проявление честолюбия и стремление сделать карьеру представляется только низшей и наименее опасной формой разбираемого искушения властью. Гораздо опаснее те душевные явления, которые не проявляются во внешних знаках превосходства, но глубоко коренятся в недрах пастырского сердца, возбуждают в нем стремление к духовному властвованию, что свидетельствует об искажении всего духовного строя пастыря. Вместо власти любви возникает стремление к господству над душами пасомых. Наиболее часто эта страсть проявляется в желании добиться от духовных чад исполнения подвига совершенного послушания. Священник, в особенности молодой, сверх меры «ревностный», начинает стяжать «подвига старчества», требуя от прихожан безоговорочного послушания, полного отсечения собственной воли, отдачи себя во власть пастыря. Он категорически запрещает даже в непостные периоды чтение светских книг, журналов, посещение театров, кино, концертов, участие в культурных мероприятиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иной красный флаг, кроме Государственного флага – измена Родине». Как видим, советская молодежь не была единой в своих воззрениях. Анализируя позднее материалы следствия. Центральная комиссия по реабилитации пришла к выводу, что «Коммуна» была создана в 1949 г. как «союз друзей для сохранения школьной дружбы». Ни в одном из выработанных членами организации «программных» документах не содержалось ничего антисоветского, а, наоборот, имелись записи лишь патриотического характера. Для подтверждения данного вывода в документе приводятся строки из «Клятвы друзей»: «Вступая в члены «Коммуны» клянусь быть достойным своих друзей, быть достойным высокого звания гражданина нашей великой Родины... Клянусь всегда поступать так, как этого требует моя совесть, мое человеческое достоинство гражданина Советского Союза. Если будет война, клянусь биться насмерть с врагами Родины... «Коммуна» есть добровольная организация друзей, на всю жизнь связанных единой целью – борьбой за коммунизм...» 701 Практическая деятельность членов организации заключалась в проведении туристских походов, коллективном посещении театров, кино, выставок, в организации контроля за учебой в институтах каждого из членов «Коммуны» и в проведении литературных диспутов. В обвинительном заключении по делу студентов указано, что Гершельман и Дурнов «установили и поддерживали связь с представителями иностранных государств в Москве». Какие реальные факты крылись за этим весьма серьезным по тем временам обвинением? Была ли данная связь преступной? Вновь цитируем реабилитационные материалы: «Гершельман и Дурнов в августе 1949 г. при осмотре архитектурного памятника – церкви «Меньшикова башня», познакомились с проживающим там ливанским священником «отцом Василием», а затем посетили его квартиру, где встретились с болгарским священником «отцом Мефодием» и неизвестным для них сотрудником ливанского посольства в Москве. Ливанский священник «отец Василий» в Москве находится с 1947 г. и является агентом 2-го Главного управления 702 , характеризуется как советско-настроенный человек...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если у человека есть отвод от прививки, то допускать на мероприятие его будут только при наличии свежего ПЦР-теста. 28 сентября. Власти Удмуртии и Пермского края объявили о введении обязательных QR-koдob для посещения спортивных и выставочных мероприятий, театров и кино. Жителям регионов нужно будет предоставить QR-koд, подтверждающий наличие сертификата о вакцинации или справки о перенесенном за последние полгода коронавирусе. Код можно показать на экране смартфона или в распечатанном виде. Если у человека есть отвод от прививки, то допускать на мероприятие его будут только при наличии свежего ПЦР-теста. В Удмуртии режим начнет действовать с 5 октября. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-udmurtii-i-prikame-v...

Но вот однажды днем мы едем в нашем маленьком голубом автобусе, обозреваем город. И вдруг кто-то говорит: — Смотрите-ка! Русская церковь! Успеваю оглянуться и вижу белую пятиглавую церковку с золотыми луковицами-куполами. Сразу же чувствую на себе несколько пар внимательных глаз. Или это мне кажется? Может быть, и кажется. Тут же возникает совершенно непобедимое, страстное желание побывать в этой церкви. Запоминаю место. Неподалеку — небольшая городская тюрьма. Над ее башней — белый флаг. — Это значит, что в тюрьме в этот день нет ни одного заключенного, — объясняет швейцарец-гид. Но как же осуществить нам наше желание? И осуществимо ли оно вообще? Ведь целый день мы на людях, живем по точнейшему расписанию: поездки по городу, экскурсии, посещение музеев, кальвинистских и католических соборов, театров… завтраки… обеды… ужины… Рано утром? Но успеем ли к завтраку? А вдруг хватятся… И вообще служат ли в этой церкви раннюю обедню? Да и открыта ли она? Как уже не один раз бывало в моей жизни, происходит маленькое чудо. В тот же день (или, не помню, на другой день) приходит к нам в номер староста группы, секретарь ленинградской писательской парторганизации, и с кривой усмешкой, с некоторой даже излишней развязностью заявляет: — Тут наши товарищи надумали после обеда пойти в кино. Поинтересоваться, что это такое — порно . Каким образом, одним словом, они тут разлагаются. Как вы на это? Пойдете? Говорим, что — нет, не пойдем. Не интересуемся. Минуты три спустя является несколько встревоженная и огорченная гидша «Интуриста». — Это верно? Вы не пойдете? Почему? — Просто не хотим. — А что тут такого ужасно плохого? — Я не говорю, что тут непременно что-нибудь ужасно плохое. Но нам не хочется. Не за такими впечатлениями ехали. В конце концов желание увидеть пикантный фильм побеждает. Даже у тех, кто непосредственно к нам приставлен. Уходят все. Стоя у окна, мы видим, как шумная компания переходит улицу. Считаем их. Да, ушли все. Подождав минут пятнадцать-двадцать, выходим на улицу и мы. Но — куда же идти? Где искать эту церковь? Знаю, что это там, на той стороне озера, в том приблизительно направлении. А дальше? Женева — город франкоязычный, мои же познания в этом языке ограничиваются программой двухклассного приготовительного училища баронессы фон Мерценфельд, где я учился пятьдесят лет назад. Спрашиваю по-немецки:

http://azbyka.ru/fiction/ya-veruyu/

Современное духовничество, подчеркивает И. Концевич , родилось из древнего монастырского старчества и является его вторичной формой. Благодаря родственности этих двух явлений, духовничества и старчества, у многих малоопытных священников, знакомых с аскетической литературой только теоретически, всегда может явиться соблазн «превышения власти» – перехода грани духовничества, чтобы старчествовать, в то время как они, в сущности, и не понимают, в чем состоит истинное старчествование. Это таит опасность причинить непоправимый вред душе опекаемого. Известны даже случаи самоубийства как результат такого повреждения. В лжестарчестве воля одного человека порабощается воле другого, вопреки указанию ап. Павла: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» ( 1Кор.7:23 ), и сопряжено с чувством угнетения и подавленности, уныния или нездорового душевного пристрастия к «старцу». Истинное же благодатное старчество, хотя и основано на полном послушании, не лишает человека чувства радости и свободы в Боге, так как он подчиняется не человеческой воле, а через нее воле Божией и опытно знает, что старец ему указывает лучший выход из создавшегося  внешнего затруднения или предлагает лучшее врачевство от духовной болезни. В то время как благодатный старец является проводником воли Божией, лжестарец заслоняет собою Бога. У некоторых священников «…вместо власти любви возникает стремление к господству над душами пасомых. Наиболее часто эта страсть проявляется в желании добиться от духовных чад исполнения подвига совершенного послушания. Священник, в особенности молодой, сверх меры «ревностный», начинает стяжать «подвиг старчества», требуя от прихожан безоговорочного послушания, полного отсечения собственной воли, отдачи себя во власть пастыря. Он категорически запрещает даже в непостные дни чтение светских книг, журналов, посещение театров, кино, концертов, участие в культурных мероприятиях. Подвергая жесткой цензуре всю жизнь своих прихожан, такой пастырь совершенно не считается с личными особенностями, условиями жизни и возможностями каждого из них, а главное, в соблазне гордыни переоценивает собственные дарования, предписывая себе редчайший дар прозорливости, которым обладали лишь избранные духовные старцы, например прп. Серафим Саровский , оптинские подвижники, протоиерей Иоанн Кронштадтский и Алексей Мечев и некоторые другие».

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

Необходимо твердо помнить, что забвение русского языка и разрыв вследствие того с русской культурой, которая основана на св. Православии, неизбежно ведет и к отпадению от Православной веры и Церкви. Одновременно надо тщательно беречь все наше молодое поколение от того духовного растления, которому всюду подвергается теперь молодежь, благодаря морально нездоровым развлечениям и непристойным безнравственным увеселениям в виде неприличных модных танцев, кино, телевизии и театров. Совершенно недопустимо, в частности, посещение представлений, на которых демонстрируются советские фильмы, всегда в том или ином виде содержащие в себе элемент злостной пропаганды, и так называемых советских «фестивалей»: надо помнить, что посещающие такого рода зрелища не только подвергаются зловредному влиянию их, но и грешат тем, что поддерживают своими деньгами безбожную коммунистическую пропаганду во всем мире. Православные русские люди, желающие быть живыми членами Русской Зарубежной Церкви, верными и преданными чадами ее, должны быть, вместе с тем, и миссионерами ее, борцами за истинную веру Христову, как среди окружающей их иноверной среды, так и среди отпавших или отпадающих от нее русских людей, забывающих свои духовные ценности и святыни, пренебрегающих правилами и установлениями св. Церкви. Надо крепко стоять за свою веру и ни в чем не поддаваться той растлевающей душу среде, в которой приходится жить и работать. Не Церковь нашу надо «модернизировать» и «реформировать», как этого нередко требуют теперь неразумные русские люди, совершенно не отдающие себе отчета в том, чего они хотят, а самим нужно приспособлять себя и всю жизнь свою стараться приноравливать к церковным правилам, установлениям и традициям. Сейчас время исповедничества – твердого стояния, если понадобится даже до смерти, за свою Православную веру, подвергающуюся всюду явным и тайным нападкам, притеснениям и угнетениям со стороны слуг грядущего антихриста. А в нашей св. вере нет ничего малозначительного – все в ней, до каждой кажущейся мелочи, имеет свой смысл, свое значение, свою ценность.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В настоящее время Великий пост рассматривается как период сугубого покаяния, как акт подражания 40-дневному посту Спасителя в пустыне и как средство подготовки к празднованию Пасхи. Значимость духовного поста отражена в песнопениях Постной Триоди: «Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный!». И в другом месте: «Братья! Постясь телом, будем поститься и душою, разрешим всякие несправедливые узы, разорвем сети насильственных долговых обязательств, раздерем всякую несправедливую запись, дадим хлеб алчущим, и нищих, не имущих крова, введем в свои дома, чтобы от Христа Бога получить нам великую милость». Девизом Великого поста можно назвать слова свт. Иоанна Златоуста : «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния». Прп. Венедикт Нурсийский рассматривал Великий пост, как время, когда нужно загладить «святостью сих дней небрежение прочих времен». Подобным образом рассуждает и прп. Дорофей Газский, считая Четыредесятницу «десятиной всего лета», которая назначена для покаяния и очищения грехов всего года. На время Великого поста православные христиане стараются воздерживаться от обычных развлечений (например, посещения театров и кино), чтобы больше времени посвятить душеполезному чтению, делам милосердия и участию в богослужении. Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина . Полная литургия совершается только в неделю и субботу, а также на праздник Благовещения, на какой бы день седмицы он ни пришелся. Во время Четыредесятницы в среды и пятницы, в четверг пятой седмицы, а также в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров. В первые 4 дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского . Канонические предписания о Великом посте

http://azbyka.ru/velikij_post

Эти способности выдвинули митрополита и на подлинно дипломатические заграничные задания. Так, он, 82 лет от роду, летал в Нью-Йорк, где победоносно вел тяжбу за русский собор против эмигрантских церковников-откольников. Ездил в Финляндию решать проблему Нового Валаама и тяготевших к патриархии русских приходов и налаживать отношения с финской православной церковью. Легок на подъем был, несмотря на более, чем преклонный возраст, удивительно. Много нервов требовало общение с ним в повседневной работе. С одной стороны, он был четок и требователен. Говорить с ним „вообще“ было нельзя. – Вы бумагу обо всем доложенном приготовили? Нет? Как же так? А на чем же я резолюцию, решение напишу? Опять получится – поговорили, поговорили и все в воздухе повисло... Решал быстро, четко. Охотно выслушивал хорошо подготовленное и мотивированное мнение. Допускал даже небольшие оспаривания. Но там, где его мнение решительно складывалось, возражений не терпел. Тогда любое противоречие вызывало взрыв. Во время вспышек гнева он был страшен. Стучал кулаком, вскакивал, глаза сверкали. Тут уж перед ним трепетали и стар, и млад. Наряду со всем этим пестрым, но в большинстве своем скорее положительными, чем отрицательными чертами митрополиту Григорию в сильной степени было присуще и самое откровенное тщеславие и честолюбие. Для своих апартаментов он заказал портретную галерею митрополитов, которая завершалась, разумеется, его портретом. Любил, когда его называли на манер царей Григорием II. Когда приглашенный специально художник расписывал иконостас академической церкви, его поразило характерное лицо митрополита, и он очень талантливо и живо придал лицо Григория храмовому образу апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Мы было встревожились, как отнесется к такому самоуправству сам митрополит. Но он даже порозовел от удовольствия и впоследствии не раз со смешком, но внутренне горделиво демонстрировал эту икону гостям академии, когда об этой истории рассказывали в его присутствии. Григорий не был противником посещений духовенством кино и театров. Во всяком случае, смотрел на то сквозь пальцы. Дома одним из первых завел телевизор, интересовался программами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Без этого все «естественное добро» наше (так часто смешанное с тайным злом тщеславия), вся наша ревностность в благочестии останутся безблагодатными – и души наши, так и не одухотворившись, погибнут навеки. Только тот, кто скапливает сокровища Духа в собственном сердце, кто сам спасается для вечности, способен благотворить ближним своим, нести свет бренному миру, иначе все его «добрые» дела оборачиваются злом или, в лучшем случае, пустотой. «Радость моя, молю тебя, дай душе своей свободу питаться от сладчайшей беседы с Господом. Стяжи Дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя!» – говорит преподобный Серафим Саровский, сам просвещавший, окрылявший и поныне продолжающий спасать для Царствия Небесного множество душ человеческих. Но что только не называем мы «духовностью» в нынешнее смутное время, когда почти совершенно утрачены понятия о Божественной Истине! На расхожем современном языке «духовной жизнью» уважительно именуются и занятия наукой и искусством, и чтение книг и газет, и посещение театров и кино, и сидение у телевизора – вне зависимости от содержания узнанного, прочитанного, увиденного все это зовется «духовностью». Но в большинстве случаев подобные способы времяпрепровождения не имеют ничего общего с истинной жизнью совершенствующегося духа. Часто занятия эти пусты, а подчас и развращающи. Можно ли назвать «одухотворенным» режиссера скабрезного фильма или автора богоборческой «философской» теории? Да, это тоже «духовность» своего рода – рожденная не Святым Духом Божиим, а смрадными духами злобы. Отрава «черной духовности» разливается по отступническому миру и в более тонких, изощренных видах, – от лукавых ересей до прикрытого льстивой оболочкой сатанизма. Таковы ядовитые токи «мистических мечтаний», когда к сладости духовной жизни начинают порываться те, кто отвергает соль труда и покаяния, необходимо предшествующую дарам Духа Божия. Среди подобных душепагубных мистических ересей и движение, кощунственно именующее себя Святой Пятидесятницей. Кто такие эти пятидесятники, появившиеся только в нынешнем веке в США, а сейчас активно сеющие соблазн и в нашем Отечестве? Их основоположник, некий Чарльз Пэрхэм, начал в ходе экзальтированных «молитвенных собраний» возлагать руки на их участников, после чего те в экстазе заговорили якобы на иностранных языках.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Наверняка и на приходе немало тех, кто нуждается в вашей помощи: старики, одинокие мамы с маленькими детьми, многодетные семьи… И хотя это покажется кому-то странным, но я напомню, что помощь наша должна быть бескорыстной. Потому что приходилось сталкиваться и с такими ситуациями, когда за помощь по хозяйству или в уходе за маленькими детьми православные брали деньги, хотя и небольшие. К счастью, такие случаи единичны, но и они бывают. Развлечения Не нужно путать развлечения и серьезные культурные мероприятия. Если кто-то хочет провести весь пост в полном воздержании от театров, музеев, телевизора – Бог ему в помощь. Но я не считаю чем-то плохим, если кто-то посетит серьезную театральную постановку, выставку или посмотрит серьезную, заставляющую думать и пробуждающую высокие чувства телепередачу. А вот от развлечений в их чистом виде стоит отказаться. Молодым людям нужно воздержаться от клубов и вечеринок, всем нам – от развлекательного кино, от игровых спектаклей, от хождений в гости и пустого времяпрепровождения. Нужно серьезно ограничить себя в пользовании интернетом; не должно быть такого, когда мы бесцельно и впустую бродим по сайтам, «сидим» в социальных сетях. Музыку в плеере и автомобиле лучше заменить на аудиобеседы, аудиокниги или духовные песнопения. Посещение богослужений Хорошо бы бывать в храме не реже раза в неделю, а то и чаще. Если в течение года причащаетесь редко, то в пост обяжите себя причащаться еженедельно или так часто, как советует духовник (или священник вашего храма). Обязательно придите в храм, когда там читается Покаянный канон преподобного Андрея Критского: на 1-й неделе поста – вечером с понедельника по четверг; на 5-й неделе поста – вечером в среду. В пятницу 5-й недели поста посетите вечернее богослужение с чтением акафиста Божией Матери. Найдите время, чтобы помолиться за Литургией Преждеосвященных Даров (совершаются в пост по средам и пятницам). Особое внимание уделите богослужениям Страстной недели (начиная с вечера среды). Желательно подходить к богослужениям осмысленно. То есть перед тем, как пойти в храм, посмотрите в интернете, что будет служиться, и познакомьтесь с текстами богослужений.

http://pravoslavie.ru/91719.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010