вмч. Георгия мон-ря Джурджеви Ступови близ Нови-Пазара, 60-е гг. XII в.- с утратами). Наиболее ранние изображения встречаются на Востоке в росписях пещерных храмов Каппадокии: Капелла VI в Гёреме (кон. IX - нач. X в.); Капелла XXVIII близ Каранлык-килисе (XI в.); ц. св. Варвары в Соганлы (нач. XI в.) и др. Вмч. Георгий. Житийная икона. XIII в. (Византийский музей, Афины) Вмч. Георгий. Житийная икона. XIII в. (Византийский музей, Афины) Особенностью балканских и критских памятников поствизант. периода являются 2 детали композиции «Чудо о змии»: хвост дракона обвивает задние ноги коня; царь с башни протягивает Г. ключи от города, иногда на башне также изображаются трубящие глашатаи. Композиция «Двойное чудо» объединила 2 наиболее известных посмертных чуда Г.- «Чудо о змии» и «Чудо с отроком»: Г. изображен на коне (скачущем, как правило, слева направо), поражающим змея, а позади святого, на крупе его коня,- небольшая фигурка сидящего отрока с кувшином в руке. Текст о чудесном спасении из плена пафлагонского отрока, известный уже в редакции Симеона Метафраста (X в.), вероятно, возник позже, чем «Чудо о змии». В изобразительном искусстве объединенная композиция впервые встречается на греч. иконе 1327 (?) г. из церкви в Александруполисе, в монументальной живописи - на фреске XV в. в ц. вмч. Георгия в Кремиковци в Болгарии. К XV в. относится изображение Г. с «двойным чудом» в одном из клейм житийной иконы Г. из посвященной ему ц. в Струге (Македония). В XVI-XIX вв. «двойное чудо» повторяется во мн. болг., серб., румын., критских и кипрских иконах, как в средниках (напр., критская икона из собрания Л. К. Зубалова, сер. XVI в., ГИМ; болг. икона из Боянской ц., XVI в., СНХГ; критская икона мастера Цангаропулоса, 1635, ГМИР; болг. житийная икона из Велико-Тырнова, 1684, СНХГ), так и в клеймах (напр., клеймо 8 серб. житийной иконы XVII в., Печская Патриархия). Вмч. Георгий в житии. Икона. 1-я четв. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Вмч. Георгий в житии. Икона. 1-я четв. XIII в.

http://pravenc.ru/text/162188.html

св. вмч. Феодора Стратилата, Жиндрень-Улаки с цер. Успения Пр. Богородицы, Чермалык с цер. прор. Илии, Карань с цер. св. Константина и Елены, Стиля с цер. вмч. Кириака, Игнатьевка с цер. Ап. Петра и Павла, Бешев с цер. Косьмы и Домиана, Ласпи с цер. св. Георгия, Каракоба с цер. вмч. Димитрия, Сартана с цер. вмч. Георгия, Чердаклы с цер. св. Константина и Елены, Малая Енисала с цер. вмч. Феодора Стратилата, Мангуш с цер. вмч. Феодора Стратилата, Урзуф или Кизиль-Таш, Ялта с цер. Рождества Христова и Старый (Ески) Крым с цер. св. прор. Илии. Впоследствии из них выделились еще три селения: Новый Керменчик с цер. Архистратига Михаила, Новая Каракоба с цер. Свят. Николая и Бугасу или Волноваха с цер. Рождества Богородицы. Греческие селения по рр. Волчьей и Яссам заняли территорию в 730 055 дес., вместо предполагаемых 1 237 471 десятины. 760 Центром греческих поселений тогда же явился город Мариуполь. Он основан по последнему проекту на берегу Азовского моря при впадении в него речки Калмиуса, по правую сторону его устья. При самом основании Мариуполя в нем построен соборный храм во имя священномученика Харлампия, затем возникли храмы во имя Марии Магдалины, Рождества Богородицы и Успенская церковь , именуемая также Мариинской. Высочайшим указом на имя Св. Синода 14 марта 1779 г. Игнатию митр. готфийскому и кафийскому, вышедшему из Крыма в вечное подданство России и поселившемуся с знатным числом обоего пола своей паствы в Азовской губернии, велено «быть архиереем тех поселенцев и состоять по смерть беспосредственно под Синодом». Все духовенство, вышедшее с ним из Крыма и занявшее места в греческих поселениях, всецело подчинялось митр. Игнатию. М. Игнатий, на правах самостоятельного архиерея, ставил священников на свободные места по своему усмотрению. Ему отводилась степень под архиепископом Славянским и Херсонским. На содержание Готфийской и Кафийской кафедры назначалось три тысячи рублей. Таким образом, греческие колонисты, во главе с митрополитом Игнатием, составили небольшую самостоятельную и вполне организованную митрополию с греческой паствой и греческими пастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Появление на Руси изображений «Чуда о царе Калояне», видимо, было обусловлено распространением житийных икон святого. Кроме того, в 1466 г. на внутренней стороне Фроловских (Спасских) ворот Московского Кремля была установлена каменная статуя Д. С. (ПСРЛ. Т. 23. М., 2004. С. 158), очевидно, напоминавшая исполненную в 1464 г. для этих же ворот скульптурную композицию «Чудо вмч. Георгия о змие». На житийных иконах кон. XV-XVI в. (напр., икона из с. Гуменец, Ростовский музей; икона из Борисоглебской ц. Новгорода, НГОМЗ) одно из клейм посвящено гибели царя Калояна. С 1-й пол. XVI в. эта сцена часто занимает средник житийной иконы Д. С., как, напр., на одной из самых ранних рус. икон на этот сюжет (1-я пол. XVI в., НИАМЗ). В этом произведении уже присутствуют характерные черты рус. иконографии сюжета: в отличие от балканских произведений, царь представлен на коне, в царском венце на голове, Д. С. восседает на черном коне, к нему подлетает ангел с мученическим венцом. Эта иконография, сформировавшаяся и распространившаяся под воздействием аналогичных изображений «Чуда вмч. Георгия о змие», встречается как в средниках житийных образов, так и на отдельных иконах (иконы 1-й пол. XVI в. из дер. Вахонькино Кадуйского р-на Вологодской обл., ЧерМО; кон. XVI в. из Музея икон в Рекклингхаузене; 2-й пол. XVI в. из собрания А. В. Морозова; 1-й пол. XVII в. из церкви Новинской жен. тюрьмы; нач. XVII в. из собрания С. П. Рябушинского - все в ГТГ; сер. XVII в. из Свято-Духовской ц. в Каргополе, КИАМЗ; житийный образ кон. XVI в. из ц. Казанской иконы Божией Матери в Калуге, Калужский художественный музей); пример сопоставления сцен «Чудо вмч. Димитрия» и «Чудо вмч. Георгия о змие» - житийная икона рубежа XVI и XVII вв. из ц. вмч. Георгия на Площадке в Костроме (ГТГ), где сцена с Д. С. помещена в левом верхнем углу средника. Уже с XVI в. встречаются случаи непонимания или переосмысления сюжета: Калоян может именоваться царем Максимианом (икона кон. XVI в. из частного собрания в Скандинавии; см.: Kjellin H. Ryska ikoner i Svensk och Norsk ägo. Stockholm, 1956. Ill. 174), «богатырем Люем», т. е. Лием (икона кон. XVI в. из Кирилло-Танищевской ц. Кадуйского р-на, ЧерМО), «царем Люем» (икона XVII в., там же) и даже Мамаем (икона XVIII в., МСПЦ) в память о победе рус. войск во главе с кн. Димитрием Донским (соименным святому) над татарами в битве на Куликовом поле (1380). Вероятно, заказчики и создатели мн. рус. икон Д. С. не помнили о чудесном избавлении Фессалоники от царя Калояна и воспринимали сюжет как изображение события из рус. истории или как сцену, свидетельствующую о торжестве святого над силами зла в лице императора и гладиатора-язычника или татар. военачальника.

http://pravenc.ru/text/178231.html

эпоху изредка строились и центричные храмы с деревянными перекрытиями: типа тетраконха с амбулаторием (церковь в б-ке Адриана в Афинах, 2-я четв. V в.), октагональный (в Филиппах, нач. VI в.) и гексагональный (в Амфиполе, VI в.) храмы с амбулаториями. Относительно небольшие октагоны и тетраконхи иногда присутствовали в качестве баптистериев и мартириев при крупнейших базиликах (напр., св. Леонида в Лехее). Ротонда вмч. Георгия в Фессалонике (см. ст. Георгия Победоносца вмч. церковь в Фессалонике ), возведенная в качестве мавзолея, по одной из версий, имп. Галерием ок. 300-306 гг., по др.- имп. Константином Великим в 322-323 гг., первоначально не была декорирована; вероятно, при землетрясении 363 г. ее купол рухнул. Восстановление ротонды уже в качестве церкви с пристройкой апсиды и амбулатория могло быть произведено при имп. Феодосии I Великом (379-395), когда Фессалоника стала центром Балкан ( uri S. 2000. P. 10-17). Имеются мнения и о произведении этих работ в V-VI вв. К времени этой же перестройки относятся пристроенные с юж. стороны портик и гексагональное купольное сооружение погребального назначения. План ротонды вмч. Георгия в Фессалонике. IV или V-VI вв. План ротонды вмч. Георгия в Фессалонике. IV или V-VI вв. Уникальна для своего времени церковь мон-ря Осиос Давид (Латомос) в Фессалонике, к-рая датируется по мозаике в конхе ее апсиды кон. V или нач. VI в. Это постройка крестово-купольного типа (уже вполне сложившегося), с равными рукавами и 4 угловыми помещениями, соединенными с рукавами арочными проемами (перекрытие центральной ячейки не сохр.). Начиная со следующей эпохи такой тип храма окажет влияние на формирование архитектуры греч. и балканских церквей. Тема крестообразной церкви реализована в ряде греч. базилик с трансептом, выступающим, как правило, за пределы крайних нефов (базилика А в Никополе). В Македонии строились базилики с узким трансептом, к-рый не пересекался боковыми нефами, а огибался ими (3-нефная базилика А в Филиппах). В 5-нефной базилике вмч.

http://pravenc.ru/text/166461.html

и. голова Божией Матери немного склонена к Младенцу), а взоры устремлены на молящегося. В левой руке Богомладенца - свиток, отведенной в сторону правой Он благословляет. В верхних углах Н. и.- полуфигуры ангелов с покровенными руками. Этот вариант иконографии, как восходящий к почитавшейся в К-поле в храме Одигон чудотворной иконе «Одигитрия», известен во мн. списках (на Руси к нему относится близкая по иконографии к Н. и. Смоленская икона Божией Матери ). Торжественность и в то же время скорбность образам придает красный цвет нимбов. Над правым плечом Богоматери видны следы посвятительной надписи, воспроизведенной с нек-рыми искажениями на окладе (1844-1845; сплошной, серебро с позолотой, драгоценные камни) на лицевой стороне иконы: «Δ(ησις) το δολου το Θ(εο) (?) Πτρο» («Молитва раба Божия Петра…»). На оборотной стороне представлен вмч. Георгий Победоносец в редком для св. воинов варианте иконографии - сидящим на престоле. В его правой руке копье, левой святой опирается на меч, острие к-рого обращено вниз. Оборотая сторона иконы не закрыта окладом, серебрянная накладка (1845) имеется лишь на округлом с белым оттенком предмете у кисти левой руки вмч. Георгия, над мечом. По мнению болг. исследователя Г. Р. Парпулова, это изображение сфунгато (запеканки, пирога), фигурирующего в одном из посмертных чудес святого ( Parpulov. 2018). В благодарность за помощь вмч. Георгия ребенок положил на алтарь в храме во имя этого святого испеченный матерью сфунгато. Пирог был настолько ароматен, что неск. купцов, зашедших помолиться, взяли его себе. Однако они не смогли выйти из храма, пока каждый не пожертвовал святому по золотой монете. На эти деньги жители смогли восстановить разрушавшийся храм вмч. Георгия. Сохранность на иконе надписи на греч. языке справа от образа вмч. Георгия позволила Парпулову указать на источник строк, вдохновивший неизвестного автора стихотворного посвящения св. воину, а именно на визант. поэта Мануила Фила († ок. 1345) (см.: Ibidem). Надпись не только возвеличивает святого, но и блестяще отражает замысел и схему иконографии.

http://pravenc.ru/text/2578017.html

Очевидно, в поздневизант. культуре существовала традиция противопоставления образа вооруженного Георгия изображению Д. С. в патрицианских одеждах: кроме росписей ц. вмч. Георгия в Кастории, где фигура Д. С. соседствует с образом тронного Георгия-воина, она известна, напр., по росписям ц. св. Николая в Люботене близ Скопье, Македония (ок. 1348), где Георгий-воин и Д. С.-мученик представлены в составе одной композиции. Возможно, бытование на Балканах иконографии Д. С. в мученических одеждах было связано с фессалоникийской традицией. Распространение в поствизант. живописи иконографии вмч. Георгия-кефалофора (от κεφαλ - голова и φρω - нести) в молении Христу (см. иконографию в ст. Георгий Победоносец ) привело к формированию аналогичного извода иконографии Д. С.-мученика, известного по немногим памятникам афонского происхождения: роспись старого кафоликона мон-ря Ксенофонт (1544) и изображение на нижнем поле иконы «Христос Великий Архиерей со святыми на полях» из храма Протата (XVI в.), где Д. С. представлен в паре с вмч. Георгием-кефалофором. В этих произведениях святой изображен в молении Христу, показывающим Ему свою рану (согласно Житию, святой был пронзен копьями); на иконе из Протата помещена надпись с текстом молитвы Д. С., на фреске из Ксенофонта изображен Христос, протягивающий мученику венец и свиток. В поствизант. эпоху Д. С. иногда изображался как мученик и в произведениях, относящихся к тронному варианту его иконографии. Изображения Д. С. - воина Почитание Д. С. как воина Христова, покровителя христ. военачальников и императоров, заступника христиан, сложившееся к XI в., привело к широкому распространению соответствующего иконографического извода (об аналогичном развитии иконографии вмч. Георгия и др. мучеников см.: Лазарев В. Н. Новый памятник станковой живописи XII в. и образ Георгия-воина в визант. и древнерус. искусстве// Он же. Рус. средневек. живопись: Статьи и исслед. М., 1970. С. 55-102); вероятно, этот процесс был обусловлен и развитием почитания святого как защитника Фессалоники от вражеских нашествий.

http://pravenc.ru/text/178231.html

архим. Германа, подвизавшегося в Л. с детства, предприняли постройку новой ц. во имя вмч. Феодора на старом фундаменте; Давид (III) также пожертвовал новой церкви икону Пресв. Богородицы, написанную неким Иоанном ( Brosset. 1851. P. 74-75), и обновил Ларгвисское Четвероевангелие ( Джанашвили. 1900. 173. С. 4). За «великие труды» по строительству архим. Герману было пожаловано право иметь усыпальницу в юж. приделе ц. вмч. Феодора, посвященном св. Иоанну Предтече. Последующих настоятелей хоронили у сев. столбов храма вмч. Феодора ( Хаханов. 1891. С. 27). Давид (III) пожертвовал новой ц. во имя вмч. Феодора крест вмч. Георгия ( Хаханов. 1898. С. 51). В приписке от 1764 г. к пергаменной рукописи перечислена утварь Л.: 60 книг, 60 чеканных икон и Четвероевангелий в чеканных переплетах, 12 облачений, митра, 3 серебряные чаши и 3 дискоса, 3 серебряные лампады, 2 золотые крышки. Ответственность за них лежала на протоиерее, к-рый служил в ц. во имя вмч. Феодора (Там же). В 1777 г. было упразднено Ксанское эриставство; княжеские земли отошли наследнику престола царевичу Георгию (впосл. царь Картли-Кахети Георгий XII). Приказом от 1778 г. он подтвердил иммунитет Л., запретил придворным отчуждать от монастыря принадлежавшие ему в бывш. эриставстве земли и крестьян; из 5 лососей, выловленных в р. Ксани, одного жертвовали мон-рю (ПГП. 1965. Т. 2. С. 447-448). Сохранились Четвероевангелия, преподнесенные царевичем Л. ( Хаханов. 1898. С. 51). Бывш. владетели также не оставили попечения о мон-ре. В 1781 г. кнг. Мариам Эристави подарила Л. Цветную Триодь, пропавшую из мон-ря и долгое время считавшуюся утраченной ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 370). В грузинских источниках 2-й пол. XVIII в. Л. именуется как ставропигиальный мон-рь, настоятель имел сан архимандрита («Список разоренных монастырей Картли и Кахети», 1770; грамота Давида (III) архим. Герману, 1761; надпись на иконе Божией Матери, 1762 - Мачарадзе. 1988. С. 551; Хаханов. 1891. С. 27; Brosset. 1851. P. 74-75), однако неизвестно, когда и при каких обстоятельствах Л.

http://pravenc.ru/text/2463127.html

Миниатюра из Кодекса аббатисы Хитды (Darmstadt, Hessische Landes-und Hochschulbibliothek. Hs. 1640. Fol. 115r). Ок. 1020 г. Воскрешение сына вдовы из Наина. Миниатюра из Кодекса аббатисы Хитды (Darmstadt, Hessische Landes-und Hochschulbibliothek. Hs. 1640. Fol. 115r). Ок. 1020 г. В эпоху романики были построены и поновлены 12 церквей в К.: вмч. Пантелеимона, св. Цецилии, Пресв. Девы Марии на Капитолии, св. Урсулы, св. Гереона, св. Северина, св. Апостолов, св. Мартина Турского, св. Куниберта, св. Андрея, вмч. Георгия, Пресв. Девы Марии в Лискирхене. Во 2-й пол. XI в. в К. сложился новый архитектурный тип храмов - с 3-лепестковым завершением вост. части, в подражание ц. Рождества Христова в Вифлееме. Апсиды были объединены общим обходом (деамбулаторием), который вел в боковые нефы; они были перекрыты крестовыми сводами, благодаря чему в вост. части создавалось единое пространство, характерное скорее для центрических храмов, строившихся под византийским влиянием. Соединение базиликальной (западной) и центрической (восточной) частей - особенность кёльнского варианта романики и более поздней архитектуры К. Самый ранний памятник такого типа, ц. Пресв. Девы Марии на Капитолии (1049-1065), считался в городе 2-м по значению после кафедрального собора. Декорация храмов скупа снаружи: массивную, разделенную на ярусы стену украшают только аркатурные пояса, заимствованные из ломбардской архитектуры; капители имеют простую кубическую форму. Главный неф по-прежнему бывает перекрыт деревянными стропилами. В церкви сохранились рельефные деревянные двери (до 1065). Их украшает более 20 сцен, в основном с христологическими сюжетами (от Благовещения до Пятидесятницы). Непропорционально короткие и большеголовые фигурки, обобщенная трактовка, сдержанность и строгость характеризуют этот этап романской деревянной скульптуры. Церковь вмч. Пантелеимона в Кёльне. Зап. фасад. Церковь вмч. Пантелеимона в Кёльне. Зап. фасад. Ок. 1150-1160 гг. была перестроена в романском стиле ц. вмч. Пантелеимона, ставшая 3-нефной; к этой же эпохе относится драгоценный реликварий вмч.

http://pravenc.ru/text/1684297.html

Кирилл Аминов, 14 марта 2015 г. Существовавшая ранее церковь св. вмч. Георгия в селе Новоселках. Церковь св. вмч. Георгия в селе Новоселках в 1574 г. была деревянная, клетцки, в 1585 г. значится «развалившеюся». Церковная земля, принадлежавшая Георгиевской церкви, отдавалась в оброк. В приходных оброчных книгах Патриаршего казенного приказа за 1638 г. написано: «с церковной земли св. муч. Георгия, на речке Песочне, на Василии Коробьине оброку 4 алтына». В 1648 г. эта земля отдана на оброк И. И. Бирдюкину – Зайцову с платою оброка по 4 алтына на год. В 1664 г. Ивану Бирдюкину-Зайцову и брату его Киприану дана благословенная грамота церковь строить и велено оброчные деньги взять с 1649 г. и землею владеть». Под 1678 г. в селе Новоселках значится церковь св. муч. Георгия, деревянная. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа 1680 г. писано: «по досмотру Романа Ивановича Владыкина село Новоселки ныне в вотчине Киприана Бирдюкина-Зайцова… а в том селе на старом церковном месте построена церковь во имя св. муч. Георгия, а по сказке того села Новоселок старосты Фролка Лукьянова и всех крестьян: та де церковь построена тому лет с шесть, а не освящена, стоит без пения, а у попа той церкви церковной земли и покосов сенных нет, а прежние попы у той церкви жили на руге, а у той церкви церковного кладбища по смете четверть десятины и на том кладбище поставлена крестьянская сенница». Построенная церковь в селе Новоселках была освящена и обложена данью. По приходной книге Патриаршего казенного приказа под 1684 годом новопостроенная церковь в вотчине боярина Ф. П. Шереметева на пустовой Георгиевской земле вновь обложена данью, по указной статье, 11 алтын, 3 деньги, заезда гривна, данные деньги платил той церкви поп Архип Меркульев, принял Ивашко Вишняков». В 1697 г. 12 марта церковь св. вмч. Георгия, по указу патриарха Адриана, описана старостою поповским села Пушкина Никольским попом Семеном Фроловым: «в начале образ Пресвятой Богородицы, царские двери, завес киндячной, красный; образ Всемилостивого Спаса местный, образ Пресвятой Богородицы Казанской, образ муч. Георгия, образ Живоначальной Троицы, образ Усекновения главы Иоанна Предтечи шти листовой, в окладе. Сосуды оловянные белые, паникадило медное большое, две лампады медных, кадило медное резное, водосвятная чаша большая медная… два колокола на березе, третий лежит в церкви без языка, небольшой».

http://sobory.ru/article/?object=03504

Феодор-Даниил Венерис выполнил росписи разрушенной ц. вмч. Георгия Победоносца в Бенудиана близ Канданоса (1290/91), наоса ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони (кон. XIII в.- Μαδερκης. 1980. Σ. 155-156, 159), ц. вмц. Ирины близ Суйи (кон. XIII в.), ц. прав. Анны в Агрилесе (3-я четв. XIII в.) и ц. вмц. Марины в Равдухе (нач. XIV в.). Хотя Феодор-Даниил был знаком с новыми художественными веяниями, но в целом остался верен старым традициям ( Idem. 1998. Σ. 40). Пропорции фигур персонажей не особенно изящны, но и не тяжеловесны. Некоторая безыскусность в попытке разнообразить ракурсы фигур с избытком компенсируется вниманием к жесту (кисти рук нередко преувеличены), что дополняет психологическую характеристику образов. В живописном решении немаловажную роль играет линия, словно резец скульптора, она создает энергичный, чрезвычайно пластичный рисунок и напряжение в общей спокойной гамме сближенных по спектру тонов. Его племяннику Михаилу Венерису, по мнению М. Андрианакиса, принадлежат фрески ц. св. Иоанна Предтечи в сел. Делиана (нач. XIV в.) и последний слой росписей Ротонды в Эпископи (сер. XIV в.). Его творчество характеризуется появлением нек-рых элементов палеологовского искусства. Вознесение Господне. Роспись ц. вмч. Димитрия Солунского близ Ливадаса, Крит. Худож. Иоанн Пагомен (?). 1315/16 г. Вознесение Господне. Роспись ц. вмч. Димитрия Солунского близ Ливадаса, Крит. Худож. Иоанн Пагомен (?). 1315/16 г. Наиболее плодовитым из работавших в зап. части Крита художников был Иоанн Пагомен (фрески нартекса ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони (1315), храма вмч. Георгия Победоносца в Анидри (1323), кладбищенской ц. арх. Михаила в сел. Кавалариана близ Канданоса (1327/28), церквей Пресв. Богородицы в Какодики (1331/32) и ап. Иоанна Богослова в Каламосе (немного позже 1340 - Μαδερκης. 1986. Σ. 36)). В ц. вмч. Георгия Победоносца в Продроми над росписями в 1337 или 1340 г. вместе с Пагоменом работал худож. Николай (к-рый принимал участие в декорации еще 5 церквей в исторической обл.

http://pravenc.ru/text/1841123.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010