IV. Вологодская епархия – Вологда с уездом – 355 цер., Бело Езеро – собор. 1, приходских и ружных в городе и уезде – 217 цер., гор. Чаронда с округом – 34 цер., всего 606 цер. Церкви: в Вологде – соб. Софийский (Сафьянский), прих. – Сретенская, Преображения, Св. Афанасия Александрийского , Казанския Пр. Богородицы, Покрова Пр. Богородицы, Архангела Михаила, Преображения Господня, что на Болоте, Димитрия Чудотворца, Богоявления Господня, Леонтия еписк. Ростовского, св. Димитрия Прилуцкого, Павла Обнорского, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, Пресв. Троицы, Николая Чудотворца, что в верхнем доле, Св. жен Мироносиц, Успения Б. М., Иоанна Богослова, Св. вмч. Власия Севастийского, Петра и Павла, Рождества Христова, вмч. Екатерины, Покрова Пресв. Богородицы, Кирилла Белозерского, Феодора Стратилата, Царя Константина, Зосимы и Савватия, Кирилла Белозерского, что на Соляном дворе, Воздвижения, Арх. Гавриила, Владимирския Богородицы, Воскресения Господня, Петра и Павла, что на Житном дворе (лл. 837, 841 – 842); в посаде града Бела Езера – Преображенский собор, прих. цер. Успения Преесв. Богородицы, Всемилостивого Спаса, Вознесения Господня, Рождества Пресв. Богородицы, вмч. Параскевы, нарицаемые Пятницы, Покрова Богородицы, Михаила Архангела, Благовещения Пр. Б., Воскресения Христова, Иоанна Предтечи, Рождества Христова, Петра и Павла, Иоанна Богослова (л. 902); в г. Чаронде – ц. Иоанна Златоуста (л. 943). V. Тверская епархия – церкви в Твери: прих. Николая Чудотв., Мины, Виктора и Викентия, Рождества Богородицы, Владимирской Богородицы, Воскресения Христова, Рождества Христова, Космы и Дамиана, Затверецкого посада – Сергиевская, Заволжского посада – Филиппа. Затмацкого посада – Живоначальной Троицы, Симеона Столпника, Жен Мироносиц, Илии Пророка, Вознесения Господня, вмч. Никиты, Бориса и Глеба, Покрова Пресв. Богородицы, Иоанна Предтечи, вмч. Екатерины, Онуфрия Великого, Рождества Богор. (лл. 683 – 684); в г. Кашине – Воскресенский собор, Успенский собор, церкви – Введения Пресв. Богородицы, Воздвижения, св. вмч. Власия, Флора и Лавра, Рождества Хр., Николая Чудотв., Знамения Честного Креста, Входа в Иерусалим, Рождества Б-цы, Живоначальной Троицы, Сергия Чуд., Вознесения Господня Иоанна Богослова, Рождества Б-цы, что на болоте, Богоявления Господня, Преображения Господня, Макария Чуд., Петра и Павла, Архидьякона Стефана, Богоотец Иоакима и Анны (лл. 702 – 703); в г. Клине – Воскресения Хр. (л. 718); в г. Старице – соборная одна, прих. – Симеона Столпника, Богоявления Господня, вмч. Параскевы (л. 721); в г. Зубцеве – соборная одна, прих. – Живоначальной Троицы и Преображения Господня (л. 726).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Максимиан пришел в ярость из-за убийства своего любимца и стал допытываться у юноши, с помощью какого колдовского приема тот одержал победу, на что Н. ответил, что ему помог ангел, посланный «Богом Димитрия». Император приказал отвести Н. в зап. часть города, к Золотым воротам, и обезглавить. Затем был казнен и вмч. Димитрий, к-рый напутствовал юношу. Н. упомянут и в «Passio prima» (Первом Мученичестве) вмч. Димитрия Солунского, которое впосл. стало основой для всех последующих редакций Мученичества, однако в этом тексте отсутствует связь между победой Н. над Лием и казнью Димитрия, а также не сообщается о дружбе между святыми. Т. о., сведения о знакомстве Н. с Димитрием появляются в более поздней агиографической традиции. Наиболее подробно об этом писал в своем сочинении прп. Симеон Метафраст ((60-е гг. X в.) - «Passio tertia» (Третье Мученичество; BHG, N 498, изд. в: ActaSS. Oct. T. 4. P. 96-103 и в PG. 116. Col. 1185-1201)). Н. вместе с вмч. Димитрием Солунским изображался на евлогиях - ампулах с миром от мощей вмч. Димитрия, которые паломники увозили из его базилики в Фессалонике (древнейшие ампулы датируются XI-XII вв.). Этим священным миром воины натирали тело перед битвой. Несмотря на то что Мученичество Н., видимо, не было составлено, ему посвящен отдельный день памяти - следующий за днем памяти вмч. Димитрия. В нек-рых греч. Синаксарях память Н. отмечена также под 25, 26 и 28 окт. В Синаксарях Н. посвящены краткие сказания, где за основу взято Мученичество Димитрия Солунского. В слав. стишных Прологах есть двустишие и сказание о мученичестве Н. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2. С. 84), сказание было также включено в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 117). Ист.: SynCP. Col. 161, 164, 167, 169; ActaSS. Oct. T. 4. Col. 60-62; MartRom. P. 455; MartRom. Comment. P. 441-442; N. 4, 5; ЖСв. Окт. С. 576-578. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 443; Sauget J.-M. Nestore//BiblSS. T. 9. Col. 829-831; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 348. О. Н. А. Гимнография

http://pravenc.ru/text/2565128.html

Николая, Космы и Дамиана с житием свт. Николая, 1-я пол. XIV в., ГРМ; на иконе XVI в., ЦМиАР); на серебряном окладе иконы апостолов Петра и Павла (святые Косма, Дамиан, Пантелеимон, Кир и Иоанн, XII в., НГОМЗ). Почитание Б. выразилось в посвящении им храмов. В К-поле святым Косме и Дамиану были посвящены 4 храма. Известно, что в ц. святых Космы и Дамиана получил чудесное исцеление имп. Юстиниан. Им же в К-поле была основана ц. вмч. Пантелеимона. Ц. святых Космы и Дамиана (Санти-Косма э Дамиано) и 4 церкви вмч. Пантелеимона были в Риме, мон-рь в честь вмч. Пантелеимона в Иорданской пустыне в Иерусалиме, ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (Македония), 1164 г., ц. Б. в Кастории, ц. Малые св. Врачи в Охриде (Македония), XIV в., капелла Б. в мон-ре Ватопед, XIV в. (Афон), мон-рь вмч. Пантелеимона (Афон), ц. святых Космы и Дамиана мон-ря св. Врачей на Косовом Поле, 1327 г. (разрушена в 1999) и др. церкви, посвященные Б., часто имели специальные помещения для больных, т. н. врачебные палатки, к-рые могли находиться в храме или в нартексе. При храмах строились дома для ожидающих исцеления. О почитании Б. на Руси свидетельствует рассказ в рукописи XII в. (обнаружена А. В. Назаренко в архиве г. Кёльна) о чудесном исцелении раненного на охоте кн. Мстислава Владимировича явившимся ему вмч. Пантелеимоном. В честь святого в Крещении был назван сын князя, Изяслав, в XI в. в Новгороде был основан мон-рь вмч. Пантелеимона, в княжеской резиденции на Городище ц. святых Космы и Дамиана (сгорела в 1386). Неск. храмов, посвященных Б., имеется в Москве: святых Космы и Дамиана на Б. Полянке, XVII в., св. Трифона в Напрудном, XIV в. Лит.: Reau. Vol. III/1. P. 332-338; Wendt C. H. Die Heiligen Artze in der Ostkirchenkunst: Centaurus. Copenhagen, 1950/1951. Vol. 1. P. 132-139; Skrobucha H. Kosmas und Damian. Recklinghausen, 1965. (Iconographia ecclesiae orientalis); RBK. Bd. 2. S. 1077-1082; Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода, сер. XIII - нач. XV в. М., 1976; Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Худож.

http://pravenc.ru/text/149067.html

На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Приидите, вернии...» (дважды), стихиры мучеников, глас 2-й – 4 (см. в Минее 9 марта; первая или вторая стихира – дважды), и стихиры вмч. Феодора Тирона (из Триоди), глас тот же – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сосуда употребив враг...», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 5-й: «Услышит тя Господь в день печали»; стих: «Защитит тя имя Бога Иаковля». Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Вознесися, Господи, силою Твоею...»; стих: «Господи, силою Твоею...») и чтение трех паримий мучеников (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). «Да исправится молитва моя...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю). По заамвонной молитве иерей с диаконом исходят к уготованному на солее столу, на котором стоит блюдо с коливом, и совершают чин молебного пения великомученику Феодору Тирону. Чтец – псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою...» . На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Велия веры исправления...». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Вся паче смысла...». Чтец – псалом 50-й. Во время псалма совершается каждение. По обычаю, диакон кадит окрест стола с коливом и священнослужителей. Примечание. Устав дает следующие указания относительно каждения: «...Псалом 50-й. И кадит священник коливо, и настоятеля, и лики, по чину» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера седмицы]»). По 50-м псалме – поется канон вмч. Феодора, глас 8-й, на 4 (без ирмосов). Певцы поют запевы: «Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас» к двум первым тропарям канона, затем «Слава», «И ныне». Иерей, по обычаю, читает тропари канона. По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й. По 9-й песни вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни: «Тя, Неискусобрачную Матерь...». Чтец: Трисвятое. По «Отче наш...» – возглас: «Яко Твое есть Царство...», и тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Велия веры исправления...». «Слава» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й: «Веру Христову...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Якоже Предстательство...». Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй».

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-22/

А.М.Пентковский К истории славянского богослужения византийского обряда в начальный период (кон. IX – нач. Х в.) Источник Addenda et corrigenda В юбилейном выпуске «Богословских трудов» нами была опубликована статья, посвященная двум славянским канонам архангелу Михаилу (анонимному и составленному священником, впоследствии епископом Константином, одним из сотрудников свт. Климента Охридского  – КаМ2 и КаМ8, в соответствии с принятыми в статье сокращениями) 1 . Результаты исследования позволили сделать вывод о принадлежности КаМ2 свт. Клименту Охридскому и о вторичности КаМ8 по отношению к КаМ2. Затем, исходя из общепринятого мнения о составлении свт. Климентом Охридским Похвального слова архангелам Михаилу и Гавриилу (ПСаМГ в соответствии с принятой в статье сокращениями) для монастыря прп. Наума Охридского 2 , было высказано предположение о связи каждого из рассматриваемых канонов с посвященной архангелу Михаилу церковью в монастыре прп. Наума Охридского. Предложенную локализацию текстов поддерживало, по умолчанию, и общепринятое мнение о посвящении церкви в охридском монастыре свт. Климента вмч. Пантелеимону. Это мнение основано на единственном свидетельстве греческого Краткого жития свт. Климента, составленного в первой трети XIII в. 3 , и оно не поддерживается другими агиографическими источниками, так как в славянском переводе Краткого жития соответствующий фрагмент текста отсутствует 4 , а в пространном греческом Житии свт. Климента, восходящем к славянскому тексту X в., посвящение монастыря не указано 5 . При этом историко-литургический анализ славянского перевода праздничного богослужебного последования, составленного в XIV в. и совершавшегося в охридском монастыре свт. Климента, показал, что 27 июля, в день памяти вмч. Пантелеймона и свт. Климента Охридского, совершалось праздничное «всенощное бдение» (в соответствии с нормами Иерусалимского устава) свт. Клименту, а не вмч. Пантелеймону как «храмовому святому» 6 . Составленное в X в. славянское богослужебное последование свт. Клименту также свидетельствует, что 27 июля в охридском монастыре совершалась празднование памяти свт. Климента Охридского и рядовая служба вмч. Пантелеймону 7 . Более того, в Охриде и в Охридско-Преспанском регионе имеется только одна церковь , посвященная вмч. Пантелеймону (в охридском селе Велгошти), а также не зафиксировано ни одного топонима и гидронима, зависящего от этого посвящения, что указывает на отсутствие традиции посвящения церквей и монастырей вмч. Пантелеймону, которая могла бы быть обусловлена посвящением охридского монастыря вмч. Пантелеймону.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ († ок. 306), вмч. (пам. 26 окт.), один из наиболее чтимых святых в правосл. мире, покровитель г. Фессалоника (слав. Солунь). Греки именуют Д. С. Мироточцем ( μυροβλτης/μυροβλτης), т. к. его мощи источали миро, а в визант. текстах великомученик часто называется Победоносцем, поскольку большинство чудес Д. С. связано с оказанием военной помощи. На Руси особо почитается как покровитель воинов и защитник отечества. После Куликовской битвы установился обычай поминовения погибших воинов в ближайшую субботу перед празднованием памяти Д. С. Позже эта традиция распространилась на всех усопших православных, и день стал называться Димитриевской родительской субботой. «Мученичества» Сохранившиеся «Мученичества св. Димитрия» дошли до нас в текстах не ранее IX в. Болландист К. Биэй (де Би) (ActaSS. Oct. T. 4. P. 50-209), а затем И. Делеэ разделили их на 3 редакции, представляющие собой разные стадии формирования агиографической традиции, каждая из к-рых развивает и обогащает предыдущую. Вмч. Димитрий Солунский. Икона. XVI в. (ГТГ) Вмч. Димитрий Солунский. Икона. XVI в. (ГТГ) Вмч. Димитрий перед имп. Максимианом. Роспись Нового кивория базилики вмч. Димитрия в Фессалонике. Кон. XX в. Вмч. Димитрий перед имп. Максимианом. Роспись Нового кивория базилики вмч. Димитрия в Фессалонике. Кон. XX в. В основе т. н. Passio prima Д. С. («Первого Мученичества»), относящегося к IX в., лежит древнее несохранившееся сказание о великомученике. Это «Мученичество», ставшее источником всех последующих, представлено в 3 версиях: в «Библиотеке» К-польского патриарха Фотия Cod. 255 (BHG, N 496b; PG. 104. Col. 104-105), в лат. переводе Анастасия Библиотекаря 876 г. вместе с рядом посмертных чудес Д. С. (BHL, N 2122), в кратком «Мученичестве» (BHG, N 496, изд. Delehaye. 1909. P. 259-263). Согласно Passio prima, Д. С. был ревностным учителем христ. веры в Фессалонике. С прибытием в город рим.

http://pravenc.ru/text/178231.html

По 3-й песни – малая ектения; седален вмч. Феодора, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Иже от Безначальнаго Отца...». Песнь 4-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи (вмч. Феодора) на 4 (без ирмоса, песнь 4-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 4-я). Песнь 5-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи (вмч. Феодора) на 4 (без ирмоса, песнь 5-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 5-я). Песнь 6-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (вмч. Феодора) на 6 (без ирмосов, песнь 6-я и 8-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 6-я). На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 4-й: «Якоже пророка Иону…». По 6-й песни – малая ектения; кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й. Песнь 7-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (вмч. Феодора) на 6 (без ирмосов, песнь 7-я и 9-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 7-я). Песнь 8-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). «Хвалим, благословим…». На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «В купине Моисею Девы чудо…». На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) Песнь 9-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Преестественно плотию заченшую…». По 9-й песни поется «Достойно есть». Малая ектения. Светильны Троичны гласа (как Великим постом). «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с припевами обычными). «Слава» – вмч. Феодора, глас 2-й: «Божественных даров...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Грозд всезрелый, Чистая…». «Благо есть…» (единожды) . Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе глаголется тропарь: «В храме стояще славы Твоея…». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен Христос…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу (без отпуста утрени) – 1-й час.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-02/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕРЧЕНСКИЙ КАТЕРЛЕЗСКИЙ (КАТЕРЛЕССКИЙ) ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание КЕРЧЕНСКИЙ КАТЕРЛЕЗСКИЙ (КАТЕРЛЕССКИЙ) ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МОНАСТЫРЬ (Феодосийской и Керченской епархии УПЦ), находится в с. Войкове (ранее Катерлез, Катерлес, Кетерлес), к северо-западу от г. Керчь. Первоначально мужской, с 1900 г. женский. XVIII в.- 1917 г. По преданию, К. м. основан на горе Катерлез, на месте явления в кон. XVIII в. вмч. Георгия Победоносца. Местный пастух ежедневно утром и вечером поднимался на гору вмч. Георгия для молитвы. Утром, 23 апр., он увидел на скале воина на белом коне. Спустя год, 23 апр., видение повторилось. На 3-й год пастух пришел на гору вместе с 3 набожными старцами из Катерлеза и они вновь увидели прекрасного юношу, стоявшего на камне рядом с конем. Когда люди подошли совсем близко, видение исчезло, но на камне, где стоял юноша, остались его следы и отпечатки конских копыт. Вскоре над этим камнем построили небольшую прямоугольную каменную башенку, к ней стали приходить богомольцы. В 1788 (?) г. чуть выше башни была обнаружена икона вмч. Георгия Победоносца, которую торжественно перенесли в керченскую ц. св. Иоанна Предтечи. Но дважды икона невидимо возвращалась на место своего явления, и только после того, как был отслужен молебен с коленопреклонением и дан обет выстроить храм на месте чудесного явления, святыня осталась в Иоанно-Предтеченской ц. Ежегодно 22 апр. в К. м. совершалось торжественное всенощное бдение, а 23 апр. после Божественной литургии икону крестным ходом с городским духовенством приносили из Керчи в Катерлез для совершения молебна с водосвятием. В праздничных торжествах принимали также участие «татары... в своих оригинальных национальных костюмах». Почитание катерлезского образа вмч. Георгия в сер. XIX в. было возобновлено благодаря деятельности архиеп. Херсонского и Таврического свт.

http://pravenc.ru/text/1684247.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДРА ЦАРИЦА [Августа] († 303), мц. (пам. 23 или 21 апр.; копт. 10 апр.). Пострадала в Никомидии вместе с вмч. Георгием Победоносцем по приговору имп. Диоклетиана . А. Ц. уверовала во Христа, став свидетельницей чудесного исцеления ангелом вмч. Георгия от страшных ран, полученных им от лезвий ножей и гвоздей на колесе для пыток. Она пожелала тут же исповедовать Христа, но проконсул Магненций удержал ее от этого. Затем А. Ц. увидела, как вмч. Георгий, зарытый по плечи на 3 дня в яме с негашеной известью, вышел из нее живым и невредимым. Когда А. Ц. узнала, что силой крестного знамения вмч. Георгий разбил все статуи богов в храме Аполлона, она явилась в суд и открыто исповедала Христа, высмеяв языческих богов и обличив императора в нечестии. После этого поступка Диоклетиан повелел казнить вмч. Георгия, а вместе с ним и А. Ц. Она с радостью последовала на казнь, но по пути изнемогла, присела на камень у дороги и умерла. По др. версии, ей, так же как и вмч. Георгию, отсекли голову. Можно предположить, что А. Ц. была вдовой одного из императоров, предшественников Диоклетиана,- с 270 по 284 г. в империи сменилось 15 правителей. Во многих рус. житийных текстах и у свт. Димитрия Ростовского она названа женой самого Диоклетиана. Однако известно, что единственной супругой этого императора была Приска , погибшая вместе со своей дочерью Валерией, женой имп. Галерия , в 313 г. Ни у Симеона Метафраста , ни в Ватиканском кодексе 916 г., ни в ряде др. визант. и лат. древних текстов А. Ц. не называется женой Диоклетиана. Единственным исключением среди греч. источников является компиляция Феодора Дафнопата (BHG, N 673/674). Др. попытка отождествить А. Ц. с Приской была сделана уже в ХХ в. и приведена в Минее , изданной МП (Апрель. Ч. 2. С. 164). Здесь смерть А. Ц. в 303 г. названа ложной и ее мученическая кончина отнесена к 313 г. Однако эта гипотеза не находит никаких подтверждений не только в древних канонических житиях, но и в многочисленных апокрифах - лат., араб., сир., копт., груз., эфиоп. и даже тохарском, а потому не может быть принята.

http://pravenc.ru/text/64452.html

(Не сохр.). Главная икона Л.- вмч. Феодора Тирона - была создана в 1750 г. Святой мученик представлен во весь рост; образ имеет чеканный оклад. Двухстрочная надпись на нусхури упоминает эристава эриставов Шанше ( Хаханов. 1898. С. 50; Евфимий Такаишвили. 1915. С. 94-96. Ил. 42). Большая икона вмч. Феодора на коне, в серебряном с чернью окладе, украшена камнями и относится к позднему средневековью ( Евфимий Такаишвили. 1915. С. 96. Ил. 43). Икона с погрудным изображением вмч. Георгия (1732), среднего размера, в сребропозлащенном окладе, украшена жемчугом и драгоценными камнями. Трехстрочная надпись на мхедрули упоминает эристава эриставов Шанше с сыном и дочерью ( Хаханов. 1898. С. 51; Евфимий Такаишвили. 1915. С. 94. Ил. 41). Икона с погрудным изображением Пресв. Богородицы (кон. XVIII в.), в сребропозлащенном окладе, имеет надпись на асомтаврули, в которой упоминается златоваятель Шалва (Там же. С. 96. Ил. 44). Иконы чеканные (Не сохр.). Большая сребропозлащенная икона вмч. Феодора Тирона (позднее средневековье) была перенесена в Л. из Садзегури, известна как икона семейства Кобаури. В иконе хранился перст вмч. Феодора ( Евфимий Такаишвили. 1915. С. 92-94. Ил. 40). Серебряная икона-складень (позднее средневековье) представляет собой триптих-мощевик, на задней части створок помещены образы апостолов Петра и Павла, в центральной части изображен крест и заключены 22 частицы мощей, над крестом - образы святых, чьи мощи находились в иконе (Там же. С. 96. Ил. 45). Икона с погрудным изображением Пресв. Богородицы с Младенцем, выполненная в высоком рельефе, была пожертвована Л. кн. Торнике Эриставом в 1853 г. (Там же. С. 96, 98). Кресты Серебряный выносной крест был создан на средства местумре Китеса в 1738 г. ( Хаханов. 1898. С. 51; Евфимий Такаишвили. 1915. С. 98). Деревянный выносной крест с образами святых на сребропозлащенных пластинах датируется XVIII в. (Там же. С. 98). Сребропозлащенный крест с надписью на мхедрули был заказан царевичем Георгием (впосл. царь Картли-Кахети Георгий XII) в 1781 г. (Там же. С. 100). Серебряный выносной крест с 4 камнями имеет на оборотной стороне надпись на мхедрули, в к-рой сказано, что крест был создан Габриелом Бериашвили и Соси Шавердашвили на средства ц. во имя вмч. Георгия в Сакорети в 1855 г. (Там же. С. 98). Серебряный выносной крест (предположительно XIX в.), пожертвованный семейством Гавазели, украшен 2 рубинами. Ниже, на сфере, имеется надпись на мхедрули, в ней говорится о том, что крест был создан по заказу семейств Бутхузи и Качиури усилиями мон. Васикасшвили ( Хаханов. 1898. С. 50; Евфимий Такаишвили. 1915. С. 99). Рукописи и книги

http://pravenc.ru/text/2463127.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010