Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 243, 244; Т. 3. С. 319; Franchi de Cavalleri P. S. Euplo//Note agiografiche. R., 1928. N 7. P. 1-54; The Acts of the Christian Martyrs/Introd., transl. by H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 310-319; Amore A. Euplio//BiblSS. Vol. 5. Col. 231-233; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 148; Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001; Stelladoro M. Euplo/Euplio marbire. Palla tradizione greca manoscritta. Cinisello Balsamo, 2006; Кривко Р. Н. Визант. источники слав. служебных миней//XIV Междунар. съезд славистов: Слав. языкознание: Докл. рос. делегации (в печати). Р. Н. Кривко Иконография В визант. и древнерус. искусстве Е. обычно изображали юным, с короткими темными волосами, без бороды; в диаконском облачении (стихарь, поручи, орарь) и с Евангелием или дарохранительницей в левой руке, крестом или кадилом в правой. В храмовой росписи (в алтаре, диаконнике или жертвеннике или по сторонам от алтарной апсиды) изображение Е. размещалось рядом с образами диаконов. При отсутствии надписей святого идентифицировать трудно: его облик схож с образами др. юных диаконов, напр. Стефана Первомученика, Романа, Лаврентия, Руфина. Подписные изображения Е. встречаются с XI в. В белом стихаре и с дарохранительницей в левой руке он изображен на фресках ц. Св. Софии в Охриде (сер. XI в.) и диаконника ц. Успения Богородицы в Дафни, Греция (ок. 1100). Е. и архидиак. Стефан изображены в литургических нишах по сторонам от алтаря в церквах: Бачковского мон-ря, Болгария (в верхней церкви-костнице, кон. XI - нач. XII в.) - погрудно, с крестом в правой руке и дарохранительницей на левой; в Евангелистрии в Гераки (Ераки) (3-я четв. XII в.); Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция (кон. XII в.); вмч. Георгия в Курбинове, Македония (1191). Справа от алтаря, симметрично изображению архидиак. Стефана, Е. представлен в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.). Нередко в росписи Е. изображали с крестом в правой руке (фрагмент фрески из ц. свт. Николая в Мелнике, Болгария, кон. XII - нач. XIII в.) и с дарохранительницей в левой. Предположительно Е. представлен в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье, Македония (1164). Также он изображен в церквах: Епископи в Ставри на п-ове Мани, Греция (кон. XII в.); Боянской, Болгария (ок. 1259); праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (ок. 1314); Богородицы Одигитрии (Афендико) в Мистре (1366) и др.

http://pravenc.ru/text/187252.html

Уже в ранних памятниках облик Андрея Первозванного имеет ярко выраженные индивидуальные особенности: седые взъерошенные волосы и недлинная густая борода; как и др. апостолы, он облачен в хитон с клавами и гиматий. Согласно описанию Епифания Монаха, «он не был мал по телесному сложению, но высок, носат, броваст, немного сгорблен». Андрей Первозванный представлен в купольной мозаике Баптистерия православных (Равенна), середина V в.,— с венком в руках; в оратории Архиепископской капеллы (Равенна), 494–-519 гг.,— погрудно, в медальоне; в церкви Сан Витале (Равенна), около 547 г.; в апсиде кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае, 550–565 гг.; во фреске апсиды капеллы VI в Бауите (Египет), VI в.,— с Евангелием; в апсиде церковь Санта Мария Антиква (Рим), 705–707 гг., и др. В послеиконоборческое время Андрей Первозванный, как правило, изображался со свитком в руке, напр., в мозаиках нартекса Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XII в., или с крестом на длинном древке — на мозаике апсиды церкви Санта Мария Ассунта в Торчелло, около 1130 г.; капеллы дель Сакраменто собора в Триесте, 1-я пол. XII в.; кафедрального собора в Чефалу в Сицилии, около 1148 г. Образ Андрея Первозванного присутствует в композициях «Евхаристия», «Тайная вечеря», «Вход Господень в Иерусалим», «Уверение Фомы», «Вознесение Господне» (напр., в церкви вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г., Андрей Первозванный изображен с крестом), «Сошествие Св. Духа», «Успение Пресвятой Богородицы» и другие, а также — «Умножение хлебов и рыб» (мозаика Сант–Аполлинаре–Нуово (Равенна), около 520), «Крещение Господне» (церковь Панагии Мавриотиссы в Кастории (Греция), конец XII в.); на иконах «Собор 12 апостолов» (1-я треть XIV в.; ГМИИ; около 1432; НГОМЗ). Мученичество Андрея Первозванного, распятого на кресте (получившего название андреевский крест), представлено в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 215, 976–1025 гг.); на иконе «Минея на сентябрь, октябрь, ноябрь», XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае) помещено Распятие Андрея Первозванного на древе.

http://sedmitza.ru/text/404055.html

Фрески церкви в К. демонстрируют обусловленную богословскими дискуссиями своего времени тенденцию к сопоставлению иконографических типов, в к-рых более выделена человеческая или Божественная природа Спасителя. Однако композиции, где Иисус Христос предстает в окружении мандорлы («Вознесение», «Ветхий денми», «Успение», «Преображение», «Сошествие во ад»; во «Входе в Иерусалим» силуэт холма зрительно уподобляется мандорле), а также непривычно крупные размеры изображений выдвигают на первый план тему Божественной славы Спасителя. С этим лейтмотивом согласуются победные ноты, звучащие в надписи над головой тронной Божией Матери, в изображении креста в руках равноапостольных Константина и Елены и в самом посвящении церкви вмч. Георгию Победоносцу, фигура к-рого доминировала в росписях фасадов и являлась одним из главных акцентов в интерьере. Арх. Гавриил. Роспись ц. вмч. Георгия Победоносца в Курбинове. 1191 г. Арх. Гавриил. Роспись ц. вмч. Георгия Победоносца в Курбинове. 1191 г. В росписи принимали участие несколько художников, однако стиль памятника обладает несомненным единством. Для него характерны плоскостные ритмичные композиции, вытянутые пропорции фигур, к-рые при этом не лишены рельефа, местами (особенно в области ликов) сильно подчеркнутого. Физиогномический тип необычный - с близко посаженными глазами, высокими скулами, крупным носом с широкими ноздрями. Движения фигур порывисты, одеяния почти всегда отличаются динамичностью: избыточные складки прихотливо извиваются на спине, подолы волнуются, далеко в сторону отлетают шлейфы. Фоном для фигур в большинстве композиций выступают плоскостно трактованные холмистый пейзаж или архитектура, они разворачиваются по вертикали, в отдельных случаях почти не оставляя места небесам. В колорите росписей велика роль окрашивающих эти мотивы коричневатых, розоватых, охристых и зеленоватых тонов. В одеждах преобладают сочетания сильно высветленных розоватых и зеленоватых, а также голубоватых и охристых цветов, но встречаются и более темные - красновато- и лиловато-коричневые, глухие зеленые и синие тона. Нередки цветные рефлексы, голубоватые на розовом или желтоватые на зеленом. В письме ликов контрастно сочетаются зеленый цвет теней с красным цветом губ, румянца и контурных описей. Чистый белый цвет заметен гл. обр. в ярких и широких внешних кольцах мандорл, но также использован для одежд и ряда деталей. Особенно острой экспрессией отличаются фрески в зап. части церкви, напр. композиция «Успение», где мастер прибегает к сильным искажениям личной и телесной пластики и акцентирует деформации контрастной светотенью. Карнацию он пишет с минимальным использованием охры, активизируя, напротив, звучание зеленых тонов и придавая ликам то более насыщенный оливковый, то менее определенный, белесый, оттенок.

http://pravenc.ru/text/2462275.html

Образ Е. включался в большинство церковных декораций средне- и поздневизант. периода, если там изображались св. жены. В монументальной живописи Е. также нередко изображается со св. женами, известными даром целительства. На мозаике нартекса кафоликона монастыря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.) Е. представлена между святыми Ириной и Варварой, в царских одеждах, с крестом в правой руке и сферой с крестом в левой. Е. изображена: в ц. Св. Софии в Охриде, Македония (40-е гг. XI в.); в ц. Богородицы Евангелистрии в Гераки (Ераки) (кон. XII в.); в Палатинской капелле в Палермо (1154-1166); в кафедральном соборе в Монреале (о-в Сицилия) (1180-1190); в ц. вмч. Георгия в Курбинове (1191); в ц. св. Луки в Которе, Черногория (1195); в притворе Боянской ц., Болгария (1259); в наосе ц. свт. Николая в Молаи, Греция (кон. XIII в.); в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (кон. XIII - нач. XIV в.). При отсутствии сопроводительных надписей образ Е. определяется по особенностям иконографии: роспись XII в. храма Богородицы на Акрополе (древний Парфенон) в Афинах, в наосе пещерной ц. св. Иоанна Предтечи близ Хрисафы, Греция (1290/91), в ц. св. Иоанна Предтечи в Зупене (Айи-Анарьири), Греция (кон. XIII в.). Иконописные изображения Е. во многих случаях связаны по происхождению с мон-рем вмц. Екатерины на Синае: ранняя житийная икона - «Вмц. Екатерина с 12 клеймами жития» (нач. XIII в.); с вмц. Мариной Александрийской Е. представлена, напр., на иконе XI в.; среди избранных святых - на иконе «Распятие» (ок. 1100); на нижнем поле диптиха «Вмч. Прокопий. Богоматерь «Киккская»» (посл. четв. XIII в.) (все находятся в монастыре вмц. Екатерины на Синае). Образ Е. включали в состав минологиев. В мучении она представлена в минейном цикле из 6 икон 2-й пол. XI - нач. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (ок. 1348); под 24 нояб.- в ц. Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (1386-1390). В палеологовское время в соответствии с новыми стилевыми тенденциями облачение Е.

http://sedmitza.ru/text/881040.html

В миниатюрах Псалтири Вознесение Господне иллюстрирует несколько псалмов. Так, в Хлудовской Псалтири (ГИМ. 129. Л. 22., сер. IX в.) на миниатюре к Пс 23. 9–10 («Возмите врата князи ваша», Л. 22) — стоит Христос в сиянии, мандорлу несут 2 ангела, в небесном сегменте — двери, на другой, к Пс 46. 7 («Взыде Бог в воскликновении», Л. 46 об.), Христос сидит на радуге. Последний тип изображения становится наиболее распространенным. В храмовых росписях Вознесение Господне помещается в куполе (церковь Св. Софии в Фессалонике, X в.,— 2 ангела несут ореол, Богоматерь, ангелы и апостолы среди деревьев на склонах купола; храмы Каппадокии, X–XII вв.; церковь. св. Апостолов в Пече (Сербия, Косово и Метохия), 30-е гг. XIII в.) или на сводах (церковь Св. Софии, 40-е гг. XI в., и церковь Богородицы Перивлепты, 1295, в Охриде (Македония)). В XII в. в композиции увеличилось число ангелов — сонм ангелов несут ореол с возносящимся Христом (Спасский собор Мирожского мон-ря, сер. XII в.; церковь вмч. Георгия в Ст. Ладоге, 60-е гг. XII в.; церковь Спаса на Нередице, 1199, разрушена). В церкви вмч. Георгия в Курбинове (Македония), 1191 г., в мандорле Христа изображены фантастические облачные фигуры зверей и рыб. Сцена Вознесения на миниатюре Слова Иакова Коккиновафского, XII в. (Vat. gr. 1162.), представлена в интерьере 5-купольного храма, в люнете которого — «Сошествие Св. Духа», в боковых пространствах — пророки Исаия и Давид с развернутыми свитками. На иконах XV в. Богоматерь, стоящая фронтально, обычно представлена не с воздетыми руками, а с раскрытой ладонью перед грудью (2 иконы (одна из «Кашинского чина») XV в., ГТГ). Встречающееся у рус. паломников («Хождение игумена Даниила», нач. XII в.) описание камня с оставленными на нем, по преданию, отпечатками стоп Спасителя, оказало влияние на сложение иконографии Вознесения Господня в псковских иконах XVI в., где этот камень изображен на горе, под мандорлой возносящегося Спасителя (напр., икона 1542, ПИАМ). Ссылки по теме Последние публикации раздела

http://sedmitza.ru/text/410117.html

Точное время жизни Е. неизвестно. Предположение, что он подвизался в IX в., основано на том, что в древнерус. Прологе, заимствовавшем сведения из Жития прп. Власия Аморийского, игумен ошибочно отождествлен с прп. Власием. Древнейшая рукопись, содержащая сведения о Е., датируется X в. (Paris. gr. 1491). Более вероятно предположение, что Е. был земляком прп. Власия. Проложный рассказ о Е. был использован Новгородским архиеп. Василием Каликой († 1352) при написании послания о рае к свт. Феодору II Доброму , еп. Тверскому, к-рое помещено под 1347 г. в ряде летописей, в т. ч. в Софийской I и Воскресенской (ПСРЛ. 2000. Т. 6. Вып. 1. Стб. 424). В южнослав. традиции XIII-XIV вв. вне Пролога известно краткое («вскоре» или «вкратце», но не проложное) Житие Е. (нач.: «Сей во святых отец наш Ефросин в веси некоторой родився от верну родителю...») - напр., в серб. сборнике XIII в. (РНБ. Синай. Слав. 14/N. Л. 29-34), в серб. сборнике посл. трети XIV в. (Сербия. Б-ка Дечанского мон-ря. 103. Л. 195-199). В наст. время Е. почитается в Греции и на Кипре как покровитель поваров. Ист.: BHG, N 628-628d; ActaSS. Sept. T. 3. P. 744; SynCP. Col. 34-36; Леонид (Кавелин), архим. Житие прп. Власия Мниха: Памятник словено-болгарской письменности IX в. СПб., 1887. C. 3-6. (ПДПИ; 65); Vita S. Blasii/Ed. H. Delehaye//ActaSS. Nov. T. 4. App. P. 658-659; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 121-124; ЖСв. Сент. С. 257-260. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 54, 279; Т. 3. С. 368; Grégoire H. La vie de St. Blaise d " Amorium//Byz. 1929/1930. Vol. 5. P. 412; Εφρσυνος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 117; Lucchesi G. Eufrosino, cuoco//BiblSS. Vol. 5. Col. 176; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 158. Э. П. А. Иконография В визант. и древнерус. искусстве Е. изображается как аскет со впалыми щеками, в монашеской рясе, его темные волосы обычно взлохмачены, борода редкая, в правой руке - ветвь с райскими плодами, к-рые он в соответствии с текстом Жития вручил игумену. Одно из первых изображений находится в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 67. К-поль, 976-1025) на 25 сент. С покрытой головой, в синей шапочке и синем мафории, святой представлен на фреске ц. вмч. Георгия в Курбинове, Македония (1191). Такой тип характерен только для ранних изображений. Полагают, что образ Е. присутствовал в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.). Сохранились его изображения в ц. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208/09 или 1235), и в ц. прор. Илии в Фессалонике (XIV в.).

http://pravenc.ru/text/187843.html

Божия Матерь «Никопея». Икона. Нач. XII в. (собор Сан-Марко в Венеции) Божия Матерь «Никопея». Икона. Нач. XII в. (собор Сан-Марко в Венеции) Фигура Богоматери, держащей диск с погрудным или оглавным образом Младенца, в X-XII вв. присутствует на визант. печатях и монетах, а также в росписи храмов, напр. на печатях патрикия Иоанна ( Кондаков. 1998. С. 131. Рис. 53), имп. Никифора Вотаниата, Филокала, полководца имп. Алексея Комнина (1081-1118), хартулария Феофраста, на золотой монете имп. Михаила Дуки (1071-1078) и булле епископа Ираклии Понтийской (X-XI вв.). Во всех приведенных выше примерах Богоматерь представлена погрудно, держащей диск (преимущественно круглый) с Младенцем прямо перед грудью или приподнимающей его до уровня шеи. Одновременно с погрудным вариантом «Н.» в Византии в XI-XII вв. активно использовался Ее тронный образ с овальным или круглым диском со Спасом Еммануилом, представленным в рост, погрудно или оглавно: печать Никиты, проедра Афин (ок. 1082), печать деспота Иоанна, монеты времени визант. императоров из династии Комнинов - от Алексея до Андроника I (1183-1185). Особый пример изображения Богоматери «Н.» в монументальной живописи средневизант. периода дает фреска в конхе центральной апсиды ц. Св. Софии в Охриде (40-е гг. XI в.). Богоматерь показана здесь восседающей на широком престоле с лировидной спинкой, Она держит обеими руками удлиненный овал белого по краям, зеленого внутри медальона с фигурой благословляющего Младенца в золотых одеждах Судии Второго Пришествия. В визант. искусстве известны случаи применения эпитета «Никопея» к изображениям Божией Матери др. иконографических изводов. В конхе алтарной апсиды ц. вмч. Георгия в Курбинове (1191) помещен образ Божией Матери на престоле с Младенцем, лежащим на Ее коленях, между тем изображение сопровождается греч. надписью: «Νικοποις». Визант. икона нач. XII в., почитающаяся чудотворной, находится в базилике Сан-Марко в Венеции, в сев. части храма, в капелле «Никопеи» (престол освящен в 1618, до этого был посвящен ап. Иоанну Богослову), в специальном киоте над престолом. С XVII в. за ней закрепилось название «Никопея» (оно впервые встречается в 1645). Ее иконография не совпадает с типом «Н.», известным по более ранним примерам: Богоматерь представлена фронтально, по пояс, держащей строго перед Собой Младенца Христа (без медальона). Этот извод скорее соответствует изображениям, обозначенным Н. П. Кондаковым термином «Кириотисса», т. е. ростовым, погрудным, поясным и тронным образам Божией Матери с Младенцем на лоне, такого типа, как, напр., мозаика в капелле Дзен, в базилике Сан-Марко в Венеции (1-я пол. XII в.; переложена в XIX в.); мозаика в конхе апсиды Гелатского храма (1125-1130); фреска церкви в мон-ре Студеница (1208-1209).

http://pravenc.ru/text/Никопея.html

Житийные циклы Георгия по древности и степени популярности опережают циклы др. воинов-мучеников. Древнейшие варианты Жития Георгия повествуют только о мучениях святого, описания чудес появились позже, с X в. Их цикл складывался постепенно. Так, в текстах визант. минологиев XI в. описаны 3 чуда: с колонной вдовы, с пронзенным образом и с плененным пафлагонским отроком. Внутри житийного цикла Георгия можно выделить темы мучения и чудес, отдельно прижизненных и посмертных. В зависимости от редакции текста жития святого в иллюстрировании житийного цикла встречаются варианты. Цикл может начинаться сюжетом раздачи имущества нищим и заканчиваться положением Георгия во гроб (напр., на иконах XIII в. (20 клейм) и XV в. (14 клейм) из монастыря вмц. Екатерины на Синае), на полихромной рельефной иконе XIV в. (Визант. музей, Афины)). В др. варианте в начале – исповедание веры Георгием перед имп. Диоклетианом (напр., на визант. деревянной полихромной рельефной иконе XIII в. с 12 клеймами (НХМУ) – последняя сцена не сохр.), в конце – усекновение головы (житийная рама со сценами житий великомучеников Георгия и Димитрия, XVI в., ЦИАМ). В монументальной живописи самый ранний житийный цикл частично сохранился в росписи Георгиевского (сев.) придела собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). Живописные сцены жития могли помещаться на фасадах храмов, напр. фрагменты сцен на южном фасаде церкви в Курбинове, Македония (90-е гг. XII в.), на фасадах церкви Георгиевской башни в монастыре Хиландар (сер. XIII в.). В XIV в. житийный цикл Георгия украсил ряд серб. церквей: церковь Георгия монастыря Джурджеви Ступови близ Нови-Пазара (1282–1283) – над входом в наос размещается грандиозное изображение Георгия на коне, а на сводах нартекса – 4 сцены из житийного цикла; церковь Богородицы Левишки (ок. 1310–1313). Один из самых обширных циклов в монументальных росписях (20 сцен) находится в церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317–1318). Он представлен цельной композицией, не разделенной на регистры, и занимает сев. и южную стены наоса. В церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (до 1350), где циклам житий святых отведено особое место, наряду со свт. Николаем и св. Иоанном Предтечей прославляются вмч. Георгий и вмч. Димитрий как небесные покровители военных походов кор. Душана. В с. Речане близ Призрена в небольшой церкви вмч. Георгия (ок. 1370), являющейся задужбиной неизвестного воеводы, на верхних участках стен храма находится цикл Жития Георгия, первые 3 сцены которого иллюстрируют серб. Перевод текста жития.

http://sedmitza.ru/text/414401.html

В монументальной живописи самый ранний житийный цикл частично сохранился в росписи Георгиевского (сев.) придела собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). Живописные сцены из жития могли помещаться на фасадах храмов, напр. фрагменты сцен на юж. фасаде ц. в Курбинове, Македония (90-е гг. XII в.), на фасадах церкви Георгиевской башни в мон-ре Хиландар (сер. XIII в.). В XIV в. житийный цикл Г. украсил ряд серб. церквей: ц. Георгия мон-ря Джурджеви Ступови близ Нови-Пазара (1282-1283) - над входом в наос размещается грандиозное изображение Г. на коне, а на сводах нартекса - 4 сцены из житийного цикла; ц. Богородицы Левишки (ок. 1310-1313). Один из самых обширных циклов в монументальных росписях (20 сцен) находится в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318). Он представлен цельной композицией, не разделенной на регистры, и занимает сев. и юж. стены наоса. В ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (до 1350), где циклам житий святых отведено особое место, наряду со свт. Николаем и св. Иоанном Предтечей прославляются Г. и вмч. Димитрий как небесные покровители военных походов кор. Душана. В с. Речане близ Призрена в небольшой ц. вмч. Георгия (ок. 1370), являющейся задужбиной неизвестного воеводы, на верхних участках стен храма находится цикл жития Г., первые 3 сцены к-рого иллюстрируют серб. перевод текста жития. На упомянутой иконе с Г.-воином в рост в среднике (1-я четв. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) представлен самый ранний из известных житийных циклов Г. в иконописи. Он же является и наиболее обширным из ранних житийных памятников - 20 сцен, значительная часть к-рых изображает мучения Г. (клейма 4, 7, 8, 10, 11, 12, 19), а также 3 прижизненных чуда (воскрешение мертвого (клеймо 13); сокрушение идолов (клеймо 16); воскрешение вола Гликерия (клеймо 17)) и 1 посмертное - «Чудо о змии» (клеймо 14). Нередко сцена мучения Г. (мучение на колесе или усечение головы) включалась в состав минологиев: в настенных минологиях церквей Успения Пресв. Богородицы мон-рей Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), и Трескавец, Македония (между 1334-1343); на миниатюре из Минология (Охоп. Bodl. F. 1. Fol. 36v, 1327-1340 гг.); в Минее годовой на Синайском тетраптихе (2-я пол. XI-XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - усечение головы; в настенном минологии ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (ок. 1386); на верхнем поле листовой миниатюры из греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 61, XV в.) - мучение на колесе.

http://sedmitza.ru/text/886779.html

Мц. Кириакия. Фреска. 1474 г. Мастер Мина (ц. арх. Михаила в сел. Педулас, Кипр) В визант. искусстве сложилась традиция изображать К. в богато украшенном одеянии с венцом на голове. Однако в некоторых ранних или провинциальных памятниках, как, напр., в ц. Кылычлар-Кушлук-килисе 33) в Гёреме, Каппадокия (кон. X - 1-я четв. XI в.), она представлена как оранта, в богато украшенном плаще, без венца, с мафорием на голове. В др. каппадокийской церкви в дер. Орен близ Нара (XI в.) - в белом плате. Образ К. часто встречается в каппадокийских пещерных храмах: в Балкан-Дереси 4 (ц. апостолов Петра и Павла) в Ортахисаре (1-я пол. X в.), где она изображена в апсиде симметрично образу вмц. Параскевы и в Эгриташ-килисеси (Панагии Феотокос) в долине Ыхлара (XI в.). На своде в нартексе ц. Св. Софии в Охриде (40-е гг. XI в.) К. представлена, как др. св. жены, в темном мафории, покрывающем голову, с крестом в руке. С XII в. преобладающими становятся изображения К. в аристократическом одеянии. В ц. вмч. Георгия в Курбинове (1191) К.- оранта, в богатом одеянии, белом плате, с диадемой. Образ святой присутствует в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.); в нартексе Палеомонастиро близ Врондамаса, Лакония (1201); в нартексе (слой XIII в.) ц. «Агиос-Стратигос» в дер. Ано-Булари на п-ове Мани, Лакония ( Chadzidakis, Bitha. 1997. P. 260. Pl. 5). С XIII в. почитание К. распространилось в Греции, на Кипре и Балканах, ее изображения встречаются в целом ряде храмовых росписей. В ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320) К. представлена на сев. стене, в рост, между святыми Евфимией и Варварой. Она облачена в плащ, украшенный драгоценными камнями, на голове - белый плат и диадема, в правой руке - крест. В ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), мученица изображена с венцом пламени над головой. Образ К. ассоциируется с воскресным днем в связи с тем, что существует особая иконография: на одеянии К. помещены 6 медальонов со святыми, олицетворяющими дни недели. Наиболее ранние фрески такого извода находятся, напр., в соборе мон-ря прп. Иоанна Лампадиста на Кипре (XIII в.), а также в росписи кипрской ц. арх. Михаила в Педуласе (1474, мастер Мина), на миниатюре в греко-грузинской рукописи (в т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58, кон. XV в.), в основной части минология под 7 июля на л. 120 об.- в мафории и белом плате на голове; на л. 58 К. представлена среди св. жен в традиц. варианте иконографии с венцом.

http://pravenc.ru/text/1840225.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010