На вост. стене фигуры 2 святителей фланкируют «Евхаристию», выше - «Благовещение», на фронтоне - «Вознесение Господне». По мнению В. Джурича, один из мастеров находился под влиянием живописи ц. вмч. Георгия в Курбинове (1191). На юж. стене помещены композиции «Рождество», «Сретение», под ними - «Снятие с Креста»; на сев.- «Сошествие во ад» и изображения ап. Иоанна Богослова с Богоматерью. В юж. нефе на сев. стене под декоративной аркой - Деисус (с неизвестным святителем); в сев. нефе - арх. Михаил, Богоматерь с Младенцем и др. Среди святителей, пророков и святых выделяется один из ранних сохранившихся образов прп. Афанасия Афонского. Церковь Христа (Χριστς, Αναστσεως το Χριστο, Μον το Σωτρος Χριστο το Καλοθτου) (1314-1315), кафоликон мон-ря в честь Воскресения Христова. Хрисовулом визант. имп. Андроника II Палеолога (1314) мон-рь определялся во владение мон. Игнатию Калофету (проживавшему на Св. Горе) и разрешалось взять в общину его отца, иером. Андрея Калофета и др. иноков. Игнатий Калофет был связан с патриаршими и правительственными кругами: на освящение кафоликона нового мон-ря был приглашен К-польский Патриарх Нифонт, уроженец В. Сошествие во ад. Роспись ц. Воскресения Христова. 1314 - 1315 гг. Худож. Г. Каллиергис Сошествие во ад. Роспись ц. Воскресения Христова. 1314 - 1315 гг. Худож. Г. Каллиергис Ктиторская надпись (1315) содержит важные сведения об истории храма, напр. о ведении строительства на средства Ксеноса Псалидаса и его супруги Евфросинии. Др. надпись указывает на ставропигиальный статус мон-ря. В 1330 г. К-польский Патриарх Исаия подтвердил права Калофета и разрешил ему передачу полномочий, кому он пожелает. Ранее 1400 г. (точная дата неизв.) храм Христа был передан в ведение Великой Лавры, в 1727 г. он уже принадлежал митрополии В. Ц. Христа - однонефный храм с деревянным перекрытием, с 3 дверями по сторонам, с полукруглой конхой алтаря. В XVIII в. он был окружен закрытой галереей, перестроенной в открытую при реставрации 1950 г. Роспись храма 1314-1315 гг.

http://pravenc.ru/text/158188.html

Многие из них имеют неправильные пропорции и неклассические черты: слишком низкий или слишком высокий лоб, глубоко и близко посаженные глаза, длинный нос, острый подбородок. Нередко можно встретить лица, искаженные гримасой страдания. При этом личное письмо имеет традиционную многослойную структуру, с темной подкладкой, постепенными высветлениями и завершающими слоями розоватой подрумянки и белильных светов. При ясно выраженном стремлении к усилению напряженного, драматического характера образов мастер использует большое количество стилизованных декоративных форм и яркие, контрастные краски, что в целом придает росписи нарядный, праздничный оттенок. Судить о колорите фресок трудно, поскольку в настоящее время расчищены лишь небольшие их части. Художник А работал в стиле, распространенном в Византии в посл. трети XII в. Наиболее близки к его произведениям фрески ц. вмч. Георгия в Курбинове (1191). Л. Адерманн-Мисгиш высказала предположение, что этот мастер мог быть членом артели, работавшей в Курбинове ( Hadermann-Misguich L. Kurbinovo: Les fresques de St.-Georges et la peinture byzantine au XIIeme siècle. Brux., 1975. P. 563-584). Однако др. исследователи (напр., Хадзидакис) не соглашаются с этим мнением и указывают на нек-рые стилистические отличия курбиновской росписи от фресок ц. св. Бессребреников, такие как сильно удлиненные нижние части тел, театрализованные позы и жесты, жесткая моделировка. По мнению Хадзидакиса, композиции в ц. св. Бессребреников, атрибутируемые др. исследователями как работы мастера А, исполнил не один человек. Но в любом случае эти фрески и росписи в Курбинове принадлежат к одному направлению. В нартексе Адерманн-Мисгиш выделила произведения 3-го художника - мастера С. Фигуры здесь изображены в спокойных позах, они объемные и весомые, с широкой моделировкой, ритмичным и органичным рисунком складок. Выражения лиц скорее спокойные и задумчивые, без интенсивной экспрессии художника А. Мастер С работал в более классическом стиле, который в кон.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Согласно сигиллию имп. Василия II (ок. 1020), архиепископия включала епархии Охрид, Костур (ныне Кастория), Главиница (ныне Балши, Албания), Моглена, Вутелий (ныне Битола), Струмица, Морозвизд, Вельбужд (ныне Кюстендил), Триадица (ныне София), Ниш, Браница (ныне Браничево), Белград, Срем, Скопье, Призрен, Липлян, Сервия, Доростол (ныне Дрыстыр), Видин, Раса, Орея, Черник, Химара, Адрианополь (ныне Дринополь), Вела, Ботрот, Янина, Козел, Петра, Ригон (ныне Роги), Стаги, Веррия (ныне Бер) ( Gelzer H. Ungedruckte und wenig bekannte Bistümerverzeichnisse der orientalischen Kirche//BZ. 1893. Bd. 2. S 42-46). В кон. XI-XII в. византийцы начали поиски исторических связей между Охридской архиепископией и церковной митрополией Юстинианы Первой VI в., стремясь тем самым укрепить положение Охрида как правопреемника древних церковных структур. Следы этой работы находятся в хронике Продолжателя Скилицы, Михаила Девольского, и в анонимной записи в рукописи Scorial. gr. X-II-10, где основание Охридской архиепископии Василием II связывается с основанием Юстинианы Первой имп. Юстинианом. В XII в. эта идея преемства Охрида как с эпохой Юстиниана, так и с Болгарской Церковью получила развитие и в титулах архиепископов: «Смиренный монах Иоанн и по милости Божией архиепископ Первой Юстинианы и всей Болгарии» (PG. 140. Col. 197; RegPatr. N 1045) или «Константин, по милости Божией архиепископ всей Болгарии и Первой Юстинианы» ( Zacos G. Byzantine Lead Seals. Berne, 1984. P. 229; Jordanov I. Corpus of Byzantine Seals from Bulgaria. Sofia, 2006. Vol. 2. P. 561-562). После разгрома византийцами болг. державы Самуила прослеживается всплеск церковного строительства: напр., кафедральный собор в крепости Китр (ок. 1015), ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (1028), ц. св. Леонтия в монастыре Водоча (ок. 20-х гг. XI в.), Софии Святой собор в Охриде (1037-1056), Старая Митрополия в Веррии (1070-1080), Старая Митрополия в Серрах (XI в.) . Собор вмч. Пантелеимона мон-ря Нерези. 1164 г. Собор вмч. Пантелеимона мон-ря Нерези. 1164 г. Памятники архитектуры и живописи комниновского периода, относящиеся к разным художественным направлениям, находятся на всей территории М. (собор мон-ря Велюса , ц. Панагии Мавриотиссы близ Кастории, ц. свт. Николая Чудотворца Каснициса в Кастории, собор мон-ря Осиос Давид в Фессалонике, ц. Преображения Господня на горе Хортиатис близ Фессалоники и др. Высокое качество архитектуры и фресок связано с социальным статусом заказчиков: напр., ктитором ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (1164) выступал член имп. семьи. Одни и те же артели работали на территории как Эгейской, так и Вардарской М. Напр., росписи ц. вмч. Георгия Победоносца в Курбинове (1191) стилистически близки к фрескам, выполненным мастером «А» в ц. св. Бессребреников в Кастории.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Лит.: Πασδου. 2002. Σ. 32, 41-42, 69, 71, 73, 83, 86, 99, 135, 185, 192, 196, 200, 205, 212, 230, 238-239, 248, 250, 272, 276-277, 279. Церковь свт. Николая Чудотворца Каснициса находится на пл. Омония. Из посвятительных надписей и изображений известны имена ктитора магистра Никифора Каснициса и его жены Анны. Точное время строительства и украшения церкви неизвестно. По стилю живописи она датируется 60-80-ми гг. XII в. I. Архитектура. Церковь представляет собой небольшую однонефную базилику с сильно выступающей полукруглой апсидой. В толще вост. стены по сторонам апсиды сделаны 2 меньшие конхи. С зап. стороны нартекс занимает всю ширину церкви. В храме 2 входа: один - с зап. стороны, другой - с северной. В стенах сделано неск. маленьких окон, одинарных и двойных. В вост. части юж. стены - ниша с изображением патрона храма свт. Николая Чудотворца. Храм построен в характерной технике с чередующимися рядами необработанного камня и кирпича в 1-3 ряда. Верхние части стен украшены поребриком и фризом с прямоугольными керамическими плитками с диагональными насечками. Оригинальный декоративный элемент представляет фриз в верхней части стен с повторяющимися буквами N - инициалами свт. Николая Чудотворца и Никифора Каснициса. Снаружи стены храма тоже были расписаны, по крайней мере частично. В щипце над апсидой сохранились фрагменты фигуры свт. Николая Чудотворца с Иисусом Христом и Пресв. Богородицей и некоторые др. остатки росписей. Во время реставрации 1952 г. в нартексе был убран более поздний деревянный потолок и заменена кровля над всей церковью. Преображение Господне. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца Касницисса в Кастории. 1160-1180 гг. Преображение Господне. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца Касницисса в Кастории. 1160-1180 гг. II. Живопись. Внутреннее пространство церкви полностью покрыто фресками. Они расположены в 2 регистра, которые перебиваются окнами на продольных стенах, так что между окнами образуется дополнительный регистр. В верхней зоне по кругу размещено 11 крупномасштабных сцен евангельского цикла, начиная с «Благовещения Пресв. Богородицы» по сторонам апсиды и далее по юж. стене до «Сошествия во ад» в вост. части сев. стены. На вост. стене в щипце над «Благовещением» помещен Деисус, на зап. стене в верхней части - «Вознесение Господне», под ним - «Преображение Господне» и «Успение Пресв. Богородицы» (с редкой особенностью: голова усопшей Богоматери повернута вправо). Нек-рые сцены евангельского цикла выделены размером. Так, «Рождество Христово» занимает почти половину юж. стены; огромна композиция «Вознесение Господне», к-рая в базиликах часто расположена в щипце вост. или зап. стены (напр., в церквах Пресв. Богородицы Мавриотиссы близ Кастории, вмч. Георгия в Курбинове, ап. Иоанна Богослова в Веррии).

http://pravenc.ru/text/1681333.html

рукописях/Сост.: Э. Габидзашвили. Тб., 1991. С. 73-140 (на груз. яз.)), включены 3 его чуда, но отсутствуют мучения. В Грузии XI - рубежа XI и XII вв. известны 5 памятников, содержащих композицию «Чудо Георгия о змие» (Адиши, Икви, Бочорма, Вани и П.). В П. эта фреска занимает приалтарную часть сев. стены и воспринимается как главный сюжет всей росписи. Вмч. Георгий не убивает дракона: царевна уводит дракона в город. Фигуры в отличие от др. груз. изображений этого сюжета статичны: мастер изображает не событие, а скорее передает его суть, насыщая роспись значимыми деталями. Следующий сюжет - «Чудо с отроком, спасенным из плена» - находится в юж. части зап. стены и представлен как парный первому (так же в Адиши, Икви, Бочорме, Вани). Вмч. Георгий здесь также изображен в виде всадника, он везет юношу (юноша изображен дважды - на коне, за спиной вмч. Георгия, и в объятиях матери) родителям во время поминальной трапезы. В отличие от белого коня вмч. Георгия в предыдущей сцене в этой сцене вмч. Георгий показан на гнедом коне, что связано с аллюзией на традиционное для грузинской живописи изображение парных св. всадников, вмч. Георгия и вмч. Феодора, кони к-рых должны быть разной масти. На зап. участке юж. стены представлены 3-е чудо вмч. Георгия, «Чудо с сарацином», и 2 сцены мученичества вмч. Георгия, задуманные мастером как триптих, состоящий из 3 узких, вертикально трактованных симметричных композиций. «Чудо с сарацином», или «Чудо с пронзенным образом»,- одно из древнейших в житийном цикле святого и довольно редко встречающееся в изобразительном искусстве (в Грузии - только в Икви и в П.). В верхней части сцены помещен погрудный образ вмч. Георгия, обведенный фестонами с трилистниками; в нижней части изображены 3 воина: воины по бокам стреляют из луков в икону, средний, раненый воин изображен выронившим лук и упавшим. «Царапание вмч. Георгия» занимает центральную часть. Сцена «Колесование вмч. Георгия» симметрична сцене «Чудо с сарацином»: в верхней ее части изображен вмч.

http://pravenc.ru/text/2578631.html

Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос мучеников, глас 6-й; седален мучеников, глас 8-й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору) , «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Яко Всенепорочная Невеста...». По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников (по выбору) . «Слава» – светилен вмч. Феодора: «Венченосче святе...», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Во чреве Твоем...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: мучеников, глас 5-й – 3, и вмч. Феодора, глас 1-й – 3 ; затем стих мучеников: «Проидохом сквозе огнь и воду,/и извел ны еси в покой», и стихира мучеников, глас 5-й: «Страстотерпцы Христовы...» (см. славник Минеи на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Священия дар...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й: «Болезньми святых...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...» . На часах – тропарь мучеников: «Болезньми святых...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки мучеников и вмч. Феодора читаются попеременно . Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны мучеников, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки : В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь мучеников: «Болезньми святых...», тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь мучеников: «Болезньми святых...», тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – мучеников и вмч. Феодора. Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы, вмч. Феодора (под зачало) и мучеников. Примечание. «На трапезе чтем слово похвальное о святем Феодоре, святаго Григория Нисскаго. И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными. Причащаемся же и варения с маслом прилучившагося, и колива; вина же испиваем по красоволю , ради святаго. Сие же прияхом от лавры преподобнаго отца нашего Саввы и от богоноснаго отца нашего Евфимия. [Зри] Ведати подобает, яко дважды прияхом ясти рыбы в сей Великий пост: в праздник Благовещения и Цветоносия» (Триодь Постная, л. 143).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-23/

Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3й песни – кондак и икос мучеников, глас 6й; седален мучеников, глас 8й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору) , «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Яко Всенепорочная Невеста…». По 6й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников (по выбору) . «Слава» – светилен вмч. Феодора: «Венченосче святе…», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Во чреве Твоем…». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: мучеников, глас 5й – 3, и вмч. Феодора, глас 1й – 3 ; затем стих мучеников: «Проидохом сквозе огнь и воду,/и извел ны еси в покой», и стихира мучеников, глас 5й: «Страстотерпцы Христовы…» (см. славник Минеи на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6й: «Священия дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1й: «Болезньми святых…». «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…» . На часах – тропарь мучеников: «Болезньми святых…». «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки мучеников и вмч. Феодора читаются попеременно . Литургия свт. Иоанна Златоуста . Блаженны мучеников, песнь 3я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6я – 4. По входе – тропари и кондаки : В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь мучеников: «Болезньми святых…», тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь мучеников: «Болезньми святых…», тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – мучеников и вмч. Феодора. Апостол и Евангелие – субботы 1й седмицы, вмч. Феодора (под зачало) и мучеников. Примечание. «На трапезе чтем слово похвальное о святем Феодоре, святаго Григория Нисскаго . И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными. Причащаемся же и варения с маслом прилучившагося, и колива; вина же испиваем по красоволю , ради святаго. Сие же прияхом от лавры преподобнаго отца нашего Саввы и от богоноснаго отца нашего Евфимия. [Зри] Ведати подобает, яко дважды прияхом ясти рыбы в сей Великий пост: в праздник Благовещения и Цветоносия» (Триодь Постная, л. 143).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 2-й ; седален Предтечи, глас 8-й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору) , «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Яко Всенепорочная Невеста...». По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи: «Светоявленная возсия...». «Слава» – светилен вмч. Феодора: «Венченосче святе...», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Во чреве Твоем...». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: Предтечи, глас 4-й – 3, и вмч. Феодора, глас 1-й – 3 ; затем стих Предтечи: «Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него», и стихира Предтечи, глас 6-й: «Всечестную главу...» (см. славник Минеи на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас тот же: «Священия дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...» . На часах – тропарь Предтечи. «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки Предтечи и вмч. Феодора читаются попеременно . Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны Предтечи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки : В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь Предтечи, тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь Предтечи, тропарь храма, тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – святых (Предтечи и вмч. Феодора) . Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы, вмч. Феодора (под зачало) и Предтечи. Примечание. «На трапезе чтем слово похвальное о святем Феодоре, святаго Григория Нисскаго. И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными. Причащаемся же и варения с маслом прилучившагося, и колива; вина же испиваем по красоволю , ради святаго. Сие же прияхом от лавры преподобнаго отца нашего Саввы и от богоноснаго отца нашего Евфимия. [Зри] Ведати подобает, яко дважды прияхом ясти рыбы в сей Великий пост: в праздник Благовещения и Цветоносия» (Триодь Постная, л. 143).

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-12/

Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3й песни – кондак и икос сщмч. Ермогена, глас 6й; седален сщмч. Ермогена, глас 8й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору) , «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен сщмч. Ермогена. «Слава» – светилен вмч. Феодора, « И ныне» – Богородичен Триоди. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: сщмч. Ермогена, глас 7й – 3 , и вмч. Феодора, глас 1й – 3 ; затем стих сщмч. Ермогена [«Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него» , или: «Честна пред Господем/смерть преподобных Его» , или: «Священницы Твои облекутся в правду,/и преподобнии Твои возрадуются» , или: «В память вечную будет праведник,/от слуха зла не убоится» ;] и стихира сщмч. Ермогена, глас 7й: «Приидите, ублажим пастыря добраго…» (см. славник на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6й: «Священия дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление), глас 4й: «Российския земли первопрестольниче…». «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». На часах – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче…». «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки сщмч. Ермогена и вмч. Феодора читаются попеременно . Литургия свт. Иоанна Златоуста . Блаженны сщмч. Ермогена, песнь 3я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6я – 4. По входе – тропари и кондаки : В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче…», тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче…», тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос сщмч. Ермогена, глас 6-й; седален сщмч. Ермогена, глас 8-й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору) , «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен сщмч. Ермогена. «Слава» – светилен вмч. Феодора, « И ныне» – Богородичен Триоди. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: сщмч. Ермогена, глас 7-й – 3 , и вмч. Феодора, глас 1-й – 3 ; затем стих сщмч. Ермогена [«Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него» , или: «Честна пред Господем/смерть преподобных Его» , или: «Священницы Твои облекутся в правду,/и преподобнии Твои возрадуются» , или: «В память вечную будет праведник,/от слуха зла не убоится» ;] и стихира сщмч. Ермогена, глас 7-й: «Приидите, ублажим пастыря добраго...» (см. славник на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Священия дар...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление), глас 4-й: «Российския земли первопрестольниче...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». На часах – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки сщмч. Ермогена и вмч. Феодора читаются попеременно . Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны сщмч. Ермогена, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки : В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче...», тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче...», тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – «Предстательство христиан...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-04/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010