578 Таково общее положение об образе соединения души и тела. В добавление к этому небезынтересно было бы привести еще мнение св. Афанасия Великого об этом предмете, который пишет следующее: «Если желаешь научиться от кого, каким образом душа пребывает в теле, то вопроси его так: скажи мне, во всем ли теле обитает душа человека или в какой-нибудь части тела? Если он скажет тебе: во всем теле; отвечай ему: отчего же, когда отсекут руку или ногу человека, не рассекается душа, но человек продолжает жить, не умирает? Если же скажет: в одном месте, то отвечай ему: каким же образом существуют все прочие члены? Потому что все, что лишено души, – мертво, и я не знаю, что ты хочешь сказать. Но я объявляю тебе, в каком месте, по какой причине и где пребывает душа. Положительно присутствует она в трех местах тела. Как луч солнца вступает и входит в дом: так и душа, обитая в трех частях тела, освещает весь дом тела. Именно обитает она в сердце, в высшей части головы и в царских жилах. В этих трех частях живет душа. По этой причине в тот час, как поразится голова, или сердце, или когда вытечет кровь в большом количестве из царственной жилы, немедленно отлучается душа от тела, и тело соделывается мертвым. Душа, подлинно обитая в этих трех частях, разливает во все тело действие своей силы». 579 Это древнее мнение, несколько противоречащее всему вышеизложенному учению, уточняет св. Игнатий Брянчанинов , говоря: «Афанасий признает на основании известных ему опытов присутствие души в трех главных отделах тела; во всех членах он признает действие души, отвергая присутствие ее. Новейшие опыты единогласно свидетельствуют, что душа присутствует во всех членах тела, но жизнь присутствует там, где указал святой Афанасий». 580 Впрочем, нужно заметить, что св. Игнатий не сказал ничего нового, ибо об этом говорил в свое время еще св. Григорий Нисский : «То в нас, без чего не может возникнуть человеческая жизнь, заключено в трех членах: в мозге, в сердце и в печени (в кроветворном органе)... То, что головной мозг является главнейшим условием жизни, оказывается очевидным из случаев противоположного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Князь Александр Иванович не имел детей от первых двух браков своих: 1) с княгинею Теофилою Игнатьевною Радзивилл, рождённою Моравскою, и 2) с княжною Елисаветою Александровною Белосельскою-Белозерскою († 1824); от третьего же брака, с графинею Елисаветою Николаевною Зотовою, имеет сына князя Льва Александровича, и трёх дочерей, из коих старшая, княжна Елисавета Александровна, за князем Владимиром Ивановичем Барятинским, а вторая, княжна Александра Александровна, за князем Дмитрием Алексеевичем Лобановым-Ростовским. Герб дворян Чернышевых (Общий Российский Гербовник, часть VI, 67): в голубом поле золотый крест, и над ним золотая подкова, шипами вниз. На щите дворянские: шлем и корона; над короною крыло, а по бокам крыла два знамя; из коих, на правом знамени, в голубом поле, золотый крест, и над ним золотая подкова шипами вниз; а на левом знамени, в серебрянном поле, крыло. Намет голубый, подложенный золотом. Герб графов Чернышевых (Общий Российский Гербовник, часть I, 20-й): щит разделён на четыре части; в первой и в четвёртой частях, в серебрянном поле, до половины выходящий чёрный орёл, с короною, клювом и когтями золотыми, и с красным языком. Во второй и в третией частях, диагонально, от правого верхнего угла к нижнему левому, серебрянная градская стена с пятью зубцами. Посреди герба малый щиток с родовым гербом дворян Чернышевых (см. выше). На гербе дворянский шлем; на нём графская корона, из коей выходит два знамя (подобно, как на родовом гербе Чернышевых). Намет сверху голубого цвета, в средине черного, внизу красного; подложен с правой стороны золотом, а с левой серебром, и среди намета, с каждой стороны шлема, портрет Императора Петра Великого. Щит держат, подъятою ногою, два орла. 150 Высочайшим Указом 26 августа 1856 года, возвращено графское Российской Империи достоинство единственному сыну покойного обер-шенка графа Григория Ивановича Чернышева, Захару Григорьевичу Чернышеву. Граф Захар Григорьевич женат на Екатерине Алексеевне Тепловой; детей не имеет. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Православие и русская литература. Часть III (II том) Впервые в литературоведении предлагается систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности, начиная с XVII в. и кончая второй половиной XX в. Издание выпускается в 6-ти частях. Часть III посвящена творчеству И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Некрасова, Н.Г. Помяловского, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, П.И. Мельникова-Печерского, А.Ф. Писемского, А.Н. Муравьёва, Ф.М. Достоевского. Представляет интерес для всех неравнодушных к русской литературе. В основу книги положен курс лекции, прочитанный автором в Московской Духовной Академии. Московская Духовная Академия М.М.Дунаев   Православие и русская литература   Часть III .  Издание второе, исправленное, дополненное   Храм Святой мученицы Татианы при МГУ Москва, 2002   Рецензенты: кандидат богословия протоиерей Максим Козлов (Московская Духовная Академия), доктор филологических наук профессор В.А. Воропаев (филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова).   Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. III. Издание второе, исправленное, дополненное.— М., Храм Святой мученицы Татианы при МГУ. 2002.- 768 с.   ISBN 5-900988-09-0   Впервые в литературоведении предлагается систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности, начиная с XVII в. и кончая второй половиной XX в. Издание выпускается в 6-ти частях. Ч.Ш посвящена творчеству И.С.Тургенева, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Некрасова, Н.Г.Помяловского, И.А.Гончарова, А.Н.Островского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, П.И.Мельникова-Печерского, А.Ф.Писемского, А.Н.Муравьёва, Ф.М.Достоевского. Представляет интерес для всех не равнодушных к русской литературе. В основу книги положен курс лекций, прочитанный автором в Московской Духовной Академии.   ISBN 5-900988-09-0 (4.III) ISBN 5-900988-14-7

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Грибановский. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты Церковь Богоявления. Расположена в центре села во внутриквартальном пространстве, довольно плотно окружена современными торговыми зданиями. Очень крупная кирпичная церковь, построена в 1899 г. в русском стиле. В объемной композиции доминирует двухсветная храмовая часть, средокрестие которой акцентировано восьмигранным световым барабаном с высоким шатром и луковичной главкой. Апсида - пониженная трехгранная. Трапезная – также пониженная, по ширине чуть уже храмовой части - соединяет храм с двухъярусной колокольней. Высокий четверик первого яруса колокольни дополнен пониженными боковыми объемами. Второй ярус звона - восьмигранный с узкими диагональными гранями - завершен низким шатром с луковичной главкой на массивном основании. В декоре церкви использованы мотивы русской и западно-европейской средневековой архитектуры. Композиция фасадов храмовой части имеет трехчастную структуру. Средние части фасадов повышены закомарами, с юга и севера акцентированы ризалитами. Углы выделены пучками лопаток и завершены столбиками с луковичными главками. Боковые части фасадов завершены кокошниками. Фасады трапезной трехчастные, средние широкие части выделены щипцами, наложенными на аттиковую надстройку трапезной. Западный фасад первого яруса колокольни тоже декорирован наложенным кокошником. Грани восьмерика барабана завершены трехлопастными кокошниками, между которыми над ребрами помещены арочные кокошники. Шатер храма опоясан двумя рядами ложных слухов с килевидными навершиями. Все ярусы церкви завершены широким фризом с аркатурой и треугольными зубчиками. Окна арочные с архивольтами. В средних частях трапезной - строенные, в ризалитах храма -строены по типу итальянского окна, причем среднее окно прорезает тимпан закомары. В гранях барабана окна сдвоенные. В боковых частях храма (с севера и юга) и в средних частях трапезной размещены круглые окна (розы) второго света. Аналогичные, но ложные круглые окна декорируют фасады первого яруса колокольни. Все арочные окна объединены раскрепованной подоконной полочкой, ниже которой в пряслах помещены крупные филенки. В пряслах проходит также широкая лента филенок (на уровне арок окон). В окнах - витражные решетки, в раппорте которых использованы мелкие прямоугольные элементы, окружающие крупный крест в центре; арочная часть, так же, как и в круглых окнах, разбита на сегменты с обратными выкружками по краям. Четырехстолпная трапезная является зимней церковью. Все ее ячейки перекрыты парусными сводами. В храмовой части четыре мощных многогранных пилона несут световую главу с восьмилотковым сводом. Окружающие ядро ячейки перекрыты парусными сводами. Алтарь внутри полукруглый, перекрыт конхой. Подколокольное пространство первого яруса колокольни имеет парусный свод. Отделка интерьеров полностью утрачена.

http://sobory.ru/article/?object=10217

Беседы на евангелиста Матфея . — Иоанн Златоуст. Беседы на евангелиста Матфея. В трех частях (перевод с греческого). — Москва, 1846. Беседы на Евангелия.  — Беседы на Евангелия иже во святых отца нашего Григория Двоеслова. В двух книгах (перевод с латинского). — Санкт-Петербург, 1860. Беседы на Книгу бытия.  — Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу бытия. В трех частях (перевод с греческого). — Санкт-Петербург, 1851–1853. Беседы на первое Послание к Тимофею.  — Иоанн Златоуст. Беседы на первое Послание святого апостола Павла к Тимофею (перевод с греческого). — Санкт-Петербург, 1859. Беседы на Послание к римлянам.  — Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к римлянам (перевод с греческого). — Москва, 1839. Беседы на Послание к филиппийцам.  — Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к филиппийцам (перевод с греческого). — Москва, 1844. Беседы на разные материи.  — Беседы святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, на разные материи (перевод с греческого). — Санкт-Петербург, 1824. Добротолюбие.  — Добротолюбие, или Словеса и главизны священного трезвения, собранные от писаний святых и богодухновенных отцов, в чем же нравственным по деянию и умозрению любомудрием ум очищается, просвещается и совершен бывает. В четырех частях (перевод с греческого). — Москва, 1857. Достопамятные сказания.  — Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов (перевод с греческого). — Москва, 1845. Духовные беседы и слова.  — Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послания и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях (перевод с греческого). — Москва, 1852. Изложение.  — Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры (перевод с греческого). — Москва, 1844. Лавсаик.  — Палладий, епископ Еленопольский. Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов (перевод с греческого). — Санкт-Петербург, 1854. Лествица.  — Иоанн Лествичник. Лествица, возводящая на небо. — Москва, 1862. Луг духовный.  — Луг духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха (перевод с греческого). — Москва, 1848.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

и пр. Обратимся теперь к рассмотрению самой книги Пророчеств Даниила, в её целом составе и частях. Вся книга пророка Даниила, кроме трех апокрифических отделов, по верованию церкви, основанному на внешних свидетельствах и внутренних признаках, написана именно тем Даниилом, обстоятельства которого, видения и пророчества в ней содержатся, и которого биографию в кратком очерке рассказали мы. Вся книга разделяется на две части. Первая (1 – 6 гл.) почти исключительно исторического содержания; в ней описываются замечательные происшествия в Вавилонском царстве, в которых принимал большее или меньшее участие Пророк и три его друга; вторая часть (7 – 12 гл.) чисто пророческого содержания; в ней содержится изложение пророческих видений о монархиях, пришествии Мессии и судьбах его церкви до последних времен. Впрочем обе части тесно связаны одна с другой, несмотря на различие своего содержания, и составляют одно стройное целое. Во внешнем отношении их соединяет совершенно одинаковый слог и способ изложения, одинаковый способ писания той и другой части. Всюду мы видим одни и те же особенно любимые писателем слова и фразы ( Дан. 2:28, 4:2,7,10, 7:1–15 ), повторения; совершенно однообразные хронологические данные, рассказ широкий, подробный, всюду тот же характер фрагментов. И по содержанию своему эти части совершенно сходны и указывают на одного и того же писателя: характер Даниила в той и другой части совершенно одинаков, в позднейших описаниях есть указания на прежние; исторические и пророческие отделения тесно совпадают между собою; в обеих частях дышит тот же дух, в обеих отражается особое положение Пророка; вся книга проникнута одной общей мыслью о побеждающей силе Божией и помощи, которую Бог являл народу Своему в эту тяжкую годину испытаний и не перестает являть. Наконец за единство книги и писателя её решительно говорит хронологический распорядок, в каком стоят в обеих главных частях частные отделения, и эта постепенность в развитии содержания, по которой от менее определенного писатель переходит к более определенному. В этом распорядке виден один известный план, от которого не отступает писатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

Супруга его, благородная и добродетельная графиня Екатерина Ивановна, дочь последнего князя Ромодановского, обессмертила себя преданностию своему мужу, за коим последовала добровольно в Сибирь, покинув и почести и богатство, и пребыла в Сибири 14 лет, до самой кончины мужа. Второй сын канцлера, граф Александр Гаврилович, человек замечательного ума и редкой в то время, в России, образованности, находился действительным тайным советником, посланником в Берлине, потом в Париже, наконец в Голландии, где скончался, не решась, по коловратным для фамилии Головкиных обстоятельствам того времени, возвратиться в Россию. Сыновья и внуки его служили в Голландии, но по восшествии на престол Екатерины Великой, по её приглашению возвратились в Россию, и получили обратно своё имение. Из внуков графа Александра Гавриловича, граф Пётр Гаврилович был, при Императоре Александре I, обер-гофмаршалом, потом обер-егермейстером; граф Гавриил Гаврилович, полковник 8-го егерского полка, был смертельно равен в сражении с французами под Ламбахом, 19 октября 1805 года, и через два дня скончался; граф Юрий Александрович находился при Екатерине Великой, посланником в Неаполе; при Императоре Павле обер-церемониймейстером, сенатором и президентом коммерц-коллегии; при Императоре Александре I действительным тайным советником, послом в Китае и в Вене; при Императоре Николае I обер-каммергером, членом государственного совета и попечителем харьковского учебного округа; с кончиною его, 21 января 1846 года, пресеклась графская ветвь фамилии Головкиных 385 . За несколько месяцев до его кончины, 19 июля 1845 года, Высочайше утверждено было учрежденное им, из восьми тысяч душ, заповедное имение, наследственное, с именем «Головкина», в мужском и женском потомстве дочери его княгини Наталии Юрьевны Салтыковой, (нынешней княгини Салтыковой-Головкиной). 385 Герба дворян Головкиных в Общем Российском Гербовнике не находится, а графы Головкины имели следующий герб (Общий Российский Гербовник, часть I, 16): щит разделён на 4 части. В 1-й и в 4-й частях, в голубом поле, выходит из облака рука с мечём. Во 2-й и в 3-й частях, в золотом поле, видна половина коронованного двуглавого орла. Посреди герба красный щиток с графскою на нём короною, и в этом щитке вправо обращённый лев, с подъятый хвостом, стоит на задних лапах. На гербе корона графская, и на ней шлем с графскою же короною, из коей выходит вправо обращённый лев, с мечём в правой лапе и с подъятым хвостом. Намет золотой, подложенный, справа красным, слева чёрным. Девиз: dedit haec insignia virtus. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Контроль над его практическим применением осуществлял протопресвитер. В 1893-1898 гг. под рук. Ж. были разработаны разъяснения к «Положению»: о порядке проверки и расходования денежных сумм в храмах военного и морского ведомств, о хранении утвари, о составлении исповедных списков, о ведении и хранении дел по благочиньям, об увольнении военного духовенства в отпуска. Для правления и архива в том же году был построен дом (Фурштатская ул., 29), в котором 13 нояб. 1893 г. Ж. освятил храм во имя св. блгв. кн. Александра Невского. Протопр. Александр Желобовский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Протопр. Александр Желобовский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) С 1889 г. Ж. лично проводил ревизию подведомственных учреждений. Он посетил такие отдаленные окраины, как Торнео (ныне Торнио), Асхабад (ныне Ашхабад), Ташкент, Карс, Баку, Севастополь, Тифлис (ныне Тбилиси), Петровск-Порт (ныне Махачкала). В Петровск-Порте в 1891 г. освятил ц. во имя св. блгв. кн. Александра Невского. В 1885-1890 гг. Ж. повсеместно ввел обязательные проповеди в церквах, внебогослужебные беседы и религиозно-нравственные чтения для нижних чинов. Такие беседы Ж. практиковал еще в 1880 г. в Кавалергардском полку, а с 1882 г. и в частях Гвардейского корпуса столицы. Об-во распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви оказывало содействие в проведении внебогослужебных бесед в ведомстве военного и морского духовенства; Ж. являлся членом совета об-ва. В 1889 г. Ж. заново разработал программу по преподаванию Закона Божия в полковых учебных командах, устроил при войсковых частях церковноприходские школы для офицерских и солдатских детей. В 1890-1898 гг. военнослужащим было предписано говение во время постов, знание основных молитв и 10 заповедей. Также Ж. требовал от полковых священников препятствовать распространению сектантства, в частности штундизма, в войсках. С 1900 г. одним из приоритетных направлений Главного штаба было увеличение числа войсковых церквей, т. к. при мн. воинских частях, особенно артиллерийских, саперных и казачьих, не было не только церквей, но и священников и богослужения совершались в неприспособленных помещениях.

http://pravenc.ru/text/182219.html

Церковно-историческая наука, важность которой для богословского образования была сознана еще во второй половине XVIII столетия, составила теперь весьма видную отрасль духовной учености и произвела несколько замечательных литературных трудов. Здесь прежде всего обращают на себя внимание первый полный курс истории русской церкви м. Платона (М. 1805), бывший долгое время руководством для духовно-учебных заведений, и два упомянутые руководства Филарета и Иннокентия, – одно по библейской, другое по общей церковной истории. Одновременно с историей Платона вышли в свет (М. 1805) исторические труды ученого Мефодия Смирнова : История первых веков христианства на латинском языке и о флорентинском соборе. В 1814 г. известный историк и обличитель раскола единоверческий петербургский протоиерей Андрей Журавлев издал свой Исторический феатрон с историческими известиями о царях, князьях, патриархах и митрополитах. Профессор петербургской академии Я. Орлов написал обширный Памятник событий гражданской и церковной истории в 12 частях и Дух государей Рюрикова дома в 5 частях (Спб. 1816). Одним из самых капитальных трудов по русской церковной истории был бесспорно совместный труд Амвросия Орнатского и Евгения Болховитинова – История российской иерархии в 6 частях (М. 1807–1816), драгоценная справочная книга при занятиях русской церковной историей даже доселе. Кроме этих исторических трудов, имевших общий характер или обнимавших собой обширные части истории, явилось много специальных исследований по разным частным историческим вопросам. Известный издатель учебных книг и собиратель исторических материалов Н. Бантыш-Каменский в 1805 г. вторично издал свою Историю унии, составленную по редким рукописям; учитель рязанской семинарии Тих. Воздвиженский в 1820 г. напечатал Историческое обозрение рязанской епархии и церковных дел ее. Особенно замечательны многочисленные историко-археологические произведения Евгения Болховитинова , которого Сперанский в свое время называл первым русским историком, как Филарета – первым русским проповедником и богословом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Переводам; одни по Манси, другие по Гардуину, а иные по Миню. В объяснение этого разнообразия я скажу только одно, что сочинение мое писалось меньше года урывками от официальных занятий, и больше ночью, чем днем. Редко удавалось мне доставать подлинники на дом, напр. сочинения Фомы Аквината, издания Манси или Миня; большею частью приходилось путешествовать по библиотекам, где не всегда заставал книги в которых нуждался, и потому пользовался теми, какие попадались. Не считая удобным жертвовать временем только для того, чтобы придать сочинению ученый вид, я позволял себе прибегать к русск. переводам, особенно в случаях неважных или бесспорных; таковы напр., ссылки на Евсевия (стр. 135) – на писания Мужей Апостольских (стр. 241–243) и под. В случаях же когда требовались подлинные слова, я обращался к подлинным сочинениям и приводил их или без перевода или в переводе (см. стр. 24–25, 107–108, 130, 256). Имеются цитаты, заимствованные у моих предшественников по разработке данного предмета; некоторые из них мною проверены, а некоторые оказалось невозможным проверить, напр. некоторые цитаты Януса. При этом смею доложить моим благосклонным читателям, что силу моего сочинения я полагал не столько в цитатах, сколько в новой постановке предмета. Прот. А.Л. 167 В духовном журнале «Вера и Разум» печатается разбор этого сочинения. Там начали с догмата об исхождении Св.Духа, а мы будем разбирать только о главенстве папы; таким образом мы пойдем на встречу один другому. 168 Так, напр., вместо несметный автор говорит бессметный; еще автору, как иностранцу не даются виды глаголов, напр. он так выражается имеют вдоль рассуждать и т.п. 169 Отожествение у автора доходит до того, что он ставит наравне Божественную непогрешимость Церкви с общеобязательностью повелений гражданских правительств. Так он пишет: когда мы утверждаем, что церковь непогрешима, необходима, необходимо иметь в виду, что мы нисколько не выговариваем в ее пользу какого-либо исключительного преимущества; мы требуем только, чтобы она пользовалась тем правом, которым обладает во всех возможных странах, верховная власть действующая везде, как известно, в качестве власти непогрешимой, ибо всякое правительство необходимо и по существу своему абсолютно; и всякое правительство, которому под предлогом погрешности или несправедливости, дозволено было бы отказывать в повиновении, тем самым уже лишилось бы бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010