Здесь высказывается запрещение покланяться кумирам или идолам, какой бы вид они не имели – мужчины ли: Деян. 14:11 – 12 , женщины: Деян. 19:35 , скота: Деян. 7:41 , птицы и гада (напр. Деян. 14:41 ), небесного светила (напр. Деян. 7:42–43 ), и из какого бы материала и каким способом они ни были бы сделаны – вылитый из металла идол (напр. Исх. 32:4 ), в виде деревянного столба (напр. Иер. 10:2 – 5 ), кумир из камня: (напр. Авв. 2:18–19 ). Хотя св. икона также может иметь вид вылитого или чеканного изображения мужчины (напр. Исх. 25:18 ), и на ней может находиться изображение постороннее (напр. Чис. 21:8–9 ), однако поскольку св.иконы суть не идолы, то приведенные сектантами места свящ. Писания к вопросу об иконопочитании нисколько не относятся, а лишь обличают сектантское невежественное обращение со словом Божиим, – смешение слова «икона», что то же, подобия лица действительно существующого, со словом «идол», т е. подобие лица воображаемого, а в действительности не существующего. Ведь не называют же сектанты фотографии близких им лиц идолами и кумирами, на каком же основании они допускают такое кощунственное сравнение св. икон Господа Бога и Его угодников с изображениями языческих богов? Деян. 14:11 . Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по ликаонски: боги в образе челове ческом сошли к нам 12 . И называли Варнаву Зевесом, а Павла Эрмием, потому что он начальствовал в слове. Деян. 19:35 . Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! Какой человек не знает, что народ Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета? Деян. 7:41 . И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих. 19 . Горе тому, кто говорит дереву: встань! и бессловесному камню: пробудись! Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром; но дыхания в нем нет. См. Деян. 7: 43 , п. VI. Исх. 25:18 , п. VI. Чис. 21: 8 . И сказал Господь Моисею: сделай себе (медного) змея и выставь его на знамя, и (если ужалит змей когого–либо человека) ужаленный взглянет на него, останется жив.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Издавались они при Тамбовской духовной семинарии под редакцией ректора и под цензурой инспектора семинарии. Пр. Феофан был самым деятельным сотрудником журнала и печатал в нем свои статьи и проповеди 130130 . Сотрудничая в нем сам, он к тому же привлек и наставников семинарии и подведомых священников, городских л сельских, способных к литературному труду. Таким образом трудились все, начиная с епископа и кончая священниками самых отдаленных приходов. Так оно и должно быть по самой идее местного органа, и в этом нельзя не видеть мудрости высокого руководителя – преосвященного Феофана. Сотрудничали в журнале бесплатно, а вся, остававшаяся от расходов по его изданию, сумма определялась в пользу устрояемого Тамбовского училища для девиц духовного звания 131131 . Чтобы определить вполне заслуги преосвященного Феофана по изданию «Тамбовских Епархиальных Ведомостей», сделаем общий обзор их содержания за первые три года. Первый отдел (официальный) содержит в себе главным образом официальные известия и распоряжения начальства. Здесь же помещаются и объявления о различных журналах и газетах и о продаже книг, при чем нередко подаются советы, какие книги полезно выписать духовенству, пригодные для его самообразования и для пастырской практики. Второй отдел – «Прибавление к Тамбовским Епархиальным Ведомостям» – очень содержателен. В начале помещается «Патерик, или наставления св. отцев», напр. «О безволии», «О сокрушении сердца» и нравоучительные случая из их жизни, располагающие к вере я благочестию; затем идут «речи и проповеди» сначала св. отцов, напр. Иоанна Златоустог о. Ефрема Сирина и других, а потом –новых и современных проповедников, напр. – преосвященного Николая, преосвященного Иакова Нижегородского, самого преосвященного Феофана и разных духовных лиц Тамбовской епархии. После указанных статей шел отдел, под заглавием: «Объяснение праздников», в котором описывались и объяснялись розные праздники (напр, «Сретения Господня», «Благовещения Пресвятой Богородицы» и др., явления чудотворных икон, напр., – иконы Казанской Божией Матери), объяснялись священные песнопения (напр., «Песнь Пресвятой Троице»), тропаря (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Во дни предпразднств и попразднств на «И ныне» поются песнопения праздника; но если предпразднство или попразднство случится в субботу, то в пяток вечера в стихирах на Господи, воззвах на «И ныне» большею частью поется воскресный богородичен Октоиха. В господские, богородичные (в том числе и в субботу 5 седм. Великого поста) и святых праздники на утрени поется «степенна 1 антифон 4 гласа»; но это есть воскресное песнопение Октоиха. По понедельникам, вторникам, средам, четвергам и пяткам св. Четыредесятницы на утрени поются следующие песнопения Октоиха: троичны после шестопсалмия и пения аллилуиа, седальны и мученичен по 1 стихословии и светилен по 9 песни канона. Тем не менее выраженное выше положение, что Октоих, как особая книга, в означенные дни не употребляется, остается во всей силе, потому что богородичны Октоиха перепечатаны в дополнительной части месячной Минеи (за каждый месяц) и в Ирмологионе, степенны в Ирмологионе же, песнопения, поемыя в седмичные дни Великого поста, в Триоди Постной, по каковым книгам все они и поются. Песнопения Октоиха в Типиконе обозначаются иногда словами: «Октоиха» (напр., говорится: «стихиры Октоиха») и «Осмогласника» (напр., говорится: «седален мученичен Осмогласника»), «гласа» – или просто (напр., говорится: «ипакои гласа»), или с некоторой добавкой, так: «настоящего гласа», «прилучившегося гласа», рядового гласа», «гласа недели», «во глас Октоиха» (напр., говорится: «И ныне, богородичен настоящего гласа»), и «дне» (напр., говорится: «тропарь дне»), – иногда же – по содержанию, напр., говорится: «канон покаянен», «канон креста», «крестный канон», «канон бесплотных», «канон апостолов», «канон св. Николая», мученичен канон», «покоин канон», «стихиры воскресны» и т. д.; наконец, иногда – указанием на составителя песнопения (напр., говорится:«стихиры восточны», т. е. «Анатолиевы», составленные Анатолием, Константинопольским патриархом 5 века). Необходимо, впрочем, заметить, что в некоторых из поименованных названий не всегда содержится указание на песнопения Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

«Тропарь Праведному Иову»), кондака (напр.. «Кондак в день сошествия Св. Духа»); затем шли исторические статья (напр. «История Тамбовской епархии». «Тамбовский кафедральный Спасо- Преображенский собор», «Тихвино-Богородицкий женский монастырь», «История Тамбовской духовной семинарии» и др.); сведения по сектантству и расколу в Тамбовской епархии (напр., «Бакинские молокане») и др.; некрологи (напр., Евгения Боженова, о,.Вишневского); статьи ученого характера (напр. «Беседы о свойствах Божиих», «Понятие о душе по учению философов и медиков»); наконец, предлагались поучительные рассказы и случаи из жизни современных христиан, явно указывающие на пути Промысла Божия в жизни человека, заступления Божией Матери и св. угодников и наказания за нарушение веры и благочестия (напр. «Вразумление свыше» «Сила веры», «Помощь свыше», «Божие наказание» и др.) и помещались стихотворения религиозно-нравственного содержания (напр. «Утро светлого Воскресения Христова», «Тайна смерти».», «Покаяния отверзи ми двери», «Весна», «Благовест» и др.). Вот насколько широко была поставлена преосвященным Феофаном программа «Тамбовских Епархиальных Ведомостей» и сколь ревностно она выполнялась под непосредственным наблюдением самого преосвященного Феофана. Это – неоценимая его заслуга для Тамбовской епархии. Насколько велико было его старание с «Тамбовских Епархиальных Ведомостях», видно из того, что он усердно заботился даже с правильней доставке этого журнала подписчикам. По его распоряжению, было напечатано в «Ведомостях» объявление, чтобы благочинные «немедленно по получении рассылали нумера по принадлежности, дабы неисправною доставкой не охладить внимания к делу, предпринятому для общаге интереса духовного» 132132 . Многое заботился пр. Феофан с призрении сирот, несчастных семейств духовенства Тамбовской епархии, приглашая на это святое дело благочестивых жертвователей 133133 . Не мало у пр. Феофана было забот о благоустройстве монастырей. Особенно много пришлось ему хлопотать относительно Дивеевского женского монастыря, где в то время произошли большие беспорядки.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

3) погребения усопших; 4) освящения воды; 5) пострижения в монашество. Вторая часть Требника Большого содержит главным образом молитвословия различных богослужебных и религиозно-житейских обрядов. Кроме того, в Требнике Большом имеются две дополнительные главы: первая заключает в себе месяцеслов, вторая – указатель имен святых по алфавиту. Требник Малый представляет собой сокращенный вариант Большого Требника. В нем помещены последования священнодействий и молитвословий, которые чаще всего приходится совершать приходскому священнику. Большей частью это молитвословия, входящие в первую часть Большого Требника. Требник Дополнительный содержит чинопоследования освящений храма и его принадлежностей: креста на храме, богослужебных сосудов, священных одежд, икон, иконостаса, колокола и др. Кроме того, здесь имеется чин освящения артоса и молитвы на освящение «кладезя (колодца), пчел, благовонных зелий и всякой вещи». Требник Малый в двух частях содержит все то, что находится в Требниках Малом и Дополнительном, а также некоторые молитвы из Требника Большого. В 1646 году на основе греческих евхологиев 1 и древнеславянских письменных источников был составлен и издан Требник митрополита Киевского Петра Могилы . Однако в этот Требник попали такие прямые заимствования из римского ритуала, как, например, «Устав тайны святого покаяния». Поэтому широкого распространения он не получил. Применяется он лишь при совершении обрядов, чинопоследования которых отсутствуют в Большом Требнике: на открытие монастырей, на обретение святых мощей. В 1980 и 1984 годах в Издательстве Московской Патриархии вышел Требник в трех частях, куда помимо содержания Требника Малого в двух частях (1956 г.) добавлены отдельные чины и последования из других видов Требника и иных богослужебных книг. Существует также книга «Последование молебных пений», в которой изложены молитвословия и чинопоследования, заимствованные из Большого Требника. Читать далее Источник: Справочник православного человека/[ред.-сост. Пономарев В.]. - Москва : Даниловский благовестник, 2006-./Ч. 3: Обряды Православной Церкви. - 2008. - 173 с. ISBN 978-5-89101-266-0

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Трудно установить, когда и как появилась церковь в Эфиопии. Предания доносят до нас противоречивые сведения о евангелизации этого региона, приписывая ее разным апостолам и другим евангелистам 521 . Как бы то ни было, во время, когда существование церкви в Эфиопии хорошо просматривается, мы обнаруживаем, что, подобно Западносирийской и Коптской церквам, ее считают монофизитской. Поскольку до 1959 г. Эфиопская церковь находилась в юрисдикции Абуны, или главы, Коптской церкви, неудивительно, что ее канон Св. Писания должен был в каком–то отношении совпадать с коптским 522 . Однако при попытке выявить список книг, которые считались каноническими, мы сталкиваемся с трудностями. Обычно таких книг Ветхого и Нового Заветов насчитывается 81, но это число получают разными путями 523 . Различия отражены в рукописных вариантах Библии, ни в одной из которых нет полного Нового Завета. Вдобавок современный исследователь сталкивается с наложением текстов в 27 книгах Нового Завета, вследствие чего их трудно правильно идентифицировать. Согласно многочисленным исследованиям Библии на древнеэфиопском языке (геэзе), которые проводил Каули, и святоотеческим и современным комментариям на народном, амхарском языке 524 , в «широкий канон» эфиопского Нового Завета входят следующие 35 книг: четыре Евангелия Деяния семь Соборных посланий 14 Посланий Павла Апокалипсис Синод (в четырех частях) Климент Книга Обетования (в двух частях) Дидаскалия Переходим к содержанию последних четырех разделов списка 525 . Синод (Σνοδος) 526 – книга о церковном устройстве, в которой собраны многочисленные каноны, молитвы и распоряжения, приписываемые Клименту Римскому . Климент (Qälementos) – книга в семи частях 527 , представляющих собой письма Петра к Клименту. Это не письма к римлянам и коринфянам, не одна из трех частей Синода, которые иногда называются 1–й, 2–й и 3–й Климент, и не часть сирийского восьмикнижия Климента 528 . Книга Обетования (Mäshafä kidari) состоит, как принято считать, из двух частей. Первая часть из 60 разделов в основном содержит материалы о церковном устройстве; 61–й раздел – Слово Господа ученикам после воскресения, напоминающее Testamentum Domini 529 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Сам же Бог… Не надейтесь на свои усилия и труды; они не доведут вас до цели, если не возьмет вас в Свое покровительство и попечение Сам Бог. Но вместе будьте уверены, что когда вы со своей стороны употребляете все старание, то и Сам Бог не оставит вас, придет к вам на помощь и Своим содействием увенчает успехом труды ваши. Когда, таким образом, Сам Он воздействует в вас, не сомневайтесь, что достигнете искомого, — Бог мира. Освящение и зачинается водворением начатков внутреннего мира с Богом и совестию, и, зрея само, крепит сей мир. Это преимущественный плод освящения. Обычно благодетелей величать титлами благ, от них полученных; и Апостол, сознавая, что высшее благо от устроенного в нас Богом спасения есть мир, именует его Богом мира, — не здесь только, но и во многих других местах (Рим. 15, 33; 16, 20; Флп. 4, 7, 9 и другие). Да освятит — да соделает святыми и непорочными и неповинными пред Собою (Кол 1, 22), чтоб нигде в вас не оставалось никакой скверны, или порока, и чего-либо от таковых, но чтоб вы были святы и непорочны во всем (Еф. 5, 27), очищены от всякой скверны Плоти и духа (2 Кор. 7, 1). Всесовершенных, с греческого во всех частях — ολοτελεις (как и по-славянски в скобках — во всем). Как грех и страсти проникли все части естества человеческого и сопл елись с ними, так и освящения желает Апостол тоже во всех частях, чтоб благодать Божия, провождаема будучи всюду усилиями самого человека, все преисполнила собою и от всего отребила все греховное, и все уды, бывшие прежде рабами нечистоте и беззаконию в беззаконие, преобразила в рабов правде со святынею (Рим. 6, 19). Дальнейшие слова поясняют, что значит всестороннее во всех частях освящение: и совершен ваш дух, и прочее. — Всесовершен, с греческого — ολοκληρον υμων — целое вас, все ваше, целый состав ваш. Что же это все ваше? — Дух, и душа, и тело. Все эти составные части естества человеческого да сохранятся в непорочности в пришествие Господне. Как имение какое приобретши, надобно еще хранить, так надо хранить и стяжанную трудом с помощию благодати чистоту и свободу от страстей. Поминутно угрожает опасность увлечений и падений, от коих может соблюсти только помощь Божия. Почему не говорит: сохраните, но да сохранится, — Тем же Богом мира, Который производит и всестороннее освящение. На какой бы кто степени ни стоял, страх падений не оставляет его, а следовательно, нужна помощь в охранении его свыше. И это до самого исхода, или до пришествия Христова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

305. Крутяков А., священник. Беседы к воинам о вере и нравственности христианской. Новгород, 1874. – 118 с. 306. Крылов А., священник. Слова на воскресные и праздничные дни. Ярославль, 1896. – 205 с. 307. Кудрявцев А. , священник. О спасительных Таинствах святой Православной Церкви. (Десять бесед). Одесса, 1875. – 61 с. 308. Кудрявцев В, Д., профессор. Слово в день годичного поминовения в Бозе почившего архипастыря Московского митрополита Филарета, сказанное при гробе его, в Сергиевой Лавре. «Православное Обозрение». 1868. – 8 с. 309. Кучерявый В., протоиерей. Проповеди на воскресные дни и памяти святых. МДА, 1995. – 80 с. Машинопись. 310. Лаврентий (Некрасов), епископ. Первая седмица Великого Поста. Курск, 1901. – 51 с. 311. Ладинский С., священник. Слова. (В неделю о блудном сыне, во 2,3,11,14,16, и 20 нед. по Пятидесятнице; в день Преображения; пр. Илии; Введения во храм Пресвятой Богородицы; Владимирской Божией Матери; нед. Всех Святых; нед. ап. Фомы; нед. о слепом; о покаянии; в Вел. Пяток). СПб., 1860. – 121 с. 312. Лахотский П., протоиерей. Проповедническая хрестоматия. В 2-х частях. СПб., 1912. – (819 с.). 313. Лебедев П., протоиерей. Духовная лепта. Слова и речи. (На Новый год, о Страшном Суде, в нед. 5-ю Вел. Поста, на Благовещение Пресвятой Богородицы, в день свят. Николая, на Успение Божией Матери, в день великомуч. Димитрия...). Нижний Новгород, 1858. – 141 с. 314. Лебедев П., протоиерей. Поучения на св. Четыредесятницу СПб., 1855. – 204 с. 315. Леванда И., протоиерей. Слова и речи В 3-х частях СПб 1821. – (991 с.). 316. Левашов А., священник. Поучения на праздничные дни и на разные случаи. В 2-х частях. Кострома, 1889. – (238 с.). 317. Левкоев И. Г., Добрый друг. (Сборник поучений, религиозно-нравственных статей и рассказов на все двунадесятые и другие большие праздники года). СПб., 1904. – 249 с. 318. Левшин Л., протоиерей. Слова и поучения на праздники Господни и Богородичные, дни Вел. Поста, на воскресные дни, дни святых, на царские дни и другие разные случаи. Владимир, 1881. – 411 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В Служебном письме 6646 от 6 октября 1915 года Священный Синод Болгарской Православной Церкви представляет министру военных дел свои «Временные распоряжения о должностях священников в военное время». При Штабе действующей армии (ШДА) назначается главный военный священник, который заведует духовными делами армии и организует службу военных священников при различных войсковых частях и больницах. В этой должности Письмом министра военных дел 787 от 24 июня 1914 года назначается иконом Апостол Георгиев. Главный военный священник назначается армейским распоряжением с согласия Священного Синода БПЦ, а военные священники – по рекомендации епархиальной власти начальниками соответствующих войсковых частей. Главный военный священник напрямую подчиняется Священному Синоду, и по делам, касающимся Церкви, обращаются к нему, а по делам военного характера – в соответствующую военную часть. Он сопровождает ШДА и в его ведении находится походная церковь и все богослужебные принадлежности. Ему подчиняются все военные священники. Они отвечают перед ним по вопросам духовной службы. Права и обязанности у главного военного священника велики: он руководит военными священниками, следит за их жизнью и поведением, докладывает Священному Синоду об их провинностях, определяет их отпуска, имеет право награждать и наказывать их и др. Во «Временных распоряжениях…» указываются и права и обязанности военных священников: служить в праздничные и воскресные дни службы, совершать все церковные обряды в частях, проводить на всех богослужениях и молебнах церковные поучения и беседы, совершать погребение убитых и умерших в соответствии с церковным уставом и т.д. Оговорено положение и близких военных священников. Их семьи получают пенсию от государства, если священник убит или умер. За тяжкие преступления и провинности главный военный священник, военные и больничные священники предстают перед судом епархиального начальства, а за преступления общего характера – перед военным судом. За духовное окормление военнослужащих в частях Болгарской армии, а также за осуществление отдельных церемоний священники получают определенное вознаграждение.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В той же 2-ой части, а также в частях первой и третьей, встречаются и другие Евгениевские указаны наборщику. Прекращаются они с IV части Истории российской иерархии, которую, как и части V с VI-oй, корректировал Амвросий, настоятельствовавший уже во время их печатания в московском Новоспасском монастыре. Так, на листе 175, начинающем собою одну из тетрадей V части, он замечает: «читана и выправлена». Что касается дополнений и исправлений в самой рукописи Истории российской иерархии, то особенно много сделано их рукою преосвященного Евгения в первых четырех частях этой последней. В частях 1-ой и 2-ой есть только одна глава без его поправок, – глава об епархиальных архиереях, которую во многом исправил сам Амвросий. Из статей Евгением более других статей исправленных, укажем на список ректоров киевской духовной академии (в I части), на описание ставропигиального Пыскорского монастыря (во II части) и описание монастырей новгородских (в IV части). В III части Евгению принадлежат почти все толкования разных непонятных слов и выражений, так часто встречающихся в древних монастырских грамотах. В помещенном на лл. 53–116 IV-oй части уставе преподобного Нила Сорского все цитаты к текстам, Священного Писания , тут встречающимся, подведены Евгением же. Нельзя сказать, чтобы он не просматривал прежде отправления в типографию и остальные две части Истории русской иерархии (V и VI), но просматривал более уже поверхностно: в V части встречаются незначительные поправки только на лл. 81, 98 и 127, а в VI-oй на лл. 487, 504 и 512, где речь идет о Юрьевском и Хутынском монастырях новгородской епархии. Самое заглавие Истории, прежде писавшееся обыкновенно Евгением, теперь написано уже Амвросием 148 . Таким образом, повторим, ранее высказанное нами предположение (стр. 50), чем далее печатание шло к концу, тем менее принимал в нем участия преосвященный Евгений, – и наоборот, чем ближе печатание стояло к началу, тем участливее относился он к этому делу, держа корректуру (по крайней мере третью) и редактируя Историю российской иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010