Приведенное рассуждение Тертуллиана было направлено им против учения гностиков, которые, опираясь на теорию Платона, своих последователей делили на плотяных (иликов), душевных (психиков) и духовных (пневматиков) 436 . Напрасно мы стали бы искать подтверждения учения о духе и душе, как особых самостоятельных частях человеческой природы, и в творениях св. Григория Нисского . Как глубокомысленный философ, он исследует вопрос о душе человеческой довольно подробно, но решает его в смысле противоположном платоновскому. Только неправильное истолкование некоторых мест св. отца может давать основание для противоположного заключения. Для примера укажем на то место творений епископа Нисского, где он, по-видимому, допускает кроме тела (подобную душе животных) чувствующую душу и душу в собственном смысле (какой не имеют животные) или дух 437 . А еще яснее ту же самую мысль о трехчастном делении человека Григорий Нисский выражает тогда, когда говорит об обязанностях христианина «во всецелом теле, душе и духе соблюдать совершенную святость, похваляемую Павлом» 438 . Ни из приведенных мест, ни из контекста речи еп. Нисского не видно, чтобы он называл где-либо душу и дух самостоятельными началами духовной природы человека. Эта мысль совершенно устраняется не только ясным и положительным учением того же св. отца церкви о двух составных частях природы человека 439 , но еще более экзегетическим его разъяснением учения ап. Павла о различении в человеке духа, души и тела ( 1Фес. 5:23 ). В виду того, что неправильное толкование слов ап. Павла о составе человеческой природы было положено в основание ложного учения о том же предмете не только некоторыми церковными писателями, но и еретиками, весьма важно указать на то, как понимал слова эти сам св. Григорий Нисский . По изъяснению св. Григория Нисского , апостол Павел, желая, «да сохранится (у Фессалоникийцев) всесовершен дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес. 5:23 ), не хотел видеть в этих трех частях природы человеческой трех отдельных сущностей, но отметил лишь три различные ступени жизни, которые Бог нераздельно соединил в человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Потомство его пресеклось с кончиною внука его графа Фёдора Алексеевича, 29 сентября 1789 гола. Брат его Фёдор Матвеевич, генерал-адмирал, адмиралтейств-коллегии президент и верховного тайного совета член, также возведён был Петром Великим в Графское Российского Царства достоинство, 23 февраля 1710 года. Он не имел детей, и по просьбе его Пётр Великий возвёл его младшего брата Андрея Матвеевича, 7 февраля 1722 года, в Графское Российской Империи достоинство. Граф Андрей Матвеевич был, при Петре Великом, кравчим, потом обер-шенком, а при Петре II пожалован в генерал-майоры 155 . От него происходят все нынешние графы Апраксины. Сын его граф Фёдор Андреевич служил генерал-поручиком; внук граф Пётр Фёдорович генерал-лейтенантом; правнук граф Иван Александрович генерал-лейтенантом и сенатором; а из сыновей сего последнего: граф Александр Иванович служил сенатором; граф Пётр Иванович сперва генерал-майором, потом тайным советником, а граф Василий Иванович полковником и флигель-адъютантом. Степан Фёдорович 50), фельдмаршал и военной коллегии президент, известен победою, одержанною им над Пруссаками при Гросс-Эгернсдорфе, 19 августа 1757 года. Сын его Степан Степанович служил генералом от кавалерии; потом находился московским губернским предводителем дворянства. Герб дворян Апраксиных (Общий Российский Гербовник, часть II, 45): щит разделён на четыре части. В первой части, поле красное; во второй и третей частях, золотое, а в четвёртой, голубое. В первой и во второй частях золотая дворянская корона, и под нею сабля, острием в лево. В третей и четвёртой частях крестообразно положены две пушки. На щит дворянские: шлем и корона. Намет голубый и красный, подложенный золотом. Щит держат два узденя большой орды, с луком в руке, и с колчаном стрел за плечами. Герб графов Апраксиных (Общий Российский Гербовник, часть III, 3-й): щит разделен на четыре части; в первой части, в красном поле, два серебранные меча, крестообразно продетые сквозь золотую дворянскую корону. Во второй части, в голубом поле, золотый корабль с парусами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Владимир Александрович Василий Александрович; женат на Марие Алексеевне Ребиндер София Александровна, за флигель-адъютантом князем Алексеем Ивановичем Шаховским Граф Алексей Васильевич; адъютант Е. И. В. Великого Князя Николая Николаевича Графиня Ольга Васильевна Графиня Дарья Васильевна Графиня Мария Васильевна Василий Дмитриевич 17) был обер-гофмейстером при Петре Великом; Матвей Дмитриевич 16) был обер-гофмейстером при Императрице Екатерине I; Адам Васильевич 34), действительный тайный советник и статс-секретарь, управлял собственною канцеляриею Екатерины Великой, пользовался особенною доверенностию Великой Государыни и уважением всеобщим; Захара Дмитриевича 48) генерал-лейтенант, командовал дивизиею в отечественную войну 1812 года; обер-гофмейстер Василий Дмитриевич 70) возведён в Графское Российской Империи достоинство, 26 августа 1856 года. Герб дворян Олсуфьевых (Общий Российский Гербовник, часть III, 35): щит разделён горизонтально на две половины; нижняя половина серебряная, чистая; в верхней половине, в красном поле, два золотые колеса. На гербе дворянские: шлем и корона, из коей выходит вправо обращённый лев, держащий в лапах золотое колесо. Намет красный, подложенный золотом. Герб графов Олсуфьевых: щит разделён на четыре части. В 1-й и 4-й частях дворянский герб фамилии (см. выше); во 2-й и 3-й частях, в золотом поле, лазуревый крест. Посреди герба золотой щиток с российским двуглавым орлом. На гербе графская корона, и на ней три шлема с дворянскими коронами; на среднем шлем российский двуглавый орёл, имеющий на груди вензелевое изображение Имени ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II; из правого шлема выходит вправо обращённый лев, держащий в лапах золотое колесо; на левом шлеме золотое орлиное крыло, и на нём лазуревый крест. Намет в средине чёрный, справа красный, слева лазуревый, подложен золотом. Щит держат два льва. Девиз: никто, как Бог. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

3) В какое состояние ниспал он? 4) Нет ли средств выйти из этого состояния, и если есть, то какие? 5) Что будет с человеком? Но прежде, нежели приступим к разрешению этих вопросов, составим понятие о существе человека и о его сторонах. Итак, из каких частей он слагается? Священное Писание учит, что человек состоит из души и тела, и постоянно делит его на эти две части, как бы интегральные. Оно различает в нем видимую часть и невидимую: первую называет телом, плотью и перстью (у Екклезиаста), а вторую — душою (нефеш) и духом (руах). Тело составляет существенную принадлежность человека, ибо и в будущей жизни оно воскреснет и воссоединится с душою навсегда, но не необходимую, ибо душа может жить и без него, и действительно живет от времени разрушения тела до его воскресения. Другая половина существа человеческого, известная в Ветхом Завете под названием руах, в Новом Завете называется: φυχη,πνευμα, νους и прочие. Все эти названия одно ли означают, или нет? Вопрос этот всегда занимал умы и решался различно. Во все времена было мнение, что душа и тело составляют существо человека, но было и другое мнение, что человек состоит из трех частей: тела, души и духа. То и другое мнение имеет опоры в Священном Писании; и потому предмет этот стоит особенного внимания. Положительная сторона этого вопроса есть та, что в человеке две части, и учение о двух частях есть общее учение Священного Писания. Мнение же о трех частях сперва составилось на основании различных способностей души у философов (Платон), потом перешло к иудеям, и наконец распространилось в христианстве (1 Фес. 5; 23 и Евр.4,12). Отцы Церкви в I веке делили существо человека только на две части. Игнатий и Ириней находили в человеке три стороны. На западе Тертуллиан доказывал противное, то же утверждает и Лактанций, а Августин довершил победу над теми, кои признавали тройственность человеческого естества. На востоке мнение о трех составных частях человеческого существа оставалось долее: еще у Григория Нисского оно встречается; но потом и здесь оно ослабело и пало.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=124...

174. Горский А., протоиерей. Слова. Сергиев Посад, 1895. – 98 с. 175. Григорий (Постников) , архиепископ. Слова иди беседы на все воскресные и праздничные дни в году и на некоторые особенные случаи. В 3-х томах. СПб., 1850. – (1135 с.). 176. Григорий (Чуков), митрополит. Избранные слова, речи» статьи. (1895–1955). Л., 1955. – 125 с. Машинопись. 177. Гумилевский М., священник. Семя веры. (Сборник проповедей в ответ на современное неверие). Сергиев Посад, 1913. – 159 с. 178. Гурьев В. , священник. Поучения по руководству житии святых подвижников Восточной Церкви. М., 1896. – 121 с. 179. Гурьев В. , протоиерей. Поучения по руководству жития блаженного старца Серафима Саровского . М., 1905. – 192 с. 180. Гурьев В. , протоиерей. Поучения по руководству Патерика Печерского. М., 1912. – 162 с. 181. Гурьев В. , протоиерей. Пролог в поучениях. М., 1912. – 942 с. (Репринт, изд.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. В 2-х частях). 182. Гурьев В. , священник. Четьи-Минеи в поучениях на каждый день года. В 4-х выпусках. М., 1896. – (1031 с). 183. Делицын П. С., профессор. Слова. М., 1864. – 217 с. 184. Дивин. Христианская философия или истинная религия в беседах на разные тексты Священного Писания. М., 1815. – 388 с. 185. Димитрий (Муретов) , архиепископ. Слова, беседы, речи. В 5-ти томах. М., 1898. – (1705 с.) 186. Димитрий (Туптало), митрополит, св. Творения. Часть 1. СПб., 1910. – 1096 с. (Слова, поучения, речи на с. 179–996). 187. Днепровский И., священник. Слова, беседы, поучения и речи. В 2-х частях. Казань, 1890. – (1098 с.). 188. Добросердов К., священник. Простонародные поучения. В 3-х частях. (Ч. 1. О Православной христианской вере. Ч. 2. О христианской надежде. Ч. 3. О христианской любви). М., 1880. – 235 с. 189. Добрый пастырь – сеятель. (Сборник проповедей и поучений наиболее доступных пониманию простого народа). М.» 1880. – 324 с. 190. Долинский И., священник. Полный годичный круг слов и поучений на все воскресные и праздничные дни, на св. Четыредесятницу, выскоторжественные дни и разные случаи. Рыбинск, 1888. – 427 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Беседы на евангелиста Матфея. – Иоанн Златоуст . Беседы на евангелиста Матфея. В трех частях (перевод с греческого). – Москва, 1846. Беседы на Евангелия. – Беседы на Евангелия иже во святых отца нашего Григория Двоеслова . В двух книгах (перевод с латинского). – Санкт-Петербург, 1860. Беседы на Книгу бытия. – Иоанн Златоуст . Беседы на Книгу бытия. В трех частях (перевод с греческого). – Санкт-Петербург, 1851–1853. Беседы на первое Послание к Тимофею. – Иоанн Златоуст . Беседы на первое Послание святого апостола Павла к Тимофею (перевод с греческого). – Санкт-Петербург, 1859. Беседы на Послание к римлянам. – Иоанн Златоуст . Беседы на Послание к римлянам (перевод с греческого). – Москва, 1839. Беседы на Послание к филиппийцам. – Иоанн Златоуст . Беседы на Послание к филиппийцам (перевод с греческого). – Москва, 1844. Беседы на разные материи. – Беседы святого отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской, на разные материи (перевод с греческого). – Санкт-Петербург, 1824. Добротолюбие. – Добротолюбие, или Словеса и главизны священного трезвения, собранные от писаний святых и богодухновенных отцов, в чем же нравственным по деянию и умозрению любомудрием ум очищается, просвещается и совершен бывает. В четырех частях (перевод с греческого). – Москва, 1857. Достопамятные сказания. – Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов (перевод с греческого). – Москва, 1845. Духовные беседы и слова. – Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послания и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях (перевод с греческого). – Москва, 1852. Изложение. – Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры (перевод с греческого). – Москва, 1844. Лавсаик. – Палладий, епископ Еленопольский. «Лавсаик» , или Повествование о жизни святых и блаженных отцов (перевод с греческого). – Санкт-Петербург, 1854. Лествица. – Иоанн Лествичник . Лествица, возводящая на небо. – Москва, 1862. Луг духовный. – Луг духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха (перевод с греческого). – Москва, 1848.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Владыка отметил, что в его епархии на Северном Кавказе он сам духовно окормляет много войсковых частей. «Я вижу, какая есть острая нужда в том, чтобы были священники в армии, и как часто, как глотка воды или воздуха, молодые воины хотят услышать слово и утешения, и вразумления», - сказал Феофан. По его словам, схожей позиции придерживаются многие иерархи Церкви. По священнику в каждой части Председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов сообщил корреспонденту «Газеты», что сейчас в Вооруженных силах работает около 2 тысяч священников. Они охватывают практически все части в России. При этом священники работают в частях бесплатно, как выразился отец Димитрий, «за счет религиозного энтузиазма». Как правило, священников в казармы направляют епархии в качестве дополнительной нагрузки к приходской жизни. «Я на собственном опыте неоднократно убеждался, что работа полковых священников сокращает дедовщину и поднимает боевой дух, даже сокращается количество суицидов и побегов из частей, - отметил протоиерей. - Я убедился на собственном опыте, что выпускники семинарий, которые идут служить в армию, проявляют духовную сознательность, и уровень дисциплины у них выше, чем у остальных призывников». Сейчас выпускники семинарий идут служить на общих основаниях, как и студенты светских вузов. От службы в армии освобождаются только обладатели священного сана. В прошлый призыв от службы освободили 108 священников. Военнослужащие другого вероисповедания тоже не остаются без духовных наставлений. Даже если к части не прикреплен имам или раввин, православные священники помогают солдатам связаться с местными священнослужителями нужной конфессии. Священная война с дедовщиной Председатель Комиссии Общественной палаты по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей Александр Каньшин также считает, что опыт священнослужителей помогает улучшить моральный климат в частях. «Несомненно, духовная составляющая в армии должна укрепляться. Практика показала, что в частях, где работают священники, снижается уровень дедовщины и поднимается боевой дух, - заявил Каньшин корреспонденту «Газеты». - Это хорошо подтвердилось в ходе контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе». Он уверен, что Церковь и государство должны двигаться навстречу друг другу, хотя государство уже создало необходимую законодательную, нормативную, штатную и материально-техническую основу для деятельности института полковых священников в условиях повседневной деятельности войск и при выполнении боевых задач. «При этом очень важно, чтобы религиозные деятели работали с учетом многонационального и многоконфессионального состава военнослужащих», - подчеркнул Каньшин. 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Заслуживает упоминания и еще один взгляд 34 относительно церковного единства: если идет речь о видимости церкви, то при этом имеются в виду местные церкви и именно то в этих местных церквах, что подлежит внешним чувствами, католическая же церковь невидима, ибо если уже материальный мир в целом невидим, то тем менее может быть видимо целое духовное таинственное тело церкви, распространяющееся в целом мире; церковь была видима только до тех пор, пока Христос Сам был видим. В этом рассуждении нельзя не видеть неудачной попытки комбинировать два принципиально противоположные взгляда: западно-католический, по которому церковь видима как в частях, так и в целом, и протестантский, по которому церковь и в частях, и в целом невидима. Сами по себе оба взгляда в отдельности взятые, по крайне мере, не страдают логической непоследовательностью, чего нельзя сказать о рассматриваемой попытке примирить их. Непонятно почему церковь, видимая в частях, становится невидимой в целом. Нельзя принять за серьезный аргумент указания на то, что и материальный мир в целом невидим: за раз, конечно, не обнимешь глазом целого мира, и тем не менее для нас не существует сомнения в возможности наблюдать и изучать целый мир. С точки зрения разбираемого взгляда, каждое из государств христианской цивилизации должно бы было рассматриваться как видимое, но международный союз, как целое, составляющееся из отдельных государств, уже не может быть видимым, как ускользающее от восприятия внешних чувств. По вопросу об отношении между клиром и мирянами, в построениях русских богословов проводится католический взгляд, по которому «сам Господь учредил в церкви своей особое сословие людей, составляющее собой иерархию, и этих-то собственно людей, и только их одних. Он уполномочил распоряжаться теми средствами, какие Он даровал церкви для ее цели, т. е. уполномочил быть в ней учителями, священнослужителями и духовными управителями, а отнюдь не предоставил сего безразлично всем верующим, повелевши им, напротив, только повиноваться пастырям» 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

202. Дьяченко Г. , священник. Практическая симфония для проповедника Слова Божия, содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – 498 с. 203. Дьяченко Г. , протоиерей. Проповедническая энциклопедия. Спутник пастыря-проповедника. (Пособие к составлению проповедей). М., 1903. – 805 с. 204. Дьяченко Г. , священник. Слова, поучения, беседы и речи пастыря Церкви на разные случаи в личной, семейной, школьной, церковно-приходской, религиозно-нравственной и гражданско-общественной жизни христианина. М., 1898. – 152 с. 205. Дьяченко Г. , священник. Уроки и примеры христианской веры. (Систематический сборник. Опыт катехизической хрестоматии). М., 1894. – 745 с. 206. Дьяченко Г. , протоиерей. Уроки и примеры христианской надежды. (Опыт катехиз. хрестоматии). М., 1892. – 516 с. 207. Дьяченко Г. , священник. Уроки и примеры христианской любви. (Опыт катихиз. хрестоматии). М., 1894. – 740 с. 208. Дьяченко Г. , священник. Христианское утешение несчастных и скорбящих. В 3-х частях. Репринт, изд. М., 1993. – (1150 с.). 209. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Собрание поучительных слов в разные времена и в разных епархиях проповеданных. В 4-х частях. Киев, 1834. – (1700 с.). 210. Евгений (Казанцев), епископ. Слова и речи. Минск, 1880. – 218 с. 211. Евдоким (Мещерский), епископ. На ниве Божией. В 2-х частях. Сергиев Посад, 1909–1910. – (308 с.). 212. Евлампий, еп. Вологодский. Страстная седмица с Лазаревой субботой, в неделю Ваий, или поучения на каждый день Страстной седмицы с субботы Лазаревой до Великой. М., 1851. – 208 с. 213. Евлампий (Пятницкий) , архиепископ. Святая Четыредесятница, содержащая поучения на каждый день первой седмицы, на каждую неделю Великого поста, и на каждый день Страсной Седмицы. М., б.г. – 519. 214. Евлампий (Пятницкий) , архиепископ. Слова к Тобольской пастве, говоренные в продолжение 1852–1856 гг. В 2-х томах. Казань, 1860. – (564 с.). 215. Евсевий, архиепископ. «Русские люди, храните веру Православную!» Произнесено за вечерей Великого Пятка 1912 года перед Плащаницей. Б.м. и б.г. – 4 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

1) от начала христианства в России до нашествия монголов (988–1237); 2) от нашествия монголов до разделения русской митрополии (1237–1410); 3) от разделения митрополии до учреждения Патриаршества (1410–1588); 4) период Патриаршества (1589–1720); 5) синодальное управление (1721–1826). В конце каждого выпуска был алфавитный указатель замечательных лиц и предметов – нововведение, которое не было общепринятым в русских научных сочинениях до самого конца XIX века. Изложение в пределах каждого периода охватывает: распространение христианства; церковное учение и богослужение; церковное управление; жизнь христианского общества (включая монастыри и церковный раскол). В «Истории» Филарета находится масса сведений и мелких подробностей, отчасти из рукописных источников. Весьма важным справочником для русской церковной истории является 2-томный труд архиепископа Филарета «Обзор русской духовной литературы». «Обзор» Филарета включает гораздо большее число авторов, чем хорошо известный тогда «Словарь русских светских писателей» митрополита Евгения (Болховитинова) . Архиепископ Филарет включает в свой «Обзор» кроме собственно духовных писателей и тех светских авторов, которые писали на темы церковно-религиозные, как князь Курбский, Сперанский, Надеждин, Хомяков. Назовем еще несколько исторических сочинений архиепископа Филарета: «Русские святые, чтимые всею Церковью или местно: Опыт описания их жизни» (в 4 частях. Чернигов, 1861–1865; 3-е изд.: СПб., 1881); «Жития святых, чтимых Православной Церковью» (в 12 книгах. Чернигов, 1861; 3-е изд. СПб., 1900); «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» (в 5 частях. Москва – Харьков, 1849–1859); «Описание Черниговской епархии» (в 7 частях). Кроме того, архиепископу Филарету принадлежит много статей по церковной истории в духовных и светских журналах С профессора Филарета (Гумилевского) начинается в русской церковно-исторической науке критическое источниковедение, достигшее своего расцвета в трудах профессора протоиерея Александра Горского , профессоров К.И.Невоструева и Е.Е. Голубинского . Этот «критицизм» означает в первую очередь научную добросовестность. Отмечен и дар владыки Филарета в изучении и сопоставлении источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010