Истинная же вера рождается водою и Духом , возрастает в молитве, очищается в слезах, чувствуется в безграничной тоске по раю, переживается каждую минуту и питается евхаристически Богом. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Олег 24 сентября 2023, 12:52 Прекрасно на писаная статья! Жаль, некоторые в силу своего невежества не в состоянии понять ее. Очень детальный анализ того, что является врагом христианство. Но мне, кажется, все значительно проще. Мир - вот враг христианства. Недаром в Писании написано, что у человека 3 врага - он сам, мир и дьявол. Кто князь мира сего? Сам Христос говорил, что его царство не в этом мире. Таким образом все, что тебя окружает это все враги для твоей души, христианин. Стефан 15 июля 2014, 13:02 Да. Я грешный. Но соглашаюсь с Сергеем, когда он говорит, что самый большой враг христианства, это отсутствие любви. Сколько раз, мы не видем это даже среди нас. Люди, неверующие нас смотрят, когда мы проходим мимо чужие могилы или страдания, без мыслей, без одного взляда. Как они думают об этом? Как Бог может думать об этом? Если хорошо понял православные объяснения Евангелий, это не тот релизиозный учённый, который прохидит мимо, и нечего не делает, который поступает по христиански, а тот который с любовью помагает другим. Не всем данно родиться в православнной стране, а всем данно испытать любовь. Правильно или не правильно, это тоже важно. Но как если даже нет чувства любви? Люблю православие, когда оно нам помагает Раскрыть, кормить и сохранить это пламе любви в наших сердцах. Если могу разделить свой опыт, в первую очередь, что мне дал желание стать православным? Это не Ваша доктрина, а Ваша любовь. Ходил к Вашим церквам, и видел маленькие чуда, которые вы больше не видите. Люди заботятся о храме, маленькие дети тихо ползают, люди стоят 2 часа, чувствуется дома как ребёнок перед свечой, пахнет любовью. Это только существует у вас. Это мне дало желание читать. Конечно есть хорошие и плохие служители везде, но это уже другой вопрос.

http://pravoslavie.ru/put/59010.htm

Не вы послали меня сюда, но Бог, Который поставил меня отцом фараону, господином во всем доме его и владыкою во всей земле египетской ( Быт. 45:5–8 ). Вы помышляли против меня зло; но Бог претворил то в добро ( Быт. 50:19 ). Из уважения и благодарности к Иосифу фараон принимает Израиля и отдает ему лучшие пажити земли египетской. Семейство Израиля, перешедшее в Египет в числе семидесяти душ, плодилось, размножалось и возрастало с быстротою изумительною. Между тем, время шло, патриархи данно скончались, умер Иосиф, забылись и заслуги его Египту, и вся слава его и самое имя его. На престол вступил государь, который уже ничего не знал об Иосифе. На израильтян стали смотреть подозрительно. Страшило египтян чрезвычайно сильное возрастание народа Божия. Египтянам выгодно было удержать у себя евреев, только не в виде свободных, и потому опасных иноплеменников и сильных пришельцев, а в качестве невольников или рабов. Решились принять против них меры угнетения и порабощения. Но и под игом порабощения, при всей тяжести изнурительных работ, возрастание народа шло с прежнею быстротою. Тогда были предприняты против евреев меры бесчеловечные: дано повеление сперва повивальным бабкам, а потом и всем египтянам – бросать в реку новорожденных еврейских младенцев мужеского пола. Бог оставляет евреев терпеть сии злострадания. Достигая особенных целей Своего промышления, Творец, обыкновенно, не нарушает естественного хода событий, обращая только сии события в средства для Своих целей, конечно – если события не противодействует целям Промысла. Гонение и страдание есть та великая школа образования, в которой раскрываются и крепнут духовные силы как отдельных людей, так и целых народов, если только нравственные силы людей, подвергаемых испытанию, не слишком расслаблены чувственностью и еще способны крепнуть и возвышаться. При так их условиях в школе скорбей и страданий, – как свидетельствует Апостол, – научаются терпению, опытности и упованию ( Рим. 5:3–4 ). Посему нет ничего удивительного, что Бог вводит народ Свой в такую школу, когда она, по естественному ходу событий, устрояется на пути ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Кто жалеет о чужих страданиях, тот, конечно, принимает участие и в чужих радостях и удовольствиях, когда они невинны и безвредны. Но это естественное следствие нравственного отношения к другим нельзя принимать за основание нравственности. Истинно добрым можно признать только то, что само по себе хорошо и потому во всех случаях сохраняет свой добрый характер, никогда не становясь злом; поэтому подлинным основанием нравственности (как добра) в той или другой области отношений может быть только такое данно е, из которого выводится общее и безусловное правило для этих отношений. Такова именно жалость по отношению к нам подобным; ибо жалеть все страждущие существа есть свойство одобрительное безусловно и во всех случаях, так что оно может быть возведено в пр авило, не требующее никаких ограничений, тогда как участие в чужих радостях и удовольствиях может быть одобряемо лишь условно и с ограничениями, да и в тех случаях, когда одобряется, не заключает в себе, как мы видели, никакого правила действий. Тот факт, что отдельное существо может чувствовать как бы за пределами своей индивидуальности, болезненно отзываясь на чужое страдание, т. е. ощущая его как свое собственное, — этот несомненный и столь распространенный факт может казаться на иной взгляд ч ем-то загадочным и таинственным. Именно таким признает его тот философ, который и сострадании полагает единственную основу всей нравственности. " Как возможно, — спрашивает он, — чтобы страдание, которое не есть мое, поражает не меня, сделалось, однако, столь же непосредственно, как в других случаях только мое собственное, мотивом для меня и побуждало бы меня к действию? "  — " Это предполагает, — г оворит он далее, — что я с другим в некоторой мере отождествился и что, следовательно, граница между я и не-я на этот раз снята: только тогда положение другого, его потребность, его нужда, его страдание непосредственно (?) становятся моими; тогда я уже б олее не вижу его таким, каким он все-таки дается мне в эмпирическом представлении как нечто мне чуждое, для меня безразличное (?), совершенно (?) от меня отдельное; но здесь, напротив (т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

А ест он кобылину, а свинины, так, как и жид, не станет есть (44). И что попадет, то всё и заберет: бабу с грудным младенцем, быка, корову, овец, коз и проч. А свиньи не возьмет, бесовский сын. Возьмут свиней всех, заколют в овине, да и зажгут (50). Так проклятые и норовят, чтобы стать спиною к солнцу. А как солнце в глаза, ну, что ты прикажешь? ни за что не рассмотришь, только жмуришь глаза. Запасается козак вареным просом, ест саламату (63). Полковник приказывает на повозки брать съестное и всё лишнее, а с собой кроме оружия ничего не брать. Крестьянам позволяется варить пиво только во время свадьбы и крестин. 6.  " …неожиданно слышит дворянство… " ; данно слышит дворянство и высокой род козаков именитых. Уважение черни к таковым. Простые козаки, мещане и купцы платили в казну разные подати. Избирали благородные. Слова два скажу о языке. Несправедливо приписывают древним козакам козацкие и чумацкие какие-то поступки. Что придали и заставили их так говорить и действовать бандуристы — это не доказательство, они пересказы по своим понятиям и речам. Песни сочинялись в народе и большею частию после той эпохи, которую они изображают. Такая власть, такая гигантская сила и могущество навели уныние на самобытное государство, бывшее только под покровительством России. Народ, собственно принадлежавший Петру издавна, [униженный] рабством и [деспотизмом], покорялся, хотя с ропотом. Он имел не только необходимость, но даже и нужду, как после увидим, покориться. Их необыкновенный повелитель стремился к тому, чтобы возвысить его, хотя лекарства его были слишком сильные. Но чего можно было ожидать народу, так отличному от русских, дышавшему вольностью и лихим козачеством, хотевшему пожить своею жизнью? Ему угрожала трата национальности, большее или мень уравнение прав с собственным народом русского самодержца. А не сделавши этого, Петр никак не действовал бы на них. Всё это занимало преступного гетьмана. Отложиться? Провозгласить свою независимость? Противопоставить грозной силе деспотизма силу единодушия, возложить мужественный отпор на самих себя? Но гетьман был уже престарелый и отвергнул мысли, которые бы дерзко схватила выполнить буйная молодость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Всего бы лучше адресовать или на имя посланника, или, по крайней мере, секретаря посольства. Что касается до векселя Прокоповича, то он, вероятно, получен кем-нибудь другим. Надобно тебе знать, что во Франкфурте, во время нашего пребывания вместе с Жуковским, завелся другой Жуковский и другой Гоголь. Эти господа весьма часто получали наши письма. Какого бы рода ни был этот другой Гоголь или не-Гоголь, воспользовавшийся деньгами, но он, без сомненья, был человек беспутный и безденежный, стало быть, и теперь остался беспутным и безденежным, а потому взыскивать пришлось бы или с несчастной семьи, или родственников, чего боже сохрани. Жуковского я просил разузнать, если можно, но не взыскивать. Ты видишь сам: деньги эти были посланы против моего желанья, когда уже было сделано им другое распоряжение, а потому и не судьба была прийти в мои руки. Прокоповичу скажи, чтобы он об этом не сокрушался: что случилось, то случилось. Скажи ему также, что у меня на душе не только нет против него какого-нибудь неудовольствия, но, напротив того, самое дружески-товарищественное расположенье, а потому грех будет ему, если он питает против меня какое-нибудь неудовольствие. Про тебя также сделать мне истинно дружескую услугу: посылать прямо по почте в письме, вырвавши из журналов, листки, где говорится о моей книге, в каком бы ни было смысле и кем бы ни были они сказаны. Я хочу лучше заплатить подороже за пересылку, чем совсем не получить их или получить тогда, когда они не будут мне нужны. Деньги, я полагаю, у тебя для этого будут от второго издания, которое я просил (в письме, вероятно, доставленном уже тебе от Ар Россети ) напечатать сходно с первым, как можно поскорее, если настоят требования от книгопродавцев. Жуковский, который получил мою книгу, пишет, что в ней множество опечаток. Пожалуста, похлопочи об исправлении. Весь твой. От Жуковского я получил письмо с известием, что prima вексель, как оказалось по банкирским справкам, не уплачена, а потому, как только получу эти деньги, то немедленно препровожу их Прокоповичу для известн дела .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Первоначальн. праведность была придана Адаму отвне, как божествен. сверхъестественный дар, и она относилась к естествен. силам человека только внешним образом. Она была золотой цепью, сдерживавшей чувственные, страстные порывы плоти, уздою, удерживавшей низшую природу в надлежащем повиновении высшей, венцом, украшавшим первозданного человека. Кратко, она была donum superadditum, supernaturale и, как приданная отвне, могла быть и отнятой у него без нанесения природе человека важного вреда. И действительно этот благодатный дар Божий оставил падшего Адама, после чего его природа, предоставленная себе самой, начала испытывать в себе борьбу двух противоположных природ; плоть восстала на дух, а дух вышел из повиновения Богу. Но благодать Божия, насильно удерживавшая ненормальные стремления душевной и телесной природы человека, не уничтожала свободы его. Liberum arbitrium принадлежало самой природе человека и было его преимущественным отличием перед бессловесными животными 38 и в воле человека было повиноваться Богу, или же уклониться от выполнения его заповеди 39 . Вследствие чего и возможно было падение Адама. Адам создан был по образу Божию, но католич. богословы не определяют в чем именно он состоял и не известно, не был ли он тожествен с первоначал. праведностью (justitia originalis). Прародитель наш, по учению западн. церкви, как созданный из персти, по своей природе, подлежал смерти. Бессмертие предназначалось ему, как Божий дар за его постоянное повиновение воле Творца. 40 Оно было не как поп posse mori, но в возможности как posse поп mori 41 . Нельзя не заметить в учении католик. церкви о первобытн. состоянии человека влияние схоластиков. Задача их бол. частью состояла не в определении самой сущности учения, а в обхождении известн. предмета, в раздроблении его на части, в изобретении различных терминов, коими они думали уяснить догмат веры, сделать его понятным для ума; отсюда-то явились выражения in puris naturalibus, aequale temperamentum и мн. др. и ими только затемнялось церковное учение. И язык схоластиков с своей бесполезной диалектикой, условными, неопределенными богословскими терминами, между прочим побудил Лютера восстать против подобного изложения учения церкви 42 . Сверх того, в католич. учении о первобытн. состоянии человека заключается противоречие. Адам создан был в святости и праведности 43 совершенным по душе и телу 44 и в тоже время в in puris naturalibus состоянии он испытывал борьбу своих природ, был слаб и требовал врачевства 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

д) Свидетельство богосыновства, его исторический смысл и богословское содержание. е) Принятие Мессианского призвания и силы Духа Св. на предстоящее служение, Лк.4:14 ; Деян.10–38 . ж) Образ крещения Духом Св. для новозаветной церкви, ст. 8 и пар. (Крещение и возложение рук апостольских, соответствующее нашему современному миропомазанию, были тесно между собою связанными таинствами, как и в настоящее время в Православной Церкви, ( Деян.8:14–17, 10:44–48, 19:5–6 ). з) Откровение в богоявлении, троичности Божества. Ср. Быт.18:1 ; Ис.48:16 . II. Искушение Христа в пустыне, ст. 12–13 Время, побуждение, место, продолжительность, внутренние и внешние условия, помощь свыше, искуситель, ст. 12–13; cp. 3Цар.18:12 ; Иез.8:3 ; Откр.1:10 . Смысл искушения вообще, 1Пет.4:12 ; Иак.1:2–4–12 ; Втор.8:2–6–16 ; Быт.22:1 сл. Связь с крещением; испытание диаволом Христа в сознании Им Своего Мессианского достоинства и богосыновства, засвидетельствованного во время крещения. «Подлинно ли Ты Сын Божий?» Ср. Быт.3:1 . Таинственность искушения Христа и образный характер описания его в Мф.4:3–10 и Лк.4:2–13 . Исторический смысл: связь с началом Мессианского служения; паралл. с Исх.34:28 и пар. и 3Цар.19:8 ; вопрос o пути Мессианского служения и характере Мессианского царства (в известн. смысле – об отношении к обычным иудейским представлениям о Месс. царстве) и об употреблении сверхестеств. силы: а) для служения элементарным инстинктам и своим личным потребностям (питания, самосохранения), б) для убеждения людей в своем Мессианстве и побуждения их к исполнению, в целях спасения (какого?), Его заповедей. Религиозно-нравственный смысл: а) вопрос об отношении к свободе: аа) обеспечение полной личной свободы и независимости; бб) употребление насилия и принуждения в деле спасения людей, ограничение их нравственной свободы; отсюда: б) вопрос о внешнем и внутреннем господстве, о приятии пути Голгофы. Типический характер искушений Христа; а) искушение посредством телесных нужд, б) искушение духовной гордостью,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

…письмо к доброй А. О. Ишимовой. Это письмо Гоголя до нас не дошло. Оно являлось ответом на письма к нему Ишимовой от 4 и 31 декабря 1846 г. с лестными отзывами о «Выбранных местах из переписки с друзьями», с которыми она ознакомилась еще в корректурных листах у Плетнева. Эти письма Ишимовой к Гоголю напечатаны в «Русской Старине» 1893, стр. 552–555 (там же, стр. 555–556, и ответ ее, от 21 мая 1847 г., на письмо к ней Гоголя). Я писал к князю Вяземскому и графу М. Ю. Вьельгор … Письмо к П. А. Вяземскому — см. . Письмо к Вьельгорскому до нас не дошло. …для известн дела — то есть для выдачи пособий нуждающимся студентам Петербургского университета, которая производилась тайно через Плетнева. 131. П. Я. УБРИ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано в сборнике «Звенья», II, М. — Л., «Academia», 1933, стр. 285. Датируется 1847 годом на основании почтового штемпеля. Убри, Петр Яковлевич (ок. 1775-22 дек. 1847) — русский посланник при Германском союзе и при дворах Гессен-Кассельском и Гессен-Дармштадтском, действ. тайный советник. Убри жил во Франкфурте, был в дружеских отношениях с Жуковским и задолго до письма познакомился с Гоголем, часто гостившим у Жуковского. 132. С. П. ШЕВЫРЕВУ. Печатается по подлиннику ( ПД). Первоначально напечатано, с пропусками, в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 351–354. Полностью печатается впервые. Датируется 1847 годом на основании почтового штемпеля. Письмо твое от 30 января… — см. «Отчет ПБЛ» за 1893 г. Прилож., стр. 42–44. 133. Д. К. МАЛИНОВСКОМУ. Печатается по подлиннику ( ЦГЛА). Впервые напечатано, без даты, в «Русском Архиве» 1865, стр. 1126–1127. Датируется по связи с к которому было приложено. См. сообщение Шевырева в письме к Гоголю от 22 марта 1847 г.: «В день праздника получил письмо твое, которое было для меня истинным подарком. Тут вложено и письмо к Малиновскому» («Отчет ПБЛ» за 1893 г. Прилож., стр. 50). Малиновский, Дмитрий Константинович (ум. 1871), в 1847 г., будучи студентом второго курса Московского университета по математическому факультету, в ответ на обращение Гоголя к читателям в предисловии ко 2-му изданию первого тома «Мертвых душ», послал Гоголю через посредство Шевырева большое письмо, на которое Гоголь и ответил настоящим письмом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

37 Luthardt: «Geschiehte der christichen Ethik. Erste Halfte: Geschichte d. Christl. Ethik vor der Reformation». Leipz. 1888. S. 146. 38 Чит. его «Nouvelle Bibliotheque des Auteurs Ecclesiastiques " … «Partie II. Da Tome III». A Utrecht. 1731, p. 27. 39 Tillemont: «Memoires pour service a I’histoire ecclesiastique des six premiers siecles " …T. XIV. A Paris, 1709; p. 210, articl. XI. 40 См. у Migne: tom. cit.; «Notitia altera (Leo Allatius, Diatriba de Nilis, ad calcem Epistolarum Nili…»); col. 52–54. 41 Ceillier: «Histoire generale des auteurs sacres et ecclesiastique " … T. VIII, pag. 211, Paris. 1861. 44 Otto Bardenhewer: „Patrologie». 2 Aufl. 1901. Freib. im Breisgau. S. 335–336. Ср. в 1 Aufl. (1894 J.), S. 355 (тоже). 47 Окончание. См. июль. Имея в виду указать эти перемены, мы, во избежание многочисленных и ненужных для существа дела мелочей, не станем гоняться за этими, за одной лишь буквой, а только за мыслями, за их оттенками, в чем, конечно, и заключается то, что от нас в данном случае требуется и ожидается. 49 В нашем распоряжении имеются: цитов. выше изд. Didot (Fred. Dinner); Paris. 1840; также издания: Nicolai Schwebellii (Norimbergae, 1771), в котором Эпиктетов Энхиридион разделен на 52 г., – Heyne (Dresdae et Lipsiae, 1756), где тоже число глав – переводы Эпиктетова Энхиридиона: немецкий – C. Conz’a (Stuttgart, 1864; здесь 53 главы); русский – Григ. Полетики (СПб. 1759; здесь 79 глав) и М. А. Энгельгардта (перев. с франц. перевода Гюйо; русск. перев. изд. в 1900 г. в СПб.; здесь – 53 главы) … 50 Надписание этой и прочих глав Энхиридиона Эпиктетова берем у Гюйо (стр. 293, т. IV «Собрания сочинений» Гюйо; СПБ. 1900 г.). 52 «Т. е.», говорит Гюйо, «все наши частныя действия надо подчинять общему решению, которое должно управлять нашей жизнью: решению быть свободным» (см. пер. М. А. Энгельг.). 56 См. в известн. «Griech.-Deutsch. Handworterb». – Pape – Sengebusch’a (2 Ausg., Braunschw. 1888). В лат. перев. Энхиридиона Эпиктетова: «villum»=«несколько, немного вина».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

5 «Сказание о св. Софии Цареградской.“ По рукописи исх. 14 века. Сообщ. архим. Леонид. «Памятники древней письменности», LXXVIII. Петроград 1889 г. Все ссылки сделаны на это издание. – О «Сказании» см.: С. Вилинский. «Византийско-Славянския сказания о создании храма Св. Софии Цареградской“ в «Летописи Истор. Филолог. Общ. при Импер. Новорос. Универс. Вып. VIII, т. V. 1900 г.“, стр. 227–336; его же: «Сказание о Софии Царегр. в Еллинском летописце и в хронографе”, в «Извест. Отдел. рус. языка и словесн. Импер. Акад. Наук”. 1903 г., т. VIII, кн. 3. – Th. Preger. Die Erzählang vom Bau der Hagia Sophia, в «Byz. Zeitscher., X, 1901 г. и введение к «Scriptores originum Constantinopolitarum. Lipsiae. 1906 r.“ – Сказание возникло не позже половины IX в.; первоначальный труд не известн. автора вошел в труд другого анонима, приписываемый Кодину; в царствование Алексия Комнина (1081–1118 г.) «Сказание” вновь было переделано. В Болгарии Сказание было известно уже в X в. В русской письменности оно встречается и в виде отдельного памятника, и входит в состав так наз. «Еллинскаго летописца” и “Хронографа”. Предания, вошедшие в состав «Сказания”, были известны архиеп. Антонию – паломнику еще в конце XI века. Прямое влияние «Сказания” сказалось впоследствии, в «Службе и каноне св. Софии премудрости Божией.” 9 Не подлежит сомнению восточное происхождение сказания о св. Грале. Древнейшая литературная обработка сказания о св. Грале на Западе принадлежит французскому писателю конца XII в. – Кретьену из Труа. (Chrestien de Troyes) в его «Perceval” или «Conte de Graal” (1175 г.), но здесь – лишь глухое упоминание о каком-то таинственном блюде (graal). После Кретьена, писали о Грале Gaucher de Dourdan, Manessier, Gelbert de Montreuil и др., Граль в ясном значении св. чаши Иосифа Аримафейского впервые встречается у Роберта де Барона (XIII в.). Доселе не выяснено, какое значение имело почитание св. Граля во многих рыцарских орденах и мистических сообществах Запада, несомненно лишь одно: что почитание св. Граля ни в какой форме не признавалось католической церковью и совершалось если не всегда против церкви, то всегда вне ее. – См. Н. Дашкевич. Сказание о св. Грале. Киев 1877 г. – Heinzel Ueber die französischen Gralromane, Wien. 1892 г. О восточном происхождении сказания о св. Грале и о дальнейшей его истории см. замечательные исследования А-дра Н. Веселовского: «Сказания о Вавилоне, Скинии и Грале. Где сложилась легенда о св. Грале?” «Известия Имп. Акад. Наук”, V т. кн. 2., стр. 393. – К вопросу о родине легенды о св. Грале. «Журн. Мин. Нар. Прос.” 1904 г. 2, стр. 395–453. – «Сказания о Вавилоне, Скинии и св. Грале.” в «Извест. Отдел. рус. языка и слов. Имп. Ак. Н.“, 1896 г., т. I, кн. 4, стр. 647–944 и 1005–1008. – «Алатырь” в местн. преданиях Палестины и легенды о св. Грале. «Разыск. в обл. рус. духов. стихов“, III. Петроград 1883 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010