Краткое содержание Павел приветствует адресатов (ст. 1–3), а затем благодарит Бога за то, что слышал о вере Филимона во Христа и его делах милосердия по отношению к другим верующим (ст. 4–7). Он тактично вступается за Онисима, который отныне соответствует своему имени (т.е. «полезный»). Хотя, как апостол, Павел мог бы использовать свое право повелевать, он предпочитает оставить за Филимоном право самому решать (ст. 8–14). Если же Онисим что-либо украл или повредил, Павел великодушно говорит: «Считай это на мне» (ст. 18). Павел завершает письмо тонким намеком на то, что Филимону следует освободить Онисима из рабства: «Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю» (ст. 21). В следующем предложении апостол добавляет личную просьбу: «И еще одно – приготовь для меня гостевую комнату, ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам» (ст. 22). Иными словами, после освобождения из тюрьмы он навестит Филимона и посмотрит, насколько тот исполнил его просьбу относительно Онисима! В конце письма Павел передает приветствия от нескольких друзей и произносит благословение: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим» (ст. 25). 8. Послание к Ефесянам Здесь мы сталкиваемся с проблемами: можно ли считать это послание подлинным? И кому оно адресовано? Хотя апостол Павел проповедовал в Эфесе на протяжении трех лет и любил тамошних христиан (ср. Деян.20:17–38 ), письмо, адресованное (казалось бы) этим христианам, на редкость безлично, и в нем напрочь отсутствует местный колорит. Автор не передает привет отдельным христианам и почемуто говорит, что его адресаты «слышали» о его служении (3:2). Чтобы объяснить эти особенности, а также наличие в Еф.ряда слов и фраз, отсутствующих в посланиях, подлинность которых несомненна, ученые предположили, что перед нами произведение не самого Павла, а когото из его более поздних почитателей. (По одной из гипотез, данное сочинение служило введением к первому сборнику Павловых посланий.) Теоретически такую возможность нельзя исключать, но представляется невероятным, что в ранней церкви существовал человек, сходный с Павлом по природному гению и возвышенному духу, и что при этом мы о нем ничего не знаем. Если у Павла существовал такой двойник, как получилось, что о нем нет независимой исторической информации?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Кроме того, в эсхатологическом пророчестве Павла возникает ещё один загадочный персонаж: «тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока удерживающий (6 KCtTEXMv) ныне не будет [взят] от среды» (2:7). Фессалоникийцы, несомненно, знали, о ком идет речь. Павел прямо об этом пишет: «И ныне [вы] знаете удерживающее, чтобы [человек греха] открылся [не теперь, а] в своё время» (2:6). Но для нас слова Павла совершенно загадочны. Дважды он использует слово «удерживать», причём в стихе 2:6 образует из него прилагательное в среднем роде, а в стихе 2:7 – в мужском роде. Спрашивается: кто или что, по мнению Павла и фессалоникийцев, удерживал врага от открытого выступления? Это некий символ, идея или какая-то организация, конкретная личность? Церковь никогда не испытывала недостатка в предположениях на этот счет: в «удерживающем» видели то Римское государство, идолопоклонство, тайных еретиков внутри Церкви, ещё «не вошедших в полное число», то, наоборот, пророка Илию или даже самого Бога. Как и в других подобных случаях, подразумевалось, что пророчество Павла было рассчитано на длительную перспективу, что оно ещё должно исполниться в будущем. Между тем для Павла это будущее было совсем рядом. Следуя смыслу текста, «удерживающий (от отступления, беззакония)» находится в непосредственной связи с «человеком греха»: «взятие (уход, исчезновение)» первого влечет появление или выступление второго. Может быть, говоря об «удерживающем», Павел имеет в виду самого себя и свой уход (арест, смерть)? В Деяниях апостолов в уста Павла вложено аналогичное речение: «Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (20:29-30). Следовательно, Павел расценивал себя как своего рода препятствие для активизации отступников и еретиков и в этом смысле мог говорить о себе как об «удерживающем», а о своей деятельности – как о том, что удерживает Церковь от совращения .

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Кроме того, молодому епископу приходилось умиротворять страсти недовольных его главенством, да и самим апостолом, которого уже по преклонности лет некоторые считали не способным к дальнейшей апостольской деятельности и к управлению церквами. Пользуясь продолжительным отсутствием апостола, в Ефесе появились дерзкие самозванцы, которые в роде Именея, Филита и Александра вы­ступили с новыми вероучениями, противными истинному христианству, и отвергали авторитет апостола. С одной стороны, заблуждение иудействующих, с другой бредни александрийской философии начали распространяться среди ефесских христиан и омрачать их светлую и чистую веру, которую они восприняли от апостола. В виду стольких затруднений апостол не оста­вил юного епископа без своего авторитетного руководительства и вскоре по отбытии из Ефеса написал к нему первое послание, в котором и изложил ему ряд наставлений, как действовать в затруднительных обстоятельствах. В этом послании между прочим апостол преподавал своему возлюбленному сыну и сотруднику завещание «воинствовать как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере. Таковы, прибавляет апостол, Именей и Александр, которых я предал сатане, чтоб они научи­лись не богохульствовать» ( 1Тим. 1:18–20 ). Все послание наполне­но истинно пастырскими наставлениями, в которых мог навидаться Тимофей при исполнении своего высокого долга архипастыря церкви столь большом и шумном городе, каким был Ефес. Свое послание апостол закончил повторением высказанного раньше предостережения. «О Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, кото­рому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою» (6:20–21). Из Ефеса апостол по-видимому отправился в Македонию, побывал в Коринфе и оттуда посетил, вместе с своим другим возлюбленным сотрудником Титом, остров Крит или Кандию. На южных берегах этого острова апостолу уже при­шлось побывать во время короткой стоянки того александрийского корабля, который потерпел полное крушение у о.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Кроме того, события Страстной седмицы — предательство Иуды, арест Христа, Страсти Христовы и распятие — произошли накануне еврейской Пасхи. А Воскресение Христово — в ночь на Пасху. Потому название еврейского праздника стало названием и Воскресения Христова как исполнения всех пророчеств. В дальнейшем тексте идёт речь об евангельских событиях - встречи жён-мироносиц с Ангелами и со Христом - " Приидите от видения жены благовестницы и Сиону рцыте " . Жены-благовестницы - это одни из ближайших учениц Христа, жены-мироносицы (Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, Сусанна и другие). " Сиону рцыте " : Сион - место, где скрывались от иудеев в то время апостолы. Вместе с ангелом-благовестником мы говорим жёнам идти к ним и сообщить радостную новость о Воскресении, восклицаем всему Иерусалиму, чтобы он встречал Спасителя, как невеста встречает своего жениха ( " ...красуйся, ликуй и радуйся Иерусалиме, царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща " ). Сравнение Спасителя с женихом следует из Его Евангельской притчи о десяти девах ( " Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху... " Мф 25:1-13 ). Третий текст стихир по своему содержанию подобен второму, он так же повествует об явлении ангела мироносицам. " Что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете нетленного во тли? Шедше проповедите учеником Его " - такой фразой встречает их Вестник. Этими словами он являет им, что Бог есть " путь, истина и жизнь " (Ин 14:6), и смерть не имеет власти над Ним. Четвёртая стихира, как и первая, - гимн светлому празднику, он - " залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола " (свт. Иоанн Златоуст). Стихира на " слава и ныне " - смысловая и эмоциональная кульминация всего " цикла " . В этот день мы прощаем своих ненавистников, как и учил в нагорной проповеди Христос: " Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас " (Мф 5:44). И завершает стихиры пение тропаря " Христос Воскресе " - центральное песнопение пасхальной службы.

http://foma.ru/stihiryi-pashi.html

Кто Его не принимал? Книжники – те, которые посвящали свою жизнь изучению Писания. Они сосчитали все буквы в Священном Писании и даже фокус такой показывали: протыкали свиток иглой и могли сказать, какие буквы находятся на дырочках. Естественно, они знали наизусть и все пророчества о Христе: когда Он должен родиться; где, каким Он будет, но это знание не помогало им, потому что это было сухое знание, без любви к Богу и, главное, без покаяния. Они своим знанием очень гордились. Фарисеи почитали себя праведниками, старались соблюдать все еврейские заповеди (их насчитывалось 613:248 из них утвердительные, то есть говорящие о том, что надо делать, а остальные 365 – отрицательные, предупреждающие, чего делать не должно): правильно постились, правильно молились, платили десятину, соблюдали субботу и так далее. Фарисеи своей праведностью очень гордились и не замечали того, что внутри – зависть, злоба, жестокость. Они считали, что достаточно исполнения внешнего закона. Но гордость закрывает человеку духовное зрение. Именно поэтому Христос сказал: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные… Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф. 9:12-13 ). Кого Он называет здоровыми? Не тех, кто здоров физически (ведь мы знаем, что все повреждены первородным грехом, и в духовном смысле здоровых нет), а тех, кто считает себя здоровыми и поэтому считает, что не имеет нужды в спасении. Фарисеи и книжники ненавидели Христа и завидовали Ему: во-первых, народ шел за Ним, а во-вторых, Он обличал их и говорил Своим ученикам не следовать их примеру, не быть лицемерами: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» ( Мф. 23:13 ). В конце концов, ненависть фарисеев привела Христа на Голгофу. Но мы должны помнить, что Его крестная смерть – не трагическая случайность. Как Бог Он решился на это еще до создания мира, образно эта идея выражена на иконе прп. Андрея Рублева «Троица». Но теперь Он стал человеком, у Него появилась еще человеческая воля, и Он должен был решиться на это еще и человеческой волей. Сделал Он это во время молитвы в Гефсиманском саду. Он молился Богу-Отцу так: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» ( Мф. 26:39 ). И сказано в Евангелии, что капли пота Его были как кровь, каплющая на землю. «Душа Моя скорбит смертельно» ( Мф. 26:38 ), – говорил Он. Получается, как человек, Он очень боялся предстоящей смерти. Почему? Потому что смерть — это следствие греха, а Он абсолютно чист, безгрешен и поэтому смерть для Него противоестественна. Он мог бы и не умирать, но Он добровольно, уже теперь Своей человеческой волей выбирает смерть за грехи людей. «Не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк. 22:42 ) – говорит Он Отцу. И после того как Он решается на это, приходит Иуда целует Его, приходит стража, Его берут под арест, Он терпит насмешки, издевательства и в конце концов идет на Голгофу.

http://azbyka.ru/katehizacija/tri-oglasi...

Логическая связь между Ин. 13:20  («принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня») и тем, что этому стиху предшествует или что за ним следует, на первый взгляд, не просматривается: некоторые ученые даже полагают, что изначально стих мог находиться в другом месте текста. В то же время, отмечают смысловую связь между этим стихом и тем, который выполнял роль краеугольного камня всей сцены омовения ног: «раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его» ( Ин. 13:16 ). Сравнение между посланником и пославшим действует сразу в двух направлениях, указывая на миссию Иисуса и на миссию Его учеников. К чему относятся слова «Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я»? Какое событие должно сбыться? Хотя до этих слов речь шла о предательстве Иуды, сами эти слова указывают на то, чему свидетелями ученики должны стать в ближайшие часы и дни: на арест Иисуса, суд над ним, Его смерть на кресте. Особенным же образом они указывают на Его воскресение. Именно после того, как Он воскреснет и Его внешний вид изменится, они должны поверить, что это Он. «Ему Симон Петр сделал знак…» В описанной Иоанном сцене мы видим, как Петр проявляет инициативу, однако вопрос свой он задает не напрямую, а через ученика, «которого любил Иисус». Согласно традиционному толкованию, этим учеником был сам Иоанн. Именно потому, что он был участником события, он смог описать его подробнее, чем другие Евангелисты. Выражение «возмутился духом» указывает на глубокое внутреннее волнение, смущение, негодование. Иисус не просто предсказывает предательство ученика: Он по-человечески глубоко взволнован и возмущен этим. И тем не менее, Он не пытается остановить предателя каким-либо явным или грозным увещанием, а ограничивается символическим жестом и словами, имеющими, как кажется, противоположный смысл тому, что можно было бы ожидать от Учителя в подобной ситуации. Из Евангелия от Иоанна создается впечатление, что Иисус уже при избрании двенадцати апостолов знал, что один из них станет предателем. Более того, при чтении рассказа Иоанна о Тайной вечере может возникнуть ощущение, что Иисус Сам подталкивал Иуду к совершению преступления. Все Евангелисты приводят предсказание Иисуса о том, что один из учеников предаст Его, но только у Иоанна Иисус произносит загадочные слова «что делаешь, делай скорее», после которых Иуда тотчас выходит, несмотря на позднее время (синоптики ничего не говорят об уходе Иуды с трапезы).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Лука был единственным из новозаветных авторов, кто последовательно проводил в своих писаниях мысль о равенстве перед Богом мужчин и женщин. Проецируя современные представления на эпоху двухтысячелетней давности, можно было бы сказать, что он «боролся за права женщин» в раннехристианской общине. Делал он это деликатно, одновременно упоминая женщин и мужчин в своих повествованиях. Вот несколько примеров: Симеон и Анна, оба обладающие пророческим даром ( Лк. 2:25–38 ); мужчина, потерявший овцу, и женщина, потерявшая драхму ( Лк. 15:3–10 ); докучливая вдова и кающийся мытарь ( Лк. 18:2–14 ); Эней, исцеленный Петром, и Тавифа, воскрешенная им ( Деян. 9:32–41 ); Дионисий Ареопагит и Дамарь, уверовавшие после проповеди Павла в Афинах ( Деян. 17:34 ); многочисленные упоминания мужчин и женщин в разных контекстах ( Деян. 8:3; 17:4:34 ). Для сравнения: Матфей предпочитал говорить о пяти или четырех тысячах «человек, кроме женщин и детей» ( Мф. 14:21; 15:38 ). В данном случае мы имеем дело с таким же упоминанием женщин и мужчины: сначала говорится о пророчествовавших дочерях Филиппа, а затем на сцене появляется пророк из Иудеи – тот, о котором уже шла речь в Деяниях. Тогда он предвозвещал голод «по всей вселенной» ( Деян. 11:28 ), а сейчас предсказывает арест Павла: Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк. именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников. Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил d Иерусалим, Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня! ( Деян. 21:10–14 ). Лука говорит о «многих днях» пребывания Павла со спутниками в доме Филиппа. Однако вряд ли Павел там надолго задержался, поскольку к Пятидесятнице хотел успеть в Иерусалим. Иоанн Златоуст даст следующую калькуляцию их маршрута:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мало того, самое присутствие среди них нечистых по-видимому оскверняло все полотно. Вследствие этого они с свойственною ему живостью и самоуверенностью ответил: «Нет, Господи, потому что я никогда не ел ничего скверного или нечистого». Тогда в другой раз был гас к нему: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Так было трижды, и затем видение исчезло: полотно сразу отдернуто было на небо. Исступление кончилось. Петр был одень с своими собствен­ными думами; все было тихо; не было ни малейшего шепота с палящего неба; у его ног безмолвно разливалось сверкающее море. Пока апостол размышлял, что бы могло означать все это видение, на дворе появились три язычника, которые к его изумлению спрашивали именно о нем. В его уме тотчас же про­мелькнула мысль о связи только что бывшего видения с явлением этих язычников, и это подтверждено было ему последними, которые обратились к нему с приглашением от имени сотника Корнилия посетить его дом и преподать ему и его се­мейству назидание. Апостол, видя во всем этом высшее указание, немедленно согласился, и взяв с собою шестерых из собратьев христиан, отправился в Кесарию, где с нетерпением и благоговением ожидал его благочестивый сотник. Узнав о приближении апостола, Корнилий вышел к нему на встречу и повергся к ногам его. Петр тотчас же поднял благочестивого воина и, несомненно к удивлению сопровождавших его собратий, быть может даже к своему собственному удивлению, нарушил все предания своей жизни, равно как и национальные обычаи многих веков, вступив с язычником в свободный разговор в присутствии собравшихся родственников сотника. Это он делал не из забывчивости вследствие особенной восторженности, но с полным сознанием, что он, делая теперь то, что доселе считалось нечестивым, поступал согласно с божественным откровением. Корнилий затем рассказал о причинах, побудивших его послать за Петром, и апостол начал свою торжественную речь к ним знаменитым заявлением, что теперь он с несомненною уверенностью видел, что «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Многим казалось, что настало давно ожидаемое время и что сам Иоанн есть тот Избавитель, Который утвердит Царство Божие на земле. Иудеи с надеждой смотрели на иорданского отшельника. Но на вопрошающие взоры людей великий Пророк отвечал: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Между тем к Предтече шли все новые и новые толпы людей. Некоторые из них усердно слушали проповедь пророка и, крестившись от него, становились верными его учениками. Таковыми были, например, Андрей и Иоанн из Вифсаиды, будущие апостолы Христовы ( Ин. 1:35–41 ). Они помогали своему учителю совершать крещение народа и защищали его учение перед книжниками и фарисеями. Вскоре вокруг Крестителя образовалась община, которой он дал свои правила и молитвы. Но Предтеча все ждал появления Мессии. Уже сгущались тучи над головой пророка, уже по проискам Иродиады, которую он всенародно обличал в прелюбодеянии, готовился его арест и заключение в темницу, а Христос все еще не приходил. Явление Иисуса Христа народу. Крещение Его на Иордане. Ин. 1:29–34; Мф. 3:13–17; Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22 Наконец наступил долгожданный день. На берегах Иордана, в Вифаваре, появился Иисус Христос в простой одежде галилейского плотника. Ему уже исполнилось тридцать лет, и голос Отца Небесного позвал Его на служение людям. Никто из присутствующих, кроме Предтечи, не обратил на Него внимания. Не выделяясь среди других, смиренно Он вошел в воду, чтобы принять крещение от Иоанна. И тут все были поражены. Великий Пророк, обращаясь к Иисусу Назарянину, сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» «Оставь теперь, – ответил ему Христос, – ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». И последний пророк Ветхого Завета простер руку над Основателем Нового Завета. Во время крещения Христос молился Своему Отцу Небесному, чтобы Он благословил и освятил начало Его мессианского служения. Когда Иисус с молитвой на устах выходил из воды», отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн духа Божия, Который сходил как голубь, и ниспускался на Него». В это же время Иоанн Креститель услышал голос Отца Небесного, свидетельствующего о Христе: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

На время Пасхи паломники получали бесплатно кров и пищу. Конечно, все не могли уместиться в Иерусалиме и они останавливались в близлежащих городах и деревнях, в том числе в Вифании и в Виффагии. В период Пасхи люди были очень разгорячены. Воспоминания об избавлении из египетского плена вызывали у людей мысли и желания о новом избавлении от Рима. На время Пасхи в Иерусалим из Кесарии вводили особые отряды и размещали их в крепости Антония, возвышавшейся над храмом. Римляне понимали, что во время Пасхи всякое может случиться и они не хотели допустить этого. Иудейские власти также знали, что в такой взрывоопасной атмосфере арест Иисуса вполне мог вызвать мятеж. Ведь народ, с точки зрения Марка, все еще на Его стороне. Вот почему иудейские власти искали скрытых путей и возможностей арестовать Его до того, как широкие массы узнают об этом. Иудейские власти. Это не случайно, что отныне речь идет уже не о «традиционных» противниках Иисуса Христа, фарисеях, но о «первосвященниках и книжниках» ( Мк.14:1 ; то же Мк.14:43–53, 15:1, 31 ). Отныне земную участь Иисуса определяли те, кто чувствовали себя ответственными за веру и жизнь народа. К их решению разделаться с Иисусом у них были, как они справедливо полагали, веские богословские причины. Он открыто выражал недовольство всем ходом храмового Богопочитания с его жертвенным культом. Он называл современный Ему храм «вертепом разбойников»: «И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его» ( Мк.11,17–18 ). Иисус изгонял торгующих из храма: «И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?» ( Мк.11,27–28 ). А после притчи о злых виноградарях они «старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли» ( Мк.12,12 ). Ввиду той симпатии, какую ко Христу испытывал народ, книжники и первосвященники не рисковали выступить против Него открыто. Поэтому «искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе». б) Помазание в Вифании (Мк.14,3–9; Мф 26,6–13; Ин 12,1–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010