Где как не в храме Царя должны были звучать слова Евангелия Его Царствия?! Но Господь Иисус некогда поучал Своих последователей: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» ( Мф.10:24-25 ). Так Он предупреждал Своих учеников о том, что с ними может произойти то же, что произошло с Ним. Точно так же как Он должен был нести Свой Крест, так и каждый христианин должен нести свой. Иисус призывал Своих учеников делить с Ним не только Его славу, но и Его борьбу и Его страдания. И вот уже первые шаги Апостольской проповеди сопровождались не только великим успехом среди народа, но и ревнивой завистью противников Евангелия Христова. Не первый раз Апостолы помещаются под стражу. Незадолго до описанных в сегодняшнем чтении из Книги Деяний событий к Петру и Иоанну «приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых. И наложили на них руки, и отдали их под стражу». Вот и теперь арестованы были уже все Апостолы за то, что они возвещали Слово Жизни, в которую ввел Своих последователей Воскресший Христос. И не только возвещали Слово, но также совершали чудеса исцелений – знамения освобождающей силы новой Жизни во Христе. Весть об Апостолах распространялась не только в Иерусалиме, но и за его пределами. Множество больных и одержимых нечистыми духами получали исцеление. Второй арест Апостолов был неизбежен. Ведь синедрион запретил им учить людей именем Иисуса, а они публично нарушили этот запрет. Однако под стражей Апостолы были не долго. В ту же ночь Ангел Господень отворил двери темницы и, выведя их, заповедал им вернуться в храм и безбоязненно продолжать их проповедь Слов этой Жизни. – Какой «этой Жизни»? – Той, о которой писал Апостол Павел: «Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» ( Гал.2:20 ). Кем был Ангел, освободивший Апостолов, Евангелист Лука не уточняет. Может быть, и просто человек, так как само слово «ангел» означает «посланец», «вестник».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Главным отличием Иоанна от синоптиков в данном случае является то, что в список стоявших у креста женщин он включает Матерь Иисуса. 513 Чем объясняется умолчание о Ней прочих евангелистов? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны напомнить о том, что в Евангелиях от Матфея и Луки о Матери Иисуса подробно говорится только в связи с Его рождением и ранними годами (Мф., гл. 1–3; Лк. гл. 1–3). Дальше Она исчезает из поля зрения, появляясь только в рассказе о том, как Она и братья Иисуса стояли вне дома, желая говорить с Ним, но Иисус указал на Своих учеников: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь ( Мф.12:46–50 ; Мк.3:31–35 ; ср. Лк.8:19–21 ). В Евангелии от Марка это единственное упоминание о Матери Иисуса. Как мы говорили в другом месте, 514 приведенный эпизод, по-видимому, отражает конфликт между Иисусом и Его родственниками, возникший вскоре после Его выхода на проповедь. Согласно свидетельству Марка, родственники Иисуса заподозрили Его в том, что Он вышел из себя, то есть сошел с ума, и решили взять Его ( Мк.3:21 ), то есть вернуть в семью и посадить под домашний арест. Косвенным отражением этого конфликта может служить и эпизод, приведенный у Луки. Здесь некая женщина из толпы восклицает: Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! Ответ Иисуса выдержан в той же тональности, что и Его ответ в предыдущем эпизоде: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его ( Лк.11:27–28 ). Своим ученикам и слушателям Он вновь оказывает предпочтение перед собственной Матерью. В Евангелии от Иоанна Матерь Иисуса играет иную роль. Она тоже один раз упоминается вместе с братьями ( Ин.2:12 ), однако если о братьях Иисуса говорится, что они не веровали в Него ( Ин.7:5 ), то Его Матерь, напротив, являет твердую веру, когда говорит служителям на браке в Кане Галилейской: Что скажет Он вам, то сделайте ( Ин.2:5 ). Налицо разительный контраст между Ее отношением к Нему и тем, как ведут себя Его братья. С самого начала Она представлена как полноправная участница евангельской истории. Чудо в Кане Галилейской завершается словами евангелиста о том, что уверовали в Него ученики Его ( Ин.2:11 ). Но Матерь Иисуса изображена как имеющая к Нему абсолютное доверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Довод этот был слишком силен и исходил из уст слишком авторитетного лица, чтобы можно было про­тивиться ему, и все собрание смолкло и «слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог чрез них среди язычников». Затем встал ап. Иаков, брат Господень, ко­торый по строгости своей жизни пользовался высоким почтением даже среди иудеев. Он указал на то, что начавшееся обращение язычников находится в полном согласии с пророчествами и есть одно из дел домостроительства Божия. Поэтому и не должно налагать на язычников иго закона. Для них достаточ­но, если они будут соблюдать общие требования нравственного закона, как он выражен в «Ноевых заповедях», именно будут воздерживаться «от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе». Голос апостолов восторжествовал. Собор решил дело в этом именно смысле и отправил в Антиохию и по другим городам окружное послание с подробным изложением соборного постановления. И христиане, прочитав послание, радовались, что в таком духе братства и человеколюбия разрешен был важный вопрос о допущении язычников в церковь Христову. XXXVII. Второе миссионерское путешествие ап. Павла. Начало проповеди Евангелия в Европе По возвращении в Антиохию у ап. Павла, как главного апостола языческого мира, возникло естественное желание вновь посетить основанные им церкви и удостовериться в плодах своей проповеди. И он отправился в свое второе миссионерское путешествие, которое сопровождалось самыми великими последствиями для христианской церкви. Спутником его на этот раз был Сила или Силуан, который, как видно из самого его римского имени, по-видимому был подобно самому апостолу римским гражданином, имел связи с языческим миром и мог быть поэтому наиболее пригодным помощником и сотрудником апостола язычников. Напутствуемые благожеланием собратий, апостолы отправи­лись из Антиохии прежде всего в Сирию и Киликию, где и утвер­ждали церкви. Затем они посетили города Дервию и Листру, и в последнем ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Евангелист подчеркивает, что Иисус, задавая вопрос «кого ищете?», знал, что Его ожидает и не питал иллюзий по поводу цели, с которой за Ним пришли. Получив ответ «Иисуса Назорея», Он отвечает: «это Я». И здесь происходит нечто неожиданное: воины и служители отступают назад и падают на землю. Как это объяснить? Толкователи обычно ограничиваются указанием на действие силы Иисуса: «Это сделал Иисус для того, чтобы показать, что без Его соизволения они не только не могли бы взять Его, но и увидеть Его, хотя Он находился среди их». Или указывают на силу Его слова: «Но чтобы при этом обнаружить тщету многолюдства и совершенное ничтожество всякой силы человеческой пред несказанною и Божественною крепостью, обратившись с кротким и ласковым словом, простирает на землю толпу искавших Его...». Отмечают, что вместе с воинами и служителями должен был пасть на землю и Иуда. Современные толкователи обращают внимание на формулу «это Я» как возможный ключ к разгадке смысла данного эпизода. Как мы уже отмечали в нашем исследовании, слова Иисуса, передаваемые греческим словосочетанием γ εμι (букв. «Я есмь», в Синодальном переводе «Это Я») на языке, на котором говорил Иисус, могли звучать как имя Божье Yahw (Яхве, Иегова, Господь), буквальное значение которого: «Я есмь», или «Я есмь Сущий». Они могли воспроизводить и другие варианты передачи ветхозаветной формулы «Я есмь», такие ’nî ’nî hû’ ( Втор. 32:39 : «Я, Я есмь»), ’nî hû’ ( Ис. 43:10 : «Я есмь») . Если Иисус, произнося «это Я», употребил по отношению к Себе одно из священных имен Бога, этого было достаточно, чтобы отряд, состоявший из богобоязненных иудеев, отступил и пал на землю. Таким образом они могли выразить свое благоговейное отношение к имени Божьему. Иисус вторично обращается к толпе людей, пришедшей арестовать Его, но неожиданно обезоруженной Его словами: «Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут». Он заботится о том, чтобы вместе с Ним не арестовали кого-либо из учеников. Евангелист при этом вспоминает слова Иисуса в молитве после Тайной вечери: «тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» ( Ин. 17:2 ). Здесь эта молитва несколько перефразирована: «из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Едва ли было такое римское семейство, которое не содержало бы у себя своего собственного предсказателя судьбы, а Ювенал саркастически говорит, что император Тиверий, уда­лившись из Рима на о.Капрею, жил там окруженный «целым стадом халдеев». Тоже было с Сергием Павлом, который держал при себе в качестве волхва одного иудейского обманщика, по имени Вариисуса. Когда он услышал о проповеди двух пришельцев из Антиохии, то заинтересовался и ими, и хотел послушать их учение. Но волхв (Елима) увидел в этом опасность для своего выгодного положения и, чтобы унизить апостолов, вступил в открытое состязание с ними, не стесняясь конечно ни доводами, ни оскорблениями в своем старании убедить Сергия Павла в нелепости новой веры. Тогда Савл, с этого времени начавший называться Павлом, мужественно выступил против наглого обманщика и сразу обнаружил пред всеми его низкую алчную душу. Устремляя на ложного прорицателя свой неотразимый взор, апостол воскликнул: «О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних»? И затем, заметив ужас, объявший душу обличенного лицемера вследствие этого смелого и громоносного удара, он тут же прибавил: «И ныне вот рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени». Заклятие мгновенно возымело силу; кудесник сразу же почувствовал, что его обман обнажен и сам он уничтожен, что он стоял пред лицем карающего правосудия. Туман заволок ему зрение, наступила для него полная тьма, и, в отчаянии растопырив руки, он искал вожатого. Все это произвело сильное впечатление на проконсула, и он «уверовал, дивясь учению Господню». Обойдя весь Кипр, проповедники сели на корабль и пере­правились на берег Малой Азии, именно в Пергию, в Памфилии, но юный Марк, испугавшись предстоявших трудов и опасно­стей, возвратился в Иерусалим. Отсюда апостолы направились в Антиохию Писидийскую, как город, который, лежа на большой торговой дороге, соединявшей его с многими соседними городами, имел большое разноплеменное и разноязычное население и представлял удобное поприще для проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Естественно, в данной ситуации они особенно злобствовали, мечтали физически и морально разделаться с апостолами. На стороне вождей иудейских была власть и сила, а потому на апостолов наложили… руки, и отдали их под стражу до утра, ибо уже был вечер. Со смирением сердечным, без страха и ропота восприняли апостолы свой арест. Их спокойствие объяснялось тем непреложным знанием, что Господь никогда и ни за что не оставит их. Потому-то они не боялись и дерзали на следующий день смело и уверенно говорить перед синедрионом, на заседание которого в Иерусалим собрались начальники их, и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического. Состав синедриона был примерно таким, как при суде над Господом. Народ взволнованно гудел, обсуждая совершенное апостолами чудо исцеления хромого возле Красных ворот Иерусалимского храма. Об этом случае наслышаны были многие. Конечно же, первосвященники знали, каким именем и какой силой обрел здравие телесное этот человек, к Кому обращались с молитвой о его исцелении апостолы. Тем не менее, на заседании синедриона с апостолов был потребован ответ за совершенное чудо. И здесь проявилась немалая хитрость вождей иудейских: на основании услышанных слов они хотели упрекнуть апостолов в хуле на Бога, или же, по толкованию святителя Иоанна Златоуста, «они предполагали, что апостолы, убоясь множества, отрекутся, и думали, что они этим все исправят». Но разве могли опасаться сказать торжествующую правду святые апостолы, преисполненные благодатной силы Духа Святого?! Они не отреклись, не промолчали лукаво. Ответ апостолов прозвучал четкий, уверенный и вполне определенный: …да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он пред вами здрав. Разве не доброе, Богоугодное дело совершили апостолы? Разве не помогли они болящему, немощному и небогатому человеку? Народ хвалит их, но синедрион судит несправедливо.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

«Живая церковь » для него – «вепрь» – дикая свинья, с которой истинно верующий не должен поддерживать никаких отношений. «К твердому и неуклонному исполнению завещаю вам: неколебимо стоять на том пути, на который я наставил вас. Подчиняться силе, если будут отбирать от вас храмы и отдавать их в распоряжение дикого вепря, попущением Божиим вознесшегося на горнем месте соборного храма нашего. Внешностью богослужения не соблазняться и поругания богослужения, творимого вепрем, не считать богослужением. Идти в храмы, где служат достойные иереи, вепрю не подчинившиеся. Если и всеми храмами завладеет вепрь, считая себя отлученным Богом от храмов и ввергнутым в голод слышания слова Божия. С вепрем и его прислужниками никакого общения не иметь и не унижаться до препирательства с ними. Против власти, поставленной нам Богом по грехам нашим, никак нимало не восставать и во всем ей смиренно повиноваться. Властью преемства апостольского, данного мне Господом нашим Иисусом Христом, повелеваю всем чадам Туркестанской Церкви строго и неуклонно блюсти мое завещание. Отступающим от него и входящим с вепрем в молитвенное общение угрожаю гневом и осуждением Божиим». Подписано: «Смиренный Лука». Глава третья. Схема и схима (1924–1925) «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь». Первое послание Петра, 4.15.16 : «Я не принимаю категории опасности. Опасность совсем неплохая вещь. Человек должен проходить через опасности». Н. Бердяев . «Самопознание». Два года прошло с тех пор, как в зале, где судили профессора Ситковского, столкнулись чекист Петерс и хирург Войно-Ясенецкий. Много изменилось с того времени. Чрезвычайная Комиссия, которую возглавлял в Туркестане Потере, была переименована в Государственное политическое управление – ГПУ. Заслуги безжалостного латыша получили признание, и он ожидал повышения в Москву на должность Начальника всего Восточного Управления ОГПУ. В судьбе хирурга-священника тоже произошли немалые перемены. Но эти двое не забыли друг друга. И надо полагать, готовя арест Войно-Ясенецкого, начальник Туркестанского ОГПУ с удовольствием предвкушал, как он расправится наконец с попом, который два года назад публично посадил его в лужу.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Значит ли это, что можно говорить о блаженстве лишь в вечности, что в этой жизни оно нам недоступно? Да, окончательно мы не знаем ничего, но уже здесь и сейчас есть поступки и ситуации, которые ведут нас к этому блаженству. «Блажен, кто не соблазнится о Мне» ( Мф 11:6 ) – так ответил Христос Иоанну Крестителю, а Петру, когда тот исповедал свою веру в Сына Божиего, сказал: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» ( Мф 16:17 ). И в другой раз, обращаясь ко всем ученикам, сказал: «блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» ( Лк 10:23–24 ). Вообще, у Луки во многих притчах говорится о блаженстве человека: блажен тот, кто соблюдает слово Божие ( Лк 11:28 ); и кого Господин по пришествии найдет бодрствующими (12:37–38); и кто собирает на пир нищих, чтобы ему воздалось в Царствии (14:14). Вновь мы видим не минутное состояние, а вектор движения, направленный к жизни будущего века. Но что означают эти слова для нашей повседневности? Блаженный покой? «Почитаю себя блаженным» (в Синодальном переводе «счастливым») – так начал апостол Павел свою речь перед царем Агриппой, когда был приведен к нему на суд ( Деян 26:2 ). Трудно назвать привлекательным положение, в котором находился Павел: он был арестован, но сам арест в некотором роде спас ему жизнь, потому что среди его соплеменников некоторые горячо хотели его убить. На этом самом суде царь был готов просто отпустить его, но Павел потребовал суда у римского императора, на что имел полное право как римский гражданин. И царь вынужден был отправить его в Рим – всё в тех же цепях. Очень мало походило это путешествие на те средиземноморские круизы, которые сегодня позволяют себе избранные счастливчики… Блаженство для апостола – это не состояние покоя, наоборот, это скорее борьба и победа, трудное восхождение к вершине, это полнота жизни в Боге. Апостол Иаков в своем послании говорил об этом так: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак 1:12 ). А сам Павел выразил похожую мысль несколько иначе: «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» ( Рим 14:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Значит, скорби необходимы, потому что они указывают путь, по которому мы должны шествовать, и дают возможность показать нашу ревность, нашу любовь к Богу. Если бы не страдания, постигшие апостолов, то они и не знали бы, как правильно проповедовать и где им нужно это делать. Это ясно видно и из следующего повествования об аресте святого апостола Павла. Апостол Павел, зная, что его ждут скорби, прибыл в Иерусалим. Некие асийские иудеи оклеветали его, и он был бы растерзан толпой, если бы его не освободил тысяченачальник. Выяснилось, что перед римской властью апостол Павел не имеет никакой вины, и, так как на него готовилось покушение, его отправили в Кесарию. Но, когда он еще был под арестом в Иерусалиме, «Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» ( Деян.23:11 ). Как это ни парадоксально, арест и заключение апостола послужили поводом к тому, что ему явился Сам Господь Иисус Христос. Нам представляется, что когда совершается воля Божия, то Господь во всем помогает, избавляет человека от всех трудностей. А здесь мы видим совершение воли Божией через унизительное и тяжкое испытание — тюремное заключение. Совершенно чистого, ни в чем не виновного человека не просто гонят, преследуют, но и осуждают как преступника. Помимо телесных страданий, это причиняет еще и внутреннюю душевную боль: человек не может не испытывать обиду от величайшей несправедливости и клеветы, возводимой на него. В глазах многих людей заключенный в тюрьме человек, безусловно, является преступником: они уверены, что даром человека не посадят, нет дыма без огня. Но через все эти страдания, и даже несправедливость, совершалась над апостолом Павлом воля Божия. Далее, когда апостола Павла, выражаясь современным языком, этапировали в Италию для того, чтобы он предстал перед судом кесаревым, началась страшная буря, и кораблю грозила гибель. Вот как повествует об этом святой евангелист Лука: «Наконец исчезла всякая надежда к нашему спасению.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

« … и в третий день воскреснет » ( Мф.17 :23б) Казалось бы, эти слова о Воскресении Христовом должны вдохнуть радость в сердца апостолов, но далее мы читаем: «… И они весьма опечалились » ( Мф.17 :23в). Блаж. Иероним так истолковал это обстоятельство: « Затем их печаль, и глубокая печаль, проистекает [несомненно] не от неверия (напротив, они знали, что и Петр был исправлен, потому что мыслил не о том, что Божие, а о том, что человеческое), но от того, что они из любви к Наставнику не были в силах слышать о Нем что-либо неблагоприятное и унизительное ». Напоминание об ап. Петре есть напоминание о том случае, когда, услышав о грядущих страданиях Сына Божия, апостол стал противоречить Своему Учителю, и Господь выговорил ему, назвав его (Петра) противоречащим (по-еврейски сатан (противник)). Блаж. Феофилакт вносит в свое истолкование и несколько другой смысл: « Часто заранее говорит им о страданиях, чтобы не подумали, что Он против воли страдает, а вместе с тем для того, чтобы они приучились и не смутились неожиданным событием, когда оно наступит ». Далее мы переходим к теме, которая выше наименована нами: Искушение светской властью. И мы читаем Евангелие от Матфея 17 -я глава 24-й стих: Мф.17:24 . «Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?». Внешне этот случай напоминает случай с монетой, на которой было изображение кесаря ( Мф.22:16–20 ), будем живы, и Господь позволит, мы ее далее рассмотрим. Но сходство двух случаев только внешние. Если в 22-й главе ответ на сложный вопрос дает Сам Сын Божий, то здесь чрезмерную расторопность проявляет ап. Петр, за что и получает наказание от Своего Божественного Учителя. Перечитаем рассматриваемый отрывок заново: « Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? » Казалось бы, все ясно, собиратели дидрахм собирали деньги на содержание Иерусалимского Храма. Сказано: «всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля, сикля священного; в сикле двадцать гер: полсикля приношение Господу» ( Исх.30:13 ). Содержание Храма иерусалимского стоило больших денег. Но не таких больших, какие собирали! Историки пишут: «Итак, в соответствии с Законом Божием было установлено, что каждый иудей мужского пола старше 20 лет должен платить ежегодный храмовый налог в полсикля. В эпоху Неемии, когда народ был беден, налог был установлен в 1/3 сикля. Полсикля были равны двум греческим драхмам и налог обычно так и называли – дидрахма, как он назван и в этом отрывке. Налог составлял двухдневный заработок поденщика. В год Храм собирал в виде налога более двух миллионов таких дидрахм. Теоретически налог был обязательным, и администрация Храма имела право накладывать арест на имущество неплательщика» (Баркли).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010