Церковь во имя св. благ.князя Александра Невского в г. Егорьевске. Фотография конца XIX – начала ХХ века Но в 1939 году священника снова арестовали. По рассказу солагерника, отец Сергий умер от истощения 1 сентября 1942 года.Также погиб в лагере второй брат Владимира Новочадова – протодиакон Димитрий. В годы его служения в Ростове-на-Дону в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы, он вел непримиримую борьбу с обновленчеством и, на епархиальном съезде в 1922 году, принародно объявил о своем неподчинении живоцерковникам, за что был немедленно арестован. Он провел три года в заключении на Соловках, после чего возвратился в Ростов-на-Дону, занимал нештатную должность при соборе. Священство в Соловецком лагере особого назначения. В четвертом ряду второй справа – протодиакон Димитрий Новочадов. Не ранее 1923 Затем, по приглашению, он переехал в Москву, где служил протодиаконом при митрополите Сергие (Страгородском) . В начале 1935 года он снова был арестован, заключен в Бутырскую тюрьму и приговорен к пяти годам заключения. 16 ноября 1938 года он умер в Ухтпечлаге 10 . Летом 1930 года Владимир Семенович Новочадов поехал в Псков к жене и четырехлетней дочери. Он убедил жену оформить развод и посоветовал ей взять прежнюю девичью фамилию 11 . Свидетельство о прекращении брака. 1930, 15 июля Можно предположить, что В. С. Новочадов , предвидя почти неминуемый свой арест, хотел оградить семью от опасности. Действительно, на допросах 1937 года он не называл Н. В. Шелкову в числе своих родственников, и она не была арестована ни тогда, ни позднее. Конечно, официальный развод для таких глубоко верующих и преданных Богу и Церкви людей, какими были В. С. Новочадов и Н. В. Шелкова, был пустой формальностью. Оба они сохранили верность церковному браку до конца своих дней. Дочь Владимира Семеновича Наталья уже с восьми лет самостоятельно ездила к отцу в Ленинград, нередко проводила у него каникулы. Перед приходом к отцу она, по его просьбе, снимала пионерский галстук. Тем не менее, отец как-то подарил ей маленькое Евангелие с трогательной надписью: «Тале Новочадовой от папы». И она, хоть и была вначале разочарована подарком, но сохранила его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Баня находилась в нескольких кварталах от храма, в котором служил отец Макарий, и когда священник шел с детьми на службу, на улице их встречали школьники-пионеры и бросали в них песком, а иногда и камнями. Но отец Макарий велел детям не отвечать на это. О.Макария много раз вызывали в ОГПУ, требовали отречься от Церкви и сана. Предложили однажды через областную газету отречься от Бога и сана, признать себя человеком, " одурманивающим " народ " религиозным мракобесием " , а взамен пообещали место учителя, а может быть, и директора школы. Но о.Макарий категорически отказался. Тогда стали угрожать репрессиями по отношению к нему и к детям, но он сказал, что ему смерть не страшна, а детей он вручает воле Божией, но обет, данный Богу, не нарушит (все его дети выросли и стали верующими людьми). В 1930 г. церковь закрыли. О.Макарий был лишен избирательных прав В январе 1931 года в Оренбургской области было арестовано сто пятьдесят семь человек – девять священников, двадцать семь монахов и сто двадцать один мирянин. Среди других был арестован 21 января 1931 года и священник Макарий Квиткин. Арест происходил ночью, обыск продолжался до четырех утра, но ничего подозрительного найдено не было. Священника обвинили в том, что он не совершал венчаний тех, кто оформил развод у гражданской власти и вступил в новый брак, считая эти браки прелюбодейными, а также в том, что за богослужениями он возносил имя только местоблюстителя митрополита Петра . 23 января следователь допросил священника. Отец Макарий ответил, что венчаний разведенных гражданской властью не совершал, считая это противоречащим указанному в Священном Писании, а что касается непоминания за богослужениями имени митрополита Сергия , то принципиальных суждений у него на этот счет нет, – во всяком случае, у него не было намерения разорвать молитвенно-канонические отношения с митрополитом Сергием. 6 марта 1931 года следствие было закончено. Всех арестованных обвинили в том, что они будто бы создали единую контрреволюционную религиозную организацию с центром и филиалами.

http://drevo-info.ru/articles/13672133.h...

И все же в конце 20-х годов начались преследования его семьи. Чтобы избавить своих родных от этого, отец Роман и его супруга, посоветовавшись с духовно и жизненно опытными священниками, оформили официальный развод. Кроме того, Анна Николаевна с дочерью переехала в другой город. Преследования прекратились. Оживленная деятельность братства и прихода, наконец, была замечена советской властью. За священником и прихожанами был установлен надзор. На аресте отца Романа настаивал и бывший матрос Докукин, который к тому времени переехал в Москву (впоследствии он стал заведующим кафедрой общественных наук в одном из институтов). Отец Роман предчувствовал все это, и в своих беседах и проповедях готовил духовных чад к мужественному перенесению испытаний. В середине февраля 1931 года ОГПУ арестовало многих активистов братства и самого отца Романа. Начались допросы. Как это всегда бывает, среди прихожан нашлись слабые души, которых угрозами заставили дать любые показания на доброго пастыря. И все же большинство арестованных остались тверды и неустрашимы, тем более что братство не проводило никакой антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности. Поэтому исповедники просто и прямо рассказали о том, чем жил приход — о подлинно христианской жизни. ОГПУ же, как, впрочем, и вся советская власть, руководилось сатанинским духом, которому по природе присуща органическая ненависть к духу Добра, к Духу Божию. Оно поставило своей целью во что бы то ни стало избавиться от активных носителей этого Духа. «Арест отца Романа обосновывался тем фактом, что священник, несмотря на гонения на Церковь и вопреки очевидно враждебному отношению властей к православию, проводил активную церковную деятельность, воспитывая прихожан своего храма в церковном духе, научая их быть сознательными последователями Христа и просвещенными исповедниками веры», — пишет игумен Дамаскин. Протоиерей Роман у храма святителя Алексия. 1920-е годы Следствие вскоре было окончено. В обвинительном заключении было написано, что отца Романа и его единомысленных друзей «признали» «членами контрреволюционной организации…», что «участниками организации проводились нелегальные собрания под руководством Медведя, на которых велась работа по воспитанию членов организации в антисоветском духе…» и тому подобное.

http://pravmir.ru/svyashhennoispovednik-...

Павел начинает с приветствия и благодарит Бога за духовные дары коринфян (1:1–9), а затем переходит к обличению последних за раздоры и отсутствие единства, за раскол коринфской церкви на группировки. По словам апостола, разделение общины на четыре соперничающие партии – Павлову, Аполлосову, Кифину и Христову – абсурдно, ибо Христос не разделился (1:10–17). Он противопоставляет собственную простую проповедь креста Христова претенциозному умствованию, которое было любо слуху незрелых коринфян (1:18–2:16). У всех христианских миссионеров одна задача: строить на основании, положенном Павлом; основание же это есть Иисус Христос (3:1–23). Поэтому христианские учители не должны много о себе думать: они лишь орудия Божьи и отвечают перед Христом (4:1–21). Переходя к теме нравственных нарушений в Коринфе, Павел рассматривает случай инцеста: некий человек женился на собственной мачехе. Апостол порицает своих адресатов за то, что они позволили такому нарушителю остаться в церкви, и требует его отлучить (5:1–13). Затем апостол упрекает коринфян за то, что они подают судебные иски друг на друга в языческий суд, – это совершенно недостойно христиан (6:1–11). Данную часть письма апостол завершает напоминанием: христианская свобода не допускает нарушения целомудрия (6:12–20). Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены ценою. Поэтому прославляйте Бога и в телах ваших... (6:19–20). В ответ на проблемы, поднятые в письме самих коринфян, Павел обсуждает некоторые аспекты секса, брака и безбрачия. Согласно Христовой заповеди ( Мк.10:11–12 ), христианам нельзя разводиться. Даже если один из супругов – христианин, а другой остается язычником, Павел не рекомендует расторгать брак. Но если нехристианский супруг предпочтет сам подать на развод, верующий освобождается от этих уз (7:1–16). Павел честно говорит, что лично он предпочитает для себя безбрачие (7:26), но утверждает святость брака и его место в христианской жизни (7:25–40).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Тогда, даже не пытаясь подыскать должных канонических оснований, Константин VI постриг бывшую супругу в монахини, а после чего объявил царицей дочь придворного сановника Феодоту, с которой уже давно состоял в близких отношениях. Патриарх св. Тарасий попытался не допустить этот явно неканоничный брак царя, но тот пригрозил, что в случае отказа архиерея благословить их союз ревизует VII Вселенский Собор и восстановит иконоборчество 275 . Патриарх сдался и в качестве нейтральной фигуры взирал на то, как приглашенный императором придворный игумен Иосиф совершил обряд венчания. В сентябре того же года император в течение 40 дней пышно праздновал свадьбу во дворце святого Маманта, чем вновь вызвал новый и неожиданный раскол в Церкви. Феодота была дочерью известных родителей, и ее родственником являлся знаменитый игумен монастыря на Олимпе Платон. Другим родственником Феодоты был знаменитый борец за иконопочитание преподобный Феодор Студит . Узнав о замужестве племянницы, игумен Платон открыто отказался поминать на Литургии Константинопольского патриарха св. Тарасия и игумена Иосифа, венчавшего новую царицу, как попустивших Константину VI супружеские вольности, за что был схвачен слугами императора и посажен под арест в темницу. Это известие всколыхнуло Церковь и еще более охладило отношения между матерью и сыном. Не вернула положение царю в римском обществе даже победа над болгарами, давшаяся практически византийцам без боя: враги просто побоялись принять сражение и отступили, не став требовать дани, которую желали получить 276 . К несчастью для Константина VI, его брак и неканонический развод все более раздражали византийское общество. Монахи, не простившие царю ареста одного из великих подвижников веры, постоянно подогревали нездоровый интерес к личной жизни императора, как будто никто из самодержцев ранее не имел внебрачных связей, вторых жен, и весь мир должен был разрушиться из-за его связи с Феодотой 277 . Между тем отношения императрицы с царем стали совершенно невыносимыми. Они по-прежнему являлись соимператорами, но Константину VI не составляло труда визуально определить, насколько холодно относится к нему Церковь в лице клириков и иерархов и какой любовью они пылают к св. Ирине. Армия также сторонилась своего главнокомандующего, при дворе вновь набирали силу бывшие фавориты императрицы, включая Ставракия, вызволенного из монастыря и назначенного советником царицы. На свою беду, молодой царь явно уступал матери в искусстве дворцовой интриги, а потому то и дело совершал необдуманные поступки, нисколько не догадываясь, что готовит себе трагичный конец.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Извне на него сыпались клеветы и обвинения, но с помощью Патриарха Тихона, который сам пожелал приехать и послужить в этом храме, уста врагов были заграждены. В общине состояло около 750 человек. Святой праведный Алексий Московский (Мечев) однажды зашел в храм свт. Алексия и, оценив труды, которые нес настоятель, сказал ему: «У тебя стационар, а у меня только амбулатория». За 11 лет о. Романа арестовывали 15 раз. Он был вынужден оформить официальный развод с супругой, чтобы избавить ее от преследования властей. В 1924 году батюшку выселяют из квартиры. В начале 1931 года расстрел заменили десятью годами лагерей. О. Романа высылают в Кемь, а потом – на Соловки. Удивительное терпение и благодушие показывает батюшка, находясь в узах, что видно из писем к дочери Ирине. Ни тяжкая болезнь, ни постоянные кражи личных вещей, ни изнурительные работы не смогли сломить стойкого духа священника. Все испытания он принимает со смирением и покорностью воле Божией. По причине тяжелого состояния здоровья заключенного ему сократили срок и выпустили на свободу в 1936 году. Но сотрудники НКВД нигде не оставляли его в покое. Врезультате последним пристанищем страдальца становится Малоярославец. Здесь о. Роман встретил еще одного исповедника веры, протоиерея Зосиму (Трубачева). Именно о. Зосима ежедневно приходил к больному, утешал его и помогал, чем мог. В Малоярославце поначалу о. Роман мог даже служить литургию, что очень что утешало и укрепляло. В последние дни литургия ему снилась во сне. Незадолго до смерти о. Роман принял постриг в рясофор с именем Иосиф. В конце июля 1937 года НКВД разыскал священника, и сотрудники пришли его арестовать. Супруга сказала им: «Вы видите, он умирает. Берите, мне еще лучше будет, не надо будет его хоронить». На что один из сотрудников пробурчал: «Там и своих покойников хватает…», и арест пришлось отменить. Это жизнеописание хочется закончить вдохновленными словами священноисповедника: «Живите добром. Дорожите всякой искрой добра в себе и в других! Раздувайте ее в яркое пламя.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/12/zhivit...

Митр. Антоний (Храповицкий) предполагает, что целование Иудино нужно было не только для того, чтобы в темноте не произошло ошибки и взяли Того, Кого хотели, но и в соответствии с нормами Закона. Иуда выступает в роли официально предающего (передающего) Христа в руки Синедриона, как ответственный свидетель вины, но не решается, как требовалось, сам возложить руки на Христа и препоручает это другим: «Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его» ( Мк. 14: 44, 46 ) 429 . Этот арест – первый шаг последующего незаконного осуждения, и Господь сразу указывает на это. Арест был произведен без предварительного следствия. А его не было, что видно из судорожного ночного поиска начальниками хоть каких-нибудь свидетелей, готовых выступить с обвинением против Иисуса из Назарета. Следствие по делу Спасителя велось не обычным порядком (см.: Втор. 19: 15–21 ): донос свидетелей (не менее двух-трех) – публичное слушание обвиняющих и обвиняемого – тщательная проверка судом свидетельств – суд (при наличии оснований для суда). Арест производился в случае предполагаемого сопротивления или бегства обвиняемого (см., например: Втор. 19: 11–12 ); в большей же части случаев, пока вина не доказана, человек считался невиновным и даже необвиняемым 430 . В данном случае причин для ареста, тем более ночного, не было, на что и указывает Спаситель, когда говорит схватившим Его: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня, но теперь ваше время и власть тьмы» ( Лк. 22: 52–53 ). Суд над Христом был устроен по замыслу (заговору) Синедриона и тем самым совершенно выпал из законных границ по содержанию 431 , при этом внешнюю форму легитимности начальники попытались хотя бы отчасти соблюсти, что мы увидим далее. Порывистый апостол Петр, желая защитить Христа, вынул меч и отсек ухо рабу ( Мф. 26: 51 ; Мк. 14: 47 ; Лк. 22: 50 ; Ин. 18: 10 ). Христос сразу же исцелил раба и запретил Петру вмешиваться, напоминая о добровольности Своих страданий: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» ( Мф. 26: 52–53 ). В словах Спасителя есть и напоминание известной ветхозаветной нормы: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» ( Быт. 9: 6 ). Иудеи, желавшие смерти Христовой и предавшие Его в руки римлян, во время Иудейской войны сами были истреблены мечом римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

В том же послании Павел говорит: «Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу, ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика» ( Рим. 15:17–19 ). Иллириком называлась римская провинция, основанная па месте древнего Иллирийского царства. 659 Никаких сведений о том, что Павел посещал эту территорию, не сохранилось. Если бы Павел посетил Иллирик, то это могло произойти в ходе третьего миссионерского путешествия, но тогда непонятно, почему Лука ни словом об этом no обмолвился. 660 Можно было 6ы предположить, что, говоря о благовествовании вплоть до Иллирика, Павел имел в виду проповедь своих учеников. Так, например, во Втором послании к Тимофею он упоминает о том, что Тит пошел в Далматию ( 2Тим. 4:10 ). Однако это послание написано из вторых римских уз, то есть значительно позже, чем Послание к Римлянам, где упоминается Иллирик. Думается, объяснение следует искать ü самом выражении «до Иллирика»: оно может пониматься как в смысле «до Иллирика включительно», так и в смысле «до Иллирика не включительно» (предлог μχρι позволяет и то и другое понимание 661 ). Скорее всего, в данном случае следует предпочесть второй вариант: Павел проповедовал в Македонии, которая граничит с Иллириком, следовательно, его проповедь дошла вплоть до Иллирика. 662 Повторный арест, тюремное заключение и смерть В какой-то момент Павел был снова арестован, но неизвестно, где и при каких обстоятельствах. Церковное Предание увязывает его арест и последующую казнь с. гонениями на христиан, развернутыми Нероном после пожара, который разразился в Риме в июле 64 года. К тому времени христиане представляли собой многочисленную группу, в сознании римлян не связанную с синагогой, так как ее абсолютное большинство составляли бывшие язычники. Ввиду того что христиане собирались на частных квартирах, под покровом ночи, о них ходили самые разные слухи и их обвиняли в разных «мерзостях» вплоть до каннибализма (на основании того, что, по слухам, на своих тайных трапезах они употребляли в пищу человеческие плоть и кровь).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В-третьих, в ночи, подобно герою трагедии, появляется Иуда. Евангелист мимоходом замечает: он – «один из Двенадцати», что внушает глубокую печаль 514 . Это можно сказать и об условном знаке (σσημου) предательства Иуды: «Кого я поцелую, Тот и есть» (14:44). Это создаёт поистине мерзкое впечатление. Тем более мерзкое, что Иуда – красноречивая деталь! – не просто поцеловал Иисуса, но κατεφλησευατυ («расцеловал, облобызал») Его. Этот поцелуй должен был причинить Иисусу особую боль 515 . В-четвертых, Христа оставляют ученики. Скупая фраза передает всю глубину драмы: «Тогда, оставив Его, все бежали» (14:50). Даже юноша, который, «завернувшись по нагому телу в покрывало... оставив покрывало, нагой убежал от них» (14:51–52). Возникает впечатление панического бегства и полной покинутости Иисуса 516 . Ученики, которые могли ещё помочь Иисусу, рассеялись в ночи. Иисус остался один в руках своих смертельных врагов. Тем самым все люди – духовные вожди иудаизма, толпа рабов, ученики, неизвестный юноша – способствуют боли и страданиям Иисуса. Арест, предательство, бегство близких – всё это создаёт трагическую картину, в центре которой стоит страдающий Сын Человеческий. В сцене ареста в Гефсимании евангелист мастерски указывает на целый ряд человеческих факторов, играющих свою роль в Страстях Христовых. Реальность Страстей в перикопе Мк 14:43–52 необходимо рассматривать, главным образом, в событии ареста Мессии: «А они возложили на Него руки свои и взяли Его» (14:46). Иисус предрёк свой арест врагами как один из главных элементов Страстей (9:31, 14:41). Теперь это предсказание сбылось, и приоткрылся занавес над последним актом разворачивающейся драмы. Тяготы самого ареста были усугублены способом его осуществления. Марк приводит в связи с этим слова Иисуса: «Как будто на разбойника вышли вы на Меня с мечами и кольями, чтобы взять Меня» (14:48). Грубость и унизительность того, как Иисус был арестован, сделало Его страдания более тяжёлыми. Вместе с тем, перикопа содержит и элементы христологии Власти. Ход событий полностью подтверждает пророческие речения Иисуса о предательстве Иуды (14:18) и бегстве учеников (14:27). Таким образом, эти события демонстрируют сверхъестественное знание Христа 517 . Обращают на себя внимание и слова Иисуса: «Да сбудутся Писания» (14:49). Они ставят Иисуса над потоком событий, которые оказываются не следствием человеческого замысла или случайностей, а частью процесса спасения, задуманного Богом 518 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Глава 6. Гефсимания Гефсимания – место на склоне Елеонской горы, за потоком Кедрон, протекающим между Иерусалимом и этой горой. Здесь разворачиваются события, которым будет посвящена настоящая глава: Гефсиманское борение и арест Иисуса. Гефсиманским борением в литературе принято называть эпизод, который непосредственно предшествует рассказу об аресте. Этот эпизод содержится только в синоптических Евангелиях, тогда как сам арест описывают все четыре евангелиста. 1. Гефсиманское борение Гора Елеонская неоднократно упоминается в Евангелиях. Приходя в Иерусалим, Иисус проводил ночи на горе Елеонской, а утром возвращался в город ( Ин.8:1 ). Возле нее Он находился в тот момент, когда дал повеление двум ученикам найти ослицу и молодого осла для Его въезда в Иерусалим ( Мф.21:1–3 ; Мк.11:1–3 ; Лк.19:29–31 ), и возле спуска с этой горы народ начал приветствовать его как Царя, грядущего во имя Господне ( Лк.19:37 ). Здесь же находилась Вифания, связанная со многими событиями евангельской истории ( Мф.21:17; 26:6 ; Мк.11:1, 11–12; 14:3 ; Лк.24:50 ; Ин.11:1, 18; 12:1 ). На горе Елеонской Иисус говорил ученикам о признаках Своего второго пришествия и кончины века ( Мф.24:3 ; Мк.13:3–4 ). В последние дни Своей земной жизни Иисус днем учил в храме, а ночи проводил на горе Елеонской ( Лк.21:37 ; Мф.21:17 ; Мк.11:11 ). Сюда же Он отправился после Тайной Вечери. Марк и Матфей описывают этот путь очень просто: И, воспев, пошли на гору Елеонскую( Мф.26:30 ; Мк.14:26 ). Но Лука выражается несколько иначе: И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его ( Лк.22:39 ). У Луки не вся группа движется к горе, а Иисус идет к ней, тогда как ученики лишь следуют за ним. Эта картина больше соответствует тому, что известно о пути из Иерусалима к Кедрону: это была узкая тропинка, которая шла по склону горы и по которой люди могли идти только один за другим. 232 Можно в связи с версией Луки вспомнить, как за несколько дней до этого, когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе ( Мк.10:32 ). Ученики слышали предсказания Иисуса о Своей смерти и видели, что Он решительно и сознательно движется навстречу ей. Они следовали за ним, но делали это неохотно и со страхом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010