В Евангелии от Матфея сразу же после диалога Иисуса с П. в Кесарии Филипповой приводится др. диалог, состоявшийся между ними. Иисус открывает ученикам, что Ему «должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». «И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф 16. 21-23). В параллельном эпизоде из Евангелия от Марка Иисус в ответ на прекословие П., «обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк 8. 33). Вероятно, П. выражал общее недоумение всей группы, потому все и должны были услышать резкий ответ Иисуса. Столь резкий ответ Иисуса П. обычно трактуют либо аллегорически («сатана» означает «противник», а П. в данном случае воспротивился Иисусу ( Orig. In Matth. comm. 12. 21//GCS. 40. 117), либо как особый способ назидания, преподанного П. ( Ioan. Chrysost. In Matth. 55. 1//PG. 58. Col. 540)). Точно такими же словами Иисус ответил диаволу, когда тот искушал Его в пустыне (Мф 4. 10; Лк 4. 8). Объяснение следует искать в слове «соблазн» (σκνδαλον), к-рым, по версии Матфея, сопровождался упрек Иисуса. Вольно или невольно П. выступил в роли соблазнителя, пытаясь - пусть и из благих побуждений - отвратить Учителя от того, ради чего Он пришел на землю. Последовательно отвергая все возникающие на Его пути искушения, Иисус с негодованием отвергает и этот соблазн. Нек-рые ученые видят в данном эпизоде пример использования образа П. в качестве отрицательного примера человека, отказывающегося слышать голос Божий ( Wilkins. 1988. P. 203). Другие, однако, оспаривают такой взгляд, отмечая, что цель рассказа - не подорвать авторитет П. или выставить его в неприглядном свете, а показать, каким образом Божественное откровение корректирует человеческий взгляд на происходящие события ( Markley. 2015. P. 108). Несмотря на лидирующую роль в общине учеников Иисуса, П. в полной мере разделял непонимание Его слов и действий, характерное для прочих. Но если другие недоумевали молча, то П. позволял себе озвучивать эти мысли. Тайная вечеря, Гефсимания, арест Иисуса

http://pravenc.ru/text/2580090.html

" В народе одни кричали одно, а другие другое. Он же, не могши по причине смятения узнать ничего верного, повелел вести его в крепость. Когда же он был на лестнице, то воинам пришлось нести его по причине стеснения от народа, ибо множество народа следовало и кричало: смерть ему! (в ц.сл.: возьми его) " (ст. 34-36). Что значит: " смерть ему (возьми его) " ? У иудеев был обычай – говорить это против тех, кого они обвиняли; так и о Христе они гово­рили: " смерть ему " , т.е. истреби Его из среды живых. А иные думают, что выражение: возьми его значит то же, что у нас по римскому обычаю: посади его под арест. " При входе в крепость Павел сказал тысяченачальнику: можно ли мне сказать тебе нечто? " (ст. 37) Когда несли его по ступеням, он просит дозволения сказать нечто тысяченачальнику, и смотри, как кротко: " можно ли " , говорит, " мне сказать тебе нечто? " " А тот сказал: ты знаешь по-гречески? Так не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников? " (ст. 38)? Этот египтянин был нововводи­тель и мятежник. Павел оправдывает себя и ответом своим отстраняет это подозрение. Но обратимся к вышесказанному. " Есть у нас " , говорят (пресвитеры), " четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, очистись с ними " . Павел не противится этому, но повинуется. Отсюда ясно, что не непременно следовало сде­лать это (потому они и убеждают его), – а что это было делом предусмотрительности и снисхождения. Это не было препятствием проповеди, потому что они же дали заповедь (касательно языч­ников). Потому и сам (Павел), устрояя таковое дело, впослед­ствии укоряет Петра, и делает это не без причины, так как, что сделал он здесь, то Петр там, таясь и держась своего мнения (Гал.2:11-14). Не сказали, что не нужно учить (иудеев) подобно язычникам, или что можно им и не проповедовать, но что должно сделать нечто большее, чтобы они удостоверились, что ты соблюдаешь закон. Это – дело снисхождения, не бойся. И смотри, не прежде убедили его, как изъяснив наперед, что (этого требует) предусмотрительность и польза.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В Пришествии на землю и в Воплощении Бог соединяется с человеком. В Причащении Святых Христовых Таин на Евхаристии человек соединяется с Богом. Это стало возможным в результате осуществления Божиего плана спасения людей. Итак, Причащение – это вкушение райских плодов Древа Жизни: Тела и Крови Иисуса Христа. Оно несет нам мир душевный и Вечную Жизнь, начинающуюся на земле и раскрывающуюся в Небесном Царстве, когда воскреснут наши тела после Второго Пришествия Христа. Но приступать к Причащению нужно с верой и христианской подготовкой. Возможна ли Вечная Жизнь? Что об этом говорит Православие? Медицина занимается вопросами продления человеческой жизни. Некоторые ученые говорят о возможности преодоления смерти. Иногда создается впечатление, что перед человечеством может открыться Вечная Жизнь. А что об этом говорит Православие?  Листая страницы священной книги христиан – Святого Евангелия, мы не можем не задаваться вопросом: зачем, с какой целью Бог стал Человеком? Зачем Сын Божий допустил Свой арест, несправедливый суд и мучительную смерть на кресте, которой предавали самых ужасных преступников? Вспомним одну ветхозаветную историю. Во время странствования по Синайской пустыне еврейский народ стал роптать на Бога и на Моисея: Зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне ( Числ.21:5 ), – а ведь в Египте евреи были рабами и обрекались на вымирание. В пустыне они отнюдь не голодали – Бог заботился о них. Когда же им надоела эта забота и они начали отворачиваться своими сердцами от Бога, духовная дистанция между ними и Богом увеличилась. Бог не будет силком тащить за Собой человека, Он уважает нашу свободу и наш выбор. Бог есть жизнь (см. Ин.11:25 ). Удаляясь от Бога, люди удаляются от жизни и от Источника жизни. Человеческое существование без Бога – это смерть. И в упомянутом случае она не заставила себя ждать. На евреев стали нападать ядовитые змеи, которые жалили людей, и многие умирали. Моисей стал молить Бога о спасении своего народа от смерти. И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив ( Числ.21:8–9 ). Моисей сделал медное изображение змея, как повелел ему Господь, водрузил его на высокий шест и поставил посреди палаточного городка израильтян. И когда змея жалила человека, и он с верою обращался своим взором к медному змею на шесте, то оставался жив, так как в этом случае смертоносный яд в его теле терял свою губительную силу.

http://azbyka.ru/katehizacija/o-nashej-v...

В рассказе Марка есть некоторые акценты, которые отличают его от других евангелистов. На поцелуй Иуды Иисус в Евангелии от Матфея реагирует так: «Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел?» ( Мф 26,50 ). А в Евангелии от Луки следующим образом: «Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» ( Лк 22,48 ). Ничего такого в Евангелии от Марка нет. Реакция на поцелуй у Иисуса отсутствует. Показана как бы обычная встреча ученика со своим Учителем: Иуда, «придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его». Причем в оригинале не просто «поцеловал», но крепко, как бы от всего сердца поцеловал. Да, предательский знак был не просто формальным поцелуем почтительного приветствия – это был крепкий поцелуй любящего человека. И это очень мрачный момент в Евангелии. Иисус не отталкивает Иуду, не отворачивается от него и не говорит ни слова упрека. О смысле этой тонкой особенности в Евангелии от Марка можно только строить предположения. В противоположность к Луке и Иоанну Марк сводит взятие Иисуса под стражу не к действию сатаны, но к воле Божией. У евангелиста Луки Иисус Христос говорит: «теперь ваше время и власть тьмы» ( Лк 22,53 ). У Марка совсем иное: «Да сбудутся Писания», – такова реакция Иисуса на Его арест. Но этого не понял никто из Его учеников. Их нервы сдали. Они не были готовы к такому повороту событий и боялись, что и им придется разделить участь Иисуса. Поэтому все разбежались, и Иисус в самом конце Своего земного пути оказался всеми покинут; «Тогда, оставив Его, все бежали». Правда, нам сообщается о некоем молодом человеке, которого из самого текста невозможно с кем-то идентифицировать: «Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них». На первый взгляд этот эпизод кажется здесь совершенно неуместным. Ведь он не добавляет ничего к сказанному. Но ведь должна была быть какая-то причина, почему Марк привел здесь этот странный рассказ. Ни Матфей, ни Лука об этом эпизоде не упоминают. Поэтому в предании сложилось мнение, что юношей был сам Марк, сообщивший о себе, скромно умолчав свое имя. Трудно сказать. Возможно, это был и просто любопытный, случайно вовлеченный в происходящее. А может быть, этот юноша символизирует такого ученика, который и желал бы идти за Иисусом – но... и ему не удалось это сделать. Мы не знаем. 4. Процесс и приговор (Мк.14,53–15,20а)

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

В этом беспримерном конфликте компромисса не может быть, развязка неотвратима. «И смерть уже витает над Его священной главой» (Фаррар). Арест. суд Синедриона.«…Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Мессия, Сын Благословенного? Иисус сказал: «Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных… Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали ‚богохульство. Как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти. И некоторые начали плевать на Него, и, закрывая Ему лицо, ударять и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по щекам»… (по Марку, гл.14). Второй суд – у Пилата. Иудеи кричат: «Мы имеем Закон, и по Закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим (по Иоанну, гл.19). Вот за что умер Христос. Сын Человеческий осознал Себя Сыном Божиим; эту правду Он исповедал пред ужасом Креста, за эту правду Он умер – и силою этой правды совершилось Его Воскресение… Таков смысл евангельской истории – и это уже «не вмещается» в пророческие символы ветхозаветной Библии Но есть в символе Искупления одна сторона, которая, мне кажется, отчасти доступна нашему уразумению. Есть интуиция таинственной ОБЩНОСТИ человечества – не только телесной, но и духовной общности. Вспоминая павших в битвах великой войны, я отчетливо сознаю, что и ЗА МЕНЯ убиты они. Видя страдания больных и уродов, я испытываю безотчетное чувство, что и ЗА МЕНЯ страдают они… Даже при моей холодности я способен радоваться и гордиться, огорчаться и стыдиться ЗА ДРУГОГО человека. Читая произведения великого писателя, я радуюсь, что он и за меня, ЗА ВСЕХ НАС выразил то, что и мы носили в душе, но никогда не сумели бы так прекрасно сказать… Вот и в этой работе я так часто цитирую «чужие» слова, потому что беден своими; но в Церкви – ВСЕ ОБЩЕЕ. У Достоевского старец Зосима учил: «Если сам согрешишь, и будешь скорбен даже до смерти о грехах твоих или о грехе твоем внезапном, то возрадуйся за другого, возрадуйся тому, что если ты согрешил, то он зато праведен и не согрешил»… Тот же старец говорил о таинственном ЕДИНСТВЕ всех: «Юноша брат мой у птичек прощения просил: оно как бы и бессмысленно, а ведь правда, ибо все как океан, все течет и соприкасается, в одном месте тронешь, а в другом конце мира отдается».

http://azbyka.ru/pochemu-i-ya-xristianin

Вместе с тем нарушалось равенство между христианами, за иудеями при­знавалось преимущество, которого не имели христиане из язычников и для получения которого им приходилось принимать на себя тяжелое бремя обрезания и других постановлений чуждого им закона. Против такого заблуждения восстали ап. Павел и Варнава, как главные благовестники язычникам. Естественно возник спорь, и так как он грозил нарушить мир церкви, то христиане Антиохии порешили отправить Павла и Варнаву в Иерусалим чтобы они там вместе с апостолами и представи­телями церкви обсудили этот важный вопрос. По дороге, ле­жавшей чрез Финикию и Самарию, они повсюду рассказывали об обращении язычников «и производили радость великую во всех братьях». По прибытии в Иерусалим, они были радо­стно приняты «церковью, апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними, и как отверз дверь веры язычникам». Но фарисействующие христиане нашлись и здесь и стали настаивать, что язычников нельзя принимать в цер­ковь без принятия ими иудейства, что «должно обрезывать их и заповедовать соблюдать закон Моисеев». Тогда для решения важного предмета апостолы обратились к тому способу, который и впоследствии сделался обычным способом решения возникавших в церкви вопросов, именно созвали собор, составившийся из присутствовавших в Иерусалиме апостолов, предстоятелей церкви и народа. Из долгого предварительного рассуждения выяснилось, что большинство стоит за равенство язычников и только не­значительная партия из фарисействующих иудеев отстаивала необходимость обрезания и вообще Моисеева закона для всех вступающих в церковь . Тогда встал ап. Петр, чтобы своим властным словом порешить дело. Он напомнил собранию, как сам Бог при обращены сотника Корнилия и его домашних ясно решил этот вопрос: Он, Сердцеведец, даровал им Духа Святаго в той же полноте, как и уверовавшим иудеям, и не положив никакого различия между ними, верою очистил сердца их. «Что же вы ныне, обратился апостол к фарисействующим, не слушаете Бога, желая возложить на выи иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Во-вторых, что касается социально-экономического статуса, Лука настаивает, что Павел был римским гражданином, но сам Павел никогда не упоминает об этом статусе и, кажется, даже отрицает его. Например, когда Лука описывает арест Павла в Иерусалиме, он неоднократно упоминает термин “римский гражданин”, создавая диалог об этом. Вот полный текст: «22 До этих слов толпа его слушала, но тут все подняли крик: «Стереть его с лица земли! Он не должен жить!» 23 И так как они кричали, и размахивали плащами, и взметали пыль, 24 то трибун велел отвести его в крепость и там бичевать, чтобы дознаться, чем вызван такой крик против него. 25Но когда Павла привязали ремнями к столбу, он сказал дежурному центуриону: «Разве вам позволено бичевать римского гражданина, причем без суда и следствия?» 26 Услышав это, центурион подошел к трибуну и сказал: «Что ты делаешь?! Этот человек — римский гражданин!» 27 «Скажи, ты правда римский гражданин?» — спросил трибун, подойдя к Павлу. «Да», — ответил Павел. 28 «Мне это гражданство обошлось в уйму денег», — сказал трибун. «А я родился римским гражданином». 29 Воины, которые должны были бичевать Павла, поспешно отошли от него. А трибун, узнав, что он надел цепи на римского гражданина, испугался. 27Этот человек был схвачен иудеями, и они собирались его убить. Но я с отрядом воинов отбил его, узнав, что он римский гражданин». (Деян 22:22-29, 23:27) Но что мы узнаем от Павла об этом предполагаемом статусе? Говорил ли он когда-либо что-либо подобное или действовал, прямо или косвенно, чтобы указать на такое статус? С одной стороны, Павел мог весьма просто быть римским гражданином. Если его отец был рабом, которого освободил римский гражданин, его отец сам стал бы освобождённым римским гражданином, и если бы Павел родился после этого освобождения, он был бы свободнорождённым римским гражданином. Таким образом, информация Лука вовсе не невозможно. С другой стороны, сам Павел никогда не делает ни одного указания на свой статус и более того сообщает, что «трижды меня били розгами» (2 Кор. 11: 25) - римское наказание, запрещённое для римских граждан. Действительно, сам Лука, кажется, забыл об этом, когда Павел и Сила были “избиты палками " (Деяния 16:22). Таким образом, Павел либо не был римским гражданином, либо никогда не пользовался этой привилегией в своих интересах. И, действительно, это воздержание могло бы быть гораздо более важным моментом.

http://predanie.ru/book/220156-pervyy-pa...

Вопрос иудеев «кто Тот Человек?» протягивает смысловую нить к началу рассказа о расслабленном, а именно, к его словам: «не имею человека». За тридцать восемь лет среди множества приходивших в храм Иерусалимский (а купальня находилась в непосредственной близости от храма) и выходивших из него не нашлось человека, который обратил бы внимание на расслабленного. И вот такой Человек нашелся: Он не только обратил на него внимание, но и поставил его на ноги, одним мановением избавив его от основной причины всех его страданий. У иудеев – блюстителей закона и порядка – это событие не вызвало ни восхищения перед совершившимся чудом, ни радости о том, что многолетний парализованный получил исцеление. Их интересовало только одно: кто посмел нарушить сложившийся веками порядок, по которому расслабленные лежали у купели, и никто не приходил к ним на помощь. Единственное, на что они обратили внимание, это нарушение субботы. Спор между Иисусом и фарисеями относительно соблюдения субботнего покоя был не на жизнь, а на смерть. Случаи исцелений в субботу заканчивались тем, что фарисеи «совещались против Него, как бы погубить Его» ( Мр. 3:6 ), «искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу» ( Ин. 5:16 ). На одном из таких совещаний первосвященники и фарисеи вынесли Ему смертный приговор ( Мф. 26:3–5 ; Ин. 11:47–53, 57 ). Привести его в исполнение, по тогдашним законам, могла только римская власть, однако роль Пилата была достаточно формальной: инициаторами смертного приговора Иисусу были иудейские первосвященники, фарисеи и книжники; римляне были лишь исполнителями наказания. Именно в контексте этой драмы, развязкой которой стал арест Иисуса, суд над ним у первосвященника, распятие на кресте и смерть, следует рассматривать те евангельские рассказы, в которых говорится об исцелениях, совершённых Иисусом в субботу. Эти исцеления для Него были связаны с риском для жизни. И хотя Он знал о предстоявшей Ему насильственной смерти, до определенного времени Он уклонялся от рук иудеев. В рассматриваемом эпизоде Иисус, исцелив парализованного, «скрылся в народе».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Все присутствовавшие поражены были этим событием, и многие в толпе от неописанного изумления закричали: «боги в образе человеческом сошли к нам», и называли Варнаву Зевесом, а Павла Эрмием, «потому что он начальствовал в слове». Молва эта разнеслась по городу и скоро появился даже жрец Зевеса, который привел волов и принес венки для совершения жертвоприношения. Не понимая туземного наречия, апостолы лишь после всех узнали, что их хотели сделать предметом идолопоклонства. Но когда они услышали об этом, то при своем живом сознании страшного величия единого истинного Бога были до такой степени поражены ужасом, как это едва ли и могли понять язычники: разрывая свои одежды, они с криками бросились к толпе, увещевали и умоляли ее верить, что они лишь обыкно­венные смертные, подобные им самим, и что самою целью их миссии было отвращать их от этого пустого идоло­поклонства к единому, живому и истинному Богу, который сотворил и небо, и землю, и море, и все, что в них. Таким образом, мало по малу заставив толпу обратить внимание на свои увещания, они объяснили, что в течение прошлых поколений Бог как бы попускал всем народам ходить своими путями и не давал им особенных откровений; но даже и в те дни Он не переставал свидетельствовать о себе благодеяниями, подавая им с неба «дожди и времена плодоносные, и исполняя пищей и веселием сердца наши». Проповедь эта за­ставила народ разубедиться в своем заблуждении и оставить мысль о жертвоприношении, а апостолы продолжали благовествовать им о Христе. Но скоро проповедь их была прервана самым грубым образом. Из Антиохии и Иконии прибыло несколько иудеев, которые и начали возбуждать народ против апостолов, говоря: «они не говорят ничего истинного, а все лгут». И им настолько удалось возбудить этот ветряный народ, что чернь быстро предалась мятежу и буйству. Она стала побивать ап. Павла камнями, и, думая, что он уже мертв, вытащила его за город и там бросила. Но апостол был жив, и когда он очнулся, ученики перенесли его тайком в город, где он и оправился от страшного потрясения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Всё это говорит за то, что Савл видел в христианстве только одну опасность иудейству и поэтому, естественно, восстал и вооружился против него. Дееписатель Лука про это время жизни апостола замечает, что Савл «терзал Церковь , входя в домы и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» 16 . Истребление христианства Савл считал долгом совести и – мало того – делом богоугодным. По собственной инициативе, он испрашивает у первосвященника, председателя синедриона (имевшего главный надзор за всеми синагогами, как в Иудее, так и вне её, и право налагать исправительные меры и наказания на нарушителей закона), полномочие на арест всех христиан 17 . Савл свой выбор остановил на самом древнем сирийском городе Дамаске, отстоящем от Иерусалима на 300 километров. После гонения на христиан, последовавшего за убийством архидиакона Стефана, иерусалимские христиане рассеялись по разным городам. Дамаск был густо населен иудеями, и, следовательно, можно было рассчитывать найти там много христиан. На пути в Дамаск произошло то необычайное дело благости Божией, вследствие которого дышавший гневом Савл, гонитель Христа, превратился в Его ревностнейшего служителя, самонадеянный и гордый фарисей стал смиренным христианином, повержен был в прах иудей Савл, но восстал апостол Павел. Дееписатель Лука повествует, что, когда Савл со своими спутниками приближался к Дамаску и была близка цель его путешествия, внезапно Савла осиял свет с неба. «Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл, что ты гонишь Меня? – Он сказал: Кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» 18 . Внезапный и слишком яркий свет так подействовал на зрение Савла, что он перестал видеть и бывшие с ним люди должны были вести его за руку. Три дня Савл не видел, не ел и не пил. Эти три дня были муками рождения для Савла, временем перехода от смерти к новой жизни; и чем решительней и энергичней был его характер, тем с большими муками происходило возрождение Савла. Один благочестивый муж из христиан, именем Анания, возродил Савла святым крещением и доставил ему духовное и телесное выздоровление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010