Как прекрасно заметил протоиерей А. К. Соколов, « Голос святаго Ефрема сам по себе имеет великое значение, как голос свидетеля истины богопросвещеннаго  (выделено нами.  –  И. Р.). Прибавим к сему, что в творениях святаго Ефрема в первый раз открывается нам учение Церкви Сирийской на собственном ея языке. Слышать голос древней Церкви, насажденной апостолами в Едессе, – слышать глаголющих (курсив автора. – И. Р.) разными языками, но согласно и единомысленно, величия Божия (курсив автора. – И. Р.): – это доставляет новое убеждение в чистоте и Апостольском происхождении учения, содержимаго нами, – новое обличение против суемудрых и ложных учений ( выделено нами. – И. Р.), возникавших в древности, повторяемых и в позднейшие времена». Пусть же слова святого Ефрема станут еще одним аргументом против модернистских искажений православного вероучения. Литература: 1 . Антоний (Амфитеатров) , архиепископ Казанский. Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви. – СПб.: Аксион эстин, 2006. 2 . Асмус В. В., протоиерей. Архиепископ Илларион Троицкий и православное богословие. 3 . Ефрем Сирин //Православная энциклопедия. Т. 19. 4 . Инок Всеволод. Путь Святых Отцов. – М.: Паломник, 2007. 5 . Иоанн (Попов), мученик. Труды по патрологии: Святые Отцы II-IV в. Т. 1. – Сергиев Посад, 2004. 6 . Историческое изложение догмата об Искупительной Жертве Господа нашего Иисуса Христа священника Иоанна Орфанитскаго . – М., 1904. 7 . Киприан (Керн) , архимандрит. Золотой век святоотеческой письменности. – 2-е изд. – М., 1995. 8 . Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. – СПб.: Аксион эстин, 2006. 9 . Малиновский Н. П., протоиерей. Православное догматическое богословие. – СПб.: Аксион эстин, 2006. 10 . Ортис де Урбина Игнасио. Сирийская патрология. Пер. с лат. М. В. Грацианского. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 11 . Православие об Искуплении. Сагарда А. И. Древне-сирийская церковная литература// Сагарда Н. И. , Сагарда А. И. Полный корпус лекций по патрологии с приложениями. – 1-е изд. – СПб.: Воскресение, 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/do...

На южной стене: изображение апостола Архипа, память которого 19-го февраля (день восшествия на престол императора Александра 2)… Нижний коридор Храма …На мраморных плитах запечатлены события Отечественной войны 1812, 1813 и 1814 годов и увековечена память воинов, убитых, раненых и награжденных… в четырех мраморных же киотах помещены двенадцать икон, имеющих особенное знаменательное значение… В северной части коридора… ангел, держащий икону Казанской Божией Матери (благословение Кутузова в Казанском соборе при отправлении его в армию), Михаил архангел… день тезоименитства Кутузова; ангел, держащий икону преподобного Сергия Радонежского (благословение митрополитом Платоном императора Александра I); св. преподобный Сергий Вологодский (7 октября). Выход Наполеона из Москвы; св. Феофан Печерский (11 октября). Окончательное очищение Москвы французами; св. Иннокентий Иркутский (26 ноября). Бегство Наполеона и его армии из России. В южной части коридора, где помещена история заграничных войск 1813 и 1814 годов: св. Василий Великий (1 января). Переход через Неман; св. Феодор Тирон (17 февраля). Присоединение Пруссии к союзу с Россией… св. мученик Каллиник (29 июля). Присоединение Австрии к союзу с Россией… св. Иаков Боровицкий (23 ноября). Освобождение Германии… св. Василий Анкирский (1 января). Переход через Рейн; св. Иоанн Лествичник (30 мая). Мир в Париже. Придел во имя св. Николая Чудотворца …На юго-восточной стороне придел этот помещен потому, что святитель Николай жил и подвизался в стране, лежащей на юг от Русского государства. В этом приделе… история Вселенской Церкви с 1 по 10 век, т. е. до просвещения России христианской верою… поборники истины семи Вселенских соборов, мученики… преподобные… и апостолы… Здесь же изображены в картинах христианские добродетели св. Николая и важнейшие события из его жизни. Придел св. Александра Невского Придел в северном крыле Храма посвящен имени святого благоверного князя Александра Невского, покровителя… императоров Александра 1, давшего обет воздвигнуть Спасителю Храм, Александра 2, устроявшего этот Храм в течение двадцати пяти лет, и довершившего его построение императора Александра 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Нельзя сказать, что золотой век вообще не состоялся: он состоялся, но совсем в ином качестве – как подвиг свидетельства веры Христовой... Из многих замечательных представителей русской патрологической науки начала XX в. Иван Васильевич Попов является, вероятно, наиболее ярким 17 . Следует признать, что и Н.И. Сагарда преподававший в Петербургской Духовной Академии, и молодой С.Л. Епифанович, блестяще начинавший свою научно-педагогическую деятельность Киеве, и Л. Писарев , трудившийся в Казанской Духовной Академии, и многие другие виднейшие патрологи и богословы (как, например, И. Адамов, В. Несмелов ), историки древней Церкви (как В. В. Болотов ) и библеисты (как H. Н. Глубоковский ), также охватывавшие в своей деятельности область патрологии, составляли славу русской православной науки. Поэтому деятельность Ивана Васильевича как ученого должна мыслиться только в контексте всего развития русского богословия конца XIX-haчaлa XX вв. и оцениваться как его органичная часть. Именно этот контекст и позволяет понять то место, которое занимал И. В. Попов в истории русской православной науки. Патрология, как наука, тесно соприкасающаяся, с одной стороны, с историей древней Церкви, а с другой – с догматическим богословием, позволяет расставлять ученому, занимающемуся ею, различные акценты в зависимости от личных склонностей. Здесь можно делать больший упор либо на историю (особенно историю церковной письменности), либо на мировоззрение того или иного отца Церкви или церковного писателя и мыслителя, либо на их психологический образ, обстоятельства жизни (если позволяют источники), либо на текстологию святоотеческих творений и их литературный анализ. В идеале каждый патролог должен органично соединять в себе все эти многочисленные грани патрологической науки, хотя, конечно, в реальности это сделать чрезвычайно трудно. Можно сказать, что Иван Васильевич был близок к осуществлению идеала патролога. Он мог дать и яркую историческую зарисовку, каковой является его очерк о свт. Иоанне Златоусте 18 , и набросать психологический портрет церковного писателя и богослова, как было в случае с его работой о Тертуллиане 19 и первой частью его монументального труда о блж.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

О св. седми отроках Ефесских читать под 4-м августа. Мученик Александр епископ пострадале в III веке, во время гонения от Дekbz. Видя, что многие принимают христианскую веру, Декий задумал истребить всех христиан, чтобы сохранить древнюю языческую веру. Между тем епископ Александр в его время небоязненно продолжал крестить многих из язычников. Начальник области, где жил Александр, приказал схватить его, требовал отречения от Христа и за сопротивление велел мучить. Святитель с удивительным терпением переносил ужасные мучения. Тогда один из воинов Ираклий, видя терпение святого, открыто заявил, что и он уверовал во Христа, за Которого страдает святитель и Который дает ему силу переносить такие страшные мучения. За Ираклием объявили себя христианками четыре женщины: Анна, Елисавеса, феодотия и Гликерия. Всех их обезглавили. После же них был усечен и епископ Александр. Преподобные Феодор и Павел подвизались в Ростове в конце XIV и начале XV столетия. Они основали ростовский Борисо-Глебский монастырь, на реке Устье. Сначала поселился здесь один Феодор. Чрез три года пришел к нему для подвигов и Павел. В 1363 г. когда св. Сергий Радонежский прибыл в Ростове для примирения князей, пустынники Феодор и Павел испросили у него благословение на основание обители на месте своих подвигов. Св. Сергий сам отправился туда, благословил строить храм в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба и предсказал помощь от сих святых князей и известность обители. Предсказание св. Сергия сбылось. Святые князья явились Феодору и Павлу во сне, когда они отдыхали от трудов при построении, и обещали всегдашнюю свой помощь обители. Обитель приобрела и известность: в праздник святых князей собирались в нее богомольцы; приезжали купцы для торговли и делали жертвы в обитель. Св. Феодор скончался в 1409 г. После него оставался настоятелем св. Павел, но вскоре скончался и он. 22-го окт. праздник Казанской иконе Пресвятой Богородицы установлен в благодарность за избавление Москвы и всей Россию от поляков в 1612 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Он же никакожо прещения их убояся, токмо глаголаше: христианин есмь. По многом же прещении повеле безбожный князь Иоанна усекнути; и удариша во главу святого исповедника Христова Иоанна; святый же паде взнак; глава же его держашеся малыми жилами; тело же его честное много язвиша мечми, и утробу его насквозь прободоша противу сердца. Бе ж дни того мраз велик зело. (Святый же на месте том, идеже посечен бысть, лежа аки мертв от перваго часа дни и до нощи. Леду ж около святого оттаявшу, и абие в последний час дни развязастася руце его сами, и паки святый воста, и крестным знамением себе оградив, и единою рукою взем главу свою, и постави ю прямо, и прииде в стан к детем боярским великого князя, и поведа им поряду вся яже о себе, како за Христа пострада от безбожных татар. Они-же, слышавша, прославиша Бога, и святого мученика и исповедника Христова Иоанна терпению дивящеся. В нощи ж той повеле святый пресвитеру дневное правило все отпети, и по сих причастясь пречистому телу и крови Господа нашего Иисуса Христа, и паки всю нощь мученик Христов и исповедник Иоанн без сна пребысть, со слезами Богу моляся; на утрие ж, восходящу солнцу, предаде святую свою душу в руце Божии, и абие исполнися место то благоухания от многострадалного телеси святого, якоже всем христианом дивитися приключшемуся на месте том преславному величию Божию, имже прослави Господь угодника своего блаженного мученика и исповедника нового Иоанна. И положено бысть честное его и многострадалное тело на старом русском кладбище. Да мне-ж, государь, богомольцу твоему, в Чудове монастыре случилось повесть видети в книзе степенной и царственной, киевских и владимирских и московских царей и государей, а зовется та книга зеленая. Некий татарин арския стороны прииде в Казань, хотя креститись. Тогда ж прислан был с Москвы в Казань дозрети церковного устроения архангельской протопоп Тимофей, и виде его состаревшася, и вопроси его, аще от скудости или страха ради прииде. Татарин же поведа чудо дивно, сице глаголя: «аз тридесять лет болен бых ногами, яко ни всклонитись могох на нозе мои; егда же услышах, яко московский царь взем Казань и церкви многи поставил и людми русскими исполнил град, и аз во уме своем начах глаголати: воистинну той есть Бог истинный, в негоже христиане веруют, его же силою необоримыя стены Казанския от основания разрушитася; той может и моим ногам здравие даровати, в негоже и аз верую и крещуся со всем домом своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Преподобная Анфуса происходила от знатных родителей в Селевкий. Когда она познакомилась с христианской верой, то, выпросившись как бы навестить свою кормилицу, прибыла к святому Афанасию, епископу Тарса Киликийского, чтобы креститься. По внушении Божию, святой Афанасий вышел к ней навстречу. По его молитве явился источник воды для крещения, и святые ангелы подали новокрещенной белую одежду. Родители рассердились на дочь за то, что она приняла крещение; но сватая скрылась из дома, приняла от Афанасия пострижение и начала подвизаться в пустыне. Св. Афанасий вскоре после пострижения Анфусы был замучен. Вместе с ним замучены были уверовавшие во Христа, мучители его Харисим и Неофит. Анфуса же чрев 20 лет после смерти Афанасия скончалась мирно. Грузинская икона Пресвятой Богородицы прославилась в ΧVII веке. Когда, в 1622 г. персидский шах Аббас покорил Грузию и взял там ризу Господню, тогда взяты были персами и многие другие святыни и иконы, для продажи русским купцам в Персию. В 1625 г. некто персиянин продал взятую в Грузди икону Богородицы одному из русских торговцев, приказчику ярославского купца Георгия Лыткина. В это время в Ярославле, самому Георгию, было откровение о драгоценной иконе, приобретенной его приказчиком, и приказание отослать ее в Красногорский монастырь, Архангельской епархии, в 16 верстах от Холмогор, основанный в 1603 г. (прежде монастырь назывался Черногорским, от имени горы). Купец Георгий отнес икону, и 22 авг. 1629 г. она поставлена была в монастыре. Здесь прославилась она многими чудотворениями. После праздника 22-го авг. каждогодно отправляют Грузинскую икону из монастыря в Архангельск, «для освящения города и христолюбивых народов», где она бывает долгое время и затем с торжеством возвращается обратно в монастырь. Списки с Грузинской иконы имеются: в Москве, в церкви близ Варварских ворот, и в Раифской обители, Казанской епархии. В московском Алексеевском монастыре есть Грузинская икона, принесенная из Грузии. 23-е число Мученик Лупп был слугой св. великомученика Димитрия. Находясь при кончине своего господина, он омочил его кровью свои одежды и перстень и творил ими многие чудеса в Солуне, за что, по повеленью Максимиана, был усечен мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Приговор профессору И. В. Попову по делу «Шпионской организация церковников» был вынесен только в середине июня 1925 г., мученик Иоанн получил три года концлагеря 521 . Одновременно архиепископ Феодор (Поздеевский) был приговорен к трем года ссылки в Киркрай (Казахстан) 522 . Видимо, в это же время и митрополит Петр получил свой аналогичный приговор (только условный). Период его колебаний заканчивался. Надеждам ОГПУ превратить его в свое послушное орудие сбыться было не суждено. В обвинительном заключении по делу митрополита Петра, составленном уполномоченным 6-го отделения СО ОГПУ А. В. Казанским в мае 1926 г., о выборе Местоблюстителем пути, в характерных для Лубянского ведомства выражениях говорилось так: «Известный, да и то не всем церковникам, как синодский чиновник в царское время, и человек не без грехов, непопулярный даже среди либерального духовенства, Полянский очутился в невыгодном положении, не имея возможности ни на кого опереться. Черносотенная оппозиция приняла все меры к дискредитации Петра, ожидая с его стороны продолжения взятой Тихоном линии». (Имеется в виду линия, якобы обозначенная Святейшим Патриархом в так называемом «Предсмертном завещании».) «Вскоре Петр был поставлен перед дилеммой: или вести взятую Тихоном линию при наличии постоянной сильной оппозиции черносотенцев и утерять всякий вес, или же сохранить свое положение, идя с последними и во всем разделяя их политику. Петр выбрал второе. Начав с замалчивания и игнорирования завещания Тихона и с постепенного осуществления некоторых церковных взглядов черносотенцев (очевидно, имеется ввиду выступление митрополита Петра против обновленцев – свящ. А. М.), он вскоре положил конец всякой травле с их стороны и даже начал пользоваться серьезной поддержкой, еще более усилившейся, когда он, начиная с осени 1925 года, перешел к проведению линии черносотенцев и в области политической» 523 . Переводя с чекистского языка на церковный, можно сказать, что митрополит Петр выбрал путь исповедника и не пошел на поводу у врагов Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Св. Евфимий поручил его руководству св. Герасима Иорданского (память 4-го марта). По смерти Герасима Кириак поселился в Сукийской лавре св. Харитона. Здесь он был посвящен в пресвитера. Когда начала распространяться слава о нем, как о великом подвижнике, он удалился в самую сокровенную пустыню, Сусаким, где никто не подвизался еще, почему и назван отшельником. Св. Кириак говорил сам о себе, что солнце не видело его никогда ни ядущим, ни гневающимся на кого-нибудь. Он был удостоен дара чудотворения. Умер 109 л., в 556 г. Преподобный Феофан жил в Газе, имел семью. Он до того был милостив, что сам обнищал. Скончался от водяной болезни, но из мощей его истекало миро. Мученик Дада был вельможей и родственником персидского царя Савория, Своей твердостью во время страдания за веру он обратил к христианской вере сына и дочь Савория Гаведдая и Каздою. Все трое они были замучены. Это было в IV веке. Преподобный Киприан, Устюжский чудотворец, родился в селении близ Устюга. Когда принял он иночество, то жители г. Устюга убедили его устроить монастырь близ города. Киприан избрал место при озерках и в 1212 г. начал строить обитель; граждане приносили ему все нужное для устроения и содержания обители, а иные и сами поселялись в обители. В 1276 г. преподобный скончался и был погребен в своей обители. Памятником подвигов святого доселе сохраняется в обители дикий камень, который клал он себе под голову или держал в руке во время ночи, чтобы не давать себе сна и молиться духом. Дуниловская-Казансная икона Пресвятой Богородицы явилась в 1680 г. крестьянину слободы Никольской, ныне г. Никольск, Вологодской губ, Велико-Устюж. уезда, когда он ловил рыбу на речке Дуниловке. В соборном храм г. Никольска она и находится. Икона эта – копия с Казанской, но имеет следующие особенности: на верхней половине ее – изображение Богородицы с предстоящими архистратигом Михаилом и прор. Илией, а на нижней святитель Николай с малыми изображениями св. Тихона амафунтского и св. Параскевы. Горбаневская икона Богородицы есть копия Корсунской (празд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Святые: епископы Ростовские: Игнатий († 1288. 28 мая), именуемый летописцами «великим чудотворцем», и Кирилл; архиепископы Новгородские: Илия, в схиме Иоанн († 1186. 7 сентября), при коем в 1169 г. чудесно явлена была икона Знамения Божией Матери; Моисей († 1362. 25 января), Евфимий († 1458. 11 марта), борец против любодеяния и неправильных браков; Иона († 1470. 5 ноября), пламенный молитвенник об установлении в России Самодержавия. «Не оставит Господь без внимания слезной молитвы угнетенных, – говорил он Иоанну III, – рассеет Орду, какими судьбами знает, лишь бы Государь пребыл в благочестии и тихими очами надзирал за своею областью». Первые епископы Казанские: святые: Гурий († 1563. 20 июня и 5 декабря), Варсонофий († 1576. 11 апреля), впоследствии епископ Тверской, и Герман († 1567. 6 ноября). Епископы Пермские: святые: Стефан († 1396. 26 апреля), близкий друг Преподобного Сергия, так много сделавший для приобщения восточноевропейских и азиатских инородцев к Русской Церкви; Герасим († 1441. 24 января), Питирим, убитый 19 августа 1456 г. вогуличами, и Иона († 1470. Память всех троих 29 января). Святой Кирилл, епископ Туровский (†1183. 28 апреля), знаменитый проповедник, первый русский столпник, о коем житие говорит: «Златословесный учитель, светлым учением благоразумия своего просветивший все концы России». Святой Серапион, епископ Владимирский († 1275. 12 июля), обладавший замечательным даром слова, грозный обличитель волхований. Преподобный Сергий Радонежский († 1392. 25 сентября), сей «благодатный воспитатель народного духа», по определению Ключевского. Святые птенцы из гнезда Сергиева, имена коих нами приводились в первой части. Варлаам Прозорливый (†1192. 6 ноября), основатель Хутынского монастыря на Волхове; Меркурий, мученик Смоленский († 1238. 24 ноября), воин, погибший в единоборстве с великаном татарином. Преподобные: Сергий и Герман († 1353. Память 28 июня и 11 сентября), основатели Валаамской обители на Ладожском озере; Авраамий Чухломский или Городецкий († 1375.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

См.: Православные монастыри. С. 475–480; Православные храмы и монастыри/А. Ю. Низовский. М., 2007. С. 205–209.) 196 (И.В. Попов – мученик Иоанн, Попов Иван Васильевич (17.01.1867–08.02.1938) – профессор патристики МДА, доктор богословия (1917). В дальнейшем профессор ИМУ (1918), подробнее о И.В. Попове см.: Дневник. Т. 1. С. 579–580.) 197 (…профессором Глаголевым… прочитана речь «О бессмертии прошедшего». – Глаголев С.С. Бессмертие прошедшего: Принцип сохранения явлений//БВ. 1903. Т. 1, С. 193–225.) 199 (Богоявленский монастырь – 1-го класса необщежительный мужской монастырь на Никольской улице в Москве, основан в 1296 г. блгв. кн. Даниилом Московским. Второй по древности основания монастырь Москвы. Первоначально в монастыре был деревянный храм Богоявления Господня с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы. При князе Иване Калите воздвигли каменный храм, просуществовавший до конца XVII в. Одним из первых игуменов монастыря был прп. Стефан Московский, брат прп. Сергия Радонежского. В монастыре принял монашеский постриг свт. Алексий, митрополит Московский. В 1568 г. по указу Царя Uoahha IV в монастырской темнице втечение нескольких дней находился в заключении свт. Филипп, митрополит Московский. В монастыре в начале XX в. были: 1) двухъярусный каменный собор 1693–1696 гг., с сохранившейся в подклетной части постройки 1624 г.; в верхнем ярусе собора – главный престол Богоявления Господня с приделами Тихвинской иконы Божией Матери, вмч. Пантелеймона и РождестваИоанна Предтечи, в нижнем ярусе – Казанской иконы Божией Матери с приделами свт. Алексия, митрополита Московского, вмч. Георгия Победоносца и свт. Феодосия Черниговского; 2) церковь Спаса Нерукотворного под колокольней (1739–1742); 3) надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи (XVII в.), разобранный в 1905 г. В начале XX в. монастырем управлял епископ Дмитровский, викарий Московской епархии; подвизалось 14 монахов и 18 послушников. В начале 1920-х гг. Спасскую церковь сломали. В 1929 г. закрыли собор Богоявления Господня. Здание заняли гражданские учреждения. В 1991 г. собор возвращен Русской Православной Церкви и освящен; в настоящее время – приходский храм. См.: Православные монастыри. С. 404–406; Сорок сороков. 2003. Т. 1. С. 168–174.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010