Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В самой Казани созидаются обыденные церкви: 1) на том месте, где стояло царское знамя, во имя Нерукотворного Спаса; 2) церковь Киприяна и Устины; в средине города – собор Благовещения, а на костях павших – храм Успения Пресвятой Богородицы; храм этот был перенесен впоследствии на Зилантову гору, а над могилами построена часовня для пения панихид монахами Зилантьевского монастыря, которые стали попечителями казанской братской могилы. В Зилантьевском монастыре до сих пор хранится синодик павших воинов (понятно, не всех), приводимый ниже в извлечении. Имена победителей Казани и прочих особ, поминаемых при отпевании панихид в Зилантове монастыре и памятнике. «Бысть и лето 7060 (1552) Православный Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич, всея Руси Самодержец, собрав все свое Христолюбивое воинство, с Божиею помощию и вооружився всеоружеством Честнаго и Животворящаго Креста, и иде бранию на град Казань за святыя церкви и за многопролитие христианской крови, и за великую свою обиду, и за многую татар измену и великую их неправду; и прииде ко граду со множеством войска Августа в 22 день, и облеже его, и стоя дней сорок два, и зело великую победу на неверных сотвори, град Казань Божиею помощию зело храбрственно взя, и людие Казанстии, иже в град и вси избиени быша, и не одни от них не избысть, разве жен и детей; токмо царя Едигера и с ним трех татаринов живых руками яша: же, иже в граде жены и дети вси пленени быша Русскими вои, и Русскаго плену многие множество, от полону число до шестидесять тысяч. Бысть же силе Божия помощь и великая победа на враги Благочестивому Царю Иоанну в начало лета 7060, месяца октября во 2 день Воскресный, на память святых мученик Киприана и Устины; и повеле царское знамя прияти и место очертити монастырю ту быти во имя Успения Божия Матери и всех Святых и иде из ставки во град Казань со святыми кресты и иконы, и созда ту церковь Святых Мученик Киприана и Устины в одни день, и град православием просвети и вело казанску землю покори, и святые церкви многи в славословие Божие воздвиже и с великою победою и славою здрав о Христе в своя возвратися в царствующий град Москву, на свой царский Богом порученный ему престол, и тако ко Господу отъиде. Ему же казанскаго царствия победителю и христианския веры насадителю вечная память.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

4-е число . Мученик Иерофей был епископом в Афинах. Он, как и св. Дионисий (3-го окт.), был одним из членов ареопага, тоже был обращен ко Христу и поставлен во епископа ап. Павлом. Вместе с Дионисием присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы. Умер св. Иерофей мученической смертью. Обретение мощей св. Гурия, архиепископа Казанского, и Варсанофия, епископа Тверского. Св. Гурий происходил из боярского рода города Родонежа, родины св. преподобного Сергия, и служил у князя Пенькова. Был очень скромен и благочестив, за что князь и княгиня любили его. Товарищи по зависти оклеветали его в преступной связи с женой князя. Князь заключил его в подземную темницу. Но, находясь в заключении, святой славил Бога, говоря: «Без наказания душа моя могла остаться неисцеленной», и писал маленькие книжечки для детей. Чрез два года Сам Господь освободил его, и он удалился в Волоколамской монастырь, где сделался настоятелем. Царь Иоанн Грозный уважал Гурия и в 1555 г. назначил его в архиепископа только что завоеванного царства Казанского. Здесь св. Гурий епископствовал 9 лет и обратил ко Христу множество магометан и язычников. За 2 года до смерти, по расстроенному от темничной жизни здоровью, удалился на покой и принял схиму. Св. Варсонофий. Родился в Серпухове, был сыном священника. Во время нашествия татар на Серпухов, 17-тилетвим юношей взяли его в плен; где пробыл он три года и изучил татарский язык. Воротившись из плена, св. Варсонофий поступил в Андроников монастырь, в Москве. При отправлении св. Гурия в Казань, он был послан туда вместе с ним, как знающий татарский язык, и много помогал ему в распространении христианства. В 1567 году св. Варсонофий был вызван Грозным на святительскую кафедру в Тверь. Но за старостью недолго правил епархией. Удалившись на покой и приняв схиму, жил в Казани в основанном им Преображенском монастыре, где был погребен рядом с св. Гурием. Скончался в 1576 г. 11 апр. Чрез 20 лет после смерти св. Варсонофия, 4-го октября, были открыты мощи их обоих. Преподобный Аммон происходил из Египта. Получил благочестивое воспитание. Со вступлением в брак с богобоязненной девицей, он убедил жену остаться девственницей и жить им как брату с сестрой. Так прожили они 20 лет, пребывая в посте, молитве и трудах. Затем разошлись, чтобы подвизаться каждому отдельно. Аммон поселился в Нитрийской пустыне, где прожил 22 года. Тут собралось вокруг него много отшельников. Супруга же Аммона, оставшись в своем доме, основала у себя обитель, где была игуменьей. Св. Аммон написал 19 глав о подвижнической жизни. Скончался около 350 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Преподобный Карион сначала был женат и имел детей. Возымев желание удалиться в монастырь, он оставил дочь на попечение матери, а малолетнего сына Захарию взял с собой в скит и воспитывал с отеческой нежностью. Выросши, Захария постригся в монахи. И оба, отец и сын, угодили Богу и сделались святыми. Жили они в ΙV веке. О св. Гурии, первом архиепископе Казанском, читай под 4 октября. Мученик Анастасий жил в I веке. Он добровольно вызвался на мучение за веру Христову. Был обезглавлен и брошен в море. 6-е число О святителе Николае Мирликийском читай под 9-м мая. 7-е число Св. Амвросий, епископ Медиолансиий, родился в 340 г. в Галлии, где отец его был правителем. Лишившись в детстве матери, он был воспитан благочестивой сестрой. Получив блестящее образование, сделался правителем двух италийских областей. Префект Проб, посылая его в области, сказал: «Управляй ими не как судья, а как епископ». И Амвросий действительно правил милостиво, и все любили его. В 374 г. избирали епископа в Медиолан, и произошло разногласие по случаю сего выбора. Амвросий начал приводить к миру ссорящихся, и вдруг в толпе послышался детский голос: «Амвросий епископ!» Слова эти сочли за внушение свыше и, несмотря на сопротивление, выбрали Амвросия в епископа. Император и народ, любивши Амвросия префектом, еще более полюбили, когда он сделался епископом. Амвросий усердно и весьма успешно боролся с еретиками-арианами и умиравшим язычеством: в своем сочинении о вере он основательно опроверг все возражения арианские; достиг того, что у язычников были отняты имения, принадлежавшие капищам, и уничтожены почести и преимущества их жрецов. Однажды император Феодосий, во гневе, велел предать смерти нисколько тысяч возмутившихся солунян. Амвросий написал царю письмо, упрекавшее его в жестокости. Когда же Феодосий, не отменив своего жестокого приговора, вошел в собор, чтобы причаститься св. таин, то Амвросий не допустил его до причащения. Царь сказал Амвросию, что и Давид согрешил, но не лишился милости Божией; Амвросий же отвечал: «Ты подражал Давиду согрешившему, подражай же ему и в раскаянии». Царь принес раскаяние, и был допущен до причащения. Св. Амвросий предузнал свой кончину, скончался в 397 году. Он основал много монастырей на Западе и оставил много сочинений. Ему принадлежит церковная песнь: «Тебе Бога хвалим». Мощи св. Амвросия хранятся в Милане. Часть мощей имеется на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Филарета, помещенном в биографии Антония, еп. Смоленского, а потом архиепископа Казанского. Вследствие того, что автор не изучал проповедей м. Филарета, в диссертации слабо выяснено, как смо­трел изучаемый им канонист на сущность церковного обычая и неизменяемость церковных канонов. В проповедях Филарет сильнее выражает ту мысль, что право на существование церковный обычай получает не в силу одной только нравственной пользы, но главным образом в силу ясности и твердости тех основ, кото­рый он имеет в Св. Писании и Предании. В диссер­тации эта мысль выражена слабее. По той же причине в диссертации не выяснено, каким критерием пользовался м. Филарет для суждения об изменяемости или неизменяе­мости церковных канонов. Вследствие этого получается видимость, будто он не всегда оставался в согласии с ними. Он высказывается, например, против покупки чле­нами причтов акций московско-ярославской ж. д., подводя это под 44 апостольское правило и 17 правило 1 вселенского собора, запрещающее рост. Но он не считает непозволительным приобретение духовенством банковых билетов, хотя с точки зрения канонов последнее нужно признать более предосудительным, чем первое, потому что банковые билеты дают свою прибыль с роста, а прибыль, приносимая акциями, основывается единственно на работе дороги. Это противоречие м. Филарета, по мнению оппонента, магистрант должен бы был разъяснить в своей книге. Далее оппонент высказал уверенность, что автор мог бы уловить критерий, которым пользовался м. Фила­рет при суждениях об изменяемости или неизменяемости канонов, если бы был знаком с критикой, которую он направляет против мнения преосвящ. Иоанна Смоленского о неизменной обязательности апостольских пра­вил. Здесь вопреки епископу Иоанну Филарет говорит: „есть предания неизменные и есть подробности и част­ности преданий, по требованию обстоятельств, подлежащие изменению, впрочем церковною властью, а не произволом“. Каким образом на основании этих слов можно судить об изменяемости отдельных канонов, оппонент пояснил примером.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ma...

Сей созда Симонов монастырь на Москве, бяше сродник Сергию Радонежскому»; декабря 3 – Савва Сторожевский; декабря 5 – Гурий архиепископ Казанский «в лето 7073»; декабря 7 – Авраамий епископ Ростовский; Антоний Сийский «лета 7047»; декабря 21 – «успение Петра митрополита в лето 6834, пас церковь Божию 18 лет, родом волынския земли»; января 10 – Павел Обнорский, «успе в лето 6937, пожыв лет 110»; января 11 – Михаил Клопский, «успе в лето 6907, от колена великих князей московских»; января 14 – Савва Сербский ; января 17 – Антоний Римлянин, «приплы на камени по водам из Рима в Великий Новград в лето 6600»; января 24 – «мученик Иван, пострадавший в Казани в лето 7037, родом нижеградец, саном синклитик»; января 28 – Ефрем Новоторжский, «бе в лето 6523, болярин бе святых страстотерпец Бориса и Глеба; января 31 – «успение Никиты епископа Новгородского в лето 6616, а обретены мощи его в лето 7066 апреля в 30 день; пас церковь Божию лет 6 и месяцев 5»; февраль 11 «успение Димитрия Прилуцкаго в лето 6900 и успение Всеволода Псковского в лето 6646»; февраля 12 – «успение Алексия митрополита в лето 6885»; февраля 13 – «Симион отец Саввы архиепископа Сербского»; февраля 14 – Кирилл «философ учитель словяном и болгаром, составивший русскую грамоту в лето 6360»; марта 2 – Арсений, епископ Тверской, «успе в лето 6917»; марта 5 – «обретение мощей Феодора Смоленского и Ярославскаго и чад Давида и Константина в лето 6971»; марта 9 – «принесение честных мощей святого страстотерпца Авраамия из Болгар в славный град Владимир в лето 6607»; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский «в лето 6966»; марта 17 – Макарий Колязинский «успе в лето 6991»; марта 30 – Иона митрополит Московский в лето 6969»; апреля 1 – Евфимий Суздальский, «успе в лето 6912, поживе 88, постриженник Печерского монастыря в Нижнем Новегороде»; апреля 4 – «убиение Аврамиа Болгарского в лето бб03»; апреля 7 «успение Серапиона архиепископа Новгородского в лето 7067»; апреля 10 – Иаков преподобный «иже на железном борку созда обитель»; апреля 11 – успение Варсонофия епископа Тверского; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн, «пострадали при Олгирде нечестивом крале в лето 6850»; апреля 17 – Зосима Соловецкий, «успе в лето 6985»; апреля 20 – Александр Ошевенский, «бе в лето 6997, постриженник в Кирилове на Беле озере, родом Каргополец отца земледельца»; апреля 26 – Стефан Пермский, «успе в лето 6904

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игнатий, схиигумен (Мелехин) Извеков Павел Петрович (протоиерей Павел) Извольский Владимир (протоиерей Владимир) Измайлов Николай Иоаннович (протоиерей Николай) Илария, монахиня (фамилия не установлена) Илия, иеромонах (Крестовских) Ильинский Тихон Семенович (протоиерей Тихон) Ильчук Иоанн (иерей Иоанн) Имеришвили Соломон Павлович (протоиерей Соломон) Ин Евмений Александрович (диакон Евмений) Ин Капитон (святой мученик Капитон) Иннокентий, архимандрит (Быстров Василий Васильевич) Иннокентий. Архимандрит (Мельников Алексей Петрович) Иннокентий, епископ (фамилия не установлена) Иннокентий, иеродиакон (Петров Игорь Николаевич) Иннокентий, митрополит (Фигуровский Иоанн Аполлонович) Иннокентий, монах (Сян) Иннокентий, святой мученик (Фань Иннокентий) Иноевс Владимир Константинович (р. Б. Владимир) Иоанн, святитель (Максимович Михаил Борисович) Иоанн, святой мученик (Цзи Иоанн) Иоанн, схимонах (Солодков) Иоасаф, епископ (Антонюк Стефан) Иогель Игорь Константинович (игумен Софроний) Иогель Кирилл Константинович (иеромонах Мефодий) Иона, архимандрит (Крылатов Василий Романович) Иона, иеромонах (фамилия не установлена) Иона, монах (фамилия не установлена) Иона, епископ (Покровский Владимир Ильич) Иосиф, архимандрит (Воробьев Георгий Димитриевич) Иосиф, иеромонах (Павлов) Иосиф, монах (Смирнов) Ирина, игуменья (Корнакова) Иринарх, иеродиакон (Матафонов) Исаков Андрей Иванович (р. Б. Андрей) Исидоров Николай Иоаннович (протоиерей Николай) Ициксон Геннадий Борисович (р. Б. Геннадий) Ия, святая мученица (Вэнь Ия) К Казаков Георгий Платонович (р. Б. Георгий) Казаков Димитрий Иосифович (р. Б. Димитрий) Казаков Платон Аркадьевич (р. Б. Платон) Казанский Константин (протоиерей Константин) Казем-Бек Владимир Алексеевич (р. Б. Владимир) Казиков Василий Иванович (р. Б. Василий) Казикова Евпраксия Степанова (р. Б. Евпраксия) Калганов Иван Филиппович (р. Б. Иоанн) Калиновский Михаил Сергеевич (протодиакон Михаил) Каллистов Иоанн (протоиерей Иоанн) Канненберг Владимир Николаевич (р. Б. Владимир)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой мученик Иоанн Казанский был родом из Нижнего Новгорода. Он жил в начале XVI века, когда Московское государство подвергалось частым набегам казанских татар. В один из таких набегов в царствование великого князя Василия IV Иоанновича (1505–1533) татарами был взят в плен богобоязненный юноша Иоанн. Его привели в Казань и отдали в рабство ханскому родственнику Алей-Шпуру. Несмотря на тяжесть разлуки с родными, святой Иоанн со смирением покорился воле Божией и стал безропотно служить своему господину. В то же время он усердно выполнял все заповеди христианской веры, которым был научен благочестивыми родителями с детства. Святой Иоанн строго соблюдал посты, честно трудился, был кроток и послушлив. Так как днем он всегда был занят работой, то молиться ему приходилось только ночью. И святой неленостно проводил большую часть ночи в молитве. За такую строгую подвижническую жизнь он нередко терпел укоры и насмешки от хозяев и слуг. Когда Алей-Шпур вместе с казанским муллой захотели обратить святого Иоанна в магометанство, он объявил, что исповедует Иисуса Христа истинным Богом, а учение Магомета считает заблуждением. Ни ласки, ни угрозы не поколебали его. Алей-Шпур приказал пытать праведника, но и мучения не заставили святого Иоанна отречься от Христа и принять лжеучение Магомета. Видя твердость святого и бесполезность своих пыток, Алей-Шпур приказал отсечь ему голову. Святому Иоанну связали ремнем руки и вывели за город, где находилось русское кладбище. Там мучители изранили его тело мечом, но удар, которым хотели отрубить голову, по Промыслу Божию, был нанесен неудачно: святому только поранили шею, и он, обливаясь кровью, потерял сознание. Слуги Алей-Шпура подумали, что мученик умер, и вернулись в город. До поздней ночи святой Иоанн лежал без чувств, полумертвый, но Господь сохранил праведника, чтобы вместе с ним не исчезла память о его страданиях. Снег вокруг мученика растаял, а руки его развязались. Очнувшись, он пошел в город к послам великого князя московского в Казани и рассказал им о своих мучениях. Нанесенные святому Иоанну раны были смертельны. Предчувствуя свою близкую кончину, он попросил причастить его Святых Христовых Таин. После причастия оставшуюся часть ночи святой мученик провел в слезной молитве. Утром, при восходе солнца, он преставился ко Господу († 1529). Святое тело мученика Иоанна было погребено на старом русском кладбище близ Казани. Герасим, епископ Великопермский, святитель

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Иоанну связали руки ремнем и вывели его за город на близлежащую гору. Там, по приказанию сурового мурзы, ему должны были отрубить голову. Истязая страдальца, мучители нанесли ему много ран, при чем мечом насквозь прокололи ему живот. Но удар, которым хотели отрубить ему голову, был нанесен очень неудачно. Страдальцу рассекли только шею, от чего он, обливаясь кровью, упал без чувств. Мучители, считая его мертвым, возвратились в город. В этот день был сильный мороз. Много часов страдалец пролежал без чувств и только уже поздним вечером очнулся. У него нашлось достаточно сил, чтобы подняться, причем руки его развязались сами собой, и он, оградив себя крестным знамением, поддерживая руками свою голову, направился в город к жившим там боярам великого князя Московского. Придя к боярам уже глубокой ночью, Иоанн рассказал им о том, какие мучения он вынес от татар. Нанесенные ему раны были смертельны. Предчувствуя близкую кончину своей жизни, он просил находившегося при боярах священника причастить его Святых Христовых Тайн. Причастившись, Иоанн провел остальную часть ночи без сна в слезной молитве и утром при восходе солнца скончался. Благоухание наполнило дом, где находилось тело святого мученика Иоанна. Так Бог прославил смиренного своего исповедника, и все христиане прославили Бога, дивного во святых Своих. Честное тело святого мученика Иоанна было прогребено тайно в лесу, близ Казани, на русском кладбище, вероятно, в окрестности места занимаемого теперь Зилантовым монастырем. Святой Стефан, мученик Казанский Святой мученик Стефан по родопроисхождению был из Казанских татар и исповедовал прежде магометанскую веру. Задолго до покорения русскими Казанского царства у него заболели ноги. Недуг этот 30 лет держал его пригвожденным к одру болезни. Но вот до не оставлявшего по своей немощи постели больного стали доходить известия о том, что соотечественники его не в состоянии долго вести борьбу с русскими, и что скоро они должны будут сложить оружие и изъявить покорность русским.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010