Антон Владимирович Карташёв родился в семье рудокопа в селе Кыштым на Урале. При существовавшем тогда в народе страхе перед детской смертностью его крестили в день рождения 11 июля 1875 года. Счастливым – и необычным для рабочей среды – оказалось его определение в духовное училище. После него он окончил Пермскую семинарию и поступил в Петербургскую Духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1899 году. Русская интеллигенция, как до революции, так и теперь, плохо представляет себе всесторонность образования, получаемого в старых духовных школах. Древние языки – греческий и латинский, основы общего образования, подробнейшее изучение Ветхого и Нового Заветов, требовательный подход в академиях к историческим знаниям, обязательное изучение древнееврейского и современных европейских языков,– все это открывало перед студентами возможности духовного и умственного развития. Позже в эмиграции в Париже Карташёв был известен как увлекательнейший рассказчик о «святых» академиях, где – в отличие от бурсацкой казенщины в семинариях – преобладала атмосфера серьезного научного труда и подлинной церковности. Именно от Карташёва мы, студенты, слышали об историке В. В. Болотове , знавшем только три дороги: в аудиторию, в библиотеку и в храм; об «умнице» Сергии Страгородском , ректоре академии, впоследствии местоблюстителе и патриархе; о «праведном» Вениамине Казанском, однокашнике Карташёва, а затем митрополите Петроградском, мученике за веру, погибшем в 1922 году. В Петербургской академии Карташёву как будто предстояла профессорская карьера. Он был оставлен при кафедре русской церковной истории и получил звание доцента. Его статьи стали появляться в журнале академии «Христианское чтение» 1 . Но революционные события 1905–1906 гг. подтолкнули его, начинающего либерального ученого, к уходу из академии и к занятию должности библиотекаря в императорской Публичной библиотеке. При этом Карташёв читал лекции по истории религий и церкви на Высших женских курсах. Никогда не порывая с церковью, он стал одним из активнейших участников религиозно-философских собраний, а в 1909 г. председателем Религиозно-философского общества. О своих связях этих лет с религиозной интеллигенцией, включая особенно Д. С. Мережковского, Карташёв говорил в Париже меньше, чем о своей церковной молодости. Возможно, что его же собственные высказывания тех лет в духе Мережковского об отживании «исторического христианства» стали впоследствии неприемлемыми для него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Казанская икона Божией Матери Казанская икона Божией Матери Празднование 8 июля , 22 октября ; Казанской-Александровской - 27 апреля Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница . Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579) 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы , ночью, царь Иоанн IV , предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани , вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это - знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский. Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским (+ 1174). Волга - главный водный путь страны - стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики - святые Петр и Стефан . Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием (+1563) и святителем Германом (+1567). Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери. 28 июня того года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского , истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. " Вера Христова, - говорит летописец, - сделалась притчею и поруганием " . Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

http://drevo-info.ru/articles/7646.html

Иоанн: святые русские Иоанн : 1–14 святые русские по порядку церковного поминовения в году. 1) Иоанн, св. мученик казанский, происходит из Нижнего Новгорода, был захвачен татарами в один из набегов их при вел. кн. Василии Иоанновиче (1505–1533 г.) и пленником отведен в Казань. При разделе пленных И. достался одному вельможе, ханскому родственнику, которому верно служил, оставаясь в то же время ревностным христианином. Иногда после трудового дня И. целые ночи проводил в молитве. Напрасны были все усилия татар обратить его в магометанство. Мужественно пред всеми исповедал И. свою веру в И. Христа, а учение Магомета объявил заблуждением. После этого И. подвергли страшным истязаниям и полумертвого оставили лежать на льду. Очнувшись к ночи, страдалец нашел еще в себе силы дойти до русских людей, принял от священника последнее напутствие и, проведя ночь в молитве, утром скончался. «И положено бысть тело его, – говорится в житии И., – в Казани, в месте сокровенне, у леса, на старом кладбище русском» (Бычков, Описание сборн. 1, 103). Кончину св. И. полагают в 1529 г. Вскоре после кончины написано было краткое житие св. И., которое находится в Велик. Ч.-Минеях м. Макария и других рукописях XVI-XVII вв., на 24 января. В 1592 г. митр, казанский Гермоген (впоследствии патриарх) писал к патриарху Иову о почитании муч. И. и получил благоприятный ответ патриарха: положено было совершать память его 24 января, – Проф. Е. Е. Голубинский считает муч. И. в числе почитаемых усопших на том основании, что празднование ему, совершавшееся в 1-ой четверти XII в. также в московском Успенском соборе, потом будто бы прекратилось (История канониз. св., изд. 2-ое, стр. 327, 426). Однако в «Верном месяц. всех рус. св.» (Москва 1903) муч. И. казанский указывается (на 24 января) в числе канонизованных святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями. 2) Иоанн св. муч. литовский; память вместе с Антонием и Евстафием 14 апреля, см. Литовские мученики. 3) Иоанн св. князь угличский, сын князя Андрея Васильевича, заточенный в вологодский Прилуцкий монастырь дядей вел. кн. Иваном Васильевичем; скончался в 1522–1523 г. Память 19-го мая. Монашеское имя его было Игнатий.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Казанская икона Божией Матери Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это - знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский. Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга - главный водный путь страны - стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики - святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом († 1567; память 6 ноября). Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери. Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону. 28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. " Вера Христова, - говорит летописец, - сделалась притчею и поруганием " . Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства. Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор - первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца - Иосиф и Никита.

http://patriarchia.ru/db/text/914157.htm...

Паломничество православных трезвенников Санкт-Петербурга в Кронштадт ноября 2009 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, православные трезвенники Санкт-Петербурга по окончании литургии отправились в паломничество к святыням Кронштадта. 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери , православные трезвенники Санкт-Петербурга по окончании литургии отправились в паломничество к святыням Кронштадта. В паломничестве приняли участие более 50 человек во главе с руководителем петербургских Школ трезвения Владимиром Анатольевичем Цыганковым. В первую очередь православные трезвенники помолились в Кронштадте у музея-квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского, находящегося в доме на пересечении улиц Посадской (Михайловской) и Андреевской, где батюшка Иоанн прожил более полувека. Далее паломники отправились к главной святыне русского флота - Морского собора святителя Николая Чудотворца . Он расположен в самом центре исторической части города, та территории бывшей Кронштадстской крепости. Якорная площадь, на которой находится собор, является главной в Кронштадте. Величественный Морской собор построен подобно храму Софийскому собору в Константинополе. В него вмещалось до 5000 прихожан. Здесь особенно легко могли вспомниться слова " Повести временных лет " о константинопольской Святой Софии: " …не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом… " .   В строительстве и освящении Морского собора принимали участие лично святой царь-мученик Николай Александрович, видные деятели Российского флота: выдающийся флотоводец адмирал С.О. Макаров, адмиралы В.П. Верховский, А.К. Сидеснер, М.Г. Веселаго, вице-адмиралы князь П.П. Ухтомский, А.А. Бирилев, К.П. Никонов, морской министр И.К. Григорович и многие другие. Закладку храма совершал св. праведный Иоанн Кронштадтский. Богослужения в Морском соборе совершались до 1927 года, после чего собор был закрыт. Сегодня входящий в храм не увидит прежней роскоши и величия.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=197...

Разделы портала «Азбука веры» Зоберн В.М. Православные праздники в рассказах любимых писателей " decoding=" async " data-lazy-srcset=" 300w, 204w " data-lazy-sizes=" (max-width: 102px) 100vw, 102px " title=" Православные праздники в рассказах любимых писателей " > Зоберн В.М. Православные праздники в рассказах любимых писателей " loading=" lazy " decoding=" async " srcset=" 300w, 204w " sizes=" (max-width: 102px) 100vw, 102px " title=" Православные праздники в рассказах любимых писателей " > ( 4  голоса:  4.8 из  5) Предисловие Глава 1. Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября) Рождество Богородицы. Священник А. Ушаков Объяснение праздника. Евгений Поселянин Величание Богородицы. Митрополит Вениамин (Федченков) Глава 2. Воздвижение Животворящего Креста Господня (27 сентября) Когда креста нести нет мочи. Константин Романов (К. Р.) У Креста (Ин. 19). Семен Надсон Объяснение праздника Три креста. Архимандрит Симеон (Нарбеков) Воздвижение. Иван Шмелев Глава 3. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София (30 сентября) Вера. Священник А. Ушаков Вера и надежда. Василий Жуковский Сила Любви. Семен Надсон Объяснение праздника. Анатолий Холодюк Вера, надежда, Любовь и София. Борис Зайцев Глава 4. Икона Божией Матери «Целительница» (1 октября) Хвала Богоматери (отрывок). Максимилиан Волошин Объяснение праздника Радуйся, Благодатная. Евгений Поселянин Глава 5. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов (9 октября, 21 мая) Голос Божий. Константин Льдов Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарин «Жено! Се сын Твой». Софья Снессорева Глава 6. Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) Покров. Михаил Кузмин Объяснение праздника. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Покров. Иван Шмелев Глава 7. Казанская икона Божией Матери (4 ноября, 21 июля) Три свечи (народное поверье). Георгий Иванов Объяснение праздника. Архимандрит Кирилл (Павлов) Казанская икона. Евгений Поселянин Глава 8. Святой великомученик Дмитрий Солунский (8 ноября) Мы, Сам-друг, над степью в полночь стали… А.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

иером. Макарий Симонопетрский Память священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского (1937) Св. Кирилл, в миру Константин Смирнов, родился в 1863 г. в Кронштадте. Его отец служил псаломщиком. По окончании Санкт-Петербургской духовной академии Константин был рукоположен в священника. Местом его служения стала Воскресенская церковь Общества трезвости в Санкт-Петербурге. В то же время он преподавал Закон Божий в гимназиях. В 1900 г. о. Константина назначили настоятелем Свято-Троицкого кладбищенского храма в Кронштадте. По прошествии пятнадцати лет служения отца Константина постигли великие скорби. В мучениях скончалась от проглоченной иглы его маленькая дочь, а вслед за нею и супруга, не пережившая горя. Это подвигло священника принять монашество. В 1904 г. отец Кирилл был рукоположен в епископа Гдовского. Одним из первых его начинаний стало введение всенародного пения за богослужением в Александро-Невской лавре. Так владыка пытался привлечь народ к более полному участию в церковной молитве. Знаменательно, что прав. Иоанн Кронштадтский перед кончиной просил, чтобы его отпевание совершил именно епископ Кирилл, которого он знал еще по священническому служению в Кронштадте. Позже владыке довелось отпевать и супругу св. Иоанна. В 1908 г. свт. Кирилла поставили на Тамбовскую и Шацкую кафедру. Ради общения с паствой он часто совершал поездки в самые отдаленные места епархии. В 1913 г. владыку возвели в сан архиепископа. Годом позже именно его трудами состоялось прославление свт. Питирима Тамбовского ил.]. Все архипастырское служение свт. Кирилла было отмечено великой твердостью веры. Так в 1909 г. в связи с эпидемией холеры санитарная комиссия дала распоряжение освящать на Богоявление только кипяченую воду. Владыка решительно отказался это делать и освящал воду из реки. «Все, что не от веры, – грех», – говорится и в одном из его последних писем. Во время Первой мировой войны святитель организовывал сбор средств для нужд фронта, лазареты при монастырях, приюты для детей, родители которых погибли на войне, различные комитеты помощи воинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   16 (29) июля Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр Гаврилов и Иоанн Можирин и преподобномученик Феодор (Никитин) Священномученик Иаков родился 23 октября 1879 года в городе Уральске Уральской области в семье крестьянина Ивана Маскаева и в крещении был наречен Иаковом в честь апостола Иакова Алфеева. Во время обучения в Оренбургской духовной семинарии он женился на девице Валентине, круглой сироте, воспитывавшейся в семье священника. По окончании в 1901 году семинарии Иаков был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Зобове Оренбургского уезда . В том же году у них родился сын, которого они назвали Борисом. Через некоторое время, когда младенцу было два года, он смертельно заболел, и отец Иаков стал горячо молиться о его выздоровлении. Он обращался в своих молитвах за помощью ко многим святым, но особенно горячо и с большой верой к преподобному Серафиму Саровскому, дав обет, что, если мла­денец выздоровеет, он совершит паломничество в Саровский мо­настырь к мощам только что прославленного угодника Божия. По чудесном выздоровлении сына он исполнил обет и совершил па­ломничество в Саровский монастырь. Впоследствии у них с су­пругой родилось девять детей, Валентина умерла при родах по­следнего ребенка в 1918 году. Отец Иаков зарекомендовал себя как энергичный труженик на ниве Христовой; его усилиями в течение нескольких лет был вы­строен в селе новый храм в честь Казанской иконы Божией Мате­ри. Несмотря на большую семью и стесненность в материальных средствах, он был одним из самых щедрых жертвователей в епар­хии. Горячо отозвавшись на призыв Церкви и Отечества о помо­щи, он собирал и пересылал пожертвования на нужды армии и флота во время Русско-японской войны 1904–1905 годов. 8 апреля 1905 года епископ Оренбургский и Уральский Иоаким (Левицкий) наградил его набедренником. В 1909 году отцом Иаковом было выстроено здание церковно-приходской школы в деревне Воронино Оренбургского уезда. С 1913 года он стал членом епархиального комитета Православного миссионерского общества. В 1915 году отец Иаков был награжден камилавкой. Во время начавшейся в 1914 году Первой мировой войны отец Иаков вместе со своими прихожанами щедро жертвовал на нужды воюющей армии.

http://fond.ru/foto/557/Iakov/

Родился в 1860 году на погосте Новая Ерга Новгородской губернии в семье          священника Николая Орнатского. Окончив Санкт-Петербургскую духовную            академию, был рукоположен во священника к храму в честь иконы Божией            Матери «Утоли моя печали». Сразу же после рукоположения стал членом      Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе            Православной Церкви, с которым впоследствии была связана вся его жизнь. В        1890 году был избран членом Совета Общества, в 1892-м – председателем             Общества – до своей мученической кончины. В 1895 году отец Философ      награжден наперсным крестом, в 1898-м за усердную и полезную деятельность       на посту председателя Общества и труды по построению трех храмов         Общества возведен в сан протоиерея. В 1903 году Общество возвело здание и      открыло зал для религиозно-просветительских бесед на тысячу человек на Большой Охте. В 1903 году было проведено около 6 тысяч таких бесед, на них         побывало два миллиона двести тысяч слушателей. В 1913 году отец Философ        был назначен настоятелем Казанского собора. В августе 1917 года по его             инициативе было      учреждено Братство приходских советов Петрограда и            Петроградской епархии. После захвата власти большевиками уже 31           октября в Царском Селе     был зверски убит протоиерей Иоанн Кочуров. 8       ноября в Казанском соборе совершена панихида по протоиерею Иоанну и   всем, в междоусобной брани убиенным. После предпринятой    большевиками в январе 1918 года попытки захватить Александро-    Невскую Лавру на собрании духовенства и представителей приходов о.           Философ выступил с предложением провести крестный ход из всех храмов столицы к Александро-Невской Лавре, что     было принято и реализовано.         24 января по благословению Патриарха Тихона протоиерей Философ           выступил на Поместном соборе с подробным докладом о       событиях,       касающихся попытки захвата Лавры и общегородского            крестного хода. 29             июля в Петрограде состоялось чрезвычайное епархиальное собрание для    обсуждения вопроса о том, какие действия предпринять,             чтобы защитить        Церковь. Решено было провести еще один крестный ход. Но осуществить   это о. Философу уже не удалось. 1 августа 1918 года к нему пришли с             обыском, а после арестовали. Прихожане Казанского собора послали к        властям несколько делегаций. Их не приняли. В воскресенье перед       собором собралась многотысячная толпа верующих, которая двинулась по            городским улицам, чтобы освободить отца Философа. Протестующих       уверили, что священник в полной безопасности и его скоро отпустят. Толпа           разошлась. В ту же ночь отец Философ был             расстрелян на берегу Финского     залива.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-146-...

3 марта Гидлянская икона Явление Гидлянской иконы Божией Матери последовало в 1082 году в Польше. Она обретена одним крестьянином села Гидла, по имени Иоанн. Однажды, когда он пахал на волах свое поле, волы его вдруг остановились перед каким-то предметом и пали на колени. Иоанн подошел и увидел лежащий на земле образ Божией Матери, высеченный на камне. Он поднял этот образ, с благоговением отнес его в свой дом и там спрятал его. Однако крестьянин не мог долго скрывать своей находки, так как найденный им образ Богоматери изливал от себя необыкновенный свет, наполнявший всю его хижину. Иоанн рассказал о ней своим односельчанам. После этого образ Богородицы был поставлен в Гидлянском сельском храме за престолом. Неизвестно, сколько именно времени прошло после перенесения иконы Богоматери в храм; но однажды святая икона невидимой рукой была перенесена оттуда опять в поле и поставлена на том же месте, где нашел ее крестьянин. Жители села Гидла увидели в этом чудесном перенесении иконы особое благоволение Божией Матери к означенному месту. Они водрузили там деревянный столп и на нем поставили икону. С этого времени от Гидлянской иконы Божией Матери стали неоднократно совершаться чудеса. Волоколамская икона О Волоколамском образе Божией Матери известно, что прославление его последовало 3 марта 1677 года, и с тех пор он сделался источником многих чудес. Преподобный Иосиф (скон. 9 сент. 1515 года), основатель известного Иосифова Волоколамского монастыря, привез его из Москвы в свой монастырь, от имени которого чудотворный образ Богоматери и получил наименование Волоколамского. Икона «Знамение» в Златоустовском монастыре Сведения о ней помещены под 27 ноября. 5 марта Икона «Воспитание» На иконе, именуемой «Воспитание», Богоматерь изображается с Предвечным Младенцем, сидящим на Ее левой руке. Правая рука Христа простерта вверх к лику Пречистой Девы. Один из списков с этой иконы Божией Матери, прославившийся по всей России своими чудотворениями, ныне находится в московском Казанском соборе.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010