165 Публикации о законоучительском съезде: «Московские Ведомости» 1909. 168 (23 июля), 170 (25 июля), 173 (29 июля), 175 (31 июля) и «Колокол», 1909. 1009–1020 (19 июля – 1 августа). 167 Н. Д. Кузнецов выступил на съезде с обширной речью, в которой говорил о необходимости ввиду усиления идущих с Запада научно-философских и инославных влияний усилить просветительскую работу, особенно в старших классах средних учебных заведений, где отцы законоучители «должны преподать ответы, соответствующие запросам нашей интеллигенции», причем в такой работе «должны принять участие не одни законоучители, но все духовенство, почему необходимо созвать Собор». 169 О смысле жизни. Часть первая: а) Эвдемонизм, утилитаризм и стоицизм как принципы жизни; б) Логическая связь веры в смысл жизни с верой в бессмертие. Религиознофилософская библиотека. Вып. 20. Вышний Волочек, 1909. 170 О смысле жизни. Часть вторая: Христианское мировоззрение. Сборник. Религиозно-философская Библиотека. Вып. 21. Вышний Волочек, 1909. 172 Иоанн Васильевич Арсеньев (1862–1936) – протопресвитер, духовный писатель, член «Общества любителей духовного просвещения»; магистр богословия (1898), доктор церковной истории (1914); настоятель Храма Христа Спасителя (1918); в советское время неоднократно подвергался арестам. 178 Речь идет о книге П. П. Пономарева «Священное Предание как источник христианского ведения» (Казань, 1908. 526 с.). Павел Петрович Пономарев (1872-?) – духовный писатель, магистр богословия, доцент Казанской духовной академии по кафедре догматического богословия. 180 Клавдий Петрович Степанов (1854–1910) – художник (жанрист, портретист), академик живописи (с 1893 г.). Писал иконы для Марфо-Мариинской обители, автор росписи храма-усыпальницы вел. князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре Кремля; учредитель народной иконописной школы при Донском монастыре. Редактор газеты «Московский голос» (издавалась в Москве в 1906), в которой публиковали свои статьи и заметки члены «Кружка ищущих христианского просвещения» Ф. Д. Самарин , М. А. Новоселов, В. А. Кожевников , Д. А. Хомяков. Был близок к новоселовскому кружку; являлся одним из учредителей Братства Святителей Московских.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

3) Крест напрестольный, 8 конечный, серебряный, верхняя дска вызолочена. На верху Господь Саваоф и Дух Святый. Предстоящие: Мр. Фу и Иоанн Богослов. Распятие выпуклое, обведено жемчугом, а равно и венец на Спасителе обведен жемчугом. Внизу орудия страданий. На обороте слова: «Риза Господня, часть гроба Господня, часть древа Господня, часть от ризы Богородицы. Мощи Иоанна Предтечи, мощи Николая Чудотворда, мощи Василия Великаго , мощи Петра, Алексея, Ионы, Филиппа московских чудотворцев, мощи Германа, Казанского чудотворца, мощи Иоанна Воинственника, мощи св. муч. Кузмы и Домиана, мощи великомученицы Варвары, мощи свят. мученика Евстафия Плакиды, мощи муч. Мины, мощи разных мученик». Крест этот вкладывался прежде в икону Суздальской работы (12–10 верш.), на коей изображены лики тех святых, коих мощи находятся в кресте и некоторых других. Крест и икона пожертвованы г-жею Апелляционовою, которая, по преданию, получила, их от митрополита казанского Вениамина, как родственница его. 4) Большой золотой крест с эмальированными золотыми изображениями, осыпан крупным жемчугом и драгоценными камнями. Особенно красиво эмальированное украшение нижней части креста, представляющее виноградную лозу. Вверху креста титло; И. Н. Ц. И. над главою Спасителя: Иис. Хс. В кресте частицы мощей: Часть животворящего древа, часть персти гроба Господня, часть ризы Пресвятыя Богородицы, часть главы Предтечевой, мощи: Иоанна Милостивого, младенцев, избиенных в Вифлееме, Симеона Иерусалимского, св. Гурия, ап. Андрея Первозванного, ап. Варнавы, св. Арсения Никейского, св. Германа, Варсонофия Казанских чудотворцев, Иосифа Иерусалимского, Иоанна, Александра Невского, Арсения Фивейского, великомуч. Георгия, Никиты Новгородского, великомуч. Дмитрия, преп. Иакова Боровицкого великомуч. Феодора Тирона, мученика Кирика, Пантелеймона, муч. Каллиника и Соломониды. На оборотной стороне креста надпись: «Построен сии Животворящий крест Господен златый, камением и жемчугом украшенный, во обитель Пресвятыя Богородицы чудотворного образа Казанския церковною казною и положены в нем святыя чудотворныя мощи. Благословением преосвящ. Маркелла митрополита Казанскаго и Свижяского в лето 7202 (1694) месяца марта в 3-й день» 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

4/17 Свт. Гурий Казанский (ум. 1564), первый епископ Казани. 5/18 Свтт. Петр, Алексий, Иона, Филипп, и Ермоген — наиболее чтимые предстоятели Русской церкви. Сщмч. Дионисий Александрийский (ум. 265), богослов и экзегет. 6/19 Ап. Фома, один из Двенадцати апостолов; по преданию, проповедовал в Индии. 9/22 Ап. Иаков Алфеев, один из Двенадцати. Прав. Авраам (ок. 1850 г. до и. э.), родоначальник богооткровенной религии Ветхого Завета 11/24 Ап. Филипп, просветитель Самарии, выдающийся деятель Иерусалимской церкви. Свт. Феофмн Исповедник (ум. ок. 850), еп. Никейский, гимнотворец, пострадал от иконоборцев. 12/25 Преп. Косма Майумский (ум. ок. 787), уроженец Сирии, еп., гимнотворец, поборник иконопочитания. Свт. Мартин Турский (ум. ок. 400), уроженец придунайской области, прославился делами милосердия. 13/26 Иверская икона Богоматери. Перенесена в Москву в 1648 г. 15/28 Прмч. Лукиан Антиохийский (ум. 312), уроженец Сирии, пресвитер, богослов, основатель антиохийской школы толкователей Библии. Свт. Иоанн, еп. Суздальский (XIV в.). 17/30 Прор. Осия (VIII в. до н. э.). Мчч. Косма и Дамиан, врачи–бессребреники; по преданию, пострадали в IV в. 18/31 Ап. и ев. Лука (ум. ок. 80), автор 3–го Евангелия и Кн. Деяний апостольских, спутник ап. Павла. 22/4 ноябр. Икона Казанской Божией Матери. Праздник установлен в память спасения Москвы при Минине и Пожарском в 1612 г. 23/5 ноябр. . Ап. Иаков, Брат Господень (ум. 63), сродник Иисуса Христа по плоти, первый епископ Иерусалима, мученик. 24/6 ноябр. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688). Находится в церкви Преображения на ул. Б. Ордынка в Москве. 26/8 ноябр. Вмч. Димитрий Солунский. По преданию, был казнен в 306 г. 27/9 ноябр. Преп. Нестор Летописец (ум. ок. 1114), инок Киевской Лавры, первый русский историк (автор «Повести временных лет»). Ноябрь 5/18 Свт. Иона Новгородский (ум. 1470), один из последних епископов «вольного» Новгорода. 6/19 Свт. Павел Исповедник (ум. 350), епископ Константинополя, борец за Православие. Преп. Варлаам Ху–тынский (ум. 1192), подвизался в окрестностях Новгорода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

 «Подвергается гонению Христос с Матерью и служителями, так как преследование образа есть гонение первообраза» ( Феодор Студит , прп. 271. К Пасхалию, папе Римскому (II, 12)//Творения: В 3 тт. Т. 3. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 259). Свт. Никифор пишет, что Христос и Его святые вновь претерпевают гонения через гонения на их иконы: «Иконы подобно первообразам и вместе с ними переносят такое же бесчестие и поругание, снова страдают с ними, дабы опять быть спрославляемыми с ними и снова принимать честь вследствие общности бесчестия» ( Никифор , свт. Опровержение третье, 50. Указ. соч. С. 207.).  «Иконоборцы поистине иудействуют, и кто страдает от них, тот страдает ради Христа и за Христа, ради Богородицы и за Богородицу, ради всякого святого и за всех святых, а подвизающийся и сопротивляющийся есть мученик и исповедник Христов» ( Феодор Студит, прп.  301. К братиям, содержимым в темницах (II, 21), //Творения: В 3 тт. Т. 3. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 282).  Деяния Вселенских соборов. Т. 4. СПб.: Воскресение; Паломник, 1996. Репр. Казань: Казанская духовная академия, 1908. С. 590–591.  «Все Писание богодухновенно», – учит апостол Павел (2Тим.3:16). Богодухновенность Священного Писания – это богословский термин, указывающий на то, что Священное Писание было составлено (избранными Богом людьми) при особом содействии Божественной благодати, по вдохновению Святого Духа, в соавторстве Бога и человека.   Феодор Студит , прп. Второе опровержение иконоборцев, 34–35//Творения: В 3 тт. Т. 2. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 279.   Федор Студит, прп . Послание Платону о почитании икон//Символ. 1987. С. 248–252. С. 252. PG 99. 504D–505A. Курсив наш, –  В.Н.   Федор Студит , прп. Третье опровержение иконоборцев. Глава IV, 9, 10//  Иоанн Дамаскин,  прп.,  Феодор Студит , прп. О святых иконах и иконопочитании. Краснодар: Текст, 2006. С. 165.   Никифор , свт. Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам, 31//Творения святого отца нашего Никифора, архиепископа Константинопольского: В 2 чч. Ч. 1. Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1904. С. 201. Курсив наш, –  В.Н.

http://pravoslavie.ru/146576.html

В Екатеринбургской епархии священномученик Александр (Малиновский) стал председателем общества «Трезвение» и за активную борьбу с пороком пьянства был награжден в 1914 году набедренником . В Пермской епархии священномученик Павел (Аношкин) в 1912 году стал председателем Вонифатьевского общества трезвости, а священномученик Вениамин (Луканин) – председателем Ерминского общества трезвости и Ерминского миссионерского кружка, открытых по его инициативе. В этой же епархии священномученик Игнатий (Якимов) был участковым попечителем в попечительстве о народной трезвости Чердынского уезда. Священномученик Иоанн (Виноградов) с 1911 по 1915 год был председателем Серафимовского братства трезвости. В 1901 году священномученик Константин (Голубев) был избран членом Богородского комитета попечительства о народной трезвости. А священномученик Иосиф (Смирнов) был членом уездного комитета попечительства о народной трезвости. В Москве сотрудничали и работали в Московском обществе трезвости священномученик Михаил (Марков), священномученик Николай (Горюнов) и мученик Феодор (Пальшков) . Священномученик Николай (Троицкий) еще в студенческие годы принимал активное участие в Казанском обществе трезвости, где проводил беседы и чтения. Также и священномученик Илия (Измайлов), еще будучи мирянином, в 1910 году вступил в общество трезвости. Священномученик Петр (Успенский) трудился в Санкт-Петербургском попечительстве о народной трезвости. В рамках борьбы с пьянством попечительство устраивало богослужения и духовно-нравственные беседы, создало амбулаторию по лечению алкоголиков и проч. В Санкт-Петербургской епархии много потрудился на противоалкогольном поприще священномученик Философ (Орнатский) . По словам священномученика Владимира (Богоявленского), отец Философ «в течение двадцати лет состоит председателем столичного Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, которое за время его председательствования выстроило восемь храмов, при них сосредоточены школы, воскресные классы, бесплатные духовные библиотеки, церковно-народные хоры, общество трезвости… Из них большую известность приобрело Александро-Невское общество трезвости при Воскресенской церкви у Варшавского вокзала, построенной заботами отца Орнатского… Само общество религиозно-нравственного просвещения и его различные учреждения, например общества трезвости… вызвали подражание во всей России».

http://pravoslavie.ru/31741.html

В монастыре преподобного Паисия Галичского († 1460; память 23 мая/5 июня), который обрел Овиновский образ Божией Матери (празднование 15/28 августа), подвизался Иаков Галичский (в конце XV–haчaлe XVI вв., память 7/20 апреля). В XVI веке преподобный Александр Вочский (память 27 марта/9 апреля) основал Преображенский монастырь на реке Воче. Святитель Дионисий Суздальский († 1385; память 26 июня/9 июля), спостник и собеседник преподобного Сергия Радонежского, в середине XV века «послал двенадцать человек из своей братии в верхние грады и страны, идеже кого Бог благословит, для духовного просвещения народа и основания обителей», в числе двенадцати был и преподобный Макарий Унженский († 1444; память 25 июля/7 августа) — основатель трех обителей. Макариево-Успенский монастырь в XVII веке, в правление Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, стал вторым по значению после Троице-Сергиевой лавры. Сюда был назначен игуменом будущий святитель Митрофан, епископ Воронежский († 1703; память 23 ноября/6 декабря), впоследствии принявший в схиме имя в честь преподобного Макария Унженского. Узы духовного братства связывают преподобного Макария с преподобным Варнавой Ветлужским († 1445; память 11/24 июня) — основателем Варнавиной обители, вокруг которой спустя некоторое время вырос город Варнавин. Преподобный Григорий Пельшемский († 1442; память 30 сентября/13 октября) явился основателем обители на реке Пельшме. Он положил немало трудов, чтобы примирить враждовавших между собою русских удельных князей. Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси († 1461; память 15/28 июня), был родом из Костромской земли. Он начал свои иноческие подвиги в одном из галичских монастырей. По благословению святителя Алексия, митрополита Московского, преподобный Пахомий Нерехтский († 1384, память 15/28 мая) основал в Костромском крае обитель во имя Святой Троицы. Ученики преподобного Сергия Радонежского, который «был учитель всем монастырям, иже на Руси», просвещая Христовой верой языческие и полуязыческие племена, присоединяли их к Русской Православной Церкви. Из многочисленных ветвей духовного генеалогического древа, имеющего корни в Троице-Сергиевой лавре, ветви — Белозерская (от преподобного Кирилла Белозерского), Комельская (от преподобного Корнилия Комельского), Железноборовская (от преподобного Иакова Железноборовского), Нижегородская (от святителя Суздальского Дионисия) принесли обильные плоды добротолюбия и молитвы на Костромской земле. Январь, 24 Иоанн, мученик Казанский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В этот день родилось Александро-Невское братство. Его руководителями, по благословению митрополита Вениамина (Казанского), стали иеромонахи Лавры: братья Гурий и Лев (Егоровы) и Иннокентий (Тихонов). Гурий (Егоров) – это будущий митрополит и духовный отец Константина Вендланда. Именно он пострижет его в мантию и будет возводить от силы к силе. Иннокентий (Тихонов) станет архиепископом, в 1936 году рукоположит молодого геолога из Ташкента во священника, в 1937 году будет расстрелян в Виннице, а в 1993-м будет причислен к лику святых. В 2000 году Русская Православная Церковь канонизирует брата митрополита Гурия расстрелянного в 1937 году архимандрита Льва. Косте Вендланду было всего 13 лет, когда казнили митрополита Петроградского Вениамина. Скорее всего, несмотря на малые года, он об этом знал. Петроград гудел. О суде над святителем говорили везде – и в церкви, и дома, и на улицах. Митрополит Вениамин был понастоящему народным святителем, человеком исключительной доброты, простоты, доступности и приветливости. «Наш батюшка Вениамин», «наш Вениамин», – говорили о нем. Современники вспоминают его «простое, кроткое лицо, тихий свет прекрасных голубых глаз, тихий голос, светлую улыбку, все освещавшую, полную таинственного веселия и вместе – постоянной грусти. Весь его облик так действовал на душу, что невозможно было сопротивляться его обаянию». В период общей смуты, человеконенавистничества, всеобщего ожесточения, озлобления, отказа от веры и забвения идеалов он шел по единственно верному пути – служил Богу и ближним, покрывал их любовью, призывал к миру, всепрощению и братскому единению во имя Христа. Петроградскую кафедру митрополит Вениамин возглавил в исключительно трагический момент российской истории – Царь – Мученик Николай II отрекся от престола, русский народ вступил в полосу страшных разрушительных испытаний. Владыка как любящий отец забывает о себе. Он делает все, чтобы утешить осиротелых чад, покрывает простой народ своей любовью, стремится поддержать его, укрепить в Православии, привлечь к участию в церковной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Далее: если родители твои по простоте и смирению своему не могут разобраться в этом деле, то я тебе и на это дам разъяснение, и опять не от моего худоумия, а как разъясняли наши великие почившие Старцы. Они говорили, что родители, отдавшие своих детей на служение Богу, получат награду, равную с праведным Авраамом, который не усомнился принести сына своего Исаака в жертву Богу. Истинно блаженно чрево, родившее монаха. И эту награду могут ожидать и твои родители, если, отдавши тебя однажды в обитель на служение Богу, будут и теперь стараться, чтобы ты продолжала идти этим путем. Раз ты попала в святую обитель, то ты теперь не родительская, не своя, а Божия. Божие принадлежит Богу. И кто похитит Божие и присвоит себе, тот тяжко согрешит грехом святотатства. Пусть поймут это родители твои и блюдут тебя и молитвой, и благословением родительским, и делом. Пусть убоятся родители твои греха и потери награды, ожидающей их. Христос сказал в Евангелии, что душа дороже всего мира. Ты жила в обители Царицы Небесной, в честь Казанской Ее иконы. В акафисте Ее сказано, что Она, Царица Небесная, есть покров и ограждение девства, хранительница ревнующих о чистоте. Вот я, грешный и недостойный, вручаю тебя, как чадо мое духовное, Ее всемощному покрову. Да хранит тебя Царица Небесная, да отразится от тебя всякий прилог врага и наветы злых человек молитвами Богоматери. Не унывай, «мужайся, и да крепится сердце твое» (Пс. 26, 14). Вручай себя в волю Божию, ибо кто предает себя воле Божией, а воля Божия всегда благая и совершенная, над тем и совершается всегда воля Божия, хотящая всем человекам спастися (1 Тим. 2, 4). Поэтому молись Господу и взывай так: «Господи Боже, спаси меня, грешную, и да будет во всем воля Твоя». Поверь мне – от такой молитвы умиротворяться будет сердце твое. Потом призывай на помощь святых угодников и угодниц Божиих, коим дана от Господа благодать помогать людям, требующим помощи в ограждении чистоты и целомудрия: «Преподобный Мартиниан, преподобный Иоанн Многострадальный, преподобный Моисей Мурин, преподобный Моисей Угрин, преподобная Евдокия, преподобная Мария Египетская, св. мученица Фомаида, св. мученица дева Иустина, св. священномученик Киприан, св. мученик Вонифатий, – молите Бога о мне, грешной, и помогите мне вашими святыми молитвами».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

Из ветхозаветных книг часто используются цитаты из книги пророка Исаии. Например, в службе священномученику Кириллу Казанскому в стихирах на «Господи, воззвах» последняя строка каждой стихиры взята из книги пророка Исаии. Эти цитаты помогают описать личный христианский и пастырский подвиг святителя, совершавшего служение в эпоху массовых отречений от Христа, духовного омрачения: «Приидите, чада света Христова, твердаго воина Церкве почтим, светильника земли Русския, во стране пустынней почившаго днесь, тяготу бо дел и горечь страданий отложив, на Небеси Присноживущему взывает: Утверди, Господи, Церковь Русскую, низложи шатания врагов Ея, да люди ходящии во тьме видят свет велий». Для второй стихиры из этого цикла подошли слова пророка Исаии: «Се аз и дети, яже ми даде Бог»; по свидетельству преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, эти слова говорит Богу каждый святой, предъявляя спасенные им души. В данном случае цитата влагается в уста праведного Иоанна Кронштадтского, завещавшего священномученику Кириллу проводить его в путь всея земли: «Иоанну, чудотворцу Христову, иноков и пастырей наставнику, пение надгробное принесл еси, святителю Кирилле, кроткий послушниче, последи же яко мученик истинный Небеснаго чертога достигл еси, и тамо отца духовнаго узрел еси во славе с новыми мученики Российскими веселящася и глаголюща: Се аз и дети, яже ми даде Бог». По свидетельству изучавшего биографии новомучеников профессора Николая Евгеньевича Емельянова, отец Иоанн Кронштадтский был духовным отцом многих новых святых. Из новозаветных цитат для составления цикла хвалитных стихир или стихир на «Господи, воззвах» гимнографы нередко обращаются к заповедям блаженства, используют слова из Евангелия о самоотверженной любви, а также слова апостола Павла о любви, о вере, о Кресте. Важно обратить внимание не только на цитаты, характеризующие в общем мученический подвиг, но и на любимые цитаты самого мученика. Так, в цикле хвалитных стихир священномученику Серафиму (Самойловичу) в последнюю включена строка, которую святитель привел в одном из своих писем, как и апостол Павел, предчувствуя скорую кончину («Аз бо уже жрен бываю, и время моего отшествия наста»): «Иже во Христе другом твоим, разлучение скорое провидев, рекл еси: дерзаю же и благоволю паче отыти от тела и внити ко Господу, аз бо уже жрен бываю, и время моего отшествия наста. Темже молим тя, священномучениче Серафиме, помози нам в страшный час смертный улучити милость и ответ благий Судии Праведному».

http://patriarchia.ru/db/text/5771521.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010