Иаков блаженный трудник, в Московском Новодевичьем монастыре под церковью (упреосв. Сергия). Под трудником мужчиной в женском монастыре должно разуметь мирянина-работника, безмездно, богорадно работавшего в нем целую жизнь или известное время. Иаков, ученик преп. Сергия Радонежского. См. о нем нашей книги: Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра стр. 71. Иоаким, затворник у Николы в Шартомском монастыре в Суздальском (теперь Шуйском) уезде (Владимирской губернии), сослан в Соловецкий монастырь архиепископом Суздальским Иосифом Киевлянином (у преосв. Сергия). См. о нем в Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1893 r., II, в статье свящ. Н. Миловского:Неканонизованные святые города Шуи. Нелепое известие, будто он сослан был архиепископом Иосифом в Соловецкий монастырь (так как архиепископ мог ссылать только вмонастыри своей епархии) представляет собой не совсем понятное пересочинение того, что сам Иосиф в 1684-м году сослан был в Соловецкий монастырь. Иоанникий, ученик преп. Сергия Радонежского. См. в указанной моей книге стр. 71. Иоанн, мученик Болгарский. В святцах с летописцем Московск. Дух. Академии, под 2-м Апреля, а в святцах гр. Уваровой 686 под 1-м Апреля, записано: «Страдание святого великомученика Ивана, иже в Болгарех». Если это не есть Иоанн, мученик Казанский, о котором мы говорили выше, стр. 269, то остается неизвестным. Иоанн святой, Верхотурский чудотворец (у преосв. Сергия). Может быть, разумеется монах Иона, который в 1604-м году основал Верхотурский Николаевский монастырь, находящийся в городе Верхотурье Пермской губернии (Ист. Uep. III, 531 ). Иоанн Златый. См. Варфоломей. Иоанн Киевский. См. Клеопатра. Иоанн, юродивый Можайский, в лето 7000. – Неизвестный. Иоанн царь: «обретение телеси царя Ивана, 10 Июня» (у преосв. Cepruя, I, изд. 1 стр. 295, изд. 2 стр. 357 нач.). Под царем Иваном, конечно, разумеется Грозный, умерший 18-го Марта 1584-го гола. Какое разумеется обретение его тела, не знаем: во всяком случае не совсем ожиданно, что Грозный внесен в каталог святых...

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Позднейшим почерком преимущественно на полях рукописи отмечены следующие: сентября 7 – Иоанн, архиепископ Новгородский; октября 1 – Савва Вишерский; октября 21 – Илларион, епископ Меглинский; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 5 – Иона, епископ Новгородский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 11 и августа 13 – Максим юродивый Христа ради Московский; ноября 23 – Александр Невский; ноября 24 – Меркурий, мученик Смоленский; декабря 7 – Антоний Сийский; января 9 и июля 3 – Филипп, митрополит Московский; января 10 – Павел Обнорский; января 17 и августа 3 – Антоний Римлянин; января 31 – Никита, епископ Новгородский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий и Всеволод князь Псковской; февраля 13 – Симеон Сербский, мироточец; марта 11 – Евфимий, архиепископ Новгородский; марта 17 – Макарий Калязинский; марта 31 – Иона, митрополит Киевский; апреля 14 –Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 17 – Зосима Соловецкий; апреля 26– Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский; мая 21– Константин князь Муромский и чада его: Михаил и Феодор; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 14 – Мефодий Песношский; июня 13 – Андроник Московский «игумен иже на Яузе на Москве»; июня 15 – Иона, митрополит Московский; июня 16 – Тихон Луховской; июня 25 – Петр князь Муромский и супруга его Феврония; июня 29 – Петр царевич Ордынский в Ростове; июля 25 – Макарий Желтоводский; августа 24 – Петр митрополит. Из русских праздников Богородичных отмечены: октября 1 – Покров; позднейшим почерком на полях: октября 22 – Казанской Божией Матери; ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; мая 21 и июня 23 – Владимирской Божией Матери; июня 8 – Боголюбской Божией Матери; июня 26 – Тихвинской Божией Матери; июля 28 – Смоленской Божией Матери; августа 19 – Донской Божией Матери. За святцами следуют: 3) последование тропарем и кондаком от (недели) мытаря и фарисея до (недели) Всех Святых (85–112» об., 148–151). На лл. 95–112 последование в неделю Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель Серапион. архиепископ Новгородский. Март, 16 1516 Преподобный Давид Серпуховский. Октябрь, 18 1520 Преподобный Геннадий Важеозерский (Олонецкий). Февраль, 9 1520 Преподобный Иннокентий Вологодский и Комельский. Март, 19 1521 Благоверный князь Иоанн Угличский, в иночестве Игнатий, Вологодский чудотворец. Май, 19 1522 Праведная Гликерия дева, Новгородская. Май, 13 1522 Преподобный Пахомий, Кенский чудотворец. Январь, 6 1525 Преподобный Филипп Ирапский. Ноябрь, 14 1527 Мученик Иоанн Казанский. Январь, 24 1529 Преподобный Кирилл Новоезерский (По Прозванию Белый), Чудотворец. Февраль, 4 1532 Преподобный Макарий Оредежский. Август, 9 1532 Преподобный Александр Свирский. Август, 30 1533 Преподобный Иона Климецкий. Июнь, 6 1534 Преподобный Корнилий Комельский. Май, 19 1537 Преподобный Кассиан Комельский. Май, 16 1537 Преподобный Лонгин Коряжемский. Февраль, 10 1540 Преподобный Даниил Переяславский. Апрель, 7 1540 Преподобный Иродион Илозерский (Илоезерский). Сентябрь, 28 1541 Преподобный Стефан Комельский, Или Озерский. Июнь, 12 1542 Преподобная София, Суздальская чудотворица. Декабрь, 16 1542 Преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские, или Соловецкие. Июль, 3 1544 или 1561 Праведный Артемий Веркольский. Октябрь, 20 1545 Преподобный Лаврентий Комельский. Май, 16 1548 Преподобный Зосима Ворбозомский. Апрель, 4 ок.1550 января. Преподобный Афанасий Сяндемский. Январь, 18 1550 Преподобный Арсений Комельский. Август, 24 1550 Преподобный Адриан Ондрусовский. Август, 26 1550 Преподобномученик Адриан Пошехонский. Март, 5 1550 Преподобный Макарий Римлянин. Август, 15 1550 Мученики Петр и Стефан Казанские. Март, 24 1552 Праведный Василий Блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец. Август, 2 1552 Преподобный Нил Столбенский. Декабрь, 7 1554 Преподобный Герасим Болдинский. Май, 1 1554 Святитель Иоасаф, митрополит Московский. Июль, 27 1555 Преподобный Максим Грек. Январь, 21 1556 Преподобный Антоний Сийский. Декабрь, 7 1556 Преподобный Никифор Важеозерский (Олонецкий). Февраль, 9 1557

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Святые Иоанн, Стефан и Петр, обагрившие своей кровью землю Казанскую, причислены православной христианской церковью к бесчисленному сонму мучеников, пострадавших за веру в распятого за нас Господа нашего Иисуса Христа. Святая церковь установила праздновать память Святого Иоанна 24 января, а Святых Стефана и Петра 24 марта. В эти числа, по сказанию рукописных святцев, пострадали мученики и новые страстотерпцы Иоанн, Стефан и Петр – первый в 1529 году, а последние в 1552 году. Высокопреосвященным Арсением, Архиепископом Казанским и Свияжским, в распоряжении о порядке празднования памяти местных святых Казанских предложено праздновать дни памяти святых мучеников Казанских Иоанна, Стефана и Петра таким образом 5 : 24-го января – в день страдальческой кончины святого мученика Иоанна во всех церквях города Казани должна отправляться праздничная служба, т. е. литургия, после оной молебен святому мученику Иоанну, а накануне, 23-го января, всенощное бдение с величанием. 24-го марта – в день страдальческой кончины Святых мучеников Стефана и Петра, ввиду того, что этот день падает почти всегда на дни Великого Поста и только в чрезвычайно редких случаях на первые дни Пасхи, нарочитая праздничная служба в честь святых мучеников Стефана и Петра может быть отправляема только постольку, поскольку это допускает богослужебный устав. Во всяком случае в этот день после дневного богослужения должен быть отправлен молебен святым мученикам. Кроме сего, имена святых мучеников Иоанна, Стефана и Петра, пострадавших в пределах Казанской паствы, как покровителей и заступников ее, должны быть поминаемы во всех храмах Казанской епархии всегда в отпустах церковных служб и при других случаях после имен святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских чудотворцев, и мученика Авраамия Болгарского. Святой Иоанн, мученик Казанский Возникшее около половины XV века, на развалинах Булгарского царства, царство Казанское за все время своего непродолжительного самостоятельного существования находилось в постоянных враждебных отношениях с соседним царством Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Живя в монастыре, он подавал собой добрый пример всей братии. Услышав о примерной жизни св. Германа, иноки Старицкой обители упросили его принять управление своей обителью. Но скоро он возвратился обратно в Иосифовский монастырь, чтобы подвизаться под руководством св. Гурия. В 1555 году Гурий был посвящен в архиепископа в Казань, и ему поручено было устроить обитель в Свияжске, для насаждения христианской веры среди магометан. Св. Герман помогал св. Гурию и в устройстве монастыря и затем в просвещении магометан и язычников. По смерти Гурия св. Герман был избран на его место. Он немного пас Казанскую Церковь , но и за это короткое время оставил по себе память великого архипастыря. В 1566 г. когда Московский митрополит Афанасий отказался от кафедры, царь Иоанн Грозный назначил было св. Германа на его место. Но когда святитель в разговоре начал вразумлять царя, то вельможи уговорили его не делать святого митрополитом. Св. Герман скончался в Москве во время морового поветрия в 1567 г. По собственному желанию, тело его было похоронено в Николо-Мокренской церкви. В 1595 г. по просьбе жителей Свияжска, мощи св. Германа, оказавшиеся нетленными, перенесены были из Москвы в их город, где и почивают доселе. При перенесении мощей совершилось много чудесных исцелении. 6-го ноября воспоминается некоторое необыкновенное явление, бывшее в конце V столетия в Константинополе. Это – спадение из воздуха праха. Небо сделалось облачным и темным, и чувствовался страшный жар. Так стояло 40 дней. Думали, что вся земля будет сожжена огнем. Император и патриарх назначили крестные ходы и вообще моление об отвращении гнева Божия. И Господь умилостивился: из мрачных облаков спустился на землю черный и горячий пепел; растения и травы были опалены этим пеплом; затем полился сильный дождь, и земля очистилась от праха. 7-е число Мученик Иерон служил воином при Диоклетиане, в III веке. Однажды он видел во сне некоторого человека, одетого в белые ризы, который предсказал, что ему предстоит подвизаться не за земного царя, а за небесного и получить от Него честь и славу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Иоанн Дамаскин. Три защитительные слова против порицающих св. иконы/Пер. Бронзова А. А. СПб, 1893. Ириней Лионский . Сочинения/Рус. пер. прот. П. Преображенского . СПб., 1900. Кирилл Александрийский . Полное собрание сочинений/Пер. профессоров МДА (главным образом П. И. Казанского , М. Д. Муретова и о. Евсевия Орлинского) . М., 1880–1912. Кирилл Иерусалимский . (Катехизисы)/Пер. с греч. Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1893. Ориген. О началах/Введение, пер. и примеч. Н. В. Петрова. КДА, 1899. Макарий Египетский . Духовные беседы, послания и слова. М., 1880. Творения блаженного Августина , епископа Иппонийского. К., 1880–1908.11 ч. Троицкий И. Изложение веры церкви армянской. СПб., 1875. Феодор Студит. Творения/Пер. профессоров СПбДА Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1907–1908. 2 . Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского Acta Pauli et Theclae//Acta apostolorum apocrypha/Ed. R. A. Lipsius. Leipzig, 1891.Vol. 1. Amelineau E. Histoire des monasteres de la Basse-Egypte//Annales du Musee Guimet. Paris, 1894. Vol. 25. Eicbborn A. Athanasii de vita ascetica testimonia collecta. Halle, 1886. Epistula II ad Corinthios//Opera patrum apostolorum/Hrsg, von A Harnack. Lipsiae, 1876–1878. Bd. I. Harnack A. Medicinisches aus der ältesten Kirchengeschichte//Texte und Untersuchungen. Bd. VIII. Hf. 4. Holl K. Enthusiasmus und Bussgewait beim griechischen Mönchtum. Eine Studie zu Symeon dem Neuen Theologen. Leipzig, 1898. Klebba E. Die Antropologie des hl. Irenaeus//Kirchengeschichtliche Studien. Münster, 1894. Bd. II. Hf. 3. Ligbtfoot J. B. Apostolic Fathers: In 5 vol London, 1885–1890. Martyrium Polyearpi//Opera patrum apostolorum/Hrsg. von A. Harnack. Lipsiae, 1876–1878. Bd. II. Patrologia Graeca/Ed. J. P. Mignë In 162 vol. Paris, 1857–1866. T. 2, 6, 7, 20, 25, 26, 67, 82. Patrologia Latina /Ed. J. P. Mignë In 221 vol. Paris, 1844–1864. T. 1–4. Weinei H. Die Wirkungen des Geistes und der Geister im nachapostolischen Zeitalter bis auf Irenaeus. Freiburg, 1899. Weingarten H. Der Ursprung des Mönchturns. Gotha, 1877.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Москва успокаивается, готовясь к Светлой заутрене. Заперты лавки, вышел и спрятался в домах весь народ. Кое-где редко-редко слышен звук колеса, и на притихающий город, на его «семь холмов» спускается та невыразимая таинственная ночь, которая принесла миру обновление. Тихо-тихо все над Москвой под надвигающимися крылами этой ночи. Заперты еще церкви, не горят вокруг них огни. И прежде чем встрепенется живая земная Москва, раньше ее навстречу Воскресающему Христу поднимается другая, вековечная Москва. Из запертых соборов, из окрестных монастырей поднимаются нетленные создатели Москвы. И прежде всех из своей раки в Даниловском монастыре поднимается святой благоверный князь Даниил Александрович Московский. Тихо проходит он, покрытый схимой, смиренной поступью инока по пустынным улицам Замоскворечья, переходит мосты и вступает в Кремль. Молится на золоченные им соборы Спас на Бору и Архангельский, и широко невидимою рукою отворяются перед храмосоздателем двери этого собора. «Здравствуйте вы, — говорит он, вступая в усыпальницу потомков, — благоверные великие князья Московские, здравствуйте вы, цари великие, Большая и Малая Россия царств Казанского, Сибирского, Астраханского и иных земель обладатели». И на зов князя-схимника отверзаются древние гробы. Встает со светлым лицом его сын, Иоанн Даниил Калита. Встает тем же милостивым, нищелюбивым. Встает сын Калиты Иоанн Иоаннович Кроткий и внук высокопарящий Димитрий Иоаннович Донской и иные князья: Василий, и державные суровые Иоанны, и благочестивый Феодор, и восьмилетний мученик царевич Димитрий. Все они встают из гробов под схимами, покрывающими их светлые великокняжеские и царские золотые одежды и венцы, и молча приветствуют друг друга поклонами, собираясь вокруг своего прародителя и первоначальника Москвы — Даниила. И когда все они соберутся, выступает их сонм из северных, открывающихся пред ними настежь дверей и идет к южным вратам собора Успенского. «Повели, княже», — тихо говорят они, дойдя до врат. Святой Даниил делает на дверях широкое крестное знамение, и тогда сами собой отверзаются врата святилища русского народа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Однажды ночевавший у него крестьянин Мелетий, проснувшись ночью, увидел его молящимся у церкви, с воздетыми руками, которые светились, как огненные свечи.  Так прожил он 15 лет, молясь за весь мир и ободряя себя словами: «Терпи, Филипп, мужайся и крепись!» Тогда пришел к нему инок Спасо-Каменного монастыря Герман и просил его позволить ему жить с собой. «Тяжка и прискорбна жизнь здесь, брате!» — ответил ему преподобный. Герман отвечал: «Терпение, отче, начало спасению, потерплю о Христе сколько возмогу!» Жили они вместе довольно долго, и Герман записывал рассказы прп. Филиппа о себе. Перед кончиной он сказал Герману: «Прошу тебя, брате, не оставляй меня, ибо недолго мне осталось быть с тобой!» Был поздний вечер. Преподобный лежал в полном изнеможении и шептал молитвы. Герман, стоя перед иконами, совершал правило. Вдруг он услышал голос: «Встань и смотри». Герман подошел к своему наставнику. Чудное благоухание пролилось по келье. Лицо только что усопшего подвижника сияло, как у ангела. Было это 14 ноября 1527 г. Почившему было 45 лет. На другой день пришел из Александро-Свирского монастыря иеромонах Иов и вместе с Германом похоронил его. Герман пробыл 40 дней на его могиле, совершая поминовения, а потом ушел в свой монастырь на Кубенском озере, где и написал житие его. А на месте подвигов прп. Филиппа возник Свято-Троицкий Ирапский монастырь, где и почивали его святые мощи до нашего времени. •  Место для обители быт указано преподобному на р. Андоге, в 45 верстах от Череповца. Местность эта называлась Красный Бор, обитель — Красноберской или Ирапской Филипповой пустынью и также Свято-Троицкой, по престольному празднику. Во времена подвижничества преподобного монастырь относился к Новгородской епархии, ныне — к Вологодской (Череповецкий р-н Вологодской обл.). Мученик Иоанн Казанский (+ 1529) Память его празднуется 24 янв. В 1529 г. во время набега на Кострому татары  увели в плен юношу Иоанна. В плену они тщетно старались совратить его в ислам — Иоанн все ночи проводил в молитве и был непоколебим. Тогда они отвели его на кладбище и там после жестоких пыток решили отрубить ему голову. Однако же это им не удалось, и они ушли, бросив его замертво в снегу. Когда он остался один, руки его сами развязались, а снег растаял вокруг него. Он встал, пошел к послу вел. князя Московского и рассказал ему все о себе. В ту же ночь он скончался, напутствованный Святыми Христовыми Тайнами. Погребли его на  русском кладбище.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Особенно широко почитание св. Иоанна Воина было распространено в Малороссии. В этой российской стороне крестьяне обращались к святому с особыми молитвами. Обворует ли кто, и есть подозрение на вора, – служат св. Иоанну Воину молебен, и воры так боялись святого, что нередко сознавались в своей вине; народ поэтому называл его карателем воров. Обидит ли кто – в этом случае тоже обращались к Иоанну Воину и отправляли ему молебны о защите от всех напастей и обидчиков. В «Сказании о святых» этому угоднику полагалась особая молитва об обретении украденных вещей и бежавших слуг. В Прологе об этом угоднике читается, что он «изряднее рабом уходства удерживает, татьбы извещает и уличение яве творит». Церковь не запрещала молитв к св. Иоанну Воину, в которых русские люди просили его об избавлении от ненавидящих и обидящих, от всех врагов видимых и невидимых. В Киевском Софийском соборе находилась икона св. Иоанна Воина с молитвой и кондаком этому угоднику. В первой было написано: «О великий заступниче и угодниче Христов Иоанне Воинственниче! Помилуй раба твоего, сущаго в бедах, и скорбех, и во всякой злой напасти, и сохрани от всякаго зла, заступи от обидящаго человека. Тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога». Или же в кондаке говорится: «О великий и всемилостивый страдальче Иоанне, дивный и страшный, небеснаго Царя воине! Приими моление от раба твоего и от настоящия бедя, от лукаваго человека, от злаго хищения и будущаго мучения избави мя, верно вопиюща Ти аллилуия». Память мч. Иоанну отмечается 30 июля/12 авг. Иоанн Казанский Мученик (ск. 1529), во время набега на Кострому татары увели в плен юношу Иоанна. В плену они тщетно пытались совратить его принять исламскую веру, но святой все ночи проводил в молитвах и был непоколебим. Тогда татары отвели его на кладбище и там, после жестоких пыток, решили отрубить ему голову. Однако им это не удалось и они ушли, бросив мученика замертво на снегу. Когда он остался один, руки его сами развязались, а снег растаял вокруг него. Св. Иоанн встал, пошел к послу вел. кн. Московского в Казани и рассказал все о себе. В ту же ночь он скончался, напутствованный Святыми Христовыми Тайнами. Погребли его на русском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010