В мае прот. Иессей вернулся в Имерети и вскоре был вызван вдовой св. Соломона II царицей Марией (1785-1841) в Москву, дабы стать ее духовником. Прот. Иессей тяготился светской жизнью царицы и ее придворных, но Мария не отпускала его и не отдавала документы. В 1819 г. при помощи камердинера царицы и митр. С.-Петербургского Серафима (Глаголевского) прот. Иессей получил паспорт и по совету гостившего в Москве архимандрита Иверского монастыря (Ивирона) на Афоне через Одессу отправился в К-поль с намерением побывать на Св. земле. Однако в К-поле Иерусалимский патриарх Поликарп (1808-1827) посоветовал прот. Иессею до Великого поста пожить на Афоне, о к-ром прот. Иессей тогда «почти ничего не знал». Скрыв свое происхождение и сан, он под видом бедного инока пришел в Ивирон. Однако идиоритмический устав и отсутствие насельников-грузин ему не понравились, и он поступил в Дионисиат (см. Дионисия преподобного монастырь на Афоне), где по благословению игум. Стефана нес послушание «в магерной», т. е. исполнял наиболее тяжелые работы (колка дров, ношение воды и др.), а также трудился на виноградниках. В пустыни близ Дионисиата подвизался знакомый грузин прот. Иессея. Великим постом в 1821 г. они приняли постриг: прот. Иессей с именем Иларион, его друг - с именем Венедикт (впосл. известный афонский старец Венедикт (Киотишвили; † 9 марта 1862)). Однажды некий монах зашел в келью И. Г., где увидел его документы (рус. паспорт и тур. фирман). Игумен потребовал принести их, и один из монахов смог прочесть фирман. Так в мон-ре узнали об иерейском сане И. Г., но подвижник упросил братию скрыть это. Однажды И. Г. попросил разрешения игумена сходить в Иверский мон-рь за груз. книгами, ибо, не зная греч. языка, «он лишался слышания Слова Божия». В Ивироне его узнал архимандрит, с к-рым И. Г. познакомился в Москве. Игумен Иверского мон-ря удерживал его в мон-ре 3 дня и упрашивал остаться у них, но И. Г. отказался. Весть о царском духовнике обошла весь Афон, и в Дионисиате его встретили как старца. Игум. Стефан уговаривал И. Г. взять на себя исповедничество, братия не позволяла заниматься тяжелой работой. Тогда И. Г. оставил мон-рь и поселился в пустыни.

http://pravenc.ru/text/389217.html

В визант. и древнерус. искусстве А. изображалась обычно на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или прав. Симеона, нередко в профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим жестом. Цвета ее одеяний различны: светлый хитон и пурпурный мафорий (мозаика в юго-зап. тромпе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.); светло-серые одежды (фреска кон. 80-х гг. XIV в. ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде); красный хитон и зеленый мафорий (икона нач. XV в. из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК)); темно-синие одеяния (двусторонняя икона-таблетка 2-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ)); красный мафорий и белый плат (икона 1-й пол. XVI в. из иконостаса ц. Архангелов во Пскове (ПИАМ)). Нередко А. представлена старицей с изможденным лицом, седыми волосами: в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 98 об.), на иконе кон. XV - нач. XVI в. критского мастера (ГЭ), на иконе 1546 г. из иконостаса мон-ря Ставроникита на Афоне. В руке у А. свернутый свиток, напр., в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 365, 976-1025 гг.), на иконе 2-й четв. XV в. из тверского («кашинского») чина (ГРМ) или развернутый свиток, напр., на тетраптихе с сюжетами 12 праздников XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи 40-х гг. XII в. Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мон-ря на иконе «Походная церковь» ок. 1589 г. (ГТГ). Надпись на свитке обычно восходит к тексту Лк (2. 38): «Се есть всемъ ч[у]дно uзбabлehie в г[оро]д[е] Iepoycaл[u]мe» - на новгородской четырехчастной иконе 1-й пол. XV в. (ГРМ); «Се приближися uзбabлehie всемъ живущи(м)» - на иконе «Спас Вседержитель на престоле, с 28 клеймами», ок. 1682 г., письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ); на ярославской иконе нач. XVII в. (ЯХМ) с редкой иконографической программой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. 6), в описании Сретения отмечено, что А. стоит рядом со св. Иосифом: «Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: «Сей младенец сотворил небо и землю»». Этот вариант текста, также часто встречающийся на иконах, имеется, напр., на свитке А., представленной в ряду пророков на полях Киккской иконы Божией Матери, кон. XI - 1-й трети XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/115542.html

Сер. XVI в. Свт. Григорий Великий. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. Сер. XVI в. Юность Г. В. совпала с непродолжительным временем восстановления в Италии римско-визант. культурных традиций, в промежутке между отвоеванием Византией этой территории у готов и очередным нашествием варваров - лангобардов . Это позволило Г. В., с детства предназначенного к политической карьере, получить основательное образование, особенно в области права. Поступив на гос. службу, он ок. 573 г. стал одним из высших должностных лиц в Риме. Однако после смерти отца решил оставить политическую деятельность и принять монашество. Он основал 6 мон-рей в наследственных поместьях на Сицилии ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 5) и в 574/5 г. превратил свой дом в Риме, находившийся на склоне Целийского холма близ ц. мучеников Иоанна и Павла, в мон-рь во имя св. ап. Андрея Первозванного ( Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 6). Распродав оставшееся имущество, Г. В. раздал деньги бедным и стал вести строгую подвижническую жизнь в Андреевском мон-ре простым монахом в посте, молитве, изучении Свящ. Писания и святоотеческих творений. Св. Сильвия поселилась в келье недалеко от основанного сыном мон-ря (Ibid. I 9). Строгая аскеза ухудшила физическое здоровье Г. В., остававшегося слабым всю последующую жизнь ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; Beda. Hist. Angl. II 1). Вскоре Г. В. был призван к церковному и общественному служению: в 577/8 г. против его воли он был рукоположен, вероятно, папой Бенедиктом I ( Kelly J. N. D. The Oxford Dictionary of Popes. Oxf., 1986. P. 64-65) во диакона-регионария, а примерно через год преемником Бенедикта I папой Пелагием II был послан в качестве папского представителя, апокрисиария , в К-поль ( Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 25, 26) ко двору визант. имп. Тиверия I с целью заручиться военной поддержкой императора в борьбе римлян против опустошавших Италию лангобардов. В К-поле Г. В. приобрел большой опыт в гос. и церковно-адм. делах, продолжая вести, насколько было возможно, вместе с приехавшими с ним неск.

http://pravenc.ru/text/166740.html

В визант. традиции мон-рь, основанный Д., иногда считается 1-м из построенных в К-поле (см. эпиграмму прп. Феодора Студита (PG. 99. Col. 1081)), хотя в совр. науке преобладает др. мнение на этот счет (см. ст. Далмата мон-рь ). Обычно в качестве даты его основания, не подтвержденной источниками, называется 390 г. ( Aubert; Bertocchi). Временные указания в источниках противоречивы. Так, Синаксарь К-польской Церкви и Минологий Василия II делают современниками имп. Феодосия Великого и патриарха К-польского св. Аттика, в то время как Аттик стал патриархом только через 9 лет после смерти Феодосия. Возможно, произошло смешение имен императоров Феодосия I Великого и Феодосия II Младшего (408-450). Местоположение мон-ря точно определить невозможно: вероятно, он располагался в 12-м районе К-поля (между совр. р-нами Аксарай и Едикуле), к северо-западу от цистерны св. Мокия. К сер. V в. мон-рь приобрел большую известность, в соборных документах V-VI вв. подписи его архимандритов идут на 2-м месте после подписей архимандритов мон-ря Далмата ( Mansi. Т. 8. Col. 986, 1052). Дальнейшая история мон-ря прослеживается фрагментарно: известно, что именно там в 1-й период иконоборчества были спрятаны частицы мощей мч. Стефана Нового (La Vie d " Étienne le Jeune par Étiene le Diacre. Р. 74-75; Theoph. Chron. Т. 1. P. 443). Одно из последних упоминаний о мон-ре относится к нач. XIII в.- Антоний, архиеп. Новгородский, во время паломничества (1200) описывает церкви, расположенные между стенами Константина и стенами Феодосия, и в числе проч. упоминает о мон-ре прп. Дия, где хранятся мощи святого. Анонимное Житие Д. известно по одной греч. рукописи XVII в., хранящейся в мон-ре прп. Дионисия на Афоне (Dionys. N 145, 1619; Lambros S. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. Camb., 1895. N 3679). В наст. время критическое издание и англ. перевод Жития готовятся в Королевском ун-те Белфаста (Великобритания). Ист.: BHG, N 2105; SynCP. P. 829-830; Theoph. Chron. T. 1. P. 443; Theodori Studitae Iambi de variis argumentis//PG. 99. Col. 1778-1812; La Vie d " Étienne le Jeune par Étiene le Diacre/Introd., éd. et trad. M.-F. Auzépy. Aldershot, 1997. (BBOM; 3); PG. 117. Col. 549 [Минологий Василия II]; Νικδημος. Συναξαριστς. T. 6. Σ. 82-83; Книга Паломник. С. 26, 57, 86; ЖСв. Июль. С. 417-423.

http://pravenc.ru/text/172014.html

Брат Д. Феодосий попал в плен к пиратам, был выкуплен христианами и оказался в К-поле, где стал игуменом Манганского мон-ря, а затем митрополитом Трапезундским. В 1374 г. Д. отправился в Трапезунд, чтобы повидать брата и найти средства для строительства монастыря. Митр. Феодосий представил брата трапезундскому имп. Алексею III Великому Комнину (1349-1390), к-рого поразила аскетическая внешность подвижника, его добродетель и мудрое поведение. Д. предложил императору последовать примеру др. правителей и построить на Афоне свой мон-рь, к-рый соответствовал бы его славе и где возносились бы молитвы за него и его близких. Император согласился с условием, что мон-рь будет назван в честь Великого Комнина, в нем вечно будут поминать членов семьи императора, в мон-рь будут принимать всех паломников и желающих стать монахами жителей Трапезунда. На строительство было выдано 50 сомиев (визант. золотая монета, в 1340 соответствовавшая 140 серебряным монетам) с обещанием такой же суммы через 3 года и ежегодного пожертвования 1 тыс. комнинатов (серебряная монета Комнинов Трапезунда). Во время возвращения на Афон корабль Д. очутился вблизи араб. пиратского судна, но по молитве преподобного пиратам явился Иоанн Предтеча, к-рый устрашил и обездвижил их. По возвращении (1375) на пожертвованные деньги было начато строительство храма во имя Иоанна Предтечи, а также монастырских стен, келий, трапезной и водопровода. Когда средства закончились, Д. 2-й раз поехал к императору (1377), но по возвращении нашел мон-рь разграбленным пиратами, поэтому почти все деньги ушли на поездки в Вифинию, где Д. выкупал на рынках пленных монахов. В 1382 г. Д. ездил в К-поль, чтобы подтвердить права мон-ря на собственность у имп. Иоанна V Палеолога (1341-1391). Число монахов умножалось, а средств для покрытия их нужд и завершения строительных работ не было, поэтому, оставив за игумена Дометия, Д. в 1387 г. снова отправился к императору Трапезунда. Вручив попечение о своей обители брату, митр. Трапезундскому Феодосию, Д. скончался в возрасте 72 лет и был погребен с великими почестями. У его гроба были отмечены исцеления.

http://pravenc.ru/text/178321.html

сведения о жизни и мученической кончине Н. Л.: святой род. в 1656 г. в Фессалии, в г. Неохорио у подножия горы Олимп; отца звали Иоанн (Янаки), мать - Мария (Марула). Местный священник по имени Иероним заметил незаурядные способности мальчика и решил взять на себя заботу о его образовании. Он привел ребенка в находящийся неподалеку мон-рь Пресв. Богородицы, где под рук. игум. Евгения Н. Л. преуспевал в науках, с 15 лет изучал Свящ. Писание и творения отцов Церкви. Игумен, видя его успехи, хотел оставить Н. Л. в обители и постричь в монахи, однако тот выразил желание отправиться в К-поль. Игум. Евгений не смог переубедить Н. Л., и в 16 лет тот покинул мон-рь. Придя в столицу Османской империи, юноша, имея скромные сбережения, снял в аренду небольшой магазин для торговли продовольственными товарами, чтобы заработать себе на жизнь, а также скопить деньги и, вернувшись на родину, помочь своей бедной семье. Далее более подробно рассказывается, каким образом турок обманул Н. Л., и описываются судебные заседания, пребывание святого в темнице и пытки. В частности, здесь говорится о визите в тюрьму к Н. Л. К-польского патриарха (вероятно, Дионисия IV Серогланиса ) и о причащении мученика Св. Таин накануне казни. Де ла Круа указал на то, что Н. Л. был обезглавлен 27 сент. 1672 г. Патриарх выкупил главу Н. Л.; тело мученика согласно приговору бросили в море, однако греч. рыбакам удалось спасти его и доставить на о-в Прето, где оно было погребено в мон-ре Пресв. Богородицы. Мученичество Н. Л. составлено великим логофетом К-польской ц. Иоанном Кариофиллом и содержится в рукописи из Великой Лавры на Афоне (Ath. Laur. H 58). Впосл. прп. Никодим Святогорец включил в «Синаксарист» переработанный вариант Мученичества. Служба Н. Л. впервые была издана в Венеции в 1796 г. на средства братьев Димитрия и Иоанна Лелопулов из Карпенисиона; в 1923 г. в Афинах архим. Константин (Пападимитриу), игумен мон-ря Прусу во имя Пресв. Богородицы в Эвритании, также издал службу Н. Л. Вскоре после кончины мученика его честная глава была перенесена в ц.

http://pravenc.ru/text/2566122.html

С 1901 по 1914 г. Г. занимал должность уполномоченного по делам иконописных школ при Высочайше утвержденном Комитете попечительства о рус. иконописи, где сотрудничал с гр. С. Д. Шереметевым, акад. Н. П. Кондаковым и директором С.-Петербургского археологического ин-та Н. В. Покровским ; добился улучшения преподавания в иконописных мастерских Мстёры, Холуя и Палеха во Владимирской губ. С 1902 г. при его участии издавались «Известия» и «Иконописные сборники» комитета. На средства комитета была издана работа Г., сделавшая ему имя в научной среде,- «Фрески Ферапонтова монастыря» (СПб., 1911). Росписи Дионисия в соборе Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502), опубликованные в этом издании, стали открытием нач. XX в. 31 дек. 1911 г. на Всероссийском съезде художников в С.-Петербурге Г. сделал доклад о фресках Дионисия, после чего начались многочисленные поездки в Ферапонтов мон-рь художников и др. людей творческих профессий. Фотографии фресок Ферапонтова мон-ря, представленные на выставке съезда, вызвали дискуссию о способах наилучшей передачи цвета и фактуры живописи Дионисия. Одновременно Г. организовал на съезде выставку древних икон из московских и с.-петербургских частных коллекций, напечатал каталог выставки и ее обзор в «Трудах» съезда. Г. является автором одной из первых общих работ о древнерус. искусстве, опубликованной в качестве приложения к кн. Ш. Байе «История искусств» (К., 1902. С. 325-366). В 1911-1913 гг. Г. совершил 3 научных путешествия на Афон, доставил в Россию неск. фрагментов афонской стенной живописи и опубликовал альбом «Фрески Панселина в Протате на Афоне» (СПб., 1914), где впервые были изданы цветные фотографии фресок нач. XIV в. в соборе Протата. В июле 1918 г. Г. принял предложение И. Э. Грабаря войти в Комиссию по сохранению и раскрытию древней живописи в России, созданную при Музейной коллегии Наркомпроса РСФСР. В июле-авг. того же года принимал участие в расчистке фресок XII в. в Дмитриевском соборе и фресок нач. XV в. в Успенском соборе во Владимире. Пользуясь связями в высших церковных кругах, получил грамоту Святейшего Патриарха Тихона с благословением на производство этих работ и на осмотр чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери в соборной церкви Боголюбова мон-ря. В сент. 1918 г. участвовал в экспедиции А. И. Анисимова в Кириллов Белозерский и Ферапонтов мон-ри, где была, в частности, расчищена икона-портрет прп. Кирилла Белозерского, приписываемая Дионисию Глушицкому. В этот период Г. активно переписывался с находившимся в эмиграции Кондаковым, к-рого считал своим учителем. По возвращении из экспедиции занял должность инспектора при Главном управлении архивного дела в Петрограде, но 1 сент. 1919 г. перешел на должность хранителя древних тканей в Оружейную палату Московского Кремля.

http://pravenc.ru/text/162161.html

Икона Божией Матери «Парамифия». XIV в., с поновлениями XVI — нач. XVII в., XVIII–XIX вв. (мон-рь Ватопед на Афоне) Икона Божией Матери «Парамифия». XIV в., с поновлениями XVI — нач. XVII в., XVIII–XIX вв. (мон-рь Ватопед на Афоне) Серебряный позолоченный оклад, изготовленный в Яссах (Молдавия) в 1859 г. по заказу архимандрита мон-ря Ватопед Дионисиянадписи в нижнем картуше ризы сообщаются, кроме сведений о заказе, имена 20 вкладчиков), повторяет композицию и детали изображения на иконе. Он полностью закрывает образ, кроме ликов (в т. ч. кисти рук, ступни Богомладенца), нимбы и одеяния украшены чеканными растительными орнаментами; на полях в овальных клеймах помещены полуфигуры пророков с атрибутами. Икона Божией Матери «Парамифия» в окладе (1859 г). (мон-рь Ватопед на Афоне) Икона Божией Матери «Парамифия» в окладе (1859 г). (мон-рь Ватопед на Афоне) Н. П. Кондаков рассматривал икону как произведение XV или нач. XVI в. с поздними переделками «греко-итальянского происхождения», которое написано «так же, как все письмо соборных фресок Ватопеда» ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 3. С. 167). По мнению Н. П. Лихачёва, источником иконографии являлись средневек. зап. образцы, такие как роспись апсиды (ок. 1200) капеллы вмц. Екатерины в крипте собора Нотр-Дам в Монморийоне (деп. Вьенна, Франция; см.: Лихачёв. 1911. С. 213, 217. Рис. 458). Совр. исследователи выявили ряд образцов аналогичной иконографии, созданных до прославления образа, преимущественно на Кипре, Крите, в Сербии и др. странах визант. мира. Цигаридас и Пападимитриу в качестве раннего примера назвали фреску на предалтарном сев. столбе в ц. Св. Софии в Охриде (Македония, между 1037 и 1056; сохр. нижняя часть композиции, ноги Младенца обнажены и перекрещены; реконструкцию П. Мильковича-Пепека см.: Miljkovi -Pepek P. La fresque de la Vierge avec le Christ du pilier situé au nord de l " iconostase de Sainte Sophie à Ochrid//Akten des XI Internationalen Byzantinistenkongresses: München, 1958. Münch., 1960. S. 388-391). А. Папагеоргиу считал, что этот иконографический тип возник в К-поле ( Παπαγεωργου. 1999. Σ. 333-335). Смысл иконографии, переданный в жесте лобзания руки Спасителя, связывают с Его голгофской жертвой, с целованием после снятия с креста при оплакивании, с пророчеством Симеона Богоприимца (Лк 2. 34-35).

http://pravenc.ru/text/2581723.html

Хрисовул имп. Андроника III, данный мон-рю Хиландар. 1317 г. Хрисовул имп. Андроника III, данный мон-рю Хиландар. 1317 г. В отличие от этих актов, включавших постановления общего характера (constitutiones generales), с XI в. основным типом имп. актов становятся распоряжения в форме специальных законов (leges speciales). Они издавались в виде хрисовула или простагмы. Хрисовул (χρυσβουλλος λγος; хрисовульное слово) получил свое наименование от золотой печати, или буллы (χρυσ βολλα), к-рой скрепляли имп. грамоты. Печати представляли собой круг из золота диаметром 2,5-4 см и были атрибутом только имп. персоны; на одной стороне специальным штемпелем наносилось изображение василевса (часто с соправителем или соправительницей), осеняемого образом Христа или Богородицы, на оборотной стороне указывались имена и офиц. титулы владельца печати. Печати подвешивались к акту на специальном шнуре (ленте). Хрисовул составлялся по определенной форме и подписывался собственноручно императором пурпурными чернилами. Этот вид актов выдавался по особо торжественным поводам. Торжественные акты, скрепленные серебряной (ργυρς) печатью, назывались аргировулами («серебропечатными»). Простагма (πρσταγμα - распоряжение, приказ) представляет собой имп. акт, формуляр к-рого отличается меньшей торжественностью. Еще одним видом имп. грамот в Византии был сигиллий (σιγλλιον от sigillum - знак, печать), под к-рым не ставилось имя василевса, а указывалась лишь дата (месяц и индикт) издания документа; он также скреплялся имп. печатью. Наконец, видами имп. распоряжений были питтакии (γρμματα πιττκια) и орисмос (ρισμς), подобные по характеру сигиллию. Указ имп. Алексея IV Великого Комнина. 1416 г. (мон-рь Дионисиат на Афоне) Указ имп. Алексея IV Великого Комнина. 1416 г. (мон-рь Дионисиат на Афоне) Др. тип визант. имп. актов представлен документами по конкретным правовым казусам, издаваемыми в связи с запросами представителей власти, юристов или отдельных частных лиц. Распоряжения василевса оформлялись в виде посланий (epistula; πιστολ или σκρα) или предписаний (subscriptio; λσις или σημεωσις). В грамотах последнего вида изначально различались λσις - ответ императора на запрос чиновника по вопросам администрации и фиска и σημεωμα (σημεωσις) - ответ императора по гражданским и церковноправовым вопросам; со временем эти нюансы стерлись.

http://pravenc.ru/text/158424.html

Прп. Никодим Святогорец. Икона. 1983 г. (мон-рь Симонопетра, Афон) Прп. Никодим Святогорец. Икона. 1983 г. (мон-рь Симонопетра, Афон) Житие Н. С. было написано Евфимием в 1813 г., т. е. через 4 года после кончины преподобного. Это сравнительно небольшое Житие содержит важнейшие свидетельства о вехах биографии Н. С. и обстоятельствах издания его основных трудов. Сохранилось также краткое Житие, составленное мон. Онуфрием Ивиритом (Кондуроглу; новейшее изд. см.: Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 28-33). Оно было впервые издано в составе подготовленных Н. С. книг «Толкование 14 посланий апостола Павла» и «Синаксарист» (изданы в Венеции в 1819). Значительная часть Жития, написанного мон. Онуфрием, посвящена перечислению основных изданий, над к-рыми работал Н. С. По случаю канонизации Н. С. в 1955 г. знаменитым гимнографом мон. Герасимом (Микрагианнанитом) составлены служба святому и его жизнеописание, причем в последнем были широко использованы данные Жития, написанного иером. Евфимием, дополненные сведениями, почерпнутыми из др. источников ( Γερσιμος Μικραγιανναντης. 2004. Σ. 102-127; ср.: Citterio. 2002. P. 907). Довольно многочисленные архивные документы, содержащие сведения о жизни и деятельности Н. С. и его ближайших соратников, хранящиеся в Великой Лавре св. Афанасия на Афоне и до сих пор не каталогизированные, остаются недоступными (Ibid.; ср.: Stiernon. 1981. Col. 234; см., однако, публикации С. Пасхалидиса, напр.: Πασχαλδης. 2007, где широко используются ранее неизвестные источники). До недавнего времени рус. читателю было доступно только одно сравнительно информативное и достоверное описание жизни и трудов Н. С.: Климент (Зедергольм), иером. О жизни и трудах Никодима Святогорца. М., 1865. СПб., 1998. В Греции в связи с торжествами, посвященными причислению Н. С. к лику святых (1955), афонским писателем мон. Феоклитом Дионисиатским была составлена биография Н. С., написанная на основе Житий иером. Евфимия и мон. Онуфрия и др. материалов, получившая широкое распространение (см.: Θεκλητος Διονυσιτης. 1959 (многократно переизд.); рус. пер.: Феоклит Дионисиатский. 2005). В этом труде встречаются многочисленные неточности, в т. ч. при цитировании источников, в частности Житий (их должен был частично компенсировать аппарат примечаний, являющийся особенностью рус. издания), значительное место занимают пространные рассуждения автора (подчас в ущерб информативности). Но следует учитывать, что именно книга мон. Феоклита представляет собой наиболее распространенное в греч. мире жизнеописание Н. С., из к-рого на протяжении десятилетий черпают сведения о нем др. исследователи его творчества (транслируя подчас и ошибки мон. Феоклита). Информацию о жизни и издательской деятельности Н. С. рус. читатель может также почерпнуть из кн.: Зоитакис. 2008 (см.: С. 16-24, 96-118). Из др. значимых описаний жизни и творений Н. С. наиболее важны: Καρασαρδης. 1998. Σ. 33-231; Citterio. 2002. P. 905-978; Marnellos. 2002. Жизнь

http://pravenc.ru/text/Никодим ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010