За кафоликоном находится пещера прп. Дионисия Олимпийского, в к-рой устроена церковь; сохранились остатки поствизант. росписей. К западу от И. П. с., за водопадом, расположена пещера, в к-рой подвизался свт. Григорий Палама, ниже - пещера свт. Феоны. В окрестностях И. П. с. помимо множества пещер существовали также небольшие обители, многие из которых в наст. время разрушены: над И. П. с.- свт. Николая Чудотворца (Палиомонастиро; в конхе сохр. фрагменты фресок XII в.) и прав. Лазаря, на кладбище - Св. Троицы, над кладбищем - Вознесения Господня, ниже И. П. с.- калива свт. Григория Паламы с одноименной церковью, над с. Метохи - мон-рь Палеомонастиро, между Вергиной, Метохи и Харадрой - св. Таксиархов, в долине р. Альякмонас - прп. Антония и равноап. Константина, по пути к дер. Фламурьес - Палеа-Мони и др. В с. Даски находится подворье И. П. с. с ц. св. Фотиды. Престольный праздник - Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 авг.). В этот день по традиции братия угощает паломников фасолевым супом с оливками. В 1984 г. было учреждено празднование Собору всех святых, подвизавшихся в И. П. с., к-рое совершается во 2-е воскресенье после Пятидесятницы. Святыни: честная глава равноап. Климента Охридского, частицы мощей свт. Иоанна Златоуста, вмц. Варвары, вмч. Пантелеимона, свт. Николая Чудотворца, ап. Луки, мч. Трифона, сщмч. Харалампия, бессребреников Космы, Дамиана, Кира и Иоанна, вмч. Артемия, св. Фалелея, сщмч. Дионисия Ареопагита. Дионисия преподобного монастырь на Афоне, также освященный во имя св. Иоанна Предтечи, передал И. П. с. перст этого святого. Среди реликвий - потир, подаренный мон-рю членами дома Романовых. Лит.: Χιονδης Γ. Σντομη στορα το Χριστιανισμο στν περιοχ τς Βροιας. Βροια, 1961; Πυρινς Π. Ανκδοτα γγραφα φορντα ες τς Ιερς Μονς Τιμου Προδρμου (Σκτη Βροιας) κα Μουτσιλης. Θεσσαλονκη, 1975; Κσσας Σ. Ο μοναχισμς στ Σκτη τς Βροιας στ βυζαντιν χρνια//Το Μοναστρι το Τιμου Προδρμου (Σκτη Βροιας). Βροια, 1994. Σ. 105-111; Παπζης Δ. Ιστορα τς Ιερς Μονς Τιμου Προδρμου (Σκτη Βροιας). Βροια, 1995; Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθναι, 19972. Σ. 154; Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. Τ. 1. Σ. 94-96; Κοκκνης Σ. Τ μοναστρια τς Ελλδος. Αθναι, 19992. Σ. 50; Ιερ Μον Τιμου Προδρμου Πιερων Προσκυνητριον τοι δηγς το προσκυνητ. Βροια, 2007.

http://pravenc.ru/text/577924.html

Чтобы возместить нанесенный ущерб, игум. Стефан отправился за помощью в К-поль, но в это время (янв. 1821) в столице происходили предреволюционные события (революция началась в марте 1821), поэтому поездка оказалась безрезультатной. В том же году турки заняли п-ов Касандра, уведя в плен все его население и угрожая так же поступить с Афоном, принявшим сторону восставших (из Д. м. на Касандру была перевезена большая пушка). В этой ситуации игум. Стефан решил вывезти святыни и ценности, среди которых были иконы Божией Матери «Фанеромени» и «Древний Предтеча», в свободную от турок Грецию. Во время загрузки корабля ночью 23 дек. 1821 г. внезапно поднялся шторм, и корабль унесло в море, в то время как большая часть имущества и 7 из числа сопровождавших его монахов остались на пристани. После упорной борьбы со стихией монахам удалось чудесным образом доставить на борт в шлюпке обе чтимые иконы. Сначала монахи поселились на о-ве Порос, где расположили к себе местных жителей после молебна перед десницей св. Иоанна Предтечи об исчезновении саранчи. Но взятие турками острова вынудило монахов переселиться на о-в Закинф (Ионические о-ва), где они прожили 4 года на подворье своего мон-ря. Еще 1,5 года они жили на др. подворье Д. м., на о-ве Скопелос, и 6 июня 1830 г., после почти 10-летних скитаний, вернулись на Афон. Старец Исаак Дионисиатский. Фотография. 1-я пол. ХХ в. Старец Исаак Дионисиатский. Фотография. 1-я пол. ХХ в. За это время в разных местах Греции погибло 30 монахов Д. м., еще 10 были казнены турками в 1822 г. в тюрьме «Белая башня» в Фессалонике по обвинению в содействии восстанию. Оставшиеся в Д. м. 14 монахов во главе с новым игум. Евлогием терпели издевательства тур. гарнизона. На молодых монахах турки возили дрова, как на мулах, а пожилые ушли на конак Д. м. в Карею. По возвращении братии в мон-рь возникли нек-рые уставные разногласия по причине различного образа монашеской жизни во время вынужденных странствий и плена. Духовная жизнь на Афоне, где в это время находились беженцы, в т.

http://pravenc.ru/text/178494.html

Ветхозаветные цари Д. и Соломон, предсказавшие сошествие Христа во ад, всегда присутствуют в сцене «Сошествие во ад» (напр., на иконе 1494-1504 гг., ГРМ). Их руки в этой композиции часто скрыты складками одежд. В составе пророческого чина высокого иконостаса Д. занимает место справа от Богоматери (главный иконостас и иконостас придела арх. Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в.) или в центре ряда (иконостас Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, ок. 1497, ГТГ)). Д. представлен в композиции «Похвала Богородицы» (роспись свода Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля (1481), икона «Похвала Богородицы, с Акафистом», сер. XVI в., ГРМ), на иконах «Богородица с Младенцем и избранными святыми на полях» (1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), «Богородица с Младенцем, двумя ангелами и пророками» (1-я пол. XV в., Галерея Академии во Флоренции); реже - среди праведников в композициях «Страшный Суд» (икона новгородской школы, 2-я пол. XVI в., ГИМ - Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. 381. С. 36-37), «Достойно есть» (икона моск. школы, 2-я пол. XVI в., ГТГ - Там же. Т. 2. 477. С. 97-98), «О Тебе радуется» (икона круга Дионисия, нач. XV в., ГТГ). Образ Д. как пророка, предвозвестившего Воплощение Христа, встречается на царских вратах: полуфигура с развернутым вверх свитком над фигурой Богоматери (врата: 2-я пол. XVI в., Нац. исторический музей Софии; капелла монастыря Хиландар на Афоне (1773); часовня св. Архангелов в Рильском мон-ре (1786) и др. болг. памятники XVII-XVIII вв.). Образ Д.-царя, из рода к-рого происходит Спаситель, включается в композицию «Древо Иессеево» (роспись сев.-зап. галереи Благовещенского собора Московского Кремля, 60-е гг. XVI в.). Образ Д. присутствует в рельефной декорации храмов Владимиро-Суздальской Руси. Если в Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском это ростовая фигура с развернутым свитком в руке, то в ц. Покрова на Нерли (1165-1166) и Димитриевском соборе во Владимире - Д.-псалмопевец, сидящий с гуслями - в руках. В последнем из перечисленных памятников фигура Д. занимает ведущее положение на всех 3 фасадах. Д. с гуслями как часть самостоятельного сюжета в различных композициях: в росписи ц. арх. Михаила в Леснове, Македония (1346), иллюстрирующей 3 последних псалма, в частности Пс 149, а также в клейме на сюжет притчи о богатом и бедном Лазаре на иконе «Спас Смоленский, с притчами» (XVI в., ГММК). Образ Д. присутствует в неск. композициях юж. и зап. т. н. Золотых врат Рождественского собора Суздаля 30-х гг. XIII в.: «Пророк Нафан обличает царя Давида», «Царь Давид перед битвой» и «Воскресение».

http://pravenc.ru/text/168470.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРРИОТУ [греч. Βεοιτου; Веррийца (от назв. Веррия)], одна из древнейших афонских обителей. Впервые упоминается в акте прота Иоанна (996), подписанном игум. В. Симеоном (Actes de Lavra. Pt. 1. N 12). В Типиконе Константина IX Мономаха (1045) имя верриотского игум. Никифора указано 18-м по счету в перечне 32 имен настоятелей афонских обителей (Actes du Prôtaton. N 8). Исследователи предполагают, что с сер. XI в. на Афоне существовало 2 мон-ря с этим названием, один был посвящен св. Стефану ( Παπαχρυσνθου. Σ. 237). Считается, что они находились недалеко от рус. обители Ксилургу и в XIV в. были поглощены соседним Ватопедом ( Σμυρνκης. Σ. 56, 674-675, 678; Χρστου. Σ. 58). Последние упоминания о В. относятся к 1312-1316 гг. (Actes de Vatopédi. T. 1. N 45-46). В этом мон-ре подвизались слав. монахи: в акте прота Исаака (1316) стоит подпись славянина иером. Симеона из В., к-рый был духовником в «обители Росов», т. е. в Ксилургу (Actes de Vatopédi. T. 1. N 46). Ист.: Actes de Lavra. Pt. 1: Des origines à 1204/Ed. P. Lemerle e. a. P., 1970. (ArAth; 5); Actes du Prôtaton/Ed. D. Papachryssanthou. P., 1975. (ArAth; 7); Actes de Vatopédi/Ed. J. Bompaire e. a. P., 2001. T. 1. (ArAth; 21). Лит.: Порфирий (Успенский), еп. История Афона. СПб., 1892. Ч. 3/2. С. 186; Σμυρνκης Γ. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. Αθναι, 1903. Καρυα, 19882; Χρστου Π. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. Αθωνικ πολιτεα - στορα, τχνη, ζω. Αθνα, 1987; Παπαχρυσνθου Δ. Ο θωνικς μοναχισμς: Αρχς κα οργνωση. Αθνα, 1992; Παυλικινωφ Κ. Σλβοι μοναχο στ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος π τν ι ς τν ιζ ανα. Θεσσαλονκη, 2002. Σ. 12-13. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь, расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос)

http://pravenc.ru/text/158186.html

Эта древнейшая на Афоне чудотворная икона входит в иконостас придела с правой стороны. Она выполнена из восковой мастики, черты лика размыты по причине истечения мира. Эту икону держал в руках Сергий I, патриарх К-польский, обходя стены осажденного персами и славянами К-поля (626). Заступничеством Пресв. Богородицы неприятельский флот был рассеян штормом, и город спасен. Перед этой иконой впервые был совершен Акафист Пресв. Богородице. Литургию в приделе служат ежедневно, по субботам ее возглавляет игумен. На великие праздники икона крестным ходом переносится в кафоликон и ставится в киоте перед левой колонной. Серебряная позолоченная риза, согласно надписи на ней, изготовлена в 1786 г. На оборотной стороне серебряной ризы изображено вручение иконы прп. Дионисию имп. Трапезунда Алексеем III Комнином в 1374 г. С иконой связано много чудес. Похищенная пиратами (1592), она была возвращена ими в мон-рь, после того как Пресв. Богородица явилась в открытом море капитану корабля, на к-рый обрушился шторм, и приказала вернуть Свою икону. Когда по прибытии в Д. м. был открыт ковчег, в к-ром лежала икона, он оказался наполненным благоухающим миром. 2 пирата при виде чуда покаялись и стали монахами. Др. чудо произошло с начальником Афонской академии Евгением Вулгарисом (архиепископ Славянский и Херсонский при Екатерине II). Он подробно описал исцеление от опухоли в груди в 1758 г. от этой иконы. Фрески придела выполнены в 1890 г. Вне стен обители находится храм Всех святых на монастырском кладбище, расписанный мон. Меркурием в 1627 г. на средства мон. Герасима из Дунайских княжеств. Судя по множеству икон Божией Матери (Акафист из 24 сюжетов: Введение во храм, Иоаким и Анна, пророчествующие о Деве, изображение Богородицы с архангелами над входом и др.), ранее этот храм был посвящен Ей. Иконостас новый, но выполнен по образцу старого и содержит некоторые древние иконы. Снаружи храма в стене имеется ниша, где находится гроб св. патриарха Нифонта. Кроме того, обители принадлежит храм во имя вмч.

http://pravenc.ru/text/178494.html

В XVIII в. мн. строительные и реставрационные работы были произведены по инициативе 2 одноименных ватопедских скевофилаксов: Филофея с о-ва Парос (перестройка башни св. Онуфрия, гостиницы (1708) и др.) и Филофея из Мудании в М. Азии (сооружение грандиозной трапезной (1785), фонтана с питьевой водой, параклиса ап. Андрея (1788)). На средства Патриархов Киприана К-польского (1708-1710) и Герасима II Александрийского (1689-1710), ушедших на покой и поселившихся в В., был отремонтирован монастырский комплекс и построены новые здания. В «Проскинитарии» Иоанна Комнина (1701) говорится, что «Ватопед в своих башнях держит великия и дивныя пушки» ( Порфирий (Успенский), еп. Ч. 3/2. С. 301-302). В 1766 г. К-польским Патриархом Серафимом II , жившим на покое на Афоне, на месте келлии св. Антония была основана келлия Серай с ц. ап. Андрея (впосл. Андреевский скит). В 1788-1798 гг. в северо-зап. углу мон-ря построен и расписан параклис во имя ап. Андрея (на средства Герасима, митр. Драмы, прежде ватопедского инока), а в 1794 г.- параклис в честь Пояса Пресв. Богородицы (Феофилом Созополитом). В сер. XVIII в. ватопедский скит св. Димитрия стал одним из центров движения колливадов (см. ст. Димитрия великомученика скит ). В 1756 г. в нем поселился Дионисий из Сьятисты, немного позднее там нашел прибежище мон. Иерофей и его ученики. Составленный в В. в 1759 г. устав этого скита косвенно свидетельствует, что В. благосклонно относился к проживанию там гонимых колливадов ( Χρυσοχοδης. Σ. 66). XIX - нач. ХХ в. С нач. XIX в. число братии снова увеличилось: по переписи 1808 г., в В. проживало 234 монаха ( Αλξανδρος Λαυριτης. 1963. Σ. 260; idem. 1966. Τ. 1. Σ. 25), а незадолго до восстания 1821 г., согласно болг. хронике, составленной монахами Никифором и Иерофеем,- 400 монахов в В. и 60 - в скиту св. Димитрия ( Krastanov. P. 96-97). В нач. XIX в. В. переживал период процветания благодаря значительным доходам, получаемым от своих владений. В 1808 г. приобретен небольшой мон-рь св. Георгия в Вулгаро на о-ве Тасос, а в 1815 г.- храм св. Андрея в Арте ( Παπγγελος. Σ. 88).

http://pravenc.ru/text/149927.html

В иконописи одной из наиболее ранних является икона посл. трети XIV в. «Св. Григорий Палама» (ГМИИ). Изображения Г. П. представлены на иконах: XVI в. (Византийский музей в Афинах), кон. XVI в. (мон-рь прп. Дионисия на Афоне), мастера Эммануила Цанеса, 1654 г. (ц. ап. Иасона и Сосипатра на о-ве Керкира, Греция) - в эпанокалиммахоне; «Св. Григорий Палама и вмч. Димитрий» (1-я пол. XVIII в., музей мон-ря Влатадон, Фессалоника); «Св. Григорий Палама, вмч. Димитрий и мч. Нестор» (1782, там же). В рус. искусстве изображения Г. П. встречаются на минейных иконах, среди к-рых - двусторонняя таблетка из собрания П. Д. Корина, датированная В. И. Антоновой XVI в., но, вероятно, созданная позднее (ГТГ, музей П. Д. Корина), икона XVII в. (ГТГ. Инв. 20535) - Г. П. в красной ризе и крещатой фелони, икона нач. XIX в. из Мстёры (Национальный музей, Стокгольм), икона XIX в. из ц. Успения Пресв. Богородицы на Апухтинке (ГТГ) и др. Описание внешности Г. П. содержится в текстах иконописных подлинников редакции, к-рые различаются незначительными деталями: «…сед, кудряв власы, аки Климент, брада Иоанна Богослова, риза крестечная, испод бел мало киноварен, в руках обеих Евангелие, и амфор» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 48). Лит.: Искусство Византии в собр. СССР: Кат. выст. М., 1977. Т. 3: Искусство XIII в. Кат. 949; Попов Г. В. Икона Григория Паламы из ГМИИ и живопись Фессалоник поздневизант. периода//Искусство Зап. Европы и Византии. М., 1978. С. 262-275; Bank A. Byzantine Art in the Collections of Soviet Museums. Leningrad, 1977, 1985. Cat. 319; Treasures of Mount Athos. Thessal., 1997. Cat. 2.88; Τσιγαρδας Ε. Ν. Εκονιστικς μαρτυρες το Αγου Γρηγορου το Παλαμ σ ναος τς Καστορις κα τς Βροιας: Συμβολ στν εκονογραφα το Αγου//Πρακτικ Θεολογικο Συνεδρου ες τιμν κα μνμην το ν γοις Πατρς μν Γρηγορου ρχιεπισκπου Θεσσαλονκης το Παλαμ. Θεσσαλονκη, 1986. Σ. 263-294; Τσιγαρδας Ε. Ν. Εκονιστικς μαρτυρες το γου Γρηγορου Παλαμ στν Θεσσαλονκη κα στ Αγιον Ορος//Ο γιος Γρηγριος Παλαμς στν στορα κα τ παρν Πρακτικ διεθνν πιστημονικν συνεδρων Αθηνν (13-15.11.1998) κα Λεμεσο (5-7.11.1999)/Επ. Γ. Ι. Μαντζαρδη. Αγιον Ορος, 2000. Σ. 193-216; Icons Nationalmuseum, Stockholm, 2002/Ed. U. Abel, V. Moore. Stockholm, 2002. 222; Триандафиллопулос Д. Церковная живопись и исихазм: Дилемма между преображением во Христе и гуманистическим возрождением в период туркократии/Пер. с новогреч.: Е. М. Саенкова//ИХМ. 2005. Т. 9. С. 18-28.

http://pravenc.ru/text/168057.html

Никодима Святогорца. В иконостасе этого храма стоят царские врата XV в. и 2 иконы - Христа с архангелами (XV в.) и Богородицы Оранты эпохи Палеологов, остальные иконы размещены по стенам. Среди них можно отметить двустороннюю икону с Иоанном Предтечей и имп. Алексеем III Великим Комнином с одной стороны и 4 Трапезундскими святыми - с другой (XIV в.), 2 иконы «Распятие Христа» (XIV-XV вв.), ряд из 21 иконы 1-й пол. XVI в., 4 изображения пустынных отцов (кон. XVI в.), иконы нач. XVII в., выполненные монахами Даниилом и Меркурием, и большое количество более поздних икон. Неск. икон большого размера помещено в комнате для собраний - это Деисус критского иконописца Евфросина (1542): Христос, Богородица, Предтеча и апостолы Петр и Павел. Мощевик патриарха Нифонта. 1515 г. Мощевик патриарха Нифонта. 1515 г. В Д. м. хранятся мощи многих святых. Главная реликвия - десница св. Иоанна Предтечи, «пришествие» которой в обитель (1800) торжественно празднуется в 4-е воскресенье Великого поста. Особую ценность имеют 3 мощевика: свт. Нифонта в виде храма, реликварий с миром вмч. Димитрия и ковчежец с правой рукой прп. Матроны Хиосской, где находится также миниатюрная бумажная рукопись Псалтири, самая маленькая на Афоне (8×5,5 см). Мощевик патриарха Нифонта является даром валашского господаря Нягое Басараба. Он выполнен в виде точной копии 5-купольного храма во имя свт. Николая Чудотворца, построенного этим правителем недалеко от Бухареста и бывшего тогда митрополией Тырговиште. Мощевик (вес ок. 20 кг, размеры 42×30×42 см) выполнен из золота, серебра и смальты и представляет собой уникальный образец трансильванского искусства. В нем находятся мощи свт. Нифонта, за исключением главы и правой руки, хранящихся в румын. мон-ре Куртя-де-Арджеш. После кончины святителя в Д. м. его останки были отвезены в Валахию посланными Нягое, где от них происходило много исцелений. По заповеди явившегося ему во сне свт. Нифонта Нягое вернул мощи в мон-рь в роскошном мощевике, а взамен оставленной им у себя части его мощей даровал Д.

http://pravenc.ru/text/178494.html

Никодима Святогорца, написанная в 1958 г. (Преподобный Никодим Святогорец: Житие и труды. М., 2005). Др. известный насельник Д. м.- Иосиф Дионисиатский, совр. писатель и агиограф. На рус. язык переведена его книга об игум. Д. м. Харалампии, духовным чадом к-рого был мон. Иосиф (Наставник молитвы Иисусовой: Жизнеописание Старца Харалампия Дионисиатского/Пер. с греч. братии пустыни Новая Фиваида Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. М., 2005). Подворья Д. м. в разные периоды истории владел многочисленными подворьями (47), расположенными большей частью за пределами Св. Горы, в основном на п-ове Халкидики. Подворья не только служили аграрными угодьями, но и являлись духовными и культурными центрами. Моноксилит - единственное подворье Д. м., расположенное на Св. Горе между пределами Хиландара и рус. подворьем Хрумица. Название восходит к местному подвижнику, использовавшему для общения с внешним миром лодку из цельной сосны (моноксил, т. е. однодревку). В документах упоминается мон-рь Моноксилит, к-рый пришел в запустение и был приписан к Великой Лавре, а затем, не позднее нач. XVII в., к Д. м. На подворье возделывались виноградники и производилось вино. Сюда направляли молодых послушников, пока у них не отрастет борода. Подворье сильно пострадало от наводнения 1911 г., землетрясения 1933 г. и пожаров 1922, 1927, 1937 и 1938 гг. Имеет храмы во имя свт. Василия Великого (центральный), при к-ром есть кельи, винные погреба и скрипторий, во имя вмч. Артемия и свт. Николая Чудотворца, в честь Рождества Пресв. Богородицы на пристани и во имя св. Бессребреников в винограднике. Наиболее значимые подворья за пределами Афона: Касандра (п-ов Касандра, земля пожалована имп. Иоанном VIII Палеологом в 1407), Мариана (близ совр. Полийироса), Метангици (п-ов Халкидики), Орфани (близ совр. г. Элефтеруполи) с визант. времени, подворья на островах Закинф, Тасос и Лесбос, в Кидонии (совр. Айвалык, Турция), в г. Филиппополь (совр. Пловдив, Болгария), Хотэрани (совр. Румыния). Все подворья пережили 2 тяжелых события: секуляризацию внешних монастырских владений в 1568 г.

http://pravenc.ru/text/178494.html

Посетив Афон во 2-й раз, Макарий «после поклонения святым монастырям пришел в Карею и был гостеприимно принят в келлии «Святой Антоний»... Он повстречал здесь Никодима и попросил его просмотреть «Добротолюбие»» (Βος το γου Νικοδμου Αγιορετου. Αθναι, 2000. Σ. 8). В то время Никодим еще был юным афонским подвижником, к-рый находился на Св. Горе (в монастыре Дионисиат) всего ок. 2 лет (с 1775) и еще не прославился никакими писательскими трудами. Ранее он встречался со свт. Макарием на о-ве Идра ок. 1773/74 г. и на Афоне в 1775 г. Хотя встречи эти были непродолжительными, он успел привязаться к аскетически настроенному епископу и избрал его своим духовным отцом. Именно келлия с ц. во имя прп. Антония Великого, на месте к-рой впосл. был построен Андрея апостола скит , стала, по всей видимости, местом, где материалы «Д.» были исправлены и приведены к пригодному для печати виду. Прп. Никодим исполнил возложенное на него послушание за год или за 2, поскольку известно, что уже в 1778 г. он возвратился в мон-рь Дионисиат. Исправленный вариант «Д.» был лично или через чье-либо посредство передан прп. Никодимом свт. Макарию, к-рый отвез его в Смирну (совр. Измир, Турция). Оттуда книгу, издание к-рой было поддержано щедрыми пожертвованиями, надлежало переправить для печатания в Венецию. В Смирне свт. Макарий встретился с главным благотворителем Иоанном Маврокордатом, принявшим его в своем доме и «обещавшим направить в печать священное добротолюбие отцов, книгу душеполезнейшую» (Βος κα πολιτεα το ν γοις Πατρς μν Μακαρου το Νοταρ. Αθναι, 1930. Σ. 118). Со дня завершения редактирования книги до ее выхода в свет в 1782 г. прошло ок. 5 лет. Согласно свидетельству прп. Паисия (Величковского), одновременно с изданием «Д.» свт. Макарий занимался подготовкой к печати Египетского патерика и творений прп. Симеона Нового Богослова , а также ряда др. святоотеческих творений. Он планировал постепенно издать все творения отцов-подвижников, чтобы уберечь их от гибели и забвения (Житие и писания... Паисия Величковского. С. 225-226).

http://pravenc.ru/text/178682.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010