Лит.: Вышний покров над Афоном. М., 1902 9. С. 95-98, 140-142; Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. Τ Αγιον Ορος. Αθναι, 1903. Καρυς, 1988 2. Σ. 680-689; Γριτσπουλος Τ. Α. Κωνσταμοντου μον//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 1230-1234; Μαμαλκης Ι. Π. Τ Αγιον Ορος δι μσου τν ανων. Θεσσαλονκη, 1971; Oikonomid è s N. Introduction//Actes de Kastamonitou. P., 1978. P. 1-21; Δωρθεος, μον. Τ Αγιο Ορος: Μηση στν στορα του και τη ζω του. Κατερνη, 1986. Τ. 1. Σ. 429-431; Καδς Σ. Το Αγιον Ορος: Τ μοναστρια και ο θησαυρο τους. Αθνα, 1996. Σ. 139-141; Милонас П. М. Иллюстрированный словарь Св. Афонской горы. Tüb., 2000. Т. 1. Ч. 1: Атлас 20 суверенных мон-рей. Вып. 1. С. 181-183; Вып. 2. С. 332-334; А. Света Гора и Хиландар у Османском царству: XV-XVII в. Београд, 2000; Vaporis N. M. Witnesses for Christ: Orthodox Christian Neomartyrs of the Ottoman Period: 1437-1860. N. Y., 2000. P. 341-342; Provatakis Th. M. Mount Athos: History, Monuments, Tradition. Thessal., 2001. P. 130-132; Херувим (Карамбелас), архим. Современные старцы Горы Афон: Пер. с греч. М., 2002. С. 511-560; Πεντζκης Ν. Γ. Αγιον Ορος: Ενας πλρης ταξιδιωτικς οδηγς. Αθνα, 2003. Τ. 2. Σ. 426-431; Γαβριλ Διονυσιτης, ρχιμ. Λαυσακν το Αγου Ορους/Ιερ Μον Διονυσου. Αγιον Ορος, 2004 3. Σ. 242-243; Порфирий (Успенский), еп. История Афона. М., 2007p. 2 т.; Borromeo E. Voyageurs occidenteaux dans l " Empire Ottoman (1600-1644). P., 2007. P. 829, 845; Паисий Святогорец, старец. Отцы-святогорцы и святогорские истории/Пер.: С. Говорун. М., 2009. С. 82-85. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос) ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННЫ СВЯТОЙ МАЛЫЙ СКИТ НА АФОНЕ [греч. Μικρ Αγα ρδβλθυοτεΑννα], расположен к северо-востоку от одноименного большого скита, к-рому подчинен. Основан в XVIII в., ныне имеет 4-5 келий. Здесь в XIX в. подвизался гимнограф Герасим Микраяннанитис . Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь, расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос)

http://pravenc.ru/text/115642.html

В 1663 г. Д. В. передал мон-рь св. Георгия на о-ве Самос в качестве подворья мон-рю вмц. Екатерины на Синае. В июле 1665 г. Д. В. подтвердил ставропигиальные права монастырей Йирокомион в Патрах и Кесариани под Афинами. В том же году при содействии тур. правительства в К-поле грекам были возвращены все храмы, прежде находившиеся во владении католиков. После отречения от Патриаршего престола Д. В. был митрополитом Фессалоникийским (1666 - 11 марта 1671). В Великую пятницу 1670 г. Д. В. приготовлял в Иерусалиме св. миро вместе с бывш. Иерусалимским патриархом Нектарием и пожаловал Святогробскому братству 10 тыс. гроссов, чтобы каждую субботу на проценты с этих денег братии раздавали хлеб из чистой белой муки. В 1671 г. Д. В. снова предпринял попытку взойти на Патриарший престол, но потерпел неудачу и удалился в Великую Лавру на Афоне, где на собственные средства построил башню-пирг и отремонтировал неск. храмов и келлии, украсил росписями монастырский кафоликон. В 1681 г. ненадолго приезжал в К-поль. Все имущество завещал Великой Лавре. Д. В. отличался большой ученостью, заботился о развитии греч. учебных заведений. Лит.: Γεδεν. Πνακες. Σ. 464-466; idem. Ανκδοτα σημειματα περ τν πατριαρχν Ανθμου Β, ιονυσου Γ, Ιερεμου Γ//Εκκλησιαστικ Αλθεια. 1881/1882. Τ. 2; Θορπουλος Ι. Ανλεκτα κ τν πατριαρχικν κωδκων//Εκκλησιαστικ Αλθεια. 1899. Τ. 19. Σ. 191; Λαυριτης Α. Ανκδοτα πατριαρχικ ϒρμματα// Ibid. 1903. Τ. 23. Σ. 420-422; Πασχλης . Π. Ο οκουμενικς πατριρχς ιονσιος Γ Βαρδαλς//Ενασιμα π τ τε πιτηρδι τς πιστημονικς δρσεως το μακαριωττου Χρυσοστμου Παπαδοπολου. Αθναι, 1931. Σ. 318-343; Γερμανς, μητρ. Σρδεων. Συμβολ ες τος πατριαρχικος καταλϒους Κωνσταντινουπλεως//Ορθοδοξα. 1935. Τ. 10. Σ. 127-129; Οι Πατριρχες του Γνους/Εκδ. Γ. Βαλσμης. Βλος, 1995. Σ. 71; История РЦ. Кн. 7. С. 137, 254-257; Лобачев С. В. Патриарх Никон. СПб., 2003. С. 216, 221-222; Севостьянова С. К. Мат-лы к «Летописи жизни и лит. деятельности патр. Никона». СПб., 2003. С. 207-208, 210, 218, 220, 221, 231-236.

http://pravenc.ru/text/178426.html

66 . Kravari V. Les actes privés des Monastères de l’Athos et l’unité du patrimoine familial//Eherecht und Familiengut in Antike und Mittelalter/Éd. Simon D. München 1992. 77–88. (Schriften des Historischen Kollegs: Kolloquien. 22). 67 . Kurtz E. Nachträgliches zu den Akten des Xenophonklosters//BB 1911. 18:3. 96–107. 68 . Papazoglou G. K. Horismos du despot Démétrios Paléologue, un acte du couvent Dionysiou du Mont Athos//Byz 1988. 58:1. 179–180. Архивы и документы (хрисовулы, грамоты, типики, помянники и т.п.) 69 . Герцман Е. Е. Первый Афонский монастырский Устав (по материалам Порфирия Успенского) //Эпоха Средневековья: проблемы истории и культуры. СПб. 1999. 8–10. 70 . Святогорский устав церковного последования/Пер. с греч. иером. Доримедонта (Сухинина) под ред. иером. Дионисия (Шленова) . СТСЛ; Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов м-рь 2002. 224. [Пер. по изд.: Афины 1997]. 71 . Фонкич Б. Л. Московский сборник афонских документов//Общественное сознание на Балканах в средние века. Калинин 1982. 37–47. 72 . Beck H.-G. Die Benediktinerregel auf dem Athos//BZ 1951. 44. 21–24. 73 . Delikanis Κ. Περιγραφικς κατλογος τν ν τος κδιξι το πατριαρχικο ρχειοφυλακεου σωζομνων πισμων κκλησιαστικν γγρφων περι τν ν θ Μονν 1630–1863. Κωνσταντινοπολις 1902. 344. 74 . Djuri I. Pomenik svetogorskog protata s kraja XIV veka//ZRVI 1981. 20. 137–169. 75 . Dölger F. Aus den Schatzkammern des Hl. Berges. München 1948. 363. 128 Taff. 76 . Enepekides K. P. Quelques documents byzantins des archives du Mont-Athos//RHE 1953. 48. 1088. 77 . Enepekides P. K. Josef Strzygowski’s ungedrucktes Ms. aus dem Jahre 1888 über den Heiligen Berg Athos//BS 1986. 27:1. 105–127. 78 . Esfigmenska povelja Despota ura/The Esphigmenou charter of Despot Djuradj/Ivi P., uri V., irkovi S. Beograd 1988. 107, ill., facsims. (Posebna izdanja/regionalni zavod za zaštitu spomenika kulture Smederevo. 1). 79 . Granstrem E., Medvedev E. Photographies de documents Athonites//REB 1975. 33. 277–293.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

архим. Филофею о заготовл. строев. материалов для монаст. зданий), 178 (Патриар. гр. 1664 г. о предосторожн. от пожаров), 179 (Патриар. гр. 1664 г. с выговором властям за пристрастн. розыск об обиде иконника Артемья их крестьянами), 180 (Гр. 1665 г. о сделан. распоряжениях патриар. Никоном), 191 (Ц. гр. 1666 г. архим. Филофею о недопущении быв. архидиакона Евфимия и др. лиц к заведов. монастыр. казною и отчинами), 200 (Ц. гр. 1667 г. об отказе в Тр.-Серг. м-рь прежней его отчины, взятой патр. Никоном к отчине Ивер. м-ря); V, 213 (Гр. 1692 г. архим. Феогносту о порядке богослужения), 228 (Челобитн. 1693 г. Старорусских посад. людей о солян. варницах), 244 (Указн. гр. 1695 г. архим. Антонию о духовн. суде и управлению), 281 (Ц. гр. 1698 г. архим. Антонию, о пересылке заключен. в м-ре стрельцов в Новгород); “Дополн. к Акт. истор.», IV, 140 (Наказ 1664 г. Петру Квашнину об отправл. воевод. должн.); V, 102 (Деяния Москов. собора 1666 г., IV, о вотчинах); VI, 61 (Гр. 1672 г. о невзимании оброка с варниц м-ря, подаренных Порфен. Винивитиновым; архим. Феодосий), 100 (Гр. 1674 г. о пустоше Ляховичи); VIII, 40 (Акты 1678 г. о сборе даточн. людей; стр. 131, имел во владении в 11 погостах Старорусского уез. 943 двора с 4.177 челов. крестьян); X, 22 (Письма 1682 г. кн. Голицына о бережении пристава, посланного в Иверский м-рь); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 4 руб.); “Акты юридич.», 108 (Меновая 1656 г. с сыном бояр. Никит. Гордеевым на пустоши в Новгор. уез.; архим. Дионисий), 296 (Поручн. 1664 г. по стрельцах), 331 (Поручн. 1696 по разн. священниках), 334 (Наказы XVII ст. монаст. приказчикам); “Временник Общ. ист.», 1852 г., XV, 43 (перепис. кн. 1658 г. домовой казны патр. Никона), 75 (в той же перепис. кн. записана «Меновая Патриарша на село Черкизово, что променено на село Кузяево в Ивер. м-рь, а то село Кузяево куплено на келейные деньги»), 98 (ящик обложен кожею, а в нем мощи святых, а взяты от Благовещенья, послать было Выверской м-рь), 111 (ложка серебр., на ней подпись отдана вкладу Преч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В османскую эпоху А. оставался под покровительством (хотя и не всегда бескорыстным) тур. султанов, что позволило Св. Горе сохранить хотя бы часть своей былой славы. Афонская община имела своих представителей при тур. администрации: 1 - в Фессалонике и 2 - в К-поле (при Патриархе и Высокой Порте). А. пользовался относительной независимостью и являлся своего рода оазисом для христиан, где укрывались притесняемые, стремившиеся в безмолвии и аскезе забыть о своем порабощении. А. оставался совершенно обособленным от остального мира, и лишь отдаленные отголоски исторических событий достигали этих мест. Монахи жили в покое, не интересуясь политикой, чем обезопасили себя от произвола турок. Во время тур. владычества монашеская жизнь была сосредоточена гл. обр. в 19 мон-рях, к к-рым в 1541/42 г. добавился мон-рь Ставроникита (о численности братии отдельных мон-рей и на А. в целом в кон. XV - 2-й пол. XVIII в. см.: С. 98-99). Так сложилась существующая и поныне группа из 20 основных обителей, между к-рыми была поделена вся область Св. Горы, и никто, кроме них, не мог отныне владеть землей на А. Фирман султана Селима I. 1513 г. (мон-рь Дионисиат) Фирман султана Селима I. 1513 г. (мон-рь Дионисиат) В 1513 г. султан Селим I торжественно был принят на Св. Горе (сопровождавшие его воины занимались грабежом). Султан издал фирман, касающийся мон-ря Ксиропотам, и подтвердил привилегии Св. Горы. То же сделали позже султаны Ахмед III, Селим III, Махмуд II и др. По законам ислама запрещалось строить и восстанавливать христ. здания, однако для А. подобное разрешение давалось без затруднений. Впрочем, турки далеко не всегда и не во всем проявляли благосклонность. На всех насельников Св. Горы был наложен весьма высокий подушный налог (харадж), размер и порядок взимания к-рого определяли султанские фирманы, Патриаршие сигиллии и проч. документы. Несмотря на отдельные налоговые послабления, предоставляемые султанами, ежегодный сбор этой суммы становился день ото дня тяжелее (см.: С. 63-78). С мон-рей также не раз взимались непосильные дополнительные подати и поборы, нередко производилась конфискация монастырских подворий и владений за пределами А.

http://pravenc.ru/text/77102.html

к экономическому кризису, так что становилось необходимым вмешательство экзархов Патриархии. Так, в 1799 г. по просьбе монахов Патриархия создала комиссию из 5 святогорских отцов для переписи доходов и расходов за время служения скевофилакса Кирилла Хиосского с целью передачи этой должности др. лицу. Однако произведенные перемены не принесли желаемого результата, и в 1810 г. для исправления ситуации были назначены 3 патриарших экзарха-святогорца. Мон-рь Дохиар. Рис. В. Г. Григоровича-Барского. 1744 г. Мон-рь Дохиар. Рис. В. Г. Григоровича-Барского. 1744 г. В годы национально-освободительной революции 1821-1829 гг. монахи Д. приняли участие в вооруженном сопротивлении, войдя в состав тысячного святогорского отряда. После поражения восстания в Сев. Греции для получения амнистии Д. был вынужден отправить в К-поль в качестве заложника мон. Гавриила, уплатить двойные налоги за время восстания и на свои средства содержать разместившийся в обители тур. гарнизон. Поскольку Д. был не в состоянии платить жалованье начальнику гарнизона (2,5 тыс. грошей), тот отправился на подворье в Эрмилии и побоями и истязаниями заставил его эконома мон. Мефодия продать подворье в 1832 г. (позднее оно было возвращено Д. через суд). Начальствующая братия с казной и святынями временно покинула мон-рь. Из 150 монахов, проживавших в обители до восстания, осталось 38. За время тур. оккупации Афона Д. лишился всех невывезенных ценностей, в т. ч. серебряных рак и мощевиков, подворья были разграблены, а скот отобран. Для укрепления дисциплины в обители было решено письменно просить Патриархию о замене идиоритмического устава киновиальным. Прошение это, подкрепленное личным присутствием в столице игум. Феоны, было удовлетворено на Синоде в 1834 г. Патриарх Константин I, зная трудности подобного перехода, прислал монахам письмо, в к-ром оговаривал правила и назначал на год временного игумена - Стефана из Дионисиата. Однако это начинание не увенчалось успехом из-за сопротивления ряда должностных лиц мон-ря.

http://pravenc.ru/text/180375.html

Богоматерь «Одигитрия». Деталь кацеи. Константинополь. Нач. XIV в. (музей Бенаки, Афины) Богоматерь «Одигитрия». Деталь кацеи. Константинополь. Нач. XIV в. (музей Бенаки, Афины) К визант. ручным кадильницам близка по типу медная К. XIII-XIV вв., найденная во время археологических раскопок в Киеве в 1988 г. (см.: Висоцький, Боровський. 1993; авторы именуют данный предмет «церковной чашей - дискосом» и ошибочно датируют 1527). На рукояти в виде пластины с округлым краем, крепящейся к корпусу К., имеется поясное изображение Христа Еммануила, обрамленное узкой полосой в виде полуциркульной арочки, на к-рой вязью написаны начальные слова молитвы на благословение кадила. Эти детали, а также растительный орнамент на ободке чаши выполнены в технике золотой наводки по меди и характерны для древнерусского церковного искусства домонг. времени. Кацея. Мон-рь Дионисиат, Афон. 2-я пол. XIX в. Кацея. Мон-рь Дионисиат, Афон. 2-я пол. XIX в. Бронзовые К. подобного типа, имеющие вид круглой чашечки с плоскими рукоятями, крепящимися горизонтально, нередко декорировались растительным орнаментом, изображениями животных. Напр., плоская округлая ажурная рукоять К. XIV в., сделанная, вероятно, на Балканах, оформлена парными фигурками грифонов и узором стеблей трав; к рукояти присоединен длинный металлический стержень (Byzantium: Treasures of Byzantine Art and Culture/Ed. D. Buckton. L., 1994. P. 200-201. Cat. 217). У похожей бронзовой кадильницы к округлой рукояти, отлитой в виде плоской пластины с ажурным орнаментом переплетающихся стеблей, отростков и остроконечных листьев, ранее был приклепан длинный стержень, от него остались следы крепления (Βυζαντνη κα μεταβυζαντνη τχνη. Αθναι, 1986. Ν 220). На ажурной рукояти бронзовой К. XIV в., выполненной в Сербии, в растительный орнамент извивающихся стеблей с остроконечными листками-кринами вплетены изображения 2 птиц. На кадильнице имеется крышка с прорезями для выхода кадильного дыма и с крестиком наверху (Byzantium, 330-1453/Ed. R. Cormack, M. Vassilaki. L., 2008. P. 244. Сат. 217). В Херсоне найдена полусферическая ажурная литая бронзовая крышка К. XIII в. с фигуркой птицы вместо крестика (см.: Византийский Херсон: Кат. выст. М., 1991. С. 209. 223).

http://pravenc.ru/text/1683959.html

Проскинитарий. 1547 г. (мон-рь Дионисиат) Проскинитарий. 1547 г. (мон-рь Дионисиат) Главный храм отделен от внутреннего притвора массивной стеной, в к-рой сделаны 2 или 3 дверных проема; центральный широкий проем называется «βασιλικ πλη» (царские врата; при переводе на рус. язык нередко возникает путаница, потому что в России принято называть «царскими» алтарные врата); нередко в дверных проемах, ведущих из внутреннего притвора в храм, устанавливаются массивные двери. В то время когда служба идет во внутреннем притворе, проем врат во внутренний притвор (царских) завешивается плотной завесой с вышитым на ней крестом. Справа и слева от царских врат, в притворе, помещаются иконы Христа и Божией Матери; по периметру всего внутреннего притвора установлены стасидии; игумен и служащий иеромонах, как правило, занимают стасидии у правого и левого столпов - перед иконами Христа и Божией Матери. Во внутреннем притворе может устанавливаться малая водосвятная чаша. Из внутреннего притвора во внешний ведут двери, запираемые на то время, когда нет службы. Для освещения кафоликона употребляют чистые восковые свечи и лампады на оливковом масле, а не электричество. В афонских храмах используется целый набор разнообразных светильников (их названия: λουσρνα, φανρια, φανς, κηρον ξαψλμων, λαδοκρι, δρακντια, κανδλαι, σταυρο, μανουλια, εσοδικ, σανδνιον - Ibid. Σ. 39, 42, 44, 49, 73, 243-248, 254-255), наиболее крупными являются хорос (χρος - висящий на 4 цепях металлический обруч диаметром чуть меньше центрального купола храма, состоящий из сложно декорированных литых звеньев, на к-рые ставятся свечи разного размера и к к-рым прикреплены небольшие иконы, подвешены различные украшения) и паникадила (центральное (μγας πολυλαιος) висит вдоль оси центрального купола, внутри хороса; 4 др. (πολυλαια) размещены вне хороса по 4 сторонам света; еще одно (πολυλαιος λιτς) находится во внутреннем притворе). Правила возжжения свечей и лампад достаточно сложны и неукоснительно соблюдаются; все светильники главного храма одновременно горят только раз в году - в пасхальную ночь. Кроме того, по праздникам хорос и паникадила раскачивают в определенные моменты службы, что придает ей необыкновенную торжественность и красоту. На башне кафоликона или (чаще) на отдельной колокольне находятся разнообразные колокола и деревянные и стальные била ; неподалеку от кафоликона, часто внутри специальной беседки, установлена большая каменная водосвятная чаша (φιλη). Суточный круг

http://pravenc.ru/text/77102.html

После того как священник подтвердил достоверность сведений, по настоянию Вассиана (Патрикеева) его подвергли пытке, после к-рой он скончался. Под влиянием инока Вассиана вел. князь «опалился» на Дионисия и Н., велел сжечь их пустыньки, а их самих заточить в Кириллов Белозерский мон-рь. Г. М. Прохоров считает, что доносительство изначально являлось главной целью пребывания Дионисия и Н. в заволжских скитах ( Прохоров. 1988. С. 131). Но этому предвзятому выводу противоречат свидетельства Н. и автора «Письма о нелюбках...». Н. и Дионисий вынуждены были остаться в заволжских скитах. Хотя Нил Сорский доброжелательно относился к Н., большинство обитателей скитов к ученикам Иосифа Волоцкого были настроены враждебно. В заволжских скитах могли находиться лица, причастные к ереси жидовствующих (см. Жидовствующие ), к-рым покровительствовали старцы Кириллова мон-ря. Можно предполагать, что эти события имели место в разгар полемики Вассиана (Патрикеева) против Иосифа Волоцкого, т. е. в 1511-1512 гг. ( Алексеев. 2014. С. 239-247). По словам Н., он «в велицей нужи многи скорби претерпеша». Во время написания посланий старцу Герману (Подольному) летом 1509 г. Н. и Дионисий еще не были в заточении, следов., опала имела место между летом 1509 и 1512 гг. Не позднее 1512 г. Н. уже был в Иосифовом мон-ре ( Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова мон-ря. СПб., 1911. Прил. С. 9.). Н. удалось вывезти из заволжских скитов неск. рукописей, переписанных Нилом Сорским. Это рукописи РГБ. Вол. 630, Троиц. 684 и МДА. 207, а также ГИМ. Епарх. 349 и РНБ. Солов. 326/346. Все они были переданы в Иосифов мон-рь в качестве вкладов об упокоении душ усопших родственников Н. Три сборника (РГБ. Вол. 507; 630; РНБ. Солов. 326/346) снабжены сходными вкладными записями: «В лто 7022. Написана бысть книга сиа съборник в обитель Пречистыа Богородица честнаго и славнаго ея Успениа, в строение преподобнаго отца нашего Иосифа, еже есть близ Волока Ламьскаго, и дана бысть иноком Нилом Полевым по трех душахь, написати их по преставлении в списокь повседневной: Ксению, инока Марка, инока Нила.

http://pravenc.ru/text/2577627.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010