Этот процесс был общим для иконографии воинов-мучеников и отражал веру в их могущество и почитание как предводителей небесного воинства, «изгоняющих врага души» (эпиграмма Мануила Фила, обращенная к «великому Георгию воину, сидящему перед городом и извлекающему наполовину меч из ножен»). Однако тронные изображения Д. С. количественно превосходят аналогичные произведения с фигурами др. св. воинов. К числу ранних примеров подобной иконографии относятся: визант. рельеф на фасаде собора Сан-Марко в Венеции (XII в.); костяная иконка из Херсонеса (рубеж XII и XIII вв., Национальный музей-заповедник «Херсонес Таврический»); рус. икона из Успенского собора в Дмитрове (нач. XIII в., ГТГ) - везде Д. С. представлен с наполовину извлеченным из ножен мечом. В палеологовскую эпоху этот тип приобретает тесную связь с почитанием Д. С. как покровителя Фессалоники: в росписи новгородской ц. Спаса на Ковалёве (1380), исполненной балканскими мастерами, и на иконе 1-й пол. XV в. из мон-ря прп. Дионисия на Афоне Д. С. представлен сидящим на фоне городских стен. Впосл. иконография Д. С. на престоле получила широкое распространение в рус. и балканском искусстве, при этом в иконах поствизант. периода меч обычно изображается вложенным в ножны и поднятым острием кверху, в правой руке святого появляется копье, отсутствовавшее в ранних памятниках такого типа (икона XVII в., Иверский мон-рь), иногда меч не изображается (икона 1507 г., мон-рь Пантократор на Афоне; икона кон. XVIII в., мон-рь Ставроникита). Детализированное изображение доспехов и оружия на таких иконах следует традиции, общей для палеологовского и поствизант. искусства. Образ Д. С.- полководца-триумфатора в ряде случаев подчеркивается надписями: Μγας Δοξ и Απκαυκος. На нек-рых иконах XVI-XVIII вв. восседающий на престоле Д. С. как победитель попирает ногами и поражает копьем царя Калояна, что придает триумфальный характер иконографии (средник житийной иконы XVI в., мон-рь Каракал; икона 1-й пол. XVII в., мон-рь Пантократор на Афоне; икона рубежа XVII и XVIII вв., мон-рь Варлаама в Метеорах,- под ногами Д.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Икона Божией Матери «Парамифия». XIV в., с поновлениями XVI — нач. XVII в., XVIII–XIX вв. (мон-рь Ватопед на Афоне) Икона Божией Матери «Парамифия». XIV в., с поновлениями XVI — нач. XVII в., XVIII–XIX вв. (мон-рь Ватопед на Афоне) Серебряный позолоченный оклад, изготовленный в Яссах (Молдавия) в 1859 г. по заказу архимандрита мон-ря Ватопед Дионисиянадписи в нижнем картуше ризы сообщаются, кроме сведений о заказе, имена 20 вкладчиков), повторяет композицию и детали изображения на иконе. Он полностью закрывает образ, кроме ликов (в т. ч. кисти рук, ступни Богомладенца), нимбы и одеяния украшены чеканными растительными орнаментами; на полях в овальных клеймах помещены полуфигуры пророков с атрибутами. Икона Божией Матери «Парамифия» в окладе (1859 г). (мон-рь Ватопед на Афоне) Икона Божией Матери «Парамифия» в окладе (1859 г). (мон-рь Ватопед на Афоне) Н. П. Кондаков рассматривал икону как произведение XV или нач. XVI в. с поздними переделками «греко-итальянского происхождения», которое написано «так же, как все письмо соборных фресок Ватопеда» ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 3. С. 167). По мнению Н. П. Лихачёва, источником иконографии являлись средневек. зап. образцы, такие как роспись апсиды (ок. 1200) капеллы вмц. Екатерины в крипте собора Нотр-Дам в Монморийоне (деп. Вьенна, Франция; см.: Лихачёв. 1911. С. 213, 217. Рис. 458). Совр. исследователи выявили ряд образцов аналогичной иконографии, созданных до прославления образа, преимущественно на Кипре, Крите, в Сербии и др. странах визант. мира. Цигаридас и Пападимитриу в качестве раннего примера назвали фреску на предалтарном сев. столбе в ц. Св. Софии в Охриде (Македония, между 1037 и 1056; сохр. нижняя часть композиции, ноги Младенца обнажены и перекрещены; реконструкцию П. Мильковича-Пепека см.: Miljkovi -Pepek P. La fresque de la Vierge avec le Christ du pilier situé au nord de l " iconostase de Sainte Sophie à Ochrid//Akten des XI Internationalen Byzantinistenkongresses: München, 1958. Münch., 1960. S. 388-391). А. Папагеоргиу считал, что этот иконографический тип возник в К-поле ( Παπαγεωργου. 1999. Σ. 333-335). Смысл иконографии, переданный в жесте лобзания руки Спасителя, связывают с Его голгофской жертвой, с целованием после снятия с креста при оплакивании, с пророчеством Симеона Богоприимца (Лк 2. 34-35).

http://pravenc.ru/text/2581723.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛИПИЯ МОНАСТЫРЬ [греч. Αλυπου Μον], на Афоне. Время и обстоятельства основания древнего мон-ря во имя св. Алипия, находившегося на землях совр. мон-ря Кутлумуш, неизвестны. Упоминание об этом «царском и Патриаршем» мон-ре встречается в актах Кутлумушского мон-ря (D ölger. N 82, 85), из к-рых известно, что уже с нач. XIV в. А. м. пришел в упадок по причине бедности. Хрисовулами имп. Андроника II Палеолога (1282-1328), Андроника III Палеолога (1328-1341) и Иоанна VI Кантакузина (1347-1354) предписывалось, чтобы А. м. «оставался и сохранялся даже в последние времена всецело и неприкосновенно от всех, желающих наложить на него руку». Сигиллий К-польского Патриарха Каллиста I (1350-1353, 1355-1363) подтверждает имп. хрисовулы, запрещая присоединять владения А. м. к др. мон-рям или к афонскому Протату. Несмотря на эти указы, экономическое положение мон-ря продолжало ухудшаться; с нач. XV в. А. м. был заселен монахами Кутлумушского мон-ря, покровительство к-рого способствовало продолжению жизни обители. Поскольку сигиллий Каллиста I запрещал ликвидацию А. м., был созван совет святогорских иноков, определивший направить послание Патриарху Иосифу II (1416-1439) с просьбой присоединить А. м. к мон-рю Кутлумуш, дабы восполнить недостаток братии и вывести обитель из нищеты. В 1428 г. Патриарх направил сигиллий с определением поселить кутлумушских иноков в А. м. «из-за наступившего обеднения и запустения»; соборным храмом обоих мон-рей считать храм А. м., а Кутлумуш считать подворьем; новые насельники должны были заняться реорганизацией и перестройкой мон-ря, чтобы впредь он не попал под власть др. афонских мон-рей или Протата. Однако события развивались иначе: кутлумушские монахи не приняли прежнее название А. м., и фактически он прекратил свое существование. Остатки построек А. м. находятся на совр. подворье святых апостолов Кутлумушского мон-ря. Лит.: Lemerle P. À propos de la fondation des Koutloumous//BCHell. 1934. T. 58. P. 221-234; 1936. T. 60. P. 428-446; D ö lger F. Aus den Schatzkammern des heiligen Berges. Münch., 1948. S. 221-223, 227-230; Παπαδπουλος Στ. Γ. Αλυπου, Μον//ΘΗΕ. Τ. . Σ. 220-221. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь, расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос)

http://pravenc.ru/text/114472.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСЕЙ III ВЕЛИКИЙ КОМНИН (в Крещении Иоанн; 1338-1390), трапезундский имп. (с дек. 1349). Сын трапезундского имп. Василия и Ирины из Трапезунда. Овладел троном при поддержке К-поля и принял имя А. В. К. Вступил в брак с Феодорой из рода Кантакузинов . Сумел остановить гражданскую войну (1341-1355) и борьбу группировок местной знати. Благодаря политике матримониальных союзов с соседними мусульм. правителями ослабил угрозу со стороны сопредельных тюрк. эмиратов. Заключил ряд договоров с Генуей (1363, 1373) и Венецией (1364, 1367, 1376), обеспечивших возобновление торговли с ними и восстановление после смут и разрушений итал. факторий. Был ктитором и дарителем многих церквей и мон-рей в Трапезундской империи (Сумела, Вазелон, Феоскепасту и др.) и на Афоне ( Дионисиат ). Имп. Алексей III Великий Комнин и императрица Феодора.Изображение на хрисовуле. Сент. 1374 г. (мон-рь Дионисиат) Имп. Алексей III Великий Комнин и императрица Феодора.Изображение на хрисовуле. Сент. 1374 г. (мон-рь Дионисиат) Иконография Известно неск. портретов А. В. К.; наиболее сохранившийся - миниатюра на пергаменном хрисовуле императора в мон-рь Дионисиат на Афоне, датируемом сент. 1374 г. В верхней части свитка изображены стоящие на красном подножии А. В. К. и его супруга Феодора. Император облачен в саккос и лор , к-рый, как и корона, богато украшен драгоценными камнями, в его правой руке крест, в левой - хрисовул, скрепленный красной перевязью и печатью. Императрица держит др. конец свитка; она облачена в красное, с широкими рукавами, одеяние с орнаментом в виде золотых двуглавых орлов. Хрисовул был издан, когда А. было около 35 лет, и в портрете, где император представлен с усами и раздвоенной бородой каштанового цвета, передана возрастная характеристика. Головы А. В. К. и Феодоры окружены не обычными золотыми, а красными нимбами, над к-рыми помещены золотые печати. Вверху, над имп. четой,- погрудный образ благословляющего обеими руками св. Иоанна Крестителя (в честь к-рого освящен мон-рь).

http://pravenc.ru/text/64530.html

В визант. традиции мон-рь, основанный Д., иногда считается 1-м из построенных в К-поле (см. эпиграмму прп. Феодора Студита (PG. 99. Col. 1081)), хотя в совр. науке преобладает др. мнение на этот счет (см. ст. Далмата мон-рь ). Обычно в качестве даты его основания, не подтвержденной источниками, называется 390 г. ( Aubert; Bertocchi). Временные указания в источниках противоречивы. Так, Синаксарь К-польской Церкви и Минологий Василия II делают современниками имп. Феодосия Великого и патриарха К-польского св. Аттика, в то время как Аттик стал патриархом только через 9 лет после смерти Феодосия. Возможно, произошло смешение имен императоров Феодосия I Великого и Феодосия II Младшего (408-450). Местоположение мон-ря точно определить невозможно: вероятно, он располагался в 12-м районе К-поля (между совр. р-нами Аксарай и Едикуле), к северо-западу от цистерны св. Мокия. К сер. V в. мон-рь приобрел большую известность, в соборных документах V-VI вв. подписи его архимандритов идут на 2-м месте после подписей архимандритов мон-ря Далмата ( Mansi. Т. 8. Col. 986, 1052). Дальнейшая история мон-ря прослеживается фрагментарно: известно, что именно там в 1-й период иконоборчества были спрятаны частицы мощей мч. Стефана Нового (La Vie d " Étienne le Jeune par Étiene le Diacre. Р. 74-75; Theoph. Chron. Т. 1. P. 443). Одно из последних упоминаний о мон-ре относится к нач. XIII в.- Антоний, архиеп. Новгородский, во время паломничества (1200) описывает церкви, расположенные между стенами Константина и стенами Феодосия, и в числе проч. упоминает о мон-ре прп. Дия, где хранятся мощи святого. Анонимное Житие Д. известно по одной греч. рукописи XVII в., хранящейся в мон-ре прп. Дионисия на Афоне (Dionys. N 145, 1619; Lambros S. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. Camb., 1895. N 3679). В наст. время критическое издание и англ. перевод Жития готовятся в Королевском ун-те Белфаста (Великобритания). Ист.: BHG, N 2105; SynCP. P. 829-830; Theoph. Chron. T. 1. P. 443; Theodori Studitae Iambi de variis argumentis//PG. 99. Col. 1778-1812; La Vie d " Étienne le Jeune par Étiene le Diacre/Introd., éd. et trad. M.-F. Auzépy. Aldershot, 1997. (BBOM; 3); PG. 117. Col. 549 [Минологий Василия II]; Νικδημος. Συναξαριστς. T. 6. Σ. 82-83; Книга Паломник. С. 26, 57, 86; ЖСв. Июль. С. 417-423.

http://pravenc.ru/text/172014.html

Брат Д. Феодосий попал в плен к пиратам, был выкуплен христианами и оказался в К-поле, где стал игуменом Манганского мон-ря, а затем митрополитом Трапезундским. В 1374 г. Д. отправился в Трапезунд, чтобы повидать брата и найти средства для строительства монастыря. Митр. Феодосий представил брата трапезундскому имп. Алексею III Великому Комнину (1349-1390), к-рого поразила аскетическая внешность подвижника, его добродетель и мудрое поведение. Д. предложил императору последовать примеру др. правителей и построить на Афоне свой мон-рь, к-рый соответствовал бы его славе и где возносились бы молитвы за него и его близких. Император согласился с условием, что мон-рь будет назван в честь Великого Комнина, в нем вечно будут поминать членов семьи императора, в мон-рь будут принимать всех паломников и желающих стать монахами жителей Трапезунда. На строительство было выдано 50 сомиев (визант. золотая монета, в 1340 соответствовавшая 140 серебряным монетам) с обещанием такой же суммы через 3 года и ежегодного пожертвования 1 тыс. комнинатов (серебряная монета Комнинов Трапезунда). Во время возвращения на Афон корабль Д. очутился вблизи араб. пиратского судна, но по молитве преподобного пиратам явился Иоанн Предтеча, к-рый устрашил и обездвижил их. По возвращении (1375) на пожертвованные деньги было начато строительство храма во имя Иоанна Предтечи, а также монастырских стен, келий, трапезной и водопровода. Когда средства закончились, Д. 2-й раз поехал к императору (1377), но по возвращении нашел мон-рь разграбленным пиратами, поэтому почти все деньги ушли на поездки в Вифинию, где Д. выкупал на рынках пленных монахов. В 1382 г. Д. ездил в К-поль, чтобы подтвердить права мон-ря на собственность у имп. Иоанна V Палеолога (1341-1391). Число монахов умножалось, а средств для покрытия их нужд и завершения строительных работ не было, поэтому, оставив за игумена Дометия, Д. в 1387 г. снова отправился к императору Трапезунда. Вручив попечение о своей обители брату, митр. Трапезундскому Феодосию, Д. скончался в возрасте 72 лет и был погребен с великими почестями. У его гроба были отмечены исцеления.

http://pravenc.ru/text/178321.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь прп. Дионисия на Афоне [Дионисиат; греч. Ιερ Μον το Αγου Διονυσου], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской. Расположен на крутой прибрежной скале юго-зап. побережья п-ова Афон (Айон-Орос), на высоте ок. 80 м над уровнем моря, между мон-рями прп. Григория и св. Павла. В иерархии 20 афонских мон-рей занимает 5-е место, хотя в ранний период существования занимал 19-е место (согласно 3-му Уставу Св. Горы (1394)). В источниках встречается неск. названий мон-ря: Великого Комнина, Петра (т. е. скала) или Неа-Петра (новая скала), Честного Предтечи и св. Дионисия. Представитель Д. м. каждый 5-й год председательствует в Свящ. Эпистасии (см. в ст. Афон ). Игумен - архим. Петр (с 1989). Общее число братии - 53 чел., в т. ч. 8 монахов в зависимых от мон-ря келлиях. Главные праздники - Рождество св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня (7 июля), Собор Иоанна Предтечи (20 янв.), память прп. Дионисия и его учеников (25 июля), свт. Нифонта II, патриарха К-польского (11 авг.), суббота Акафиста (суббота 5-й седмицы Великого поста), вторник Светлой седмицы (крестный ход с Акафистной иконой Божией Матери). Мон-рь управляется избираемым пожизненно на общем собрании братии игуменом и герондией (духовным собором или советом старцев) из 8 членов. Ими также избирается на год орган исполнительной власти - эпитропия из 2 членов, к-рая вместе с игуменом осуществляет решения герондии как власти законодательной. Распределение властных полномочий между герондией и эпитропией касается экономических и адм. вопросов, а духовная власть принадлежит игумену. м. имеет 8 келлий в окрестностях Кареи и кафизму св. Апостолов рядом с мон-рем. Наиболее значимые келлии - Рождества Богородицы на территории Протата и св. Стефана (представительство мон-ря в Карее), а также келлия Введения во храм Пресв. Богородицы. В сев.-зап. части полуострова находится большое подворье мон-ря Моноксилит. Из 47 подворий за пределами Афона, упоминавшихся в исторических документах, в наст. время в распоряжении Д. м. осталось лишь небольшое лесное угодье на п-ове Халкидики, маленькое подворье на о-ве Айос-Эфстратиос и неск. строений в Фессалонике. Основание монастыря

http://pravenc.ru/text/178494.html

Правители Неманичи и представители серб. знати основали много монастырей-усыпальниц ( Жича , Милешева , Сопочани и др.), многие из правителей и их близких принимали постриг: напр., кор. Стефан Урош I , его супруга Елена (см. Елена Анжуйская ), их сын кор. Драгутин (см. Феоктист , серб. король), супруга царя Душана IV Елена (см. Евгения , местночтимая прп.). Серб. мон-ри помимо духовного имели важное социальное и культурное значение и были своеобразными научными центрами того периода: в них действовали лечебницы, школы и скриптории. Помимо богатых ктиторских обителей возникали и небольшие обители отшельников, о распространении в XIII-XV вв. пустынножительства в Сербии свидетельствуют Жития преподобных Петра Коришского и Иоанникия Девичского . Южнослав. М. с кон. XIII до XV в. находилось под влиянием исихазма и учения прп. Григория Синаита. Главным центром исихазма в Болгарии считались мон-ри в обл. Парория (локализуется возле с. Воден, близ г. Болярово, в горном массиве Странджа, недалеко от черноморского побережья Болгарии). Одним из учеников прп. Григория Синаита был прп. Ромил (ок. 1385), к-рый принял постриг в Тырнове, жил в Парории, подвизался на Афоне, но, желая избежать славы, ушел в Сербию. В Сербии сложилась группа исихастов, живших уединенно либо в скитах (см. в статьях Синаиты сербские , Григорий Новый ). В этот период много мон-рей возникло в удаленных местах (напр., скальные комплексы близ г. Шумен, г. Тервел, мон-рь Аладжа и др.) и в городах. Одним из значимых мон-рей этого периода был Килифаревский мон-рь (см. Килифаревский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь), его монахи-книжники заложили основы тырновской книжной школы и воспитали ок. 400 учеников. В XIII-XIV вв. многочисленное южнославянское М. играло весьма заметную роль на Афоне. Афонские монахи славянского происхождения (в т. ч. болгары Дионисий Дивный , Закхей (Философ) и Иосиф ) осуществили т. н. афоно-тырновскую справу (редакцию) большого числа литургических и богословских текстов на славянском языке и способствовали распространению святоотеческой книжности среди всех славян. Зограф и Хиландар способствовали распространению в болг. и серб. обителях визант. духовной культуры, иногда их насельники участвовали в решении конфликтов между К-полем, властями Болгарии и Сербии. Когда Св. Гора фактически входила в Сербское царство (1345-1371), сербские монахи часто возглавляли афонский Протат, а в кон. XIV в. серб. иноки благородного происхождения Герасим и Арсений восстановили афонский Павла святого монастырь .

http://pravenc.ru/text/2564108.html

[македон., болг. Кирил] (Пейчинович) (ок. 1771, с. Теарце близ Тетова, совр. Республика Македония - 12.03.1845, мон-рь свт. Афанасия, близ с. Лешок, там же), болг. иером., книжник. О молодых годах жизни К. сведений не сохранилось. Возможно, он был учеником Иоакима Кырчовского . К. принял монашеский постриг в Хиландарском мон-ре на Афоне вместе со своим отцом Пейчином (в монашестве Пимен) и дядей (в монашестве Далмат) и впосл. жил в мон-ре Пресв. Богородицы в Кичеве. В 1801-1818 гг. он был игуменом Маркова мон-ря во имя вмч. Димитрия Солунского близ Скопье. Восстановил мон-рь после разграбления и возродил в нем духовную жизнь. Здесь в традициях болг. дамаскинов на простом болг. языке он составил «Зерцало, написанное для использования на простейшем и некнижном языке болгарском Нижней Мёзии» (Огледало: Описася ради потребы и ползования препростейшим и не книжним языком болгарским долния Мисий. Будим, 1816), в которое включил различные проповеди, поучения, нравственные наставления, толкования библейских чтений, молитвы и оригинальное «Поучение каждому христианину, как следует отмечать праздники Господские и в честь святых и как подобает причащаться Святым Причастием». «Поучение...» получило широкое распространение в болг. книжности XIX в. В 1818 г. стал игуменом мон-ря во имя свт. Афанасия Александрийского (см. Лешокский мон-рь ), к-рым управлял до 1830 г., а после жил в нем как простой монах. Основал при обители келейное уч-ще, собрал богатую б-ку (сейчас рукописи из ее собрания хранятся в архивах Москвы, Белграда, Софии и др.) и планировал открыть типографию. В 1831 г. К. составил «Книгу глаголемую утешение грешным», к-рая была напечатана в Фессалонике (Солуни) в 1840 г. в типографии Феодосия Синаита (автограф хранится в НБКМ). Также К. написал Краткое житие кн. Лазаря и ряд записок летописного, исторического (в основном об истории мон-ря свт. Афанасия) и автобиографического характера, сохранившихся на полях рукописных и печатных книг (напр., Кичевского сборника (ГИМ. Хлуд. 123), Цветной триоди 1488 г. (София. БАН. 46), Сборника с творениями Псевдо-Дионисия Ареопагита 1553 г. (НБКМ. 1032) и др.). На надгробной плите К. выбита написанная им краткая автобиографическая стихотворная эпитафия, к-рая считается ранним образцом болг. поэзии периода Возрождения. Имя К. носят 3 средние школы в Республике Македонии.

http://pravenc.ru/text/1840337.html

XIV в., и на иконе «Прп. Афанасий Афонский», XV в. (мон-рь Пантократор на Афоне), с развернутым свитком в руках; на прориси XVI в. (мон-рь Симонопетра на Афоне). Также в рус. памятниках: на новгородской таблетке «Преподобные Афанасий Афонский, Варлаам, царевич Иоасаф», кон. XV в. (НГОМЗ),- А. А. в монашеской мантии, концы к-рой внизу связаны узлом, с благословляющей десницей и свитком в левой руке, с темными волосами и длинной клинообразной бородой, книзу раздвоенной; на таблетке «Преподобные Онуфрий Великий, Афанасий Афонский, Макарий Калязинский», сер. XVI в. (ГТГ); на иконе «Святые Николай Чудотворец, Антоний Великий, Афанасий Афонский», сер. XVI в. (ЦМиАР); иконе «О Тебе радуется», 2-я пол. XVI в. (ГТГ),- в группе преподобных. Прп. Афанасий изгоняет бесов из мон-ря. Клеймо иконы Божией Матери «Экономисса» с житием прп. Афанасия Афонского. XVIII-XIX вв. (ЦМиАР) Прп. Афанасий изгоняет бесов из мон-ря. Клеймо иконы Божией Матери «Экономисса» с житием прп. Афанасия Афонского. XVIII-XIX вв. (ЦМиАР) На иконе Божией Матери «Экономисса с преподобными Афанасием Афонским и Михаилом Синадским (?)», XVIII в. (ЦМиАР), написанной рус. мастером с греч. гравюры, по сторонам от средника расположены 10 сюжетов из жития А. А., в т. ч. исцеления больного водянкой и мон. Антония, А. А. превращает соленую воду в питьевую, явление Богородицы преподобному, изведение Ею источника из скалы, А. А. изгоняет бесов из мон-ря и др.; внизу - вид Вел. лавры, подобное изображение А. А. вместе с прп. Антонием Киево-Печерским - на гравюре сер. XVIII в., отпечатанной в Вене ( Ровинский. Народные картинки. С. 455. 1158). Сохранился складень с образом преподобного и 10 клеймами жития, кон. XVIII в. (ГИМ). Существовали отдельные изображения на сюжет «Богородица изводит источник из скалы» (литография, в издании А. В. Морозова, 1868 (РГБ); икона 2-й пол. XIX в. из ц. вмч. Никиты за Яузой в Москве; ныне подворье Афонского Пантелеимонова мон-ря). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., А. А. описан как «старец плешивый, с остроконечною бородою, к-рый напоминает о том, что «ничто столько не вредит монахам и не радует бесов, как утаение своих помыслов» (Ч.

http://pravenc.ru/text/76982.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010