У главного входа в кафоликон находится самый большой и древний на Афоне мраморный фиал (чаша для водосвятия), сооруженный в 1060 г. (Пс. 150) при игум. Иоанне. Мраморная чаша фиала с бронзовым визант. орлом окружена 8-угольным парапетом, сложенным из мраморных плит IX-X вв. с орнаментами и сюжетами. Его перистиль относится к 1634 г., расписан в 1635 г. Рядом возвышается тысячелетний кипарис, посаженный прп. Афанасием; по преданию, до тех пор пока он полностью не засохнет, будет стоять Св. Гора Афонская ( Δωρθεος, μον. Τ. 2. Σ. 155). Водосвятный фиал. 1060 и 1634 г. Водосвятный фиал. 1060 и 1634 г. Южнее фиала расположены гробницы Патриархов Анфима II, Дионисия III, Иеремии III. Напротив входа в кафоликон находится трапезная. Она сооружена при прп. Афанасии, перестроена в 1527 г. Серрским митр. Геннадием. Установленные в ней мраморные столы, видимо, относятся к первоначальному периоду (21 стол на 12 чел. каждый) (Vita А// Noret. P. 37; Vita В//Ibid. P. 151), что послужило образцом для трапезных др. мон-рей Св. Горы. Здание трапезной имеет в плане крест, внутри украшено фресками неизвестного критского живописца из школы Феофана (1-я пол. XVI в.). Среди композиций выделяются «Тайная вечеря», «Лествица», «Страшный Суд», «Древо Иессеево», «Акафист», ряд сцен из жития Пресв. Богородицы, изображения святых и аскетов и, кроме того, фигуры древнегреческих философов и мудрецов (Гомера, Пифагора, Сократа, Аристотеля, Фалеса, Галена, Платона, Плутарха, Солона, Клеанфа, Филона и др.). Главный вход в мон-рь обрамляет 4-колонный портик с куполом, на юж. стороне есть небольшие ворота. В сев. крыле находятся: главный вход, архондарик, кладовые и винный погреб, колокольня, древняя резиденция игумена, построенная Филофеем Коккином, параклис прп. Афанасия (в к-ром совершают монашеский постриг), новая резиденция игумена с параклисом во имя преподобных Онуфрия и Петра Афонских, синодикон, новая б-ка и параклисы сщмч. Харалампия, св. Архангелов, свт. Николая и св. Бессребреников; в юж. крыле (1769) - гостиница, поварня, малые ворота, параклисы Св. Троицы, св. Иоанна Предтечи, вмч. Георгия, ап. Иоанна Богослова, свт. Василия Великого и Всех святых; в многоярусном вост. крыле (1806) - келлии и параклисы свт. Модеста, св. Феодоров и вмч. Димитрия; зап. крыло включает крепостную стену и башню Цимисхия, а также параклис в честь Успения Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/150059.html

Иконография сцен мучения, в т. ч. из-за того, что 7 братьев претерпели разные истязания, неединообразна. Напр., в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 49, 1322-1340) изображены Соломония и Елеазар в огне, а также усекновение головы одного из сыновей. Композиции в этой рукописи представляют «скоропись», лаконичны, образ одного брата может вполне подменять изображения всех семи); лист поделен не на 4, а на 3 клейма, так что мученичество братьев представлено в нижней, большей части листа, однако изображение Соломонии-оранты вынесено в зону правого верхнего клейма; Елеазар единственный имеет надписание имени, он представлен обращенным в молении вправо - в верхнем правом углу этого клейма изображен сегмент неба. В Московском минологии (ГИМ. Син. Греч. 9. Л. 136) сцену мучения предваряет изображенный на том же листе суд у Антиоха, перед к-рым стоят Елеазар, Соломония и ее сыновья. В монументальной живописи образы мучеников представлены в одном из наиболее ранних фрагментарно сохранившихся минологиев - в ц. 40 мучеников в Велико-Тырнове (ок. 1230) - Елеазар и Соломония в огне, здесь же - колесование; объятыми пламенем мученики изображены в притворе ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии, Сербия (1561). В составленном на Афоне руководстве для иконописцев восточнохрист. традиции - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - описание Маккавейских мучеников встречается дважды. В разд. «Святые мученики» приведена характеристика каждого из них: Авим - «с пробивающимся усом»; Гурий, Антонин, Елеазар, Евсевон - юные, без бород; Алим и Маркелл - младенцы; Елеазар - «учитель их, старец с длинною бородою»; Соломония - «мать их, престарелая» (Ерминия ДФ. § 10. С. 168. 137-145). В разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 1 авг. сказано кратко: «Святые семь отроков Маккавеи, учитель их Елеазар и мать Соломония скончались в разных муках» (Там же. С. 214). В древнерус. искусстве ряд изображений Маккавеев появился благодаря связи с семьей вел. кн. Василия III, у жены к-рого, Соломонии Сабуровой, небесной покровительницей была мц. Соломония. По замечанию А. С. Преображенского, «бездетность княжеской четы внесла особый оттенок в семейное почитание мц. Соломонии, которая представляла собой идеальный образ матери, благословленной многочадием и воспитавшей своих сыновей» (Иконы Владимира и Суздаля. 2008. С. 173). К таким великокняжеским памятникам относится пелена «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому и праздники», шитая в мастерской Соломонии Сабуровой и вложенная семьей вел. князя в Троице-Сергиев мон-рь (СПГИАХМЗ; в лит-ре пелена датируется 1525 г., по расчетам Б. М. Клосса, она была вложена в обитель осенью 1524). Икона Маккавейских мучеников как покровителей великокняжеской семьи также была вложена в суздальский Покровский монастырь (10-20-е гг. XVI в., ок. 1515 (?), с поновлениями XVII-XVIII вв.- ГВСМЗ; см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2008).

http://pravenc.ru/text/2561524.html

Церковь во имя Всех Эвританских святых в Карпениси. 1989–2002 гг. Церковь во имя Всех Эвританских святых в Карпениси. 1989–2002 гг. Границы епархии в византийский период неизвестны, в османский период (до XVII в.) она охватывала не только территорию совр. нома Эвритания, но и села исторической обл. Аграфа в Фессалии, впосл. вошедшие в Фанарийскую и Неохорийскую епископию. Первый известный по имени Лицский и Аграфский епископ, Макарий, упомянут в надписи 1518 г. в верхней части южной двери парекклисиона монастыря Прусу . В период тур. господства в границы епархии входили Аграфская (80 деревень, из которых 40 называются фессалийскими, а 40 - эвританийскими) и Карпенисийская (86 деревень) области. В 1600-1601 гг. в районе горного массива Аграфа вспыхнуло антитур. восстание под рук. Дионисия Скилософа , во время к-рого погиб сщмч. Серафим , еп. Фанарийский и Неохорийский. В 1645 г. ученый иером. Евгений (Яннулис), сподвижник патриарха Кирилла I Лукариса , основал в Карпенисионе школу, в к-рой преподавал в течение 16 лет, а затем в 1661 г. по просьбе жителей обл. Аграфа открыл школу при ц. св. Параскевы близ совр. сел. Врангиана в номе Эвритания. В 1673 г. эту школу возглавил ученик иером. Евгения - иером. Анастасий (Гордиос); она просуществовала до 1770 г. Фурна в обл. Аграфа была родиной знаменитого иконописца иером. Дионисия Фурноаграфиота (1670 - после 1744(?)). Долгое время он жил на Афоне, по возвращении в Фурну расписал ц. Преображения Господня (1734), к-рая была впосл. сожжена турками. Иером. Дионисий основал в Фурне мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», где открыл иконописную школу. В наст. время в Фурне сохранилось 6 икон кисти иером. Дионисия Фурноаграфиота. В Эвритании во время миссионерских путешествий в 60-70-х гг. XVIII в. проповедовал равноап. Косма Этолийский . Лицский и Аграфский еп. Досифей (Панайотидис) был активным участником греческого национально-освободительной революции 1821-1829 гг. В 1833 г. Лицская и Аграфская епископия была переименована в Каллидромскую епископию (кафедра в Карпенисионе) и выведены из подчинения Ларисского митрополита. Во время церковных реформ, проводимых при греческом кор. Оттоне, в епархии было закрыто 18 монастырей.

http://pravenc.ru/text/1681139.html

К более поздним работам относятся т. н. мантия сщмч. Григория V, патриарха К-польского, и алтарная завеса с вышитой золотом композицией «Успение Пресв. Богородицы» (работа золотошвейки Кокконы Орологи из Фессалоники, 1819). В произведениях резьбы и в инкрустации резных поверхностей перламутром, древесными шашками очевидно влияние вост. орнаментики, о чем свидетельствует инкрустированная дверь 1589 г. из кафоликона И. м. Лит.: Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. Спб., 1902. М., 2004р. С. 257; Ο θησαυρο το Αγου Ορους. Εκονογραφημνα χειργραφα. Αθναι, 1975. Τ. 2. Σ. 18-19, 22; Ο θησαυρο το Αγου Ορους. Θεσσαλονκη, 19972. Σ. 342-344, 368-369, 374, 382-385, 388-389, 394-395, 398-399, 410-411, 449-450. Кат. 9. 20, 9. 34, 9. 37, 9. 45, 9. 47, 9. 52, 9. 56, 9. 57, 9. 60, 9. 69, 11. 2, 11. 5; Βλαχοπολου-Καραμπνα Ε. Ιερ Μον Ιβρων: Χρυσοκντητα μφια κα ππλα. Αγιον Ορος, 1998. Э. В. Ш., М. А. М. Библиотека И. м. содержит свыше 2 тыс. греческих, ок. 100 грузинских (X-XV вв.), 16 слав. рукописей и 15 тыс. печатных книг. В каталоге С. Ламброса описаны 1386 греч. рукописей (из них 123 написаны на пергамене, 23 - на бомбицине, остальные - на бумаге). В монастырскую опись, составленную в 1997 г. о. Феологом Ивиритом, вошло 748 неучтенных ранее манускриптов; еще 74 рукописи были выявлены в процессе подготовки П. Сотирудисом к изданию каталога (Ιερ Μον Ιβρων: Κατλογος λληνικν χειρογρφων/Π. Σωτηροδης. Αγιον Ορος, 1998. Τ. 1), включившего описание первых 100 кодексов собрания И. м. В связи с этим в 2007 г. вне очереди вышел 11-й т. каталога с описанием 181 из 822 новонайденных рукописей (из них 35 датируются X-XV вв. (29 пергаменных), 89 - XVI-XVII вв., остальные относятся к более позднему времени (Ιερ Μον Ιβρων: Κατλογος λληνικν χειρογρφων/Π. Σωτηροδης. Αγιον Ορος, 2007. Τ. 11)). Древнейшая греч. рукопись, хранящаяся в б-ке И. м.,- Евангелие Ath. Iver. gr. 8(1), IX в. (согласно Ламбросу, VIII в.). В нач. XVII в. мон-рь приобрел коллекцию рукописей и старопечатных книг Максима Маргуния, еп. Кифирского († 1602). В 1654 г. Арсений (Суханов) привез из И. м. 170 греч. рукописных и печатных книг, в т. ч. неск. из первоначально принадлежавших иверской библиотеке, напр. Гомилии свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея, переписанные в 1006 г. Феофаном Ивиритом (ГИМ. Син. греч. 75(62)). В 1678 г. К-польский патриарх Дионисий IV подарил свое собрание книг б-ке И. м., к-рое в 1722 г. пополнилось сочинениями Неофита (Мавроматиса), бывш. митрополита Артского и Навпактского. Последний участвовал в строительстве помещения для б-ки.

http://pravenc.ru/text/293365.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Константинопольская Православная Церковь. Монастыри ВЛАХЕРНСКИЙ МОНАСТЫРЬ памятник поздневизант. архитектуры и живописи, расположенный к северо-востоку от г. Арта (Эпир, Греция) ГОРГОЛАИНИС во имя вмч. Георгия Победоносца муж. действующий мон-рь, Критской архиепископии К-польского Патриархата ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь, расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос) ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА МОНАСТЫРЬ НА ПАТМОСЕ имп., патриарший, ставропигиальный, муж., общежительный, находится в юрисдикции К-польского Патриархата КАЛИВИАНИ жен. мон-рь во имя Пресв. Богородицы, принадлежит Гортинской и Аркадийской митрополии Критской архиепископии К-польского Патриархата

http://pravenc.ru/rubrics/121508.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Скит св. Анны на Афоне [греч. λδβλθυοτεΑγας ρδβλθυοτεΑννης σκτη], муж. мон-рь в честь матери Богородицы прав. Анны, в 30 км от Великой лавры , в подчинении к-рой он находится. В мон-ре ок. 60 келий и калив. Монахи ведут киновийный образ жизни, занимаются иконописанием, шитьем. Престольный праздник - 25 июля. Первые упоминания о ските относятся к 1007 г., когда на этом месте был основан аскитирий. Соборный храм (кафоликон) сооружен в 1666 г.; в 1752-1755 гг. перестроен и заново расписан. Многие из отшельников скита были прославлены как святые - от прп. Геронтия (XI в.) до чудотворца Саввы Нового († 1948); в мон-ре подвизался старец Иоаким (Николаидис, † 1950). В б-ке хранятся ок. 250 рукописей (в т. ч. 3 пергаменных), ок. 600 старопечатных книг, в монастырской ризнице - мощи св. Анны, мучеников Харлампия, Меркурия и др., а также иконы, литургические сосуды, энколпионы, облачения. Лит.: Порфирий (Успенский), еп. Второе путешествие по св. горе Афонской... в годы 1858, 1859 и 1861 и описание скитов Афонских. М., 1880. С. 334-356; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 844-846; Γερσιμος (Μικραγιανναντης).Ιερ Σκτη Αγας ρδβλθυοτεΑννης. Αθναι, 1969. А. Ю. Никифорова Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь, расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос)

http://pravenc.ru/text/115640.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ († 1818), прмч. (пам. греч. 6 апр.). Подвизался в мон-ре Дионисиат ( Дионисия преподобного мон-рь ) на Афоне. По поручению игумена сопровождал в К-поль иноков Вонифатия и Евдокима, к-рые желали принять мученичество за Христа. Однако они, убоявшись пыток, выдали Г. туркам. Он был брошен в темницу и после тяжелых мучений обезглавлен. Часть мощей Г. хранится в мон-ре Дионисиат. Г. не упоминается в «Новом Мартирологии» прп. Никодима Святогорца и в др. синаксарях. Сведения о нем собраны и изложены в кн. игум. Гавриила Дионисиатского «Святогорский монастырь св. Дионисия». Ист.: Γαβριλ Διονυσιτης, ρχιμ. Η ν Αγ ρδβλθυοτεΟρει Ιερ Μον το Αγου Διονυσου. Αθναι, 1959. Σ. 154. Лит.: Περαντνης. Λεξικν. Τ. 1. Σ. 95; Нихоритис К. Г. Света Гора - Атон и българското новомъченичество. София, 2001. С. 60. Рубрики: Ключевые слова: ЗОГРАФСКИЕ (АФОНСКИЕ) ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († 10 окт. 1275; пам. греч. 22 сент.; пам. болг. и греч. 10 окт.), 22 насельника афонского мон-ря Зограф, которые были сожжены в башне обители за отказ заключить унию с католич. Церковью

http://pravenc.ru/text/162067.html

E 49-50 inf. Pag. 346-347, нач. IX в.) К. и И. представлены на развороте листов; в рукописи из Парижской национальной б-ки (Paris. Coislin. 239. Fol. 50, XI-XII вв.) фронтально в рост с мученическим крестом в руках изображена И., рядом слева - фигура седобородого человека, указывающего на святую, идентифицируется как образ свт. Григория Назианзина (жест святителя можно истолковать как проповеднический), 2 муж. фигуры рядом с ним символизируют слушающий народ. Сщмч. Киприан и мц. Иустина. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 80) Сщмч. Киприан и мц. Иустина. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 80) Образы К. и И. вместе встречаются, как правило, в минейных циклах (в настенной живописи, в миниатюрах, на иконах и позже в гравированных святцах). На миниатюрах: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 80, 1-я четв. XI в.) и в Минологии с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского Димитрия Палеолога (Bodl. f.1. Fol. 320, 1322-1340 гг.) - в сцене мучения показано усекновение главы К.; И., взирая на казнь, стоит рядом в молитвенной позе; в греч. минологии из ГИМ (Син. греч. 175. Л. 19, посл. четв. XI в.) - И. усекают голову, К. стоит и благословляет ее (в той же рукописи. Л. 4); а также в греч. минологии (Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.), в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов) (РНБ. O.I.58. Л. 80, кон. XV в.) - в рост. В настенных минологиях в росписи храмов: Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния), ок. 1386 г., и кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне, 1546-1547 гг.,- в мучении. На иконах: на Синайском гексаптихе (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - оба в мучении, на рус. минеях нач. XVII в. (ЦАК МДА) - оба в рост. На гравированных святцах: Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) на листе на октябрь - парное изображение, К. преклонных лет, с недлинной бородой, в фелони, с митрой на голове, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие, И.- с непокрытой головой, в опущенной правой руке держит пальмовую ветвь; на листе святцев на март работы И.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (Буковский; XVIII в.), еп. «пределов Зетских» (т. е. Черногорских). Русский по происхождению, В. был рукоположен во иеромонаха неким Угро-Влашским митр. Даниилом. Принадлежал к т. н. «вселенским монахам», к-рые не имели постоянного места служения и переходили с места на место, совершая по возможности службы. 1 апр. 1752 г. уже в сане архимандрита получил от Печского Патриарха Афанасия II (Гавриловича) разрешение на сбор в серб. епархиях пожертвований на мон-рь Дионисиат на Афоне. Митр. Скендерийский Савва (Петрович) и митр. Черногорский Василий (Петрович Негош) рукоположили В. во «епископа пределов Зетских, которые находятся в их епархии», 30 окт. 1756 г. они подтвердили его хиротонию. При этом В. «как великоросс» получил от них полномочия, в случае если турки разграбят Черногорию и «победят или убьют» владык, передать в Россию на сохранение дары имп. Петра Великого и его дочери Елизаветы Цетинскому мон-рю. В 1757 г., в период очередного военного обострения отношений между Черногорией и Портой, В. прибыл в Россию. Здесь ему было запрещено служение и выход из стен Симонова мон-ря. 7 окт. 1757 г. Синод Русской Церкви принял решение, что В. не может именоваться епископом, т. к. хиротонисавшие его черногорские архиереи допустили ряд канонических ошибок. Одновременно Синод определил изгнать В. из России с запрещением именоваться архиереем. О принятом решении был поставлен в известность Печский Патриарх, в юрисдикцию к-рого входила Черногория, вероятно Викентий (Стефанович) . Лит.: Ст. за српску ucmopujy из руских архива и библиотека//ССКА. 1922. Т. 53. С. 78-81; Српски jepapcu. С. 90. В. И. Косик Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/159046.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМАЛЬФИТАНЦЕВ МОНАСТЫРЬ [греч. μον τν Αμαλφινν, Αμαλφιτανν], на Афоне. Основан между 980 и 990 гг. монахами, прибывшими из г. Амальфи (Юж. Италия),- Львом Беневентским и его учениками. Устав и богослужение были основаны на традиции бенедиктинцев . В архивах афонских мон-рей (Великой лавры, Филофея, Хиландарского, вмч. Пантелеимона) сохранился ряд документов о дарениях А. м. и его владениях в кон. X-XII в. К этому времени относится период расцвета мон-ря, связанный с развитием г. Амальфи и фактории амальфитанцев в К-поле. К кон. XIII в. А. м. пришел в упадок, и в 1287 г. решением К-польского Патриарха Григория II и визант. имп. Андроника II Палеолог он был присоединен к владениям Великой лавры . Лит.: Σμυρνκης Γ. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. Αθναι, 1903. Σ. 419-420; Lemerle P. Les archives du monastère des Amalfitains au Mont Athos//ΕΕΒΣ. 1953. Τ. 23; Cavarnos C. The Holy Mountain. Belmont, 1973; Balard M. Amalfi et Byzance (X-XI)//TM. 1976. T. 6. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь, расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос)

http://pravenc.ru/text/114236.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010