Самым продолжительным в истории З. м. было настоятельство игум. Лидии (Байковой; 21 мая 1860 - 5 нояб. 1894), духовником обители до своей кончины был ее отец, иером. Феофан. В 1872-1878 гг. в З. м. подвизалась инокиня Аркадия (в миру Мария, впосл. леушинская игум. Таисия (Солопова) ), исполнявшая послушание регента (монастырский хор - один из лучших в Новгородской епархии - поддерживал музыкант-любитель виолончелист С. М. Аренский, отец композитора А. С. Аренского ). В З. м. инокиня Аркадия составила акафист св. Симеону Богоприимцу. Это сочинение вошло в богослужебное употребление в 1878 г., опубликовано в 1886 г. и до 1907 г. выдержало 4 издания (Акафист св. прав. Симеону Богоприимцу. М., 19074). К 1864 г. в З. м. проживали 192 насельницы (в т. ч. более 40 монахинь), в 1865 г. рассматривался вопрос об увеличении числа монашеских вакансий. Сестры З. м. направлялись для возглавления др. жен. обителей Новгородской епархии. Они стали первыми начальницами 2 общин: Короцкой во имя свт. Тихона Задонского (1865; мон. Серафима) и Рдейской в честь Успения Пресв. Богородицы (1887; мон. Евсевия). В кон. XIX - нач. XX в. по инициативе игум. Антонины (Горбуновой) и благословению (28 сент. 1898) Новгородского архиеп. Феогноста (Лебедева) вместо первоначально предполагавшегося расширения Покровского храма на месте его приделов и паперти возводился новый собор. Г. Ф. Шустров, близкий родственник игум. Антонины, с.-петербургский купец, домовладелец, пожертвовал 25 тыс. р., др. благотворители - до 9 тыс. р. Общая стоимость строительства составила более 60 тыс. р. Чин закладки 25 июля 1899 г. возглавил благочинный мон-рей архим. Вениамин в сослужении с новгородскими краеведами прот. Н. Богословским (основатель Новгородского музея) и прот. А. Рождественским (автор описания З. м.). Новый собор алтарной частью примыкал к древнему храму. 30 сент. 1901 г. Новгородский архиеп. Гурий (Охотин) освятил собор в честь Покрова Пресв. Богородицы. В него перенесли центральный иконостас, иконы и утварь из старой Покровской ц., к-рая была переименована в честь Тихвинской иконы Божией Матери. 7 окт. того же года архим. Вениамином был освящен престол во имя свт. Ионы. Игум. Антонина была награждена эмалированным с драгоценными камнями крестом из Кабинета Его Имп. Величества, изготовленным фирмой Фаберже (1902). На территории З. м. также располагались 2-этажный полукаменный дом (1911, не сохр.), хлебопекарня, баня, коровник, трапезная, скотный двор (1913), хозяйственные постройки.

http://pravenc.ru/text/199663.html

Таким образом, план церкви Рождества Богородицы нам известен. Храм был четырехстолпным, трехапсидным, несколько вытянутым с запада на восток (длина без учета апсид – около 13 м, ширина – около 10 м). Сторона подкупольного квадрата – в среднем 4,5 м. Храм имел не крестчатые, а круглые столпы (их остатки уцелели и были открыты раскопками Н.Н.Воронина). Лопатки храма имели полуколонны посередине и четвертные колонны по сторонам, угловые лопатки были объединены угловой трехчетвертной колонной, апсиды имели тонкие полуколонки-тяги (четыре на средней апсиде и по две – на боковых). Цоколь храма был украшен аттическим профилем. Базы полу- и четвертных колонн лопаток также были украшены аттическим профилем и имели угловые «рога-грифы» («когти»). Отметим, что аналогичные «когти» встречаются в большом количестве романских и готических храмов Западной Европы. Церковь Рождества Богородицы имела аркатурно-колончатый пояс (его остатки сохранились на западном прясле северной стены). Н.Н.Воронин на основании анализа фресок XVIII века с фигурами, частично прикрытыми северными пристройками к храму, показал, что на месте фресок XVIII века находились фрески XII века и, соответственно, аркатурно-колончатый пояс был расписан, как и на Успенском соборе во Владимире. Вопрос о количестве глав храма решается просто – одноглавым он был изображен на иконе Боголюбовской Богоматери XVII века, ближайший к нему по стилю и пропорциям храм Покрова на Нерли также одноглавый. Но вопрос о пропорциях Рождественской церкви заслуживает отдельного рассмотрения. Храм имел хоры («полати», с которых не принадлежавшие к православной конфессии гости Андрея Боголюбского должны были «видеть истинное христианство и креститься»). Северный вход на хоры из надвратного перехода сохранился; порог существующего проема находится на высоте 8,1 м от древнего пола церкви. Но в относительно близкой по размерам и пропорциям церкви Покрова на Нерли высота хор составляет всего 5,4 м. Соответственно, если предположить, что уровень пола хор Рождественского храма находился посередине между уровнем пола церкви и пятой подпружной арки, то высота храма должна была составить 19,2 м только до парусного кольца. Н.Н.Воронин справедливо отмечал, что эта высота явно преувеличена, так как храм приобретал неестественно вытянутые вверх пропорции, и полагал, что хоры находились не на середине высоты столпов, а значительно выше – почти на двух третях высоты.

http://sobory.ru/article/?object=02498

Все это дает возможность чувствовать пульс церковной жизни здесь, в Средней Азии, и мы с благодарностью Богу отмечаем, что церковная жизнь в Ташкентской, Бишкекской, Душанбинской епархиях, в Патриаршем благочинии в Туркмении сегодня успешно развивается. Радуемся этому и надеемся, что православная вера сохранится в народе православном, живущем на просторах Среднеазиатского митрополичьего округа». В память о посещении монастыря Предстоятель Русской Церкви передал в дар обители икону Покрова Пресвятой Богородицы. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил регентско-катехизаторское отделение Ташкентской духовной семинарии, расположенное на территории монастыря. Свято-Троицкий Никольский монастырь основан в 1893 г. по инициативе Преосвященного Григория, епископа Туркестанского и Ташкентского, у селения Успенского (Куйлюка) близ Ташкента при активном материальном и земельном вспомоществовании полковника Г.И. Ионова. Была построена домовая церковь святителя Николая Чудотворца, освящение которой состоялось 15 февраля 1894 г. Первая настоятельница общины — инокиня Каллиста (Барсова), постриженица Тихвинского женского монастыря Новгородской епархии. После кончины инокини Каллисты в 1894 году настоятельницей назначена благочинная Казанского монастыря г. Троицка Челябинской области монахиня Евсевия. В 1901 г. община была переименована в женский Никольский общежительный монастырь. Известно, что до революции в монастыре было около 50 сестер, имелись сельскохозяйственные угодья и мастерская по пошиву облачений. Обитель посещал Великий князь Константин Константинович Романов. В 1911 г. епископ Туркестанский и Ташкентский Димитрий (Абашидзе) передал в монастырь икону святителя Василия Великого с частицей святых мощей и икону Успения Пресвятой Богородицы. В середине 1920-х гг. монастырь подвергся разорению. Известно, что многие женщины принимали тайный монашеский постриг. В 1990-х гг. архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким) принял решение возродить Никольский женский монастырь. В 2013 г. настоятельницей Свято-Троицкого Никольского женского монастыря становится игумения Екатерина (Мальгина).

http://patriarchia.ru/db/text/5019848.ht...

В октябре 1991 года в полуразрушенном и вновь освященном в честь Покрова Пресвятой Богородицы храме состоялся первый престольный праздник будущей обители и отслужена Литургия. В феврале 1992 года в неделю праздника Сретения Господня произошло чудесное обретение главной святыни будущего монастыря - чудотворного образа Божией Матери Тервенической. Духовник сестричества иеромонах Лукиан мечтал о списке Касперовского Корсунского образца Божией Матери и во сне увидел, как сама Пресвятая Богородица указывает на икону, которая должна быть в обители. После долгих поисков икона, точно такая же, как отец Лукиан видел во сне, была обретена в мастерской одной из одесских художниц. Когда икону привезли в будущую обитель, она чудесным образом обновилась. Летом 1992 г. в Тервеничи приехала паломницей будущая настоятельница монастыря. Ее постриг состоялся в то же лето накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы с именем Лукианы. Тогда же, после долгих поисков, был обретен источник и над ним построена деревянная часовня, которую вскоре заменили каменной на пожертвования тех, кто получил исцеление. Для сестричества был написан образ " Явление Божией Матери в Тервеничах " , где Царица Небесная указывает на источник и на икону. Чин освящения часовни совершил архимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Назарий. В сентябре 1996 г. решением Священного Синода Свято-Покровская женская община в Тервеничах обращена в монастырь, а церковь в пос. Дачном, освященная во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, объявлена его подворьем. В 1997 году в 20 км от Тервеничей по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в деревне Пирозеро был основан скит монастыря, храм которого освящен во имя иконы " Неупиваемая чаша " . Деревня Тервеничи известна с 12 века. С середины 18 века в деревне открылась церковно-приходская школа, а с 1884г. – училище Министерства Народного Просвещения. В нале 20 века стала работать земская больница. В Теревеничах всегда была церковь, а то и несколько. Но храмы были деревянные, часто горели, и до наших дней ни один из них не сохранился. Известно, что в селе была церковь Архангела Михаила. В конце 18 века был построен еще и храм Покрова Пресвятой Богородицы, который сгорел в 1917 году.

http://sobory.ru/article/?object=00107

Во время Великой Отечественной войны здесь разместился детский дом, а позже - лечебница душевнобольных. Успенский храм использовали как помещение для столовой и клуба. В левом приделе устроили кочегарку. Внутреннее пространство храма было совершенно искажено перегородками. Все окна храма и корпуса заставили решетками. В 60-х годах на строительство дорог разобрали уникальные стены с башнями. Когда в 1994 году древняя поруганная святыня возвратилась в лоно Церкви, возрождение ее казалось невозможным. Все здания, коммуникация нуждались в капитальной реконструкции. Только в январе 1999 года по благословению Его Высокопреосвященства Владыки Михея на новое место прибыли три насельницы с Настоятельницей монахиней Еротиидой. С Божией помощью, под покровительством свт. Николая, с теплым участием добрых людей началось возрождение обители. В настоящее время отреставрирован внутри и снаружи Успенский храм с приделами в честь свт. Николая (когда главного храма обители в честь свт. Николая не стало, Предтеченский придел Успенского храма был переименован в Никольский) и Покрова Божией Матери, который был освящен епископом Угличским Иосифом викарием Ярославской Епархии в день Покрова Пресвятой Богородицы в 2001 году. Одновременно был сделан капитальный ремонт сестринского корпуса. Современное состояние [ править править код ] Основное направление в послушании сестер - рукоделие, а также поддержание порядка в хозяйстве - на кухне, в огороде, в коровнике. В настоящее время в монастыре подвизаются 15 насельниц. Несмотря на то, что монастырь находится среди леса, на большие праздники собирается много гостей и прихожан из близлежащих деревень, которых негде разместить во время трапезы. Остро встал вопрос о строительстве нового помещения. И он был неожиданно решен. С Божией помощью и при содействии благодетелей - сооружением надстройки над сестринским корпусом - трапезного храма в честь блаженной Ксении Петербургской. Восстановительные работы в монастыре только начались. Все остальные необходимые постройки ждут своего часа и своих благодетелей. По генеральному плану в будущем планируется строительство архиерейских покоев, медицинского центра с храмом в честь вмч. Варвары, так как в округе нет возможности оказать медицинскую помощь местному населению, паломникам и сестрам, поэтому обитель с радостью примет в качестве насельниц специалистов с медицинским образованием. Также все, кто хотел бы служить Богу через свою профессию - педагоги, музыканты, художники, иконописцы, резчики, смогут найти в нашем монастыре свое место, реализуя Богом данные способности и профессиональные навыки.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Сольбин...

Менее известны работы Соловьёва в храмовом зодчестве. В 1894 он выступает с проектом реставрации Собора Василия Блаженного, в 1896 — оформляет Красную площадь, а также Москворецкий и Каменный мост к торжествам в честь Коронации Николая II. С 1899 Соловьёв — член комиссии хозяйственного управления Священного Синода. В 1900—1912 он реставрирует Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного) и Успенский собор в Кремле, восстанавливает церковные ограды, проектирует убранство раки св. Василия Блаженного в соборе Покрова на Рву и усыпальницы бояр Романовых в Новоспасском монастыре. Помимо домовых церквей в общественных зданиях, им построены храмы, сохранившихся по сей день:  1901—1902 — Успенский собор в общине «Отрада и Утешение» села Добрыниха, Домодедовский район Московской области. 1908 - 1913 — Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Кунцеве (Москва, Большая Филёвская улица, 65) — один из немногих уцелевших храмов в византийском стиле, построенных в предреволюционные годы на московских окраинах. 1895—1902 — Троицкая церковь в имении Е.А. Хомяковой, ныне село Совхозное, Зольский район, Кабардино-Балкария (расположено ближе к Пятигоску). 1910—1912 годы были вершиной творчества Соловьёва, строившего одновременно целый ряд крупных проектов. Архитектор ушёл из жизни, не завершив многие работы. СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СЕРАФИМОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ …И безыменною молитвою о ней Помянут верные в далекой стороне… РОД ХОМЯКОВЫХ Кабардино-Балкария. Зольский район. Село Совхозное. Подъезжая к селению, уже на горизонте засверкает в лучах солнца купол храма во славу Святой Троицы. Почти сразу внутри тебя возникнет вопрос: «Как среди пустынных полей, холмов и ветхих домов оказался здесь величественный храм старинной грузинской архитектуры?» Одинокий и гордый он, молча, хранит свою вековую историю… Екатерина Алексеевна Хомякова, построившая этот православный храм Святой Троицы на мусульманской земле, родилась 24 мая (по нов. стилю) 1843 года в старинной дворянской семье Алексея Степановича Хомякова (1804—1860) и Екатерины Михайловны Языковой (сестры известного поэта Николая Михайловича Языкова), (1817-1852). Алексей Степанович Хомяков был многосторонне развитой личностью - философом, богословом, социологом, экономистом и в то же время поэтом, художником, изобретателем (изобрел новую паровую машину, запатентованную в Англии, сеялку и дальнобойное ружье), врачом, знатоком сельскохозяйственного производства. Он знал несколько иностранных языков. А.С. Хомяков вошел в историю русской культуры как глава славянофильского движения, его " краеугольный камень " .

http://sobory.ru/article/?object=20575

О статусе штатного мужского монастыря говорит тот факт, что ему присвоили 2-й класс, позволявший содержать до 17 монахов, и все настоятели, начиная с первого – Варлаама, носили высокое звание архимандрита. К монастырю были приписаны обе соборные церкви: Успенская и Тихвинская. При архимандрите Арсении (Козиорове) были произведены масштабные строительные работы – к северному торцу Архиерейского корпуса он пристроил кирпичную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского (ныне Покровская). Возможно, тогда же были построены северные ворота и северо-западная башня ограды, служившая входом в храм со стороны Соборной площади. В 1825 году архимандрит Арсений возводит 55-метровую колокольню, ставшую второй по высоте в Коломне. Самый большой колокол на ней весил 259 пудов 32 фунта. В 1871 году, по благословению святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, монастырь был преобразован из штатного в общежительный. При архимандрите Сергии (Свешникове), который управлял обителью с 1871 по 1883 годы, количество монашествующих возросло до 50 человек. Самый молодой из кремлёвских монастырей – Ново-Голутвин – ведёт своё летоисчисление с 1799 года. Однако многие его здания гораздо древнее, так как основан он был на месте архиерейского дома, упоминающегося в писцовых книгах 1577-1578 г.г. В основном комплекс сформировался в конце XVII – начале XVIII века. На его территории располагались выстроенные из камня архиерейский и семинарский корпуса, церковь Троицы и здание консистории, известное по архивным документам как древняя церковь Покрова. Как она выглядела, можно судить по описанию 1681 года: «На епископле дворе церковь с трапезою теплая каменная во имя Покрова Пресвятой Богородицы об одной главе, на главе крест паян железом белым, глава и церковь крыто черепицею зеленою. Трапеза крыта тесом ветха. В трапезе архиерейское место обито сукном зеленым. В трапезе печь образчатая муравленая зеленая. В церкви и в трапезе помост кирпичной. У церкви ж и у трапезы двое двери деревянные обиты войлоком, на крюках. Перед церковью паперть деревянная дощатая, в столбиках крыта тёсом… Да в тое ж церковь поставлены старои соборные церкви царские двери.… Под церковью хлебня да хлебодарня отдаточная палатка, другая кладовая…». По благословению епископа Феодосия (Михайловского) стоявшую без службы Покровскую церковь упразднили в 1782 году, разместив там консисторскую присутственную палату. Жертвенник с одеждами, престол и иконостас были перенесены в пострадавшую от пожара церковь Симеона Столпника.

http://sobory.ru/article/?object=01134

Описанная структура интерьеров существенно отличается от ярославских храмов, в которых столпы, как правило, имеют крещатую форму, а под сводами традиционно присутствуют люнеты. Близкие аналоги обнаруживаются в другом месте – в архитектуре некоторых ростовских храмов 1680-х годов. Так, в соборах Спасо-Песоцкого и Петровского монастырей применены те же полулотковые (полусомкнутые) своды и массивные квадратные столпы. Не вызывает сомнений, что все перечисленные храмы воспроизводили один тип конструкции. Возможно, это произошло под влиянием вкусов митрополита Ионы Сысоевича. В обозначенной группе оказывается и перестроенный в XVII веке собор Покровского монастыря, но без документов, письменных источников невозможно точно датировать строительные работы. В Описных книгах 1702 года приведено краткое описание собора: «церковь во имя Пречистые Б-цы Покрова каменная, построена о 5 главах… Средняя глава обита железом белым, а все кресты железные обиты жестью, 4 главы обиты деревянною чешуею». В храме в тот период находился значительный тябловый иконостас с полным каноническим набором икон, резьбой и позолотой. А также три медных паникадила, каменное архимандричье место, покрытое лазоревым сукном, и два каменных клироса. Были кованые железные двери, в окнах слюдяные рамы, железные решётки и ставни. В шести проемах центрального барабана уже тогда имелись стекольчатые окончины. В описи 1764 года упомянут новый колончатый иконостас с объёмной «флемской» резьбой. Очевидно, данный иконостас отличался богатым убранством, включавшим золочение, серебрение, полихромную окраску. Архимандритское место и клиросы в тот период были уже не каменные, а деревянные столярные, обитые зелёным сукном. В 1774 году подрядчиком ярославским купцом Иваном Егоровичем Набатовым были сооружены железные стропила и крыша. Возможно, тогда же установлены новые железные главы. Новая высокая четырёхскатная крыша существенно исказила силуэт храма, скрыв нижние части барабанов и, очевидно, присутствовавшее после перестройки XVII века завершение в виде двух ярусов кокошников.

http://sobory.ru/article/?object=59058

После прихода безбожной власти кладбище было ликвидировано, на его месте разбили парк отдыха для рабочих трамвайного депо, колокольню взорвали в 1926 году, братию разогнали. Окончательно обитель закрыли в 1929 году. В начале апреля 1995 года Святейший Патриарх Алексий II постриг меня в монашество с наречением имени в честь блаженной царицы Феофании. По милости Божией, мы заселились в монастырь только 1 октября 1995 года, за две недели до праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Нам выделили первый этаж Покровского храма. Не было ничего необходимого, спали на полу. И в первую же ночь мне приснился сон, будто множество людей идут в левый придел Покровского храма (там сейчас покоятся мощи блаженной Матронушки), все в архиерейских и царских облачениях, и говорят хором: «Наконец-то! Открылось!». Видимо, кто здесь был похоронен, они мне и приснились. На следующий день мы начали сами делать первый иконостас в этом храме в приделе в честь преподобного Нила Столобенского. Святейший Патриарх Алексий II благословил совершить чин малого освящения этого придела и подписал антиминс. Приехали помогать мои родные — папа, брат о. Александр и другие братья, днем расчищали храм, делали иконостас, ночью я сама шила облачение для престола, завесы для алтаря. С Божией помощью, успели. 13 октября 1995 года левый придел в честь преподобного Нила Столобенского освятили малым иерейским чином, отслужили всенощное бдение, а в сам день Покрова, 14 октября, была совершена Божественная литургия и первый крестный ход вокруг храма. На душе в тот день была такая радость, что не передать. Жили мы в алтаре еще не освященных приделов — центрального и правого, а службы проходили в левом приделе храма. Сестры сами пели, кухня располагалась в правом приделе. Конечно, тяжело приходилось. Не было самого необходимого, даже хлеба насущного. Территория монастыря была открыта, на ней постоянно стояли машины арендаторов, бездомные люди жили рядом с храмом, по ночам жгли костры. Но Господь не оставил Своих чад. Сначала на восстановление монастыря собирали в метро. Москвичи уже узнали, что монастырь восстанавливают, и начали помогать. В храме установили стекла вместо фанеры, стали выгребать хлам, ломать толстые стеклянные перегородки, на территории сгребали опавшие листья, мусор. Когда нам наконец передали Воскресенский храм, он был настолько захламлен и обезображен, что пришлось вывезти больше ста грузовиков с мусором. Очень большой вклад в восстановление монастыря внес бывший префект Центрального административного округа А.И. Музыканский, который помог в освобождении от арендаторов, в выпуске постановлений о передаче территории и зданий монастырю.

http://pravmir.ru/igumeniya-feofaniya-mi...

Рассмотрим вопрос датировки храма. «Краткий Владимирский летописец» говорит: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и сътвори Боголюбивый град и спом осыпа, и постави две церкви камены». В том, что в этом сообщении речь идет про церкви Рождества Богородицы в Боголюбове и Покрова на Нерли, сомневаться не приходится, так как Новгородская I летопись сообщает: «И постави ей (Богородице – С.З.) храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица». Следовательно, оба летописных текста четко связывают основание города Боголюбова и строительство церквей Рождества Богородицы и Покрова. А Новгородская IV летопись дает однозначную дату основания Боголюбова – 1158 год. То, что арка ворот и переход были «приложены» к северной стене церкви, заслонив аркатурно-колончатый пояс, также свидетельствует, что Рождественская церковь была первым зданием всего Боголюбовского ансамбля. Наша позиция подтверждается еще одним летописным сообщением – Владимирского летописца (XVI век). Под 1158 годом в нем говорится: «Сии же князь Ондреи Боголюбовныи град спом осыпа, постави ту церковь камену Рожество святеи Богородици на Клязме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь». А учитывая то, что в погодном летописании термин «поставить» чаще всего означал строительство в течение одного года, и многие храмы подобного масштаба действительно возводились в течение одного строительного сезона, мы обязаны принять 1158 год в качестве даты и Рождественской, и Покровской (см. гл. 8) церкви. В конце XVII века в церкви Рождества Богородицы были выломаны хоры и растесаны щелевидные окна. По-видимому, это ускорило разрушение храма: в 1705 и 1722 годах обрушились глава, своды и большая часть стен. В 1751 году остатки церкви были почти полностью разобраны. На их месте из белого камня (во вторичном использовании) и кирпича был построен новый храм, план которого практически точно повторил план церкви Андрея Боголюбского. При перестройке западная часть северной стены, к которой примыкали арка ворот и переход, уцелела выше уровня хор, хотя и была перелицована со стороны интерьера. Факт перелицовки доказывается наличием в кладке блоков с «перевернутыми» насечками под штукатурку; блоков без насечек (соответственно, перетесанных, перевернутых либо перемещенных); маломерных вставок в кладку; неровно положенных блоков (рис. 68). Остальные стены сохранились на 2–3 ряда кладки.

http://sobory.ru/article/?object=02498

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010