Так, церковь Варлаама Хутынского, ныне имеющая четырехскатное перекрытие, первоначально была «…крыта тесом полатками». Этот излюбленный новгородцами прием использовали и мастера, возводившие и Троицкую церковь Духовского монастыря. В последнем случае, храм венчает не одна, а пять главок. Кроме того, Троицкий храм имеет три апсидных выступа. Здесь наибольшим сходством обладает декор – маленькие арочки с килевидным завершением, образующие фризы в верхней части апсид и трапезной; большие арки с таким же завершением, расположенные в два яруса на алтарных выступах и стенах трапезы. Показательны и вытянутые окна с полукруглым верхом и очень глубокими обрамлениями. Таким образом, Троицкую церковь можно назвать наиболее близким аналогом Покровского храма в ее декоративном решении (тогда как Сретенский и Варлаамовский храмы имеют только некоторые сходные мотивы в убранстве). Однако возведена она была на двадцать лет позднее и, возможно, здесь имело место обратное влияние. Еще с большим основанием это предположение применимо к трапезной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Тихвинском Успенском монастыре (1581 год). Здесь очень большое сходство мы видим в конструкции, так как церковь представляет собой бесстолпное сооружение, увенчанное «горкой» кокошников. Однако ни арок с килевидным завершением, ни ярусного членения фасадов, мы здесь не видим. Из сходных черт декора можно отметить только оформление окон. Отдельные мотивы убранства присутствуют и в решении храма св. Никиты мученика (1557 год). Особенно показателен небольшой придел свт. Николая. Он представляет собой типичный новгородский храм середины XVI столетия, крытый, как и Троицкая церковь, «полатками» или «фронтонами», имеющий уже не раз нам встречавшееся решение окон и большие арки или ниши с характерным завершением. Единственный более ранний пример использования аналогичных декоративных мотивов – это храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Михайловской улице (1466 год). Но этот храм не трапезный, он имеет более приземистые пропорции, без эффекта «столпа», и низкую апсиду. Он крыт на восемь скатов, что очень показательно для архитектуры Великого Новгорода второй половины XV-XVI века. Кроме того, в его декор включены «ползучие» двулопастные арки в боковых пряслах. Итак, можно заключить, что наиболее близкие по своему решению и убранству Покровской церкви Александро-Свирского монастыря новгородские храмы относятся уже к более позднему времени – середине и второй половине XVI столетия.

http://sobory.ru/article/?object=05255

Каменный Отмицкий храм немного не достоял до своего столетия. В 1920-х гг. он был закрыт и некоторое время использовался как клуб, в нем показывали фильмы. В 1939-1940 гг. храм был разрушен, кирпич и щебень были вывезены на баржах на строительство водохранилищ на Волге. Место храма запустело. Несколько лет назад при строительстве новых домов был найден покореженный крест, сброшенный с купола церкви в Отмичах в 1939 г. По решению прихожан тверского прихода блаженной Ксении Петербуржской и местных дачников он был установлен на месте одного из престолов храма в том виде, в каком был найден, без реставрации.  По материалам сайта Прихода Ксении Петербуржской в Твери ;   и  о часовне Покровское подворье расположено в д. Отмичи, недалеко от места, где река Тьма впадает в Волгу. В древности здесь был Покровский Отмицкий, или Вотмицкий, монастырь. В 2015 году исполняется тысячелетие начала христианской истории Тверского края, связанное с д. Отмичи. Согласно сведениям тверского патерика, в 1015 году св. князь Глеб, направляясь в Киев, чтобы проститься с отцом, незадолго до своей мученической смерти проезжал через Отмичи. Здесь его конь споткнулся, и князь, упав, потерял золотую гривну, висевшую на его шее. С тех пор на этом месте стали особо почитать свв. страстотерпцев Бориса и Глеба. В XV веке здесь был основан Покровский Отмицкий монастырь. Это одна из древнейших и в прошлом знаменитейших обителей тверской земли. Ее настоятелями были свт. Акакий Тверской, в епископство которого Тверь переживала расцвет духовной жизни; архимандрит Вассиан Кошка, церковный писатель, сочинения которого содержат ценную информацию по истории Тверского края. Обитель пользовалась особым вниманием тверских князей, которые строили в ней храмы и дарили земельные угодья. Во время литовского нашествия в нач. XVII века монастырь был разорен. Его единственный храм – Покровский – стал приходским. Первая Литургия в завершённом храме на Отмицком монастырском подворье. 1 августа 2016 г.Место Отмицкого монастыря постепенно размывало водой, так что к середине XIX века церковь стояла на самом обрыве. Кладбище полностью затопило. В 1860 году после сильного наводнения храм и село было решено перенести на полкилометра выше по р. Тьме, и в 1854 году уже на другом месте был воздвигнут новый величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы с пятью престолами.

http://sobory.ru/article/?object=22859

Мы — пример для села, что не нужно опускать руки и отчаиваться. Нужно молиться, трудиться и все придет. Еще одно большое достижение — в августе 2015 года, спустя 86 лет, в храме Покрова Пресвятой Богородицы возобновились богослужения. Собралось много людей. Верующие стояли на земле, пола в храме пока не было. Вокруг были блюда с фруктами и цветами. Через некоторое время мы совершили службу в храме праведного Симеона Верхотурского. Сначала мы отслужили водосвятный молебен, а когда началась Божественная Литургия, ласточки устроили невообразимое: пролетали над нашими головами и щебетали. Так громко, как будто подпевали нашему маленькому хору. И, представьте себе, почти абсолютную тишину: ни мычания коров, ни шума проезжающих машин. Из окон лилось церковное пение. Это было так удивительно и радостно! Зимой мы служим в другом, уже теплом помещении. — Как местное население отнеслось к вашим начинаниям? — Никто не верил сначала, что нам удастся что-то сделать. Некоторые думали, что мы секта какая-то. Однажды пошла я по дворам с церковной кружкой, попросить подаяния для храма. Хотела себя показать и с людьми познакомиться. И вот один мужичок вышел в трусах семейных, говорю ему: «Я на кресты собираю». Он молча ушел в дом, потом вернулся и в кружку тысячу рублей положил со словами: «Я все равно не верю, что вы восстановите храм». То есть люди давали деньги, лишь бы я отвязалась от них. А когда мы на восстанавливаемый храм Покрова Пресвятой Богородицы в Булзях кресты и купола поставили, местные поняли, что мы воздух не сотрясаем. Пять пожилых теток, можно сказать, такую громадную работу взвалили на плечи, и у нас что-то получается. Отношение к нам сразу изменилось. Люди поняли, что мы пришли сюда надолго и все равно свое дело сделаем. — Село небольшое для такого храма? — Раньше храм наполнен был местными жителями, население было велико. Сейчас село вымирает. Оно неперспективное, работы нет. Молодежь уезжает, старики остаются, правда, много дачников. Перспектива только в одном — если здесь будет монастырь, тогда люди будут селиться, будет работа, ведь любой монастырь имеет способность расширять и развивать свою деятельность. И вот если народ, к примеру, будет прибывать в монастырь, то мы сможем наладить какое-то производство. Даже сельскохозяйственное, как это делали монахини век назад. Потихонечку будем зарабатывать копеечку для строительства храма и людям помогать. Наша главная миссия — показать, как можно жить с Богом.

http://pravoslavie.ru/90042.html

В 1867 году новая церковь по ходатайству А.Н. Листовой была освящена в честь святителя и чудотворца Тихона Задонского. Здание, где находилась церковь, было полукаменным: внизу каменное (где помещалась кухня, кельи для сестёр и трапезная), вверху теплая деревянная домовая церковь. Размер церкви был небольшой (11 метров в ширину и 22 метра в длину). Святыней церкви была икона Богородицы «Экономисса», с Афона, присланная в дар старцем Георгием. В церкви имелась серебряная церковная утварь, пожертвованная благотворителями из Москвы. При церкви была построена деревянная колокольня с 7 колоколами, самый большой из них весил 40 пудов. Колокола были пожертвованы обители крестьянами сел Порецкого, Пои и благотворителями из Нижнего Новогорода. Женская обитель в Лукоянове была создана в 1855 году, а в 1887 году Священный Синод своим постановлением утвердил создание в г. Лукоянове женской общины с богадельнею для престарелых и безродных женщин «на средства из дворян девицы Листовой А.Н., наименовав ту общину Тихоновской». Начальницей общины была утверждена Листова А.Н. 16 ноября 1896 года Лукояновская Тихоновская община решением Священного Синода была обращена в третьеклассный, того же названия женский монастырь, «с таким числом сестёр, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства». Монастырю вменялось в обязанность открыть богадельню и школу для девочек. С 1893 года настоятельницей монастыря стала матушка Асенефа (девица из дворян Александра Соколова) - монахиня Нижегородского Крестовоздвиженского монастыря. В 1897 году она была возведена в сан игуменьи. При матушке Асенефе вся территория монастыря была застроена и обнесена каменной оградой. Главное внимание уделялось строительству каменного собора. Строительство продолжалось 10 лет (с 1896-1906 гг.). В 1901 году для собора был куплен колокол в 300 пудов. Освящение собора состоялось в 1907 году. Центральный престол был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, левый – в честь Преподобного Серафима и Святителя Николая, правый – в честь Архистратига Михаила. Кроме двух храмов на территории монастыря были построены: дом игуменьи, училищный, живописный, клиросный, рухольный, хлебный, больничный корпуса. Все постройки были одноэтажными, деревянными на каменном фундаменте. Исключение составлял хлебный корпус, он был двухэтажным и каменным. За оградой монастыря были построены: гостиный двор, два дома на Мещанской улице для семей священника и диакона, корпус для рабочих и сестер, ухаживающих за скотом, скотный двор, кузница, погреб и др.

http://sobory.ru/article/?object=49302

Дата постройки церкви Андрея Юродивого известна очень хорошо, так же, как и имя заказчика. В III Новгородской летописи упоминается, что «В лето 6879 (1371 год от Р.Х.) поставлена церковь каменну святаго Андрея Блаженного из монастырь из Ситецк», а во II Новгородской летописи называется и имя заказчика: ею была Наталья: «того же лета постави Наталья церковь камену святаго Андрея Уродиваго». Обстоятельства, по которым Наталия решила построить этот храм, неизвестны. Но в Новгородских летописях это имя встречается еще один раз: в 1361 году некая боголюбивая Наталья и ее сын Семен Андреевич «заложиша церковь камену святаго Федора на Федорови улице» (сейчас это церковь Федора Стратилата на Торговой стороне). Исследователи не исключают, что это одна и та же Наталья, и предполагают, что церковь Андрея Юродивого она построила в память о муже. Храм имеет довольно редкое посвящение: он назван в честь Андрея Юродивого, день памяти которого приурочен к празднику Покрова Богородицы. Андрей жил в Константинополе в VIII веке. По преданию, когда город окружил неприятель, жители города собрались в храме Пресвятой Богородицы на Влахернах. Во время молитвы Андрей увидел Богоматерь, которая сняла с себя покрывало и простерла над молящимися, обеспечивая этим им защиту. Описание этого видения послужило основой для установления князем Андреем Боголюбским в XII веке праздника Покрова Богородицы. Современные исследователи полагают, что самый древний и наиболее полный список жития юродивого, датируемый второй половиной XIV века, может быть связан с новгородским Ситецким монастырем, так же, как и икона XVI века из собрания Русского музея, где юродивый представлен с клеймами жития: по последним данным, эта икона принадлежит кругу произведений мастерской новгородского архиепископа Макария и датируется концом 30-х – началом 40-х годов XVI века. Монастырь неоднократно упоминается в летописях, но уже в 1611 году он приходит в упадок. К началу XX века лишь его главный храм и небольшая деревянная мельница остаются единственными уцелевшими от монастыря зданиями. В 1931 году специальная комиссия закрывает церковь как бесхозную, и принимается решение использовать здание под пороховой склад, зашить окна и обнести храм колючей проволокой. Артобстрел в августе 1941 года окончательно разрушает здания Кириллова и Ситецкого монастырей.

http://sobory.ru/article/?object=49881

«Косоуцкий скит» был упразднен. Последние документы, имеющие отношение к К. м. и его имуществу, датированы 1849 г. С течением времени местные жители, нуждавшиеся в стройматериалах, разобрали монастырские постройки. 22 апр. 1990 г. благодаря усилиям архим. Иеронима (Палия) было принято решение возродить К. м. В 1994 г. монашеская община насчитывала 2 монахов и 3 послушников. 9 июня 1998 г. решением Синода РПЦ мон-рь был официально открыт. По просьбам жителей села и по благословению митр. Кишинёвского и всея Молдавии Владимира (Кантаряна) была возведена и 3 нояб. 2002 г. освящена монастырская ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Осенью 1998 г. были построены трапезная, кухня и кладовая, а также братский корпус с покоями настоятеля. Обитель содержится на пожертвования прихожан, паломников и на доходы от хозяйственной деятельности. За обителью в 1995 г. были закреплены 5 га пахотной земли, 3 га леса, а также участок в 1,5 га для парка с прудами; имеются скотный двор и птичник. В хозяйстве используются 2 трактора, 3 легковые и грузовая машины. С 1998 г. настоятелем К. м. является архим. Иероним (Палий). В 1998 г. в К. м. проживали 12 насельников, в 2000 г.- 11 монахов и послушников, в сент. 2014 г.- архимандрит, иеромонах, 4 монахини, к-рые помогают по хозяйству. К. м. посещают прихожане из соседних украинских сел, а также многочисленные паломники со всей Молдавии и с Украины. Божественная литургия совершается по праздникам, субботам и воскресеньям на молдавском и церковнослав. языках. Вечерню служат по пятницам и субботам. Арх.: НАРМ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 2865. Л. 19 об.- 20; Ф. 208. Оп. 2. Д. 403а. Л. 1-5 об., 34. Лит.: Чудецкий П. Из монастырских док-тов//Кишинёвские ЕВ. 1882. Отд. неофиц. 2. С. 91, 100-101; 3. С. 166-168; Popovschi N. Istoria Bisericii din Basarabia în veacul al XIX - lea subt rui. Chiinãu, 1931. P. 97; Mãnãstiri Basarabene. Chiinãu, 1995. P. 249; Mnstirea Cosui//Locauri sfinte din Basarabia. Chiinãu, 2001. P. 30-32; Ириней (Тафуня), игум. Митр. Гавриил (Бэнулеску-Бодони) - основатель Кишинёвско-Хотинской епархии. Ново-Нямецкий монастырь, 2009. С. 361-362; Ciorb V. Biserica ortodox din Basarabia i Transnistria (1940-2010). Chiinãu, 2011. P. 266; Brihunet M. Mnstirea Cosui//Mnstiri i schituri din Republica Moldova: Studii enciclopedice. Chiinãu, 2013. P. 245-256. Л. П. Алферьева, В. А. Содоль Рубрики: Ключевые слова: КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия)

http://pravenc.ru/text/2458885.html

В XV в. местность, куда пришел на подвиг пустынножительства и безмолвия «божественный» Иларион, представляла собой страшную пустыню, покрытую дремучим лесом, носящим название Сорокового бора, непроходимыми мхами и болотами, мало населенную народом непрямодушным, закоснелым в невежестве и суевериях. Здесь водились шайки разбойников, имевших свои землянки у берегов Черной речки. По преданию прп. Иларион нес свой молитвенный столпнический подвиг в дупле дерева. Возможно, поначалу он в нем и жил, подобно Павлу Обнорскому, прожившему в дупле старой липы 3 года, и Иоанну Рыльскому, жившему в дупле дуба. День и ночь подвижник славил Господа в молитвах и песнопениях, день и ночь проводил в слезах и посте. Ничто не возмущало его покоя. Лишь дикие звери ревели по ночам в пустыне, а птицы вторили пению святого. Преподобный же, созерцая Бога, беседовал с Ним умом и сердцем. Через некоторое время Господь возвеличил место пустынножительства Своего угодника, к нему стали стекаться христолюбцы, «взыскующие горнего града». Около кельи св. Илариона строились другие для желавших с ним жительствовать, и составилось пустынническое братство. В 1470 г. здесь был основан Покровский Княже-Озерский монастырь, а преподобный Иларион принял сан игумена для духовного водительства иноков. При его жизни были возведены две церкви — Покровская и Рождества Христова. Все монастырские постройки были деревянные, и ни одна из них не сохранилась до нашего времени. Все житие преподобного Илариона было — непрестанный святой труд, самопонуждение ко всему доброму, непрестанное внимание к себе, бдение, молитва, богомыслие, воздержание, кротость, смирение и всецелая преданная любовь к Богу. Он почил 28 марта (ст. ст.) 1476 г. и был погребен братией монастыря в церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В 1695 г. обитель была приписана к Псковскому Архиерейскому дому. Пустынный монастырь воспитывал в своем братстве особое настроение, складывался особый взгляд на задачи иночества. Основатель его некогда ушел в лес, чтобы спастись в безмолвном уединении, убежденный, что в миру, среди людской «молвы» это невозможно.

http://sobory.ru/article/?object=01356

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе. Урочище Лыщиково Городище существовало еще в XII веке; в XV в. здесь был великокняжеский монастырь, именовавшийся «в Садах» по Воронцовским садам. Сюда в 1482 г. Иоанн III перенес деревянную церковь Златоустова монастыря, когда вместо нее строил каменную. Этот же Лыщиков монастырь упомянут под 1547 г. и в завещании Иоанна IV 1578 г. Около начала XVII ст. монастыря уже не было, была приходская церковь, но несколько на ином месте. В 1657 г. церковь продолжала быть деревянной. В конце XVII ст. на средства прихожан, особенно дьяка Ивана Рагозина, выстроена была каменная церковь, освященная в октябре 1696 г. Ее архитектурная - особенность – изящная глава, составленная из теремков и кокошников. Придел Иоанна Дамаскина освящен в 1697 г., придел Казанской Божией Матери построен г. Лихаревым в 1773 г.; к этому же году надо отнести и колокольню. В 1838 г. было значительное обновление всего храма, главная церковь расширена пристройками с севера и с юга. В 1879 г. устроены нынешние придельные иконостасы. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. Из истории Покровской церкви на Лыщиковой горе известно, что при занятии Москвы французами в 1812 г. в " настоящей церкви " (т. е. в главном приделе) иконостас с иконами уцелел. Уцелел он и в последующие времена, благополучно пережив 2-ю половину XIX в., когда многие московские храмы " обновлялись " , с уничтожением столетних и более древних иконостасов - их безжалостно заменяли на выполненные в " новом вкусе " . Дошедший до нас иконостас Покровского придела, очевидно, следует датировать началом 1770-х гг. (церковь на Лыщиковой горе тогда расширялась, с устройством Казанского придела) - создавшие его резчики еще целиком следовали духу барокко. Но не исключено, что в него включены иконы местного, праздничного и деисусного рядов, написанные для храма еще при его строительстве, т. е. в последнем десятилетии XVII в. Только иконы боковых врат, изображающие архидиаконов, явно исполнены заново.

http://sobory.ru/article/?object=05803

Однако, судя по высказываниям жителей города и некоторых историков-краеведов не только нашего столетия, но и прошлых веков, существовало ошибочное мнение, что, якобы, на месте сегодняшней Ильинской церкви некогда размещалась монашеская женская община. Например, в " Тобольских губернских ведомостях " за 1864 год 6. С. 44) Н.А. Абрамовым указывается, что " церковь в 1687 году сгорела, на месте её построена деревянная же. Настоящая каменная заложена в 1833 году, освящены: Покровская зимняя - в 1836, летняя Ильинская - в 1852 году. В котором году переведен от этой церкви девичий монастырь к Успенской церкви-неизвестно " . В книге " Тюмень архитектурная " , под редакцией Б.А. Жученко и С.П. Заварихина, на странице 91 повторяется эта точка зрения, а на странице 20 авторы сами себе противоречат, указывая, что Ильинская приходская церковь находилась восточнее, в левом углу городского посада, располагавшегося в районе современных улиц Кирова и Хохрякова. 26 июня 1803 года произошла закладка первого каменного молитвенного здания под руководством комиссара Дмитрия Мечева, которое первоначально хотели возвести на месте ветхого деревянного храма, построенного 30 лет назад. Однако, по неизвестным причинам, каменное здание было построено одноэтажным, а освящение его состоялось 9 марта 1811 года в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из первой церковной описи 1823 года свидетельствует, что Ильинская церковь имела два придельных храма с отдельными входами: первый, деревянный, он же главный - во имя Ветхозаветного Пророка Илии и второй - каменный - во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Из описания второго придела, помимо церковной утвари, указываются иконостас голубого цвета с одиннадцатью помещенными в нем иконами и деревянная колокольня с шестью колоколами: благовестный или праздничный - весом 32 пуда 9 фунтов, воскресный -5 пуд., полиелейный -1 пуд 20 фунт., повседневный -1 пуд 10 фунт., малый -1 пуд и зазвонный -37 фунт. 17 октября 1828 года в Тобольскую Духовную Консисторию направляется прошение прихожан о сносе ветхой деревянной Ильинской церкви, в которой служить стало опасно из-за сгнивших стен, пола и потолка.

http://sobory.ru/article/?object=03057

Памятник реставрирован в 1980-х гг. под руководством Б.Л. Малхасова: восстановлены утраченные детали фасадов, главы, характер внутреннего пространства, пол из каменных плит. Забеленные настенные росписи 1893г. требуют расчистки. Иконостас и утварь новейшие. По данным архитектора-реставратора С.В.Демидова, автором проекта храма был архитектор И.Т. Таманский. С.В. Демидов. По старой Троицкой дороге. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005 г. К.В. Аминов Покровский собор с боковыми престолами во имя преп.Сергия Радонежского (южный) и св.Алексия, Митрополита Московского (северный) строился в 1811-1816 гг. попечением игуменьи Евпраксии (Коротаевой) на месте каменной трехшатровой церкви 1640-х гг. Автором проекта был И.Т. Таманский, ученик М.Ф. Казакова. Строительные работы велись под наблюдением А. Крюкова (1811-1812 гг.) и В. Тимофеева (1812-1816 гг.). Кирпичное оштукатуренное здание с белокаменными деталями варьирует сложившийся тип пятиглавого храма эпохи классицизма. Храм был закрыт в 1930 г., использовался в хозяйственных целях. В 1980-х гг. собор был частично реставрирован Б.Л. Малхасовым: восстановлены утраченные детали фасадов, главы, характер внутреннего пространства. В 1989 г. храм был возвращен верующим, вначале в качестве приходского, а с возрождением ставропигиального женского монастыря стал его собором. В 2010-2013 гг. проходил последний этап реставрационных работ, А.В.Алешиным воссозданы утраченные в советское время интерьеры. В храме находится главная монастырская святыня - мощи родителей прп.Сергия, прпп. Кирилла и Марии (канонизированы в 1992 г.). По книге С.В. Демидова " По Троицкой дороге " . Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005 г. Собор Покрова Пресвятой Богородицы Покровского Хотькова монастыря по адресу: г. Хотьково, Кооперативная ул., является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). Кирилл Аминов, 9 апреля 2015 г. Уже то, что Покровский монастырь в Хотьково на заре его рождения связывают с именами родителей Сергия Радонежского, придаёт ему особое значение.

http://sobory.ru/article/?object=00081

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010