В выписи из писцовых книг, выданной в 1632 году игумену Герасиму с братией, приводилось устное свидетельство крестьян-старожилов о том, что в урочище именуемом Городище у реки Москвы в Еганово еще до Смутного времени стояла церковь. Первое документальное свидетельство о постройке деревянной церкви в Еганово относится к 1658 году (по другим данным – к 1652 году). По описи 1763 года, в селе значилась «церковь Покрова Пресятые Богородицы с приделом Святителя Николая Чудотворца с небогатою церковною утварью… на деревянной колокольне 4 колокола». Местность, раскинувшаяся в окрестностях устья реки Пахры, была издавна богата камнем: белый известняк, который ломали в соседнем селе Мячкове, использовали для строительства древних храмов Московского кремля. Егановские крестьяне специализировались на добыче жернового камня для мельниц. Кроме того, в 1674 году из Еганова было доставлено 94 бочки извести для возведения хозяйственных построек московской Знаменской обители. В это время в Еганове постоянно жил «посельский старец» московской обители Христофор. Каменной промысел приносил основной доход для Знаменского монастыря наряду с прибылью от находившегося неподалеку Боровского перевоза через реку Москву. У Боровского перевоза вплоть до конца XVIII столетия стояла монастырская часовня в честь Знамения Пресвятой Богородицы, при которой постоянно жил особый «часовенный старец». Монастырский служитель собирал пожертвования на московскую обитель у путников, двигавшихся по Коломенской дороге. В 1753 году ветхая часовня была разобрана и построена заново. Знаменская часовня у перевоза в последний раз упоминалась в 1798 году, после чего была, видимо, заброшена. В XVIII веке подмосковная вотчина в Еганово постепенно утратила былое значение для Знаменского монастыря. В 1705 году указом Петра I все кирпичные и каменные промыслы были отданы в ведение Ингерманландской (Ижорской) канцелярии, и монастырь тем самым лишился денег с «копания жерновов на Ягановской земле». Также в эту канцелярию был временно передан и Боровский перевоз, который впоследствии был отдан частным лицам.

http://sobory.ru/article/?object=04972

В 1737 г. построена каменная церковь в имя святителя и чудотворца Николая. В 1753 г. деревянная церковь во имя Вознесения Господня заменена на каменную. В 1760-х гг. построена каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, впоследствии к ней был устроен придел во имя Дмитрия Ростовского. Закрыт в 1919 г. Вновь открыт в 1993 г. Государственный исторический архив Чувашской Республики http://libinfo.org/index/index.php?id=115996 Храмов три: 1) теплый храм каменный, с таковою же колокольней, построен в 1753 г.; престолов в нем три: главный в честь Вознесения Господня, в южном приделе во имя Святителя Тихона Задонского и в северном – во имя Св. великомученика и целителя Пантелеймона. 2) Холодный храм каменный, без колокольни, построен в 1767 г.; престолов в нем два: главный в чести Покрова Пресвятые Богородицы и придельный во имя Святителя Димитрия, Ростовского Чудотворца. 3) Третий храм над святыми вратами, каменный, построен в 1737 г.; Престол в нем во имя Святителя и Чудотворца Николая. Монастырской земли: (доходы в пользу причта) 62 дес. пахотной. Капитал монастыря 8406 руб. Причт состоит из двоих священников и двоих диаконов (оба на псаломщических вакансиях). Дома у священников собственные: диаконы живут на квартирах. Жалованья причту от казны 34 руб. 28 коп. Капитал причта 7630 руб. Монашествующих в монастыре и белиц 207 ж. пола. С 1898 г. при монастырь существует церковная школа грамоты, помещается в монастырском здании. Н. Баженов. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года. С приложением географической карты Симбирской епархии (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год). - Симбирск. Типо-литография А.Т. Токарева. 1903. Алатырский Киево-Николаевский Новодевичий женский монастырь основан в 1639 г. игуменией Ладинского Прилуцкого монастыря Елисаветой вместе с 52 монахинями. Новодевичьим назван по причине существования в Алатыре другого Николаевского женского монастыря, упраздненного в 1764 г.

http://sobory.ru/article/?object=06996

К нему собирались такие же искатели безмолвия и устрояли пустыньку. Строгость жизни, слава подвигов привлекали сюда издалека не только богомольцев, но и крестьян, которые селились вокруг обители. Так на месте одинокой хижины отшельника вырастал монастырь и образовывались крестьянские поселения. Лесной пустынный монастырь сам по себе, в своей тесной ограде, представлял земледельческое поселение, хотя и не похожее на мирские, крестьянские села. Монахи расчищали лес, разводили огороды, пахали, косили, ловили рыбу, как и крестьяне. В монастыре были свой дегтярный завод и мельница; на месте монастырских пастбищ сейчас находится деревня Коровье Село. Но действие монастыря простиралось и на население, жившее за его оградой. Вокруг пустынного монастыря образовывались мирские, крестьянские селения, кото¬рые вместе с иноческой братией составляли один приход, тянувшийся к монастырской церкви. Впоследствии монастырь исчезал, но крестьянский приход с монастырской церковью оставался. Жителям Озерской слободы часто бывали видения: то виделся огонь в церкви и горящие свечи, то слышалось ангельское пение, ощущалось благоухание; дети видели седого старца, кадящего в церкви со свечою в руке — это сам преподобный Иларион совершал службу в сослужении ангелов... Возможно, это явилось толчком к строительству каменной церкви. В 1871 г. на месте деревянной церкви стараниями того же Мартиниана Якимова и губернского секретаря Алексея Мартыновича Турчанинова (впоследствии — монаха Череменецкого монастыря Авраамия) была построена каменная церковь с центральным престолом Покрова Богородицы и приделами Рождества Христова и Илариона Великого. Эта церковь сохранилась до наших дней. Мощи прп. Илариона находятся под спудом церкви, с левой стороны от иконостаса. Над местом погребения было две раки. Первая рака, неизвестно когда и при каких обстоятельствах устроенная из красного дерева, обложена внутри кипарисом. Вторая рака в 1887 г. была пожертвована псковским иконописцем Алексеем Бириным, украшена резьбою с херувимами по углам ее.

http://sobory.ru/article/?object=01356

На обратной стороне 8 листа Вкладной книги Спасского монастыря XVI в. подтверждается дата строительства Покровской церкви: «В нынешнем же в 199 (1691) году августа в... д. дана вкладная стольнику Василию Ивановичу Черткову, что впрошлом годеж вмуроме вспасове монастыре построил дядя ево родной блаженныя памяти преосвященный Варсонофий митрополит арский изадонский церковь божию каменную во имя покрова пресвятыя богородицы страпезою исподкеларнею испапертью сход каменной подтою церковью хлебня мукосейня хлебодарня поварня пекарня келья да втомже монастыре построены каменные палаты втех палатах пять житель теплин три сени сосоходы сход каменной другой сход вледник на верху тех палат чердаки деревянные а подтеми полати кладовая полата погреб да ледник а то церковное всякое вышеописанное строение стало 2150 р. да ризы изарабафтравчетой красной оплечья бархот черной золотной стихарь отлас зеленой оплечья золотное да книг устав треод цветная два ирмология цена ризам и книгам тритцать восемь рублев». Далее на 9 странице сообщается, что «да онже стольник Василей Иванович Чертков дал вспасов монастырь на церковное строение и на кресты три золотых». По Вкладной книге можно также установить, что в 1701 г. был проведен ремонт одной из глав церкви, за что плотникам заплачено три рубля. «...И те деньги даны плотникам за работу делали вспасове монастыре на церкви божией главу». Можно также установить, что в 1757 г. построена колокольня. На 21 листе сообщается: «1757 года майя дня вмуромской спасов монастырь построенная каменная колокольня Муромским купцом Павлом Петровым сыном Самариным». «В 1839 году к Преображенской церкви пристроена на 12 аршинах паперть», а «в 1849 г. выстроены св. вороты. В 1850 г. Покровская верхняя холодная церковь переделана на теплую». Отсюда видно также, что каменная ограда монастыря строилась с 1807 по 1810 год. Так, например, «1807 г. 7 мая началась строиться каменная ограда вокруг монастыря... выкладено за одно лето 30 саж», «1807—1808 и 1810 гг. выведено 2 стены с сев. и зап. сторон и святые ворота 10 октября». «В 1841 г. в Преображенском соборе разделаны окна в новом виде». (Беспалов Н.А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.).

http://sobory.ru/article/?object=04956

Согласно росписи 1615 г., в Н. П. м. находились храм святителей Кирилла и Афанасия Александрийских с приделами Покрова Пресв. Богородицы, свт. Николая Чудотворца и св. князей Бориса и Глеба, «да в трапезе древян храм Леонтий Ростовский» (Опись Новгорода 1617 г. Ч. 2. С. 327; Анкудинов И. Ю. Роспись новгородских церквей 1615 г.//НИС. 2008. Вып. 11(21). С. 377). Т. о., соборный храм к тому времени был перестроен. Обитель пострадала во время швед. оккупации Новгородской земли 1611-1617 гг. В росписи 1615 г. отмечалось, что все указанные в ней церкви и мон-ри «вызжены и разорены» (Там же. С. 382). Согласно описи 1617 г., в Н. П. м. «храм и паперть каменная разорены... был большой колокол... На монастыре строенье 5 келей, кровлей и сеней меж кельями нет и ограды около монастыря нет» (Опись Новгорода 1617 г. Ч. 1. С. 112). По переписной книге 1646 г., в Н. П. м. стояли «церковь каменная во имя Офонасия и Кирила, другой храм с трапезою во имя Левонтей Епискуп. А в церквах образы и ризы и колокола - строенье государево. А в монастыри игумен Генадей и з братьею». При обители отмечалось наличие «посадца» и «сельца», в к-рых жили «служки» с детьми общим числом 19 чел. (Писцовые и переписные книги. 2003. С. 94-95). В переписной книге 1678 г. имеются сведения о том, что в монастырской слободке расположены 6 дворов, в к-рых жили «служки» и бобыли, вдовий и крестьянский дворы; всего «служек» и работников насчитывалось 8 чел., в т. ч. крестьянин (Там же. С. 164-165). Согласно писцовой книге 1685-1686 гг., Н. П. м. имел двор в Новгороде на Ильиной ул., в к-ром проживал диакон находящегося рядом Знаменского мон-ря (Там же. С. 204). В 1651 г. для Н. П. м. мастер Ермолай Васильев отлил колокола ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 2. С. 153). В 1744 г. монастырь владел 1235 крестьянами. До 1764 г. к обители был приписан Млёвский Свято-Троицкий муж. мон-рь (с 200 крестьянами) Вышневолоцкого у. Тверской губ., в этой обители попечением кирилловской братии построен каменный храм Св. Троицы (1756). В 1764 г. Н. П. м. был отнесен к 3-му классу, в 1776 г. к Н. П. м. приписан расположенный поблизости упраздненный Ситецкий Андреевский монастырь Новгородского у. ( Милютин В. О недвижимых имуществах духовенства а России//ЧОИДР. 1860. Ч. 3. Отд. 1. С. 143; Зверинский. Т. 2. С. 373).

http://pravenc.ru/text/2577779.html

Из памятников древности, перешедших из Аграфениной пустыни, обращают на себя внимание: 1) Потир с следующей надписью: « сделан потыр к Покрову Богородице в Ографенину пустыну при игумение Александре ромадановской 1645 году июня 8 дня.» 2) Крест восьмиконечный с надписью: « лета 1643 февраля в 1 день положила сей крест уезду Переславля резанского в церковь Покрова пресвятой Богородицы « двчья мстря » агрепинины пустыни вкладчица старица Пелагея Русиновская посестрия Данилова по своих родителех и по своей души». 3) Крест с частицами св. мощей и 4) Евангелие, относящееся к тому же XVII столетию. Из икон, перенесенных из Аграфениной пустыни, достойны внимания: икона Покрова пресвятой Богородицы и икона пресв. Богородицы Смоленской, которые, как видно из монастырской записи, существовали уже в начале XVII столетия. Земли за монастырем значится близ монастыря 46 десятин, в том числе под монастырскими зданиями 3 десятины 1570 сажен, в Рязанском уезде при селе Аграфениной пустыни 68 десятин луговой, в Сапожковском уезде при селе Назарьеве 131 десятина. По штату в монастыре положены быть 1 игуменья, 1 казначея и 15 монахинь, число белиц не определено. В 1877 году в монастыре состояло монахинь с послушницами и белицами 104 человека. На содержание монастыря окладной суммы получается 334 руб. 86 к., из коих 263 руб. выдается на жалованье игуменье с сестрами, 60 руб. на жалованье священно-служителям и штатным служителям, 17 руб. 76 к. на ремонт зданий монастырских и на церковные потребы. Неприкосновенного капиталу в билетах в 1883 г. было 40083 рубля. С 15 октября 1877 г. открыт сиротовоспитательный приют на 10 девочек. Истор. свед. о церквях и монастырях Ратшина стр. 463. Странник 1869 г. янв. (Несколько случаев дивной помощи Богоматери) священника г. Ишима Богоявленского собора Михаила Путинцева. И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1884 г. том 2, стр. 298. Путь становления Свято-Покровской Михайловской женской обители был долог и нелегок. История основания и благоустроения монастыря на Черной горе охватывает почти половину тысячелетия. «Черная гора» – название возвышенного места в окрестностях города Михайлова, на котором расположен Покровский монастырь. Оно звучит несколько таинственно. Вот уже более трехсот лет на горе находится кладбище, в настоящее время, к сожалению, наполовину заброшенное. Благочестивые жители издавна приходили сюда, чтобы отслужить заупокойную литию или панихиду по своим умершим родственникам. А приходили поминать часто в черных траурных одеяниях. Отсюда, по всей вероятности, название – «Черная гора».

http://sobory.ru/article/?object=08889

Архивные документы свидетельствуют о том, что Марфе Федоровой удалось организовать достаточно успешное и разностороннее «хозяйствование» общины. Основной доход монастырю приносили скотоводство и хлебопашество. Важным подспорьем были различные мастерские и рукоделие. В монастыре успешно развивались «живописное, просфорное, переплетное, цветочное, картонажное, чулочное (машинным способом) и чеботарное мастерство, золото-швейное, белошвейное, бельевое, пуховое и портняжное рукоделия». Причем, живописное, просфорное и чулочное мастерство, белошвейное и бельевое рукоделия приносили наибольшую прибыль. Освящение места для обители состоялось 24 июня 1888 г. В общине в тот момент было тридцать человек. С каждым годом число проживающих в общине росло, послушницами становились женщины - уроженки городов Верхнеуральска, Троицка, Оренбурга, поселков Бородиновского, Александровского, Арсинского, Чесменского, Полтавского, Анненского, Краснинского, Сухтелинского и др. Так, в 1905 г. в монастыре проживали 100 человек: уже известная нам настоятельница Магдалина в сане игуменьи, шесть монахинь и 93 послушницы - женщины, «живущие на испытании». В богадельне при монастыре призревались сироты и престарелые женщины, причем девочек размещали по кельям под «воспитательное руководство старших сестер». Для молитвы монахини и послушницы собирались в монастырском храме. Первое время все службы проходили в Варваринской церкви, эта деревянная церковь была освящена во имя святой великомученицы Варвары 4 января 1894 года. 9 сентября 1901 года было начато строительство нового деревянного соборного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Он был «построен на каменном фундаменте, на три придела и покрыт железною крышею. Внутри оштукатурен и окрашен масляною краскою. Купол украшен росписью святых икон и сетью орнаментов, нанесенной редкой вязью и по стенам, и по потолку храма». После того как 1 ноября 1905 года главный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен, служба велась только в этом храме. С 1896 г. все богослужения в монастыре отправлял священник Владимир Михайлов Кыштымов.

http://sobory.ru/article/?object=40692

В 1914 г. к Покровской церкви были приписаны строящиеся церкви в деревнях Рождественской и Атамановой. По воспоминаниям старожилов храм отличался богатым убранством: два Напрестольных Евангелия, одно в серебряном окладе с позолоченными застежками и в футляре из дуба, два серебряных напрестольных Креста (один из них позолоченный), два серебряных Потира с принадлежностями, 14 священнических облачений, одно из них из бархатной парчи светло-голубого цвета, 5 диаконских облачений, бронзовое посеребренное двухъярусное паникадило. Известно, что в храме была чтимая икона преподобного Серафима Саровского, подаренная первым настоятелем храма священником Иоанном Ландышевым. Священником (с 1907г.) служил Иоанн Степанович Ландышев, 58 лет, обучавшийся в Томской духовной семинарии, но курса не окончил, состоял на государственной гражданской службе с 1869 года и вышел в отставку в чине надворного советника, рукоположен во священника 17 сентября 1897 года, состоял духовным следователем благочиния 15 округа и личным секретарем Епархиального Архиерея, с 1909 года состоял следователем благочиния 43 округа; имел награды: орден Св. Станислава 3 степени, набедренник, скуфью и камилавку, последнюю получил в 1905 году. Псаломщиком был Павел Васильевич Гевлич, 28 лет, окончил Томскую церковную двухклассную школу, определен псаломщиком 2 сентября 1900 года, посвящен в стихарь в 1906 году, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы с 1906 года. Имелась церковная библиотека, в которой было свыше 600 книг. В 1903 году при храме было открыто «Серафимо-Завьяловское церковно-приходское Братство воздержания от пьянства и сквернословия». В 1932 году храм закрыли. Здание церкви использовали под разные нужды, включая зернохранилище. В 1982 году в нём устраивались дискотеки (приезжали диджеи из Искитима), купола не было, а на крыше росла довольно крупная берёза... С 1987 года здесь находился сельский краеведческий музей. Храм чудом сохранился, хотя рядом с селом Завьялово находилась одна из самых фанатичных коммун «Факел революции».

http://sobory.ru/article/?object=23053

В 1937 году власти начали разрушение церкви. Вначале были уничтожены колокола, затем в конце 30-х годов здание церкви пытались взорвать, разломать с помощью тракторов, но мощные, крепкие стены храмы выдержали, почти все фрески были закрашены. На втором этаже церкви разместили зерносклад, а на первом – картофелесушилку, в алтаре была кузница, а позднее – склад газовых баллонов. 31 августа 1937 года в возрасте 60-ти лет был арестован, а 26 ноября расстрелян в Вологде последний священник Покровской церкви Василий Николаевич Шергин. В большом доме репрессированного священника местная власть оборудовала медпункт, который располагался там до 1994 года. С 1990 года ведутся работы по возрождению храма. Стараниями неравнодушных людей подготовлен к службе придел храма, в котором находятся иконы, канун, подсвечники, лампадки. В 2012 году вышла в свет книга «Заветный Белокаменный Покров», посвященная истории и архитектуре храма. http://www.sokoladm.ru/zamoshskoe Деревня Замошье находится в 35 километрах от Сокола. Старинная церковь, освященная в честь Покрова Пресвятой Богородицы, располагается рядом с селом Замошье. Каменная церковь сооружена в 1805 году, уникальный памятник православной архитектуры XVII века. Ранее на этом месте был деревянный храм, увезённый в Григорьево-Пельшемский монастырь. В архитектурном облике преобладают черты барокко. Центральный объем возведен формой обширного трехэтажного сдвоенного четверика с пологим сферическим куполом. Глав девять, на небольших восьмигранных световых барабанчиках вторичного типа. С восточного торца располагается двухэтажная пятигранная апсида с вторичной маковкой на пологой конхе. С западного торца располагается двухэтажная прямоугольная трапезная, оканчивающаяся четырехъярусной колокольней с обширным восьмигранным ярусом звона, купол которого утрачен. В наружной отделке из кладочного декора представлены - широкий карниз, украшенный фризом, фигурные обрамления оконных проемов, пилястры по граням. Внутренняя отделка практически не уцелела, есть несколько едва различимых фрагментов фресок.

http://sobory.ru/article/?object=26459

В 2005 году церковь была заново освящена и передана Свято-Тихоновскому Торопецкому монастырю . 11 сентября 2011 года после праздничной литургии состоялось освящение и установка креста на купол Покровского храма. Чин освящения совершил архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Новый крест, изготовленный для торопецкой церкви московскими мастерами, светло засиял позолотой в неярком осеннем небе. Источник: 20.09.2011 сайт " Мой край " Покровская церковь, каменная. Находится рядом с Никольской и поэтому, до революции, многими торопчанами считалась единой с нею. Имела общую с Никольской церковью отдельно стоящую колокольню, на которой висело 10 колоколов, главный из которых весил 310 пудов. Колокольня не сохранилась. Покровская церковь была построена на средства торопецкого купца первой гильдии Якова Васильевича Туфанова и освящена 19 октября 1774 года. Имела три престола: главный - во имя Покрова Пресвятой Богородицы, придельные - во имя Апостола и евангелиста Иоанна Богослова и во имя преподобного Иакова, епископа и исповедника. В 18 веке Покровская церковь считалась самой большой среди всех храмов Торопца. Прихожан в 1876 году - 74 двора (240 мужчин, 330 женщин), в 1879 году - 238 мужчин, 306 женщин. В 1876 году по штату положены настоятель и псаломщик. В 1879 году настоятель священник Ф. Адмиралов. http://hram-tver.ru/toropezrn/pokrovgortorop.html Датой постройки Покровской церкви в архивных материалах указан 1779 год, в сохранившихся паспортах и актах значатся 1772 и 1776 годы, в литературе, посвященной храму, он датируется 1777 годом. Известно, что Покровский храм был построен на средства торопецкого купца Якова Васильевича Туфанова. Церковь считалась самой большой и лучшей из всех приходских церквей. Аналогичная по расцветке Никольскому храму, Покровская церковь совершенно отлична от него как по плану, так и по архитектурному убранству. Сложенная из кирпича размером 27,5х13х7 см, она имеет в плане форму скругленного квадрата. Куполовидная часть церкви по всем четырем сторонам снабжена чуть выступающими четырехпилястровыми портиками с фронтонами.

http://sobory.ru/article/?object=04672

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010